Факты или легенды?

Во время триумфального въезда Иисуса в Иерусалим народ ликовал и славословил Его. Некоторые фарисеи потребовали было, чтобы Иисус осудил Своих восторженных почитателей. Он на это ответил: «Сказываю вам, что, если они умолкнут, камни возопиют» (Лук. 19:37-40). Даже когда люди пытаются заставить Бога умолкнуть, Он не перестает свидетельствовать о Себе (Д.Ап. 14:17).

Почему некоторые религиозные «вожди» принудили свидетелей Божьих к молчанию, является одной из тайн времен. Это в особенности касается XIX столетия, когда стали сказываться последствия протестантских реформ, утверждавших «немоту» Христова свидетельства. Они отрицали Христово Богосыновство и догмат о непорочном зачатии. Они утверждали, что многое в Библии принадлежит к области мифов и народного вымысла. Некоторые места Священного Писания, где повествуется о фактах и лицах, неизвестных исторической науке, они объявляли фантастическими. Слово Божье они пытались свести до уровня человеческого сочинения. Множество их школ и семинарий постепенно отступило от веры. «Модернизм» был поднят на щит, и безоговорочная вера в Библию стала рассматриваться как безнадежный обскурантизм, принадлежащий «темному прошлому» и потому нуждающийся в преодолении. В то время, как псевдонаучная критика стала издеваться над христианами, якобы принимающими Библию «на слово», Господь чудодейственным образом начал являть Себя именно посредством человеческих научных открытий. Слово Божье пришло верующим на помощь. Господь совершил именно то, о чем говорил в Евангелии от Луки: «камни заговорили», чтобы подтвердить Слово Его. Из, казалось бы, навек погребенного прошлого они подали весть, заставляя умолкнуть тех, кто хотел принудить к молчанию христиан.

До того, как Господь сто с лишним лет назад даровал нам науку археологию, знание о Ближнем Востоке черпалось, в основном, только из библейского текста. История древнеегипетского, вавилонского, персидского, ассирийского и хеттского царств — была известна или непосредственно из текстов Ветхого Завета или из источников, с этим текстом непосредственно связанных. Страны, народы, обычаи нередко трактовались как «сюжеты» мифологических рассказов, покуда, благодаря археологическим изысканиям, они не превратились в историческую реальность, подтверждаемую находками во время раскопок и расшифровыванием древних текстов. «Кирка и лопата» археологов вновь вдохнули реальную жизнь в тексты Ветхого и Нового Заветов. Благодаря новооткрытому и научно проанализированному материалу археология получила мировое признание. И верующие, и атеисты должны теперь считаться с ее открытиями и принимать во внимание ее доказательства.

Роль археологии по отношению к Библии велика. Во всех отраслях этой науки и по сей день не существует ничего, что бы вступило в противоречие со Словом Божьим. Конечно, не все археологические открытия связаны именно с Библией, но те, которые связаны, — четко подтверждают неоспоримость и историческую реальность библейских свидетельств. Так были подтверждены и те многочисленные «сюжеты», которые критиками Библии считались мифологическими и противоречащими реальной истории. Скептики, правда, не раз пытались и археологические открытия трактовать в удобном для себя смысле. Во всех лишь начинающих развиваться науках на базе сравнительно скудно накопленного материала делаются далеко идущие выводы. Сходство между научными открытиями и расшифровкой текстов древности с одной стороны, и сказанным в Библии с другой, — давало скептикам повод обвинять «сочинителей» Библии в заимствовании. Так, например, сходство между законами Моисея и кодексом Хаммурапи якобы позволяло считать, что Моисей скопировал свои законы с законов царя Вавилона. Это утверждалось по той причине, что Моисей жил на несколько столетий позже Хаммурапи, правившего в 1792-1750 до н.э. При этом глубокое различие между этими двумя сводами законов вообще игнорировалось. Например, Господь — посредством Моисея — указывал, что многое, к чему человеческое сердце по своей природе склоняется, греховно и несправедливо, в то время как Шамаш — бог солнца у Хаммурапи — попускает многое, аморальное по своей природе.

