Жили-были…

В связи с прогрессом нашего времени — развитием науки, техники, медицины, освоением космоса и т.п. — можно подумать, что чем глубже заглядывает археология вглубь веков, тем более примитивного человека она там находит.

Но это совершенно не так. Археологические раскопки свидетельствуют о стихийном возникновении цивилизации в мире. Уже в доисторические времена люди возводили дома, дворцы, храмы и целые города. Археологи с удивлением обнаружили и изучили, например, высочайшую культуру Древнего Египта. Сегодня можно реконструировать религиозные культы античного мира, как и жизнь при дворах государей отдаленных времен — до мельчайших деталей, вплоть до реконструкции повседневного быта и даже «учебных программ» в Уре Халдейском задолго до Авраама.

Каждая археологическая находка в древних захоронениях или исчезнувших с лица земли городах имеет свою особенность. Письмена, уцелевшие на глиняных дощечках или камнях, означают гораздо больше, чем просто собственные имена или населенные пункты; они дают общую картину нравов и быта людей, живших десятки столетий тому назад. Это были обыкновенные люди, оставившие после себя свидетельства, — люди, когда-то реально существовавшие, со своими желаниями и надеждами, составлявшими их повседневную жизнь. Это были здоровые духом и телом мужчины и женщины, которые плакали или смеялись, радовались или огорчались, испытывали боль или удовольствие, переносили голод и жажду, любили и ненавидели, работали или проводили досуг… Их отношение к жизни, в целом, не отличалось от нашего.

Это, естественно, не может не удивлять тех, кто придерживается теории эволюции. Конечно, найдено немало древних предметов, кажущихся «примитивными», но, в целом, у археологии нет доказательств, что чем народы древнее, тем примитивнее. Сколь бы не погружался исследователь-археолог в прошлое, он никогда не обнаруживал следов полного отсутствия цивилизации и появления «человекообезьян». Нет никаких останков, показывающих переход от одной стадии развития к другой. Каждый до настоящего времени найденный скелет древнейшего человека практически неотличим от скелета современного человека. Человек был и остается человеком, и, как доказывает археология, даже в отдаленные времена он был цивилизован.

Ранняя цивилизация

Библия повествует о первом человеке — как существе цивилизованном. Адам был духовно развитым человеком он был, например, в состоянии наречь «имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» и повелевать ими (Быт. 1:28; 2:20). Он занимался земледелием и «в поте лица» добывал хлеб свой (Быт. 3:19).

Жертвоприношения Авеля позволяют заключить, что он был пастухом, в то время как жертвоприношения Каина свидетельствуют о его занятиях сельским хозяйством (Быт.4:3-4). Каин основал и построил город (Быт. 4:17), т.е. проявил умение архитектора, плотника, каменщика. Многие раскопки в древней Месопотамии демонстрируют интенсивную жизнь в деревнях и городах. Некоторые из них славились своими грандиозными храмами. Жилища же возле храмов были тесными — одноэтажные дома из камня или же обожженного на солнце кирпича (размеры некоторых кирпичей были 53 х 38 х 14см). Еще и сегодня в некоторых библейских странах технология строительства почти та же, что в древности (фото 3). Да и жизнь их сегодняшних обитателей не на много отличается от жизни их предков.

Здания

При раскопках древнего Киша (шумерийского города в северной Вавилонии, возникшего в 4-ом тыс. до н.э.) были обнаружены колонны, стены и ступени великолепного царского дворца (фото 4). Эти обширные и грандиозные руины свидетельствуют о высокой культуре и богатстве владельца. Все найденные предметы сделаны чрезвычайно искусно, колонны и стены богато разукрашены фигурами разнообразных зверей. Археологической особенностью является настоящий купол. Здесь же найдены осколки и черепки расписных ваз, кремниевые приспособления, топоры, пилы и ножи, сельскохозяйственных орудий, костяные рыболовные крючки, обожженные кирпичи с надписями, бюсты (фото 5), колеса военной повозки (фото 6), геометрические фигуры и многие бытовые предметы: лампы, чаши, вазы и проч. В Ниппуре — религиозном и научном центре древнего Вавилона — найдены городские карты (фото 7), где обозначены оборонные стены, ворота, каналы и административные здания.

3. Дома и стены.

4. Царский дворец в древнем Кише.

5. Голова древнего человека.

6. Колеса кишской военной повозки.

7. Карта города Нипура.

Керамика

Глиняные сосуды являются первым изобретением человека, и производство гончарных изделий стало, естественно, главным ремеслом. Чаши, вазы, кувшины, лампы и проч. делались сначала просто руками (фото 24). Позже был изобретен гончарный круг, вращаемый самим гончаром в процессе обработки мягкой глины. На фото 8 воспроизведена скульптурка древнеегипетского гончара, формующего сосуд, в то время как рядом стоят три готовых кувшина. Когда малый гончарный круг был водружен на больший, смогло открыться и массовое производство гончарных изделий. Подмастерье вращал круги, а мастер-гончар формовал изделие обеими руками. Пророк Иеремия упоминает «горшечника» и «кружало» (Иер. 18:3). За несколько столетий до Рождества Христова была изобретена ножная педаль для гончарного колеса, и с тех пор конструкция гончарного станка осталась без изменений.

