Израиль — от Авраама до Моисея

В Книге Бытия 11:26-12:8 сообщается о призвании Авраама. Давая людям Свое первое обетование (Быт. 3:15),Бог имел ввиду следующее: одно человеческое поколение будет сменять другое, покуда не придет «полнота времени» и «от жены» родится Мессия (Гал. 4:4-5).

Подобно тому, как Сиф занял место убиенного Авеля (Быт. 4:25) и Ной был избран Богом среди развращенного человечества, «обрел благодать пред очами Господа» (Быт. 6:8), так был выбран и Авраам, чтобы стать главою великой нации, и в имени его народы будут благословенны.

Было ли действительно необходимо Господу призвать этого мужа для поддержания Своего значения в мире? Затея со строительством Вавилонской башни была следствием желания человечества обосноваться на земле без Бога, следствием ненависти к Нему. В Уре, на родине Авраама, люди были погружены в свои низменные грехи, они обожествляли огонь, небесные тела, силы природы, эротику, вино и проч. Они строили храмы, посвященные этим идолам. Цари обожествлялись, их изображениям поклонялись, как чему-то священному. Население Ура спустилось с духовной вершины верования в Единого Бога — в «низменность» многобожия, открывающего прискорбную дорогу к безбожию. Эротические оргии, «священная» проституция, содомия и постыдные сексуальные «церемонии» между священнослужительницами и мужскою половиной «молящихся» — были во времена Авраама общепринятыми. Все это и вызвало необходимость призвать на служение человека, верного Единому Богу, и таким человеком стал Авраам.

Авраам вырос в доме, где «служили иным богам» (И.Нав. 24:2). Окружающие его моральные условия склоняли его к тому, чтобы стать таким же, как и все в Уре. Но призыв Господень указал ему на нечто другое. «Закон Божий» написан в сердцах людей (Рим. 2:14-15), и видимо, сердце Авраама, имеющее в себе этот закон, не позволило ему смешать единобожие с многобожием. И все окружение Ура не поколебало его веру в Истинного, Живого Бога. Его жизнь, подчиненная служению в вере и уповании на Господа, позволила ему стать истинным «другом Божьим» (Иак. 2:23).

104. Вход в Сихем.

«Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую должен был получить в наследие… Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах (в Ханаане) с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования» (Евр. 11:8-9). Первый раз Авраам остановился в Сихеме, «в этой земле тогда жили хананеи. И создал он там жертвенник Господу» (Быт. 12:6-7). До того, как Сихем был обнаружен в процессе археологических раскопок (фото 104), критики Библии считали, что либо такого города в дни Авраама вообще не существовало, либо населенность этого края в те времена совершенно не соответствовала ветхозаветной истории. Археологические изыскания установили, что Сихем был одним из наиболее интенсивно развивающихся городов Ханаана во времена Авраама. Позднее он стал «городом убежища» (И.Нав. 20:7).

Однако, невозможность прокормиться заставили Авраама и его жену Сарру перебраться из Сихема в Египет (Быт. 12:10). Авраам представил там Сарру своей сестрой. Один из древнеегипетских документов повествует, что фараон умертвил мужа одной красавицы, чтобы сделать ее наложницей. Возможно, именно потому Авраам и решил назвать Сарру сестрою, чтобы и он, и она могли избежать опасности. Впрочем, в этом была часть истины, ибо Сарра приходилась Аврааму сводной сестрой (Быт. 20:12). Но Авраам попал в затруднительное положение, когда Авимелех, царь Герарский, «взял Сарру» (Быт. 20).

Археология пролила яркий свет на красоту Сарры. Она была «женщина, прекрасная видом» (Быт. 12:11). И текст свитка, обнаруженного в 1947 году в пещере недалеко от Мертвого моря, дает нам следующее описание Сарры: «Как густы волосы на ее голове, как прекрасны ее глаза, как безукоризненна чистота лица. Как тонки ее запястья и длинны пальцы. Как стройны ноги и безукоризненна форма бедер. Нет невест прекрасней ее. Она прелестнее других женщин еще и потому, что в прекрасном лице ее светится мудрость». Текст свитка свидетельствует далее о том, что египетский царь, услышав о ее красоте, «возжелал ее и послал за ней. Увидев ее, он восхитился ее красотой и взял ее себе в жены».

Господь вразумил фараона, отнявшего Сарру у Авраама, и они покинули Египет, получив в награду стада и «тысячу сиклей серебра» (Быт. 20:14-16). Среди дарованного Авимелехом «мелкого и крупного скота» были верблюды. Эта деталь может показаться маловажной, но дело в том, что критики Библии не раз утверждали, что во времена Авраама верблюды не были известны в Египте. Между тем обнаруженные археологами наскальные египетские барельефы говорят об обратном. Изображения верблюдов подтверждают ветхозаветное повествование (Быт. 12:14-13:2).

Пять месопотамских царей вторглись в Ханаан и взяли в плен Лота. Однако Авраам вооружил рабов своих, догнал неприятеля и отбил племянника (Быт. 14). Опять библейские критики отрицают историчность этого происшествия: они утверждают, что имена королей вымышлены, что во дни Авраама подобные военные набеги и операции были невозможны, что восточнее Палестины не было никакого пути. И тут данные археологии вновь приходят на помощь: архаические имена упомянутых в Бытие царей взаимосвязаны с вавилонскими именами. А глиняная месопотамская табличка содержит текст обязательства не угонять «арендованную» повозку дальше Средиземного моря. Историческое исследование доказывает, что был путь из Вавилона в Ханаан, известный позже как «Дорога царей». В свете этих доказательств точность данных глав Бытия не может больше ставиться под сомнение.

Жизнь Авраама в Ханаане в известной степени подчинялась тем же гражданским законам, что и в Уре. Так как они с Саррой были бездетны, им следовало кого-то усыновить. Смысл усыновления, в частности, заключался в том, что приемный сын должен был заботиться о родителях, когда они состарятся и ухаживать за могилами после их кончины. Закон этот уясняет нам намерение Авраама взять себе преемника Елиезера (Быт. 15:2-4).

И когда бездетная Сарра сосватала Аврааму Агарь, чтобы у него появился наследник, она лишь следовала тогдашним распространенным обычаям. Например, сохранился «контракт», что бездетная женщина должна предоставить мужу рабыню, чтобы у него, наконец, был свой ребенок. И если позже жена все-таки и сама родит, то сын рабыни все равно не может быть прогнан. Это объясняет, почему Бог специально сообщил Аврааму, что попускает требуемое Саррой отстранение Агари и Измаила (Быт. 16:1-4 21:9-14).

Хетты

Земное служение Авраама имело двоякий смысл: во-первых, духовный, заключающийся в том, что Авраам стал отцом всех верующих живущих как во времена Ветхого, так и Нового Заветов (Гал. 3:9, 29); во-вторых, материальный, заключающийся в том, что Авраам и потомство его должны были стать обладателями собственной земли «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт. 15:18-21). Именно на этой территории в этих обетованных Аврааму пределах и находилось среди прочих Хеттское царство. Хетты упоминаются в Библии сорок шесть раз. И несмотря на это, критики Библии брали на себя смелость утверждать, что такого народа в древности вообще не существовало, так как в остальной древнейшей «литературе» о нем нет свидетельств.

