Часть 3. Основные темы произведений Елены Уайт

Рассмотрение основных тем, раскрытых в трудах Елены Уайт

В нашей книге мы прошли вместе с Еленой Уайт длинный путь. Вначале мы сделали обзор долгой жизни пророчицы Божьей, затем познакомились с работой Коми-юта по литературному наследию Елены Уайт после ее смерти и рассмотрели ее различные произведения.

Теперь мы готовы приступить к завершающей фазе нашего знакомства с г-жой Уайт. В этой главе мы рассмотрим семь основных тем, которые красной нитью проходят через ее произведения. Они представляют идеи, помогающие нам понять богословские взгляды вестницы Божьей и ее заботу о Церкви и отдельных людях. Эти темы соединяют также ее различные представления в единую систему концепций, образующих пояснительную канву не только для отдельных книг, но для всех разделов ее произведений (таких, как здоровый образ жизни, образование и семейная жизнь).

Следующие избранные нами семь тем — не единственные, но они, по-видимому, являются самыми основными и нередко повторяются во всех ее трудах. В результате эти семь тем играют связующую и поясняющую роль в трудах Елены Уайт, что поможет нам с большим пониманием читать их.

Любовь Божья

Пожалуй, центральной и самой всеобъемлющей темой произведений Елены Уайт является любовь Божья. Почему мы начинаем с этой темы? Потому что автор сама неоднократно считала ее первой и самой главной в своих книгах. Несколько иллюстраций на данную тему помогут нам понять, какое важное место занимала эта тема в сознании Елены Уайт.

Одной из самых ярких иллюстраций того, что в произведениях Елены Уайт Божья любовь занимает центральное место, является фраза «Бог есть любовь», с которой начинается первый том серии Конфликт веков («Патриархи и пророки») и которой заканчивается последний том этой серии («Великая борьба»).

Почему так? Потому что, как мы увидим ниже, Божья любовь является средоточием великой борьбы между добром и злом, что и показано в трудах Елены Уайт. Поэтому автор при любой возможности акцентирует внимание на Божьей любви. «Бог есть любовь» — вот фраза, формирующая контекст повествования Е. Уайт о великой борьбе.

Другой важной иллюстрацией того, что теме Божьей любви в произведениях Елены Уайт уделяется главное место, служит содержание первой главы книги «Путь ко Христу». Первые слова книги звучат так: «Природа и откровение равно свидетельствуют о Божьей любви» (Путь ко Христу, с. 9).

Г-жа Уайт продолжает рассказывать, что природа говорит «нам о любви Творца» и что даже в мире греха сияет весть о Божьей любви. Ведь «на колючках растут цветы, а на стеблях, покрытых шипами, распускаются розы. На каждой распускающейся почке, на каждой пробивающейся из земли травинке написано: «Бог есть любовь»» (Путь ко Христу, с. 9,10).

Однако автор замечает, что природа, испытавшая влияние греха, «не дает полного представления о Его любви». Непревзойденным и наиболее ярким проявлением любви Божьей к человечеству было то, что Бог послал Иисуса Христа, чтобы спасти нас от наших грехов (Путь ко Христу, с. 10-13).

Глава заканчивается основной мыслью всей книги: «Ни с чем не сравнима такая любовь! Дети Небесного Царя! Какое драгоценное обетование! Это ли не предмет глубочайших размышлений! Какая бесподобная любовь Бога к миру, отвернувшемуся от Него! Эта мысль способна покорить душу и «пленить ум в послушании» Богу. Чем больше мы изучаем божественный характер во свете креста, тем лучше понимаем, как милость, любовь и прощение сочетаются со справедливостью и правосудием, тем яснее становятся бесчисленные свидетельства безграничной любви Бога и Его нежного сострадания, превосходящего жалость матери к своему заблудшему ребенку» (Путь ко Христу, с. 15).

Третья сильная иллюстрация Божьей любви как центральной темы произведений Елены Уайт помещена на первых страницах книги «Желание веков». В первом абзаце этой книги вестница говорит, что Иисус «пришел открыть людям свет Божьей любви» (Желание веков, с. 19). На следующей странице она пишет о жизни Христа, свидетельствующей, «что закон жертвенной любви — это закон жизни на небе и на земле; что любовь, которая не ищет своего», исходит от Бога» (Желание веков, с. 20). Из заключение на последней странице гласит, что через Христа «любовь победила» (Желание веков, с. 835).

В трудах Елены Уайт любовь Божья поставлена на первое место. Она неоднократно говорит о ней прежде все-го в самых важных книгах; словами о Божьей любви начинается и завершается серия Конфликт веков, насчитывающая более 3 500 страниц. Любовь Бога к людям лежит в основе всех других тем ее произведений и формирует их контекст.