Приготовление нужной для формовки глины не представляло особого труда. Добывалась чистая глина, из которой путем топтания удалялись пузырьки воздуха, а добавление воды обеспечивало ее однородность.

Античные гончары дали форму множеству предметов и до сих пор употребляемых в хозяйстве. Взять, к примеру, кухонные горшки, котелки, кастрюли. В складских помещениях вместо мешков и ящиков стали использоваться глиняные чаны. Наша сегодняшняя посуда — «производное» от античной. Детские игрушки — блюдца, куколки, фигурки зверей — обязаны своим происхождением древней керамике.

8. Древнеегипетский гончар.

Даже солдатские фляжки делались когда-то из глины.

Постепенно технология усложнялась: появился обжиг. Вода в таких обожженных сосудах сохранялась прохладной. Кочевые народы пользуются подобными сосудами и в наши дни.

Древние вавилоняне настолько высоко развили технологию гончарного производства, что делали из глины серпы.

Торговля

Уже в древнейшие времена у человека была развита тяга к товарообмену и торговле. Иавал (Быт. 4:20), имея стада, понимал значение домашних животных в качестве «единицы» товарообмена. Первый градостроитель Каин твердо знал, как и на что можно выменивать необходимые ему материалы. Тот, кто занимался сельским хозяйством, использовал в качестве торговой единицы меру зерна того или иного выращенного злака. Жители пещер, в избытке производившие изделия из кремня, охотно меняли свои излишки, например, на украшения для волос, цепочки или чаши для пищи. Торговцы больших поселений бойко сплавляли свой товар племенам, жившим в пустыне. Первые купцы несли другим народностям не только ассортимент товаров, но и язык, культуру, письменность.

Ничто так явно не свидетельствует об умственных и деловых качествах древнего человека, как сохранившиеся до наших дней деловые отчеты. Они показывают, что кризисы в тогдашнем «деловом мире» были практически не известны. Древние ассирийцы первыми стали использовать «обменные чеки» — глиняные таблички, указывающие на денежную единицу в серебре. Например, одна из таких дошедших до нас табличек представляет собой квитанцию на двадцатипроцентный заем с четырех шекелей серебра, который должен был быть погашен в течении шести месяцев. Другая табличка свидетельствует о земельной аренде сроком на шестьдесят лет. Сохранились закладные на продажу рабов, договоры о продаже земли и домов, серебряных приисков, завещания о наследстве, облигации, регистрационные документы торговых судов, увозивших товары в многочисленные порты и бравшие на борт пассажиров. Черепки, заменявшие тогда почтовые марки, рассказывают о системе почтовой связи между Ханааном и Вавилоном. Сохранились и свидетельства о наличии торгового пути между Средиземноморьем и Вавилоном.

Письменность

Письменность появилась как производное от искусства. Рисованные изображения были, очевидно, первыми символическими формами письменности.

Потом человек изобрел «печатный пресс» — цилиндр, отпечатывающий изображения (фото 9). Имена богов, людей, названия городов — все обозначалось определенными символами (символически изображались и действия: сцены охоты, наказание богом ослушника и т.п.). Эти «картины» вырезались на небольшом валике или цилиндре из алебастра или же выдавливались на мягкой глине и обжигались. Позже символические картинки-изображения стали вырезать сразу на глинобитных дощечках костяным резцом или процарапывать палочкой. Такие таблички с изображениями — пример ранней человеческой «письменности» (фото 10). Правда, несмотря на четкость изображения, большинство дошедших до нас символических рисунков до сих пор не поддается расшифровке.

Поскольку древняя письменность существовала в виде знаков и символов, родилось предположение, что начало свое она ведет от знака («знамения»), которым был мечен Богом Каин после убийства Авеля (Быт. 4:15). Неизвестно, конечно, как выглядел этот опознавательный знак, одновременно и наказующий, и — по милосердию Божьему — предохраняющий самого Каина от судьбы его брата.

С развитием письменности изображения стали сопровождаться словесными выражениями. Те или иные изображения все более обобщались, возникали фразы и предложения, что все быстрее вело к интенсивному развитию письменности.

На фото 11 — глиняная табличка, на которой изобразительные символы сопровождаются древнемесопотамской клинописью. Клинопись эта имела свыше 600 знаков, складывавшихся в слова и целые предложения.

Употребление при чтении и писании символических слов — изображений растений, зверей, птиц, рыб, предметов обихода и быта — вело к развитию зоологии, сельского хозяйства и ботаники. Такие культуры, как тмин, цикорий, а также использование ароматической смолы — мирры — были открыты в Месопотамии. Астрономия и математика были уже тогда известными науками.

