Мифы о христианстве и христианах

18. Что русскому хорошо, то немцу смерть

Миф о том, что все в этом мире относительно

Хватит навязывать мне свое мнение о том, что хорошо, а что плохо! — сказала Стефани. — Мне почти восемнадцать. Перестаньте читать мне наставления. Если вы считаете, что это плохо, еще не значит, что это плохо и для меня». Стефани так часто превращала противостояние со своими родителями в бурное выяснение отношений, что в конце концов вывела для себя собственное понятие о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Таким образом она стала жертвой дьявольской лжи, которая гласит: «Правильно или неправильно, хорошо или плохо — все это относительно… самое главное — понять, что правильно для тебя, и выработать собственные нормы морали».

И Стефани, конечно же, не одинока. Многие люди полагают, что могут вывести свой собственный нравственный закон и самостоятельно определить, что для них плохо, а что — хорошо, и найти свою правду.

Аллан Блум в своей книге «Ограниченность американского сознания» сказал, что «любой профессор может быть абсолютно уверен в одном: почти каждый студент, поступая в университет, думает, что истина относительна».

На самом деле это миф. Нравственность не относительна. Понятия «правильно» и «неправильно» обсуждению не подлежат. К. С. Льюис в своей книге «Просто христианство» утверждает:

Всякий раз, когда вы встречаете человека, который говорит вам, что не признает понятий «правильно» и «неправильно», можете быть уверены, что минутой позже он сам откажется от подобного заявления. Он может не сдержать данного вам слова, но как только вы попытаетесь сделать что-то подобное, то не успеете и глазом моргнуть, как он тут же закричит, что вы поступаете нечестно.

В таком случае, получается, что мы вынуждены признать, что понятия «правильно» и «неправильно» действительно существуют. Иногда люди могут путать их, подобно тому, как порой они ошибаются в подсчетах; но в любом случае эти понятия никак не связаны с чьими-то вкусами или предпочтениями, как, впрочем, и таблица умножения.

Самое удивительное заключается в том, что вам не обязательно иметь философское образование, чтобы отличить дурное от хорошего. Апостол Павел указал, что даже у тех, кто никогда не слышал о Десяти заповедях, «дело закона… написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:15). Снова говоря словами Льюиса, «этот Закон или Свод правил о том, что правильно, а что нет, раньше называли „законом природы“… потому что люди думали, что все от природы знают его и никого не надо этому учить».

И все же есть те, которые настаивают, что, если что-то кажется вам «плохим», оно не обязательно будет таковым и для них. Но им не удастся никого обмануть. Их попытка найти оправдание своим поступкам или объяснить их при помощи мифа о том, что все относительно, лишь подтверждает тот факт, что глубоко в душе они все же знают разницу между плохим и хорошим. Они становятся похожи на Понтия Пилата, который задал известный вопрос: «Что есть истина?» (Ин. 18:38). Горькая ирония этого вопроса заключалась в том, что в тот самый момент Сама Истина стояла перед ним! В Иисусе, Который открыл Себя как «путь и истина и жизнь», воплотился ответ, который искал Пилат, но римский правитель так и не сумел признать воплощенную Истину.

Убедись сам

Чтобы убедиться в нелепости мифа о том, что все относительно, выполни следующее задание.

Прочитай 6-й стих из 17 главы Книги Судей. Можно сказать, что подобный миф был распространен в то время, о котором пишется в этой книге, потому что «каждый делал то, что ему _________________________».

Прочитай 12-й стих из 14-й главы Книги Притчей Соломоновых. Что сказано в этой притче, которая повторяется в

25 стихе 16-й главы той же книги, о путях, «которые кажутся человеку прямыми»? Куда они приводят? Что значит эта притча, по твоему мнению?

Прочитай 19-й стих из 45-й главы Книги Пророка Исаии. Кто, согласно этому стиху, изрекает правду и открывает истину?

Прочитай 10-й стих из 14-й главы Книги Пророка Осии. Какие две группы людей упоминаются в последних двух строчках?

К какой из них ты себя относишь? Иначе говоря, ты ходишь по путям Господним или падаешь на них?

Прочитай стихи 31-32 из 8-й главы Евангелия от Иоанна. Похоже ли, что Иисус думает, что не существует чего-то абсолютно правильного или неправильного, или Его слова говорят о чем-то другом? Что, по Его словам, станет результатом познания истины?

19. Все познается в сравнении

Миф о том, что Бог все приведет к общему знаменателю

Что ж, я, возможно, не самый лучший человек на земле, но все же не такой плохой, как он! Слушайте, я могу много чего порассказать вам об этом парне. Мы жили недалеко друг от друга и вместе болтались по улицам, так что мне многое про него известно.

Он всегда был дерзким и высокомерным. Я же большую часть времени был тише воды, ниже травы.

Его однажды забрали в полицию; я же всегда с охотой помогал властям.

Его несколько раз сажали в тюрьму; я же никогда не переступал черту закона.

Однажды он напал на человека прямо на глазах у священника!

Как я уже сказал, возможно, я не святой или что-нибудь в этом роде, но одно скажу наверняка: Иуда Искариот куда лучше, чем Симон Петр!»

Конечно, скажете вы, Иуда, вероятнее всего, никогда не высказывал о себе подобных суждений. Но все, что мы произнесли за него, — правда. Конец же этой истории известен всем. Иуда предал Иисуса и покончил жизнь самоубийством, повесившись. А Петр, хотя и отрекся от Господа, покаялся и был прощен. Он стал одним из самых выдающихся лидеров церкви. Тем не менее слова, которые мы вложили в уста Иуды, довольно точно передают то, что чувствуют многие люди.

«Возможно, я и выпил немного спиртного пару раз, — говорят они, — но я же не напился, как один мой приятель».

Или: «Да, я не идеальна, но не распускаю сплетни, как она».

А зачастую это звучит так: «Пусть я не святой. Но если уж такого, как он, считают христианином, то я и подавно окажусь на небесах».

Но на самом деле все не так.

В школе всем нравится, когда учитель выставляет оценки, высчитав предварительно средний балл. Ведь в этом случае он выписывает все баллы, складывает их, делит на количество учеников в классе, вычисляет средний балл, а затем выставляет оценки в соответствии с тем, превышает твое количество баллов этот средний уровень или нет (конечно, всегда находится какой-нибудь Эйнштейн, из-за которого средний уровень получается значительно выше, чем у среднего ученика). Самое замечательное в этой системе то, что пока есть кто-то, у кого дела совсем плохи, ты можешь не особенно напрягаться и все равно сдать экзамен хорошо.

Некоторые люди берут этот опыт за образец и строят на его основе свои представления о жизни, Боге и праведности. Хотя на самом деле представление о том, что Бог все сведет к общему знаменателю — это миф.

Когда читаешь Библию, то становится понятно, что Бог не станет сравнивать Сюзи и Джонни, чтобы сделать вывод: «Что ж, Сюзи, ты не такая плохая, как он, поэтому добро пожаловать в рай. Ну а тебя, Джонни, ждут за дверью номер три».