Верующие в Библейское Слово должны, конечно, с осторожностью относиться ко всем касающимся его открытиям. Так, например, среди определенной части христиан бытует представление, что роль археологии состоит в том, что она дает «доказательства» описываемому в Библии. Это приводит, скажем, к таким выводам, что «отложения ила в Уре Халдейском доказывают реальность всемирного потопа». Хотя наличие отложений в Уре и других городах той области и свидетельствует о большом наводнении, это еще не служит «доказательством» грандиозного потопа, описанного в 7 главе Бытия.

Правда, подобным же пороком страдают и критики Свящ. Писания. Они утверждают, скажем, что «археологические находки в Иерихоне «доказывают», что во времена Иисуса Навина города на этом месте не существовало, а был город за сто лет перед этим, и другой город существовал много лет спустя после смерти Иисуса Навина».

Когда после разрушения Иерихона на его месте был выстроен новый город, он, естественно, мог занять большую или меньшую площадь, а то и вообще быть смещен по отношению к прежнему Иерихону. Рисунок 93 хорошо иллюстрирует вышесказанное. Линия 1 — границы города за сто лет до Иисуса Навина. Точечная линия 2 — город во времена Иисуса Навина. Пунктирная линия 3 — черта города в более поздние времена. Если археологи вели раскопки в черте 3 в пункте А, они натыкались на город 1 и не обнаруживали городского слоя времен Иисуса Навина. Производя в следующем сезоне раскопки в пункте В, они по-прежнему не находили города Иисуса Навина. Но они обнаруживали его на третьем году раскопок, производя их в пункте С!

На этом примере можно легко понять, каким образом город вдруг «исчезает» из определенного периода времени. Следовательно, опираясь на данные всего двух, например, сезонов раскопок, ни в коем случае нельзя утверждать, что Иерихона во времена Навина не существовало, потому что более систематическая археологическая работа на данном месте дает доказательства, что Иерихон тогда был.

Иногда в Библии говорится о чем-то, что из других исторических источников не известно. Подчас наоборот: археологическое открытие свидетельствует о том, что не упоминается в Библии. И в том и в другом случае это не должно порождать сомнений или говорить о противоречии. Когда ж благодаря раскопкам открывается нечто соответствующее Библии, мы говорим, что археология «подтверждает Слово Божье». Подтверждает, а не доказывает, ибо Слово Господа не нуждается в доказательствах!

93. Диаграмма Иерихона.

Кроме того, что археология подтверждает Библейский текст, она еще и многое проясняет в древнейших временах и обычаях. Археологические открытия делают возможным лучше познать минувшее, а это, в свою очередь, проясняет нам смысл и нашей цивилизации. Чем больше извлекается из забвения на свет Божий, тем вернее кажется ощущение, что «нет ничего нового под солнцем». Зато археология опровергла другое старинное изречение: «мертвые безмолвны». То, что начиналось как поиск сокровищ и кладов, постепенно превратилось в науку, ставшую вещественным подтверждением того, что камни «вопиют» во славу Господню, когда языки человеческие молчат. Господь не оставляет мир без свидетельств о Себе, и с теми свидетельствами, какие у нас в руках, мы можем проповедовать Библию всем неверующим. И мы должны громко славословить Того, Кто в любви Своей к нам пожертвовал Собою и принял крестную казнь.

Весть о сотворении мира: о чем вопиют камни

Как в Библии, так и в археологических исследованиях, связанных с сотворением мира, нет ни малейшего намека на теорию эволюции. Если сотворение мира — истина (а я глубоко верю в это), тогда именно Бог позаботился о том, чтобы после изобретения человеком письменности было дано истинное изложение событий. Это самим Богом внушенное повествование мы находим в первых главах книги Бытия. Хотя Адам не был непосредственным свидетелем сотворения мира, не исключено, что во время жизни в раю (Быт. 3:8) он спрашивал у Бога и о себе и об окружающем мире. И то, о чем он узнал, он наверняка рассказывал своим детям и внукам. Это можно заключить хотя бы из жертвоприношений Каина и Авеля Богу (Быт. 4:3-4). От кого, как не от своих родителей, мог узнать Авель о том, что угодно Богу? Но когда в течение исторического времени предание передается из уст в уста, происходят невольные искажения, что-то прибавляется, что-то утрачивается. Мы поэтому не удивляемся некоторым противоречиям в сказаниях о творении мира.