Египтяне использовали в своей письменности и «крупные заголовки». Египетский способ письменности — иероглиф: полубуква — полурисунок. На фото 12 — иероглифический математический «документ», древнейший такого рода из найденных археологами. На нем — 58 арифметических и геометрических заданий с ответами на отлично сохранившемся по сей день папирусе. При всей сложности тогдашней цифровой системы египтяне уже в те времена имели навыки умножения, деления, вычисления площадей кругов, объема цилиндра т.д.

9. Печатный «пресс» и отпечатанное изображение.

10. Исписанная глиняная дощечка.

11. Символические изображения с клинописью.

На фото 13 — «письмо» (слева) и «конверт» (справа), свидетельствующие, что письменность была не просто искусством, но активным средством коммуникации. Часть послания записана непосредственно на «конверте».

На фото 14 — печатка в форме жука-скарабея. На обратной стороне были выгравированы знаки отличия владельца. В отверстие продевался шнурок, и владелец носил его у себя на шее. Акт купли-продажи, дарственная, завещание, документ, скрепляющий торговую сделку — записывались на глиняную табличку и вместо подписи акт скреплялся оттиском именной печатки.

Из множества вкладов Месопотамии в мировую культуру — письменность основной. Кстати, и «шестидесятиричная система» — система подсчета, опирающаяся на цифру 60 — происходит из Месопотамии. Круг поделен на 360 градусов, час на 60 минут, минута на 60 секунд.

Кроме упомянутого множества объектов при раскопках в Месопотамии были обнаружены словари, придворные архивы, энциклопедии, комментарии и целые произведения о религии, правах и законе, медицине и науке. В одном повествовании рассказывается, например, об одном боге, названном «вавилонским Ноем». Накануне потопа он спрятал драгоценные тексты, а когда опасность миновала, вновь извлек их на свет. Один из месопотамских царей любил читать произведения допотопного времени. Записи, найденные в древнем Уре, свидетельствуют о том, что детей учили трем основным предметам: чтению, письму, счету. На одной глиняной дощечке записана таблица умножения от 9×1 до 9×50.

Учебный план того времени включал в себя и изучение географии. На фото 15 — месопотамская «карта мира». В центре — Вавилон у Евфрата, окаймленный морями, отдаленными хребтами и болотами. Эта карта была изготовлена в 2300 году до Р.Х. при царе Саргоне в Аккаде для иллюстрации его военных походов. В сопровождении к карте повествуется о его грабительских набегах, о которых и восемь столетий спустя помнили во всей Азии.

12. Иероглифы.

13. Глиняная табличка и футляр («письмо» и «конверт»).

14. Печатка в форме скарабея.

15. Месопотамская «карта мира».

16. Хаммурапи и Шамаш.

Трудно поверить, но уже три с половиною тысячи лет назад ученики должны были зубрить события древней истории!

Государственное управление

Из записей на глиняных табличках Месопотамии или на папирусах Древнего Египта можно узнать о различных формах государственного правления древности. В поисках разрешения социальных проблем уже тогда издавались многочисленные законы. Закон занимал важное место в государственно-культурной структуре наших далеких предков.

Книгами законов руководствовались властители и определялись права граждан. В наше время такая система называется демократической. Царь, будучи наимогущественнейшим в своем государстве, был, однако, слугой закона, а не его источником. Он считал себя подчиненным Богу, почитавшимся верховным законодателем, что служило гарантией справедливости гражданских законов. Эти законы казались столь же незыблемыми, как земля и небо.

Именно так, например, изображен вавилонский царь Хаммурапи, принимающий законы от бога солнца и справедливости Шамаша (фото 16). Преклоняющийся перед Шамашем Хаммурапи получает от бога перстень и посох при этом ему внушается задача собрать все справедливые законы в единый законодательный свод. Законодательство Древнего Вавилона объединяло 282 закона о трех кастах граждан: высшая и средняя касты свободных и третья — рабов. Даже оплата трудящихся, служащих и рабов была оговорена заранее.

Один из законов — о браке: когда отец получал «выкуп» за выдаваемую в замужество дочь, он давал соответствующее разрешение на брак, скрепляя его своею печаткою-скарабеем. А молодые в нетерпении ожидали вблизи, чтобы наконец сказать «да» друг другу.

Существовали пространные законы о правах собственности, правах детей и разводах… Взимание налогов производилось через равные промежутки времени. Повышение налогов обнародывалось посредством меморандума, который курьеры незамедлительно разносили во все концы государства.

В книге законов были регламентированы не только правонарушения, но и наказания за каждый противозаконный поступок. Строго карались колдовство, наветы, воровство, укрывательство, супружеская неверность, юношеская преступность и т.п. Существовало три способа смертной казни: сжигание, утопление и сажание на кол. Другие виды наказания — телесные увечья: отрезание руки или языка, ослепление на один глаз и т.д. Сыну, посмевшему ударить отца, отрубали руку. В целом система наказаний следовала ветхозаветному «око за око, зуб за зуб». Хаммурапи жил во времена Моисея, и книга его законов относится к 1723 году до Р.Х. Но известно, что существовали своды законов еще за триста лет до этого, свидетельствующие, что и на ранних стадиях развития мышление человека носило правовой характер, похожий в этом смысле на нынешний.