Все не так. Однажды Иисуса посетил человек по имени Никодим. Он был фарисеем, членом иудейского совета старейшин, известным в обществе человеком, который все всегда делал правильно: правильно говорил, правильно верил. Но Иисус не сказал ему: «Эй, Ник, если кто и попадет на небо, так это ты!» Вместо этого Он сказал: «…истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3).

Неважно, что вы лучше Дженни Майерс. Неважно, что вы пьете меньше, чем Эйб Ландерс, или ходите в церковь чаще, чем Скотт Джексон. Согласно словам Иисуса, важно, чтобы вы «родились свыше».

Убедись сам

Чтобы убедиться абсурдности мифа о том, что Бог все приведет к общему знаменателю, выполни следующее задание.

Прочитай написанное ниже. Вычеркни те фразы, которых нет в Библии:

А. Кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Б. Никто не должен искать своей выгоды, но должен стараться делать добро другим.

В. Я победил в честном бою, я закончил свой путь и прожил жизнь лучше, чем все, кого я знаю.

Г. Не пропускай собраний в церкви, ибо только там ты спасешься.

Д. Не отклоняйся от пути, который проложили тебе друзья твои.

Е. Больше всего хранимого храните законы мои и увидите Царствие Божие.

Ж. Верьте в Господа Иисуса и заботьтесь о том, чтобы ваша десятина была больше, чем принес ближний ваш, и спасетесь вы и дом ваш.

З. Если не покаетесь, все так же погибнете.

(Ответы: Вычеркнуть все, кроме А (Ин. 3:3) и З (Лк. 13:3).)

20. На небесной перекличке будут все

Мифы о всеобщем спасении

На уроке в воскресной школе все были удивлены, когда шестнадцатилетняя Саманта заявила: «Я считаю, что между христианами, буддистами и мусульманами нет большой разницы. Суть всех религий все равно одна: все мы хотим оказаться в раю, только выбираем разные дороги, чтобы туда попасть».

Саманта, скорее всего, и сама не знает, что многие люди думают так же, как она. Хотя не все они считают нужным выйти и высказать это, но они склоняются к универсализму — мысли о том, что сознательные приверженцы любой религии так или иначе окажутся в раю. Есть даже «универсалистские церкви», которые проповедуют подобные идеи. Хотя и многие из тех, кто был воспитан в христианской вере (такие, например, как Саманта), подсознательно склоняются к этой мысли.

Но это вымысел.

Это не сходится с тем, чему учит Библия. Иисус сказал:

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Мф. 7:13, 14

Только подумайте: Бог стал человеком, пострадал и умер в мучениях на кресте, чтобы люди могли найти прощение и наслаждаться вечностью на небесах; теперь представьте людей, которые на протяжении многих веков принимали или отвергали Его любовь; а затем обратите свой внутренний взор на тех, чья вера в искупительную жертву Иисуса принесла им заточение, пытки и мученическую смерть. Наконец представьте себе последнее время, когда все человечество стоит перед Богом, а Он обводит взглядом сначала все множество тех, кто принял жертвенную любовь Иисуса, а потом толпу тех, кто отверг Его. Затем представьте такую картину: Бог, пожав плечами, говорит: «Да чего уж там, нечего тут и разбираться. Заходите все!»

Этого не произойдет. И не потому, что Бог хочет, чтобы кто-то провел вечность в аду. Наоборот, Библия говорит, что Бог не хочет, «…чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9).

Универсалисты приводят такие доводы: «Я не понимаю, как любящий Бог может отослать кого-либо в ад». Но Бог не стремится посылать людей в ад. Он пришел, чтобы претерпеть муки и даровать жизнь вечную тем, кто верит в Него. Все как раз наоборот, это люди могут выбирать, где им провести вечность. В Библии ясно сказано, что многие, упрямо отказываясь от Божьей любви, выберут вечность в аду.

Именно поэтому христианин должен выполнять заповедь Иисуса Христа: «…идите, научите все народы» (Мф. 28:19), потому что однажды, согласно Библии, возможности для покаяния больше не будет.

Убедись сам

Чтобы убедиться в нелепости мифа о всеобщем спасении, выполни это задание.

Прочитай 68-й стих из 6-й главы Евангелия от Иоанна. Когда многие из следовавших за Иисусом оставили Его, Он сказал Симону Петру и другим ученикам: «Не хотите ли и вы отойти?» Что ответил Петр? Что значит его вопрос «К кому нам идти»? Сколько дорог к жизни вечной называет Петр в этом стихе?

Прочитай 6-й стих из 14-й главы Евангелия от Иоанна. Сам Иисус говорит здесь о том, как попасть на небеса. Сколько дорог к Богу указал Иисус в этом стихе? Что значат слова «только через Меня» в этом стихе?

Прочитай стихи 12-15 из 20-й главы книги Откровение. В Библии есть ясное пророчество о том, что произойдет в Судный день. Все ли попадут на небеса, согласно этим стихам? Что произойдет с теми, чьи имена (по их собственному выбору, который они сделали при жизни) не попали в книгу жизни?

Выдели несколько минут, чтобы тщательно и с молитвой, следуя указаниям, данным в 5 стихе 13-й главы 2 Послания к Коринфянам, ответить на вопросы, заданные в этом стихе.

21. Важно не то, что вы знаете, важно то, кого вы знаете

Миф о том, что христианство — это идеология

Встретившись после каникул, студенты одного из престижных западных университетов Майк и Брэндон обсуждали своих любимых учителей.

«Представляешь, курс по Западным цивилизациям снова читает Стэндиш! — жаловался Майк. — Этот парень — просто нацист! Радует только, что хоть по истории Англии у меня Нилон».

«Да-а-а. А у меня снова Кристос», — сказал Брэндон.

«Ух-ты, да? По какому предмету?»

«По всем».

«По всем?»

«Да».

«И много он контрольных дает?»

«Нет».

«А вы должны заучивать то, что он преподает?» — спросил Майк.

«Да нет», — ответил Брэндон.

«А что же тогда этот парень заставляет вас делать?»

«В общем-то лишь узнать его получше. Он хочет, чтобы мы познакомились с ним, узнали, какой он, и развивали с ним взаимоотношения».

Трудно представить себе такого учителя, не правда ли? Но он существует.

Многие люди придерживаются мнения, что христианство, как и почти любая другая мировая религия, является в основном системой верований, набором доктрин или сводом правил поведения, философией, идеологией.

Но это миф.

Христианство совсем не похоже на буддизм, или ислам, или конфуцианство. Основатели последних трех религий в сущности говорили: «Я учу тому-то и тому-то. Верьте моему учению. Следуйте моей философии». Иисус же сказал: «Следуй за Мною» (Мф. 9:9).

Лидеры мировых религий спрашивали: «Что вы думаете о моем учении?» Иисус сказал: «А вы за кого почитаете Меня?» (Лк. 9:20, курсив авторов).

Большинство приверженцев той или иной религии должны задавать себе вопрос: «Какой идеологии я придерживаюсь?» Потенциальный христианин должен спросить себя: «Что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?» (Мф. 27:22).

