Израиль — колонизация, изгнание, возвращение

После кончины Моисея во главе израильского народа встал Иисус Навин. Именно он провел израильтян через Иордан в землю обетованную, чтобы они могли вернуть обещанные им Богом владения.

Первый город, который им предстояло покорить, был Иерихон (фото 162), его стены разрушились по воле Божьей (И.Нав. 6).

Археолог Джон Горстанг вел раскопки в Иерихоне в начале тридцатых годов. Он раскрыл останки обрушившихся стен города и установил, что стены пали таким образом, что осаждавшие могли занять город. Критики библейской истории подвергали сомнению соответствие действительности со сказанным у Иисуса Навина. Они предполагали, что город пал от разрушения стенобитными машинами, подобно Тиру (Иез. 26:9; фото 20). Горстанг опроверг подобные аргументы критиков.

Кроме того, критики утверждали, что камень и обожженные глиняные кирпичи с соломой, из которых был построен Иерихон, огнеупорны и, следовательно, не могут воспламениться. Но они забывают, что в строительстве используются и иные «стройкомпоненты», что даже и в наши дни многие не подверженные воздействию огня материалы все-таки обгорают. Горстанг нашел слой пепла, доказывающий возможность такого пожара, какой описывается в Библии (И.Нав. 6:23).

Критики говорят, что если сгорел весь город, то должен был сгореть и дом Раав с семейством. Горстанг открыл, однако, что Иерихон имел две стены — внешнюю и внутреннюю, и некоторые части внутренней иерихонской стены остались неповрежденными. Кроме того, есть доказательство того, что на внутренней стене строились дома.

После разрушения Иерихона «Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон на первенце своем он положит основание его, и на младшем своем поставит врата его» (И.Нав. 6:25).

Как ныне производится торжественная закладка первого камня, имеющая символическое значение, так в отдаленные языческие времена при возведении городской стены или какого-либо значительного сооружения приносили в жертву ребенка (фото 156).

162. Обрушенные стены Иерихона.

Когда Ахиил Вефилянин отстроил Иерихон заново, несмотря на проклятие Иисуса Навина, он вынужден был принести в жертву двух своих сыновей Авирама и Сегуба (3 Цар. 16:34).

Раскопки в Иерихоне возвращают нас к ранней истории этого палестинского города. Несмотря на то, что существуют разные интерпретации археологических находок Горстанга, твердо установлено, что между культурными слоями времен Навина и Ахиила нет никакого промежуточного пласта поселения, который доказывал бы «функционирование» Иерихона в этот период.

Город Гай (хананейская столица восточнее Вефиля) был взят израильтянами лишь со второго раза (И.Нав. 7).

Когда же Навин повел израильтян против Гаваона (И.Нав. 9-10:1), его жители применили хитрость, благодаря которой израильтяне заключили с ними союз. Не имея возможности расправиться с жившими в Гаваоне, израильские начальники приговорили мужчин этого города «рубить дрова и черпать воду для всего общества». Наказание может показаться незначительным, но дело в том, что ношение воды и рубка хвороста были в то время делом сугубо женским. Какое же унижение должны были испытывать мужчины Гаваона, занимаясь этим!

В 1956 году раскопки, проведенные Джеймсом Причардом, установили, что в Гаваоне была лучшая в Палестине система водоснабжения. В массивных скалах на протяжении 120м были вырублены более 172 ступеней для носильщиков воды, которые, благодаря таким частым лестничным сходам, имели удобные подходы к водохранилищам и колодцам. Гаваон был особенно знаменит именно своею водной системой (Иер. 41:12). Возле пруда в Гаваоне (фото 163) происходила схватка юношей Авенира и Иоава (2 Цар. 2:12-17).

«У больших вод в Гаваоне» Иоанан встретился с Исмаилом (Иер. 41:11-12). Одним словом, Гаваон в Библии всегда связывается с водою…

Но каким образом Джеймс Причард узнал, что раскопал именно Гаваон? Он нашел на ручке одного сосуда название города, написанное по-еврейски. На керамическом осколке, обнаруженном Причардом, стояло имя Анания — «Анания, сын Азура, пророк из Гаваона» (Иер 28 1). Во время раскопок были открыты и другие надписи, свидетельствующие, что Причард обнаружил именно Гаваон.

Иисус Навин вел израильтян дальше. Он покорял город за городом, пока не взял «всю землю, как говорил Бог Моисею, и отдал ее Иисус в удел Израильтянам, по разделению между коленами их. И успокоилась земля от войны» (И.Нав гл. 10 11).

163. «Большие воды» в Гаваоне

164. Табличка с текстом о покорении Ханаана.

165. Стела «Израиль».

166. Военные колесницы.

167. Передвижной ковчег.

Причиной столь успешных военных действий израильтян было то, что Бог посылал впереди них «шершней», гнавших даже царей Амморейских (Исх. 23:28; Втор. 7:20 И.Нав. 24:12). В последние годы египетского пленения израильтян Тутмос III провел ряд успешных военных операций против Ханаана, ослабивших и подчинивших эту страну. Археологи установили, что личным царским знаком Тутмоса III был как раз шершень. Таким образом, под «шершнями», упоминаемыми как «предтечи» завоеваний Израиля, следует понимать армию Тутмоса.

Обнаруженные в 1887 году глиняные таблички (фото 164) пролили много света на историю покорения Ханаана израильтянами. Многие из этих табличек — письма сирийских и ханаанских владык египетскому фараону с просьбой о помощи.

Фараон Меремпт правил в Египте с 1224 г. до н.э. и был вынужден защищать свои владения с севера. В одном из сообщений (фото 165) среди других племен упоминается и «Израиль в Ханаане». Это первое из упоминаний об Израиле в египетских документах, доказывающее, что около 1200 г. до Р.Х. Израиль был в Палестине.

Но, очевидно, израильтяне не были еще в это время крепким политическим и национальным единым целым, как, скажем, во времена Саула. Часто ставился вопрос: «занял ли Израиль всю Ханаанскую землю?» Библия отвечает: «Взял Иисус всю землю… в удел Израильтянам, по разделению между коленами их… отдал Господь Израилю всю землю, которую дать клялся отцам их, и они получили ее в наследие и поселились на ней. Не осталось неисполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву, все сбылось» (И.Нав. 11:23; 21:43 и 45). В Бытие 15:18 читаем: «заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата».

Владения царя Давида простирались до Евфрата (1 Пар. 18:3). Царство царя Соломона граничило с землею Филистимской и доходило до пределов Египта (2 Пар. 9:26). Это подтверждается сообщением об устроенном царем Соломоном семидневном празднике «от входа в Емаф (город в верхней Сирии севернее Ливана — прим. пер.) до реки Египетской» (2 Пар. 7:8). Соломон свидетельствовал, что «не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Божьих» (3 Цар. 8:56). В своих размышлениях о верности Бога и строптивости израильтян Неемия свидетельствует: «И сыновей их Ты размножил, как звезды небесные, и ввел их в землю, о которой Ты говорил отцам их, что они придут владеть ею И вошли сыновья их, и овладели землею И Ты покорил им жителей земли, Хананеев, и отдал их в руки их, и царей их, и народы земли, чтоб они поступали с ними по своей воле» (Неем. 9:23-25). На основании Библии израильтяне действительно завладели всей землей.

Однако Израиль не сумел изгнать порочных жителей этих мест, в частности «потому что у них были железные колесницы» (Суд. 1:19).

На фото 166 — чеканное изображение этого нового тогда средства военных передвижений. И хотя в этом смысле победа была не полной, Израиль сделал хананеян своими данниками (Суд 1:28).

После победы «все общество сынов Израилевых собралось в Силом, и поставили там скинию собрания, ибо земля была покорена ими» (И.Нав. 18:1). Передвижной ковчег скинии (фото 167), стоявший в ней на особом месте, отмеченном изображениями херувимов (фото 141), был впоследствии украден филистимлянами, одержавшими во времена Самуила значительную победу в битве, «где пало Израильтян тридцать тысяч пеших» (1 Цар. 4-10-11).

