Археология Нового завета

Ветхий Завет охватывает временное «пространство» более, чем в четыре тысячи лет. Два последних тысячелетия начинаются со времен патриархов и кончаются сообщениями Неемии и книгой пророка Малахии (примерно 400 г. до н.э.). Между ветхозаветным и новозаветным временем лежит промежуток примерно в 400 лет — называемый «междузаветное время». На это время приходится ряд грандиозных исторических событий: возвышение Греции, чей язык и культура вместе с завоевателями Александра Македонского совершили победный марш по тогдашнему миру, падение Греции под напором Рима (четвертая из предвиденных Даниилом империй). Единое римское государство существовало с 146 г. до н.э. — по 476 г. после Р.Х. Но так как влияние греческой цивилизации и культуры сильно ощущалось и в римские времена, принято говорить о «греко-романском» периоде.

«Междузаветное время» породило множество религиозных сект и текстов. В предшествующей главе говорилось о свитках Мертвого моря и кумранской религиозной общине. Тогда же возникли и так наз. «апокрифы». Это название включает в себя четырнадцать книг, которые никогда не входили в канонические ветхозаветные тексты. Верующие иудеи не признают их своими и никогда не упоминают во время религиозных служб. Ни Христос, ни апостолы, ни первые отцы Церкви также не принимали их во внимание. «Апокрифы» созданы где-то между 200 г. до и 200 г. после Р.Х. от имени действительных лиц Библии, ставших к тому времени легендарными.

Существовал перевод Ветхого Завета на арамейский язык (Таргумы), который распространился по Палестине, когда Израиль вернулся из вавилонского плена. Талмуд — свод религиозно-этических и правовых положений иудаизма, был составлен на основании Библии. Талмуд давал толкование Торы, т.е. Моисеева закона раввинами в период между 300 г. до и 500 г. после Р.Х.

Синагога, играющая в жизни евреев столь важную религиозную роль, очевидно, возникла во времена вавилонского пленения, когда израильтяне собирались в домах для совместных богослужений (Иез. 8:1; 20:1-3). После своего изгнания, не имея возможности ходить в Иерусалимский храм на богослужения, евреи сходились в синагогах для прославления Бога, наставления в законах и общей молитвы. Начиная с третьего века до н.э., в каждом иудейском городе имелась своя синагога (Лук. 4:44). Синагоги были своего рода хранилищами ветхозаветных текстов, именно в них начинали свою проповедь евангелисты и первые христиане (Деян. 9:20 и 13:5).

В это время существовал целый ряд религиозных группировок, о которых сохранились документальные свидетельства.

1. Фарисеи, придерживавшиеся закона Моисеева во дни гонений на еврейство Антиохом Епифанским (168 г. до н.э.). Они были строго придерживавшимися буквы закона сепаратистами, превратившимися ко времени Христа в фанатиков, не желающих знать ничего, кроме консервативной традиции.

2. Саддукеи, рационалисты и священнослужители с общественно-социальным уклоном, придерживавшиеся буквы Торы. Сильное влияние оказала на них, однако, греко-римская культура. Несмотря на то, что они были противниками фарисеев и отрицали Страшный Суд и Воскресение, в сопротивлении против Христа саддукеи выступили на стороне фарисеев.

3. Книжники, первоначально копировщики текстов, ставшие со временем опытными учителями Закона (потому их и называли еще «законниками»).

Помимо этих религиозных групп в конце прошлой эры перед приходом Христа существовало еще и множество политических группировок, например, иродиане — сторонники династии Ирода, желавшие продолжения его царствования, и зилоты — категорически отвергавшие чужеземное иго.

Синедрион, который со времен Иосафата (2 Пар. 19:4-11) был неким «верховным советом», где разбирались и слушались многоразличные гражданские и религиозные тяжбы, в этом своем качестве сохранился и во времена Иисуса, — вплоть до 70 г. по Р.Х. В синедрион входило семьдесят членов, возглавляемых первосвященником. После изгнания иудеи оказались рассеяны по всему греко-романскому миру. Древний народ Божий обратил в веру много язычников. Возникла необходимость в греческом переводе Библии. Во

времена Птолемея II удалось получить разрешение на такой перевод, который потом — между 285 и 130 гг. до Р.Х. — был выполнен семьюдесятью двумя переводчиками на острове Фарос недалеко от Александрии. Этот перевод носит название Септуагинты.

Можно сказать, что греческие просвещение и культура, римские законы и быт, еврейский монотеизм и иудейские синагоги (распространившиеся как следствие рассеяния Израиля) и, наконец, мессианские и апокалиптические чаяния и надежды евреев — подготовили почву для явления Христа и проповеди христианства. На протяжении всего междузаветного времени можно проследить влияние Божественного промысла, увидеть предначертания плана Божьего, итогом которого должно было стать рождение Мессии и Искупителя, столь неоднократно предсказываемое в Ветхом Завете. Все события мировой истории прошедших столетий, особенно истории еврейского народа указывают на это великое событие.

Жизнь Иисуса Христа не могла оставить вещественных доказательств, погребенных под руинами времени. Он не строил дворцов, храмов, не основывал городов, не вел победоносных походов, и тем более не сжигал и не уничтожал завоеванного.

Археологи вынуждены по крупицам реконструировать окружавший Христа мир и вновь и вновь открывать места, где Он вырос, жил, проповедовал и после этого был казнен.

Евангелисты Матфей, Марк, Лука, а также многие свидетельства греков и римлян — подтверждают реальное существование Иисуса Христа. Находятся следы и миссионерских путешествий ап. Павла, и того, о чем повествуют Деяния Апостолов.

Отличным пособием для археологов являются многочисленные копии Нового Завета, возникшие в первые десятилетия после Иисуса Христа.

Однако критика не раз возвышала голос против Слова Божьего. Одним из таких критиков был Вильям Рамзей, сомневавшийся в исторической подлинности текста Деяний Апостолов и уверенный в том, что они возникли лишь в конце второго века нашей эры. Британский музей ассигновал средства для его исследовательских работ в странах греческого «региона» и в Малой Азии. Не имея достаточно точных древних карт, он решил воспользоваться Новым Заветом, как гидом по существовавшим тогда городам. За отправную точку он выбрал следующее сообщение Деяний: «Они, узнавши о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию» (14:6). В то время считалось, однако, что города эти не имеют отношения к Ликаонии (бедной водою области во внутреннем плоскогорье Малой Азии), а существовали во Фригии (высокогорной малоазиатской провинции). Проведя многочисленные исследования, В.Рамзей убедился, однако, в точности сообщения из Деяний!

Центром Ликаонии была Икония, а наиболее крупными городами именно Листра и Дервия. Под впечатлением того, что это и другие сообщения Деяний полностью подтвердились, Вильям Рамзей стал горячим поборником исторической истинности книги Деяний Апостолов.

Другой крупный ученый В.И.Конибер был убежденным критиком Библии и не верил ни в учение иудеев о Боге, ни в высказывания об Иисусе Христе. Он отправился в Палестину для написания большого критического труда. В итоге он получил вещественные доказательства существования Христа, принял Иисуса Христа как своего Спасителя и впредь писал о Нем, как о Мессии, пришедшем для спасения человечества.

Лью Белее, бывший офицер и закоренелый скептик по отношению к христианству, внимательно изучил все критические доказательства, но пришел к обратному результату, уверовав, что Христос — истинный Сын Божий. И он написал классический роман «Бен Гур» — историю одного иудея во времена владычества Рима.