Тем не менее некоторые из этих сказаний весьма сходны с тем, что описано в Ветхом Завете. Например, при раскопках в Ниневии была обнаружена целая «библиотека» ассирийского царя Ассурбанипала (середина УН в. до н.э.) — тысячи глиняных табличек, испещренных словами. Когда в 1872 году сотрудник Британского музея Георг Смит расшифровывал ассирийские тексты, он обнаружил среди прочего коллекцию из семи табличек, содержащих историю сотворения мира и получивших название «Эпос о сотворении». На фото 94 одна из таких табличек. «Эпос» может соответствовать библейскому рассказу о шести днях творения и седьмом дне отдыха. Первая из табличек повествует о времени, когда небо и земля еще не существовали, а были лишь наполненная водою бездна и хаос. Тогда появились «боги», и бытие стало «упорядочиваться». Конечно, между Богом книги Бытия и этими «богами» нет сходства, но оно существует в отношении рассказа о времени, когда были лишь хаос и водная бездна.

94. «Эпос о сотворении».

Другая табличка рассказывает о сотворении звезд и луны — для определения времени и отделении дня от ночи. Здесь говорится о том, что сотворение тел небесных предшествовало созданию органического растительного и животного мира. Это соответствует четвертому дню творения (Быт. 1:14-19). Шестая табличка говорит о сотворении человека. Седьмая — об особенном дне; обе соответствуют Быт. 1:26-31 и 2:1-3

Другое «сообщение» о сотворении мира названо «вавилонской вестью», так как вышло из Вавилона. Это страшный рассказ о богах, собравшихся вместе и из соперничества истребивших друг друга. Как и в «Эпосе о сотворении», здесь нет сходства с ветхозаветным Богом, но в самом повествовании содержится поразительный феномен, ибо вавилонское сказание о сотворении мира имеет следующую вполне соответствующую книге Бытия последовательность:

1. Доисторический хаос

2. Начало света

3. Сотворение небосвода

4. Появление суши

5. Сотворение небесных тел

6. Сотворение человека

7. Отдых богов

В то время, как древне-месопотамские сказания о сотворении мира содержат удивительное сходство с книгой Бытия, египетские тексты этого сходства не обнаруживают, за исключением «сообщения», что боги сотворили «материю». Нагая богиня Нут (фото 95) подобно «небесному куполу» изгибается над землей в то время, как бог воздуха Шу поддерживает ее поднятыми руками. Голова его украшена символом года. У ног Шу лежит бог земли Геб, и божества с бараньими головами поддерживают руки бога Шу. Эти центральные фигуры окружены многочисленными божествами более низкого «ранга». Древние египтяне считали также, что небо и земля сотворены из туманности.

Священные тексты индуизма так описывают первоначальное состояние мира: «Когда несколько миллионов лет тому назад мир начал существовать, он имел плоскую треугольную форму с высокими горами и множеством водоемов. Он держался на головах слонов, стоящих на черепахе, «покоящейся», в свою очередь, на гигантской змее. Если слоны начинали отряхиваться, происходило землятресение».

Если бы подобные россказни содержались в Библии, критики имели бы все основания высмеивать Слово Божье. Бессмысленные предположения и теории, подобные вышерассказанной, тотчас доказали бы внебожественное происхождение библейского текста. Если же археология и «доказывает» что-либо из Библейских, — то доказывает очевидность этих фактов. Если бы тексты, например, Моисея были лишь мифами и легендами, они бы, в целом, должны были вступить в противоречие с научными данными, и мы были бы вынуждены согласиться с критиками и скептиками, что они нелепость. Но слава Богу, книга Его — источник не вымысла, но правды. Человек древности приписывал происхождение неба и земли богам. И археологические открытия скорее подтверждают библейский рассказ об акте творения, чем опровергают его.

95. Небесная богиня Нут.

Откуда произошел человек?

Согласно Библии человек после сотворения был достаточно просвещен, чтобы продолжать свое усовершенствование. И он наполнил землю своими потомками.

