Технологические достижения

Начало XIX в. было не просто эпохой надежд на Тысячелетнее царство, реформаторской активности и религиозных новшеств, оно стало периодом технологического прогресса. Фактически без технологической революции и религиозные движения не были бы столь успешными.

Сила пара изменила транспорт, средства связи и массовой информации. Стоит только вспомнить о таких новшествах, как железная дорога, пароходы, печатная машина, приводимая в движение силой пара, чтобы представить себе грандиозность происшедших изменений. Помимо паровых машин был изобретен телеграф. Но в данной главе мы в основном ограничимся переворотом в издательском деле и прокладкой железных дорог, так как эти новшества оказали прямое влияние на служение Елены Уайт.

Революция в издательском деле

Подобно тому, как протестантская реформация XVI в. огромной долей своего успеха обязана изобретению книгопечатания Гутенбергом в 1453 г., так и распространение реформ и религиозных воззрений в начале XIX в. связано с революцией в издательском деле, соизмеримой с изобретением книгопечатания. После 1822 г. процесс печатания был ускорен не только благодаря использованию силы пара, но также изобретению машин по производству и резке бумаги.

Результат оказался потрясающим. Например, в 1833 г. нью-йоркский «Курьер энд Инкуаер», который читали 4500 человек, имел самый большой круг читателей в городе. Он стоил шесть центов за экземпляр. Всего два года спустя нью-йоркское издание «Сан» печаталось тиражом 53000 экземпляров в день стоимостью 1 цент. За эти два года объем печатной продукции вырос с 200 до 5500 экземпляров в час и с 2000 до 55000 — в день.

Американское общество борьбы с рабством сразу взяло на вооружение новую технологию и начало забрасывать печатными материалами всю страну — более миллиона экземпляров только в 1835 г. Успех этой кампании не прошел даром для Джошуа В. Хаймса, молодого компаньона издателя Уильяма Лойда Гаррисона.

Широкое использование прессы социальными реформаторами и религиозными группами началось до того, как появилась дешевая газета, но снижение стоимости печати сильно активизировало существовавшую тенденцию. Один восторженный пастор заметил в 1839 г., что «хорошо налаженное издание религиозной периодической литературы подобно тысячам проповедников, устремляющихся во многих направлениях на лошадях, пароходах, в почтовых каретах и железнодорожных вагонах и предлагающих жизнь и спасение людям почти в каждой стране». В 1823 г. «Методистский журнал» отмечал, что «религиозная газета еще не так давно была феноменом, но благодаря скрежещущей печатной машине теперь ее можно увидеть повсюду». К 1830 г. Соединенные Штаты имели 605 религиозных периодических изданий, из которых 14 существовало еще до 1790 г. В том же 1830 г. Американское библейское общество и Американское общество по изданию и распространению духовной литературы издавали более 1 миллиона Библий и соответственно 6 миллионов брошюр в год.

Миллериты под руководством Хаймса подхватили дух нового печатного века. Один писатель назвал Хаймса «Наполеоном печати». Нафан Хэтч, ведущий историк американской религии, описал энергию Хаймса, проявляемую в издательском деле, как «стремительное беспрецедентное наступление средств массовой информации» и как «беспрецедентную кампанию средств связи». В начале 1840-х годов, примерно за четыре года Хаймс способствовал публикации более 5 миллионов экземпляров милле-ритской литературы — почти по одному экземпляру на каждого четвертого жителя США.

Субботствующие адвентисты последовали примеру миллеритов. Одним из секретов успеха стало активное распространение их вести через публикации. Елена Уайт и ее муж были в первых рядах этого движения. Г-жа Уайт не только убеждала Церковь в том, что адвентистские публикации «должны быть распространены, словно осенние листья» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 79), но и предполагала, что «через наши издательства должна быть совершена окончательная работа Церкви на земле» (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 140).

