Мифы об Иисусе

4. Пророк Иисус

Миф о добром учителе

Бесы, бесята и дьяволята, попрошу внимания!»

Нечестивое собрание падших ангелов, проходившее в одной из зловещих пещер преисподней, было объявлено открытым.

«Это заседание, которое проходит под председательством его злодейского величества, посвящено обсуждению и выработке стратегии по предотвращению перехода человеческих особей в стан нашего Врага. Предлагаю обсудить предложение, поступившее от Мерзопакостника».

Отвратительный, весь в бородавках, бес пробрался вперед и повернулся лицом к дьявольскому сборищу.

«Мои презренные коллеги, — начал свою речь Мерзопа-костник, — я предлагаю, чтобы ученые светила нашего мрачного царства, которые вплотную заняты насаждением оккультизма и теорией организации всевозможных сект, направили свои усилия на распространение мысли о том, что Сын нашего Врага был обыкновенным „добрым учителем“».

«Чтоб тебя …, Мерзопакостник! — выругался его оппонент справа, поднимаясь на свои копыта. — Да за такое предложение, за которым скрывается дружественное отношение к Сыну Врага, тебя надо отдать на растерзание нашему нечестивейшему собранию!» Несколько демонов, стоявших рядом с Мерзопакостником, в предвкушении облизнули свои заскорузлые губищи.

«Ну и дурень же ты, — парировал Мерзопакостник. — Никакого дружественного отношения в моем предложении нет». Он гордо расправил плечи: «Мое предложение дьявольски хитроумное».

Поднялся еще один бес.

«Как ты можешь называть такую посредственную идею дьявольски хитроумной?»

«Да просто потому, — ответил Мерзопакостник, — что, называя Его еще одним „добрым учителем“, мы тут же поставим Его в один ряд с Моисеем, Заратустрой, Мухаммадом… И это будет проклятие под видом похвалы».

Толпа притихла, осознав всю хитроумность замысла Мерзопакостника.

«Как же вы не понимаете, глупцы, что если люди поверят, будто Он всего лишь „добрый учитель“, то они так и не узнают, что Он — Господь, что Его природа — Божественная».

«Ну уж нет, — возразил бес по имени Брюзга. — Они никогда не купятся на это! Он ясно дал всем понять, Кем является на самом деле».

«Брюзга прав, — загомонили другие. — У людей есть Книга. Они знают, что Он сказал про Себя: „Прежде, нежели был Авраам, Я есмь“(Ин. 8:58). Они читали Его слова о славе, которую Он делил с Отцом еще до сотворения мира».

«Вот именно, болван, — добавил Брюзга. — Они знают, что Он заявил, что обладает властью знать все помышления люд-ские и все, что происходит в их сердцах, а также прощать грехи. Он Сам сказал им: „Я сошел с небес“. Они знают, что Он за-явил, что обладает властью воскреснуть из мертвых, и что были свидетели, которые подтвердили Его воскресение. Они не настолько глупы, чтобы поверить, будто простой человек, обыкновенный „добрый учитель“ мог совершить нечто подобное!»

«А кроме того, — торжественно закончил свое выступление Брюзга, — им придется признать, что если то, что Он заявил о Себе, — неправда, тогда Он никакой не „добрый учитель“…. Тогда Он либо лжец, либо сумасшедший!»

В зале поднялся ропот. Демоны, стоявшие рядом с Мерзопакостником, снова начали облизываться в предвкушении скорой расправы, но он по-прежнему выглядел уверенным.

«Я должен напомнить моим презренным товарищам об одной человеческой слабости, которая нередко позволяет нам добиваться своего. Смертные частенько выбирают ложь, даже когда они знают правду. Как сказал в одной из Своих речей Сам Сын Врага: „Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят“».

Мерзопакостник сел, самодовольно ухмыляясь. Голодные демоны, окружавшие его, обменялись разочарованными взглядами.

«Предложение Мерзопакостника, — проревел председатель, — одобрено дьявольским собранием. С этого момента распространение мифа о „добром учителе“ признано официальной стратегией ада».

Убедись сам

Чтобы доказать нелепость мифа о добром учителе, выполни следующее задание: совмести слова Иисуса, где Он говорит о Себе, со ссылками на стихи из Нового Завета.

А. Мф. 5:17 «Имею власть отдать ее [жизнь] и власть имею опять принять ее».