Сторонники эволюции утверждают происхождение жизни из материи, массы. Их «исследования» сводятся к попытке поколебать авторитет Библии и разрушить веру у маловерных. Но, для доказательства своих атеистических гипотез, они, конечно, не в состоянии представить «отсутствующее звено» между неорганической материей и человеком. Их, так называемые, «факты эволюции» ничего не доказывают. Их «кредо» о происхождении мира и человека вообще четко не сформулировано и поныне.

В Библии говорится, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию (Быт. 1:26-27). Человек не только возвышен над остальной тварью, но и призван служить своему Творцу. Он несет в себе частицу Божьей энергии, но сам он отнюдь не бог Сторонник же эволюции никогда не подпишется под этой, казалось бы, очевидной вещью, ибо в таком случае он будет вынужден признать Творца, Бога. По его теории человек всем обязан лишь самому себе.

Результаты археологических изысканий во многом сходны с библейским рассказом о творении человека Богом. Например, египетские «тексты» говорят о боге Хнуме, вылепившем человека из глины при помощи… гончарного круга. В Библии же сказано, что Творец «создал человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Так что древнеегипетские сообщения совпадают с библейским относительно «непосредственного» создания человека, а вовсе не возникновения его путем эволюции. В вавилонских источниках описывается, как человек был сотворен из крови одного бога — в присутствии других божеств. Здесь явно прослеживается сходство с Быт. 1:26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». И здесь ничего нет от долгой эволюции, — человек был сотворен сразу.

Где вначале жил человек?

Археология согласна с этнологией (т.е. сравнительной этнографией) в том, что род человеческий ведет свое происхождение из Месопотамии (ныне Ирак). Здесь реально доказуемый материал: свидетельство Библии, традиции и, наконец, данные археологии и других наук — указывают на эту часть земли, как на колыбель цивилизации, родину человечества и вообще всей флоры и фауны. Библия точно называет место, куда Господь «поместил человека, которого создал» (Быт. 2:8), — это Едем, сад райский неподалеку от рек Хиддекель (ныне Тигр) и Евфрат (Быт. 2:14). Более точно определить место вследствие изменения топографии представляется теперь затруднительным. Глиняные таблички, найденные в этом районе, тоже свидетельствуют об «Едеме» южнее Ура, где существовал сад со святым деревом.

В другом месопотамском мифе о происхождении человека говорится о «пище для жизни», что напоминает Быт 2:9. Это похоже и на библейский рассказ про «дерево жизни» вкусив от которого можно «жить вечно» (Быт. 3:22). Есть сходство и в объяснении страдания и смерти людей. Так в Ниневии найдена глиняная табличка с изображением двух фигурок, сидящих возле святого фруктового дерева (фото 96). За спиной женщины вытягивается змея, словно что-то ей нашептывает. Это изображение совпадает с библейским рассказом и соответствует верованиям древнего человека.

96. Рельеф «Искушение .

97. «Адам и Ева».

В 1932 году недалеко от Ниневии было обнаружено еще одно изображение согбенных мужчины и женщины, куда-то идущих (фото 97). Обнаруживший его Е.А. Шпайзэр выдвинул гипотезу, что это изгнание Адамы и Евы из Рая. Это еще «доказательство» археологии, что люди, не принадлежащие к избранному народу Божию, верили истории, тесно связанной с библейской историей об Едемском саде.

Этнология полагает (и это стало, в общем, всеми признанной истиной), что если человечество в разных географических районах имеет общее представление о чем-либо, то это свидетельствует о некоем реальном событии, рассказ о котором передается из поколения в поколение. И если мы поразмыслим об этом, нам уже не покажется странным, что все археологические находки, связанные с появлением человека, совпадают в том, что человек создан Богом и жил первоначально в саду. И ни у одной нации нет ни одного мифа, утверждающего происхождение человека из неких низших форм материи.