Но в 1870 году в Хамате были обнаружены надписи, в которых упомянуты хетты. Так же и письмена из древнего Тель-эль-Амарна (фото 164) свидетельствуют об активности хеттской армии в Палестине. Эти письмена доказывают, что хеттский народ жил севернее Палестины в Малой Азии. На рубеже уже нашего века (в 1905 году) в самом сердце Турции Господь позволил «вынырнуть» новому свидетельству: были обнаружены так называемые «мертвые хеттские камни» — руины массивного каменного сооружения с надписями. Они не оставили сомнения в том, что как раз на времена Авраама пришелся расцвет Хеттского государства (2100-900 до Р.Х.). Оно начиналось севернее Евфрата и простиралось до Черного моря в Малой Азии. Наряду с Вавилоном и Египтом Хеттское государство было весьма влиятельно. Библия потому и упоминает хеттов, что они существовали как самостоятельная нация.

105. Один из хеттских текстов.

В хеттской письменности имелось несколько форм письменности, на фото 105 — одна из них. Различаются клинопись, иероглифическое написание с употреблением изображений, написание светских и культовых документов также было различным. На фото 106 — выдолбленные в скале изображения хеттских божеств, на фото 107 — рельеф с изображением хеттских пленных в Египте. Фото 108 — «рисунок» на камне: хеттский царь «сватает» свою дочь египетскому фараону Рамзесу II. В те далекие времена мир между государствами нередко поддерживался благодаря тому, что происходил обмен дочерьми, а иногда даже и женами.

106. Хеттские божества.

107. Хеттские пленные в Египте.

108. Хеттский царь в Египте.

«Хеттские» открытия в Турции и Египте послужили доказательством, во-первых, подлинности текстов, в которых упоминаются хетты во времена Авраама, во-вторых, они отняли у критиков возможность утверждать, что до 700 г. до Р.Х. в Египте вообще не было иностранцев, как писал во времена Цезаря историк Диодор. Тексты с упоминанием Хеттского царства и изображения заключенных хеттов в Египте доказывают, что уже в 2000 г. до н.э. иностранцы присутствовали в Египте, что Хеттское государство процветало во времена Авраама, т.е. опровергают утверждения Диодора. Так археологические открытия вновь подтверждают достоверность Писания.

Лот — изменник в Содоме

Авраам и Лот расстались из-за постоянных ссор, вспыхивавших между их пастухами. Авраам предоставил Лоту возможность самому выбрать место, где бы он хотел обосноваться. Лот «раскинул» свои шатры недалеко от Содома, жители которого «были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт. 13:5-13). Позднее он переселился в Содом (Быт. 14:12), тем самым как бы выйдя из состава «избранного народа» (ср. Быт. 19).

После того, как положение Лота в городе укрепилось, он получил право сидеть у ворот Содома (месте, где публично разбирались все городские споры). Увидев входящих в город Ангелов, Лот пригласил их к себе. Но содомляне окружили дом Лота и стали требовать, чтобы он немедленно познакомил их со своими гостями: «Где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам, мы познаем их». Лот просил осаждающих не трогать его гостей, он даже предложил взамен своих дочерей, «которые еще не познали мужа». Но содомляне решили «выломать дверь». Конечно, осаждающей дом толпе было бы просто выбить дверь, но, очевидно, двери Лотова жилища были каменными и крепились на каменных основаниях (фото 109 ср. фото 54 и 55). Каменные двери, как правило, открывались только наружу и потому навалившаяся толпа так и не сумела проникнуть к Лоту (Быт. 19:6-11).

Жена Лота — соляной столп

Чрезвычайно интересно драматичное библейское повествование о превращении жены Лота в соляной столп. Вследствие греховности жителей Содома и Гоморры Бог решил истребить эти города (Быт. 19). «Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою… спасай душу свою… не оглядывайся назад… и пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь… жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом» (Быт. 19:15,17,24 и 26).

Уже давно в римской Помпее были проведены археологические раскопки, проливающие интересный свет и на историю жены Лота. Помпея — подобно Содому и Гоморре — стала жертвой бурного вулканического извержения, уничтожившего этот город в 79 году после Р.Х., причем многие помпейцы погибли не в результате того, что были настигнуты раскаленной лавой, а от удушливого вулканического газа, отравившего многих из них прямо во время сна. Шестиметровый слой лавы и пепла похоронил под собой Помпею, и она «канула в забвение», пока археологи не начали проводить раскопки. При этом они наткнулись на полые места в затвердевших массах лавы и пепла. Руководитель экспедиции отдал распоряжение продолбить неподалеку от одной из таких полостей отверстие для вентиляции. Затем он заполнил полое место гипсом и дал ему высохнуть. После того, как этот гипсовый «слепок» был очищен от вулканической породы, археологи застыли от изумления: перед ними был точный слепок спящей женщины! (фото 110). И каждый раз, когда кирка натыкалась в лаве на полость, обнаруженная пустота заливалась гипсом и в итоге выходил слепок человека или животного (фото 111).

109. Каменные двери.

110. Спящая женщина.

111. «Конь и всадник».

Как объяснить такой феномен? Его научное объяснение таково: вулканическая порода с течением времени обильно насытилась безводными химическими соединениями и превратилась в пористый материал, напоминающий пемзу. В результате химических реакций тела погребенных там людей постепенно разлагаются, и образуются пустоты, соответствующие их форме. Так каменная пустота запечатлевает образ погибшего и даже черты его лица.

Благодаря этому феномену, мы спустя много столетий можем «глянуть в лицо» помпейским жителям. Как точно выразился один американский ученый, жители Помпеи превратились в некие «соляные столпы», «сохранив» себя до нашего времени. При этом понятие «соль» не надо понимать, конечно, как хлористый натрий (т.е. всем известная поваренная соль), это может быть любая естественная минеральная соль — железная, селитровая и т.п. Как долго может длиться процесс превращения тела в соль, зависит от множества различных природных факторов: условий химических реакций, давления, нагрева и т.п. Мы можем только констатировать некоторую схожесть физических условий в Помпее с теми, какие были в Содоме в момент катастрофы.

112. Табличка из Нуцу.

В 1928 году раскопки возле Содома обнаружили пятидесятиметровый соляной слой с большим количеством сульфата поверх него. Это был район, где много столетий назад произошло гигантское извержение вулкана из-под пластов горной породы. В давние времена под Содомом было гигантское нефтяное озеро с подземным газом, которое по необъяснимым причинам загорелось. Произошел страшный взрыв: раскаленная сера, нефть, асфальт — вылетели наружу. «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь» (Быт. 19:24).

Формулировка, что жена Лота стала «соляным столпом», очень интересна. Написано: «Жена же Лотова оглянулась». Она не только задержалась, чтобы посмотреть, что случилось. Оставив город вместе с Лотом и дочерьми, она в прямом смысле слова не могла оторваться — и плелась вслед. Надо полагать, что она отстала от группы, и вулканические газы настигли ее, а затем она была похоронена под лавой вулкана, как в примере Помпеи. Слово «стала», наверное, свидетельствует о том, что через определенный отрезок времени жена Лота стала соляным столпом, т.е. после ряда химических превращений ее тело «окаменело».

Вне зависимости от того, как конкретно произошло ее превращение, Христос, предостерегая непокорных, сказал: «Вспоминайте жену Лотову» (Лук. 17:28-32).

