Святилище и искупление

Возражение 93

Адвентисты седьмого дня не верят в то, что Христос безвозмездно предложил всем людям спасение — ведь они проповедуют, что спасение неразрывно связано с соблюдением закона. Этот ложный взгляд на спасение неоднократно выражается в сочинениях Елены Уайт, которую они считают богодухновенным писателем.

Мы уже анализировали различные аспекты этого обвинения, и поэтому ограничимся только рассмотрением вопроса, согласно которому Елена Уайт якобы верила и учила, что спасение связано не со Христом, а с соблюдением закона. Дадим ей возможность ответить самой, приведя отрывок из ее статьи, написанной в 1889 году.

Итак, Елена Уайт говорит: «Однажды, когда я на пароходе направлялась в Орегон, неподалеку от моей каюты, дверь которой была открыта, на штормовом мостике собралось несколько человек. Обращаясь к ним, один служитель рассуждал о законе. Спустя какое-то время он сказал: «На пароходе находится госпожа Уайт, ярый сторонник закона. Она говорит, что спастись можно только соблюдением закона. С ее точки зрения наше спасение целиком и полностью зависит от безупречного его соблюдения». После того как он какое-то время превратно излагал мои взгляды, а также взгляды других адвентистов седьмого дня, я вышла и сказала: «Господин пресвитер, госпожа Уайт здесь и она сама может ответить за себя. Я выслушала все, что вы сказали, и хочу вас заверить, что госпожа Уайт не верит в это. Закон не может спасти нарушителя. Именно потому, что закон был нарушен и грешника с неизбежностью ждала смерть, Тот, Кто был равен Отцу, пришел на эту землю и облекся в человеческую природу. Именно человеческие грехи побудили Христа сойти со Своего царского престола, отложить Свое царское одеяние и облечь Свою божественную природу в природу человеческую. Он пришел для того, чтобы наделить человека нравственной силой и соединить падшее человечество с Богом, чтобы, веруя в Иисуса, мы могли стать причастниками Божественной природы и избежать тления, которому подвержено все в этом мире. Апостол говорит, что «грех есть беззаконие». Однако Христос явился для того, чтобы взять грех на Себя и спасти от грехов Свой народ. Душа, верующая во Христа, имеет возможность очиститься от всякой скверны и благодатью Иисуса вернуть себе Божественное расположение.

Закон указывает на Христа, и любое нарушение закона может быть искуплено только кровью Сына Божьего. Закон как зеркало: он показывает человеку изъяны его характера, но в нем не содержится ничего, что могло бы исцелить от недостатков, которые он выявляет. Павел говорит: «Я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20:20, 21). Почему Павел проповедовал о необходимости покаяния перед Богом? Потому что человек нарушил Закон Божий и, следовательно, разорвал свои отношения с Богом. Почему он проповедовал веру в Господа нашего Иисуса Христа? Потому что Христос умер на Голгофе и тем самым открыл источник, в котором Иудея и Иерусалим могли омыться от греха и нечистоты и очиститься…

Смерть Христа — неопровержимый аргумент, доказывающий, что Закон Божий остается неизменным. Если бы Бог мог изменить хоть одну заповедь из Своего Закона, Христос бы не умер. «Вы когда-нибудь слышали, чтобы я говорила обратное? — спросила я этого служителя. Он ответил, что не слышал. — Из тысяч страниц, которые я написала, нашли ли вы хотя бы одну, где бы я говорила, что нас спасет закон? — Нет, — ответил он. — Тогда зачем вы приписываете мне такие взгляды? Надеюсь, что больше вы такого не скажете»» (Знамения времени, 1889, 23 сентября, с. 578. Из сноски становится ясно, что это была проповедь, прочитанная в Чикаго, Иллинойс, 9 апреля 1889 г.).