Христианство не религия. Это взаимоотношения.

Христианство не система верований или свод доктрин. Здесь главное — Личность.

Именно поэтому суд над Иисусом — единственный в своем роде. Ведь в большинстве судебных разбирательств обвинение строится на основе того поступка, который совершил обвиняемый. Иисуса же судили за то, кем Он был.

Когда евангелист Марк описывает, как Иисуса судили перед синедрионом, он упоминает, что на суде присутствовало несколько лжесвидетелей, но их показания были противоречивы и звучали неубедительно. Затем Марк пишет: «…первосвященник спросил Его [Иисуса] и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?»

Тогда Иисус, откликнувшись на слово «Благословенный», которое для иудеев прямо указывало на Бога, ответил: «Я».

И тут первосвященник, не дожидаясь, пока синедрион вынесет приговор, разодрал свои одежды, тем самым давая понять, что Иисус богохульствовал и провозглашал себя Богом.

Таким образом, разногласия на суде вызвал вопрос о личности Христа — кто же Он? Именно это и является отличительным признаком христианства. Это не идеология; христианство основано на личности Христа и требует взаимоотношений с Ним.

Достоверность христианской веры подтверждается тем, что Иисус Христос есть Мессия, Сын Божий. Из-за этого и возник конфликт между Иисусом и фарисеями. Фарисеи думали, что самым важным является строгое соблюдение Закона, библейских принципов. Иисус же в сущности сказал: «Нет, не так. Повиновение Закону должно быть выражением личностных взаимоотношений со Мной. Следование Моему учению не сделает вас христианином. Это возможно только при личных взаимоотношениях со Мной, основанных на любви».

Убедись сам

Чтобы доказать нелепость мифа о том, что христианство — это идеология, выполни следующее задание.

Прочитай стихи 63-65 из 26-й главы Евангелия от Матфея. Первосвященник спросил Иисуса о том, что Он сделал, или о том, кем Он является? Что Иисус ответил? Как первосвященник отреагировал на это?

Прочитай стихи 37-39 из 15-й главы Евангелия от Марка. Что сказал сотник, став свидетелем смерти Иисуса на кресте? Его слова были об учении Иисуса или о Нем Самом?

Прочитай стихи 41-43 из 27-й главы Евангелия от Матфея. Что Иисус говорил о Себе, согласно словам тех, кто насмехался над Ним?

22. Интеллектуалам вход воспрещен

Миф о том, что умный человек не может быть христианином

Вальдо не спеша шел по улице, погруженный в свои мысли. Путь же его лежал к церкви. Он решил, что слишком долго убегал от Бога и пора бы положить этому конец.

«Так дальше продолжаться не может, — думал он. — Я больше не могу выносить это чувство вины, осознавать, что я грешен, что в моей жизни чего-то недостает».

Так он шагал к каменной церкви на углу, которая устремлялась в небо своими шпилями и башенками.

«Красивое здание, — сказал он себе. — Не то что эти небо-скребы из стекла, которые все строят и строят».

Пройдя несколько кварталов, он оказался у церкви. Постоял немного перед огромными деревянными дверями, пытаясь успокоиться. Наконец, тяжело вздохнув, поднялся по ступеням и вошел внутрь.

Войдя, он немного помедлил у входной двери, чтобы глаза привыкли после солнца к приглушенному освещению зала церкви.

«Хотите войти?»

Голос заставил Вальдо вздрогнуть. Он не сразу заметил женщину и повернулся туда, откуда услышал голос. Перед ним стояла маленькая, слегка сгорбленная женщина с седыми волосами, собранными на затылке.

«Вы хотите войти?» — повторила она.

«Ах, да, — ответил Вальдо, — хочу».

«Тогда ваш ум, будьте добры».

Вальдо был уверен, что ослышался. Но она повторила свои слова, и на сей раз они прозвучали очень ясно.

«Сдайте ваш ум, пожалуйста».

«Мой ум?»

«Да. Вы ведь входите в церковь, не так ли?»

Вальдо кивнул.

«Вы решили следовать за Христом? Стать христианином?»

«Да», — сказал он.

«Что ж, тогда вы должны оставить свой ум здесь. Вам он больше не понадобится. Мы повесим на него табличку с вашим именем. Он будет здесь в сохранности. Не волнуйтесь, так всегда делается. Если вы собираетесь стать христианином, то от ума вам придется отказаться».

Конечно, вся эта история с Вальдо — выдумка. Но она помогла нам описать привычный ход мыслей многих людей, когда они думают о том, что значит стать христианином. Они полагают, что для того, чтобы обратиться в христианство, нужно отказаться от ума, иными словами, пожертвовать своим интеллектом и перестать мыслить рационально.

Это миф.

Многие величайшие умы в истории человечества были христианами. Среди них апостол Павел, Августин, Мартин Лютер, Джон Кальвин, Джон Беньян, Дитрих Бонхоффер, Фрэнсис Шеффер.

Стать христианином — это не значит оказаться в вечном противоречии со своим интеллектом. Это значит сделать его более совершенным, цельным. Когда человек становится христианином, он чаще всего сразу же видит, как окружающий мир, казавшийся странным набором бессвязных частей, складывается в одно гармоничное целое.

В своей автобиографии К. С. Льюис рассказывает, как он, будучи молодым человеком, избегал и яростно сопротивлялся Евангелию, так как считал христианство безынтеллектуальной системой. Однако этот барьер рухнул, и он «удивился от радо-сти». Он нашел, что обращение лишь воспламенило в нем воображение и дало творческие силы. Он стал известным благодаря своим литературным трудам, таким, например, как «Письма Баламута» и всеми любимые «Хроники Нарнии» в шести частях.

Лью Уоллес решил доказать несостоятельность христианства, используя свои незаурядные интеллектуальные и творческие способности, но сила Благой вести привела к вере автора, написавшего классическое произведение «Бен Гур».

Британский юрист Фрэнк Морисон намеревался написать книгу, опровергающую факт воскресения Иисуса Христа. Он провел тщательное исследование, собрал исторические доказательства, самоотверженно пытаясь добиться поставленной цели. В итоге его интеллект и труд привели к неизбежному заключению, что Иисус воскрес из мертвых! Так Фрэнк стал христианином.

Евангелие не требует, чтобы вы отказались от своих интеллектуальных способностей. Напротив, оно требует, чтобы вы использовали свой разум как можно более полно, пока не сможете сказать с уверенностью Павла: «…я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим. 1:16).

Убедись сам

Чтобы убедиться в нелепости мифа о том, что умный человек не может быть христианином, выполни это задание.

Прочитай 32-й стих из 8-й главы Евангелия от Иоанна;

15-й стих из 3-й главы 1 Послания Петра; и со 2 по 4-й стих из 17-й главы книги Деяний святых Апостолов.

Также прочитай стихи 16-34 из 17-й главы той же книги, в которых повествуется о пребывании Павла в Афинах, где он столкнулся с эпикурейскими и стоическими философами и мыслителями ареопага. Обрати внимание на 23-й стих. Просит ли Павел афинян оставить разумные мысли? Предлагает ли он им пополнить свои знания тем, чего недостает в их учении?