Металлургия

Лопаты и кирки археологов позволили узнать о наличии металлургии еще в доисторические времена. Наиболее раннее упоминание о металле в Библии мы находим в книге Бытия (4:22). Тувалкаин — «ковач всех орудий из меди и железа». Упоминания о меди прослеживаются с 4500 г. до Р.Х. Введение металлургии в каменном веке изменило образ жизни человека так же сильно, как в наше время переход от экипажа, запряженного лошадьми, к автомобилю.

Многие ученые считают книгу Иова древнейшей книгой мира, а в ней говорится о том, что «железо получается из земли, из камня выплавляется медь» (Иов. 28:1-2). В первых упоминаниях железо называется «металл с неба» — в связи с его обнаружением в метеоритных камнях. В книге Бытия упоминается золото (2:11-12) и серебро (44:2), в книге Исход — свинец (15:10), в книге Чисел — олово (31:22) и железо (35:16). Во время плавки от металла отделяли шлаки (Иез. 22:18-22). При формовке расплавленного металла употреблялась глина (3 Цар. 7:46).

Трудно точно определить, когда впервые начали применять железо, так как в отличие, например, от меди — оно ржавело и постепенно разрушалось. Однако уже во времена Моисея железо занимало прочное место в международной торговле. Во времена Саула (1025 до Р.Х.) филистимляне были искусными и умелыми кузнецами (1 Цар.13:19-23). Кузнечное ремесло ценилось столь высоко, что вавилоняне наряду с князьями уводили в плен и кузнецов, переселяя их в Вавилон (4 Цар. 24:14). О сравнительной стоимости металла говорится в книге пророка Исайи (60:17) и Даниила (2:32-33). Во дни Иезекииля стоимость его была высока (Иез. 27:12). Но еще на ранних стадиях применения металла его предпочитали употреблять чаще для изготовления оружия, чем предметов обихода и быта.

17. Ядра и бронзовые наконечники стрел.

Война и оружие

Начиная с глубокой древности, люди сводили друг с другом счеты на поле битвы. Античный город Лагаш сохранил для истории остатки письменных свидетельств о битве с соседствовавшим с ним соперником — городом-государством Умма. Военные колесницы царя украшались символами Лагаша: изображениями орла с львиной головой, вонзившего когти в спины двух львов. В колесницы впрягали диких ослов. Пехотинцы носили тяжелые пальто, застегивавшиеся только на шее и оставлявшие достаточную свободу движений на поле боя.

Распространенное оружие: праща, копья и лук со стрелами. Ядра пращи весили свыше 300г и были 5-ти см в диаметре (фото 17) ими пользовались «пращники» (фото 18, ср. 4 Цар. 3:25). Наконечник бронзового копья (фото 17 внизу) был длиной от 13 до 20см, он насаживался на древко и метался «копьеметателем». «Стрельцы» (Быт. 49:23-24; Иер. 4:29) имели лук со стрелами (фото 18). Их шлемы были в зависимости от ранга из металла (фото 19) или из кожи.

18. Стрелки из лука.

19. Золотой шлем.

20. Боевая машина.

В Уре был найден шлем из золота 2500 г. до Р.Х. Это дает нам представление о вооружении в те времена.

Для успешного ведения боевых действий военные «конструкторы» изобрели боевые машины (фото 20), при помощи которых пробивались городские укрепления. Другие орудия метали стрелы (2 Пар 26:15; Иез. 26:9). Эти машины являются предтечами современного танка.

Дом и семья

При раскопках древних поселений типа шумерийского Киша были обнаружены целые архитектурные комплексы с храмами, оборонительными сооружениями и домами. Улочки настолько узки, что пригодны только для «одностороннего движения». Большинство обнаруженных городских построек так малы, что были пригодны лишь для ночлега. Все остальное — включая потребление пищи и общение с друзьями и родственниками — совершалось вне дома. Городские стены имели оборонительное значение, вход в «город» сразу выводил на центральный открытый двор-площадь. В более крупных городах в домах были «спальня», «гостиная» и «туалет».

Женщины занимались хозяйством. Они готовили еду, работали на поле, шили одежду и т.д На фото 21 — рельеф, изображающий ткачиху, ткущую лен или шерсть. Она сидит на табурете, ножки которого вырезаны в форме львиных лап, и держит веретено, в то время как служанка овевает ее опахалом.

21. Ткачиха за пряжей.

22. Грузила для ткацких станков.

На фото 22 — грузила ткацких «станков», служившие для натяжения нитей Слева — грузило бронзового века (3000 лет до Р X ), справа — на тысячу лет «моложе» и уже более совершенной формы.