Великая борьба

Второй связующей темой, пронизывающей все труды вестницы Божьей, является великая борьба, или противостояние, между Христом и сатаной. Основанием этой темы также является Божья любовь.

Г-жа Уайт неоднократно подчеркивает, что главное в великой борьбе — это стремление сатаны исказить характер Бога, сутью которого является любовь. В первой главе книги «Путь ко Христу» мы читаем, что сатана наводил на людей страх перед Богом как перед существом «суровым и неумолимым. Сатана внушил людям, что главное свойство Бога — суровое правосудие, и Он стал для них грозным судьей и взыскательным заимодавцем. Он представил дело так, будто Создатель только тем и занимается, что ревностно следит за людьми и подмечает все их оплошности и ошибки, чтобы затем подвергнуть каре» (Путь ко Христу, с. 11).

Согласно Елене Уайт, суть противостояния заключалась не только в попытке сатаны исказить Божий характер, но и в сознательном извращении Его закона. На первых страницах книги «Желание веков» мы читаем, что «сатана выставляет Божественный закон любви законом своекорыстия. Он утверждает, что невозможно повиноваться заповедям закона» (Желание веков, с. 24). И вновь в «Великой борьбе» пророчица пишет: «С самого начала великой борьбы на небе намерением сатаны было свергнуть Закон Божий» (Великая борьба, с. 582).

Конечно, в понимании Елены Уайт Закон Божий является воплощением Его любвеобильного характера. Следовательно, намерение сатаны в великой борьбе — скомпрометировать Божью любовь в разных ее проявлениях.

Именно против этой попытки сатаны вынужден был бороться Бог. На первых страницах книги «Патриархи и пророки» Елена Уайт объясняет действия Бога, направленные против восстания сатаны: «История великой борьбы между добром и злом, начиная с того времени, как она разгорелась на небе, и до окончательного подавления восстания и полного искоренения греха также является свидетельством Божьей неизменной любви» (Патриархи и пророки, с. 33).

Как мы уже отметили ранее, тема любви Божьей, наблюдаемой в его борьбе с сатаной, стала средоточием пятитомной серии Конфликт веков. Кроме того, она является теологической основой для понимания других произведений автора.

Божественная любовь проявила себя в полной мере в приходе на землю Иисуса Христа. Елена Уайт приводит доводы, что Бог явил Свою любовь вопреки сатанинским обвинениям, предусмотрев смерть Христа за человечество. Однако Иисус пришел не только пострадать за людей, но и открыть Божью любовь в ответ на сатанинские обвинения. Об этом г-жа Уайт говорит следующим образом: «Чтобы рассеять эту тьму и открыть миру беспредельную любовь Бога, пришел в этот мир Иисус и жил среди людей» (Путь ко Христу, с. 11). В ответ на ложные заявления сатаны Иисус Христос на примере Своей жизни показал, что Закон Божий действительно является выражением Божьей любви и что он может быть исполнен (Желание веков, с. 24).

Своей жизнью и смертью, заявляет Елена Уайт, Иисус Христос одержал победу для Бога. «Искупительное служение Христа, — написала она, — оправдало правление Бога. Всемогущий явлен как Бог любви. Обвинения сатаны опровергнуты, и сущность его выявлена» (Желание веков, с. 26).

Заключительный абзац «Великой борьбы» замечательно связывает воедино тему любви и тему вселенской борьбы. Мы читаем: «Великая борьба окончена. Греха и грешников больше нет. Вся Вселенная чиста. В бесчисленных творениях бьется один пульс согласия и радости. Во все концы безбрежного пространства текут потоки жизни, света и радости от Того, Кто сотворил все. От мельчайшего атома до величайшей галактики — все одушевленное и неодушевленное в своей неомраченной красоте и совершенной радости провозглашает: «Бог есть любовь»» (Великая борьба, с. 678).

Понятия о Божьей любви и великой борьбе подводят к третьей теме, прослеживающейся в произведениях Елены Уайт. Тема эта сосредоточивает внимание читателя на Иисусе, кресте и спасении через Его благодать.

Иисус Христос, крест и спасение через Него

Елена Уайт не только изображает Иисуса Христа, ведущего борьбу с сатаной во вселенском противостоянии, но постоянно раскрывает Его личностные качества. Со времени ее обращения к Богу она постоянно стремилась возвысить Иисуса как единственную надежду каждого человека. С этого момента ее жизни она осознала, что, «только соединившись с Иисусом через веру, грешник обретает надежду и становится верующим чадом Божьим». Как вестница сама о себе пишет, единственной просьбой ее к Богу были слова: «Помоги, Иисус; спаси меня, или я погибну» (Очерки жизни Елены Уайт, с. 23). Елена Уайт никогда не забывала своей первой внутренней борьбы, когда она считала, что должна стать хорошей, прежде чем Бог примет ее. Как обрести Иисуса Христа и спасение через веру в Его заслуги — этот вопрос стал центральной темой ее трудов и проповеднического служения на всю жизнь, начиная с первого видения. В нем Елена увидела, что миллериты будут в безопасности, если «сосредоточат свой взор на Иисусе» (Ранние произведения, с. 14).