Объединенный Израиль

Господь обещал Израилю Ханаан, но Он же предсказал и то, что, благоденствуя, израильтяне «обратятся к иным богам, и будут служить им, а Меня отвергнут и нарушат завет Мой», и тогда станут легкою добычей для врагов (Втор. 31:20).

Книга Судей свидетельствует о быте, нравах, законах израильтян, заимевших, наконец, свое собственное оседлое государство. Из нее становится ясно, по каким причинам наступило такое время, когда не стало «царя у Израиля каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 21:25).

Израиль забыл свою Богоизбранность, забыл, что израильские старейшины сами просили Самуила: «Поставь над нами царя» (1 Цар. 8:5), и Господь повелел ему сделать это по их просьбе.

Самуил помазал на царство Саула (1 Цар. 9:1 — 10:1). Однако Саул оказался весьма самолюбивым, завистливым и упрямым правителем, не сдержавшим данного Богу слова, что в конце концов привело к полному поражению Израиля филистимлянами (1 Цар. гл. 9-31). Нрав у Саула был тяжелый, но «когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (1 Цар. 16:23 фото 168).

168. Арфа Давида.

169. Адолламская пещера.

170. Шлем Голиафа.

171. Сосуды для слез.

Когда же Саулом овладела смертельная ненависть к Давиду, Давид укрылся в пещере Адолламской (фото 169), находящейся в районе меж Вифлеемом и Мертвым морем (1 Цар. 22:1). На фото 170 — портрет воина, на голове которого шлем, подобный тому, какой был у великана Голиафа, единоборца армии филистимлян, которого одолел Давид (1 Цар. 17).

Конец Саула бесславен. После его смерти филистимляне отсекли ему голову и сняли с него оружие и «положили оружие его в капище Астарты… и голову его воткнули в доме Дагона… а тело его повесили на стене Беф-сана» (1 Цар. 31:10; 1 Пар. 10:1-10). Беф-сан ныне раскрыт в ходе археологических изысканий, благодаря которым удалось обнаружить останки капища Астарты и дома Дагона (1 Пар. 10:10).

172. Корыто для водопоя.

Новым царем Израиля стал Давид — человек, избранный Богом, мужественный и мудрый (1 Цар. 16:1-13; 17:34-40; 2 Цар. 5:4; Деян. 13:22).

Но он был человеком страстным, и ему пришлось горько оплакивать свой грех.

Когда грешил Саул, собственную вину он перекладывал на народ (1 Цар. 15:1-30).

Но Давид признавал свою греховность пред Богом, искал прощения и уповал на милость Господню (2 Цар. 12:13; Пс. 50). В одном из псалмов Давид просит «собрать» слезы его в «сосуд печали». Это был древний обычай: во время скорби и боли, когда глаза наполнялись влагой, — держать возле них сосуд, куда должны были капать слезы (фото 171). Эти сосуды запечатывались, береглись и хранились на видном месте в доме. А когда владелец их умирал, они — в качестве его личного имущества — погребались вместе с покойником. Как правило, сосуды эти изготовлялись из тонкого стекла и были размером от 7 до 15см. Когда Давид говорил, что грехи его — всегда перед ним, он, возможно, имел в виду такой сосудик со слезами своего покаяния.

Доверие и верность Давида Богу укреплялись, несмотря на все испытания. Псалмы Давида — славословие Господу.

173. Памятник Авессалома.

Господь для него — Пастырь, ведущий стада Свои к водопою. Это сравнение взято Давидом из современной ему жизни. Он знал, сколь важно напоить в зной стадо… На фото 172 — каменное корыто, из каких пили животные во времена Давида. Образ Пастыря свидетельствует о том, сколь ценил Давид доброту и милосердие Божье.

Несмотря на то, что Господь простер над Давидом благодать Свою, Давиду было от чего сокрушаться. Грех нарушения супружеской верности и убийства тяготел над царем Израиля Внебрачный сын умер, и Давид вернулся сокрушенный и подавленный в Иерусалим (2 Цар. 12:1-23).

И в доме раздор: Амнон, сын Давида, обесчестил собственную сестру (2 Цар. 13:1-22) Сам Давид вынужден был скрыться от своего сына Авессалома, которого так любил. Распря между отцом и сыном закончилась битвой, в результате которой Авессалом погиб (2 Цар. гл 15-19) Но перед тем «Авессалом еще при жизни своей взял и поставил себе памятник в царской долине ибо сказал он: нет у меня сына, чтобы сохранилась память имени моего. И назвал памятник своим именем. И называется он «памятник Авессалома» до сего дня (2 Цар. 18:18 фото 173).

Соломон был третьим и последним царем объединенного государства Израиль. В нем причудливо совмещались мудрость и безумие. Мудрость порождалась стремлением быть хорошим властителем (3 Цар. 3:5-28). Упадок его царствования во многом был связан с пристрастием владыки к иностранкам, склонявшим его к признанию тех языческих богов, в которых они верили (3 Цар. 11:1-25).

174. Территория храма.

175. Замурованный вход в каменоломню.

Соломон прославился еще и тем, что во время его правления на месте прежней скинии был возведен целый храмовый комплекс (фото 174). Каменоломни, откуда брали строительный материал для возведения храма, расположены недалеко от Иерусалима (фото 175, 176). Отдельные каменные блоки храма Соломона составляют по сей день нижнюю часть старой Иерусалимский стены, называемой «Стена Плача» (фото 177).

176. Каменоломни под Иерусалимом.

177. Стена плача.

178. Столбы для привязи.

179. Календарь в Газере.

180. Бассейн Соломона.

В Библии (1 Пар. 22:14 и 29:4-8) говорится о колоссальных пожертвованиях израильтян на строительство святилища Божьего, исчисляющихся на современные деньги приблизительно в пять миллиардов долларов.

Благодаря подати, учрежденной третьим израильским государем, ему удалось заложить и отстроить несколько новых городов и среди них Мегиддо, где разместилась, возможно, царская конница (3 Цар. 9:15-19). Колоссальные конюшни в Мегиддо могли вместить до пятисот лошадей… Конюшни не сохранились, но обнаружены каменные столбы для привязи (фото 178).

Другим воздвигнутым Соломоном городом был Газер. Там обнаружен древний сельскохозяйственный календарь на весь годовой «круг» (фото 179). Это древнейший из известных на сегодняшний день еврейских текстов, весьма способствующий изучению еврейского языка.

Соломон устроил еще и несколько водоемов для снабжения Иерусалима водой и орошения плодовых садов (Еккл. 2:6 фото 180). Несколько лет назад прокладчики новой дороги из Иерусалима в Вифлеем обнаружили при строительстве водопровод времен Соломона. Позже римляне тоже проложили водопровод, чтобы пользоваться водою из бассейна царя Соломона, проложили — даже не подозревая, что всего лишь на 30см ниже проходит водопровод израильтян, которым они могли бы воспользоваться! На фото 181 в разрезе шурфа видны оба водопроводных отверстия: верхнее — римлян, ниже — израильтян. Между прокладкой одного и другого водопроводов прошло примерно 900 лет.

В своем величии Соломон воздвиг великолепный царский дворец. Но его стремление к роскоши и, быть может, чрезмерный размах строительной деятельности вызвали, как уже отмечалось выше, податное обложение населения и принудительные работы.

Соломон увеличил конницу (2 Пар. 9:25 3 Цар. 10:28-29), у него было «семьсот жен и триста наложниц» (3 Цар. 11:1-3), несметные золотые и серебряные сокровища (2 Пар. 9:13-28). Но всем этим царь нарушил заповедь Божью, воспрещавшую умножать имущество (Втор. 17:14-20).

Золотые сосуды на фото 182 дают представление о том, как выглядели чаши и вазы во времена Соломона.

Царь накопил такой золотой «запас», что и трон его из слоновой кости был позолочен, и скамеечка для ног была золотая, и вся посуда из золота. У его воинской стражи были золотые щиты. Серебра же во времена Соломона было в таком преизбытке, что к нему относились, как к камням на склонах гор.