Камни использовались и для обмолачивания зерна. На фотографии 23 — мельничный жернов. Жернова такого рода упоминает Христос (Матф 24:41). Основной («седельный») камень размером 60 х 45см. На нем лежит — «ручной», которым, собственно, зерно растиралось, он длиной около 45см и весом около 2,5кг.

Лампы на фото 24 — 2400 лет пролежали порознь. Первая лампа (15см в диаметре и 4см глубиной) — сделана еще весьма примитивно и обработана грубо (3000 г. до Р X.), вторая лампа сделана просто из крупного осколка горшка и имеет уже канавку для укрепления фитиля (2200 г. до Р.Х.). Третья лампа (1600 г. до Р.Х.) меньшего размера и тоже имеет канавку. Четвертая лампа — наименьшая, высотой она 8см (900-600 гг до Р.Х ).

Маслины выдавливались на специальной давильне (фото 25) По узкому желобу сок-масло текло в специальный резервуар или чан и использовалось для заправки ламп или приготовления пищи.

Косметика знакома людям, наверное, с самого начала существования человечества! На фото 26 — кувшинчик для туши для бровей и ресниц со специальной лопаточкой, слева — зеркальце, рядом — столь излюбленные женщинами кольца и жемчуг.

И мужчины на Востоке охотно украшали себя Первые известные нам украшения делались из кости и ракушек (8000 лет до Р.Х.). Наиболее излюбленные и распространенные украшения — перстни с печаткой, браслеты, серьги, носовые кольца, цепочки на щиколотку, брелки и золотые сеточки для волос. Ревекка была одарена золотыми браслетами и серьгой (Быт 24:22) Для строительства скинии израильтяне жертвовали свои драгоценности (Ис. 35:27). В книге Иова упоминаются многие драгоценные камни (28:15-19).

На фото 27 — сжатый череп женщины из царской усыпальницы Ура Халдейского в Месопотамии. «Даме X» 4400 лет Ее голова украшена золотыми листиками на обручах, несколько ниже середины видны зубы и большие серьги из золота. Нижняя часть увешана жемчугом. На фото 28 реконструированная «мисс Ур» из 2500 г. до Р X. Она демонстрирует украшения, снятые с найденного черепа.

23. Камень для обмолота зерна («мельница»).

24. Светильники.

25. Пресс для выжимания оливкового масла.

26. Украшения и косметические принадлежности.

Золото ковалось столь тонко, что становилось хрупким.

Косметические «кремы» и мази хранились в искусных бутылочках и сосудах.

Во время раскопок была найдена и чаша со стоком третьего тысячелетия до Р.Х., сделанная из цельного куска вулканического стекла. Впрочем мужчины не только пользовались украшениями, они были очень искусны в стрижке бороды. Парикмахер, пользовавшийся «прямолинейной» бритвой, сбривал не только усы и бороду, но и волосы на голове. Лезвия делались из острого вулканического стекла или из камня и «приклеивались» к ручкам из сланца при помощи битума (асфальта).

Музыка

Испокон веков музыка звучала в сердцах людей. Иувал «был отец всех играющих на гуслях и свирели» (Быт. 4:21). В Уре найдены лиры и арфы, имевшие от трех до десяти струн. В одном из древнейших захоронений были обнаружены останки юноши, сжимавшего в правой руке вырезанную из кости флейту. Бараний рог — тоже был в свое время популярным музыкальным инструментом, его можно назвать предшественником трубы. В Священном Писании он часто упоминается, т.к. служил сигналом начала битвы или же ее окончания, объявлял праздники, предупреждал об опасности и оповещал о смерти знати. Духовые музыкальные инструменты — флейта и дудка — всегда звучали во время языческих эротических оргий. Праздничное пение сопровождалось музыкой (Быт. 31:27). Музыка была как бы частью семейного быта.

Тимпанами и пением встретили ликующие израильтяне гибель фараоновых колесниц в морских волнах (Исх. 15:20-21) перед тем, как Моисей взошел на Синай, раздались звуки труб (Исх. 19:16). Победа Давида отмечалась музыкальной игрой, песнопениями и танцами (фото 29). При помазании Соломона на царство трубы и свирели в сочетании с криками ликования были столь громки, «что земля расседалась» (3 Цар. 1:39-40). В 150-ом Псалме Бог прославляется на многих инструментах: на органе, гуслях, арфах, литаврах, кимвалах, на струнах и трубах. Любопытно, что согласно некоторым сохранившимся изображениям вместе танцевали только принадлежащие к одному полу.

27. Сжатый череп.

28. «Мисс Ур».

Спорт

Еще в античные времена спорт стал важным элементом жизни. Борьба и кулачный бой имели религиозный смысл. Во время церемоний борцы выступали с большими кувшинами на головах (фото 30). Аналогично изображались схватки между некоторыми божествами. Египтяне играли в мяч уже много тысячелетий назад. Игральная доска на фото 31 — из 2500 года до Р.Х., шайбочки — предтечи кубиков используемых в играх.

