Иисусу Христу принадлежат определения Бога

Бог уникален. Лишь Он нетварен. Он творец и опора целой вселенной — источник творения, а не его часть. Можно видеть дело рук Его или печать Божью на сотворенных вещах, но творение Его — не часть Бога и не то же, что Сам Бог. Например, люди — личные существа: мы можем думать, принимать решения, воображать, любить. Мы — по образу Бога, Который также обладает личностью, но мы не Бог.

Если Иисус Христос поистине Бог, Он должен обладать определениями Бога, а не просто отражать их. В этой главе мы рассмотрим пять исключительных определений Бога и убедимся, что они принадлежат Иисусу Христу.

Вездесущность

Бог — «во» всем; Бог целостно присутствует повсюду, в каждой точке вселенной. Именно это значит вездесущий. Но верить, что Бог «во» всем, не значит, что Он «есть» все. Говоря, что Бог одновременно находится повсюду, мы не считаем, как индуисты, что все творение есть некоторым образом часть Бога. Например, хотя Бог создал деревья, дерево не есть часть Бога. (1)

Бог вездесущ в личном смысле (Псал. 138:7; Притч. 15:3) и тем самым способен помогать, избавлять, любить, защищать и отвечать глубочайшим чаяниям и нуждам Своего народа, точно так же Новый Завет описывает и Христа. Павел сказал: «Нисшедший Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Ефес. 4:10). Христос сказал ученикам Своим: «Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф. 18:20). Он сказал им: …..се, Я с вами до скончания века» (Матф. 28:20). Говорят, что Христос обитает в сердцах всех тех, кто хранит веру в Него (Римлян. 8:9; Галат. 2:20; Ефес. 3:17; Колос. 1:27; Апокалипс. 3:20). — «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?» (2 Коринф 13:5). Как мог бы простой смертный, даже самый прославленный, притязать на то, чтоб обитать в сердцах верующих по всему свету?

Всеведение

Когда мы говорим, что Бог всеведущ, мы подразумеваем, что Бог знает все, что можно знать, действительное и возможное, охватываемое вечностью.

«Бог владеет совершенным и вечным знанием. Он знает все, что можно знать. Всеведение дается Богу не так, как знание дается нам. Мы достигаем знания, учась. Богу этого не требуется. Всеведение приходит к Богу не через рассуждение, умозаключение, чувства, воображение, индукцию или дедукцию. Знание Его прямое, точное и отчетливое, истинное в отношении предметной действительности. Бог знает все, что только можно знать». (2)

Новый Завет описывает Христа всеведущим, обладающим знанием всего — прошлого, настоящего и будущего. В Иоан. 2:24, 25 утверждается, что Иисус «знал всех» и «знал, что в человеке». Ученики свидетельствовали: «Теперь видим, что Ты знаешь все…» (Иоан. 16:30). Петр возгласил: «Господи! Ты все знаешь…» (Иоан. 21:17). В соответствии с Его всеведением, о Христе сказано, что Он предузнал тех, кто предаст Его (Иоан. 6:64).

Говоря о всеведении Христа, д-р Джон Уолвурд пишет:

«Сходным образом предвидение Христа подтверждается в других отрывках (Иоан. 13:1, 11; 18:4; 19:28). Провозглашается, что Он, в соответствии со своим всеведением, обладает мудростью Бога (1 Коринф. 1:30). Таких качеств нельзя приписать даже мудрейшему из пророков, и они составляют еще одно доказательство того, что Ему принадлежали все из Божественных определений» (3) .