Б. Мф. 12:8 «…Я наперед сказал вам все».

В. Мф. 24:30 «…Кто соблюдет слово Мое, тот неувидит смерти вовек».

Г. Мк. 2:10 «…И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою».

Д. Мк. 13:23 «Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы».

Е. Лк 12:9 «Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос;… Иисус говорит ей: это Я…»

Ж. Лк. 22:70 «…Сын оживляет, кого хочет».

З. Ин. 4:25, 26 «А кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими».

И. Ин. 5:21 «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет».

К. Ин. 8:51 «…Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи…»

Л. Ин. 10:18 «Я пришел… закон… исполнить».

М. Ин. 11:25 «И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я».

5. Иисус — выдающийся человек, и только

Миф о суперзвезде

Рок-опера Эндрю Ллойда Вебера «Иисус Христос — суперзвезда», которая была поставлена в начале 70-х гг. XX в., вызвала радикально противоположные отзывы. Одни говорили, что это «богохульство», другие — что это «шедевр»! По ходу действия Мария Магдалина пела песню об Иисусе, которая позже стала хитом на всех радиостанциях. Она называлась «Я не знаю, как любить Его».

Мало того, что в этой песне пелось о страстной романтической любви Марии Магдалины к Иисусу (на что нет и намека в Библии), помимо этого, в ней были слова, являющиеся отражением еще одного распространенного мифа об Иисусе Христе. Мария пела: «Он — человек. Он всего лишь человек».

Это миф.

Иисус действительно человек. Он был рожден женщиной в загоне для скота. Те из вас, кому довелось побывать в хлеву, могут представить себе даже те запахи, которые окружали Иисуса, когда Он появился на свет, — возможно, это не самые приятные запахи.

Но, вопреки мифу о суперзвезде, человеческая природа — лишь часть природы Иисуса. Библия предельно ясно говорит о двойственности Его естества: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2:5-7).

На протяжении нескольких веков люди бились над тем, чтобы понять двойственную природу Иисуса. Иногда христиане (и не христиане, такие как талантливый Ллойд Вебер) придавали такое большое значение человеческому естеству Иисуса, что затеняли Его божественность. Другие же, наоборот, пытались свести на нет Его человеческие качества. В результате у многих людей складывается однобокое представление об Иисусе Христе. В то время как Слово Божье не оставляет места для сомнений. Он — «Бог» (Мф. 1:23); и в то же время Он — «человек Христос Иисус» (1Тим. 2:5), в полном смысле этого слова.

В классической арабской сказке «Тысяча и одна ночь» рассказывается о том, что халиф Багдада имел обыкновение ходить по улицам города, переодевшись крестьянином, чтобы узнавать из первых рук, как живет его народ. Иисус же сделал неизмеримо больше, чем этот халиф. Он не просто пожертвовал на время своим царским положением — Он принял «образ раба». Он — Бог и Царь царей — сошел на землю с небес.

Иоанн, ученик Христа, который ходил по тем же пыльным дорогам, что и его Учитель, который делил с Ним скудную земную пищу, рыбу и хлеб, написал о Нем — о Том, Кого он знал человеком:

В начале было Слово [Иисус], и Cлово было у Бога, и Слово было Бог. Ин. 1:1

В этом известном вступлении к своему Евангелию Иоанн не оставляет сомнения по поводу того, Кого он подразумевает под «Словом».

И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

Ин. 1:14

Убедись сам

Выполни это задание, чтобы убедиться в нелепости мифа о суперзвезде.

Иисус и Его ученики были иудеями, которые хорошо знали о том, кто достоин человеческого поклонения. Прочитай указанные отрывки из Священного Писания и напиши напротив каждого, кому следует поклоняться в соответствии с этим стихом.

Исх. 20:3

Вт. 6:14-15

Лк. 4:8

А теперь прочитай следующие стихи и укажи, кому следует поклоняться в соответствии с этими стихами из Библий.

Мф. 2:2, 11

Мф. 28:17

Евр. 1:6

Так как Священное Писание четко говорит о том, что поклоняться следует лишь Богу, какой вывод, по-твоему, нужно сделать на основании тех стихов, в которых говорится об Иисусе?

6. Сусальный Иисус

Миф о кротком и мягком Иисусе

Вы глубоко заблуждаетесь, если думаете, что Иисус был слабаком и говорил сладеньким голосом; или если представляете Его неженкой с холеными ручками, как Его часто изображают художники на своих полотнах.