Атлетические виды спорта в античности имели первоначально весьма ограниченное распространение. Однако на войне высоко ценились физическая сила и ловкость. Постепенно Олимпийские игры в Греции и спортивные состязания в Риме придали спорту привычное для нас ныне значение. Гонки, кулачные бои, различные виды борьбы, метание копий и дисков — распространенные виды спорта в Греции,

29. Танцы и игра на музыкальных инструментах.

30. Борцы.

31. Игральная доска.

Рим «почитал» спорт до такой степени что посвящал ему до 135 дней в году. Особенно популярными были соревнования на колесницах. Гладиаторы сражались друг с другом или с дикими зверями. Римляне очень любили зрелища и напряженно следили за происходящим на аренах.

Преступность

Значение морали, отклонение от нее, влекущее за собой преступление, — вся эта ныне столь острая проблематика существовала и в древности. Выше мы уже говорили о своде законов, предусматривавших наказание за преступления. Дошедшие до нас глиняные таблички говорят о существовании «детской преступности». Сохранились письменные попреки отца сыну — в неблагодарности и отсутствии человечности. Некоторое время назад археологи обнаружили в Палестине скрюченный вдвое скелет в глиняном банном ушате.

Быть может, «разносчики газет» тех времен выкрикивали тогда: «Загадочное убийство в бане! Убита женщина во время купания!»

Вино и пиво

Подобно тому, как убийство столь же древне, как сам Каин (Быт. 4:8), со столь же отдаленных времен употребляется человечеством алкоголь. Впервые вино упоминается в Библии в связи с Ноем (Быт. 9:21).

Глиняные статуэтки (фото 32) изображают способ приготовления хмельной браги в глубокой древности. Человек справа очищает зерно, женщина слева — готовит брагу. Ной, несомненно, имел собственный виноградный пресс в винограднике. Спелый виноград давился ногами людей. Сок вытекал в резервуар и впоследствии заливался в кувшины или винные меха. На фото 33 — винное давило размером 150 х 60 х 25см. Стрелка указывает на резервуар, куда стекал сок.

Великий греческий историк Геродот считается многими критиками Библии «отцом истории». Его утверждения охотно принимаются на веру, так как они противоречат многим библейским повествованиям. Он, например, утверждал, что в Египте не употребляли вина и не культивировали винограда. В 39-й и 40-й главах Библии упоминается «виночерпий царя египетского». Виночерпий рассказывает сон, который он видел: он выжимает виноградные «ягоды в фараонову чашу». Критики Библии тем не менее верили Геродоту, покуда на сводах в одной египетской усыпальнице не было обнаружено изображение египтян, работающих в винограднике. Одни обрезают и подвязывают виноградные лозы, другие — собирают виноград и несут его к прессу. Мужчины давят спелые кисти ногами в чанах, другие — наполняют кувшины и винные меха. На другой сценке — египтяне за праздничным пиршеством. Художник дает колоритную картину, из которой можно понять, что вино опьянило собравшихся. Явно заметно, что алкоголь уже в действии. Одна дама из общества отошла в уголочек, дабы облегчить желудок. Ее раб с тазиком ждет, чтобы унести отходы. После вечеринки рабы разносят по домам сильно подвыпивших хозяев. Один пьяный свалился под стол и остался лежать незамеченным. На основании этого изображения становится ясно, что Геродот заблуждался.

Слово «вино» в Библии — понятие, обозначавшее как свежий виноградный сок, так и алкогольный напиток, получающийся в результате брожения. Но чаще речь идет именно об алкоголе (Притчи 20:1). Лишь дававшие обет назорейства воздерживались «от вина и крепкого напитка» (Числ. 6:2-3), и пророк Аввакум грозно корил каждого, кто пытался споить вином другого (Авв. 2:15). Вино обычно употреблялось для утоления жажды, т.к. питьевая вода часто бывала загрязнена или ее попросту не хватало.

32. Приготовление браги.

33. Винное давило

34. Алтарь бога солнца.

35. Изображение идола.

Религии

Ап. Павел наилучшим образом характеризует языческие религии того времени и последствия того, что люди свергли Бога с престола (Рим. 1:21-32). Эти слова Павла подтверждаются археологическими находками. Да и сами мы живем во времена, сходные с теми, в которые еще до потопа жил Ной (Матф. 24:37-39) и после потопа Лот (Лук. 17:28-30). Еще со времен Каина человечество пошло «путем Каиновым» (Иуд. 11; Быт. 5:8).

Есть не мало свидетельств тому, что первым идолом после измены людей Богу стало солнце. На фото 34 — фигурка бога-солнца с распростертыми руками, принимающего жертву в то время, как молящийся поднимает глаза к небу, поклоняясь солнцу, луне и звездам.