Богословские взгляды вестницы Божьей о спасении во Христе поддерживались глубоким осознанием человеческой беспомощности. Е. Уайт указывала, что «последствия зла очевидны в жизни каждого человека, потому что в самой природе его утвердилась склонность ко греху, которую без помощи свыше он не может победить. Одержать верх над силами зла, достичь того идеала, к которому человек в глубине души стремится как к единственно достойному, может помочь только Христос» (Воспитание, с. 29).

Но, несмотря на свое полное разочарование в человеческих силах, г-жа Уайт видела в Иисусе Христе единственную надежду для погибающего мира. «В каждом человеке, каким бы падшим он ни был, Иисус видел сына Божьего, которого можно вернуть к радости жизни с Богом… Взирая на людей в их страданиях и упадке, Христос находил основание для надежды там, где другие видели безысходность. Там, где появлялась нужда, Он видел возможность для возрастания. Искушаемые души, пережившие поражение и чувствующие себя потерянными и погибающими, Он встречал не с осуждением, а с благословением» (Воспитание, с. 79).

Для Елены Уайт Иисус Христос был не только добрым Другом в трудное время. Он был Спасителем, Который умер на кресте за каждого человека. В любимом для многих отрывке из книги «Желание веков» мы читаем: «Со Христом поступили так, как того заслуживаем мы, — чтобы с нами поступали так, как заслуживает того Он. Осужденный за наши грехи, к которым Он не был причастен, Христос пострадал, чтобы мы были оправданы Его праведностью, к которой мы не причастны. Он принял нашу смерть, чтобы мы приняли Его жизнь» (Желание веков, с. 25).

Смерть Христа на кресте за наши грехи была темой, к которой Е. Уайт вновь и вновь обращалась в своих книгах. «Христос, распятый за наши грехи, Христос, воскресший из мертвых, Христос, вознесшийся на небо, — это наука спасения, которую мы обязаны изучать и преподавать» (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 287).

Учение о вере во Христа (или о праведности по вере) красной нитью проходит через все труды Елены Уайт. Верой люди приобщаются к благословениям спасения, приобретенного на кресте. Она постоянно подчеркивала «способность Христа спасти нас полностью и совершенно» (Материалы 1888 года, с. 217). Эта вера включает в себя также веру в служение Христа в небесном святилище.

В понимании Елены Уайт смерть Христа на Голгофе не только сделала возможным спасение каждого человека, но и оправдала Божий характер в великой борьбе. «Смерть Христа, — пишет она, — доказала, что Божье правление не имеет недостатков. Сатанинские обвинения, будто справедливость и милость Божья противоречат друг другу, вне сомнения, были навсегда опровергнуты. Каждый голос на небе и на земле засвидетельствует однажды о справедливости, милости и благородных чертах Божьего характера» (Рукопись 128,1897).

Жизнь Христа, Его смерть на кресте, Его служение в небесном святилище как Ходатая и жертвы за грех, а также принятие верою служения Христа — все это составляет для Елены Уайт ядро ее понимания христианства.

«Возвышайте Иисуса, — писала она служителям, — возвышайте Его в проповеди, в пении, в молитве… Пусть наука спасения станет основой каждой проповеди, темой каждой песни… Проповедуйте Слово жизни, представляющее Иисуса как упование всякого кающегося и крепость всякого верующего» (Служители Евангелия, с. 160). Вновь пророчица Божья писала: «Жертва Христа, принесенная ради искупления наших грехов, является великой истиной, вокруг которой находят место все остальные истины. Для того, чтобы правильно понять и по достоинству оценить каждую истину Библии — от Бытия до Откровения, ее нужно изучить в свете, который струится с Голгофского креста. Я представляю вашему вниманию величественный, грандиозный памятник милости и духовного возрождения, спасения и искупления — Сына Божьего, вознесенного на крест. Это должно быть основанием каждого выступления наших служителей» (Служители Евангелия, с. 315).

Наивысший авторитет Библии

Акцентируя внимание на Христе, живом Слове Божьем, Е. Уайт подчеркивала важность написанного Слова Божьего. В своей первой книге (1851 г.) она писала: «Я рекомендую тебе, дорогой читатель, Слово Божье как руководство в вере и жизни» (Ранние произведения, с. 78). И 58 лет спустя, в 1909 г., вестница Божья стояла на сессии Генеральной конференции с Библией в руках и говорила: «Братья и сестры, я рекомендую вам эту Книгу». Это были последние слова, сказанные ею на сессии Генеральной конференции Церкви.