Крупнейший американский правовед прошлого Симон Гривлев написал обширный научный труд «Закон доказательств». Но он же посвятил одну из своих книг исследованию четырех Евангелий… «Наша профессия, — писал Гривлев, — расследовать лабиринт лжи, разоблачать ее уловки, проникать за самую плотную завесу, раскрывать ее изощренность, проверять высказывания различных свидетелей, обнаруживать правду и отделять ее от лжи». И Гривлев посредством доказательств пришел к заключению истинности всего, что говорится в Евангелиях.

Жизнь Христа

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле» (Лук. 2:1-3 фото 252). Следствием этого повеления было то, что Мария и Иосиф отправились из Назарета в Вифлеем (Лук. 2:3-5) — во исполнение пророчества пророка Михея (5:2).

Этому утверждению евангелиста Луки брошено пять упреков:

1) Квириний (Лук. 2:2) был наместником в Сирии не в это время, а позже;

2) При Августе не было переписи населения;

3) Для подобной переписи не существовало никакой конкретной системы;

4) Если такая перепись и состоялась, то для этого вовсе не обязательно было бы возвращаться в «свой город»;

5) Если б все-таки мужу и надо было вернуться, то уж жене вовсе не обязательно идти с ним в его родной город.

252. Кесарь Август.

253. Римский форум.

Уже упоминавшийся выше сэр Вильям Рамзей на основании изучения многочисленных текстов доказал, что Квириний дважды был наместником Сирии: первый раз во времена рождения Иисуса Христа, второй — позже. Есть египетский папирус, где говорится, что действительно каждые четырнадцать лет перепись проводилась. Высчитанная цикличность этих переписей заставляет предположить, что упоминаемая Лукой перепись проходила в 6-5 г. до н.э., т.е. когда Иисус и родился (ведь наш сегодняшний календарь по отношению ко дню рождения Иисуса сдвинут на несколько лет).

254. Ясли.

Другой папирус называет имена Тиберия, Клавдия и Августа и подтверждает повествование Луки, что для выплаты налогов подданный должен был возвращаться с семьей на родину. Руины ораторской трибуны, с которой во времена Августа провозглашались декреты, находятся на римском форуме (фото 253).

В то время, как Иосиф с Марией остановились в Вифлееме, «наступило время родить ей. И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лук. 2:6-7). Ясли и по сей день употребляются на Святой Земле в качестве кроватки для младенца или кормушки для домашних зверей (фото 254).

В Новом Завете весьма скудны сведения о первых двенадцати годах жизни Иисуса. Еще младенцем «принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа» (Лук. 2:21-39). Когда Ирод «разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже», Иосиф и Мария бежали с Иисусом в Египет (Матф 2:13-23). «Младенец же возрастал» и в возрасте двенадцати лет был взят родителями на праздник Пасхи в Иерусалим, где он задержался «посреди учителей», задавая им вопросы и внимательно слушая. Все в храме «дивились разуму и ответам Его» (Лук. 2:40-49). На фото 255 панорама той части Иерусалима, где расположен храм и где происходило описываемое в Евангелии событие.

Известно также, что с ранней юности «Иисус преуспевал и в возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лук. 2:52 — 3:23).

В начале своего земного поприща Иисус встретился с Иоанном Крестителем, назвавшим Его «Агнцем Божьим, Который берет на Себя грех мира» (Иоан. 1:29). После того, как Иисус был крещен Иоанном в Иордане, Он удалился на сорок дней в пустыню, где был искушаем диаволом (Лук. 4:1-13). На фото 256 — легендарное место крещения Иисуса Христа, а на фото 257 — гора, где сатана хотел, чтобы Иисус поклонился ему, как это описано у Луки.

Преодолев искушения, «возвратился Иисус в силе духа в Галилею и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем» (Лук. 4:14-30).

На фото 258 — руины синагоги (школы) в Капернауме, воздвигнутой на месте той синагоги, где Христос «учил в дни субботние» (Лук. 4:31-37). Он не только проповедовал по всей стране народу и в синагогах их, но и живо интересовался отдельными человеческими судьбами. Об этом свидетельствует эпизод с самарянкой у колодезя Иаковлева (Иоан. 4:4-42). Этот колодезь вблизи деревеньки Сихарь (фото 259) сохранился до наших дней. Здесь Иисус открылся как Мессия.

255. Район Иерусалимского храма.

256. Место крещения Иисуса.

257. Гора, где Иисус отверг искушение.

258 Руины синагоги в Капернауме

259 Колодезь Иаковлев вблизи деревни Сихарь

260 Самарянин со свитками

После падения Северного царства Израиль, когда иудеи были насильственно выселены в контролируемые Ассирией области, страна была заселена людьми, впоследствии называемых самарянами. Вернувшиеся из пленения иудеи никогда не признали их за своих (Ездр. 4:1-10). И во времена Иисуса между иудеями и самарянами по-прежнему оставались недоброжелательные отношения. Поэтому женщина и спрашивала у Иисуса: «Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?» (Иоан. 4:9). Еще и поныне живут на Ближнем Востоке самаряне. Их численность — несколько сот человек. Каждый год празднуют они свою Пасху на горе Гаризим, откуда виден источник Иакова. На фото 260 — священник-самарянин наших дней с древними свитками, написанными потомками Аарона. Они содержат Пятикнижие (пять книг Моисея). Самаряне считают, что только эта часть Ветхого Завета истинно вдохновлена Богом, в то время, как другие следует считать лишь историческим документом.

В первые века нашей эры в Палестине чеканились монеты из золота, серебра и меди. Потому и говорил Иисус: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои» (Матф. 10:9). Находкам древних греческих и римских монет археологи придают огромное значение, потому что вычеканенные на них портреты императоров, сановников и другие изображения и надписи способствуют изучению эпохи (фото 261). Например, среди прочих были раскопаны греческие монеты с изображением богини Дианы (Артемиды) и ее храма в Эфесе. Христос пользовался монетой, чтобы показать Божью любовь: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий?» (Матф. 10:29). Ассарий (фото 261 сверху) — мелкая расхожая монета того времени.

Когда фарисеи хотели втянуть Иисуса в политическую провокацию, они послали к Нему «учеников своих с иродианами», которые принесли Иисусу динарий с изображением кесаря (Матф. 22:15-22). На фото 261 (внизу) — «динарий кесаря». Динарий и ассарий — римские монеты из меди.

261. Монеты.

Статир — та самая монета, которую Петру было велено вытащить изо рта рыбы (Матф. 17:27). Эта греческая монета чеканилась из сплава золота и серебра и равнялась четырем драхмам, сумме, которую Иисус и Петр должны были уплатить в качестве подати на храм. Дидрахма (17:24) — греческая монета, равная определенной дани на храм с одного человека. Драхма равнялась половине дидрахмы. Она упоминается Иисусом в одной из рассказанных Им притч (Лук. 15:8-9). Лепта — самая мелкая греческая монетка из меди в Палестине стоимостью в одну сотую драхмы (см. фото 63). Бедная вдова положила в сокровищницу две лепты, за что была особо отмечена Иисусом (Лук. 21:1-14).

Греки и римляне практиковали следующий вид смертной казни: к шее осужденных привязывали мельничный жернов и бросали их в море (фото 262). Христос употребил этот образ, когда предостерегал от соблазнения «одного из малых сих, верующих в Меня» (Матф. 18:6).

262. Мельничные жернова.

