Иисус Христос — Бог

Если опросить собрание богословов различных исповеданий: на что похож Бог и как Он открыл Себя, можно ожидать десятки различных мнений, по числу собравшихся. Ответы одних противоречили бы ответам других. И если истина не относительна, то все они одновременно никак не смогут оказаться правыми. Например, если один говорит, что Бог — личность, а другой — что безличен, то, очевидно, кто-то из них не прав. Кто же может сказать наверняка, на что похож Бог? Единственный, кому можно полностью доверять — Сам Бог.

А что, если один из участников собрания поднимется и скажет: «Чтобы прояснить всю эту путаницу насчет Бога, я заявляю вам, что Я — БОГ! Я — Путь, Истина и Жизнь!»?

Такое утверждение уже поддается проверке. Либо перед нами душевнобольной с манией величия, либо величайший жулик всех времен, либо действительно Бог.

Именно так заявлял о Себе Христос. Не может быть и речи о том, будто Иисус был «просто» хорошим, нравственным человеком или добрым праведником. Нравственные люди не имеют обыкновения лгать — намеренно или случайно — и уж тем более — называя себя Богом Вседержителем. Они не делают себя предметом веры и поклонения, не побуждают бессчетные тысячи умирать за веру во имя свое. Имея все это в виду, посмотрим, какими способами мы могли бы выяснить истину о Боге.

Бог открылся

Авторы этой книги считают, что все разнообразные откровения Бога можно объективно проверить двумя высшими Его откровениями: Библией и личностью Иисуса.

Начнем с Библии. В отличие от многих других духовных сочинений, Библия недвусмысленно называет себя Словом Божьим. Большинство тех, кто размышлял о Божественности Христа, принимают Библию как Богодухновенную книгу. Будем и мы основывать свой анализ на том, что Библия исторически надежна, что она Слово Божие к нам и единственное истинное руководство для выяснения того, является ли Христос воплощенным Богом.

Скажем со всей откровенностью, почему это положение кажется нам особенно важным. Подавляющее большинство религиозных сект, отрицающих Божественность Христа и в то же время на словах отдающих должное Библии, ставят обычно выше Библии другие «священные» писания, учения или откровения. Тем самым они, в сущности, отрицают или оспаривают то самое, чего на словах придерживаются: основной исторический источник всех учений Иисуса, Новый Завет. (Зачем объявлять себя христианином или сочувствующим христианству, если ты не доверяешь тому, чему на самом деле учил Иисус?)

Иногда уверяют, что за прошедшие столетия Библия подвергалсь искажениям и потому необходимы новые откровения. Однако это не серьезно. Имеется свыше 24.600 частичных или полных рукописей Нового Завета. (Вторая по сохранности рукопись древней истории — «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Сохранилось лишь 643 ее экземпляра.) Даже если бы все рукописи Нового Завета погибли, по сочинениям ранних отцов церкви, написанным до 325 г. от Р. X., можно было бы полностью восстановить весь Новый Завет, за исключением примерно одиннадцати стихов. Даже нехристианские историки вынуждены признать, что по всем научно-историческим меркам, прилагаемым к любому древнему документу, Новый Завет более, чем на девяносто процентов подлинен. Можно оспаривать его смысл, но не историчность (1)

В Библии прямо говорится, что она есть высший авторитет в вопросах богословия (2 Тимоф. 3:16, 17). Любая книга, сочинение или учение, которые изменяли бы содержание Библии, — должны отвергаться христианами. Писание настаивает на этом. Ап. Иуда писал: …..я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды переданную святым» (Иуд. 3) (2) . Писание не оставляет места позднейшим учениям, которые бы изменяли Библию или прибавляли что-то к ней. Павел сказал: «…если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Галат. 1:8, ср. Откровение 22:19; Второзак. 4:2).

Если другие источники станут притязать на Богодухновенность, подобно Библии, то и оценивать их следует в свете Библии. Бог не может противоречить Себе. Таким образом, что бы ни заявляли позднейшие проповедники и писатели, это не должно противоречить Библии, истинность которой нам уже известна. В противном случае становится ясно, что ни речи, ни книги этих проповедников не вдохновлены Богом.

При рассмотрении Божественности Христа дело не в том, легко ли поверить в Божественность Христа или понять ее, а в том, проповедуется ли она в Слове Божием. Если поначалу идея кажется несовместимой с человеческим разумом и пи рассудком, это вовсе не означает ее заведомой ложности. Вселенная наша полна таких явлений, как тяготение, природа света или квазары, которые в данное время находятся по ту сторону человеческого разумения — но тем не менее истинны. Библия учит, что для людских умов Бог непостижим (Иов 11:7; 42:2-6; Псал. 144:3; Исайя 4013; 55:8, 9; Римлян. 11:33). Следовательно, последнее слово о самом Себе остается за Богом, независимо от того, можем ли мы его полностью понять.