Елена Уайт возвышала Библию всю свою жизнь. Для нее Библия была Книгой, открывающей волю Божью и дающей знание, которое ведет к спасительным взаимоотношениям с Иисусом Христом. «В Своем Слове, — заявила она, — Бог сообщил человечеству все, что необходимо знать для спасения. Священное Писание должно быть принято как авторитетное и безошибочное откровение Его воли. С ним следует соизмерять наши поступки, оно должно служить путеводителем к истине и эталоном нашей жизни» (Великая борьба, с. vii).

Во время богословских споров пророчица Божья особенно подчеркивала наивысший авторитет Библии. Например, когда Церковь приближалась к сессии Генеральной конференции 1888 года и некоторые руководители Церкви стремились использовать другие авторитетные источники для формирования учения и библейского толкования, она в апреле 1887 г. неоднократно обращались к своим братьям — руководителям Церкви, указывая им на Библию. «Нам необходимо библейское свидетельство на каждой стадии нашего продвижения вперед» (Материалы 1888, с. 36). В июле 1888 года г-жа Уайт писала, что «Библия является единственным мерилом веры и учения» (Ревью энд Геральд, 17 июля 1888 г.).

«Тщательно исследуйте Писания, чтобы видеть, что является истиной, — советовала Е. Уайт руководящим адвентистским служителям месяц спустя. — Ни одна частица истины не будет утеряна благодаря тщательному исследованию. Пусть Слово Божье говорит само за себя, пусть оно само себя толкует».

«Наш народ, — продолжала она, — должен на индивидуальном уровне понимать Библию более основательно, ибо его обязательно призовут к ответу; его будут критиковать люди с проницательным умом. Одно дело — соглашаться с истиной и совсем другое — через внимательное исследование Библии знать, что есть истина… Многие, очень многие погибнут, потому что они не изучали Библию на коленях с серьезной молитвой к Богу, чтобы Его Слово просветило их сознание.

Слово Божье — это великий детектор ошибок; им должно быть испытано все. Библия должна быть мерилом каждого учения и поступка… Мы не вправе соглашаться ни с каким мнением, не сравнив его прежде со Священным Писанием. Божественный авторитет является наивысшим в вопросах веры. Именно Слово живого Бога должно решать все споры» (Материалы 1888г., с. 38-40, 44, 45).

Елена Уайт заявляла, что в «Слове Божьем достаточно света, чтобы просветить затуманенный рассудок, и оно может быть понято теми, кто хочет понять его». Она рассматривала свои собственные труды как средство возвращения людей «к Слову, которым они ранее пренебрегали» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 663).

Этот последний момент очень важен. Елена Уайт всегда считала, что ее задача — указывать людям на Библию. «Дух дан не для того, — писала пророчица, — чтобы заменить собой Библию, ибо Писание ясно говорит, что Слово Божье является мерилом всякого учения и чувства» (Великая борьба, с. vii). Таким образом, Е. Уайт утверждала, что ее собственное пророческое служение также должно быть испытано Библией. Она считала свои произведения «меньшим светом, который должен подвести людей к светy большему» (Литературный евангелизм, с. 125).

По мнению Елены Уайт, личное изучение Библии является самым важным для христианина. И хотя это верно в общем смысле, такое изучение особенно важно в заключительные дни земной истории. Она утверждает, что в конце времени сатана будет использовать «любые средства, чтобы помешать людям познавать Библию», желая скрыть свой обман (Великая борьба, с. 593). Следовательно, изучение Библии является частью борьбы последних дней, — утверждает Е. Уайт, — потому что «только закалившие свой ум библейскими истинами устоят в последней великой борьбе» (Великая борьба, с. 593, 594).

С этой мыслью мы подходим к пятой теме, которую освещают труды Елены Уайт, — Второму пришествию Иисуса.

Второе пришествие Христа

Со времени обращения Елены Уайт и вступления в ряды миллеритов в 1840-х годах тема Второго пришествия оставалась самой важной для нее. Реальность близости пришествия всецело владела ее жизнью и влияла на писательскую деятельность. Как таковая эта тема связана с шестью другими, которые мы обсудили выше. Итак, Второе пришествие — это основная истина Библии. Второе пришествие является кульминацией спасения во Христе. Событие это знаменует собой окончание великой борьбы между добром и злом, оно есть наивысшее выражение Божьей любви, суть трехангельской вести. Именно Второе пришествие дает стимул для христианской жизни. Тема Второго пришествия оказала сильное влияние на Елену Уайт.

Она указывала, что Второе пришествие должно быть в центре учения и жизни адвентистов седьмого дня. «Все проповеди, — говорила она, — должны показывать, что мы ждем пришествия Сына Божьего, работаем ради этого и молимся об этом. В Его пришествии — наша надежда. Этой надеждой должны быть проникнуты все наши слова и дела; ею должны наполняться все наши помыслы и взаимоотношения» (Евангелизм, с. 220).