Томас Шульц отмечает:

«Знание Христа далеко превосходит знание любого смертного. Он не просто гений, не просто мудрейший из людей. Мудрость его выходит далеко за все человеческие пределы и относится к разряду совершенного знания. Во-первых, Он знает тайные помыслы и воспоминания человека: способность, присущая Богу (1 Царств 8:39; Иерем. 17:9-16). Он увидел зло в сердцах книжников (Матф. 9:4); Он знал заранее, кто отвергнет

Его (Иоан. 10:6), а кто последует за Ним (Иоан. 10:14). Он мог читать в сердцах каждого мужчины и каждой женщины (Марк 2:8; Иоан. 1:48; 2:24, 25; 4:16-19; Деян. 1:24; 1 Коринф. 4:5; Апокалипс. 2:18-23). Смертный может лишь догадываться о том, что происходит в сердцах и умах других. Во-вторых, Христос владел знанием иных фактов, находящихся по ту сторону любого возможного человеческого восприятия. Он точно знал, где в воде была рыба (Лук. 5:4-6; Иоан. 21:6-11), и Он точно знал, у какой рыбы во рту монета (Матф. 17:27). Он знал грядущие события (Иоан. 11:11; 18:4), подробности, с которыми предстоит столкнуться (Матф. 21:2-4), и Он знал, что умер Лазарь (Иоан. 11:14). В-третьих, Он обладал внутренним знанием Божественности, обнаруживая наитеснейшее из всех возможных общение с Богом. Он знает Отца, как Отец знает Его (Матф. 11:27; Иоан. 7:29; 8:55; 10:15; 17:25). Четвертое и исчерпывающее учение Писания на этот предмет: Христос знает все (Иоан. 16:30; 21:17), в нем сокрыты все сокровища премудрости и знания (Колос. 2:3)» (4)

Всемогущество

Еврейские слова El Shaddai могут быть переведены «Бог Вседержитель». Бог всемогущ или всевластен. Чудеса Христа свидетельствовали о Его власти над физическим миром. Но слова Его и Его воскресение провозглашают первенство и власть надо всем творением.

Д-р Джон Уолвурд писал:

«Свидетельства о всемогуществе Христа — решающие и в отношении других определений.

Иногда они принимают форму физической власти, но гораздо чаще относятся к власти над творением. Христос имеет власть прощать грехи (Матф. 9:6), всю власть в небесах и на земле (Матф. 28:18), власть над природой (Лук. 8:25), власть над Своей собственной жизнью (Иоан. 10:18), власть даровать жизнь вечную другим (Иоан. 17:2), власть исцелять физически, как засвидетельствовано многими Его чудесами, равно как власть изгонять бесов (Марк. 1:29-34) и власть преображать тело (Филиппис. 3:21). Силою воскресения Своего Он «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу» (Евр. 7:25). «Он силен сохранить залог мой на оный день» (2 Тимоф. 1:12). Он властен «соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости» (Иуд. 1:24; ср. Ефес. 5:27). Ниже будет отмечено, что воплощение, смерть и воскресение Христовы позволили Христу распоряжаться грехом и спасением. Если Его всемогущество чем-то и ограничено, то лишь тем, что служит святости, добру и мудрости». (5)

Предсуществование

Еще одно определение, которое разделяет с Богом Иисус, — это Предсуществование. Многие отрывки Писания говорят в пользу существования Христа прежде Его рождения, не как простой идеи в предвидении Бога, но в действительности.

Иисус сказал: «Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» (Иоан. 16:28). Много раз Христос говорил, что Он послан в мир, подразумевая, что Его источник вне мира (Иоан. 3:32-34; 4:34; 5:23-24, 36-38; 6:29, 33, 38, 7:16, 18, 28, 29, 33; 8:18, 29, 38, 42, 13:20,

16:30; 17:8 и т. д.). Он сказал Никодиму: «Никто не восходил на небо, как только Сшедший с небес Сын Человеческий…» (Иоан. 3:13). Он сказал: «Я (ego eimi) хлеб живый, сшедший с небе с…» (Иоан. 6:51; ср. тж. ст. 58), и далее: «Что ж, если увидите Сына человеческого восходящего, где Он был прежде?» (Иоан. 6:62). Иоанн Креститель сказал о Христе: «Приходящий с небес есть выше всех. И что Он видел и слышал, о том и свидетельствует…» (Иоан. 3:31, 32).