181. Трубопровод из бассейна Соломона.

182. Золотые сосуды.

183. Надпись на керамике, упоминающая офирское золото.

184. Звезда Соломона.

При Соломоне была сооружена гавань и флот для перевозки золота из Офира в Ецион-Гавер на берегу Чермного моря (3 Цар. 9:26-28). Для Иерусалимского храма Давид предоставил три тысячи талантов золота (талант золота соответствует, примерно, 30 тыс. долларов) — 1 Пар. 29:4; кроме того, еще 100000 талантов золота — 1 Пар. 22:14. Надпись на куске керамики говорит об офирском золоте (фото 183).

Царица Савская, услышав о славе Соломона, захотела встретиться с ним и сделала ему колоссальные приношения. Страна Офир, где она правила, очевидно, находилась в Аравии и славилась качеством своего золота (3 Цар. 10:1-13).

На фото 184 «звезда Соломона» на фрагменте резьбы одной из синагог Капернаума (город в Галилее на западном берегу Тивериадского озера).

Объединенное царство Израиль существовало в общей сложности 120 лет, каждый из царей правил четыре десятилетия: Саул (Деян. 13:21), Давид (2 Цар. 5:4), Соломон (3 Цар. 11:42). Незадолго до кончины царя Соломона пророк Ахия Силомлянин предсказал, что Господь отнимет царство у Соломона, ибо третий израильский государь оставил Бога, поклонялся другим богам, не ходил по путям Божиим и не соблюдал заповедей Его (3 Цар. 11:29-33).

Разделенный Израиль

После кончины царя Соломона израильтяне пошли к сыну Соломона — Ровоаму в Сихем, где он в свое время нашел убежище от посягавшего на его жизнь отца (3 Цар. 12:1). В это же время в Израиль из Египта вернулся другой изгнанник — сын Навата Иеровоам, которому пророк Ахия предсказал стать царем и которого поэтому хотел умертвить Соломон (3 Цар. 11:31-40 12:2). Иеровоам вместе с народом обратились к Ровоаму с просьбой облегчить «жестокую работу» и «тяжкое иго», наложенные Соломоном на подданных. Но Ровоам — после трехдневного совещания сначала со старцами, посоветовавшим ему облегчить жизнь подданных, а потом с некоторыми своими придворными-ровесниками, подсказавшими ему не соглашаться и как можно более запугать народ, — отказал (3 Цар. 12:3-15). Вспыхнул мятеж, в результате которого государство Израиль оказалось расколото: Иеровоам воцарился в Сихеме, Ровоам, которому остались верны лишь два колена (рода) — Иуды и Вениамина, — остался править в Иерусалиме.

Ровоам собрал «сто восемьдесят тысяч отборных воинов, дабы воевать с домом Израилевым для того, чтобы возвратить царство Ровоаму, сыну Соломонову» (3 Цар. 12:21). Но Господь устами пророка Самея воспрепятствовал Ровоаму в развязывании гражданской войны (3 Цар. 12:22-24).

Несмотря на раздел, грехи, коррупцию и длящийся годами раскол Израиля, Иудея оставалась под неусыпным Божьим вниманием, так как в будущем должна была стать страною, где будет явлен Мессия, Сын Божий, согласно пророчеству книги Бытия: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель» (Быт. 49:10).

Царство Израиль (Северное царство)

Это царство существовало приблизительно с 931 по 722 гг. до Р.Х., то есть в течение двух столетий, от Иеровоама до Осии. Но все цари делали неугодное пред очами Господа. Бог заменялся идолами, воздвигавшимися на возвышениях. Крестьяне, желая хороших урожаев, приносили жертву богу плодородия и т.п. Для того, чтобы израильтяне не ходили в Иерусалим для поклонения, Иеровоам воздвиг двух золотых тельцов в Вефиле и Дане (3 Цар. 12:28-29).

Господь устами своих пророков, например, Амоса — не раз предупреждал израильтян и обвинял их в идолопоклонстве, распутстве и стяжательстве. Он осуждал храмовую проституцию, когда «возлежат при всяком жертвеннике», вследствие языческого распутства (Амос. 2:7-8).

Пророк Осия обвинял израильтян в культе Ваала, в жертвоприношениях ему, пороках, разврате (Ос. 2:10-13; 4:14; 5:4). «И ныне, — обличал израильтян Осия, — прибавили они ко греху: сделали для себя литых истуканов из серебра… и говорят… целуйте тельцов!» (Ос. 13:2). «И никто из них не взывает к Богу» (Ос. 7:7).

Пророк Илия предсказал царствовавшему над израильтянами в Самарии Ахаву страшную засуху. На фото 189 — обнаруженные археологами остатки дворца Ахава.

После наказания за то, что Израиль находился как бы во «взвешенном состоянии» между Богом Истинным и Ваалом, Имя Господне вновь просияло (3 Цар. 16:28 — 18:45).

Так Господь — через своих пророков — не раз призывал Израиль одуматься, наказывая его. Не только засухой, но и войнами: многочисленные языческие цари разоряли Израиль своими набегами и походами.

На фото 185 — древний ассирийский перевал над Собачьей рекой севернее Бейрута в Ливане, через который проходили ассирийцы, когда нападали на Самарию. Израиль, чтобы уберечься от ассирийского плена и ига, бывал вынужден платить огромные контрибуции — «по пятидесяти сиклей серебра на каждого человека» (4 Цар. 15:19-20). Но несмотря на попытки откупиться, многие и многие израильтяне попадали в плен к ассирийцам (1 Пар. 5:25-26 4 Цар. 15:27-29). Наконец, в девятый год правления Осии «взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских» (4 Цар. 17:6). Однако ассирийцы, заселившие Самарию, не знали местных религиозных обычаев, и тогда царь Ассирийский освободил одного из израильских священников и послал его назад, разрешив учить новое население Слову Божьему (4 Цар. 17:26-28). Эти «чужеземцы» в Самарии позже стали зваться «самаряне» (фото 269).

…Критики Библии подобны «врагу человека», пользующемуся его сном, чтобы сеять плевелы (Матф. 13:24-25). Пока археологическая наука не стала подтверждать тексты Библии, они утверждали, что многие упоминаемые в ней языческие цари и владыки — всего лишь выдумка, сказка, так как нигде более в мировой истории имена их не встречаются. Но когда благодаря археологическим изысканиям Господь сделал так, что «камни заговорили», критики были посрамлены.

185. Древний ассирийский перевал.

186. «Моавитский камень».

187. Руины в Самарии.

188. Самаринская резьба по слоновой кости.

Например, в Библии сообщается (4 Цар. 3:4), что «Меса, царь Моавитский, был богат скотом» и платил овцами и бараньей шерстью часть причитающейся с него контрибуции. В течение многих тысячелетий это библейское свидетельство было единственным упоминанием о царе Месе, что давало повод критикам Библии утверждать, будто такого царя не существовало вовсе, а земля «Моав» была слишком бесплодна для того, чтобы на ней можно было заниматься скотоводством в таких масштабах, какие упоминаются в книге Царств.

Но вот около 1870 года около Дивона в Моаве был обнаружен так называемый «Моавитский камень» (фото 186) — обломок черного базальта около 1,2м высотой, 60см шириной и 35см толщиной, на передней стороне которого имеется тридцатипятистрочная надпись, начинающаяся так: «Я, Меса, сын Хамоса, царь в Моаве. Отец мой царствовал над Моавом 30 лет, и я царствую после отца моего. И я сооружаю эту высоту Хамосу в Кархахе» и т.д. Из следующего далее текста становится ясно, что в Моаве было распространено овцеводство. Так «заговоривший камень» подтвердил 4-ую книгу Царств: владыка по имени Меса существовал, а некоторые области Моава были достаточно плодородны для того, чтоб служить пастбищами.