«Множество народа» (Марк. 12:37) слушало Христа «с услаждением», и это жестоко уязвляло гордость фарисеев, которые выставляли свою набожность на всеобщее обозрение (Матф. 6:2, 5; 23:5-7). Они все более ожесточались против Христа и планировали его гибель. Он же, со своей стороны, обличал их в черствости законничества и лицемерии: «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Матф. 23:33). «Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы» (Матф. 9:10-13). Он осуждал фарисеев за ханжеское понимание субботнего дня (Матф. 12:1-8), за нежелание принять крещение от Иоанна (Лук. 7:30-35), за сребролюбие (жадность) (Лук. 16:13-15) и духовную слепоту (Матф. 23:13-16). Он сравнивал их лицемерие с гробницами (фото 263), вернее, уподоблял «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Матф. 23:27).

Иисус часто приходил в Вифанию — маленькое селение возле Иерусалима — и останавливался там у преданных Ему людей (Матф. 21:17 и 26:6; Иоан. 12:1-2). В Вифанию послал Он двух учеников Своих за «молодым ослом», на котором Христос совершил триумфальный въезд в Иерусалим (Марк. 11:1-11) Вечером Он вновь вернулся в Вифанию, в дом Лазаря, Марии и Марфы На фото 264 — сохранившиеся в Вифании руины этого дома. На фото 265 — вход в предполагаемую гробницу Лазаря, где Иисус «воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон» (Иоан. 11:1-44). «И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами» (Иоан. 11 44).

Селение Вифания расположено у подножия Елеонской горы, приблизительно в пяти километрах к юго-востоку от Иерусалима. Это расстояние рассматривалось как достаточное для путешествия туда и обратно в субботний день. На фото 266 — маркированный путевой камень в месте конца этого «субботнего пути» (Деян. 1:12).

На фото 267 — лампы и светильники различных типов. Такие светильники, возможно, имел в виду Христос, рассказывая притчу о десяти девах (Матф. 25:1-13). Небольшой размер светильника позволял ему помещаться в ладони. Пять мудрых дев «вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих» и имели возможность подправить светильники, подлив в центральное отверстие оливковое масло. Такая запасливость символизирует готовность к приходу Иисуса Христа. Другой образ, связанный с пришествием Сына Человеческого — древние мельницы (фото 23): «Две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется» (Матф. 24:41).

263. Гробницы.

264. Руины дома Марии и Марфы.

265. Гробница Лазаря.

266. Путевой камень.

«… Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним» (Деян. 10:38). Но Он предупреждал учеников Своих, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Матф. 16:21; 20:28). Как предсказал Исайя от Имени Грядущего Господа: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде» (Ис. 50:6-7).

267. Светильники и лампы.

Час пришел, и наступила последняя неделя приготовлений ко кресту. Первым шагом был «триумфальный въезд» в Иерусалим (Матф. 21:1-11). На фото 268 — замурованные городские ворота как раз в том месте, где Иисус вступил в город. На фото 175 — местный ослик, подобный тому, который был предназначен для Иисуса. Пророк Иезекииль предсказал, кстати, что ворота будут затворены после того, как Господь Бог войдет ими (Иез. 44:1-2). Неподалеку отсюда, «при дверях храма, называемых Красными», Петр и Иоанн исцелили хромого (Деян. 3:1-10).

Гефсиманский сад (передний план на фото 268) — то место, где Иисус молился, и куда Иуда привел воинов, чтобы захватить Его (Матф. 26:36-50). До этого Иуда Искариот заключил сделку с первосвященниками. «И сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников» (Матф. 26:14-16 27:3-10). На фото 269 — несколько монеток, аналогичных тем, какие Иуда получил за свое бессовестное предательство. Иисус был схвачен и в результате интриг синедриона предстал пред судом римского прокуратора Понтия Пилата. Иисуса приговорили к бичеванию и смертной казни через распятие, причем, крест к месту казни Он должен был нести Сам (Иоан. 18:12-19:17).

Существование Понтия Пилата — как исторической реальной фигуры — подвергалось порой сомнению. Однако на территории бывшей Римской империи был найден текст с именем «Понтий Пилат» и несколько монет 30-31 гг. н.э., отчеканенных в его честь. Эти находки подтвердили реальность исторического существования Пилата во времена Иисуса, подтвердили точность рассказанного в Новом Завете (фото 270).

В то время, как с участием Пилата разворачивалась главная драма мировой истории, не подозревавшие об этом римские солдаты, быть может, коротали время за игрой. На фото 271 — следы старинной римской игры, вырубленной на мостовой перед Преторией (дворцом Пилата).

268. «Золотые» ворота. На переднем плане — деревья Гефсиманского сада.

После надругательств и бичевания Иисус Сам понес крест ля распятия на гору Голгофу. «Виа Долороса» (фото 272) — место, откуда начал Иисус Свой крестный путь на Голгофу. Фото 273 — Дамасские ворота, воздвигнутые позднее на месте тех, сквозь которые выходил на казнь Иисус. «То и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат» (Евр. 13:12).

На фото 274 — гора Голгофа, где распяли Христа, а «с Ним двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его» (Марк. 15:22-27; 1 Петр. 2:24). В момент, когда Сын Божий испустил дух, «завеса в храме раздралась на-двое, сверху до низу и земля потряслась и камни расселись» (Матф. 27:45-52) На фото 275 — вид на Иерусалим со стороны Голгофы, еще заметны следы упомянутого в Евангелии землетрясения.

269. Серебряные монеты.

270. Камень и монеты с именем Пилата.

271. Римская уличная игра.

272. Виа Долороса.

273. Дамасские ворота.

После того, как Иисус умер, один из Его последователей, Иосиф Аримафейский, попросил Пилата разрешить снять с креста тело Христово. Разрешение было получено, и Иосиф с другим тайным учеником Христа Никодимом сняли тело и приготовили его к погребению. Иосифу принадлежал новый, выдолбленный в скале гроб, неподалеку от места Христовой казни, «в котором еще никто не был положен: там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» (Иоан. 19:38-42). На фото 276 — «гроб» в скале, на фото 213 — камень, каким обычно замуровывался вход в такое захоронение.

274. Гора Голгофа — место казни.

275. Следы землетрясения на Голгофском холме.

Иисус предсказывал Свое воскресение на третий день после смерти (Матф. 16:21; Иоан. 2:19-21). Помня это пророчество Христа, первосвященники и фарисеи обратились к Пилату с просьбой, поставить возле Господня погребения стражу «до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не украли Его» (Матф. 27:62-66). На фото 277 — найденный в Назарете в 1878 году приказ Цезаря предавать суду всякого, кто каким-либо способом вскрыл захоронение, перенес останки в другое место или отодвинул замуровывавший гробницу камень. Этот приказ, известный в исторической науке как «назаретский декрет», проливает свет на то, почему гробница опечатывалась и выставлялась стража. Но охрана оказалась бессильна: Бог послал землетрясение, глыба, опечатывавшая вход, — была отодвинута Ангелом во исполнение Христова пророчества. Когда последователи Иисуса «по прошествии субботы» пришли к гробнице, то увидели Ангела. «Вид его был как молния, и одежда его бела как снег». Ангел сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого Его нет здесь: Он воскрес, как сказал, подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Матф. 28:1-6; фото 278). Он воскрес и так восторжествовал над врагами Своими, захваченными врасплох Его воскресением (Матф. 28:11-15).

276. Гробница, принадлежавшая Иосифу Аримафейскому.

277. Приказ цезаря, найденный в Назарете.