Комментарий на слова Елены Уайт

Авторы возражения, которое мы здесь рассматриваем, согласятся с тем, что, занимаясь исследованием Библии, предпочтительнее предоставить библейским авторам говорить самим за себя. Мы согласны с данным требованием и лишь подчеркиваем, что такое право надо дать и Елене Уайт. Когда ей позволяют говорить от своего имени, приведенное возражение теряет свою силу, потому что адвентисты седьмого дня полностью согласны с ее словами.

Возражение 94

«Адвентисты седьмого дня учат, что, как и все люди, Христос родился с «грешной природой». Это ясно указывает на то, что Его сердце тоже «лукаво… более всего и крайне испорчено» (Иер. 17:9). Они также «учат, что, осуществляя Свою земную миссию Спасителя человека, Христос мог потерпеть неудачу и что Он пришел в этот мир, «рискуя проиграть и навлечь на Себя вечную гибель». Однако Библия постоянно утверждает, что Христос был свят, «не знал греха» и что Он «не ослабеет и не изнеможет»».

Веками ведутся бесконечные и ожесточенные споры о природе Христа. Это неизбежно, потому что здесь мы сталкиваемся с великой тайной. Библия проливает определенный свет на различные стороны этой тайны, однако не содержит никакого формального ее обсуждения. Богословы, сосредоточивающие внимание на текстах, которые говорят о Христе как «сыне Божием», настолько ослеплены Божественной славой, явленной в этих текстах, что часто просто не замечают других отрывков, касающихся Христа; иные, обращающиеся к текстам, в которых о Христе говорится как о «Сыне человеческом», иногда склоняются к тому, чтобы умалить Божественную природу Христа.

Факты говорят о том, что Христос пребывал среди людей, оставаясь человеком и Богом. Таково историческое учение христианства. Непостижимо? Да. Именно поэтому нам надо действовать очень осторожно, если мы хотим сделать правильные выводы относительно того, каким образом проблема греха и греховной природы человека соотносится со Христом. Что понимается под «греховной природой»? С самого начала Реформации протестанты не могли выработать единого мнения по этому вопросу, однако похоже, что наш критик вообще не испытывает никаких затруднений и, с догматической решительностью прорываясь через тайну природы Христа и тайну греховной человеческой природы, утверждает, что адвентисты седьмого дня повинны в страшной ереси.

В своем исповедании веры адвентисты никогда не делали формального заявления по этому вопросу. Единственное высказывание по данной проблеме, которое существует в нашей литературе и которое можно рассматривать как подлинно авторитетное, являются слова Елены Уайт. Наш критик приводит следующий отрывок из ее книги «Желание веков»: «Уподобившись нам, Он [Иисус] был призван показать пример послушания. Для этого Он принял человеческое естество и прошел через выпадающие на долю человека испытания» (с. 24).

Для того чтобы ощутить всю силу ее слов, приведем данный отрывок в более широком контексте: «Сатана выставляет Божественный закон любви законом своекорыстия. Он утверждает, что невозможно повиноваться заповедям закона. Вину за падение наших прародителей и за все горестные последствия он возлагает на Творца, побуждая людей смотреть на Бога как на виновника греха, страданий и смерти. Иисус должен был разоблачить этот обман. Уподобившись нам, Он был призван показать пример послушания. Для этого Он принял человеческое естество и прошел через выпадающие на долю человека испытания. «Он должен был во всем уподобиться братиям» (Евр. 2:17). Если бы нам пришлось переносить то, что не довелось испытать Иисусу, сатана мог бы утверждать, что Божья сила недостаточна для нас. Поэтому Иисус был «подобно нам искушен во всем» (Евр. 4:15). Он перенес все испытания, которые переносим мы, и не воспользовался ни единым Своим преимуществом, ничем, что было бы недоступно и нам. Придя на землю человеком, Спаситель боролся с искушением и побеждал силой, данной Ему Богом. Он говорит: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39:9). Утешая приходящих к Нему, пораженных сатаной, Он открывал людям суть Божественного закона и смысл Своего служения. Вся Его жизнь свидетельствует о том, что и мы способны повиноваться Закону Божьему.