Иаков и его семейство

Во исполнение обещания, данного Богом Аврааму и Сарре, у них родился сын Исаак. Так исполнилось обетование Божье: «Благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее» (Быт. 17:16). После женитьбы Исаака на Ревекке у них родились близнецы: Исав и Иаков. Исав был первенцем и полноправным наследником всего обетованного Аврааму. Но однажды, будучи страшно голоден, он продал право своего первородства Иакову за миску чечевичной похлебки (Быт. 25:31-34). Спустя некоторое время, Исав пришел в отчаяние. «И сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем и я убью Иакова, брата моего» (Быт. 27:41).

Раскопанные в Нуцу глиняные таблички повествуют о человеке по имени Тупкитилла (фото 112), продавшего свои наследственные права своему брату за пару овец.

113. Семейные идолы.

После того, как Иаков узнал, что Исав решился на месть за столь хитрым способом приобретенные права первородства, он перебрался к своему дяде Лавану в город Харран, расположенный в северно-западной части Месопотамии между Евфратом и Хавором. Иаков женился на дочерях Лавана — Лие, а затем Рахили. Подобно Аврааму, Иаков следовал обычаям своего времени: по просьбе Рахили и Лии он взял их служанок (Быт. 30:1-4 и 9).

После того, как Иаков вошел в семью Лавана, не исключено, что Лаван усыновил своего зятя, т.е. сделал его своим наследником. Лаван ценил Иакова, но после того, как у него появились собственные дети, возникли разногласия из-за будущего наследника (Быт. 31:1). Через двадцать лет Иаков со своим семейством покинул Харран и вернулся в землю обетованную. Но когда они уходили, Рахиль похитила идолов отца ее (фото 113) и спрятала их под верблюжье седло. Лавану, хватившемуся пропажи, понадобилась неделя, чтобы нагнать Иакова и его семейство (Быт. 31:19-34). Спрашивается, почему столько шума из-за каких-то из глины сделанных идолов? Глиняные таблички Нуцу утверждают, что обладание такими идолами закрепляло за кем-либо права главы семейства. Это своеобразное свидетельство, подтверждающее права собственности. Рахиль, знавшая, что отец заставил Иакова работать за нее семь лет, и что ее братья заявили свои претензии на отцовскую собственность — попросту решила прихватить глиняных идолов с собою, тем самым обезопасив права Иакова на наследство Лавана. Согласно закону, зафиксированному на глиняных табличках Нуцу, имея при себе семь таких идолов и взяв с собою «свидетеля», можно было пойти к судье и заявить свои права на наследство (фото 112). Это объясняет, почему Лаван стремился во что бы то ни стало заполучить глиняные фигурки «богов» (Быт. 31:11-55). Но он не нашел их, так как Рахиль, сославшись на «обыкновенное женское» недомогание, отказалась встать с седла, под которым спрятала идолов. Позднее Иаков закопал «богов чужих… под дубом, который близ Сихема» (Быт. 35:1-4). Он и его семейство отказались от земных прав и выбрали «наследство», открывавшее им путь к Богу.

Иосиф в Египте

«И сказал Господь Аврааму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет… после сего они выйдут с большим имуществом» (Быт. 15:13-14). Во исполнение этого обетования Иаков дал Иосифу первородное право наследства. Выбор Иосифа — учитывая сны и толкования их — вызвал завистливую ненависть его братьев. Они хотели убить Иосифа, но потом продали его в рабство в Египет, а отцу сказали, что Иосифа растерзали дикие звери.

Спустя некоторое время положение Иосифа в Египте настолько упрочилось, что он стал вторым человеком после фараона (Быт. гл. 37-41). Владыка Египта сделал его своим ближайшим советником (Быт. 41:45). Иосиф скопил избытки урожаев семи лет, которые использовал в течение семи последующих неурожайных… «И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей земле» (Быт. 41:57). Когда Иаков услышал, что в Египте можно купить зерно, он сказал сыновьям: «Пойдите туда, и купите нам оттуда хлеба, чтобы нам жить и не умереть» (Быт. 42:2). В Бытие (гл. 42-46) рассказывается, как Иосиф примирился с братьями и все семейство Иакова переселилось в Египет. Так «семя Израилево» оказалось в Египте согласно обетованию. На западном берегу Нила недалеко от Карнака уцелели руины зернохранилища (фото 114). Существует предположение, что именно здесь Иосиф повстречал своих пришедших за хлебом братьев.

114. Руины зернохранилищ Иосифа.

Бог не просто попустил появление израильтян в Египте, это была Его непосредственная воля. «Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни», — сказал братьям Иосиф (Быт. 45:5). «Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом приди ко мне, не медли. Ты будешь жить в земле Гесем и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих. И прокормлю тебя там…» (Быт. 45:9-11).

Так Израиль пережил семилетний голод, следствие неурожаев. Господь предусмотрел человека, который должен был в богатой земле (Египте) спасти «семя Израилево». В общей сложности 70 человек переселилось в Египет, когда Иаков с семейством соединились с Иосифом. Здесь они имели пропитание, крышу над головой, защиту и все шансы стать великим народом, чтобы в положенное Господом время вернуться в землю обетованную (Быт. 46:3-4 50:24).

Мумификация

После кончины Иакова «повелел Иосиф слугам своим — врачам — бальзамировать отца его и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней ибо столько дней употребляется на бальзамирование…» (Быт. 50:2-3).

Мумификация мертвеца в Египте осуществлялась путем бальзамирования, длившегося сорок (а иногда и семьдесят) дней, во время которых тело покойного постепенно отвердевало. Сначала при помощи железного крючка через ноздри изымали часть головного мозга. Оставшаяся часть нейтрализовалась специальными щелочами. Внутренние органы удалялись через разрез в животе. После этого тело наполняли пальмовым маслом, ароматическими веществами и особыми специями. Потом врачи зашивали тело и в течение определенного времени пропитывали едким натром. Позднее труп обвивали льняными пеленами (некоторые достигали 550м в длину) и укладывали в саркофаг или гроб. Если гроб был деревянным (фото 115), он прислонялся вплотную к стене. Иногда мумии укладывали в каменные богато украшенные саркофаги.

115. Мумия в деревянном гробу.

Существовали и иные способы бальзамирования. Например, при помощи шприца тело покойника наполняли кедровым маслом. После того, как останавливалось вытекание его из тела, труп опускали в едкий натр. В нужный день тело вынимали, и масло вытекало вместе с разжиженными внутренностями умершего. Натр оставлял лишь кожу да кости, съедая плоть. На фото 116 — мумифицированная голова фараона Сефа.

После этих объяснений становится понятно, как мог Иосиф предпринять далекое путешествие в Ханаан, увезя из Египта мумифицированные останки отца (Быт. 50:4-13). И сам Иосиф завещал, чтобы его мощи были перенесены в землю обетованную, когда израильтяне покинут Египет. После смерти тело Иосифа было набальзамировано и положено во гроб. Оно оставалось там долгое время, покуда Моисей не выполнил завещанного Иосифом (Быт. 50:24-26; Исх. 13:19; И.Нав. 24:32). Внутренние органы — сердце, легкие и т.д. — были извлечены из тела и уложены в особую урну (фото 117). Урна на этом фото хранит внутренности фараона Тутанхамона. Она полутораметровой высоты, и сторона квадратного основания 90 сантиметров. Урна искусно сделана из алебастра и разделена на четыре «резервуара», сохраняющие внутренности грозного владыки Египта.