Среди обращенных в Афинах был член ареопага, великий мыслитель (стих 34). Кто он?

23. Джефф и профессор

Миф о слепой вере

«Значит, вы христианин?» — профессор поглаживал бороду с видом превосходства.

Джефф, первокурсник колледжа, так громко сглотнул, что ему показалось, это услышал каждый в аудитории.

«Тогда скажите мне, — продолжал профессор, — можете ли вы со стопроцентной уверенностью доказать, что Иисус воскрес из мертвых?»

Джефф попытался откашляться, но его ответ все равно получился похожим на мышиный писк: «М-м, нет».

«Вот видите? — произнес профессор. — Слепая вера. Невежественная, безрассудная, лишенная всякой логики». Он повернулся к доске, а униженный Джефф просидел до перерыва весь красный, дух его был сокрушен.

Окажись я на месте этого молодого человека во времена моей юности, я бы полностью согласился с профессором. Тогда я думал, что христианская вера — это слепая вера, и решил изучить христианство с намерением доказать его несостоятельность. Однако чем больше я исследовал христианство с исторической и библейской позиции, тем больше я понимал, что это разумная, логично объяснимая вера.

Иисус говорил тем, кто следовал за Ним: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Он не говорил: «Вам следует игнорировать истину». Он не сказал: «Даже и не беспокойтесь об истине». Он не сказал: «Вы должны верить вопреки истине». Он сказал: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными».

Иисус не призывает нас совершать интеллектуальное самоубийство, доверившись Ему как Спасителю и Господу. Он не хочет, чтобы мы верили не размышляя. Христианская вера должна основываться на фактах.

Профессор, который бросил вызов вере Джеффа, полагал, что если вы не можете доказать что-либо со стопроцентной уверенностью, то в этом нет ни пользы, ни истины. Он также считал, что христианская вера слепа, так как воскресение и божественность Иисуса нельзя доказать на 100 %.

Это миф.

Мы живем в мире, в котором развитие событий предсказать очень трудно. Это означает, что доказать что-либо со стопроцентной точностью практически невозможно, исключение, может быть, составляет область математики.

Производители автомобилей не могут доказать со стопроцентной уверенностью, что их новые модели безопасны. Но тот факт, что машины проходят множество изнурительных испытаний, вполне убедителен.

Присяжные не могут доказать со стопроцентной уверенно-стью, что подозреваемый совершил данное преступление. Даже если они обладают его чистосердечным признанием, всегда есть непредвиденные обстоятельства. Например, он может лгать, чтобы защитить кого-то, или его вынудили сделать это признание. Но присяжные заседатели взвешивают факты, чтобы вынести заключение, которое будет «выше всяких сомнений».

Точно так же ни воскресение Христа, ни Его божественность не могут быть доказаны со стопроцентной уверенностью. Но это не означает, что христианская вера — слепая вера. Она располагает достаточным количеством фактов. Они не являются прямым доказательством, поскольку тогда они давали бы стопроцентную уверенность. Но их достаточно.

Апостол Иоанн писал в Евангелии: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей» (Ин. 20:30). Что он хочет этим сказать? Он хочет сказать, что Иисус сотворил много чудес, помимо тех, о которых можно прочитать в Библии, и что они подтверждают Его божественность. Факт, который приводит Иоанн, не является прямым доказательством. «Сие же, — пишет он в следующем стихе, — написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31). В этих стихах (30 и 31) Иоанн сказал по сути, что свидетельства не являются прямым доказательством, но их достаточно.

Блез Паскаль, французский математик, философ и ученый, сказал, что христианская вера располагает достаточным количеством фактов и свидетельств, чтобы убедить любого, если только он не настроен против нее.

Хотя для тех, кто сам не желает прийти к Богу, никаких доказательств никогда не будет достаточно.

Убедись сам

Чтобы доказать нелепость мифа о слепой вере, выполни следующее задание.

Прочитай стихи 30, 31 из 20-й главы Евангелия от Иоанна. Зачем Иоанн записал свидетельство о том, что Иисус «есть Христос, Сын Божий»? Как получить «жизнь во имя Его»? Веруя во что (или в кого)?

Прочитай стихи 1-4 из 1-й главы Евангелия от Луки. Какие слова выбрал Лука, чтобы охарактеризовать то, как он писал Евангелие (стих 3)? Заметь, что Лука адресует свое Евангелие некоему человеку по имени Феофил. Какого результата ждет Лука от своего «описания по порядку» жизни Иисуса и Его учения?

Стало ли для тебя целью «тщательное исследование» этого свидетельства, «чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен»?

24. Авраам Линкольн и экзамен по истории, назначенный на 10 утра

Миф о необходимости научного доказательства

Одну минуту, сэр».

Я только что закончил читать лекцию в одном престижном американском университете и спросил, есть ли у кого-нибудь вопросы по прослушанному материалу, как с задних рядов аудитории раздался голос.

«Я аспирант и занимаюсь научной работой, — сказал молодой человек, — поэтому не могу принять на веру то, что не может быть научно доказано. Вы можете научно доказать факт воскресения Иисуса Христа?»

«Нет», — ответил я.

Аспирант ухмыльнулся с самодовольным видом.

«Конечно же, — продолжил я, — вы ведь даже не сможете научно доказать истинность вашего собственного утверждения».

Научное доказательство строится на многократном повторении одного и того же действия в контролируемой ситуации, когда его можно отследить, зарегистрировать данные и на основе этого вывести заключение. Научное доказательство — это результат экспериментирования и наблюдения.

Вот, например, как может строиться научный эксперимент. Мужчина и женщина в белых халатах входят в лабораторию: она с папкой и карандашом, он с маленьким белым бруском твердого тела в руке. Мужчина погружает белый предмет в стеклянную емкость, наполненную обычной водой из-под крана. Предмет быстро всплывает на поверхность. Женщина записывает что-то на листке для записи результатов.

Он снова погружает предмет на дно емкости. Тот всплывает на поверхность. Женщина снова записывает.

Он погружает предмет на самое дно. Тот всплывает на поверхность. Женщина записывает.

Он погружает. Предмет всплывает. Она записывает.

После неоднократного выполнения этого эксперимента в контролируемой обстановке при наблюдении и фиксированных результатах ученые заключают, что мыло из слоновой кости держится на поверхности воды. Это можно считать научно доказанным.

К сожалению, многие люди полагают, что если вы не можете научно доказать что-либо, то это ложно или маловероятно.

Но это миф.

Научный метод — не единственный способ доказать что-либо. Если бы это было так, то вы не смогли бы доказать, что Авраам Линкольн когда-то был президентом Соединенных Штатов, потому что это событие не может повториться. Оно существует только в прошлом.

Точно так же вы не сможете научно доказать, что в прошлую пятницу в 10 утра у вас был очень трудный экзамен по истории. Вы не сможете повторить это несколько раз в контролируемой ситуации, где могут быть сделаны наблюдения, а данные зарегистрированы. Это произошло однажды. Это история.