Он был Поэтом, это правда, Он мог красиво говорить о птицах небесных и полевых лилиях. Правда и то, что Он был прекрасным Рассказчиком, который слагал истории о женщинах, пекущих хлеб, и рыбаках, закидывающих сети. Правда, что Он был добрым Назарянином, который качал маленьких детей на коленях и веселил их. Он действительно был безмолвным Узником, который с полным спокойствием стоял перед правителями и переносил горькие оскорбления, не вымолвив ни слова. Но тем не менее Иисус был настоящим мужчиной. Плотником с мозолистыми руками. Странником, привыкшим к долгим скитаниям по пустыне. Мужчиной, который был настолько отважен, что мог резко высказываться против коррумпированных правителей Своего времени, называя их «гробами окрашенными», «слепыми поводырями» и «ехиднами». Исследователь Библии Дж. Б. Филлипс сказал:

Безмерно жаль, что так мало слов рифмуется со словом «ребенок», чтобы сочинить достойный церковный гимн. [Иначе] нам бы не пришлось так часто слышать припев песенки, которую сотни тысяч из нас выучили еще детьми:

Добрый Иисус смотрит на ребенка,

На малого ребенка, мягко и кротко.

…Очевидно, мы намеренно используем слово «кротко», чтобы охарактеризовать взгляд человека, который не колеблясь бросал вызов религиозным людям своего времени, выставляя напоказ их лицемерие; человека, у которого хватило духу пройти сквозь разъяренную толпу и остаться невредимым; человека, который был настолько значительным, что власти считали, что Он представляет опасность для общества; …человека настолько отважного, что Он намеренно пошел навстречу тому, что, как Он знал, означало для Него смерть, несмотря на мольбы друзей, желающих Ему добра!

Привычный для многих взгляд на Иисуса как на слабого, сентиментального и женоподобного — очередной миф. Он действительно был добрым. Он был смиренным. Но Его доброта и смиренность не означают отсутствие силы; на самом деле это признак силы, которая находится под контролем.

Согласно Евангелию, Иисус, войдя в храм Божий в Иерусалиме, пришел в ярость от того, что там увидел, и собственноручно выгнал всех торговцев и менял (возможно, это был не единичный случай) из храма. Ни один из них не осмелился протестовать или дать отпор этой вспышке праведного гнева. Более того, несмотря на то что Он сделал нечто, за что любой другой на Его месте был бы сурово наказан, Он остался в храме не только для того, чтобы учить, но, как повествует Евангелие от Марка, чтобы не позволить торговцам вернуться. Иисус не относился к злу с кротостью. Он не был мягким с лицемерами. Он не улыбался безмятежно в ответ на злые поступки.

Конечно, Иисус был тем человеком, который любил детей и с удовольствием держал их на коленях, но Он также был тем, кто невозмутимо смотрел в лицо Своим врагам.

Убедись сам

Чтобы убедиться в нелепости мифа о кротком и мягком Иисусе, выполни это задание.

Прочитай стихи 31-33 из 13-й главы Евангелия от Луки. Как Иисус отвечает фарисеям, которые говорят, что Его жизни угрожает опасность? Как Он называет Ирода? Показывает ли нам этот случай, что Иисус обладал сильным характером?

Прочитай стихи 1-39 из 23-й главы Евангелия от Матфея. Обрати внимание на силу и нелицеприятность слов Иисуса, когда Он говорит о фарисеях и книжниках. Перечисли эпитеты, которыми Он наделяет их:

Стих 13

Стих 16

Стих 17

Стих 19

Стих 33

7. Иисус — мечтатель

Миф об Иисусе, витающем в облаках

Послушай, парень, — сказал Дэн, сверля меня глазами, — перестань вешать мне лапшу на уши о том, что какой-то малый, который жил две тысячи лет назад и проводил большую часть времени, слоняясь по окрестностям в белом одеянии и рассказывая людям всякие байки, может что-то изменить в моей настоящей жизни». Он провел рукой по горлу, давая мне понять, как ему все это надоело.

«У меня нет времени на всякую ерунду, — продолжил он. — Я хочу сказать, что все эти истории про Иисуса хороши для женщин и детей, которые любят слушать всякие басни, и, возможно, это даже пойдет им на пользу… Но мне вряд ли. Иисус не имеет никакого отношения к парню, которому нужно срочно разобраться с неисправностью в одной машине и починить двигатель у другой».