Пленный Израиль

В течение долгого времени израильтяне были у египтян в милости. Но вот на трон вступил фараон, ничего не знавший об Иосифе. Так как израильтян к тому времени было много и они пользовались определенным могуществом, фараон ради нейтрализации их влияния поставил над ними «начальников работ», изнурявших израильтян «тяжкими работами». Начальники сделали их жизнь «горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью». Израильтяне построили «фараону Пифом и Раамсес, города для запасов».

Но чем больше египтяне изнуряли Израиль, «тем более он умножался, и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых» (Исх. 1:5-14).

116. Мумифицированная голова фараона Сефа.

117. Древнеегипетская урна для погребения внутренностей

118. Египетские водяные часы

119. Египетский надзиратель

Рабочий день в Египте обычно измерялся египетскими водяными часами (фото 118). Каменный сосуд наполнялся водой, и рабочие трудились, покуда вода капля за каплей не вытекала из узенького отверстия. Когда влага в сосуде иссякала, работы прерывались до следующего дня. Но для работающих израильтян не существовало даже и такой «поблажки», как египетские часы. Начальники работ заставляли их трудиться ненормированно. На фото 119 — рельеф, изображающий начальника, истязающего рабочего. Внизу — два раба стремятся убежать от наказания.

Невозможно точно сказать, сколько городов и построек возникло в Египте благодаря труду израильтян. При постройке Пифома и Раамсеса израильтяне использовались на самых черных работах: мешали раствор и изготовляли кирпич. Их положение еще более осложнилось, когда фараон, не снижая нормы изготовления кирпичей, запретил отпускать необходимую по тогдашней технологии производства солому: «Не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня. Пусть они сами ходят и собирают себе солому» (Исх. 5:6-19).

В Египте обнаружен древний документ — так наз. «папирус Анастасия». Он описывает жалобы одного египетского начальника, руководившего строительными работами в районе Гозена. Строительство пришлось приостановить, «так как — жалуется начальник — изготовлять здесь кирпич невозможно из-за отсутствия соломы в этой местности». В Пифоме и Раамсесе были проведены археологические раскопки. Обнаруженные там кирпичи частично содержали солому, частично нет. На фото 120 кирпич с наличием соломы и печатью с титулом и именем фараона Рамзеса.

Древний метод изготовления кирпича с добавкой соломы перешел в современную технологию и применяется еще в настоящее время.

Под гнетом фараона

Считается неоспоримым фактом, что Иосиф жил в Египте под покровительством царского дома Хиксосов. После смерти Иосифа владычество Хиксосов продолжалось до 1570 г. до н.э. Приблизительно в 1550 г. дом Хиксосов пал Амос I, основатель восемнадцатой династии, изгнал своего царственного предшественника из Египта. За Амосом последовал Аменофис I, ставший фараоном где-то около 1525 г. до Р.Х., возможно, тогда и родился Моисей. Но не исключено, что рождение Моисея пришлось на начальную пору господства Тутмоса I, чья дочь Хатшепсут (фото 121) и нашла младенца Моисея в корзине среди тростника (ср. Исх. 2:1-10). Моисей воспитывался во дворце. До сорока лет он считался египтянином (Деян 7:20-23).

120. Кирпич с соломой.

121. Царица Хатшепсут.

122. Храм царицы Хатшепсут.

Если Хатшепсут действительно была той дочерью фараона, которая нашла Моисея, то именно один из вышеупомянутых фараонов и был гонителем израильтян. Вполне возможно, что это определение было дано более, чем одному фараону. Моисей родился в разгар этих гонений, когда всех новорожденных израильтян мужского пола фараон требовал умерщвлять (Исх. 1:16), поэтому мать и спрятала будущего пророка в корзине, которую «поставила в тростнике у берега реки» (Исх. 2:3).

123. Разрушенные изображения Хатшепсут.

Предположим, что Моисею исполнился двадцать один год, когда Хатшепсут стала первою в истории правительницей Египта, первой женщиной-фараоном. Она правила за 1500 лет до Р.Х. После нее Египтом правил ее приемный сын Тутмос III, владычествовавший до 1450 г. После него царствовал Аминофис П.

Желая обессмертить себя и навечно оставить свидетельство своей набожности, Хатшепсут воздвигла башню (ее руины — на фото 122), где были изображения женщины-фараона, «контактирующей» с богами. Надписи утверждали, что отцом Хатшепсут является бог Амун, а зачатие ее — носит сверхъестественный характер.

Реальный отец Хатшепсут Тутмос I не имел наследников-сыновей. Потому он и женил своего побочного сына на своей дочери Хатшепсут. Но и у сына, ставшего фараоном Тутмосом И, также не оказалось наследников мужского пола. Он, как и его отец, женил своего побочного сына на его же сводной сестре. После кончины фараона, покуда

Тутмос III еще не был совершеннолетним, Египтом правила его мачеха (и одновременно теща) Хатшепсут, продолжавшая править и после достижения совершеннолетия Тутмоса III. Получив, наконец, трон, Тутмос III возненавидел ее настолько, что повелел разрушить ее статуи и ее изображения убрать из фрагментов с надписями и рельефами (фото 123). Не исключено, что так пропал и какой-либо текст, упоминающий Моисея. Тутмос III ненавидел израильтян и велел уничтожить все записи об участии Израиля в жизни Египта.

Некоторые утверждают, что настоящие гонения на израильтян начались именно при Тутмосе III. Но это ложное утверждение, ибо к приходу Тутмоса к власти Моисею было уже 43 года, а гонения, как известно, начались еще до его рождения. Вряд ли вообще следует считать, что планомерные гонения на евреев были только при одном каком-либо фараоне, скажем, Тутмосе III или Рамзесе II (1299-1232 гг. до н.э.). Достаточно помнить о том, что израильтяне в Египте с некоторых пор подвергались беспощадному угнетению.

Моисей, спаситель Израиля

Будучи приемным сыном египетской царевны, Моисей получил придворное образование «и научен был всей мудрости Египетской и был силен в словах и делах» (Деян. 7:22). В то время уровень египетских цивилизации и культуры не имел себе равных. Столь высокая степень образованности сделала Моисея способным занимать любую сколь угодно высокую государственную должность — вплоть до управления всем Египтом. Моисей был посвящен в жизнь египетского дворца и армии, знал науку и искусство, изучил государственные законы и великолепную, помпезную религиозную жизнь Египта. Ему была знакома роскошь придворной жизни.

Египетская цивилизация

Высокая степень, которой достигли египетские наука и культура, особенно ощутима в архитектуре Египта. Ее сооружения свидетельствуют о великолепном знании египтянами точных наук — математики, геометрии, астрономии и т.п. (см. математический документ на фото 12 и главу об уровне египетской медицины).

124. Большие пирамиды и сфинкс.

Грандиозные архитектурные сооружения и монументы времен до Моисея (фото 124), современные ему (фото 122) и выстроенные уже после его кончины (фото 126) — говорят о высочайшем уровне древнеегипетской мудрости и культуры.