Но если нельзя научно доказать факт существования Авраама Линкольна или того, что у вас в прошлую пятницу был экзамен по истории, это не значит, что этих событий не было. Тот факт, что они имели место в прошлом, можно доказать. И способ, с помощью которого их реальность может быть доказана, называется «юридический метод установления исторических фактов» или, лучше сказать, «метод свидетельских показаний».

Тот факт, что событие действительно произошло, можно доказать методом свидетельских показаний, рассмотрев три вида доказательств: устные свидетельства, письменные свидетельства и вещественные доказательства. «Улики» такого рода ежедневно предъявляются в судах во всем мире, и это единственный вид доказательства, с помощью которого можно подтвердить реальность любого исторического события.

Например, как можно было бы доказать (методом свидетельских показаний), что действительно был такой американский президент Авраам Линкольн? Если бы можно было найти свидетелей его правления, то вы бы взяли интервью у тех людей, кто его знал, встречал и слышал его речи, — это было бы устное свидетельство. Вы бы собрали копии писем, которые он писал, газеты, которые сообщали о его убийстве, и нашли бы книги о нем — это письменные свидетельства. Наконец, вы представили бы вещественные доказательства — его личные карманные часы, фотографии его самого и места его рождения, даже его сахарницу.

Как можно было бы доказать, что в прошлую пятницу в 10 утра у вас действительно был экзамен по истории? Методом свидетельских показаний: ваш учитель мог бы засвидетельствовать это, вы могли бы представить свою экзаменационную работу с проставленными датой и оценкой (если, конечно же, ее не нужно было бы прятать от родителей), наконец, вы могли бы добыть фотографию, сделанную школьным фотографом во время экзамена, и так далее.

Научный метод ограничен. С его помощью нельзя доказать реальность происходивших ранее событий. Нельзя доказать, что Наполеон был разгромлен при Ватерлоо, что в XVII в. в Лондоне бубонная чума унесла 150 000 жизней, что Иисус воскрес из мертвых, потому что эти события нельзя повторить в контролируемой ситуации, где можно провести наблюдение, зарегистрировать данные и на их основании провести заключение.

Однако реальность исторического события можно доказать с помощью метода свидетельских показаний, предоставив уст-ные, письменные и вещественные доказательства, которые устанавливают истинность события вне всякого сомнения.

Таким образом, представление о том, что воскресение Иисуса является ложным или маловероятным, потому что не может быть научно доказано, — это миф. Жизнь и служение Иисуса, чудеса, которые Он совершил, и Его воскресение, эти факты могут быть доказаны — и были доказаны — методом свидетельских показаний.

Убедись сам

Чтобы убедиться в абсурдности мифа о необходимости научного доказательства, выполни следующее задание.

Прочитай стихи 1-9 из 20-й главы Евангелия от Иоанна. Какие вещественные доказательства воскресения Иисуса упомянуты в этих стихах?

Прочитай стихи 10-29 из 20-й главы Евангелия от Иоанна. Сколько очевидцев, которые по-разному реагировали на воскресение Иисуса, называет Иоанн в этих стихах?

Прочитай стихи 30, 31 из той же главы. Какой вид свидетельства упомянут в этом стихе?

Наконец, прочитай стихи 3-8 из 15-й главы 1 Послания к Коринфянам. Сколько свидетелей воскресения перечислено в этих стихах?

Принимая во внимание то, что ты узнал о методе свидетельских показаний, можешь ли ты привести другие доказательства воскресения Христа?

25. Тушеные помидоры и кроссовки

Миф о промывании мозгов

У многих людей сложилось мнение, что обращение в христианство — это результат особого психологического воздействия, вроде «промывания мозгов», когда человека обрабатывают с помощью убедительных слов и эмоционально рассказанных христианских «мифов». Они воображают, что христиане живут сплошными иллюзиями. Другими словами, дурят себя и других тщательно разработанными интеллектуальными играми, которые приводят к некоторым изменениям в поведении.

Это миф.

Во время одного спора, разгоревшегося на уроке истории, я начал рассказывать о том, как сам обратился ко Христу. Я уже почти закончил свой рассказ, когда учитель сказал:

«Послушайте, Макдауэлл, нас интересуют факты, а не свидетельства. Я и так встречал множество людей по всему миру, жизнь которых изменилась после того, как они стали христианами».

«Спасибо, — сказал я. — Позвольте мне коротко завершить свой рассказ, а затем я отвечу вам на ваше замечание».

Несколько минут спустя я вернулся к замечанию учителя.

«Многие задают один и тот же риторический вопрос: „Что же из того, что Христос изменил вашу жизнь?“ Я попробую все же дать на него ответ.

Для меня реальность того, что Иисус Христос воскрес две тысячи лет назад, подтверждает тот факт, что жизнь миллионов людей полностью меняется, когда у них появляется вера, и они начинают строить личные взаимоотношения с Иисусом Христом. И хотя эти люди принадлежат к разным слоям общества, хотя являются представителями разных наций, их жизни удивительным образом изменяются одинаково. Когда человек доверяется Христу — неважно, будь он самым одаренным профессором или самым невежественным дикарем, — его жизнь начинает меняться.

Некоторые скажут, что я лишь принимаю желаемое за действительное, или просто согласятся со мной, говоря, что это ничего не доказывает. Однако для христианина его субъективный опыт имеет под собой прочное основание — объективную реальность. Эта объективная реальность — личность Иисуса Христа и Его воскресение».

«Например, — сказал я, обращаясь к классу, — допустим, какой-нибудь студент войдет в этот класс и скажет: „Ребята, у меня в правой кроссовке есть тушеный помидор. Этот помидор изменил мою жизнь. Он дал мне покой, любовь и радость, каких я прежде никогда не испытывал. А кроме того, теперь я могу пробежать стометровку за десять секунд“».

Я улыбнулся классу.

«Трудно поспорить с таким студентом, если его жизнь подтверждает то, о чем он говорит. Особенно, если он наматывает вокруг вас круги на беговой дорожке. Личное свидетельство является часто субъективным аргументом в пользу реальности существования чего-либо. Поэтому не следует отклонять субъективный опыт как нечто неуместное.

Однако есть два критерия, по которым можно судить о до-стоверности субъективного опыта. Во-первых, какая объективная реальность скрывается за конкретным субъективным опытом? Во-вторых, сколько еще людей имели подобный субъективный опыт?

Что же получится, если применить оба критерия к истории с тушеным помидором в кроссовке? На первый вопрос тот студент ответил бы: „Мои субъективные переживания связаны с тем, что в моей правой кроссовке лежит тушеный помидор“.

Тогда последовал бы второй вопрос: „Сколько людей в этом классе, в этом университете, в этой стране, на этом континенте и т. д. испытали ту же самую любовь, покой, радость и стали бегать намного быстрее, когда положили в правую кроссовку тушеный помидор?“»

Когда я задал этот вопрос, в классе раздался хохот. Это и понятно. Ответ на второй вопрос очевиден: «Таких людей больше нет!»

Однако давайте попробуем применить эти два критерия к тому, что испытывают христиане.