Дэн повторял то, что многие думают сегодня об Иисусе. Для них Он — улыбающаяся, облаченная в белое одеяние фигура с нимбом над головой, в точности как одна из пластиковых фигурок на приборной панели автомобиля. «Иисус, — говорят они, — это для тех, кто витает в облаках. Но Он не имеет никакого отношения к тем, кто изучает физику в университете, или работает на фабрике или к тем, чьим детям нужны пластины для зубов». Как будто Иисус имеет такое же отношение к современной жизни, как игрушечные ракеты к полетам в космос.

Это миф.

Правда то, что основатели таких нехристианских религий, как буддизм и конфуцианство, были людьми, которые провели свою жизнь в размышлениях и созерцании.

Иисус же был тружеником. Он был плотником. Так и представляю себе Его в мастерской, двери которой выходят на одну из пыльных улиц Назарета, а над входом висит вывеска «Иисус, сын Иосифа, плотник». Я вижу, как Он склонился над доской из кедрового дерева, зажатой на верстаке. На Нем кожаный фартук, а на лбу выступили капли пота. Он тянется за ножом, затем берет деревянный молоток. Мастерская наполнена запахом кедровой стружки, устилающей пол.

Иисус из Назарета испытал на Себе, что такое нелегкий труд плотника, проработав восемнадцать, или даже больше, лет. Его руки стали мускулистыми, а на ладонях появились мозоли. Он был также знаком с тем, как вести дела: нужно было составлять смету, принимать заказы, назначать цену.

Он знал, что такое заботиться о семье. У Него были младшие братья и сестры, которые после смерти Иосифа оста-лись на Его попечении. Он, без сомнения, знал, как обеспечить детей одеждой или сбить цену на товар у торговцев на рынке.

Иисус из Назарета не был каким-то мечтательным святошей. Его мир, как и наш, был пыльным и зачастую плохо пах. Его руки бывали грязными. Ему часто приходилось засыпать прямо на голой земле. И когда Его земная жизнь подошла к концу, Он умер мучительной смертью, исходя по?том и кровью. И все же есть огромная разница между жизнью Иисуса и твоей. Его жизнь и смерть принесли прощение и спасение для всех «верующих в Него» (Ин. 3:16).

Убедись сам

Чтобы убедиться в абсурдности мифа об Иисусе, витающем в облаках, выполни следующее задание. Прочитай стихи 1-6 из 6-й главы Евангелия от Марка. Каким привыкли видеть Иисуса люди из Его родного города Назарета? Был ли Он для них:

· отшельником,

· созерцателем,

· святым монахом,

· тружеником.

Отметь также в этом отрывке место, где говорится о сестрах и братьях Иисуса (сделай то же самое в параллельном месте из Евангелия от Матфея 13:53-58). Можно ли сказать, что они были младше Иисуса? Есть ли еще в этом отрывке слова, подтверждающие, что они были младше Его и по-прежнему находились дома в Назарете?

8. Белокожий Иисус

Миф о расовом превосходстве

Большинство американцев и европейцев изображают Иисуса из Назарета похожим на Чарлтона Хестона или Уильяма Дефо. С каштановыми волосами и карими глазами, красивым.

Ну и самое главное — конечно же, белокожим. Восточного типа. Возможно, загорелым, но уж точно белым. Такой тип «белых» можно встретить в Калифорнии, или Миннеаполисе, или в Пиории, (штат Иллинойс).

Но это миф.

Множество людей и движений сплотилось, чтобы насадить этот миф. Ку-клукс-клан проповедует превосходство белых протестантов над черными, иудеями и всеми остальными. Некоторые из них воображают, что Иисус на их стороне, потому что Он был таким же белым, как и они.

Когда гитлеровское нацистское движение еще только зарождалось, смерть Иисуса использовалась как главный аргумент, чтобы настроить народные массы против евреев. «Евангелие» от нацистов детально объясняло, почему белые арийцы имеют превосходство над всеми остальными. Они, конечно, тоже вообразили себе, что Иисус был бы на их стороне. Ведь, в конце концов, Он тоже был «белым», не так ли?

