Мифы о Воскресении

15. Притворился умершим?

Миф о том, что Иисус не умирал, а был в обмороке

Когда я был совсем еще молодым человеком, я поставил себе целью доказать несостоятельность христианства, доказать, что ничего серьезного в нем нет. Но, конечно, мне это так и не удалось по очень простой причине: я не смог опровергнуть один факт, имевший место в истории, — воскресение Иисуса Христа.

Воскресение — это основа христианского вероучения. Как писал Майкл Грин в своей книге «Живой Человек», «воскресение в христианстве — это не просто один из многих догматов, который надо принять. Без веры в воскресение христианства не было бы вообще. А христианская Церковь так и не начала бы своего существования; движение, которое возникло благодаря служению Иисуса, растаяло бы как дым сразу после того, как Он был распят. Судьба христианства полностью зависит от веры в то, что Иисус воскрес. Как только вы опровергнете эту истину, вы уничтожите христианство».

Безусловно, именно поэтому так много людей пыталось подвергнуть сомнению факт воскресения или старалось опровергнуть его.

Книга доктора Хью Шонфилда «Пасхальный заговор» после своего появления в середине 1960-х вызвала много споров. Она наделала столько шума, потому что в ней автор возвратил к жизни одну старую теорию под названием «теория обморока», которая «объясняла» воскресение Иисуса Христа.

Теория обморока стала популярной несколько веков назад благодаря человеку по имени Вентурини. Согласно ей, Иисус на самом деле не умер на кресте. Он просто потерял сознание (или «упал в обморок») от истощения и потери крови. Все решили, что Он умер, как гласит теория, но в действительности через некоторое время Он просто пришел в Себя, а Его ученики решили, что Он воскрес из мертвых.

Шонфилд развил эту теорию еще дальше, сделав заключение, что Иисус заранее спланировал Свой арест, суд и распятие. Он организовал все так, чтобы на кресте Его одурманили наркотиками и Ему легче было притвориться мертвым, а позже Он бы смог оправиться от побоев, пыток и полученных травм, от потери крови, связанной с раной от копья, прямо под ребром, и от кровоточащих ран на руках и ступнях, оставшиеся от гвоздей, которыми он был прибит к кресту, и благодаря чему Его тело держалось на нем.

Но вся эта теория обморока — сплошной миф.

Иисус претерпел жестокие избиения. Его бичевали ужасным пыточным инструментом, который рвет плоть жертв на куски. Иногда заключенные не доживали до дня казни, потому что не могли вынести такого бичевания.

Затем, после того как Иисус перенес подобное жесточайшее наказание, Он начал Свой путь к месту казни. Но страдания Его были так невыносимы, что Он не смог завершить этот путь самостоятельно. Как сообщают нам евангелисты Матфей и Лука, Симон Киринеянин был вынужден нести крест за изможденным Иисусом. Слова Марка о том, что «привели Его на место Голгофу» (Мк. 15:22), дают нам возможность предположить, что Он был уже не в силах идти Сам.

Затем Иисус прошел через то, что называется смертью и что не поддается описанию. Хотя некоторые писатели, такие как Фредерик Фаррер, все-таки предпринимали попытки выразить это словами:

Смерть через распятие, похоже, включает в себя весь тот мрак и ужас, что несет с собой боль и смерть, — головокружение, судороги, жажду, голод и бессонницу, жар во всем теле от полученных травм, столбняк, муки стыда и публичного унижения, неизмеримо долгие пытки, ужас от предстоящего, онемение искалеченных частей тела — все эти муки доводят до такого состояния, когда их уже невозможно вынести, и прекращаются на непродолжительное время лишь тогда, когда страдалец, к неимоверному облегчению, теряет сознание.