В своем, так сказать, будничном, житейском строительстве египтяне применяли дерево и кирпич, но храмы и гробницы сооружали из камня, чтобы сохранить их для вечности. Точность архитектурных конструкций свидетельствует о феноменальном уровне интеллекта. Храм Хатшепсут — шедевр египетского зодчества, а знаменитая пирамида Хеопса и по сей день считается «чудом света» (фото 124). Она была сооружена около 2600 г. до н.э. Ее основание — 54300 кв.м, высота — 147 м, а каждая из четырех сторон основания — 230 м в длину. Пирамида строилась двадцать лет. Она сооружена из 2300000 каменных блоков по две с половиной тонны каждый. Полированный обелиск внутри усыпальницы фараона и его жены — вытесанные девятиметровые глыбы. Уникально, что камни эти выложены без какого-либо укрепляющего и цементирующего раствора, и при этом они столь плотно пригнаны друг к другу, что швы едва различимы. Снаружи пирамиды облицовывались полированным известняком, который впоследствии — в течение многих столетий — был разворован и употреблен в качестве строительного материала для зданий и мостовых в Каире. Самая крупная пирамида — еще и астрономическая обсерватория. Ее устроители знали, что земля — элепсоид, вращающийся вокруг оси и одновременно вокруг солнца, и что у солнца, в свою очередь, есть собственная орбита. Строительство этой пирамиды, стороны основания которой образуют почти точные прямые углы, является свидетельством того, что египтяне обладали феноменальной ориентировкой в пространстве и точными знаниями относительно устройства мироздания.

Некоторые фараоны ради сохранения памяти о себе в вечности воздвигали монументальные обелиски. Такой обелиск вырубался из массивной глыбы гранита и окружался желобом (фото 125). Под ним делалось углубление, которое выкладывалось деревом. Желоб наполнялся водой, дерево разбухало, перепонка лопалась, и высеченный обелиск отделялся от породы. После этого оставалось только извлечь его из «шахты», сгладить со стороны основания и отвезти туда, где по плану фараона его должно было установить. Фараон приказывал высечь на обелиске соответствующие изображения и знаки. Один из подобного рода обелисков, в верхней своей части «обшитый» золотом, был установлен, когда Хатшепсут правила Египтом в качестве фараона Некоторые из обелисков достигали тридцатиметровой высоты.

125. Разбитый обелиск.

126, Храм Рамзеса II

Рамзес II выстроил в верховьях Нила храм, который был вырублен прямо в скале из песчанника (фото 126). На «фасаде» вытесано четыре колоссальных статуи фараона. Маленькие каменные фигурки около них — супруга и дети. Высокая дверь между гигантскими парами статуй вела во внутренность храма Статуи фараона — свыше 20 м высотой каждая.

Еще одна фигура Рамзеса стояла внутри храма: она высечена из розового гранита и весит 1000 тонн. Когда воды Ассуанского водохранилища должны были залить всю эту местность, была проведена спасательная операция невиданного масштаба, в результате которой статуи и храм были перевезены в другое безопасное для них место.

В Карнаке при Рамзесе был сооружен храм Амона-Ра, знаменитый своим колонным залом площадью 5000кв м 134 гигантские колонны (доходящие в высоту до 23м) имели выступающую верхнюю часть, на «срезе» которой могло уместиться сразу 100 человек.

Древнеегипетские религиозные культы

Согласно древнеегипетской мифологии первыми правителями Египта были боги. Были «изобретены» невидимые божества, якобы правившие Египтом при посредничестве фараонов. Бог Осирис считался основателем династии фараонов Его сын Хор, бог-ястреб, занимавший египетский трон, после смерти вернулся к отцу — богу мертвых (согласно египетской мифологии все умершие возвращаются в «лоно Осириса») Итак, с самого своего рождения египетский фараон почитался одновременно и как божество, и как верховный правитель; можно сказать, что таковым он был еще в «утробе у матери». И хотя у каждого города, как и у государства, были в древности свои, особо чтимые культы, фараон выступал единственным «посредником» между миром и богами Египта. Потому столь много радости и вызывало рождение фараона, словно это сами боги свидетельствовали: «Мы его создали», словно сами богини говорили: «Он произошел от нас».

В обязанности фараонов входило способствовать обеспечению победы бога правды и справедливости Маата Благодаря фараону молитвы и жертвоприношения египтян должны были достигать богов. При его посредничестве боги способствовали разливу Нила, который и сам, в свою очередь, почитался как божество Фараон обеспечивал полноводность нильского разлива, от которого зависели урожаи, т.е. благосостояние Египта, так как Нил был главным источником всей оросительной системы страны. Фараон держал в руках власть над существованием своих подданных, по всей вероятности, гарантировал и регулировал их социальные взаимоотношения Он возглавлял армию, его авторитет был непререкаем. Когда же власть фараона ослабевала, тогда повышалась роль религиозных культов, и в такие времена молились священным животным, крокодилам, птицам, пресмыкающимся, духам и демонам. Но при большом количестве мелких богов и богинь религия Египта была едина: фараон — бог земли, единственный «представитель» верующих пред богами, он — бог жизни и смерти, «бесперерывно почитаемый по смерти и возрождающийся вновь и вновь»

В древнеегипетских храмах господствовала символика небесного и земного. В нижнем ярусе, начиная с подножия, изображались мотивы природы, вереница разнообразных фигур и символы государства Египет Выше — символика могущественного роста Египта, потолок — изображение небесного свода, усыпанного голубыми звездами. На храмовых воротах — изображения религиозных обрядов и культов или сцены победы фараона над его врагами Но в целом, главной всеподчиняющей идеей храмов было торжество, триумф Египта — благодаря тесной взаимосвязи фараонов с богами.

Смысл египетских пирамид заключался в том, что они — «место собрания» богов на земле, место «диалога» между землею и небом. Фараоны, возводившие пирамиды, добавляли имя бога солнца Ра к собственному имени. Само слово «фараон» — означает сын солнца. Колоссальные статуи и сфинксы — изображения фараонов, которым поклонялись, возле которых несли почетную сторожевую службу, охраняя их от злых духов и возможных грабителей фараоновых усыпальниц.

Религиозное, культовое значение власти фараонов трудно переоценить. В Египте, более чем в любой другой античной цивилизации, вся политическая и социальная структура покоились на теологическом основании В таком религиозном окружении израильтяне жили в течение четырехсот лет. Сорок лет жил в нем и Моисей, будучи приближенным ко двору фараона.

127. Священная корова

Культ фараонов был столь стержневым для всего Египта, что даже его завоеватели — персы, греки и, наконец, римляне были вынуждены считаться с этим и их вожди объявляли себя в Египте фараонами

На фото 127 — изображение египетской священной коровы, которой, как и многим другим четвероногим, поклонялись в Египте. (Оно похоже на золотого тельца на фото 138 у израильтян в пустыне ср. Рим. 1:21-25)

На фото 128 трон фараона Тутанхамона — подлокотники и ручки трона изображают божественных зверей. Ложе Тутанхамона также было украшено резными зверями, символами религиозного культа.

128. Трон Тутанхамона.

129. Священный египетский водоем.

130. Монумент в честь жука.

На фото 129 — священный египетский водоем. Поклоняющиеся многочисленным египетским богам верили, что в таком водоеме их грехи могут быть смыты.