Крестоносцы. Инквизиция. Погромы в царской России. Ввоз рабов в Новый Свет. Миф о расовом превосходстве стал причиной многих отвратительных преступлений и зверств в истории.

Миф о расовом превосходстве жив и поныне. Люди по-прежнему изображают Иисуса спасителем с чертами англо-саксонца. Они рисуют Его с нежно-розовой кожей. Они приписывают Ему внешний облик, классовую принадлежность и привычки, которые подсказывает им их евро-американское воображение. Но Иисус не был белокожим и не принадлежал к среднему классу.

По всей вероятности, цвет кожи у Иисуса был гораздо темнее, чем у среднего американца или европейца. Он был рожден евреем, жил как еврей и оставался евреем всю Свою жизнь. Его смуглая кожа, как и у всех представителей народов Среднего Востока, возможно, выглядела еще более смуглой, когда Он стоял рядом с Пилатом, белокожим римлянином.

И несмотря на то, что Иисус пришел в наш мир в определенном месте, в определенное время и обладал определенными расовыми признаками (которые намного больше отличаются от расовых признаков американцев, чем принято показывать в голливудских фильмах), в широком смысле слова Иисус выше расовых границ.

Он был иудеем, но при этом свободно и уважительно разговаривал с самарянкой.

Обычаи запрещали иудеям заходить в дом иноверца. И все же, когда римский сотник пришел к Нему просить исцелить своего слугу, который лежал дома и жестоко страдал, Иисус ответил: «Я приду и исцелю его» (Мф. 8:7).

Когда Его преследовала хананеянка, умоляя исцелить ее дочь (хананеи с давних пор были врагами израильтян), Иисус, отметив, как велика была вера этой женщины, исцелил ее дочь.

Ему тоже довелось стать жертвой расовой дискриминации. Однажды Его путь должен был пройти через самарянское селение, но Его там не приняли, потому что самаряне догадались, что Он был израильтянином, направляющимся в Иерусалим.

В обществе, в которое Иисус попал, когда стал человеком, люди делились по трем основным признакам. Их права, привилегии и положение определялись их национальностью (еврей или нееврей), классом (раб или свободный человек) и половым признаком (мужчина или женщина). Но, несмотря на это, Иисус принес Благую весть, которая означала радикальный разрыв с предубеждениями прошлого. Павел облек эту мысль в яркую словесную форму, когда написал:

Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Гал. 3:26-28

Последователи Иисуса должны быть подобны Ему не по цвету кожи или иному физическому признаку, но в том, что они принимают и любят людей независимо от их пола, принадлежности к определенному классу или расе.

Иисуса белый мальчик видит белым,

Младенца, что сегодня нам рожден.

Иисуса белый мальчик видит белым,

Как лилия, белее снега Он.

Иисуса черный мальчик видит черным,

Спит Сын Марии, маленький Христос.

Иисуса черный мальчик видит черным,

Того, Кто мир пришел спасти от слез.

Иисуса желтый мальчик видит желтым,

С глазами узкими и темными, как дым.

Иисуса желтый мальчик видит желтым,

И он в молитве склонится пред Ним.

Иисуса красный мальчик видит красным,

Спасителя, сошедшего с небес.

Иисуса красный мальчик видит красным,

И Ангелы поют Благую весть.

Всем детям мира с разным цветом кожи

Картина эта видится такой:

Иисус — в яслях, с лицом, на них похожим,

В Его улыбке счастье и покой.

Отложим же скорее все проблемы,

С любовью принося свои сердца

Родившемуся ночью в Вифлееме,

Тому, Кто нам открыл любовь Отца.

«Его видят дети», слова Уайлы Хатсон, музыка

Альфреда Берта, TRО авторское право,

1954 (обновлено), 1957 (обновлено), Hollis

Music, Inc., New York, N.Y. Used by permission

Убедись сам

Чтобы убедиться в нелепости мифа о расовом превосходстве, выполни следующее задание.

Приведенные ниже ссылки на библейские стихи относятся к процитированным стихам или эпизодам из Нового Завета, которые упоминаются в этой главе. Прочитай каждый отрывок, кратко запиши основную мысль на отведенной для этого строчке и подпиши на полях этой главы соответствующие ссылки на Библию.

1. Лк. 9:51-56

2. Ин. 4:1-26

3. Гал. 3:26-28

4. Мф. 8:5-13

5. Мф. 15:21-28