В другом месте Иисус молится:…..прославь Меня

Ты… славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Иоан. 17:5). Автор послания к Евреям признавал предсуществование Христа, когда писал, что Моисей «поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища» (Евр. 11:26). Сказано, что Иисусу принадлежала «книга жизни» «от создания мира» (Апокалипс. 13:8).

Иоанн Креститель, который как человек был шестью месяцами старше Христа, сказал:…..Идущий за мною стал впереди меня… потому что Он был прежде меня» (Иоан. 1:15, 30). Стих 30 ясно показывает, что Иоанн говорит об Иисусе, а не о Боге. Заметим, что Иоанн Креститель не мог бы говорить о существовании Иисуса в предвидении Бога, как полагают некоторые, поскольку Бог, который всезнающ, предвидел бы и самого Иоанна.

Итак, Писание в один голос свидетельствует: Иисус предсуществовал. Это соответствует Богоявлениям Ветхого Завета (то есть, случаи, когда Бог являлся в физическом обличье). Например, Быт. 18.1 — 19.1; 16:7-13; 22:15, 16; 31:11-13; 32:30; 48:15, 16; Исход. 4:2-4 (ср. 3:2); 1 Паралипом. 21:15-19; Псал. 33:6, 7; Захар. 12:10 (ср. Иоан. 19:37) и 14:3, 4 (ср Деян. 1:9-12) — вот лишь немногие из главных отрывков, показывающих, что Бог являлся физически (6) .

Вечность

Бог Библии вечен. Он по ту сторону как времени, так и источника времени. Никогда не было времени, когда Его не было: никогда не будет времени, когда Его не будет (Исход 3:14; Аввак. 3:6; Второзак. 33:26, 27). Лишь один Бог вечен.

Иисус Христос также вечен. У Него не было «начала», как уверяют Свидетели Иеговы и члены «Международного пути» (а также, в известном смысле, даже мормоны).

В предвестии рождения Иисуса Мессии пророк Михей сказал: Его «происхождение из начала, от дней вечных» (Михей 5:2). Исайя, также говоря о рождении Христа, сказал, что, среди прочих имен, младенец будет назван «Отец вечности» (Исайя 9:6). Иисус сказал: «Прежде, нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан. 8:58). Ф. Ф. Брюс указывает: «Будь Он только предсуществующим, Он должен был бы сказать: «Прежде чем Авраам был, Я был». Иисус сделал еще один шаг дальше, говоря о Себе как о вечном, вечносущем: «Я ЕСМЬ», — Иисус сделал еще один серьезный шаг в сторону утверждения Своей Божественности. (7)

Дж. Кэмбелл Морган подчеркивал: «Я ЕСМЬ» притязает на вечность существования, предсуществование всему еврейскому миропорядку, существование в вечном Бытии» (8) .

Интересен также комментарий Уильяма Беркли:

«Иисус безвременен. Никогда не было времени, когда Он явился на свет, никогда не будет времени, когда Его не будет. Нельзя сказать об Иисусе: Он был. Мы всегда должны говорить: «Он есть». …в Иисусе мы видим безвременного Бога, Который был Богом Авраама, Исаака и Иакова, который был прежде времени и Который будет после времени, Который всегда есть». (9)

Неизменность

Толковый словарь определяет неизменность как неспособность или несклонность меняться». Бог неизменен в Своем лице. Хотя Он действует во времени и устанавливает и меняет отношения во времени, Его сущность, Которая включает Его определения, никогда не меняется (Малах. 3:6; Иаков. 1:17; Псал. 32:11; Исайя 46:9, 10). Мы можем положиться на Его вечную любовь и верность Своему слову. Иисус, очевидно, проходил через изменения, связанные с человеческим развитием. Однако, что касается Его Божественной природы, Писание решительно утверждает, что «Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же» (Евр. 13:8). В сущности Иисус и Отец стоят как неизменное единое.

Итак, мы видим, сколь многие стихи в Писании открывают, что Иисусу Христу принадлежат все определения вечного Бога.