278. Пустая гробница.

Воскресение Христа — Его вечная победа над грехом, адом и смертью (1 Кор 15:57; Откр. 1:5-18). Его воскресение избавляет тех, кто «от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству» (Ефес 4:8; Евр. 2:14-15). «И как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» (Ефес. 1:19-22).

279. Скамеечка для ног фараона Тутанхамона.

«Под ноги его…» Этот образ, возможно, навеян обычаем наносить изображение поверженных врагов владыки на скамеечку для его ног. На фото 279 — такая скамеечка для ног, принадлежавшая фараону Тутанхамону: и сверху и с боков — изображения побежденных врагов.

Незадолго до смерти Христос предупредил учеников Своих, что после Его вознесения они будут преследуемы и гонимы, что многим из них предстоит пожертвовать жизнью во Имя Его (Матф. 24:9). Но они должны будут жить надеждой и верой в своего Спасителя. Это стало истинным лейтмотивом Деяний: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29,40-41). Апостолы радовались, «что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие».

Эта своеобразная «эстафета» проповеди Христа Живого передавалась истинно верующими из поколения в поколение. Под гнетом и необузданными преследованиями за слово Христово приняли они мученичество и свидетельствовали об Иисусе Христе, распятом и, однако, вечно живом! Многие с радостью пожертвовали жизнью своей во славу Божью, но не отреклись от Христа.

Позднее, когда христианство превратилось во многих странах в государственную религию, в силу ряда причин крестная смерть Иисуса стала прославляться более, чем Его воскресение. На фото 280 — старейшее из всех известных изображений распятия (1У в. н.э.), вырезанное на полудрагоценном камне (камея).

280. Древнейшее изображение распятия.

Мы уже говорили выше, что сам Христос оставил мало, так сказать, вещественных, материальных свидетельств Своего существования на земле. Поэтому критики, готовые цепляться за любую соломинку, лишь бы опровергнуть Евангелия, не раз утверждали, что помимо Нового Завета подлинных сообщений о Христе больше не существует, что если бы Христос был реальной личностью, римские историки обязательно бы сообщили о Нем.

Однако как раз этот аргумент опровергается с легкостью, надо только внимательно изучать исторические источники. Например, Тацит упоминает о преследованиях во времена Нерона, которым подверглась религиозная секта христиан, называвшаяся так по имени своего основателя Христа, который во времена императора Тиберия был казнен прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Есть упоминания и у других римских историков: Лукиана, Плиния Младшего, рассказавшего о христианах времен императора Траяна (53-117 гг. н.э.). Плиний свидетельствует о их набожности и верности Иисусу Христу. Эти свидетельства внушительно дополняются раннехристианскими текстами отцов Церкви, иудейскими свидетельствами и текстами, обнаруженными в Египте…

И впрямь, трудно критикам Библии доказать, что Иисуса Христа не существовало в действительности!

Жизнь апостола Павла

Пожалуй, важнейшим источником сведений о жизни апостола Павла следует признать сообщение Луки в книге Деяний. К этому надо добавить информацию, содержащуюся в Посланиях самого ап. Павла.

Павел был иудей, рожденный в киликийской (Киликия — юго-восточная область в Малой Азии) столице Тарсе и, благодаря этому, числился римским гражданином. Сначала он носил имя Савл (Фил. 3:5; Деян. 21:39; 22:25-28). Таре был известен как крупный торговый центр, особенно славились его изделия из козьей шерсти. Смолоду ремеслом Савла было «делание палаток» (Деян. 18:3). Древнегреческий географ Страбон рассказывает, что в Тарсе был даже свой университет, способный соперничать с афинским и александрийским. Наставник императора Августа философ Афинодор был гражданином Тарса. Сохранилась надпись, восхваляющая Тарс — как великую и славную столицу Киликии.

281. Стена и дом в Дамаске.

Отец Савла был фарисей и воспитывал сына как правоверного иудея (Деян. 23:6 26:4-5). Еще в раннем детстве он послал его в Иерусалим, где тот воспитывался «у ног мудрого Гамалиила» (Деян. 22:3). Ему не было равных среди учеников по прилежанию и способностям. «И преуспевал в Иудействе более многих сверстников» (Гал. 1:14; Филип. 3:4-6). Уже к тридцати годам он был членом синедриона, имевшим право голоса. Савл приветствовал убийство Стефана и сам принимал участие в побиении камнями этого христианского праведника (Деян, 7:57-8:3, 9:1-2). Его преданность еврейской религии носила фанатичный характер (Деян. 26:10-11).

Савл считал себя Божьим орудием во дни разрушения церковной общины (Деян. 26:9), он поступал так «по неведению, в неверии» (1Тим. 1:13).

Но однажды по дороге из Иерусалима в Дамаск, куда Савл направлялся с целью усиления гонения на христианскую церковь, он узрел Иисуса и стал Его последователем (Деян. 9:1-16). Ослепленный видением Христа, Павел прозрел только в Дамаске. «И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий» (Деян. 9:20). Теперь бывшие единоверцы Павла стали гнать его и преследовать подобно тому, как прежде он сам преследовал христиан. Лишь благодаря дамасским христианам Павел спасся от хотевших его убить иудеев. «Ученики же ночью, взявши его, спустили по стене в корзине» (Деян. 9:21-25). На фото 281 — остатки стены в Дамаске, сохранившейся со времен ап. Павла.

В книге Деяний необходимо отметить еще и тот факт, что для проповеди Евангелия во всех городах, куда приходил Павел, он избирал синагогу, чтобы дискутировать с иудеями. «И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий» (Деян. 9:20).

Лишь после синагоги Павел обращался с проповедью к язычникам (Деян. 13,14,15,42). Это соответствовало обычаям того времени. На фото 258 — место сбора евреев в синагоге. Надпись на одном из камней храма Ирода (фото 282) запрещает под страхом смерти вступать иноверцу (язычнику, чужаку) в еврейскую часть храма или синагоги. Это лишний раз подтверждает существовавшую тогда враждебность между иудеями и язычниками (Иоан. 4:9; Марк. 7:25-30).

282. Предостережение язычникам.

283. «Седалище Моисея».

На фото 283 — «седалище Моисея» (Матф. 23:2) — особо почетное место в храме, где восседали высокопоставленные лица. На таком «седалище», возможно, сидел апостол Павел, когда вступал в полемику о Священном Писании с иудеями.

Данные археологии проливают свет на «великий голод по всей вселенной», который побудил антиохийских христиан «послать пособие братиям, живущим в Иудее» (Деян. 11:27-30). Существуют вещественные подтверждения факту этого бедствия. О нем же упоминают и римские историки Кассий и Тацит, свидетельствуя, что в Малой Азии и околосредиземноморском районе случился неурожай, и император Клавдий в связи с этим резко изменил цены на продукты питания. Голод этот был предсказан иерусалимским пророком Агавом (Деян. 11:28). Предсказание сбылось, и историки древности отразили его в своих сочинениях. Ап. Павел ссылался на это обстоятельство позднее, когда обращался к галатам (Гал. 2:1-10).

284. Надпись времен Луки.

На основании упоминаемых Лукой имен и титулов различных персон критики Библии заключили, что Лука допускал ошибки в употреблении греческих слов. Уже с первого столетия нашей эры существует много текстов на классическом греческом языке, которые разнятся с языком Нового Завета. Это укрепляло мнение критиков. Текст греческого папируса, обнаруженного в Египте, отличается от классического греческого языка, и вскоре было определено, что он был написан на разговорном греческом языке, языке простого народа, который был несколько иным, чем язык греческих «аристократов». Он и стал языком Нового Завета. Вот почему многие термины, слова и понятия, встречающиеся в Новом Завете, — не существуют в классических греческих манускриптах.