Как же Бог открыл Себя в личности Иисуса (7) ( ) Писание гласит:

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную величия на высоте» (Евр. 1:1-3).

Иисус Христос — живое слово Божие. Он открывает Отца. Когда один из учеников сказал: «Господи! покажи нам Отца» (Иоан. 14:8), — Иисус отвечал: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня?.. Видевший Меня видел Отца» (ст. 9). Апостол Павел назвал Иисуса «образ Бога невидимого» (Колос. 1:15) Итак, в этой книге мы постараемся доказать, что глядеть на Иисуса и слушать Его — то же самое, что видеть и слушать Бога.

Основные проблемы

Если Христос был Богом в образе человека, то Его, как никого другого в истории, следует слушать, почитать — и даже поклоняться Ему. Это бы значило, что Бог, Который сотворил галактики, туманности и квазары, Который разбросал миллиарды солнц в небесах, — этот Бог стал человеком, жил, ступал по земле — и умер, покорившись Своему собственному творению. Смерть Его значила бы бесконечно больше, чем смерть любого праведника. То была бы высшая жертва всех времен, свидетельство неизмеримой любви. При таких обстоятельствах обращаться с Иисусом как просто с человеком (или даже одним из богов) было бы святотатством. Не суметь приспособить свою жизнь к Его учению означало бы проглядеть саму жизнь.

С другой стороны, будь Иисус не Богом, а низшим тварным существом, можно было бы испытывать к Нему признательность за Его жизнь, смерть и учение. Но поклоняться Ему как Богу было бы ужасной ошибкой; Он был бы не более чем идолом, захватившим место Бога. В Библии нет неясностей насчет идолопоклонства. Бог говорит, что Он не даст славы Своей иному (Исайя 42:18; 48:11), что нет других божеств (или богов), кроме Него Самого (Исайя 45:5, 21, 22; Иерем. 10:6; 1 Коринф. 8:4-6) и что нам следует служить единому Богу (Второзак. 6:13, 14; Матф. 4:10). Так что либо Иисус — Бог, либо нет. Верить в Него по ошибке — святотатство либо идолопоклонство.

Спор этот может усложняться в зависимости от вашего образования и воспитания. Можно выдвигать аргументы как за, так и против Божественности Христа. Например, усвоив, что Бог — лицо единое и что Иисус — тварное существо, нетрудно при поверхностном чтении Библии найти стихи в поддержку этого взгляда. Считающий же, что Бог — единое высшее существо, включающее Отца, Сына и Святого Духа, и что Сын поступился своим равным положением среди Божества, чтобы стать человеком в лице Иисуса, может найти отрывки Писания в поддержку этого взгляда. Так что дело не в том, обоснована ли каждая из этих позиций, но в том, какая из них находит наилучшее подтверждение. Чему же на самом деле учит Писание?

При разборе этих двух точек зрения мы полагаем, что можем дать более чем убедительные ответы на все библейские стихи, используемые для доказательства, будто Иисус не Бог. Мы покажем, что Библия дает Иисусу все великие имена, признаки и звания Бога. Мы покажем из Писания, что Иисус принимал поклонение и молитву, и предоставим ответы на все главные контраргументы Мы документально подтвердим из церковной истории (до Никейского Собора в 325 г. от Р. X., когда это стало официальной позицией церкви), что Божественность Христа всегда отождествлялась с правоверием.

Очевидно, что из двух точек зрения одна неправильна. Было бы много легче, будь это лишь вопросом искренности — но это не так. Это вопрос истинности (Римлян. 10:2).

Определение терминов

Отыскать соответствующие определения природы Бога, природы Троицы, а также личности и природы Иисуса Христа — предварительное условие для того, чтобы понять моногочисленные стихи Писания, касающиеся Божественности Христа.

1. Бог. Писание учит, что Бог — личное, разумное, любящее, справедливое, верное, вечное существо, которое находится в подвижном взаимодействии со Своим творением. Определения Бога можно объединить в две группы: общие определения и нравственные определения. Роберт Пассантино говорит: «Бог (согласно Его общим определениям) — единый, вечный, неизменный, всемогущий, всеведущий, вездесущий, триединый, духовный и личностный» (3) . Он продолжает: «Нравственные определения Бога включают Его святость, праведность, любовь и истинность» (4) . Христианство учит, что Бог в настоящее время поддерживает вселенную, правит ею и, как мы постараемся показать, воплотился в Иисуса из Назарета.

2. Троица. — Среди всех вещей и живых существ лишь Бог един в трех лицах, или триедин. Когда мы говорим, что Бог триедин, мы обозначаем взгляд на Бога, восходящий к целой панораме отрывков Писания, описывающих личную природу Бога. Под триединством, откуда и возникает слово Троица, мы понимаем, что Бог непротиворечиво открывается как вечно существующий в трех лицах (Отец, Сын и Святой Дух). Эти три лица составляют Божественность, однако есть лишь один Бог.

Мы не хотим сказать, что:

1. Есть один Бог и трое богов.