Все это не должно казаться нам невероятным и странным. Ведь еще и сегодня в Индии, например, многие животные почитаются как священные. Древние египтяне чтили также и птиц (фото 119) и змей (фото 41). На фото 130 — монумент, сооруженный в честь навозного жука, предполагаемого отпрыска богини плодородия. Поедание женщинами живого жука — по египетским представлениям — должно было способствовать рождению божества. На фото 131 — две женщины в символической «ладье рождения» поклоняются огромному жуку. Акт поклонения заключается в том, что они должны будут его съесть и, таким образом, родившееся затем дитя получит его божественные свойства. Изображение жука на царственных украшениях Тутанхамона (фото 134).

Мумификация играла важную роль в религиозных культах Египта (см. главу «Мумификация»). Метод бальзамирования был придуман, чтобы останки умерших хранились вечно, не подвергаясь тлению и разложению (на фото 116 — голова древнеегипетской мумии). Согласно египетским представлениям, после смерти некоторые перевоплощались в других людей, некоторые — в животных или домашних птиц, каждый — в соответствии с тем, какому богу служил при жизни. Сфинкс — наглядный пример такого рода представлений: телом он лев, но имеет голову человека. Мумифицирование как бы соединяло вечное и земное.

Богиня Сахмет (целительница болезней) изображалась как женщина с лицом львицы. Не только люди, но и звери, почитавшиеся божественными, мумифицировались после смерти (крокодилы, лошади, коровы, кошки и проч.). Павиан, например, почитался за бога мудрости. Настенная живопись в гробнице Тутанхамона (фото 131) говорит, возможно, о том, что после своей кончины фараон мечтал перевоплотиться в бога мудрости — павиана (как видим, древнеегипетские представления как раз противоположны теории эволюции). «Ладья переселения душ» (фото 132), помещавшаяся в гробницу умершего фараона, должна была по египетским представлениям доставить царственного покойника прямо к богу Осирису (фото 132).

131. «Ладья рождения».

132. Ладья для душ

133 Гроб Тутанхамона

Богатства Египта

Упоминаемые в Библии (Евр. 11:26) «Египетские сокровища» являются синонимом неизмеримых богатств.

Когда в 1922 году была раскрыта гробница Тутанхамона, это пролило свет на легендарное богатство египетских фараонов и всего царского дома.

Археологи обнаружили и много других гробниц, но, увы, уже разграбленных на протяжении минувших веков.

Гробница Тутанхамона оказалась наиболее уцелевшей и содержащей много разнообразного. Правда, первый усыпальный отсек был уже разворован. Но внутренние помещения и сокровищница оказались замурованными.

Египтяне полагали, что жизнь после смерти мало чем отличается от земной. Поэтому, чтобы фараон был счастлив в своей загробной жизни, в его гробнице должно было быть все, чем он обладал прежде для удовлетворения своих телесных и царских нужд. Когда археологи вскрыли двери гробницы Тутанхамона, находившиеся в неприкосновенности свыше трех тысяч лет, они обнаружили там запасы провизии: хлеб, миски с мясом, водой и пивом в гробнице находились и одежды, и ювелирные украшения, и сам фараонов трон (фото 128). Гроб Тутанхамона, соответствовавший форме и пропорциям его тела, позолочен и отделан ляпис-лазурью (фото 133). Он был чуть более 1,80м длины и весил 227кг. Стоимость его оценивалась примерно в 275000 долларов. Покрывавшая «лицо» золотая маска имела изображения коршуна и змеи — символов власти египетских фараонов. Гроб его покоился в двух обитых золотом деревянных футлярах, саркофаге из розового гранита и четырех ящиках, внешний из которых имел 5,20м в длину, 3,35м в ширину и 2,75м в высоту. Льняное покрывало лежало возле него. Этот внешний передвижной «ящик» и льняной покров могли служить примером для «святого святых» и завесы скинии во время исхода Израиля из Египта и странствования по пустыне (Исх. 33:7).

134. Ювелирные украшения Тутанхамона.

Сокровища Тутанхамона (фото 134) бесценны: золото, серебро и драгоценные камни: аметисты, лазуриты, бирюза, сердолики. Браслеты и кольца сделаны со столь феноменальным мастерством, что практически невозможно найти места стыков, столь совершенны были спайка и полировка. Фараонова мебель, ларцы и сундуки, в которых хранилось его царское и «божественное» одеяние — все было обильно позолоченным. Изумительной работы тронное кресло (фото 127) тоже было отделано золотом и серебром, инкрустировано сердоликами и имело на спинке изображение фараона и его супруги.

В сокровищнице фараона стояли в ряд позолоченные повозки, «готовые» к пользованию ими. Подобно трону, они были инкрустированы драгоценными камнями и украшены искусной резьбой. В гробнице найдена и изумительная лампа из алебастра с живописным изображением фараона, которое обнаруживалось только тогда, когда в масле плавал горящий фитиль.

Украшения в виде полуразвернутого свитка (так наз. «картуши») с именами и эмблемами фараона — бога и его царственной жены — также были обнаружены в гробнице Тутанхамона. Все гробы были покрыты надписями и магическими заклинаниями, долженствующими остановить воров и грабителей, если они попытаются нарушить священный покой мертвого фараона. Одна из самых ценных и знаменитых находок в гробнице египетского владыки — «похоронная ладья» Тутанхамона, искусно вырезанная из алебастра и инструктированная (фото 135). В первом из помещений гробницы стояли деревянные позолоченные фигуры в человеческий рост — «стражи», охраняющие покойника. У дверей — безголовый демон, сторож имущества Тутанхамона в будущей жизни.

135. Модель похоронной ладьи Тутанхамона.

Несмотря на то, что Моисей был воспитан в египетских светских и религиозных традициях, что его слово, как слово «сына царицы» имело в стране авторитетную власть, что в будущем он и сам мог рассчитывать на престол, «верою Моисей, пришед в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божьим, нежели иметь временное, греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища» (Евр. 11: 24-26).

Не мало потрудились археологи для того, чтобы показать нам, от сколь многого решил отказаться Моисей, чтобы следовать призванию Бога и Иисуса Христа!

Мы забываем часто, что и во времена Ветхого Завета люди оставались людьми, подобными нам, и сделать выбор в пользу Бога, пренебрегая земными благами, им тоже было не просто. Но быть с Богом и со своим народом оказалось для Моисея важнее, чем обладание египетскими сокровищами. Для многих такой выбор был бы не под силу, но не для Моисея, «ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Марк. 8:36).

И приняв решение, Моисей пренебрег богатствами и властью и, памятуя, что по рождению он еврей, поспешил на помощь своим братьям по крови и вере. Но при этом вышло так, что он убил египтянина, вызвав тем самым гнев фараона. Моисею пришлось скрыться в земле Мадиамской на западе Синайского полуострова. В течение сорока лет после этого израильтяне взывали к Богу, чтобы Он освободил их из египетского пленения, пока, наконец, Моисей не был призван для исполнения этой миссии. Вместе с братом Аароном составил он план «эвакуации» израильтян и вывода их из-под египетского владычества (Исх. 2:11 — 4:31).

Исход из Египта

«После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой…» (Исх. 5:1). Но вместо освобождения фараон лишь ухудшил условия труда израильтян в Египте, бросив тем самым вызов Богу. «И сказал Господь Моисею: теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном, по действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей» (Исх. 6:1).