Еще один наглядный пример, Кипр находился под греческим владычеством в течение тридцати пяти лет, и за это время там сменилось несколько римских наместников, каждый со своим «титулом». Лука, естественно, знал об этом. В Деяниях он упоминает «проконсула Сергия Павла» (13:7), т.е. титул, который в классическом греческом языке не встречается. С такой же точностью называет он и должность Публия — «начальник острова Мальта» (Деян. 28:7), неподалеку от этого острова ап. Павел потерпел кораблекрушение. Это утверждение Луки документально подтверждено двумя текстами — греческим и латинским. Другой пример ярко подтверждает точность повествования евангелиста Луки — надпись на городских воротах в Фессалониках (фото 284). Там употреблено то же выражение, относительно старейшин, что и у Луки — «городские начальники» (Деян. 17:6).

285. Старая рыночная площадь в Афинах.

286. Афинские божества.

287. Место, где дискутировали философы.

288. Холм Ореса (Ареопаг).

Согласно Деяниям Апостолов основная деятельность апостола Павла заключалась большей частью в миссионерских путешествиях и поездках. Считающий своим единственным долгом знать лишь «Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор.2:2), ап. Павел проповедовал в Афинах, «дискутировал» в синагогах, и «рассуждал… ежедневно на площади со встречающимися» (Деян. 17:17). На фото 285 — руины старой рыночной площади в Афинах, где ап. Павел свидетельствовал о распятом и воскресшем Иисусе. В Афинах его проповедь была, очевидно, особенно горяча, ибо там он «возмутился духом при виде этого города, полного идолов» (Деян. 17:16). На фото 286 — картина, которую встретил Павел в Афинах: боги, «получившие образ от искусства и вымысла человеческого» (Деян. 17:29).

Основной философией в Афинах было в то время самодовольное эпикурейство. Философы — эпикурейцы и стоики — собирались каждый день в греческом амфитеатре (фото 287) и рассуждали о путях достижения счастья, «говорили или слушали что-нибудь новое» (Деян. 17:18-21). Когда ап. Павел прибыл в Афины, они услышали от него о новом учении Иисуса и о Его воскресении. Они пригласили его на свой ареопаг (заседавший на холме Ореса, фото 288), чтобы поподробнее познакомиться с новым учением. Тогда они и услышали знаменитую проповедь ап. Павла (Деян. 17:20-31). На фото 288 — особенно заметен храм Парфенон, быть может, именно его имел в виду Павел, когда говорил: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живет» (Деян. 17:24). На пути к холму Ореса Павел заметил жертвенник, на котором было написано: «Неведомому Богу» (Деян. 17:23). Греки имели богов на все случаи жизни (фото 286). Недаром Павел сказал: «Афиняне: по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны» (Деян. 17:22). Многочисленные храмы, святилища, жертвенники даже «неизвестным богам» подтверждают эти слова ап. Павла об афинянах. Надпись на жертвеннике (фото 289) гласит: «Славься, кто бы ты ни был — бог или богиня». И ап. Павел взял на вооружение именно эту надпись: «Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17:23). Покинув Афины, Павел пришел в Коринф. Он остановился у иудейской супружеской четы Акилы и Прискилы. «И, по одинаковости ремесла, остался у них и работал: ибо ремеслом их было делание палаток» (Деян. 18:3). По субботам же он проповедовал в синагоге, убеждая эллинов и иудеев, что «Иисус есть Христос». Наконец, группа иудеев обвинила Павла в том, что «он учит людей чтить Бога не по закону». Во времена проконсульства Галлиона в Ахайи Павел был приведен на судилище, но Галлион отказался разбирать их жалобу, справедливо утверждая, что все это внутреннее дело самих иудеев (Деян. 18:1-17).

289. Жертвенник «неизвестному богу».

290. Текст, найденный в Дельфах.

291. Судилище Галлиона.

На фото 290 — фрагмент текста, найденного в 1908 г. в Дельфах, где Галлион был одно время правителем. Упоминание в данном тексте имени Галлиона позволило датировать время пребывания ап. Павла в Коринфе 51-53 гг. н.э. Спустя несколько лет, Павел в Послании к Коринфянам вспомнил, как он предстал перед судьей Галлионом. Не каждому выпадает суд на земле, но, пишет Павел, «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10). На фото 291 — руины здания судилища, куда ревностные иудеи привели на суд ап. Павла и где апостол был подвергнут допросу.

В городах Коринфе и Тарсе, где миссионировал Павел, процветал спорт, поэтому, очевидно, во время проповеди апостол не раз прибегал в своих сравнениях к спортивным образам. Например, стремясь воодушевить коринфян на борьбу с сатаной, Павел для пущей убедительности ссылается на технику кулачного боя: «Бьюсь не так, чтобы только бить воздух» (1 Кор. 9:26-27). Боксер постоянно находится в состоянии самоконтроля и самодисциплины. В том случае, если он выйдет на арену нетренированным, размахивая во все стороны кулаками, он скоро потерпит поражение. Ап. Павел знал цену самодисциплине, необходимой в духовной борьбе, каждый свой полемический удар он направлял так, чтобы «торжествовать во Христе» (2 Кор. 2:14). На фото 292 — рисунок кулачного боя на древней вазе.

Павел сравнивал также верующих с «бегущими на ристалище» (1 Кор. 9:24-26). Как спортсмену необходима дисциплина, для того чтобы не «бить воздух», так и верующему для его победы над миром нужно постоянно упражняться. Однако на олимпийских соревнованиях побеждает только один, и призом его является кубок (фото 293) или венец (на фото 311 — рельеф, изображающий солдат-победителей, увенчанных лавровыми венками). В «соревнованиях» же христиан каждый может выиграть и заслужить вечный венец. Но венец этот может быть завоеван лишь теми, кто «бежит» верным способом, соизмеряя силы и имея волю к победе. На кубке (фото 293) надпись: «Завоюй победу».

В Эфесе ап. Павел говорил в синагоге о Царстве Божьем с яркой убедительностью и дерзновением. Имя Христово было прославлено, и многие уверовали. Следствием обращения ко Христу в Малой Азии и других местах под влиянием проповеди ап. Павла стало еще и то, что изготовителям идолов пришлось постепенно сокращать, если не свертывать, свою деятельность. Этим вызван был, например, мятеж ефесян под предводительством серебряника Димитрия, «делавшего серебряные храмы Артемиды», богини Эфеса (Деян. 19).

292. Боксеры.

293. Кубок победителя.

Археологические находки подтверждают это сообщение о религии ефесян. На фото 294 — статуя Артемиды (Дианы). Многочисленные груди символизируют ее плодородие. Монеты, отчеканенные в ее честь, с одной стороны имеют изображение головы богини, с другой — культовые символы этой развратной псевдорелигии.