1. Какая объективная реальность скрывается за моим субъективным опытом — изменением моей жизни?

Ответ: личность Христа и Его воскресение.

2. Сколько еще людей имели подобный субъективный опыт, связанный с данной объективной реальностью — с существованием Иисуса Христа?

Ответ: жизнь миллионов людей разного происхождения, разных национальностей и профессий поднялась на новый уровень, в ней появились мир, радость и любовь, после того как они обратились к Иисусу Христу.

Христианское обращение — это не результат проведенной работы по промыванию мозгов. Хоть он и субъективен, христианский опыт основан на объективной реальности, и много раз его удивительным образом переживали в своей жизни разные люди. Вот что пишет апостол Павел об этом переживании огромной силы в своем Послании к Коринфянам:

…Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; НО омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

1 Кор. 6:9-11(курсив авторов)

Убедись сам

Чтобы убедиться в нелепости мифа о промывании мозгов, прочитай следующие отрывки из книги Деяний святых Апо-столов и укажи имя, национальность и профессию человека, чья жизнь изменилась через веру во Христа. Первая строчка дана как пример.

 

Имя

Национальность

Профессия

Деян 8:26-39
Деян. 9:1-9, 17-19
Деян. 10:1-45
Деян. 16:11-15
Деян. 16:22-33

неизвестно

ефиоплянин

вельможа

26. Сомнений быть не может

Миф о Фоме неверующем

Чего только не писали о несчастном Фоме, в чем его только не обвиняли! Конечно, его репутация не так плоха, как у Иуды, который предал Иисуса Христа. Не может он сравниться и с Петром, который три раза отрекся от Господа накануне того, как Его распяли на кресте. Но к Фоме обычно относятся с меньшим почтением, чем к остальным ученикам, которые окружали Иисуса в течение трех лет Его служения.

Своей сомнительной репутацией Фома обязан событию, которое произошло сразу после воскресения Иисуса. Христос явился ученикам, хотя двери дома, где они собрались, были заперты. Но Фомы с ними не было. Когда же они сообщили Фоме новость о воскресении Иисуса, он ответил: «…если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

Когда Иисус позже явился Фоме, Он сказал: «…подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27).

И вот многие люди, читая эти слова, начинают критиковать Фому за его сомнения. Поступая так, они забывают, что ни один из учеников не поверил, пока не увидел доказательство воскресения. Кроме того, каждый уже видел руки и ребра Иисуса. Христос ведь не сказал Фоме: «Тебе не следовало сомневаться». Вместо этого Он показал Своему ученику доказательства, а потом сказал: «…и не будь неверующим, но верующим». И наконец, когда Фома все же увидел все своими глазами (в Библии не сказано, вложил ли он свою руку в ребра Иисуса, как хотел сделать сначала), он произнес слова, ставшие одним из великих исповеданий веры в истории, обратившись к Иисусу «Господь мой и Бог мой!»

По тем или иным причинам мы пришли к выводу, что сомнение — это в любом случае плохо. «Настоящие христиане не сомневаются», — говорим мы.

Это миф.

Сомнение не противоположность веры; оно — прародитель веры. Сомнение не уничтожает веру; оно прокладывает ей путь. Зачастую, как в случае с Фомой, сомнение может стать импульсом, который приведет нас к истине.

«Поверьте мне, в искреннем сомнении больше веры, — сказал Теннисон, — чем в половине всех вероучений».

Когда Гордон и Уильям Брауны работали над своей книгой «Послание к Римлянам: Евангелие свободы и благодати», они заметили, что «вера возрастает через поиск истины, ищущий же должен задавать вопросы, а вопросы возникают от „искреннего сомнения“. Слово „сомнение“ произошло от греческого „skeptikos“, что означает „задающий вопросы“».

Миф о Фоме неверующем, о том, что «настоящие христиане не сомневаются», не имеет библейского основания. Из опыта Фомы следует извлечь урок, что сомнение естественно, что мы можем быть искренни в нашем сомнении, и это искреннее сомнение должно привести к вере, когда Иисус открывает нам истину.

Убедись сам

Чтобы убедиться в нелепости мифа о Фоме неверующем, выполни это задание.

Прочитай стихи 1-12 из 24-й главы Евангелия от Луки. Какова был реакция учеников, когда женщины принесли новость о воскресении Иисуса (стих 2)?

Прочитай стихи 13-24 из 24-й главы той же книги. Как два человека, которые шли по дороге в Эммаус, отреагировали на новость о воскресении, которую они услышали ранее? Уверены они в том, что это произошло, или нет?

Прочитай следующие стихи, с 25 по 35. Каким образом у этих двух учеников рассеялись всякие сомнения в реальности воскресения?

Прочитай стихи 36-47 из этой же главы. Какова был первая реакция учеников на появление воскресшего Христа (стих 41)? Как они убедились в том, что Он воскрес (стихи 40, 42, 43 и 45)?

Прочитай стихи 19-29 из 20-й главы Евангелия от Иоанна. Что ответил Иисус на возглас Фомы «Господь мой и Бог мой!»? Иисус желает, чтобы и мы поняли это и были готовы признать Его как Господа и Бога.

А в чем сомневаешься ты? Помолись, чтобы Иисус провел тебя через твои сомнения к новому исповеданию веры.

27. Домашние растения не отвечают на молитву

Миф о том, что у каждого своя вера

Келли сидела за кухонным столом со своей подругой Хизер.

«Я думаю, каждый из нас во что-то верит. Я хочу сказать, что христианство — это еще не все. Важно лишь, чтобы ты верил во что-нибудь».

Хизер сдвинула брови, как будто это могло помочь ей мыслить более ясно.

«Похоже, ты права, — сказала она. — В конце концов, ведь и христианство построено на идее спасения по вере. Так что я полагаю… — Она сделала паузу, затем продолжила говорить немного медленнее. — Я полагаю, что не так уж и важно, во что ты веришь, если ты веришь — этого уже достаточно».

Извини, Хизер. Извини, Келли. Это миф.

Недавно один преподаватель колледжа заявил перед классом: «Я полагаюсь на веру. Я верю в силу веры. Я видел, что она полностью изменяет жизнь».

Но это экзистенциализм, а не христианство. Это в экзистенциализме основной упор сделан на «веровании», и неважно, во что — или в кого — веришь.

Однажды меня пригласили принять участие в дебатах, проходящих в одном большом университете, в качестве оппонента декана философского факультета. Дебаты были посвящены марксистской теории, рассматривающей человека как продукт развития экономических сил. Во время выступления я отметил, что для меня, как для человека, твердо придерживающегося исторической, библейской веры, воскресение Иисуса имеет решающее значение.

«Послушайте, Макдауэлл, — прервал меня мой оппонент, — дело ведь не в воскресении. Не столь важно, было такое событие или нет. Важно, верите ли вы, что оно было?»

«Сэр, — ответил я. — Вы заблуждаетесь. В действительно-сти дело именно в том, истинно ли то, во что я верю, или нет. Потому что если то, во что я верю, неистинно, тогда я не имею права на христианскую веру».