Для Елены Уайт возвращение Христа было не только событием будущего. Она ощущала, что оно вот-вот произойдет. Этим объясняется необходимость возвещения трехангельской вести всему миру в кротчайшие сроки. «Трубите тревогу по всей земле, — наставляла она. — Говорите людям, что день Господа близок и очень поспешает. Пусть никто не останется не предупрежденным… Нам нельзя терять времени… Пришествие Господа ближе, чем когда мы уверовали. Великая борьба близится к концу. Каждое сообщение о бедствиях на море или на суше свидетельствует о том факте, что близок всему конец. Войны и военные слухи говорят о том же… Господь грядет. Мы слышим шаги приближающегося Бога… Мы должны готовить путь для Него, делая все с нашей стороны, чтобы приготовить людей к этому великому дню» (Евангелизм, с. 218, 219). Именно истина о пришествии и о близости этого события подготовила почву для миссионерской деятельности адвентизма.

Елена Уайт говорила о Втором пришествии и распространении вести о нем в связи с апокалиптическими книгами Даниила и Откровение. Эти книги и отраженная в них картина последнего времени занимают особое место в учении и трудах Е. Уайт. «Необходимо более тщательно изучать Слово Божье, — писала она в 1896 году, — как никогда прежде в истории нашего служения следует обратить внимание на книги Даниила и Откровение» (Евангелизм, с. 577).

Вновь она побуждала церковь, говоря, что «необходимо более старательное и глубокое изучение Откровения и более ревностное провозглашение истин, содержащихся в нем, — истин, касающихся всех, живущих в эти последние дни» (Евангелизм, с. 197).

Труды Елены Уайт о Втором пришествии свидетельствуют, что в изучении книг Даниила и Откровение она следовала своему собственному увещеванию. Ее труды наполнены многими описаниями и образами из этих двух апокалиптических книг.

Некоторые свои самые вдохновенные повествования г-жа Уайт написала в связи с событиями, сопровождающими Второе пришествие. Изображая само Второе пришествие, она повествует: «Дети Божьи слышат ясный, мелодичный голос, говорящий: «Восклонитесь!». И, подняв глаза, люди видят радугу обетования. Темные, грозные тучи, покрывавшие небосвод, рассеиваются, и они, подобно Стефану, смотрят на небо и видят Божью славу и Сына Человеческого, сидящего на престоле…

Безбожники с ужасом и с изумлением смотрят на все это, между тем как праведники следят за признаками своего избавления с торжествующей радостью. Кажется, будто все в природе изменило свое обычное течение… Посредине разгневанного неба виднеется полоса неописуемой славы; оттуда слышится голос Божий, подобный голосу множества вод, «говорящий: совершилось!» (Откр. 16:17).

От этого голоса содрогаются небо и земля. Происходит великое землетрясение… Небо, кажется, открывается и закрывается. От престола Божьего видны проблески славы Божьей… Самые высокомерные города земли уничтожены… Тюремные стены рушатся, и народ Божий, заключенный в темницы за веру, выходит на свободу» (Великая борьба, с. 636, 637).

Равно ободряет описание воскресения праведных: «Среди колеблющейся земли, вспышек молний и ударов грома голос Сына Божьего зовет спящих святых… И во всех концах земли мертвые услышат этот голос и услышавшие оживут…

Живущие праведники изменятся «вдруг во мгновение ока». Они были прославлены при звуке Божьего голоса, а теперь, став бессмертными, они вместе с воскресшими святыми восхищаются навстречу Господу по воздуху… Святые ангелы на руках принесут матерям их малюток. Друзья, давно разлученные смертью, встретятся, чтобы больше никогда не расставаться, и с радостным ликованием все вместе поднимаются к граду Божьему» (Великая борьба, с. 644, 645).

Самые трогательные из всех описаний Елены Уайт, относящихся ко Второму пришествию, — это описания жизни на новой земле. «Там бессмертный разум, — пишет она, — с неувядающим восторгом будет созерцать чудеса творческой силы и тайны искупительной любви… Станут развиваться все способности, умножится каждый талант… Там можно будет осуществлять самые грандиозные проекты; претворять в жизнь самые возвышенные стремления, самые смелые планы; но и после этого будут новые вершины, которые следует взять; новые чудеса, которые будут вызывать восхищение; новые истины, которые нужно постигать; новые объекты исследования, требующие приложения сил, ума, души и тела» (Великая борьба, с. 677).

Как мы видим из вышеприведенных цитат, главная, связующая тема произведений Елены Уайт формировалась не только под влиянием событий, относящихся ко Второму пришествию, но и в результате ее глубокого внутреннего ощущения реальности предстоящих событий. Это тематическое ядро определило направление произведений г-жи Уайт и задачи ее жизни.