Археологические раскопки в Эфесе дали много новых сведений о храме Дианы, считавшемся в древности одним из семи чудес света. Он почитался неприкосновенным, и многие жители отдавали в него на хранение деньги, подобно тому, как ныне их отдают в банковские сейфы. Богине этой делались роскошные приношения и подарки. Сохранился текст, повествующий, что некий богатый римлянин В.Салютарис пожертвовал 29 золотых и серебряных статуй, которые торжественно несли во время процессий культового характера. Храм Артемиды имел площадь 55×115 м, крыша поддерживалась 117-ю двадцатиметровыми колоннами диаметром от 1,5 до 1,9 м. Один месяц каждого года посвящался исключительно молениям и славословию Артемиды. Археологи открыли и амфитеатр, где вспыхнуло (вследствие проповеди ап. Павла) недовольство ремесленников, золотых и серебряных дел мастеров, изготовлявших идолов. Амфитеатр был диаметром 140 м и мог вместить 25 тысяч человек.

Всего ап. Павел написал тринадцать посланий к друзьям, единомышленникам и общинам, которым помогал основываться. Его письма воодушевляли верующих, сглаживали разногласия в общинах и подробнее разъясняли те истины, о которых проповедовал ап. Павел в своих миссионерских поездках. Его собственноручные приветствия зримо отличимы от руки переписчика. Послания, часто содержавшие личные приветствия и слова обращения, зачастую были, очевидно, внешне похожи на папирусный документ на фото 295 (1 столетие н.э. см. Кол. 4:18). На фото 296 — запечатанное послание, показывающее, как могло выглядеть послание самого Павла: свернутое, перевязанное, опечатанное и адресуемое какой-либо общине или личности.

294 Артемида (Диана).

295. Послание времен Нового Завета.

296. Запечатанное послание.

297. Римский солдат связывает раба.

298. Вооруженный солдат.

299. Император Агриппа.

Военные играли важную роль в жизни тех, кто жил в землях, подвластных римскому владычеству. На фото 297 — изображение римского солдата, связывающего пленного, который должен быть продан в рабство. Послание Павла к Филимону говорит об одном обращенном рабе, но «нет раба, ни свободного», ибо все «одно во Христе» (Гал. 3:28). Примерно тридцать процентов общего населения Римской империи были рабами…

На фото 298 — изображение римского солдата в полном вооружении, готового к бою. Ап. Павел знал, что эфесская община поймет те воинские сравнения, которые он употреблял в своих Посланиях наряду со спортивными и применит их к духовной жизни: «Облекитесь во всеоружие Божие… станьте, препоясавши чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир… возьмите щит веры, которым можете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите и меч духовный, который есть Слово Божие» (Ефес. 6:11-18).

По возвращении в Иерусалим апостол Павел попал в сложное положение из-за враждебно настроенных к нему иудеев. Планировалось даже его убийство. На него подавались жалобы, а синедрион передал его правителю. Правитель Феликс отсрочил окончательное решение по делу Павла на два года, «но по прошествии двух лет на место Феликса поступил Порций Фест. Желая доставить удовольствие Иудеям, Феликс оставил Павла в узах» (Деян. 24:2-27).

Будучи римским гражданином, ап. Павел потребовал разбора своего дела кесарем. Но сначала он предстал перед царем Агриппой (Деян. 25). В своей защитной речи перед Агриппой (фото 299) Павел рассказал о своем обращении, о своих убеждениях, проявил высокое мужество в защите христианской религии и обнаружил сострадание к тем, кто еще не признал Христа Спасителем. Царь Агриппа решил, что апостола Павла можно было бы отпустить, если б он сам не потребовал предстать пред судом кесаря (Деян. 26:32).

Павел морским путем добрался из Кесарии в Рим, останавливаясь перед тем в Мирах Ликийских, Ласее на Крите, на Мальте, в Сиракузах и, наконец, в Путеоле вблизи Неаполя, откуда пешком пришел в Рим по Аппиевой дороге (фото 300). На Аппиевой площади недалеко от Рима Павел был встречен приветствовавшей его братией (Деян. гл. 27 и 28). По прибытии в Рим Павел должен был защищаться перед императором на римском Форуме (фото 253 и 301).

Напрашивается вопрос: был ли Павел дважды в римской тюрьме? Что, однако, является фактом, так это то, что он в ожидании судебного разбирательства был заключен в Мамертинской тюрьме. Кто хоть раз побывал в этой тюрьме в качестве туриста или паломника, легко поймет, почему заключенный там ап. Павел просил Тимофея захватить для него фелонь (2 Тим. 4:13): в тюрьме сыро и холодно. Мемориальная доска (фото 302), установленная там, изображает ап. Павла, возлагающего руки на вновь обращенных. Именно в Риме написал Павел несколько Посланий из своего заключения: Послание к Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Филимону, а также Второе послание к Тимофею.

300. Аппиева дорога.

301. Римский форум.

302. «Мемориал» ап. Павла в Мамертинской тюрьме.

Императором, перед которым должен был предстать ап. Павел, был Нерон (обвинявший христиан в поджоге Рима фото 303). В своей ненависти к христианам он распял многих из них, подобно тому, как был распят и Сам Спаситель. Но поскольку Павел считался римским гражданином, его не могли распять, и Нерон приказал отрубить ему голову. Это произошло в 66 или 67 гг. после Р.Х. Вот одни из его прощальных слов: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:6-8).

Преследования первых христиан

Силу воздействия проповедей ап. Павла в различных частях Римской империи можно уподобить землетрясению. Она пронизала все сферы жизни, оказала влияние на торговлю, рабовладение, иудаизм, язычество, на саму римскую власть. Духовный поворот от многобожия к Богу требовал абсолютной преданности воскресшему Спасителю, что в свою очередь, навлекало на христиан особенную ненависть и презрение. Обвиняемые в неповиновении римским законам, и особенно закону о поклонении императору как божеству, христиане подвергались всяческому унижению, их избивали, заключали в тюрьмы и убивали.

Римские власти усилили гонения, начатые фарисеями в отношении раннехристианских общин. Из социально-защитной реакции гонения эти сделались постепенно политическим фактором.

Император Нерон считается первым римским владыкой, начавшим жесточайшее преследование христиан: маленькую римскую христианскую общину он избрал козлом отпущения за пожар, случившийся в Риме.

На фото 304 — древне-римский документ, из которого следует, что император почитался как «бог и избавитель», а рядовой римлянин торжественно давал присягу императору и удостоверение об этом считалось чем то вроде паспорта, и граждане должны были всегда носить его при себе. И если христианин, задержанный римским легионером, не мог предъявить такое удостоверение в верности императору и тем самым доказать свою лояльность, он арестовывался. Если, находясь под следствием, он утверждал, что Христос является единственным Спасителем, и отказывался подчиняться духовному диктату римской власти, его приговаривали к смертной казни.

Ввиду вышесказанного особенно поразительно мужество ап. Павла перед Агриппой и Фестом. Когда Фест воскликнул: «Безумствуешь ты, Павел», апостол твердо ответил: «Нет, я говорю слова истины и здравого смысла» (Деян.26). Именно рассудок Феста, а отнюдь не ап. Павла в тот момент был «в затмении».

На фото 305 — римский Колизей, где множество христиан были растерзаны дикими зверями, так как остались верными своему Богу и Спасителю Иисусу Христу. На фото 306 — внутренний вид римского Колизея. Под настилом арены были многочисленные помещения и ходы, где содержались приговоренные христиане, гладиаторы и дикие звери перед тем, как быть выведенными на арену.

303. Нерон.

304. «Император — бог и избавитель» (текст).

305. Колизей.

306. Внутренний вид Колизея.

307. В катакомбе.

308. Катакомбная стенопись.

309. Раннехристианские символы.

310. Знак «рыбы».