Область Самария расположена на горе высотою 120м, возвышающейся над плодородной долиной, окаймленной горами, в центральной Палестине. Помещавшийся на горе город был чрезвычайно удобен в стратегическом отношении: дежурившие на его башнях часовые могли заметить врага, как только он появлялся в долине. Иезекииль пользуется этой картиной в качестве наглядного примера, как мы должны стоять на страже против врага наших душ (Иез. 3:17-21). Благодаря естественной крепости, окружавшей Самарию, израильтяне возложили свою надежду на эти горы, Бог же был ими забыт.

Это заставило пророка Амоса сказать: «Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самаринскую» (Ам. 6:1). Сквозь дворцовые руины в Самарии открывается изумительный вид на долину и горные массивы за нею (фото 187).

189. Вход во дворец Ахава.

190. Черный обелиск.

Пророк Амос обличал: «Вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших… Поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием как Давид, пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями…» Амос предсказал Божью кару: «За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных» (Ам. 6:3-8).

Самарийский царь Ахав воздвиг роскошный дворец из слоновой кости (3 Цар. 22:39). И множество изысканных украшений, обнаруженных при раскопках в Самарии (фото 188), тоже свидетельствует об излишне утонченной жизни самаритян, пренебрегавших Божьими заповедями (Ам. 4:4, 6:4). На фото 189 — руины дворца Ахава. Несомненно, по этим камням шагал Илия Фесвитянин предсказать Ахаву засуху на земле (3 Цар. 17:1).

Археологические открытия не только подтверждают библейский текст, но и проливают дополнительный свет на события ветхозаветной истории. Обелиск из черного мрамора (фото 190) ассирийского царя Салманассара был найден в развалинах дворца в Каласе. В тексте упоминаются пять царей из различных народов, которые платили ему дань. Обелиск более 20м в длину покрыт со всех сторон надписями и рисунками. На фото 191 — фрагмент рельефа черного обелиска: данники перед Салманассаром, среди них был и израильский царь Ииуй (4 Цар. гл. 9-10). Вверху надпись: «Дань Ииуя: золото, серебро, кубки, сосуды, вазы, кувшины, скипетр и копья — получены мною». Это изображение израильского владыки 9 в. до н.э. на мраморном обелиске из Нимруда — единственное, известное в настоящее время.

Другие археологические следы существования Салманассара находятся на высотах ассирийского перевала (фото 185). На фото 192 — слева в нише рельефное изображение ассирийского государя. Справа — надпись, повествующая о его набегах, походах, о том, как, соединив свою армию с египетской, он пошел брать Самарию. Салманассар именуется владыкой вселенной, равно могущественным во всех четырех концах света, «разбивающим врагов своих, как хрупкие глиняные кувшины».

Незадолго до восшествия на престол Тиглата-Пилезера III, возможно, во времена правления Асурданила (772-55 до Р.Х.) пророк Иона был послан Господом в Ниневию проповедовать покаяние. В это время в Самарии воцарился Иеровоам, сын Иоасов (4 Цар. 14:23-25).

191. Царь Ииуй приносит дань Салманассару III.

Было время, когда некоторые критики серьезно сомневались, что в тогдашней Ниневии мог существовать город с населением в сто двадцать тысяч человек (согласно Ион. 4:11). Между тем, археологические раскопки в Нимруде неподалеку от Ниневии обнаружили большой мемориальный монумент ассирийскому царю Ассурнасирпалу Второму (фото 193), чья армия нападала на Израиль. Среди прочего на монументе расшифрован и текст, указывающий порядок блюд на «банкете» в честь освящения дворца владыки, на который собралось семьдесят тысяч человек. В числе гостей перечислена и знать Ниневии. Она столь многочисленна, что это явно свидетельствует о густой заселенности ассирийской столицы. Так археологическое открытие вновь подтвердило библейское сообщение…

«Бог Израилев возбудил дух Феглафелласара столкнуть ассирийцев с израильтянами (4 Цар. 15:29; 1 Пар. 5:26). В царских анналах ассирийского деспота упоминаются ветхозаветные персонажи: Азария из Иудеи и Менаим из Самарии, платившие ему дань. Там говорится также, что в результате победоносного похода Феглафелласар заменил израильского царя Факея — Осией (734-732 гг. до Р.Х.).

192. Салманассар III и текст о нем.

193. Монумент Ассурнасирпалу.

194. Феглафелласар.

195. Царь Саргон.

196. Текст о Саргоне.

Открываемые археологами древнейшие изображения порой ярко иллюстрируют тот или иной ветхозаветный обычай. На фото 194 изображение мужчин на военной колеснице: на переднем плане «сановник, на руку которого царь опирался» (4 Цар. 7:2). В обязанности сопровождающих владыку лиц входило поддерживать царя, когда он покачнется назад, стоя в своей военной повозке.

Текст Библии (1 Пар. 5:26) может дать повод думать, что Фул и Феглафелласар — разные лица. Но ученые уверены, что это один и тот же ассирийский владыка, дух которого «Бог Израилев возбудил».

Согласно четвертой книге Царств Салманассар подчинил Самарию, и ее царь Осия платил ему дань. Исходя из записей ассирийцев, можно заключить, что Салманассар умер и город занял действительно Саргон. В Библии упоминается только один раз ассирийский царь Саргон, воевавший против Северного Израиля и покоривший Азот, т.е. одну из филистимских столиц (Ис. 20:1).

Так как о Саргоне не было больше никаких сведений во всемирной истории, ученые предполагали, что Саргон — другое имя Салманассара или Сеннахирима. Надо отметить, однако, что в Библии не сказано, что Салманассар взял город, сказано только, что он «осадил» Самарию (4 Цар. 18:9). Так, быть может, один царь «осадил», а другой «взял» Азот?

Существовал ли ассирийский царь Саргон в действительности? Археология утверждает: да. Раскопки, произведенные в конце XIX столетия в древнем городе Ниневии, дали блестящее подтверждение слов Исайи. Было обнаружено не только имя Саргона, но и его дворец и изображения (фото 195). Среди найденных текстов есть одна особенно подтверждающая пророка Исайю запись. Она повествует, что царь Азотский Ацур отказался повиноваться Саргону. Саргон послал войска, сверг Ацура и посадил на трон его брата Ахимета. Найденные тексты (фото 196) подтверждают версию о том, что Салманассар умер во время войны с Ниневией и Саргон наследовал его власть. В них указано даже точное число депортированных израильтян: 27290. В самарийских городах Саргон поселил ассирийцев и поставил своих наместников.

197. «Крылатые звери».

198. Камень с надписью «Я — Саргон…»

199. Подсчет побежденных по кистям рук.

200. Увод пленных.

Дворец Саргона занимал площадь более десяти гектаров. Стены его достигали толщины от 2,75 до 4,90м. У входа стояли колоссальные «крылатые звери» из камня (фото 197). Надписи, выдолбленные в камне, указывают, что эта крепость — дворец Саргона: «Я, Саргон, воздвиг дом сей ради собственной славы» (фото 198). Во внутреннем дворе дворца находились три храма, многочисленные башни, роскошный гарем и обширные хозяйственные постройки.

Но еще более, чем жаждой власти и непомерным тщеславием — ассирийские владыки были одержимы жестокостью, равную которой трудно найти в мировой истории.

Победители битвы в доказательство своей доблести обязаны были отрубать побежденным кисти рук и доставлять их для общего подсчета количества побежденных (фото 199) На фото 200 — рельеф, изображающий триумф победителей с головами в руках, связанными пленными, женщинами с детьми. Упоминаемый Ездрой (4:10) «великий и славный Аснафар» (вероятно, Асардан; Ездр. 4:2) хвастался, что со всех, кто отказывался повиноваться, он сдирал кожу и увешивал ею стены своего храма.