Понимание г-жой Уайт Второго пришествия тесно связано с шестой темой, помогающей нам оценить ее жизнь и труды. Мы имеем в виду трехангельскую весть из Откр. 14:6-12 и миссию Церкви адвентистов седьмого дня.

Весть третьего ангела и адвентистская миссия

Трехангельская весть, описанная в Откр. 14:6-12, определяет, по мнению Елены Уайт, отличительный признак Церкви адвентистов седьмого дня. С самого начала служения и до конца, в течение почти 71 года она держалась того мнения, что Бог специально поручил адвентистскому движению проповедовать весть третьего ангела.

Обратите внимание, как она описывает миссию Церкви: «В особом смысле адвентисты седьмого дня поставлены в этом мире как стражи и носители света. Им было вверено последнее предупреждение погибающему миру… Им была вверена самая важная и торжественная задача -провозглашение вести первого, второго и третьего ангелов. Никакое другое служение не сравнится по важности с этим поручением. Ничто другое не должно поглощать внимание адвентистов.

Нам были поручены самые торжественные истины, когда-либо вверенные смертным людям, чтобы провозглашать их миру. Нашей задачей является провозглашение этих истин миру. Мир необходимо предупредить, и Божьему народу надо оставаться верным долгу, возложенному на него» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 19).

Подобно другим руководителям — адвентистам седьмого дня, Елена Уайт смотрела на трехангельскую весть как на «совершенную цепь истины» (Ранние произведения, с. 256), число звеньев которой росло с 1840-х годов и продолжает увеличиваться до конца времени. По мнению адвентистов, провозглашение первой вести (о наступлении часа Божьего суда) было начато проповедью Уильяма Миллера в 1830 и 1840 гг., а вторая весть (о падении Вавилона) начала проповедоваться в 1843 г., когда верующих — адвентистов исключали из церквей, к которым они ранее принадлежали, за веру в библейское учение о том, что Второе пришествие предваряет наступление тысячелетнего царства.

Эти две вести были важны, но они просто подготовили путь для проповеди третьей ангельской вести. Именно третья весть определила задачу Церкви адвентистов седьмого дня и ее уникальные отличительные особенности. Елена Уайт и другие верующие, соблюдавшие субботу, считали, что, «когда Христос вошел во Святое святых небесного святилища (в октябре 1844 г.), чтобы совершить заключительную часть служения искупления, Он поручил Своим слугам распространить по всему миру Свою последнюю весть милости. Это предостережение провозглашает третий ангел из 14-й главы Книги Откровения. Пророку в видении было показано, что сразу же вслед за провозглашением этой вести придет Сын Человеческий во славе, чтобы пожать жатву на земле» (История спасения, с. 379).

Елена Уайт неоднократно указывала, что «весть третьего ангела является последней вестью», ибо мир вскоре будет разрушен. «Когда эта весть выполнит свое предназначение, за ней не последует других милостивых приглашений. Какое великое поручение!» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 206, 207).

Г-жа Уайт учила, что проповедь вести третьего ангела (вместе с первыми двумя вестями) будет иметь всемирный размах. Непоколебимая вера в силу этой вести из Откр. 14:6-12 побуждала Церковь адвентистов седьмого дня трудиться во всем мире, возвещая Евангелие.

Весть третьего ангела, по словам Елены Уайт, должна быть не только всемирной. Ее назначение — вывести людей к свету. Посредством этой же вести каждый будет испытан. «Весть третьего ангела должна выполнять свою работу, выводя из церквей людей, которые встанут на основание вечной истины». Она — «весть жизни и смерти» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 61). Вновь Елена Уайт писала: «Господу угодно было поручить Своему народу нести весть третьего ангела как испытующую весть для мира. Иоанн видит народ, особый и отделенный от мира, отказавшийся поклоняться зверю или образу его; этот народ несет на себе знак Божий и хранит святость Его субботы — седьмого дня… Именно об этом народе апостол пишет: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр. 14:12)» (Евангелизм, с. 233).

Сутью адвентистского понимания вести третьего ангела является неизменность Закона Божьего и восстановление библейской субботы. Первые адвентисты седьмого дня без труда распознали эти элементы в третьей ангельской вести. В противопоставлении имевших начертание зверя тем, кто соблюдал все заповеди Божьи, различимом в 13-й и 14-й главах Откровения, они увидели идею великой борьбы.