Неестественное положение тела делает болезненным малейшее движение; разорванные вены и растянутые сухожилия пульсируют от непрекращающегося мучения; воспаленные, ничем не прикрытые раны постепенно приводят к омертвению тканей; артерии — особенно в голове и в животе — все больше раздуваются от переполняющей их крови; и в то время как все страдания, которые только можно себе вообразить, продолжают усиливаться, к ним добавляется острая боль от ожогов и нестерпимая жажда; все эти физические муки лишь увеличивают душевное волнение и тревогу. Это приводит к тому, что перспектива смерти — той самой смерти, неизвестного врага, приближения которого человек боится больше всего, — воспринимается как приятное и долгожданное облегчение.

После нескольких часов подобной пытки Иисуса сняли с креста — но только после того, как римский сотник (который безошибочно мог определить, когда наступал момент смерти) засвидетельствовал римскому правителю, что Иисус из Назарета мертв.

Мысль о том, что человек мог выжить, пережив нечто подобное, и явиться в Иудее и Галилее более чем пятистам людям, представ Победителем над смертью и Князем жизни, безусловно, должна была вызвать огромное желание переписать историю и проигнорировать простую истину, что «…Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор. 15:3, 4).

Убедись сам

Чтобы убедиться в нелепости мифа об обмороке, выполни следующее задание.

Прочитай стихи 30-35 из 19-й главы Евангелия от Иоанна. Почему солдаты не перебили голени у Иисуса? Сколько римских солдат (по меньшей мере) знало, что Иисус умер? О ком говорится в 35 стихе? Что за истину он говорит, чтобы вы поверили?

Прочитай стихи 42-47 из 15-й главы Евангелия от Марка. Сколько свидетелей, видевших Иисуса мертвым, упомянуто в этих стихах?

Прочитай стихи 62-66 из 27-й главы Евангелия от Матфея. Были ли первосвященники и фарисеи уверены в смерти Иисуса? Обрати внимание на 63-й стих — так как они знали, что Иисус обещал воскреснуть, могло ли так случиться, что Его сняли живым с креста?

Сколько недоброжелателей Иисуса, из тех, о ком ты прочитал выше, были свидетелями Его смерти (не считая Его последователей и друзей)?

16. Игра в жмурки?

Миф о том, что гробницу перепутали

Что ж, Лиззи, я расскажу тебе все, но то, что с нами произошло, кажется ужасно странным! Значит, я и еще одна Мария и …кто же еще? Дай подумать, ах, да, Саломия и… и… вылетело из головы… сейчас вспомню…»

«Ну, ты скажешь, наконец?» — подгоняла ее Елизавета.

«Имей же терпение! Сейчас скажу, надо же все по порядку рассказывать. Так вот, мы отправились к гробнице сразу после восхода солнца, правда, все еще было темно, сама знаешь, как это бывает, приходилось все время смотреть под ноги, чтобы не наступить на край одежды, или в паутине не запутаться, или…»

Елизавета с раздражением закатила глаза.

«Ну ладно, ладно, — сказала Мария. — Как я уже говорила, мы отправились к гробнице, но она была пуста, хотя еще накануне вечером там лежал Иисус. Понимаешь, Лиззи? Она была пуста! В ней никого не было. Вообще никого!»

Елизавета уставилась на свою подругу. «А ты уверена, что вы не перепутали гробницы?»

«Уверена ли я в этом? Вот это да, Лиззи! Ты понимаешь, о чем спрашиваешь? Уверена ли я в том, что мы не перепутали гробницы? Ты что, мне ничуточки не веришь? Так ведь я была там не одна… со мной еще люди были, а кроме того, и я, и Мария были там накануне вечером. Если бы мы ошиблись гробницей, неужели ты думаешь, что хотя бы кто-то один из нас не понял бы этого? Неужели ты считаешь нас настолько глупыми?

Но даже если бы случилось так, что мы заблудились, то как же быть с ангелом? Ведь я еще не рассказала тебе об ангеле, правда? Так вот, у пустой гробницы, что б ты знала, был ангел, сияющий как молния! Он сказал нам, чтобы мы не боялись, что Иисус воскрес, так прямо и сказал. По-твоему, ангел тоже перепутал гробницу и появился не у той, где мы положили Христа? Так что ли?»