Один из царей похвалялся тем, что заживо сжег три тысячи пленных. Другой сообщал, что воздвиг пирамиды из человеческих тел с отрубленными головами и конечностями. Наказание за предательство состояло в том, что предателю выкалывали глаза (фото 201)

Или, например, в язык пленнику втыкался крючок с веревкой, другой конец которой связывал ноги, позволяя делать лишь маленькие шажки. Стоило запнуться и сбиться с шага, и «язык с корнем вырывался из вражеской глотки». Пытки и жестокости подобного рода служили тому, чтобы сломить любое сопротивление.

Вавилонский владыка Навуходоносор велел заколоть сыновей иерусалимского царя Седекии прямо у него на глазах. «А самому Седекии ослепили глаза, и сковали его оковами, и отвели его в Вавилон» (4 Цар. 25’7). Подобные же методы применял и Саргон (фото 201). То же сделали с иерусалимским царем Манассией: военачальники царя Ассирийского заковали его в кандалы и на цепи увели в Вавилон (2 Пар. 33:11).

Все эти безжалостные и жестокие действия соответствовали военным правилам и захватническим традициям Ассирии и Вавилона. О Саргоне говорится, что все его жестокости служили «пропагандистским целям», и именно они возвели Ассирию на пьедестал основанной на угнетении власти.

Не удивительно, что пророки Израиля призывали к раскаянию и возвращению к Господу, чтобы израильтяне не были побеждены и угнаны в плен.

201. Ослепление пленных.

Иудейское (южное) царство

Период Южного царства охватывает приблизительно три с половиной века — от Ровоама до Седекии (931-587 гг. до Р.Х.). Из двадцати царей Южного царства только о восьми известно, что они делали «угодное Богу» (Аса — 3 Цар. 15:11; Иосафат — 3 Цар. 22:41-43; Иоас — 4 Цар. 12:2; Амасия — 4 Цар. 14:3; Азария — Цар. 15:3; Иоафам — 4 Цар. 15:34; Езекия — 4 Цар. 18:3; Иосия — 4 Цар. 22:2).

Во времена же, например, Ровоама израильтяне устроили у себя «высоты, и статуи, и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом. И блудники были также в этой земле, и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых» (3 Цар. 14:21-24). Ровоам «оставил закон Господень, и весь Израиль с ним». В наказание Бог наслал на израильтян египетского царя Сусакима. «Сусаким, царь Египетский, пошел на Иерусалим, — потому что они отступили от Господа… и взял укрепленные города Иудеи и пришел к Иерусалиму… и взял сокровища дома царского; все взял он, взял и щиты золотые, которые сделал Соломон» (2 Пар. 12).

Этому походу на Иудею царь Сусаким посвятил целую стену, покрыв ее соответствующими рисунками (фото 202). В центре — изображение египетского бога Амона, которому были «посвящены» богатейшие военные трофеи. Вокруг фигуры Амона — многочисленные картины и сцены: покоренные города Иудеи, пленные израильтяне.

Это еще один пример того, как конкретная находка подтверждает библейский текст. В 1939 году была обнаружена мумия царя Сусакима в золотом «футляре» в гробнице из серебра. Не из соломоновых ли «щитов золотых» был отлит этот «футляр»?

Некоторое время назад археологи открыли укрепления, которые, как предполагают, были сооружены во времена Осии, когда в Царстве Иудейском правил Езекия. Потаенный ход, обнаруженный в этих открытых археологами укреплениях, проясняет сообщения из Св. Писания. До этого можно было лишь строить предположения и догадки, каким образом в Ветхом Завете некоторые личности, обходя ворота укрепленных городов, попадали в город или выходили из города. Это укрепление имело «крыльчатые» стены — т.е. двойные, разделенные между собой пространством в несколько метров. Внешние стены были сложены из камней величиной 90хЗОсм. Один из этих камней, плотно пригнанный к другим, вынимался и открывал ступени в город. Но если перед стеной стоял враг или чужестранец, он, естественно, не знал, какой из бесчисленных камней кладки городских стен скрывает за собою потайной ход.

В книге Судей рассказывается о «сынах Иосифа», искавших потайной ход в Вефиль. Они увидели человека «идущего из города, и сказали ему: покажи нам вход в город, и сделаем с тобою милость. Он показал им вход в город, и поразили они город мечем» (Суд. 1:24-25). Наличие потайного хода спасло жителей Иерусалима от Навуходоносора, осадившего «со всем войском своим» столицу Иудейского царства. На этот раз, правда, это был не отодвигаемый камень, а потайные ворота «между двумя стенами» (4 Цар. 25:4).

При археологических раскопках было обнаружено большое количество древнейших печатей. Слово «печать» означает как особое приспособление для изготовления оттиска, так и сам этот оттиск. Обычай скреплять тот или иной документ печатью уходит своими корнями в далекие библейские времена. Оттиск печати сравним с обычаем в наше время ставить свою подпись под документом: и в том и в другом случае тем самым удостоверяется его подлинность.

Когда Самарийский царь Ахав пожелал заполучить виноградники Навуфея, а тот ему отказал, его жена Иезавель решилась на подлог, чтобы помочь Ахаву. «И написала она от имени Ахава письма», а чтобы они выглядели достовернее, «запечатала их его печатью, и послала эти письма к старейшинам и знатным в его городе, живущим с Навуфеем». В результате этого коварного замысла Навуфей погиб (3 Цар. 21:8-14).

На фото 203 печать «служителя Сема». Царский служитель был в те времена чем-то вроде министра… На фото 204 печать царя Иофама, найденная недалеко от Красного моря. Это единственная известная в настоящее время печать израильского царя. И на печати Сема, и на печати Иофама — изображение льва. Лев — древнейший ветхозаветный символ. Не случайно Христос в Откровении назван львом «от колена Иудина» (5:5).

Езекия был тринадцатым царем Иудеи. «И делал он угодное в очах Господних. Он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву» (4 Цар. 18:1-4).

202. Поход на Иудею царя Сусакима.

203 Печать «служителя Сема»

204. Кольцо с печаткой царя Иофама и отпечаток.

205. Гихонский источник.

206. Силоамский бассейн.

207. План водопроводной системы времен Езекии.

О Езекии же сказано, что «он сделал пруд и водопровод и провел воду в город» (4 Цар. 20:20). Над этим местом критики библейского текста вдоволь поиздевались, утверждая, что это написано лишь для того, чтобы возвысить Езекию, что о существовании водопроводных систем в те времена не может быть и речи, и потому данный ветхозаветный фрагмент носит совершенно фантастичный характер.

Водоснабжение Иерусалима зависело от Тихона, а также других источников неподалеку от города. Поэтому во время долгих осад жители должны были капитулировать из-за нехватки не только пищи, но и воды. Для водоснабжения Иерусалима еще задолго до Давида жители (иевусеи) пробили в скале двенадцатиметровую шахту, чтобы соединить город с источником. Библия намекает (в других переводах), что именно благодаря этому туннелю Иоав (полководец войск Давида) занял Иерусалим (1 Цар. 11:6 ср. 2 Цар. 5:6-7).

Через 300 лет после того, как иевусеи соединили город с источником, Езекия позаботился о том, чтобы и во время осадного положения город не оставался без водоснабжения, и пробил водопровод внутри городских стен от Гихонского источника к Силоамскому бассейну (фото 205, 206). Чертеж 207 дает схему такого соединения Одна группа каменотесов получила задание начать работы в Тихоне, другая — у Силоамского бассейна. Так они продвигались навстречу друг другу, пока, наконец, не встретились в определенном пункте (фото 208).

Но откуда мы можем знать, что данная водопроводная шахта относится именно ко времени правления Езекии?

В конце XIX столетия арабский мальчик, играя, обнаружил в расщелине одной из Силоамских стен узкий проход. Одна из древнейших надписей на иврите (фото 209) сообщает подробности того, о чем говорилось выше. И если пробраться в туннель источника Тихона, то на стене можно заметить следы работы в том направлении, в котором рабочие кирками пробивались навстречу друг другу. На фото 208 — автор этой книги как раз на том месте, где когда-то встретились две бригады каменотесов…

Общая протяженность древнего водопровода 520м, он протекал на глубине 45м под городом. Примерная ширина туннеля 65см, высота полтора метра. Водопровод прорублен в скальном массиве. Его обнаружение прямо свидетельствует о том, что все, что сказано в Библии о Езекии, — истина.