Десять казней

Вследствие ожесточения фараона против израильтян, чтобы смирить его пред Богом, на Египет было послано десять «казней». Так как фараоны сами претендовали на божественную сущность, вполне естественно, что владыка Египта спрашивал Моисея- «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? я не знаю Господа, и Израиля не отпущу» (Исх. 5:2). Просьба Моисея была сразу отклонена фараоном. Тогда Господь сказал Моисею нечто весьма необычное: «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исх. 7:1). Итак, у фараона появился «соперник». Бог противостал одному из земных божков

Господь послал Моисея к фараону, дав ему следующий наказ: «Ты будешь говорить все, что Я повелю тебе; а Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей. Но Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской» (Исх. 7:2-3). Эти знамения и чудеса пришли в форме «казней» Божьих, ниспосланных на фараона, народ, страну. Они были предназначены для выявления бессилия богов египетских. В каждой «казни» обнаруживалась сила Божья, Его могущество, являемое как египтянам, так и израильтянам, чтобы они узнали, кто Господь, выведший их «из-под ига Египетского» (Исх. 6:7).

Археологические изыскания показывают, что каждая из казней Божьих была конкретно направлена против того или иного бога Египта. Например, превращение воды Нила в кровь указывает на бессилие этого божества пред Богом Истинным. Ведь выше мы уже упоминали о том, что египтяне поклонялись Нилу как Богу, прося его о полноводных разливах, от которых зависели урожаи. Вторая, третья и четвертая казнь — неожиданное размножение жаб, мух и мошек — явно направлены против обычая египтян обожествлять представителей животного мира. Их исчезновение по Божьему мановению свидетельствовало, сколь мало эти «боги» властны даже в собственной жизни.

136. Аменхотеп II.

137. Египетская военная повозка.

Существовали боги природы, но посланные Богом град и тьма указывают на Его власть и над ними. Египетские боги не смогли охранить египтян ни от моровой язвы, ни от града, ни от воспаления с нарывами. И хотя египетский фараон имел, кажется, возможность убедиться во всемогуществе Бога израильтян, понадобилась смерть его первенца, который, напомним, уже от рождения почитался в Египте за бога, для того, чтобы фараон наконец образумился и разрешил евреям покинуть его страну (Исх. 12:31-32).

Фараон времен исхода

Соломон вступил на царство в 970 г. до Р.Х. В четвертый год его правления исполнилось 480 лет с тех пор, как израильтяне покинули Египет (3 Цар. 6:1). Так можно вычислить приблизительную дату исхода — 1448 г. до н.э. Это было, по всей вероятности, время правления Аменхотепа II (фото 136), вступившего на престол в 1450 г. (Правда, по другой версии фараоном времен исхода был Менефта, — см. Э.Нюстрем. Библейский словарь, Торонто, 1980 г. Прим, переводчика).

Получив фараоново разрешение, израильтяне собрали свои пожитки и подаренные им египтянами золотые и серебряные «трофеи» и отправились в путь (Исх. 12:31-37). Но когда они были уже в дороге, фараон изменил свое решение и пустился вместе с войском в погоню — вплоть до Чермного моря. На фото 137 — легкая повозка типа тех, на которых египтяне бросились в погоню за израильтянами.

Израильтян спасло чудо Господне: Бог разделил воды морские, чтобы дать им пройти, а потом потопил египетские отряды (Исх. 14:5-31).

Странствование по пустыне

«В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую… и расположились там станом в пустыне… Моисей же взошел к Богу на гору» (см. Исход, гл. 19-32).

Но в то время, как Моисей принимал указания Божьи, израильтяне принудили брата Моисея Аарона «сделать» им бога для поклонения. Аарон собрал серьги у жен, сыновей и дочерей Израилевых, полученных ими от египтян, отлил из них тельца «и обделал его резцом» (Исх. 32:1-6). Вероятно, золотой телец походил на изображение священного египетского быка Аписа (фото 138).

138. Святой египетский бык Апис.

139. Медные зеркальца.

140. «Салон красоты» одной египетской дамы.

Узнав об этом, Моисей возгорелся гневом «и бросил из рук своих скрижали», на которых был записан Закон Божий, «и разбил их под горою» (Исх. 32:19).

В итоге, чтобы очиститься от идолопоклонства, израильтянам пришлось потерять три тысячи человек (Исх. 32:26-28).

После того, как грехи были искуплены, Господь вновь даровал Моисею скрижали (Исх. 34:1-9). На Сионе Моисей получил указания для постройки скинии. Так возник завет «от горы Синайской», ставший «детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Галат. 3:24 4:24).

141. Херувим.

142. Укрепленный ханаанский город.

Для создания скинии потребовалось много металла. Израильтяне использовали украшения, отданные им египтянами. Женщины жертвовали кольца, браслеты, «зеркальца». Последнее может показаться странным, так как для строительства скинии не употребляли стекла. Археологи дали ответ на это недоумение: зеркала тогда изготовляли из полированной меди (фото 139, 140).

На фото 141 фрагмент из рельефа слоновой кости — изображение херувима. Подобные херувимы (только из золота) украшали крышку ковчега в скинии, которую Бог повелел выстроить Моисею (Исх. 25:20-22; 37:7-9). На фото 167 изображение, быть может аналогичного Моисееву, передвижного ковчега.

Покинув Хорив, после одиннадцатидневного перехода израильтяне остановились в Кадес-Варни (Втор. 1:1-2). Сообщение лазутчиков о мощно укрепленном Ханаане поколебало веру израильтян, и они вновь вернулись в пустыню, где проскитались 38 лет, прежде чем достигли земли обетованной… (Числ. 13 и 14).

Бдительно охраняемые и хорошо укрепленные ханаанские города (фото 142) устрашили израильтян (Числ. 13:29).

Из Кадес-Варни «послал Моисей послов к царю Едомскому», прося разрешить израильтянам пройти через землю его (Числ. 20:14-21). Путь проходил в области Сеира, расположенной между Мертвым морем и восточным заливом Чермного моря. Одним из городов Сеира был Села, впоследствии переименованный в Петра, что означает «скала». Город находился среди скал, к нему вело узкое ущелье протяженностью свыше трех километров (фото 143).

Впоследствии, когда Иеремия говорил о народе, «живущем в расселинах скал и занимающем вершины холмов», — он имел в виду как раз эту область Едома (Иерем. 49:16). Область Сеир — одно из наиболее труднодоступных мест на земле, жизнь здесь теснится в ущельях гор. В Петра можно попасть либо пешком, либо на лошадях. Мы попали туда именно вторым способом. Самое чудесное в этом удивительном городе — его цвета и оттенки: от бледно-желтого до коричневого, от нежно-красного до густопурпурного, от белого — до нежнейших пастельных тонов. Фасады вытесаны в поверхности скал (фото 144), за ними скрыты многочисленные помещения, вырубленные в скальной породе. Дворцы, храмы, монастыри, правительственные учреждения, магазины — все прямо в скалах. Причем, каждый завоеватель вносил в Петра свой архитектурный стиль.

Крутые ступени мимо храмов выводят на плоскую поверхность высочайшего плато, где некогда приносились человеческие жертвы и молились идолам (фото 145). Вероятно, именно на этом плато восьмой иудейский царь Амасия «поразил десять тысяч Идумеян» (4 Цар. 14:1-7). «И десять тысяч живых взяли сыны Иудины в плен и привели их на вершину скалы, и низринули их с вершины скал, и все они разбились совершенно» (2 Пар. 25:11-12).