Многие верующие, чтобы избежать страшной казни, скрывались от римских легионеров в катакомбах. Суеверные римские солдаты боялись заходить в катакомбы — эти места для погребения мертвых. Христиане же использовали катакомбы для общения друг с другом и для совместных богослужений. На фото 307 — внутренний вид одной из многочисленных катакомб новозаветного времени. На стенах этих мест тайных встреч и молений христиане оставили много знаков и символов. На фото 308 — катакомбная стенопись. Голуби символизируют Дух Божий и мир в сердцах верующих, несмотря ни на какие гонения. Цветы — символы красоты и гармонии в контраст с уродством языческого римского духа.

На фото 309 — раннехристианские катакомбные символы: якорь — твердая надежда на спасение во Христе, буква X — греческая первоначальная буква имени Христос. Соединение X с изображением меча символизирует Христа как «живое Слово». Знак «рыбы» в центре воспринимался посвященными как «анограмма» — Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. Вот как это обозначалось по-гречески (рис. 310). Такую символику противопоставляли первые христиане римским порядкам (фото 304): Бог и Спаситель для них — Иисус Христос, а вовсе не римский император. Императоры сменяют друг друга, лишь Христос пребывает в вечности.

Римский историк Тацит не был христианином. Он «беспристрастно» рассказывает в своих исторических «Анналах» о преследовании христиан Нероном в 64 г. после Р.Х. «Нерон придумывал изощренные виды казни ненавидимых им христиан. Основатель этой религиозной секты Иисус Христос был распят во времена Тиберия по приказу прокуратора Понтия Пилата в Иудее. Пагубное суеверие, в тот

момент подавленное, возродилось позднее и распространилось уже не только в Иудее (источнике этого зла), но и в самом Риме, где религиозные христианские обряды практиковались все чаще. Многие были схвачены и казнены: некоторые растерзаны собаками, перед тем будучи облечены в звериные шкуры, другие были распяты, третьи — сожжены заживо, они горели как факелы, освещая вечерний Рим. Нерон даже открыл для этого представления свои сады, присоединил к казням христиан цирковые представления, и сам в костюме возничего управлял одной из колесниц. Но все это вызвало обратный эффект: сострадание к жертвам, казнимым не ради общественного блага, но для удовлетворения жестоких прихотей одного».

Ничего удивительного, что апостол Павел назвал Иисуса Христа «праведным Судией» (2 Тим. 4:8) — в противоположность жестокости и самодурству Нерона.

В послеапостольские времена вера христиан подверглась новому испытанию, когда римским императором стал Траян. Это следует, в частности, из сохранившегося письма Плиния Траяну (112 г. н.э.). «Между тем, — писал Плиний своему императору, — в отношении тех, кто называет себя «христианами», я применил следующее. Я спрашивал каждого — христианин ли он? С гордостью признававшихся в этом я — под угрозой смертной казни — спрашивал еще и еще раз. Упорствовавших велел казнить. Тех же, которые отказывались, обращались, по моему примеру, к твоему изображению и статуям богов, которые я велел поставить рядом. Их, приносящих в дар нашим богам вино и ладан и вдобавок поносящих Христа, я считаю возможным простить и отпустить на волю».

В то время, как Рим всеми возможными способами пытался уничтожить христианство, смерть мучеников веско подкрепляла христианскую веру. Недаром мудрый фарисей Гамалиил предупреждал членов синедриона: «Отстаньте от людей сих и оставьте их: ибо, если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5:29-39). Не случайно сказал Спаситель о Своей Церкви: «Врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18).

Разрушение Иерусалима в 70 г. после Р.Х.

Когда Иисус Христос предрек разрушение храма Ирода в Иерусалиме, он одновременно имел в виду и разрушение самого города (Лук. 6:20-24; 21:5). Восстание иудеев против римского владычества вынудило Рим послать в Палестину свои войска. Во время восстания 68 г. легионеры Веспасиана окружили иудеев в Иерихоне и уничтожили Кумранскую религиозную общину. Когда Веспасиан вернулся в Рим и стал императором, военачальником стал его сын Тит. В 70 г. после Р.Х. — во исполнение пророчества Иисуса — Тит осадил Иерусалим, что в конце концов, привело к разрушению города. Тит приказал смести иудейскую столицу с лица земли. Он виновник гибели более 600 тысяч евреев. Уцелевшие были уведены в плен. Свой триумф над иудеями Тит праздновал в следующем году в Риме. Среди трофеев его военной кампании были и копия Закона Моисеева, и храмовый семисвечник, и жертвенный золотой стол для хлебов. В 79 году Тит стал римским императором и спустя два года скончался. На фото 311 — фрагмент рельефа с триумфальной арки в Риме, воздвигнутой в 81 году в честь побед Тита в Палестине: увенчанные лаврами римские легионеры несут трофеи: семисвечник, стол для хлебов и т.п.

311. Трофеи из храма Ирода.

312. Монумент «Десятый римский легион».

313. Монета времен императора Тита.

После захвата Иерусалима Тит оставил в Палестине солдат десятого римского легиона для поддержания порядка. При археологических раскопках вновь и вновь обнаружено большое количество кирпичей с надписями римских легионеров; некоторое время назад был найден даже небольшой монумент с надписью «Десятый римский легион» (фото 312). Дальнейшее свидетельство о том, что Тит разрушил Иерусалим, представляет собой монета фото 313), отчеканенная в правление Тита. На одной ее стороне — портрет завоевателя Иерусалима, на другой — двое подавленных горем иудеев под пальмой.

Во многих храмах камни скреплялись тогда золотыми и серебряными скобами. Скобы эти были гнутые и подходили к дырочкам и пазам, которые мы можем заметить на каменном блоке (фото 314). Солдаты Тита знали такой способ архитектурной конструкции. Знали они и то, что победителей ждут трофеи. Чтобы пробиться к драгоценной добыче, они буквально разбирали храм камень за камнем. Предсказание Иисуса о разрушении храма могло исполниться и таким образом. Он сказал: «… не останется здесь камня на камне все будет разрушено» (Матф. 24:1-2).

314. Каменный блок.

Евреи, ставшие жертвой безудержной ярости Тита, были рассеяны в Египте и «от края земли до края земли» (Втор 28:64-65). Лишь немногие остались на своей прежней территории. Это говорит о том, что в последующие 60 лет Иерусалим не имел истории. Один еврейский вождь по имени Бар Кохба пытался в 130 г. н.э бороться за освобождение от римского владычества, но потерпел поражение Оставшиеся от Иерусалима остатки фундаментов при этом совсем исчезли. В последующие два столетия иудеи были окончательно изгнаны из этих краев, римляне начали понемногу восстанавливать Иерусалим для себя, и это продолжалось до времен императора Константина Великого (рубеж III — IV вв.н.э ). Но как невозможно высвободить нашу землю от владычества Божьего, так и нельзя истребить народ Божий. Кто бы ни пытался сделать это: фараон, ассирийцы, Навуходоносор, Тит, Гитлер, арабы — они в итоге оказываются бессильны.

Конец новозаветной эры

Апостол Иоанн — единственный из новозаветных авторов, доживший до времен разрушения Иерусалима.

Иоанн — автор пяти канонических текстов Нового Завета: четвертого Евангелия, трех Посланий и Апокалипсиса (Откровения).

Критики Библии, желая опровергнуть Евангельские свидетельства, не раз особенно ополчались именно против апостола Иоанна. Не только его авторство подвергалось сомнению, но и сами даты написания Иоанновых текстов. Например, в конце девятнадцатого столетия наиболее радикальные критики стали утверждать, что Евангелие от Иоанна написано во втором столетии нашей эры.