Этот совет привел к тому, что к концу 1990-х годов адвентистами седьмого дня было организовано 55 издательств по всему миру, а адвентистская литература стала печататься более чем на 235 языках. Сама Елена Уайт с ее произведениями, переведенными почти на 150 языков, стала единственным в истории американским автором-женщиной, чьи произведения были переведены на самое большое количество языков.

Прогресс в сфере транспорта

Если издательская революция позволила печатному слову распространиться повсеместно, то достижения в сфере транспорта дали возможность проповеднику посещать намного больше мест, чем это было возможно раньше. Елене Уайт в ее работе способствовал прогресс в судоходстве.

Поездки по железной дороге нельзя было назвать приятными

Кроме того, они были еще и не безопасными

Морские суда на паровой тяге быстро переправляли ее через Атлантический и Тихий океаны, а речные пароходы везли ее по рекам и каналам Соединенных Штатов.

Однако самую большую пользу служению Е. Уайт приносил не морской и речной флот, а железная дорога. Бывшие примитивным изобретением в ранние годы ее жизни, к концу 1860-х годов железные дороги покрыли всю территорию Соединенных Штатов и давали возможность Елене Уайт и другим проповедникам пересекать страну относительно быстро, когда они ехали организовывать лагерные собрания и разные встречи. Железная дорога позволяла добраться до места назначения за несколько дней, в то время как в прежние годы для этого требовались месяцы. Отсутствие железной дороги сильно ограничивало бы служение Елены Уайт. Путешествие в железнодорожных вагонах делало ее и других проповедников национальными служителями.

Но путешествие по железной дороге нельзя было назвать легким, хотя вагон и был совершеннее других средств. Езда в поезде требовала большой выносливости в годы гражданской войны и на протяжении следующих десятилетий. Вентиляция в вагонах оставляла желать лучшего, а отопление зимой было явно не достаточным. Расписание не отличал ось точностью, пассажиры на остановках ели отвратительную пищу, если не брали с собой корзину с провизией. Летом в открытые окна летела угольная пыль, а при закрытых окнах воздух делался горячим, тяжелым, наполненным неприятным запахом виски, табака и пота. Деревянные сиденья были неудобными. Путешествие по железной дороге было занятием не из приятных. Как выразился Люций Биб (любитель железной дороги), «американская публика ехала к своей неинтересной судьбе в организованном дискомфорте».

Кроме этого дискомфорта поезда долгое время оставались смертельно опасными средствами передвижения.

Хотя, безусловно, они были безопаснее конного транспорта, но все же в десять раз опаснее современного автомобиля. В конце 1890-х годов только за год в Соединенных Штатах на железных дорогах погибало 10000 человек, а 80000 получали тяжелые телесные повреждения. В день погибало около 30 человек, а 230 получали ранения. В сравнении с данными 1890-х годов путешествия по современным железным дорогам и на самолетах стали несравненно безопаснее. Частично проблема заключалась в погоне за прибылью, когда об условиях безопасности пассажиров и железнодорожных рабочих никто не думал. Джордж Стронг на вопрос о безопасности поездов ответил: «Мы никогда не будем путешествовать безопасно, пока наш благочестивый, богатый и больше всех любимый директор не будет повешен за убийство».

Джеймс и Елена Уайт тоже попали в железнодорожную аварию; это случилось в 1854 г., когда погибло по крайней мере 4 человека, а ранено было намного больше (Артур Л. Уайт о Елене Г. Уайт, т. 1, с. 294-297). Хотя Елена Уайт часто упоминала о проблемах, связанных с путешествием в поезде, она тем не менее была убеждена, что железная дорога стала настоящим благословением для распространения трехангельской вести. «Железные дороги и пароходы, — писала она, — связывают нас со всеми частями мира и открывают доступ нашей истинной вести ко всем народам мира» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 381). Как считала вестница Божья, прогресс в сфере транспорта, достигнутый в XIX в., позволил адвентистам седьмого дня стать к 1900 г. воистину всемирным движением.