Но многие люди так и не поняли в третьей ангельской вести значения выражения «вера в Иисуса». Именно его смысл стремилась Елена Уайт донести до собратьев — членов Церкви на сессии Генеральной конференции в Миннеаполисе в 1888 году. «Вера в Иисуса», подчеркивала она, означает уверенность в том, что «Иисус, взяв на Себя наши грехи, стал Спасителем, прощающим нас… Он пришел в наш мир и понес наши грехи, чтобы мы могли приобщиться к Его праведности. Вера Иисуса — это вера в способность Христа прощать нас полностью и совершенно» (Материалы 1888г., с. 217). В другом случае она сказала, что «оправдание верою… есть весть третьего ангела в ее истинном значении» (Избранные вести, т. /, с. 372).

С точки зрения Елены Уайт, весть третьего ангела соединяла в себе закон и субботу. Когда адвентисты седьмого дня делали акцент на законе и субботе в ущерб Евангелию благодати, они не проповедовали третью ангельскую весть полностью. Этот недостаток был присущ Церкви до 1888 года. Но, начиная с 1888 года, адвентисты стали полнее понимать весть третьего ангела, и Елена Уайт могла заявить, что Церковь в то время имела более полную весть и что «громкий клич третьего ангела начался с откровения праведности Христа — Спасителя, прощающего грех» (Избранные вести, т. 1, с. 363).

Центральное положение вести третьего ангела с ее призывом к всемирной миссии определило представление Елены Уайт о том, что эта весть является главной, основополагающей темой. И, подобно другим связующим темам, она переплетается с шестью остальными, о которых мы говорили выше.

Прежде чем закончить тему о вести третьего ангела, необходимо указать, что с третьей ангельской вестью прямо связаны не только фундаментальные труды Елены Уайт о законе, субботе, праведности по вере, великой борьбе и о других вопросах, но также ее объемные комментарии по вопросам образования, здоровья, издательской деятельности и евангельского служения.

Адвентистское образование было призвано научить людей распространять третью ангельскую весть. Весть о здоровом образе жизни, связанная с вестью третьего ангела так же тесно, как рука с телом» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 486), должна была дать людям здоровье, чтобы они могли достойно проповедовать адвентистскую весть и вести других к истине посредством свидетельства адвентистских лечебных учреждений. Издательская и евангельская программы также должны были способствовать распространению последней вести миру перед окончательной жатвой Откр. 14:14-20.

Третья ангельская весть имеет прямое отношение к последней теме, которую раскрывала Елена Уайт и которую мы рассмотрим в этом кратком обзоре, — повседневная христианская жизнь и развитие характера.

Практическое христианство и развитие христианского характера

Христианство, как его представляла себе Елена Уайт, должно влиять на каждую сторону повседневной жизни человека. Истинное христианство внутренне преобразует людей, а не просто влияет на их чувства, когда они находятся в церкви. Оно изменяет их сердца, но это внутреннее изменение, если оно действительно подлинное, переносится на семейные взаимоотношения, учебу, работу и даже на то, как человек проводит свободное время. Огромное количество материала, которое Елена Уайт написала об отдыхе, браке, здоровье, использовании нашего времени и наших способностей, говорит о практическом применении христианства.

Вера в преобразующую силу обращения лежит в основе многих ее советов по практическому христианству. Эта вера связана с осознанием того, что внешние действия проистекают из внутренних мотивов. Следовательно, как только человек обращается, для него естественным становится только одно — жить христианской жизнью благодаря силе Божьего Духа.

Для Елены Уайт суть практического христианства заключается в том, чтобы поступать подобно Христу, а не жить по принципам царства сатаны. В основе образа действия Иисуса и сатаны лежат два диаметрально противоположных принципа. «Начало греха, — указывает Дух пророчества, — в эгоизме», в своекорыстии. Напротив, самоотверженная любовь представляет собой «великий принцип — закон жизни во Вселенной». «Ангелы — вестники славы небесной — дарят свою любовь людям… Слава нашего Бога заключается в том, чтобы даровать» (Желание веков, с. 20, 21). Иисус продемонстрировал закон самоотверженной любви в повседневной жизни. Он пришел не только умереть за нас, но «дать нам пример послушания». Христос «явил характер, противоположный характеру сатаны» (Желание веков, с. 24, 25).

С точки зрения г-жи Уайт, люди будут жить либо по принципу сатанинского царства (эгоизма), либо по принципу Божьего Царства (самоотверженной любви). Другого выбора не существует. Свои принципы невозможно скрывать в своем сердце или уме. Принципы вдохновляют на повседневные поступки. Поэтому г-жа Уайт пишет: «Любовь не может существовать без внешних проявлений, подобно тому, как огонь невозможно поддерживать без топлива (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 695). Каковы мы есть внутри, таковы мы будем в практических поступках повседневной жизни.