Истории, «зафиксированные» на глиняных табличках, утверждают, что. 1) Бог (или боги) сотворил небо и землю; 2) человек — продукт творчества Бога (богов) и создан по Его образу и подобию; 3) был особый день творения; 4) человек был изначально духовно просвещен, не знал болезни и греха, жил в саду, предоставленном ему Богом (богами); 5) в саду росли деревья для пропитания человека; 6) все населявшие этот сад были миролюбивы; 7) изгнание человека из райского сада было следствием человеческого непослушания Богу (богам), с той поры грех и болезни стали неизменными спутниками человечества; 8) Богом (богами) поставлен страж у сада (ср херувим в Быт. 3:24). Несмотря на существенные различия и даже политемизм (вера во многих богов), бросается в глаза сходство всех этих различных «версий» с сообщаемым в Библии Камни «вопиют» славу Господу и защищают внушенные Им священные тексты, особенно относительно сотворения мира и человека.

Потоп

Когда царь Соломон изрек, что «нет ничего нового под солнцем» (Екк. 1:9), вероятно, он имел в виду неизменность человеческих верований и дел. Рассматривая, соответственно этому, историю человечества, мы можем утверждать, что нет ничего нового и в сфере нравственности. Добродетели и пороки человека со времен Адама, в общем-то, те же. Поступь цивилизации несет с собою прогресс, но только не в сфере морали. Достаточно только взглянуть на времена, в которые мы живем, чтобы уяснить это (ср. 2 Тим. 3:1-7).

После того, как древний человек возвел здание цивилизации, «увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Однако велико было милосердие Божье: проповедник справедливости Ной в течение 120 лет предостерегал людей от грядущей кары. Но грешники не желали слушать, и тогда «сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил… земля растлилась… наполнилась злодеяниями… ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6:7 и 11-12).

Люди пропускали предостережения Ноя мимо ушей, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, правда не составляла сущности их бытия, они находили «правду» во лжи. Когда же люди столь далеко уходят от правды Божьей, то пренебрегают Духом Его (Быт. 6:3), а самостоятельно они не могут прийти к Богу.

Во-вторых, люди насмехались над пророчествами Ноя, так как никогда до той поры ничего подобного не случалось. Но Бог не допускает над Собою насмешек, и, как только ковчег был закончен и все избранники Божьи были уже вне опасности, Господь послал на землю потоп. Воды залили сушу, уровень их поднялся настолько, что покрыл собою даже вершины гор, и все, имевшее дыхание — погибло (Быт. 6:17; 7:15-24).

Но является ли библейское повествование о всемирном потопе единственным сообщением, известным людям? Нет, у различных человеческих рас и народностей в целом насчитывается не менее тридцати трех аналогичных свидетельств, из которых лишь египетские и скандинавские разнятся с Библией. В них уничтожение земной жизни лишь отчасти приписывается наводнению, в основном же — это дело богов. Греческое предание упоминает предостережение богов о том, что человеческие грехи навлекут на землю потоп, что выстроенный большой ковчег уцелел на вершине горы и дважды голубь вылетал из него. Сохранилось и изображение Фа-Ха, которого китайцы считают своим прародителем, спасенного от потопа с женой, тремя сыновьями и тремя дочерями. Наводнение было послано за бунт «против неба». Англичане, индусы, мексиканские ацтеки, островитяне Фиджи, американские индейцы и инки Перу имеют в числе своих древнейших сказаний и историю о потопе.

98. Глиняная табличка, повествующая о потопе.

Еще интереснее полинезийское свидетельство о потопе. Послушный приказу бога Канэ полинезиец Нуу построил большую лодку с домом в ней, где вместе с женой и еще шестью людьми благополучно пережил наводнение. Когда вода схлынула, корабль оказался на одной из горных вершин в Гаваях. Нуу было приказано покинуть ковчег и поселиться с семьей в пещере. Эта пещера существует и по сей день. Покидая ковчег, Нуу принес жертву — это были плоды и несколько закланных животных. Увидев луну, он принял ее за лик бога Канэ и предложил жертву именно ей. Канэ рассердился и спустился с неба, чтобы наказать Нуу. Тропой

послужила радуга, и после того, как недоразумение выяснилось, Канэ вернулся на небо, оставив радугу в знак прощения. Трудно отрицать в этом сюжете параллель с библейским потопом. Как, повторяем, установили этнологи, если предания разных стран и народов, содержат общий сюжет, значит в основе его скорее всего лежит реальное историческое событие. Рассказы о гигантском наводнении разнятся в деталях, но они подтверждают, по крайней мере, четыре библейских истины:

1. Бог прогневался на греховность людей.