208. Место встречи каменотесов.

209. Древняя надпись на иврите.

Ассирийский царь Сеннахирим осадил 46 городов Иудейского царства и среди них — крепость Лахис.

Когда археологи обнаружили дворец Сеннахирима, там было найдено изображение одного из сановников Лахиса, вручающего дань владыке Ассирии (фото 210). В сопровождающей изображение надписи говорится, что Езекия выплатил Сеннахириму тридцать талантов золота и восемьсот — серебра.

Эта надпись, казалось, вступила в противоречие с библейским повествованием, где сказано следующее: «И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов серебра и тридцать талантов золота» (4 Цар. 18:13-14).

210. Вручение дани Сеннахириму.

Это снова дало повод критикам для злорадства, пока позже обнаруженная надпись не подтвердила, что восемьсот ассирийских Серебрянников в стоимости своей соответствуют трехстам иудейским талантам Так археологи — в который раз! — подтвердили библейское сообщение.

После взятия контрибуции с Лахиса Сеннахирим подошел вплотную к Иерусалиму и потребовал от Езекии капитуляции. Но упование на Бога спасло столицу Иудейского царства (4 Цар. 18:18-19) В собственном сохранившемся тексте Сеннахирима (фото 211) говорится: «Я запер Езекию в Иерусалиме, как птицу в клетке, воздвиг земляные валы, а посланников Езекии вылавливал и отсылал обратно в их жалкое состояние». Однако в этом сообщении не говорится, что ассирийцы овладели Иерусалимом. Это дает веский аргумент в пользу того, что Иерусалим не был захвачен, что Сеннахирим так и не победил окончательно израильского царя Езекию Этим бесспорно подтверждается, что библейское сообщение о неудаче ассирийского деспота — истинно, что Бог и впрямь спас Иерусалим. В вышеупомянутом ассирийском тексте Сеннахирим тщательно перечисляет достигнутые победы, подробно рассказывает о взимании дани с Лахиса. Но он предпочел умолчать о подлинном положении дел в связи с Иерусалимом. Изображение сражения ассирийцев с иерусалимлянами, выгравированное на одной из ассирийских каменных «летописей», было найдено в руинах дворца владыки Сеннахирима.

211. Текст Сеннахирима.

212. Царские склепы.

213. Камень, закрывавший склеп.

214. Изображение царя Асардана.

Езекия обладал даром молитвы, достигающей Господа: об этом свидетельствует то, что Бог продлил его жизнь на пятнадцать лет (4 Цар. 20). «И почил Езекия с отцами своими, и воцарился Манассия, сын его, вместо него» (4 Цар. 20:21). «Почил со своими отцами» — означает, что Езекия был погребен в одном из иерусалимских склепов, где находились захоронения царей Иудеи. Склепов таких обнаружено в Иерусалиме тридцать девять (фото 212). Причем вход в склеп-гробницу опечатывался специальным замуровывавшим его камнем (фото 213).

После смерти своего отца Езекии царем стал Манассия и «делал неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых» (4 Цар. 21:1-16). Идолопоклонство при нем вновь возобладало над почитанием Бога. Это привело к тому, что послал Господь на них военачальников царя Ассирийского и заковали они Манассию в цепи, и отвели его в Вавилон» (2 Пар. 33:11).

В плен же Манассию взял, очевидно, сын Сеннахирима Асардан (4 Цар. 19:37). Об этом же свидетельствует и дошедший до нас текст самого Асардана, называющий Манассию в числе подвластных ему властителей других государств.

Критики Библии подвергают сомнению возможность подчинения Манассии и его царства Асардану, так как есть точные сведения, что еще во времена Сеннахирига Вавилон был им полностью разрушен. Но археологические открытия доказывают, что Асардан вновь сделал его цветущим и богатым (может быть, потому, что и жена его, и мать — были родом из Вавилона). На фото 214 плохо сохранившееся изображение царя Асардана. На фото 192 — то же изображение, но справа от него вырезанная в камне надпись, где говорится, что государство, над которым владычествует Асардан, простирается через всю Палестину — вплоть до Египта.

Пророк Ездра говорит об этом царе, что он помог заселить Самарию (4:2).

Северное царство пало в 722 г. до Р.Х. Годы правления Асардана приблизительно 681-668 до н.э., а Манассии — 687-642 до н.э.

Вавилонское пленение

В правление иудейского царя Иоакима царь Вавилона Навуходоносор подчинил себе Иудею. Иоаким оставался ему подвластен в течение трех лет, «но потом отложился от него». Однако Господь наказал Иоакима «за кровь невинную, которую он пролил». Навуходоносор заковал Иоакима в цепи, «чтоб отвести его в Вавилон. И часть сосудов дома Господня перенес Навуходоносор в Вавилон, и положил их в капище своем в Вавилоне» (4 Цар. 24:1-5; 2 Пар. 36:5-7). Среди первой партии отправленных в Вавилон пленных иудеев был пророк Даниил (Дан. 1:1-6).

215. Печать Годолии.

Второе вавилонское пленение Иудеи произошло в правление сына Иоакима Иехонии. Иехония и другие отважные мужи Иудеи были выселены в Вавилон (597 г. до н.э.). Навуходоносор вновь «вывез оттуда все сокровища дома Господня и сокровища царского дома и изломал, как изрек Господь, все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме «Господнем». Никого не осталось в Иерусалиме — «кроме бедного народа земли» (4 Цар. 24:8-16; 2 Пар. 36:9-10). Среди взятых в пленение во второй раз был пророк Иезекииль (Иез. 1:1-2). Тогда же Навуходоносор разорил и другие города Иудеи (Лахис, который был вновь отстроен, и Азека), поставив своим наместником Годолию, сына Ахикама, над народом, оставшимся в земле Иудейской (4 Цар. 25:22-25). Археологами была найдена личная печать ставленника Навуходоносора Годолии (фото 215).

Третье вавилонское пленение произошло во время царствования Седекии. На этот раз Навуходоносор полностью блокировал Иерусалим и тем самым как бы «задушил» его. Пытавшихся бежать он брал в плен, стены разрушил, город поджег. Вавилонский деспот вновь отличился чрезвычайной жестокостью: все, кроме беднейших из народа землепашцев, оставленных в качестве работников в виноградниках, были опять выселены за пределы Иудейского царства (4 Цар. 25:1-21; 2 Пар. 36:11-21). «И выселены Иудеи из земли своей» (4 Цар. 25:21). «И были они рабами его… до воцарения царя Персидского» (2 Пар. 36:20) т.е. покуда персы не покорили Вавилонского царства. Это пленение длилось семьдесят лет.

Пленение Иудеи было предсказано еще Моисеем (Втор. 28:36 и 47-52). За сто пятьдесят лет до этого события оно было предсказано вновь (Исайя 6:11-12). Пророк Михей говорил именно о Вавилоне, как о месте этого плена (Мих. 4:9-10).

Иеремия говорит, что эти пророчества исполнились после трех походов (нападений) Навуходоносора на Иерусалим (Иер. 52:27-30). Можно лишь поразиться точности того, как сбывается Слово Божье, что подтверждает и история, и данные археологической науки.

Библия указывает, по крайней мере, на четыре причины, почему Господь допустил семидесятилетнее пленение Иудеи.

1. Несоблюдение седьмого «субботнего» года, ибо повелел Господь Моисею: «Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их; а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня; поля твоего не засевай, и виноградника твоего не обрезывай» (Лев. 25:3-4). Пленение, во-первых, обусловлено нарушением завета «седьмого года» (Лев. 26:27 и 33-35). Иеремия предсказал, что пленение продлится, «доколе, во исполнение слова Господня, земля не отпразднует суббот своих» (2 Пар. 36:20-21). От самого освящения Иерусалимского храма — вплоть до пленения год субботний, очевидно, не соблюдался. Если разделить этот период, длившийся 490 лет, на семь (ведь субботним годом должен был быть, напоминаем, каждый седьмой), то мы как раз получим число лет Вавилонского пленения.