Глиняные таблички свидетельствуют о множестве богов и культов. Статуэтки божеств разных размеров и форм также свидетельствуют о многобожии. Существовали боги буквально на все случаи жизни: боги дождя, урожая, бури, любви, вина и т.д. На фото 35 — древняя статуэтка размером чуть более 10см: изображение идола, покрытое тончайшей позолотой. По словам Павла, именно после отпадения от Бога и обращения к идолам склонность человека ко греху стала явной. Многие боги представлялись злыми, потому и человек, отдававший себя под их покровительство, считал, что имеет право грешить. Эти «божества» — идолы были практически продуктом разожженных страстей и страха возникающего от чувства вины, неумеренности, ревности, мести, похоти, ненависти. Человек стал обожествлять и четвероногих и пресмыкающихся. Весь Египет был полон храмами и другими культовыми постройками, посвященными собакам, львам, птицам, крокодилам, жукам. В Индии еще и теперь коровы и обезьяны священны, и любой индус скорей умрет, чем посмеет поранить это «божественное» животное.

В то время, как сторонники эволюции готовы в поисках «человекообразных» углубляться в доисторические пещеры, человек сам доказал, сколь низко он способен опуститься, отвергая Создателя. Несомненно, сатана хорошо потрудился, чтобы человек телом и духом «пал ниц». На фото 36 — богиня плодородия, склоняющая поклонению четвероногим. На фото 37 — обнаженный жрец льет масло на жертвенник. Фото 38 — небольшой рельеф, изображающий жрицу, стоящую на маленьком льве и готовую свой акт служения совершить в форме проституции. До нас дошло, например, сообщение о половом акте между «богом» и телкой.

Мужчины, как и женщины, были обязаны состоять в противоестественных отношениях. Нет ничего порочнее и безбожнее содомии. Ее истинное значение — непристойное поклонение идолам. Это такой позор для человечества, что город Содом и по сей день упоминается лишь в связи с противоестественным извращением!

Во время представлений девушки надевали головной убор в форме змеи (фото 39). Найдена статуэтка, изображающая танцовщицу, шею и грудь которой обвивает змея. Ваза с изображением змеи (фото 40), имеющим магический смысл, употреблялась во время жертвоприношения и носилась на голове (2000 лет до Р.Х.). На фото 41 — египтянин с телом змеи и головой человека. Порочная человеческая фантазия сотворила даже бога-демона (фото 42). Итак, от поклонения Богу человек перешел к поклонению дьяволу, человеку, зверю, змее.

Библия свидетельствует, однако, что не все человечество отвернулось от Бога после грехопадения Адама (Быт. 3:21 и далее). По линии Сифа, угодного Богу, произошел Енох, жизнь которого тоже была угодна Богу (Быт. 5:21-22). Ной «обрел благодать пред очами Господа», в то время как обо всем человечестве говорится: «велико развращение человеков на земле» (Быт. 6:5-8). Господь призвал Авраама покинуть безбожный Ур Халдейский и сделал его «другом Своим» (Иак. 2:23). Моисей был известен как «человек Божий» (Исх. 33:1). Давид был «мужем по сердцу» Богу (Деян. 13:22). Сын Божий «родился от семени Давидова по плоти» (Рим. 1:1-4). Вера этих богобоязненных и верных Господу людей подготовила пришествие в этот мир Сына Божьего во искупление грехов человечества (Евр. 11). При всем нашем уважении к культуре, значение ее не сопоставимо с верою тех, кто хранил верность Богу и повиновался только Ему.

36. Богиня плодородия.

37. Обнаженный жрец.

38. Жрица-священнослужительница.

39. Танцовщица-«змея».

Так как мы имеем вокруг себя целое «облако свидетелей», должны и мы с верой жить среди строптивого и развращенного рода, «взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса…» (Фил. :15; Евр. 12:1-2).

Болезни, лечение, смерть

Хотя нельзя сказать, что все недуги имеют своею первопричиною «зло», рационально принять, что телесные болезни — следствие человеческого греха. Выйдя из покорности Богу, человек «умер» не только духовно: его плоть стала тленной (Быт. 2:17 3:17-19). Так в результате падения наших прародителей и мы «рождены к несчастью» (Иов. 5:7 14:1 Еккл. 2:22-23).

В древней Месопотамии считалось, что физические недуги имеют не физиологическую причину, а являются следствием демонической одержимости или же наказанием за грехи. Как теперь мы все приписываем бактериям, так тогда — приписывалось демонам 6000 демонов считались причинами разнообразных болезней. И, поскольку болезни придавалось не физическое, но мистическое значение, лечили ее только жрецы. Жрицы были «сестрами милосердия», они «ассистировали врачам» и заботились о нуждах пациентов. Существовали «терапевты», т.е. лечившие травами и настоями, «хирурги», т.е. пользовавшиеся ножом и «знахари», которых можно отдаленно сравнить с современными психиатрами.

Некоторые средства, предписывавшиеся для внутреннего употребления, были, мягко говоря, отвратительны. Человечьи и собачьи экстременты испражнения или моча — еще не самое страшное из «прописывавшихся» тогда «лекарств», вселявших надежду на изгнание демона. Но, наряду с этими «лекарствами», уже в античности люди применяли немало трав и минеральных веществ, и доныне не утративших значения в медицине. Воспаление мочевого пузыря лечили красавкой (белладонной), для обезболивания и от бессонницы применялся мак.