2. Наказанием стал всемирный потоп.

3. Праведник с семьей спасся, выстроив просторный ковчег.

4. После потопа жизнь началась сначала.

Библиотека Ассурбанипала содержит тексты не только о сотворении, но и о потопе. На фото 98 глиняная табличка с фрагментом «эпоса Гильгамеша», в котором повторяется вавилонское описание наводнения. Гильгамеш — полулегендарный правитель в Южной Месопотамии (3-е тысячелетие до н.э.) — разыскал Утнопиштима («шумерского Ноя»), чтобы узнать от него тайну бессмертия. Утнопиштим рассказал Гильгамешу, почему случился потоп и как ему удалось спастись. Тогда Гильгамеш выставил себя в качестве спасенного от потопа (фото 99). На верхней глиняной табличке Гильгамеш с семьей у входа в ковчег, похожего на двери в храм. На нижней табличке две фигуры в обширной лодке: одна — стоит, другая — гребет. Левее — Гильгамеш обороняется от зверя с человеческой головой, на которого, в свою очередь, напал лев. Быть может, он мешает им обоим войти в лодку.

99. Вавилонский «Ной».

Имеющаяся в эпосе о Гильгамеше «версия» потопа находится в тесной связи со словами Моисея о том, что перед тем, как истребить человечество, Боги повелели построить «корабль» и собрать в него все «семена жизни». Ковчег был сооружен, и те, кому надлежало быть спасенными, разместились в нем, и только тогда начался потоп. Ковчег оказался на вершине горы Низир, и Утнопиштим выпустил из него голубя, ворона и ласточку. Голубь и ласточка вернулись в ковчег, ворон увидел, что вода начала сходить и обратно не прилетел. Утнопиштим и другие сошли с ковчега и принесли жертвы богам.

«Эпос о Гильгамеше» можно оценить хотя бы по его влиянию на другие народы. Еще за две тысячи лет до Рождества Христова он существовал, самое меньшее, на четырех языках древнего Востока. Влияние его на другие культуры и народы весьма значительно. Обнаруженные в 1955 году в Мегиддо текстовые фрагменты открыли, что «эпос о Гильгамеше» был хорошо известен и в Палестине еще в Х1У в. до Р.Х. Сравнив одно с другим, можно прийти к выводу, что данная археологическая находка и библейское повествование основываются на одном и том же событии, свидетельствуя о бывшем некогда мировом потопе.

Ноев ковчег

Мог ли Ной и впрямь построить корабль, достаточно обширный для того, чтобы вместить в него столько живых существ? Был ли он столь искусным «конструктором», чтобы построить судно, способное держаться на воде, несмотря на свои гигантские размеры и вес? Величие этого проекта поражает критиков Библии. Инструкция и размеры указаны в Быт. 6:14-16: «длина ковчега триста локтей широта его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей». Локоть — старинная мера длины, приблизительно равная 0,5 м. Значит, ковчег был следующих размеров: 140 м длиной, 23 м шириной и 14 м высотой.

Эти размеры нисколько не смущают, если обратить внимание на то, что в легендах ковчег представлен гораздо больших размеров.

На одной глиняной дощечке сообщается о шестиэтажном ковчеге с десятью отделениями на каждом этаже.

В греческом повествовании длина ковчега 900 м и ширина 360 м! Если Ноев ковчег имел плоскую поверхность квадратной формы с вертикальными стенами, то он имел довольно огромный тоннаж! Научная точность библейского ковчега Ноя засвидетельствована кораблями, которые строят в настоящее время: длина их в 6 раз больше ширины.

Перед Ноем не стояло проблемы, как размещать в ковчеге все «экземпляры» животных и птиц. Бог повелел ему взять в ковчег только от «всякого рода» чистокровных самца и самку. Не так давно было подсчитано, что в древней Месопотамии существовало около 575 видов птиц и зверей в «параметрах» от полевой мыши до овцы и 290 видов в «параметрах» от овцы до верблюда. Если половина ковчега была заполнена кормом, то на другой половине животные, взятые Ноем, могли занимать место в 4800 куб.дм. Если принять 365 куб.дм за среднюю величину для одного животного, то каждый «экземпляр» имел достаточно места!