2. Неблагодарность. Бог сдержал слово и вывел израильтян из египетского плена. Но Израиль вместо благодарности — пренебрег тем, что требовал от него Господь. Израильтяне поклонялись Ваалу, и браки с язычниками стали общепринятыми (Суд. 3:5-7). Идолопоклонство стало носить эротический характер, «истукан Астарты» был поставлен в храме, «и блудники делали мерзости» (3 Цар. 14:24; 4 Цар. 21:7 и 23:6-7). Языческим богам курились благовония и приносились жертвы, в том числе — человеческие, как требовал того культ Ваала (4 Цар. 18:4; Иер. 19:4-5; Пс. 105:37-38). И Манассия «совратил их» до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых» (4 Цар. 21:1-9).

Надо признать, что Израиль был самым грешным, неблагодарным и нестойким народом из всех народов, — в свете того призвания, которое было ему даровано Богом (2 Пар. 36:14-16). Исайя говорит, что Бог называет израильтян «князья Содомские… народ Гоморрский» и что Иудея, «если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка», полностью уподобилась бы Содому и Гоморре. «Отступникам и грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся» (Ис. 1:4-31). Гнев Божий разразился, наконец, над Израилем, и Господь не оказал ему помощи при нашествии вавилонян. Много было дано Израилю от Бога, но все утекло между пальцев, и он отложился от заповедей Его.

3. Поклонение чужим богам — как одно из проявлений неблагодарности (Втор. 28:36 и 31:16; Суд. 10:6; 3 Цар. 11:33).

4. Преследование пророков, несмотря на твердое предупреждение Господа: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» (1 Пар. 16:22).

216. Израильтяне, угоняемые в плен.

217 Вавилонская хроника

218 Аэросъемка Вавилонского холма

219. Камея с изображением Навуходоносора.

220. Руины Вавилона.

221 Висячие сады

222 Надпись «Я — Навуходоносор

223 Улица для процессий

224 Богиня Иштар

Но Израиль игнорировал это предупреждение, и терпению Господа наступил конец (2 Пар 36 15-16)

На фото 216 — древнее изображение израильтян, уводимых в плен в Вавилон На фото 217 — фрагмент «вавилонской хроники» (605-594 гг до Р X ), где повествуется о сражении у Кархемиса на Евфрате (2 Пар 35 20) и о пленении Иехонии О том, в каких условиях жил в плену израильский государь, можно косвенно судить по тем поблажкам, которые дал ему впоследствии вавилонский царь Евилмеродах (4 Цар 25 27-30)

16 марта 597 г до Р X «вавилонская хроника» называет датой взятия Иерусалима после первой осады Десять лет спустя — в 587 г до Р.Х. — Иерусалим был разрушен

На фото 218 — вавилонский холм с воздуха (современная аэросъемка) Один из могущественнейших древних центров ислама — Вавилон сегодня представляет из себя руины крепостных стен и земляные холмы На фото 219 — камея с изображением Навуходоносора Надпись вокруг головы владыки гласит «Навуходоносор — царь Вавилонский» Годы его правления 604-562 до Р X

На фото 220 — руины Вавилона, на фото 221 — остатки «висячих садов» Навуходоносора Кирпич на фото 222 имеет надпись «Я, Навуходоносор, воздвиг дворец этот во славу себе»

Фото 223 — улица, начинавшаяся от ворот богини Иштар и пересекавшая столицу древних вавилонян плиты ее мостовой те же, по которым некогда шли пленные израильтяне

На фото 224 — рельефное изображение богини Иштар, почитавшейся, как богиня войны Вавилоняне полагали, что своими победами они обязаны ей.

226 Реконструкция Вавилона

Ворота Иштар (фото 225) — характерный и выразительный памятник Древнего Востока. Центральный портал фланкирован с боков зубчатыми башнями и украшен глазурованным кирпичом. Изображения животных и зверей символизируют вавилонские божества и выполнены в желто-коричневом кирпиче. Ворота богини Иштар реконструированы на основании археологических данных и сообщений (фото 225). Их высота свыше 14м.

Искусно выполненный макет, реконструирующий в миниатюре строение древнего Вавилона, дает впечатление, каким был этот легендарный город. Центральная улица — «святая дорога» ко дворцу Навуходоносора проходила под аркой ворот богини Иштар (фото 226). Вверху справа — «висячие сады» Навуходоносора. По мнению некоторых археологов именно в этом районе и велось строительство «Вавилонской башни» — «высотою до небес» (Быт. 11:4).

«Висячие сады» Навуходоносора — массив роскошной растительности, разбитый рядами один над другим, каждый из которых составлял отдельную платформу в 120 кв.метров, считался в древности седьмым чудом света. Пиршественный зал царского дворца имел огромную площадь, с четырех сторон его стояли каменные слоны высотой в шесть метров. На каждом слоне была установлена бронзовая статуя раба, в вытянутой руке которого находилась цепь, соединяющая каждого раба со следующим. Эти цепи служили оградой висячих садов.

Знаменитый древнегреческий историк Геродот указывает, что высота вавилонских стен была свыше 90 м и ширина 24 м. В честь вавилонских военачальников было сооружено более 250 монументальных колонн высотою от 15 до 75 м. Центральный вавилонский храм из чистого мрамора поддерживали 150 колонн высотой 26,5 м и диаметром около 6 м каждая. Внутри стояла двенадцатиметровая золотая статуя бога Бела. Здесь девушки теряли свою невинность, якобы приносимую в жертву вавилонскому божеству. Рассказывают, что однажды более десяти тысяч девушек были лишены девственности обманом, сделавшись жертвами какой-то корыстной недобросовестной мистификации.

«Вавилон, краса царства, гордость Халдеев», — так называл этот город пророк Исайя (13:19). Хвалясь перед Даниилом, Навуходоносор назвал Вавилон «величественным» (Дан. 4:27).

Однажды вавилонский владыка повелел своим мудрецам и звездочетам объяснить значение его сна. Однако они не смогли этого сделать. Даниил взялся раскрыть смысл царского сновидения. После этого Навуходоносор возвысил пророка (Дан. 2).

Замечательно, что раскопки археологов показали, что в Вавилоне существовала библиотека и даже… университет. Были найдены пособия по расшифровке снов и учебные инструкции для местных князей».

Были обнаружены и два таких предписания:

1). Проявления неблагочестия к богу караются сжиганием в печи заживо

2). Непочтение к царю наказывается тем, что виновный должен быть брошен в ров со львами.

Гордыня Навуходоносора проявилась, в частности, в том, что населению предписывалось поклоняться золотой статуе царя. Статуя была приблизительно 27 м в высоту и 2,75 м в ширину. Археологические данные свидетельствуют, что аналогичные идолы для поклонения Навуходоносор велел соорудить и в Уре Халдейском. Однажды три иудейских юноши мужественно отказались поклоняться статуе Навуходоносора и были брошены в раскаленную печь. Только вмешательство Бога спасло им жизнь и привело к тому, что изумленный Навуходоносор признал Бога израильтян (Дан. 3:1 до 4:3). При раскопках в Вавилоне была найдена эта печь для казни «еретиков» с надписью: «Здесь халдеи умерщвляют посредством огня тех, кто хулит богов».

Однако несмотря на все могущество Вавилона, пророк Исайя предсказывал: «И Вавилон, краса царства, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем. Но будут обитать в нем звери пустыни, и дома наполнятся филинами» (Ис. 13:17-22). Ему вторил Иеремия: «И Вавилон будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей» (Иер. 51:37).

Раскрытые археологами остатки Вавилона подтверждают слова пророков — как в отношении былой красоты этого города, так и в отношении его разрушения и запустения… Ныне это только несколько невысоких холмов (фото 218).