После дебатов ко мне подошел студент-мусульманин.

«Господин Макдауэлл, — сказал он, — я знаю некоторых мусульман, чья вера в Магомета намного сильнее, чем вера некоторых христиан в Христа».

«Может, и так, — ответил я, — но суть не в этом. Суть не в том, чья вера сильнее, а в том, в кого вы верите».

Ценность вашей веры не в самом веровании, а в том, в кого вы верите. Возможно, ваша вера сильнее, чем у всех людей, которые были, есть и будут на земле, но если вы сосредоточите свою веру, например, на цветочном горшке, украшающем вашу комнату, установите спасительные взаимоотношения с Богом? Получите ли вы прощение грехов? Почему нет, если вы очень сильно верите? Потому что вы верите в домашнее растение!

С другой стороны, если ваша вера размером с веснушку, и вы сосредоточите эту веру на Иисусе Христе, установите ли вы спасительные взаимоотношения с Богом? Получите ли вы прощение грехов? Определенно. В чем же разница? В объекте вашей веры, в Том, в Кого вы верите, — вот в чем разница.

Христианская вера не субъективна, это не сугубо личная вера, она целиком объективна. Именно поэтому апостол Павел писал:

А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.

1 Кор. 15:17

Павел признавал, что субъективной веры — неважно насколько сильно вы верите, — недостаточно, чтобы спастись от грехов. Лишь когда ваша вера станет верой в воскресшего Иисуса Христа, вы спасетесь «благодатию… через веру» (Еф. 2:8, курсив авторов). Вас спасет не вера; вас спасет Иисус Христос.

Убедись сам

Чтобы доказать нелепость мифа о том, что у каждого своя вера, выполни это задание.

Прочитай 16-й стих из 3-й главы Евангелия от Иоанна. Обрати внимание, насколько важными являются слова «в Него» в этом стихе, для того чтобы мы имели жизнь вечную.

Прочитай 24-й стих из 8-й главы Евангелия от Иоанна. Дает ли Иисус в этом стихе понять, что важно лишь верить, или Он дает понять, что важно верить в Него?

Прочитай 30 и 31-й стих из 16-й главы книги Деяний святых Апостолов. Во что (или в кого), согласно словам Павла, обращенным к тюремщику в Филиппах, ему надо верить?

Найди 22-й стих из 3-й главы Послания к Римлянам и заполни пропуски ключевыми словами: «Правда Божия через веру ________________________________ во всех и на всех верующих…»

28. Грех, притворство и Билли Грэм

Миф об Элмере Гентри

Элмер Гентри — главный герой известного одноименного романа Синклера Льюиса. Гентри — жадный, похотливый и лицемерный тип — был проповедником, который учил одному, а делал другое. Его слова, проповеди, да и вся жизнь были сплошным притворством и надувательством.

В последние годы имя вымышленного образа Элмера Гентри часто вспоминают в связи со скандалами, которые запятнали репутацию нескольких известных проповедников и служителей церкви. Слава Джима Беккера быстро обернулась позором, когда всем стало известно о его внебрачных связях и последующих попытках замять этот скандал. Узнав о происшедшем, Джимми Своггарт нелестно отозвался о Беккере, но его слова тут же превратились в пустой звук после того, как его вынудили признаться в увлечении порнографией. Повышенное внимание, которое благодаря прессе было привлечено к этим и другим скандалам, привело к тому, что многие стали верить в миф об Элмере Гентри, стали верить в то, что большая часть проповедников, служителей церкви и христианских лидеров — это извращенцы и лицемеры.

Тем не менее все эти газеты, журналы и телепередачи, которые поднимают шумиху вокруг подобных событий, почему-то обходят молчанием тех благовестников и проповедников, которые самоотверженно и преданно служили и продолжают служить Богу. Грех Джимми Своггарта и его попытки восстановить свое пошатнувшееся положение просто блекнут на фоне пятидесяти лет самоотверженного труда Билли Грэма на благо Церкви. Его проповеди услышали миллионы, а его жизнь никогда не шла вразрез с тем, чему он учил. Но несмотря на это Грэм признался, что с самого начала своего служения он «боялся — и по-прежнему боится, — что каким-то своим поступком может оскорбить Бога».

Билли Грэм, Луи Пало, Чарлз Колсон, Досон Макаллистер и Чарлз Суиндолл — вот имена лишь немногих из огромного числа христианских лидеров, жизнь которых была прямым отражением того, чему они учили. Складывается впечатление, что наше общество охотно верит в миф об Элмере Гентри, в то, что среди проповедников и служителей церкви полно лицемеров. Но это миф.

Апостол Петр предупреждал христиан первого века: «…и у вас будут лжеучители». Он также добавил, что «через них путь истины будет в поношении» (2 Пет. 2:1, 2). Именно поэтому дьявол и работает так усердно, пытаясь распространить миф об Элмере Гентри. Он хочет, чтобы истина была в поношении, чтобы проповеди мужчин и женщин, которые служат Богу, были скомпрометированы грехами и лицемерием других.

Но все же, несмотря на то что могут делать эти другие, истина всегда останется истиной. Мы все равно получаем спасение по милости через веру в Бога нашего Иисуса Христа. И у Бога по-прежнему есть власть «соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости» (Иуд. 24).

«Итак, — сказал Петр, — …берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь» (2 Пет. 3:17, 18).

Убедись сам

Чтобы убедиться в нелепости мифа об Элмере Гентри, выполни следующее задание.

Прочитай стихи 15-18 из 1-й главы Послания к Филиппийцам. Что сказал Павел о тех, кто «проповедует Христа не чисто»? Что, по его мнению, важнее всего?

Прочитай стихи 3-15 из 11-й главы 2 Послания к Коринфянам. Павел опасается, что коринфяне «уклонятся от простоты во Христе», следуя за лжеапостолами, которые «принимают вид Апостолов Христовых». Почему, по словам Павла, его не удивляет, что такое происходит?

Прочитай 16 и 17-й стихи из 4-й главы 1 Послания к Коринфянам. Павел имел основание просить других подражать ему! Почему он с такой уверенностью просит об этом? (См. стих 17.)

Когда мы видим, что видные христианские лидеры оказываются вовлеченными в скандальные истории, мы, по словам Павла, сами должны вести себя осторожно. Прочитай 12-й стих из 10-й главы 1 Послания к Коринфянам. Как эти трагедии, согласно этому стиху, должны воздействовать на нас?

29. Коварное обещание змия

Миф движения «Новая эра»

В одном магазине женщина с бесстрастным лицом, вся в кудряшках, рассказывала своей подруге об удивительной целебной силе своего «магического кварцевого кристалла». «Вот уже больше года у меня не то что насморка не было, у меня даже ни разу не разболелась голова», — вещала она.

Тихий, приятного вида мужчина уверял, что может общаться с некоторыми представителями животного мира (китами, дельфинами, птицами) при помощи музыкальных звуков и рисунков.

Обаятельный мужчина, занимающий высокую должность, руководствуется в принятии решений древними китайскими принципами, а милая бабушка, которой исполнилось семьдесят один год, делится «воспоминаниями» о том, как она была монахиней Римско-католической церкви в одиннадцатом веке.