Долголетие древних людей

«Шумерская призма» (фото 100) исписана текстом приблизительно за сто лет до времен Авраама. Там сообщается о царях, живших до и после потопа. Текст начинается с того, что первое «царство» было в Эриду (некоторые усматривают в Эриду аналогию с библейским Эдемом). Затем идет перечень восьми царей, правивших до потопа. Первых два царя правили в Эриду, три следующих царствовали в Бар-Тибире (что означает «город бронзовых ремесел) — это мог быть город, выстроенный Каином (Быт. 4:17). Если сложить годы правления всех этих восьми царей, то получится 241 200 лет. Первый царь Алилум правил 28 800 лет, второй — 36 000 и т.д. Самое долгое царствование длилось 43 200 лет.

100. «Шумерская призма».

«Шумерская призма» говорит о чрезвычайно высокой протяженности жизни древних правителей, но жизнь библейских патриархов тоже была длинна. Адам прожил 930 лет, Сиф — 912, Енос — 905, Ной — 950, Мафусал — 969, Ламех — 777 (Быт. 5).

Действительно ли мужчины в глубокой древности жили так долго? Были ли тогдашние «годы» равны по времени нашим? Но какова бы не была их временная протяженность — есть все основания полагать, что человек в допотопные времена жил очень долго. И хотя можно думать, что грехи и болезни владели многими уже и тогда, их, так сказать, психологическое влияние на род человеческий только лишь начиналось. Кроме того, надо иметь в виду, что на ранней стадии цивилизации большая протяженность человеческой жизни была необходима еще и для того, чтобы человечество могло «наполнить землю» (Быт. 1:28).

В конце перечня царей на «шумерской призме» следует фраза: «Тогда потоп залил землю». Тексты о времени до потопа и после — разграничены линией. Первая фраза о временах после потопа гласит следующее: «Когда царство вновь появилось на земле, оно было в Кише». Потом новый перечень государей- 78 властителей различных династий в Кише, Уре, Маре и т.д. Примечательно, что протяженность их жизни после потопа сократилась, что совпадает с библейским повествованием. Авраам жил 175 лет, Моисей — 120 лет, потом средняя продолжительность жизни стала равна примерно 70 годам.

.101. Циггурат в Уре (ступенчатая пирамида)

Вавилонская башня

Библейское повествование о строительстве Вавилонской башни, по мнению скептиков, — всего лишь еще один древний миф.

После того, как Ной с сыновьями вышли из ковчега и вновь заселили землю (Быт. 9-10), «на всей земле был один язык и одно наречие» (Быт 11:1). Но люди забыли отвести Богу надлежащее место в иерархии своих ценностей. «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем… построим себе город и башню, высотою до небес и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт 113-4). Господь сошел на землю взглянуть на эту человеческую затею, и видя, что они не оставят добровольно своего суетного проекта, лишил их общего языка и рассеял по всей земле, чтобы они перестали строить башню и город.

Город тот получил имя Вавилон (по еврейски — Бавель, т.е. «смешение»), — «ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт. 11-5-9).

В Месопотамии обнаружено немало древних башен, имеющих название «циггурат». Большая ступенчатая башня в Уре (фото 101) имеет высоту 60 м и окружность ее 45 м. Первоначальная высота ее неизвестна. Циггурат возводился из обожженного кирпича, скрепляемого битумом, т.е. раскаленной смолой. На рисунке 102 реконструкция, изображающая процессию молящихся, направляющихся к башенным воротам Широкие лестничные марши ведут к многочисленным верхним ярусам, в конце концов венчающихся тронным местом, где приносилась жертва богу луны. «Циггурат» — значит «небесная вершина», что вполне

соответствует библейскому повествованию о «башне высотою до небес» (Быт. 11:4). Многие археологи убеждены, что руины Мардук-храма в Вавилоне и есть остатки Вавилонской башни из Библии. В одном уцелевшем тексте говорится, что бог Мардук повелел сделать фундамент храма как можно крепче, так как его вершина должна достигнуть неба. Циггурат в Уре — сохранился лучше других известных нам остатков храмовых башен и способен дать наиболее наглядное впечатление о том, как должна была выглядеть Вавилонская башня. Лестница, привидевшаяся Иакову (Быт. 28:12), и ступени жертвенника в видении Иезекииля (Иез. 43:13-17) дают нам представление о лестничных маршах урского Циггурата. Его раскопанные археологами руины свидетельствуют о том, что люди после потопа действительно строили башни «до небес».