40. Священная ваза.

41. Змея с человеческой головой.

42. «Бог» в образе демона.

Еще и сегодня мы используем оказавшиеся столь жизненными рекомендации древних относительно болезней глаз, температуры, желтухи и причин распространения инфекции. Имеющиеся сведения говорят так же и о том, что уже в глубокой древности существовало нечто вроде общей «физическо-оздоровительной программы», в которую входили кулачный бой, плавание, гимнастика. Новички, которые решали научиться плавать, вместо спасательного круга или жилета использовали бычий пузырь. Для защиты от палящих лучей солнца пользовались зонтом. Специальные «мухоловки» спасали от насекомых.

Медицина Древнего Египта была более развита, чем в Месопотамии. Найдено два документа, говорящих об уровне тогдашней медицины: 1) Папирус Эберса» — о внутренних болезнях и 2) Папирус Эдвина Смита» — древнейшее из всех известных до сих пор руководств по хирургии. В нем анализируются и квалифицируются извечные человеческие недуги и травмы: раны, вывихи, переломы, опухоли, язвы и нарывы. Вместо ваты использовалась корпия (хлопчатобумажные волокна) рана заклеивалась липким пластырем или же — зашивалась. Раны обрабатывались лечебными мазями, наносимыми в большом количестве. Даже искусственные зубы египтянам были хорошо известны. Египтяне знали и о важности работы сердца и кровеносных сосудов, о первостепенной важности для человеческого организма крови, о том, что ее потеря приводит к смерти. Уже в Библии говорится, что «душа всякого тела есть кровь» (Лев. 17:14).

Каждый человек рождается с «волей к жизни». Это доказывают не только врожденные рефлексы, способствующие выживанию, но и развитие медицины, способствующей сохранению здоровья. Бог обещал Израилю, если тот будет послушен (Исх. 15:26), уберечь его от болезней, которые Он наводил на Египет. Об этом же немало говорится и в книге Левит. Во Второй книге Паралипоменон (16:12) рассказывается о царе Асе, у которого «болезнь поднялась до верхних частей тела, но он в болезни своей взывал не Господа, а врачей». Езекии был приложен «пласт смокв» к нарыву, и он выздоровел (4 Цар. 20:1-7).

43 Книга мертвых

Но человек смертен, тело его подлежит тлению с тех пор, как Адам был изгнан из рая (1 Кор. 15:22). Родословная человека (Быт. 5) — одновременно и упокойный перечень. Смерть не «взирает на личности», могильщики свидетельствуют об этом факте. Но, поскольку человек всегда верил в загробную жизнь, мертвые погребались со всем своим многочисленным скарбом, а еще — многословными погребальными текстами на глиняных, например, табличках, которые дают нам сегодня обильную информацию о способах подготовки к погребению, о самом похоронном обряде и общем представлении о смерти в древности Египтяне разработали «технологию» мумифицирования и бальзамирования, о которых у нас еще пойдет речь в одной из последующих глав «Древнеегипетская книга мертвых» (фото 43) показывает Озириса (бога смерти и загробной жизни), который наблюдает за «законником» с собачьей головой, взвешивающем на весах «душу» одного из «кандидатов на небо», поставив на противиположную чашу весов фигуру, символизирующую «правду» Сверху на весах сидит павиан — символ мудрости Еще и сегодня эта книга актуальна для всех надеющихся, что их добрые дела перевесят злые, и им откроется путь на небо

Царские гробницы в Уре свидетельствуют о целой скрупулезно разработанной системе захоронения царей и вельмож Там обнаружены не только колоссальные сокровища и роскошные одеяния, но даже и останки их слуг, погребенных с ними заживо, чтобы они могли прислуживать мертвецам Воины погребались в полном вооружении в положении «наизготовку» Простые смертные хоронились просто в непритязательных обычных могилах Однако сухой климат и песок способствовали хорошему сохранению их останков в веках — вплоть до наших дней (фото 44)

Еще проще был обряд погребения младенца и ребенка Трупик обертывался в церемониальную пелену и через отверстие опускался в погребальную урну, служившую ему гробом (фото 45) Металлические цепочки оставались на щиколотках, а рядом ставился кувшинчик с едой для будущей жизни Колумбарий (хранилище урн с прахом при «крематории») на фото 46 показывает, что и в древности тела не только погребались, но и сжигались Трупы складывались на костер, и оставшийся пепел либо насыпался в урны, либо рассеивался по ветру Просторный колумбарий имел множество углублений для урн с прахом

44 Останки простолюдина

45. Погребальная урна.

Современный человек склонен недооценивать степень цивилизации своих древних предков. Материал данной главы свидетельствует о другом, в глубочайшей древности человек уже сам обеспечивал свои жизненные потребности. После того, как мы ознакомились с жизнью человечества «от колыбели до гроба», перейдем к следующей главе и посмотрим, каким образом эти знания были «извлечены на свет».

46. Колумбарий.