«Ничего я так не думаю, я просто…»

«Что ж, если ты меня принимаешь за такую простушку, то тогда уж считай, что Петр и Иоанн тоже недалеко от меня ушли! Потому что я сразу побежала к ним, и они тут же помчались к пустой гробнице! Я еле за ними поспевала!

А кроме того, мисс Ты-уверена-что-вы-не-перепутали-гробницы, скажи мне, много ли в Иерусалиме гробниц, на которых остались следы от римской печати?»

«Да я, собственно…»

«Ну, а что ты скажешь насчет первосвященников и охраны? Неужели они не знали, в какой гробнице лежал Иисус? Даже если мы пошли не к той гробнице, разве не пошли бы они к нужной и разве не сказали бы: „Ага! Вот мы вас и разоблачили! Тело лежит там, где и лежало!“ Неужели они бы этого не сделали?»

Елизавета развела руками: «Ну, прости меня, ладно? У меня и в мыслях не было предполагать такие глупости».

К сожалению, Елизавета не была единственной, кто сделал подобное предположение. Кирсопп Лейк развил целую теорию на том основании, что женщины, которые рассказали всем о том, что тело Иисуса исчезло, якобы перепутали гробницы. Но, как Мария категорично заявила Елизавете, пятнадцатиминутная прогулка первосвященников от дворца или римской крепости в Иерусалиме до гробницы могла бы быстро положить конец всяким слухам о воскресении.

Но этого, конечно, не произошло. Ведь гробница, которую нашли женщины, была действительно гробницей Иисуса. И она была пуста.

Убедись сам

Чтобы убедиться в нелепости мифа о том, что гробницу перепутали, выполни следующее задание.

Прочитай отрывок из Евангелия от Матфея (27:57 — 28:15). Укажи тех, кто должен был знать правильное местонахождение гробницы:

Мф. 27:59, 60

Мф. 27:61

Мф. 27:62-66

Мф. 28:2-4, 11

Иоанн упоминает еще одного человека, который должен был знать место захоронения Иисуса (Ин. 19:38-41). Кто этот человек?

Обрати внимание, что и Матфей, и Марк, и Лука пишут, что женщины видели, как хоронили Иисуса (Мф. 27:61; Мк. 15:47; Лк. 23:55). Почему все они записали это?

17. Игра в прятки?

Миф о том, что тело украли

Первое упоминание о существовании мифа об украденном теле содержится в самой Библии. После воскресения несколько стражников, которые охраняли гробницу, пришли к первосвященникам и рассказали о том, что произошло. Матфей пишет:

И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня. Мф. 28:12-15

Несмотря на то что в самом Новом Завете объясняется происхождение мифа о том, что тело украли, некоторые люди и сегодня все еще думают, что ученики проделали небольшой трюк, сыграв в прятки с телом Иисуса.

Между тем в эту историю совершенно невозможно поверить по целому ряду причин. Например, камень, которым привалили дверь гроба после того, как похоронили Иисуса, сильно отличался от тех камушков, которые люди любят запускать, чтобы они, еле касаясь воды, скользили по поверхности озера. Согласно информации, полученной из текстов, и тем подсчетам, которые сделали два профессора технического колледжа Джорджии, он был добрых пять футов в окружности и весил около двух тонн. Когда гробницу еще только готовили, то, возможно, целая группа работников установила камень на нужное место, сделав подпорку, чтобы он до времени не скатился по глубокому рву, который вел ко входу в гробницу. Когда Иисуса похоронили, то подпорку убрали и сила притяжения сделала свое дело: камень покатился и запечатал гробницу так, что откатить его от входа могла лишь целая группа сильных мужчин, да и то с большим усилием. Именно поэтому женщины, которые отправились к могиле пасхальным воскресным утром, спрашивали себя: «…кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк. 16:3).