Но не только обнаружение башенных руин в Месопотамии подтверждает библейское повествование о строительстве Вавилонской башни. История урского правителя Намму (111 династия 2044-2007 до Р.Х.) повествует: Намму получил повеление от своих богини и бога воздвигнуть Циггурат (фото 103). Воспроизведенная на фото стелла имеет в высоту три метра, в ширину — полтора. Вверху — царь, над его головой — символ бога луны Наина, а справа — изображение ангела с кувшином в руках, из которого текут «жизненные потоки» (кстати, это старейшее из всех известных изображений ангелов). Ниже — изображения царя с компасом, ковшом, теркой и другими строительными инструментами, тут же и чан с раствором для начала строительства. Еще ниже — сохранилось изображение лестницы, используемой при постройке башни. На обратной стороне стеллы — сцены празднования юбилея. Обнаруженная при раскопках неподалеку глиняная табличка рассказывает, что строительство циггурата рассердило богов и за одну ночь они уничтожили все, что было возведено. Люди были рассеяны по всей стране, получив другой язык. Вот еще одно археологическое свидетельство того, что Библия носит универсальный характер: предания различных отдаленных народов находятся в тесной связи друг с другом. И сколько бы критики Библии не утверждали, что именно она заимствовала свои сюжеты, археология свидетельствует обратное: книги Моисеевы носят первичный характер по отношению к другим древним сказаниям, дающим свои «версии бытия». Трудно представить себе Моисея, очищающим свое вероучение от всяческих суеверий, напластований и мифологий ради монотеизма (т.е. веры в Единого Бога). Не проще ли предположить обратное: именно книги Ветхого Завета содержат истину о сотворении, грехопадении, потопе и т.д. Языческие же мифы вторичны и являются позднейшими искажениями библейской истории.

102. Реконструкция циггурата.

103. Стела с изображением урского правителя Намму.

На вопрос же, почему эти искажения имели место, — можно ответить так: разные народы варьировали истинную историю в соответствии со своими представлениями о Боге, подгоняли ее под свои собственные традиции. Истинное же познание Бога предполагает безусловное подчинение Его воле, полную отдачу собственного «я» Его власти, Его заботам. Истинно познать Бога — значит полностью смириться пред Ним, но как раз этого-то и старается всеми силами избежать своеволие человека. Как писал ап. Павел: «Познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце. Называя себя мудрыми, обезумели… они не заботились иметь Бога в разуме…» (Рим. 1:21-22 и 28).

Уяснив себе это, мы легко поймем, почему в пересказе библейской истории, ставящей Единого Бога превыше всего, вкрадывалось на протяжении истории столько искажений, натяжек и неувязок. Понятно, что такое «неверие» людей привело к отпадению от Бога, отрицанию греха и нужды во Спасителе. Но каждый, кто верит начальным словам Библии: «В начале сотворил Бог», — может твердо считать текст всей Библии верным и вдохновленным Самим Богом. Верующий не нуждается в доказательствах. Но когда «вопиют камни» под лопатами археологов, свидетельства археологической науки облегчают борьбу со скептиками и критиками, считающими библейское повествование мифом и баснями.

В первой книге Моисея — Бытие — сообщается истина о начале света, земли, растительности, животных и, наконец, человека. Это книга еще и о начале наук, искусств, земледельчества, производства ремесел и многоразличия языков.

Наконец Бог, трижды увидя греховную несостоятельность человека: непослушание в Едеме, тщеславную «самонадеянность» до потопа и проявление гордыни в замысле строительства Вавилонской башни, — ищет праведника, который смог бы стать духовным вождем и зачинателем новой нации, положительным образцом для всего человечества.