Огромный пиршественный зал возле висячих садов — несомненно тот самый, где царь Валтасар «сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино» (Дан. 5:1). Там он и увидел начертанную вдруг надпись, предсказавшую неизбежное падение Вавилона.

227. Царь Дарий.

Этот царь погиб, когда мидяне и персы взяли Вавилон. Библия говорит о нем, как о последнем владыке Вавилонского царства. Между тем существует глиняная табличка с текстом, утверждающим, что последним царем Вавилона был Набонед и что персы позволили ему до конца его дней жить уединенно.

Критики Библии, конечно, вновь поспешили указать на противоречие между ветхозаветным текстом и историческими данными. Однако ознакомление со всей совокупностью дошедших до нашего времени текстов говорит о том, что Набонед имел сына Валтасара, ставшего правителем еще при жизни отца. В те времена нередко практиковалось, что сын вступал в управление государством еще при живом отце. Набонед жил в одном отдаленном от столицы дворце, в то время как реальным владыкой Вавилона был Валтасар. Это проясняет, почему Валтасар пообещал Даниилу, что он будет «третьим властелином» в царстве, если разгадает пророческую надпись (Дан. 5:16). Значит, первыми двумя были Валтасар и Набонед! Это косвенно подтверждает слова пророка Даниила: последним государем Вавилона был Валтасар. Данные археологии и Библии вновь совпали.

228. Львиные рвы

229. Бог Ахура Масда.

230. Текст декрета Кира.

231. Гробница Кира.

После того, как мидяне и персы захватили Вавилон, верный Богу Даниил, занимая высокий ранг в государстве, стал вызывать зависть у вельмож, которые захотели его скомпрометировать в глазах Дария. Был издан указ, запрещавший обращение к Богу, минуя царя. Просить о чем-либо следовало лишь государя. Даниил продолжал молиться Богу, и царь Дарий вынужден был бросить его в ров со львами (фото 227, 228; Дан. 6:4-17).

Во время археологических раскопок была обнаружена надпись: «Это место казни тех, кто прогневил царя. Они подлежат растерзанию дикими зверями».

Царь Дарий увековечил себя, повелев высечь собственное изображение и перечисление своих подвигов на скале Бехистун в Персии (ныне Иран, фото 92). Скальная надпись рассказывает о том, как персы шли на Вавилон. На изображении — Дарий благодарит своего крылатого бога Ахура Масду за победу над Вавилоном (фото 229). Надпись гласит, в частности, следующее: «Я, царь Дарий, благодаря милости ко мне Ахура Масды стал властителем над 23 странами, включая Вавилон, Сардис (Лидию), Аравию, Египет… Я сломил сопротивление Гаомата и восьми других стран, проведя девятнадцать битв…»

Чтобы иметь представление, как владыки древности всеми способами старались увековечить себя, надо видеть этот наскальный прижизненный памятник персидскому царю Дарию на скале Бехистун. Изображение очень монументально, хотя размеры его и не велики: фигура Дария 1,85 м высотой, фигуры князей — 1,55 м, зато пойманные враги — совсем мелкие, их фигурки 1,25 м высотою. Один побежденный и попираемый ногой Дария царь простирает руки, моля победителя о пощаде.

Возвращение из плена

Когда цари Дарий и Кир завоевали Вавилон и стали его владыками, шел к концу семидесятый год пленения Иудеи (Дан. 10:1-21). Израиль оказался под их владычеством.

Но еще за сто лет до рождения Кира пророк Исайя предсказал, что царь Кир разрешит иудеям вернуться на родину, восстановить храм и весь город в его прежних масштабах (Ис. 44:28 до 45:1).

Кир действительно издал «декрет», разрешающий все это, чем и исполнил реченное Богом (Ездр. 1:1-4).

232 Церемониальная лестница

233 Царский виночерпий

234 Персидский золотой рог для вина

235 Декрет Артаксеркса

Этот царский указ обозначен на «родовом древе его деяний», где сказано также, что Вавилон сдался ему без боя (что подтверждает сообщение Даниила) Дарий, бывший как бы «вице-царем» Кира, взял Вавилон именем Кира Сам Кир вступил в Вавилон позднее, представив себя в роли «освободителя народов» и потому разрешил вернуться пленникам в родные места Среди этих пленников Вавилона были и иудеи Текст соответствующего распоряжения Кира ныне находится в Британском музее (фото 230) Археологи раскопали также дворец и гробницу Кира (фото 231)

Главная столица Персидского царства — Персеполис — была построена Дарием Широкая церемониальная лестница (на фото 232 останки ее, сохранившиеся доныне) вела в колоссальную приемную залу, где проходили царские аудиенции, находившуюся неподалеку от дворца Дария и его сына Ксеркса Рельеф на боковой стене лестничного пролета изображает посланников двадцати трех подчиненных персам народов, приносящих персидскому владыке дань Зала имела первоначально свыше ста колонн, из которых лишь немногие сохранились.

Неемия, подобно Даниилу, получил при внуке Дария Артаксерксе ответственный и почетный пост (он стал автономным наместником Иудеи). До этого он был виночерпием у царя (фото 233, Неем. 1:11 2:1).

Золотой рог для вина (фото 234) — великолепный образец персидского прикладного искусства, датируемый 510 г. до Р.Х. Аналогичным пользовался, очевидно, и Неемия, будучи виночерпием.

Книжнику и священнику Ездре Артаксеркс вручил «письмо», соответствующее «правительственному декрету» (Ездр. 7:11-29). На фото 235 — фрагмент этого документа. «Законы» мидийцев и персов не могли быть отменены. Это, в частности, объясняет тот факт, почему царь Дарий был вынужден бросить Даниила в ров со львами. Господь предвещал, что Кир разрешит Израилю вернуться из плена. «Декрет» гарантировал разрешение иудеям вернуться в землю обетованную.

Исторические тексты Ветхого Завета завершаются книгами Ездры, Неемии и Есфирь. Ездра и Неемия повествуют о возвращении и восстановлении Иерусалима и храма. Книга Есфирь рассказывает об оставшихся в Вавилоне.

Дворец царицы Есфирь, вернее, то, что от него уцелело, был обнаружен неподалеку от Суз, персидской столицы на реке Улае. На основании проведенных раскопок был изготовлен макет этого здания. Тронный зал имел тридцать шесть каннелюрованных (т.е. «прочерченных» продольными желобками) колонн. На модели был реконструирован и внутренний двор и сад, где повздорили Мардохей с Аманом (Есф. 5:1, 6:4, 7:7). Археологические раскопки подтвердили, что описанные в книге Есфири бытовые и этнографические подробности точны и правдивы.

Вся история Израиля от Египетского до Вавилонского пленения, и вплоть до явления Иисуса Христа — это история непрестанных падений и взлетов. Находясь в пустыне, израильтяне роптали и жаловались. Придя же в обетованную землю, они пренебрегли Господом и стали поклоняться другим богам. Находясь в плену, они отказывались петь. И даже, когда израильтяне вернулись и начали славить Господа при закладке нового храма (Ездр. 3:10-13), пророкам Захарии и Аггею приходилось не раз взывать к совести иудеев, пренебрегавших духовными интересами ради меркантильных. Они были столь ослеплены своими традициями,

что когда пришел Христос, они его не признали. Отчасти они и по сей день остаются слепы. И вместе с тем — мы должны помнить, что согласно Библии это народ, избранный Богом «из всех народов, которые на земле» (Втор. 14:2), что ему «вверено слово Божье» (Рим. 3:2).

Несмотря на разные прискорбные отклонения, в израильском народе всегда существовал некий «небольшой остаток», верный Богу, и потому Господь не оставлял его Своим попечительством (Ис. 1:9-10). И все, что об Израиле «писано было прежде, написано нам в наставление» (Рим. 15:4). История Израиля наглядна и поучительна одновременно. Изучая ее, мы можем извлечь пользу, это яркий пример того, что такое добро и зло, и что «все это происходило с ними, как образы, а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10:11). Пусть вдохновляет нас надежда, что и мы сможем принадлежать угодному Господу «остатку».