Более того, первосвященники, пытаясь предотвратить похищение тела, добились от Пилата, римского правителя, чтобы он разрешил послать стражу к гробнице. Отряд римской стражи представлял собой четырнадцать или шестнадцать человек охраны. Каждый стражник был натренирован охранять около шести футов земли вокруг себя. Шестнадцать человек обычно образовывали квадрат — по четыре с каждой стороны. Они должны были суметь защитить тридцать шесть ярдов земли, выдерживая натиск целого батальона.

Когда наступала ночь, то четыре человека располагались непосредственно перед тем, что им надо было охранять, а остальным двенадцати можно было лечь спать, образовав полукруг около охраняемого объекта, головами в центр круга. Таким образом, чтобы украсть то, что так надежно охранялось, вору пришлось бы сначала пройти мимо тех, кто спал (конечно, на виду у тех четверых, которые бодрствовали). Каждые четыре часа четверо из тех, кто спал, с новыми силами заступали на вахту, а те, кто нес службу, могли отдыхать. Так они и сменяли друг друга круглые сутки.

Нужно заметить, что эти стражники вовсе не были похожи на вежливых экскурсоводов. Это были опасные живые машины, предназначенные для борьбы. Т. Дж. Такер в своей книге «Жизнь в римском мире Нерона и апостола Павла» описывает одного из таких солдат:

Его грудь и плечи покрывал кожаный корсет, покрытый слоями железа или бронзы, которые располагались послойно или небольшими чешуйками. На голове был плоский защитный железный шлем.

В правой руке он держал знаменитую римскую пику. Это прочное оружие, длиной более шести футов, представляло собой острый железный наконечник, закрепленный на деревянной рукоятке; солдат мог колоть им как штыком или метать его как копье. Кроме того, у него был меч для ближнего боя.

В левой руке был щит… [который] можно было не только носить в руке, но и вешать на ремень, который перекидывался через правое плечо. Чтобы свободно орудовать щитом, солдат мог повесить меч — скорее колющее, чем предназначенное для сечи оружие, достигающее трех футов в длину, — на правую сторону при помощи ремня, перекидывающегося через левое плечо. …На левом боку у солдата висел кинжал.

Те, кому нравится миф о том, что тело украли, наверное, думают, что несколько учеников, которые за день до описываемых событий бежали как трусливые зайцы, решили вступить в бой с отрядом хорошо вооруженных, закаленных в боях римских солдат. Они либо одержали над ними победу, либо прокрались мимо них, пока они спали, и откатили камень весом в две тонны вверх по склону, не разбудив при этом ни одного охранника. Затем, чтобы картина была полной, ученики оттащили тело Иисуса, спрятали его где-то и на протяжении нескольких десятилетий сносили насмешки, терпели пытки и мучения, чтобы распространять ложь — ведь они знали, что это было ложью, — по всему миру.

В это уж совсем трудно поверить. Как сказал Саймон Гринлиф, профессор Гарвардского университета, специализирующийся в области права и вот уже много лет читающий лекции о том, как опровергнуть свидетельские показания и определить, говорит свидетель правду или ложь, «они не смогли бы так настаивать на том, что говорят истину и Иисус действительно воскрес из мертвых, если бы не были абсолютно уверены в этом факте».

И сегодня любой, кто ищет истину, может, как и первые христиане, быть полностью уверен в том, что христианская вера основана не на каких-то мифах и легендах, а на прочном историческом факте, что могила была пуста и Иисус Христос воскрес.

Убедись сам

Чтобы убедиться в нелепости мифа о том, что тело Иисуса было украдено, выполни следующее.

Прочитай стихи 1-8 из 15-й главы 1 Послания к Коринфянам. Какие три события Павел считает наиболее важными:

что

что

что

Сколько людей (по меньшей мере), по словам Павла, видели воскресшего Христа?

Какое значение имеют слова Павла о том, что бо?льшая часть братьев из тех пятисот (стих 6) все еще живы?

Если бы каждому из тех пятисот свидетелей дали слово всего лишь на пять минут, ушло бы сорок два часа на то, чтобы их всех выслушать. На большинстве судебных процессов есть только два или три свидетеля, которые могут дать показания.