Но вот в Египте «вынырнул» небольшой папирусный свиток, содержащий фрагменты Евангелия от Иоанна (18:31-33, 37, 38). Анализ позволил установить, что папирус этот изготовлен не позднее 150 г. н.э. Папирус не только сделан в Египте, но и был там в употреблении, следовательно, подлинник, с которого он списан, естественно, возник значительно раньше.

Все свидетельствует о том, что Откровение Иоанна было написано около 95 г. после Р.Х., когда Иоанн был за свою веру сослан на остров Патмос (Отк. 1:9).

Правда, следует сказать, что уже в третьем веке Дионисий Александрийский сомневался в авторстве Иоанна на том основании, что в тексте Апокалипсиса упоминается имя Иоанна, в Евангелии же не упоминается. Стилевой и словарный анализ обоих книг также способствовал разговору о якобы двух различных авторах — двух Иоаннах: один — автор Евангелия, другой — Откровения. Некоторые критики утверждали, что и Откровение написано во 2-м столетии. Однако последующие археологические открытия установили, что ссылки на Откровение апостола Иоанна содержатся уже у мученика Юстиниана (135 г.) и преп. Иеронима (180 г.), цитирующего Апокалипсис пять раз и называющего Иоанна его создателем. Упоминает Откровение и Клементий Александрийский, в чьем распоряжении был идентичный текст примерно 200 г. н.э. Итак, и Юстиниан, и Иероним, и Клементий бесспорно имели копии текста самого Иоанна, спустя определенный промежуток времени после того, как Иоанн воспринял Божественное Откровение.

315. Ефес в наши дни.

Иоанн обращался к семи малоазиатским общинам, находившимся в землях, в то время считавшихся римскими провинциями, а ныне принадлежащих Турции. Среди множества общин были избраны именно эти семь, чтобы через них преподать урок всем верующим христианам.

Несмотря на то, что археологические данные относительно городов, к христианским общинам которых обращался ап. Иоанн, чрезвычайно скудны, они тем не менее способствуют лучшему пониманию текста Апокалипсиса.

О столице Асии Ефесе уже упоминалось выше. Там находилась первая из общин, упоминаемых Иоанном (Откр. 2:1-7). Еще во дни ап. Павла там кипела бурная жизнь, во времена же, когда к Ефесской церкви обращался евангелист Иоанн, Ефес значительно оскудел (фото 315). Торговля и ремесла пришли в упадок. Казалось, что ефесяне потеряли творческий импульс и надежду, что их город вновь станет столицей — одним из чудес света. Все оказалось в прошлом. Христиане Ефеса зарекомендовали себя однажды как славная церковная община. Во времена, когда Иоанн обращался к ним с Патмоса, они еще оставались зрелыми в делах веры, но уже утратили прежний огонь. Это духовное охлаждение, о котором пишет им Иоанн, должно было с болью восприниматься ими — по аналогии с физическим умиранием.

Когда авторы древности говорили о знаменитом торговом ионийском городе Смирна (Откр. 2:8-11), они обычно упоминали «смирнскую корону», под которой, очевидно, подразумевались цветочные венцы, носимые приверженцами богини Кибелы. В мифологии Амазона Смирна, считавшаяся основательницей этого города, носила на голове высокий венок, похожий на корону. Во времена Иоанна Смирна полностью подчинялась Риму. Так как преследования христиан продолжались, слова Иоанна «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10) могли иметь особое значение… Позднее, в 155 году, ученик Иоанна Поликарп принял в Смирне мученическую смерть. Он умер со словами: «Восемьдесят шесть лет служу я Иисусу Христу, и Он ни разу не причинил мне страдания. Так неужели же я причиню Ему боль, отступив от Него?» И Поликарп действительно проявил мужество и стойкость в вере в Божьего Сына.

Пергам (Откр. 2:12-17) был столицей римской провинции Мисии. Еще со времен Августа (29 г. до Р.Х.) здесь был храм, где поклонялись культу римского императора. Здесь же поклонялись знаменитому божеству — целителю Эскулапу, олицетворением которого была живая змея. Этот символ изображался на пергамских монетах, отчеканенных в честь Эскулапа. Иоанн прекрасно знал, кто стоит за спиной этой псевдорелигии — старая змея, бес, сатана — недаром именно для Пергама он нашел четкую формулировку: «… где престол сатаны» (Откр. 2:13). И Иоанн призвал христиан Пергама ни в коем случае не примиряться и не поддаваться влиянию языческих культов.

Фиатира (Откр. 2:18-29) — была некогда богатой колонией, где также процветало множество языческих культов, основными среди которых были культы Аполлона и Зевса, чей монументальный алтарь существовал в Фиатире. Фиатира славилась своими ткацкими мастерскими. Уже упоминавшийся выше археолог Рамзей обнаружил многочисленные тексты, упоминающие существовавшие в Фиатире промыслы и ремесла. Именно из этого города была торговавшая багряницею Лидия (Деян. 16:14). Это торговое процветание и мирская суета являлась серьезной угрозой для фиатирской христианской общины. Недаром, описывая Христа в обращении к церкви в Фиатире, Иоанн писал: «Так говорит Сын Божий, у которого очи — как пламень огненный, и ноги подобны халкаливану» (Откр. 2:18). Иоанн подчеркивает грозную силу Иисуса Христа — в противовес столь почитавшемуся в Фиатире Аполлону.

Древняя столица Лидии Сардис (Откр. 3:1-6) — был богатым и процветающим городом на скрещении торговых путей. Город считался практически неприступным, покуда персидскому царю Киру не удалось его покорить в то время, когда в Сардисе правил царь Крез, чье имя сделалось впоследствии нарицательным из-за его несметных богатств, безволия и распущенности (1У в. до н.э.). И во времена ап. Иоанна, согласно сообщению римских историков, Сардис имел дурную славу из-за творившихся там кутежей и оргий. Иоанн говорит, чтобы верующие бодрствовали, не участвовали в такой жизни города, иначе Господь найдет на них, «как тать», чтобы произвести над ними суд (Откр. 3:3).

Город Филадельфия (Откр. 3:7-13) был назван так в честь своего основателя — Пергамского царя Атталы Филадельфийского, умершего в 138 г. до Р.Х. Город был основан с целью распространения на восток греческого влияния. Это была «открытая дверь» во Фригию — прославленный винодельческий центр. Среди жителей были распространены различные культы. Образ «открытой двери» Иоанн использовал, обращаясь к верующим Филадельфийской церкви, чтобы напомнить им, что Бог послал им «открытую дверь» для проповеди Евангелия среди «сатанинского сборища» (Откр. 3:9).

Лаодикия (Откр. 3:14-22), подобно Филадельфии, была основана для распространения греческого влияния, однако ее расположение в узловой точке торговых путей в Малой Азии накладывало на нее свой «коммерческий» отпечаток. Город был богат и широко известен как коммерческий и финансовый центр. Лаодикия славилась еще и своим сукном, школой врачевания и приготовлением знаменитого тогда «фригийского порошка» — целебного средства для глаз. Богатство Лаодикий было столь несметным, что когда после случившегося землетрясения римляне предложили свою помощь, лаодикийцы отвергли ее и восстановили разрушенный город собственными средствами. Христиане Лаодикий были виновны в том, что пошли на материальные компромиссы, и потому «Ангел Лаодикийской церкви», несмотря на богатство, духовно «несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг». Лаодикийским христианам должны были быть ясны следующие образы: «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3:18).