Гуру, инопланетяне, гипноз, астральные проекции, восточная философия — чего тут только нет. Движение «Новая эра» («НЭ» для краткости) — это целый набор разнообразных идей и верований, которые, возможно, стали необычайно известны благодаря книге (и серии телевизионных передач) Ширли Маклейн «На краю» («Out on a Limb»).

Движение «НЭ» — это не религия или какая-то группа, это умонастроение, мировоззрение; оно включает в себя различные идеи и понятия. И хотя невозможно в одном предложении сформулировать, что же собой представляет движение «НЭ», можно вычленить одно убеждение, которое характерно для его приверженцев. Они полагают, что Бог присутствует во всем, что все мы — это Бог и что, изменив наше сознание, мы можем отыскать этого «бога» (а вместе с ним и неограниченные возможности) в себе.

Это миф.

В движении «Новая эра», со всей его неимоверной популярностью на настоящий момент, посвященной ему серией телевизионных передач и книг, расходящихся огромными тиражами, нет ничего нового. Его корни уходят во времена Эдемского сада.

В книге Бытие описано, как сатана, приняв облик змия, пообещал Адаму и Еве, что если они съедят запретный плод, то будут «как боги, знающие добро и зло». Но сатана, изобретатель полуправды, солгал. Ведь, хотя они и узнали добро и зло (а до момента грехопадения знали лишь добро), они не стали богами.

Движение «НЭ» прямо свидетельствует, что люди по-прежнему совершают ту же ошибку. Четыреста лет назад Монтень заметил: «Человек поистине безумен. Он не сумел создать даже самой малости, но он дюжинами творит богов».

Однако Слово Божие показывает, что идеи движения «НЭ» — это миф. Достаточно прочитать такие слова об Иисусе:

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого… сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Флп. 2:6-8

Благая весть Библии, с которой не может сравниться ни одна другая, состоит не в том, что люди станут подобны богам, а в том, что Бог сделался «подобным человекам» и умер за наши грехи, чтобы мы имели жизнь вечную.

Убедись сам

Чтобы убедиться в абсурдности мифа движения «НЭ» выполни следующее задание.

Прочитай стихи 1-7 из 3-й главы книги Бытие. Что сатана пообещал Адаму и Еве, если они съедят запретный плод (стих 5)? Какое из этих двух обещаний исполнилось, когда они съели плод (стих 7)? Исполнилось ли его обещание, что они станут подобны богам?

Прочитай о том, что случилось с апостолами Варнавой и Павлом (Деян. 14:8-18). Как толпа отреагировала на то, что они исцелили человека (стих 7)? Что ответили эти два великих миссионера, когда толпа назвала их богами (стих 14)? Что бы ответили Павел и Варнава на заявление членов движения «НЭ», что они могут стать богами, изменив свое сознание?

Прочитай стихи 21-23 из 12-й главы книги Деяний святых Апостолов. Как народ отреагировал на речь Ирода (стих 22)? Что случилось с «богом», которого они себе нашли (стих 23)?

30. За что мне все это?

Миф о безоблачной жизни

Синди, семнадцатилетняя христианка, возвращалась в пятницу поздно вечером домой на своей машине из ресторана, где она подрабатывала в свободное от учебы время. Вдруг она увидела нечто ужасное — прямо ей навстречу посередине дороги мчалась машина. Синди попыталась увернуться, но встречная машина врезалась в ее «Шевроле». От удара Синди скончалась. Водитель машины, которая стала причиной ее смерти, был пьян.

Двухлетняя Вера играла в саду неподалеку от дома, когда ее укусила оса. Лицо девочки мгновенно опухло. Мать тут же поняла, насколько это опасно, и они помчались в больницу, но не успели. Вера умерла по дороге. Ее родители и понятия не имели, что у ребенка аллергия на укусы ос.

У женщины-индианки, принадлежавшей к самой низкой касте, родился ребенок. Все свои четыре месяца жизни он провел в картонной коробке, где и умер от истощения. Его мать умерла два месяца спустя.

В жизни много несправедливости: умирают дети, страдают хорошие люди, некоторые христиане испытывают невыносимые муки. И эти хорошие люди, которые терпят страдания, зачастую говорят: «За что мне все это? Я этого не заслужил! Это несправедливо».

Люди задают этот вопрос из поколения в поколение, начиная с древнего патриарха Иова, историю о котором можно найти в Библии, до раввина Гарольда Кушнера, который написал книгу «Когда с хорошими людьми приключаются несчастья».

За этим вопросом стоит мысль о том, что хорошие люди, особенно христиане, должны жить безоблачной жизнью, свободной от борьбы, печали и страданий.

Но это миф.

Бог никогда не обещал христианам безоблачной жизни. Он никогда не говорил, что жизнь будет легкой или что хорошим людям уготованы лишь приятные события. Он не гарантировал комфортной и сладкой жизни тем, кто любит Его и служит Ему.

Но именно так люди и думают на протяжении веков. Хотя, если внимательно читать Слово Божье, можно увидеть, что эти мысли ошибочны.

Ученики Иисуса задали ему вечный вопрос о том, почему страдают люди. Они указали ему на человека, который был слеп от рождения.

«Равви! — спросили они Его. — Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?»

Иисус ответил: «…ни он, ни родители его» (Ин. 9:2, 3) и исцелил человека.

Это же можно сказать и про большинство несчастий, происходящих в мире. Некоторые люди страдают, потому что они согрешили, например, как мужчина, который ограбил магазин и угодил за это в тюрьму. Другие страдают из-за того, что согрешил кто-то другой, например, как малыш, который родился с патологией из-за того, что его родители употребляли кокаин. Но большинство страданий на земле попадает в категорию «не согрешил ни он, ни родители его».

Когда Бог создавал мир, Он создал и законы природы: такие, как закон земного притяжения или законы движения.

Мы все живем по этим законам. Но время от времени мы становимся их жертвами. Иногда по закону земного притяжения самолет, полный людей, падает и разбивается о землю. А иногда к катастрофическим последствиям приводят законы движения, например, при столкновении автомобилей. Бог не отменяет законы природы для хороших людей.

В жизни действительно много несправедливости. Катастрофы, болезни, трагедии, смерть — все это не обходит христиан стороной. На самом деле обещание, которое чаще всего давал Иисус Своим ученикам, звучало примерно так: «В мире будете иметь скорбь». Но в то же время Он дал христианам и уверенность: «…мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

Христиане не освобождены от страданий; но тем не менее они подготовлены к ним, потому что с ними всегда Тот, Кто сказал: «…Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Убедись сам

Чтобы убедиться в нелепости мифа о безоблачной жизни, выполни это задание.

Прочитай следующие отрывки из Библии. Определи тех людей или тот народ, который испытал страдания. Почему они страдали? Освободил ли их Бог от страдания или скорби? Сделал ли Он что-то для них? Если да, то что?

Деян. 4:1-13, 21

Лк. 23:32-43

1 Кор. 6:4-10

2 Кор. 12:7-10