На фото 146 — сокровищница в Петра.

Итак, израильтяне были вынуждены отказаться от перехода через Едом (Числ. 20:18-21). Царь Едомский категорически отверг предложение и просьбы израильтян.

Им пришлось следовать долгим окружным путем. «От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома» (Числ. 21:4). В Библии народ израильский назван «народом буйным» (Исх. 32:22). Наглядный пример этому качеству израильтян — дают их странствия по пустыне. Они роптали на отсутствие влаги, питания, на долгую отлучку Моисея на горе Сион, на необходимость обходного пути и на многое-многое другое (Исх. 15:24 16:1-3 Числ. 16:3 20:2-11 21:5 и т.д.). Поэтому не приходится удивляться, когда Моисей называет израильтян «непокорными» (Числ. 20:10). Терпение Моисея, казалось, было исчерпано, но терпение Божье неистощимо, и напоминание о союзе, который Господь заключил с избранным народом Своим — давало израильтянам новые силы. Они победили аморреев (на фото 147 статуэтка аморрейского царя) и овладели долиной Моава «при Иордане, против Иерихона» (Числ. 21:10-31; 22:1). После победы над Сигоном, царем Аморрейским и Огом, царем Васанским, израильтяне овладели их землею: «за Иорданом к востоку солнца, начиная от Ароера, который лежит на берегу потока Арнона, до горы Сиона, она же Ермон, и всею равниною по эту сторону Иордана к востоку, до самого моря равнины при подошве Фасги» (Втор. 4:47-49; Числ. 21:32-35 см рис 148).

143. Вход в город Петру.

144. Фасады Петры.

145. Верхнее «плато» в Петре.

146. Сокровищница в Петое.

147. Аморрейский царь.

149. Тексты из Рас Шамра.

150. Ваал.

151. Бог урожая.

Господь предостерегает от поклонения идолам в Ханаане

Между тем Господь предостерегал израильтян от поклонения идолам земли Ханаанской и культа Ваала: «По делам земли Египетской, в которой вы жили не поступайте, и по делам земли Ханаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите» (Лев. 18:3).

Ваал олицетворял собою разрушающую и созидающую силу природы. Археологические открытия обличают культ Ваала, как религию глубоко порочную, безнравственную, распутную. В жертву Ваалу приносили даже детей. Тексты, найденные в древнем ханаанском городе Угарите (ныне Рас Шамра в северной Сирии), знакомят с мифологической изнанкой этого культа (фото 149), распространенной в Ханаане еще во дни Лота и позже, когда землю Ханаанскую колонизировали израильтяне.

Поклонение Ваалу

У хананеев существовал лишь один главный бог — Ваал (фото 150). Он был богом природы: солнца, дождя, урожая и непогоды (фото 151, 152). Он — единственный, от кого зависело напоить в засуху землю и тем самым подарить стране урожай. Он управлял водою и ураганом. Ваал был еще и богом войны (фото 153), способным даровать победу над врагами.

Но несмотря на то, что Ваал почитался хозяином положения, он оказался, например, бессилен, когда Господь «иссушил» воды Иордана, дабы народ Его перешел Иордан, а потом сделал так, что воды реки «пошли как вчера и третьего дня, выше всех берегов своих» (И.Нав. 4:16-24). Ваал не сумел помочь своим приверженцам под Гаваоном: от посланного Богом каменного града погибло их больше, чем от руки Израиля (И.Нав. 10:10-11). О поражении всех пророков Бааловых сообщается в третьей книге Царств.

Когда Израиль все-таки, несмотря на предостережения, поклонился Ваалу, Бог наказал его засухою и голодом. При горе Кармил Господь посрамил «пророков Бааловых четыреста пятьдесят человек», оказавшихся бессильными перед засухой, а потом Сам даровал воду. «И вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою» (3 Цар. 18:17-39).

152. Бог непогоды.

153. Бог войны.

Приверженцы Ваала воздвигали ему храмы (фото 154) и алтари (фото 155) на холмах и возвышениях вблизи населенных пунктов, где они приносили жертвы и совершали культовые обряды. Как уже говорилось выше, они приносили в жертву идолу даже своих детей (фото 156).

Кроме того они приносили «жертвы бесам» (Втор. 32:17) и демонам (фото 42). В ритуалах применялись культовые сосуды, фимиам, «волшебный» жемчуг и т.п. (фото 157). Мы уже упоминали, что змеи и другие пресмыкающиеся тоже обоготворялись (фото 158).

Ваал был и богом пола (фото 159), покровительницею пола была его мать Ашера (фото 160).

Язычники «устроили у себя высоты, и статуи, и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом» (3 Цар. 14:23). Непристойные изображения мужских и женских половых органов на этих капищах — свидетельствуют о непристойном характере культовых ритуалов.

154 Храм Ваала

Сестра и возлюбленная Ваала Анат находилась с ним в запретной связи, и беря пример со своего бога, его подданные ради «содействия плодородию» вступали в «священные» сексуальные отношения Если сами жрецы культа Ваала открыто занимались развратом, то тем более рядовые хананеяне не считали зазорным удовлетворять свою похоть и постоянно нарушать верность в супружестве Сохранилось изображение, на котором Ваал занимается любодеянием с телкой

Поэтому не случайно, что перед тем, как израильтяне вступили в Ханаан, Бог предостерег их от страшных грехов брачной неверности, содомитства и принесения в жертву детей (Лев 18 3-30).

155 Алтарь

156 Человеческая жертва

157 Культовый сосуд для фимиама и «волшебный» жемчуг.

158. Каменные змеи.

Грехи хананеян были постыдны Их многобожие — гротескно и отвратительно Человеческие жертвоприношения, гомосексуализм и т.п. были их страшными отличительными чертами. Культ Ваала являлся пагубной псевдорелигиозностью

В свете вышесказанного становится ясно, почему Бог воспретил Израилю браки с хананеянами и дал приказание Израилю полностью истребить население Ханаана: «Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканы их сожгите огнем» (Втор 7:1-5)

Если б Израиль отказался слушать Бога, он вскоре смешался бы с этим порочным народом и стал бы соучастником его прегрешений (Втор 20 17-18). Само долготерпение Господа в отношении хананеян — чудо.

159. Бог пола.

160. Богиня Ашера.

Мог ли Моисей быть автором Пятикнижия?

Наш ответ на этот вопрос утвердительный — да. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр 1.21). Иисус Христос Сам верил в подлинность закона Моисея (Лук. 16:31; 24:27).

161. Кодекс Хаммурапи.

Однако критики Библии отрицали «авторство» пророка на том основании, что законы слишком «передовые» для того варварского периода, которым их датирует Библия (около 1500 г. до Р.Х.). Кодекс вавилонского царя Хаммурапи (фото 161), впервые обнаруженный в 1902 г., доказывает, однако, что понятие «кодекса» законов было известно еще и до Пятикнижия.

Тогда критики стали утверждать, что Моисей «списал» свои законы у Хаммурапи. Сначала это произвело впечатление, однако, при сличении Пятикнижия с вавилонским «законодательством» сразу же выяснилось, что Хаммурапи с одобрения бога солнца Шамаша допускал многие аморальные и греховные действия.

Закон Моисея гораздо праведней. Он свидетельствует, что моральные и законодательные нормы древних евреев намного опередили вавилонские, а не следовали за ними, как утверждали критики Библии.