Переход от жизни, построенной на эгоизме, к жизни, основанной на Христовых принципах, происходит тогда, когда человек подчиняет свою жизнь Иисусу Христу. «Когда человек обращается к Богу, — читаем мы, — ему даются новые нравственные вкусы, новая движущая сила, и он любит то, что любит Бог» (Избранные вести, т. 1, с. 336). Эта новая движущая сила начнет побуждать людей к желанию быть «святыми в своей сфере, как Бог свят в Своей. В меру наших способностей нам следует явить истину, любовь и достоинство Божественного характера» (Избранные вести, т. 1, с. 337).

Итак, христиане посредством Божьей благодати стремятся уподобиться Иисусу в своей повседневной жизни. Они должны подражать Его характеру. Но Елена Уайт предостерегает: «Мы никогда не будем наравне» со Христом в характере, хотя мы можем «подражать Ему и походить на Него» (Ревью энд Геральд, 5 февраля 1895 г.). Бог посылает Свою прощающую благодать, когда мы «не в состоянии подражать Божественному образцу» (Избранные вести, т. 1, с. 337).

И подобно тому, как любовь является главным качеством Бога и основным вопросом великой борьбы, она также лежит в основе развития христоподобного характера, выражающегося в практических повседневных делах. Елена Уайт говорит: «Где бы ни существовало единство с Христом, там присутствует любовь. Какие бы плоды мы ни приносили, при отсутствии любви они — ничто. Любовь к Богу и нашим ближним является самой сутью нашей религии. Человек не может любить Христа и не любить Его детей. Когда мы соединяемся с Христом, мы имеем ум Христов. Чистота и любовь сияют в характере, кротость и истина управляют жизнью». И далее г-жа Уайт замечает: «Меняется даже само выражение лица. Христос, пребывающий в душе, оказывает преобразующее влияние, и внешняя сторона жизни свидетельствует о мире и радости, царящих внутри» (Избранные вести, т. 1, с. 337).

Будучи дочерью Божьей, Елена Уайт на множестве примеров показывает, что значит изменение каждой стороны повседневной жизни. Это прежде всего отказ от вредных привычек и губительных связей. Но христианская жизнь подразумевает намного большее. Фактически отказ от дел, отношений и привычек сам по себе не означает ничего. Для истинного христианина отказ от нехристианских поступков и нездоровых отношений, разумеется, важен, но это только прелюдия к обретению активных, позитивных качеств Христа. Не только отказ от чего-то, но приобретение новых навыков составляет суть того, что означает жить подобно Иисусу.

А каким был Иисус? В первых словах книги «Служение исцеления» Елена Уайт прекрасно говорит об этом: «Господь наш, Иисус Христос, пришел в этот мир как неутомимый слуга нуждам человеческим» (Служение исцеления, с. 17). Он пришел послужить людям, помочь им и передать слова истины. В этом Он наш пример.

Елена Уайт неоднократно увещевает нас уподобиться Иисусу в служении. Труд любви для ближних, указывает она, является «личной ответственностью» христианина, работой, которая «не может быть выполнена кем-то другим по доверенности» (Служение исцеления, с. 147). Очень многие христиане, добавляет г-жа Уайт, не делятся с ближними Христовой любовью. Фактически они возлагают практическую работу свидетельства и служения другим на плечи организаций и их сотрудников.

Не случайно книга «Воспитание» начинается и заканчивается словами о служении ближним. Люди, посвятившие свою жизнь не самоугождению, а служению, перешли из царства сатаны в Царство Христа. В результате Елена Уайт могла написать, что те, кто войдет в Небесное Царство, находили «величайшую радость» в служении здесь, на земле, но на новой земле они также испытают «величайшую радость» в служении ближним, поскольку уподобятся Иисусу (Боепитание, с. 309).

Г-жа Уайт всегда связывает рассуждения о совершенстве христиан с претворением Божьего характера любви в их повседневную жизнь. В книге «Наглядные уроки Христа» она замечает: «Со страстным желанием Христос ждет этого в Своей Церкви. Когда характер Христа полностью отобразится в Его народе, Он придет, чтобы назвать его Своим» (Наглядные уроки Христа, с. 69).

Очень многие люди цитируют эти слова, не обращая внимания на их контекст. В результате они наделили это утверждение смыслом, который не содержится в самом отрывке. Две предыдущие страницы проясняют цель автора. Елена Уайт ясно говорит, что Христос стремится воспроизвести Свой характер в сердцах людей и что принявшие Его откажутся от эгоистичной жизни сатанинского царства. Вместо этого они начнут служить ближним, возвещать им о Божьей благости и делать добро. Они уподобятся Христу, потому что приняли «Духа Христа — Духа бескорыстной любви и служения другим». В результате, говорит Е. Уайт читателю, «ваша любовь [будет] становиться все совершеннее. Все более и более вы будете уподобляться Христу во всем, что есть чистого, благородного и прекрасного» (Наглядные уроки Христа, с. 67, 68). Следовательно, полностью отображать характер Христа означает позволить Ему явить Свою любовь в нашей повседневной жизни.