2. Есть один Бог и одно лицо с тремя именами, образами или проявлениями.

3. Есть один Бог и одно лицо, которое стало тремя отдельными и сосуществующими лицами.

4. Есть три бога, состоящие в одном «семействе».

Библейское учение о Троице можно кратко изложить следующим образом.

Единый истинный Бог, как уже установлено (Исайя 43:10; Второзак. 6:4), состоит из Отца, Сына и Святого Духа. Каждый член Божественности называется Богом. Отец носит имя Бога (Галат. 1:1; Тит. 1:4 и т. д.). Сын, или Слово (логос) неоднократно называется Богом, например, в стихах: Иоан. 1:1, 14; Деян. 20:28; Иоан. 20:28; Тит. 2:13; Евр. 1:8 и т.д. Святой Дух отождествляется с Богом в различных отрывках Писания (Деян. 5:3-4; Иоан. 4:2, 3; Евр. 10:15,16). Понятие единства внутри Троицы видно из такого стиха, как Матф. 28:19, где Отец, Сын и Святой Дух составляют одно «имя» (по-гречески в единственном числе).

В этой книге мы не пытаемся отстаивать доктрину Троицы. Для того, кто приходит к вере в Божественность Христа, вера в существование Бога в качестве отца, Сына и Святого Духа обычно не представляет затруднений.

Желающему исследовать, что говорит Библия о Троице, можно предложить многочисленные стихи (например, Матф. 3:16, 17; Марк 1:9-11; Лук. 1:35; 3:21, 22; Иоан. 3:34-36; 14:26; 16:13-15; Деян. 2:32, 33; 38, 39; Римлян. 15:16, 30; 1 Коринф. 12:4-6; 2 Коринф. 3:4-6; 13:14; Ефес. 1:3-14; 2:18-22; 3:14-17; 4:4-6; 2 Фессалоник. 2:13, 14; 1 Тимоф. 3:15, 16; Евр. 9:14; 10:7; 10-15; 1 Петр. 1-2).

3. Иисус Христос. — «Иисус Христос» — это и имя, и звание. Имя Иисус происходит от греческой формы имени Иешуа или Иошуа, означающего «Иегова-спаситель» или «Господь спасает». Звание Христос происходит от греческого перевода слова Мессия (или еврейского Машиах: Дан. 9:26) и означает «помазанник». Две должности, царя и священника, сопряжены с применением звания Христа. Уже одно это указывает на Иисуса как на обетованного священника и царя пророчеств Ветхого Завета.

Кроме того, мы верим, что Иисусу присущи две природы, человеческая и Божественная; таким образом, мы придерживаемся взгляда, согласно которому Иисус целиком Бог (по природе Своей) и, однако, целиком человек — Бог, явленный в человеческом образе. Библия описывает двойную природу Иисуса как Бога и вместе с тем человека следующим образом:

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим [Его двойная природа], не почитал хищением быть равным Богу [Отцу]; но уничтожил Себя Самого, приняв образ раба (второй облик, Его человеческая природа), сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог [Отец] превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено [богослужение] небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь (Бог Сын) Иисус Христос в славу Бога Отца» (Филиппис. 2:5-11).

С помощью этих рабочих определений Бога, Троицы и Иисуса мы попытаемся ответить еще на один вопрос, прежде чем обратиться к библейским свидетельствам Божественности Христа.

Зачем Бог стал человеком?

Как могут подобные нам ограниченные существа понять беспредельного Бога? Нам трудно воспринимать абстракции, вроде истины, добра или красоты, в отрыве от их зримых образов. Мы узнаем красоту, как она видится нам в прекрасном предмете, добро — как оно сосредоточено в добром человеке, — и так далее. Но что же Бог? Как можно постигнуть, на что похож Бог?

До некоторой степени мы могли бы это сделать, если бы Бог как-то сосредоточился в образе, доступном человеческому пониманию, став одним из людей. Хотя при жизни тот человек не выражал бы вечности и вездесущности Бога (для этого не хватило бы ни времени, ни пространства), он бы зримо выражал природу Бога.

Это — весть Нового Завета. Ап. Павел говорит, что во Христе «обитает вся полнота Божества телесно» (Колос. 2:9). Иисус стал человеком с тем, чтобы человеческие существа могли получить какое-то представление о беспредельном Боге.

Второе, зачем Бог решил стать человеком, — это преодоление пропасти между Богом и человечеством. Если бы Иисус был «только» человеком или тварным существом, то глубина пропасти между Богом и человечеством — бесконечным и конечным, Творцом и творением, Святым и нечестивым — осталась бы неизменной. Чтобы мы смогли узнать Бога, Бог должен был спуститься к нам. Ни одно из тварных существ не может преодолеть гигантской пропасти между Богом и людьми, подобно тому, как кусок глины не может вдохновиться и возвыситься до уровня скульптора. Бог из любви сделал этот шаг к нам. Он желал проложить путь, чтобы все могли узнать Его.