Благодаря Своей человеческой природе Иисус соединился с людьми. Благодаря Своей Божественной природе Он поддерживал связь с престолом Господа. Как Сын Человеческий Он является для нас примером повиновения, как Сын Божий Он дает нам силу повиноваться» (Желание веков, с. 24).

Далее в этой же книге Елена Уайт говорит: «Бог допустил, чтобы Сын Его беспомощным младенцем, подверженным слабости человеческой, пришел в тот мир, где сатана претендовал на владычество. Господь допустил, чтобы Его Сын столкнулся со всеми опасностями наравне со всяким человеком, и допустил, чтобы Он боролся, как борется каждое земное дитя, рискуя потерпеть поражение и обречь себя на вечную гибель» (с. 49).

Такова вера адвентистов, и мы исповедуем это учение, потому что оно не противоречит откровению и разуму. Отметим еще несколько моментов.

1. Павел говорит, что Бог послал «Сына Своего в подобии плоти греховной» (Рим. 8:3).

2. Павел поясняет, что «не Ангелов восприемлет Он [Христос] , но восприемлет семя Авраамово» (Евр. 2:16) и что Он причастен «плоти и крови» (ст. 14).

3. Павел тотчас подтверждает сказанное, говоря: «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям» (Евр. 2:17). Итак, Он должен был уподобиться нам не в чем-то, но «во всем». В Пересмотренном стандартном переводе сказано: «Должен был во всех отношениях уподобиться братиям». Следовательно, Он имел не только Божественную, но и человеческую природу. Но разве наша человеческая природа не подвергается искушению? Если бы это было не так, тогда следующие слова Павла утратили бы свой смысл, ибо он тотчас добавляет: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18). 4. Павел снова говорит, что Христос, «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15). В Пересмотренном стандартном переводе этот отрывок выглядит следующим образом: «Как и мы, он во всех отношениях подвергся искушению, но при этом не совершил греха». Что же означают слова о том, что Христос был «искушен»? Павел сам отвечает: Христос был искушен «подобно нам».

Стремясь преуменьшить силу данных слов, наш критик заявляет: слово «искушен» применительно ко Христу означает, что Он был «испытан», или «проверен». Однако приведенные тексты подчеркивают, что в данном случае природа искушения была точно такой же, какова природа искушения, которому подвергаются люди. Нельзя, однако, отрицать, что есть и различие: Христос был искушен, но при этом Он не согрешил, чего нельзя сказать о людях. В той или иной степени все мы не сумели устоять перед соблазном. В тексте говорится не о том, что Христос не мог согрешить, а о том, что Он не согрешил. Но если и в человеческой природе согрешить для Него было невозможно, то почему бы Павлу прямо не сказать об этом в рассматриваемых нами текстах? Это было бы великим откровением. Но, заявляет наш критик, если Христос на самом деле имел человеческую природу, способную ко греху, то есть, иными словами, природу, подобную нашей, тогда Он не мог не согрешить, потому что Библия говорит, что «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер.17:9). Мы полностью согласны с тем, что человеческое сердце «лукаво» и полно греха, однако эта отличительная особенность, характерная для падшего человечества, не является неизбежной для человеческой природы. Находясь в раю, Адам имел человеческую природу и с самого начала был способен согрешить, однако он оставался безгрешен до того дня, когда неправильно употребил свою свободную волю и принял грех в свое сердце.

Интересно, что Павел особым образом сравнивает Адама, которого он называет «первым человеком Адамом», со Христом, Которого именует «последним Адамом», противопоставляя их друг другу (1 Кор.15:45). «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:21, 22). Разве это противопоставление и сравнение не указывают нам на решение данной трудной проблемы? Наш праотец Адам проиграл битву с искусителем не потому, что у него было «крайне испорченное» сердце (Творец создал его совершенным), а потому, что он неправильно употребил свою свободную волю и впустил грех в свое сердце. Мы же, его дети, пошли по его стопам. Что касается Христа, этого «последнего Адама», то Он одержал победу над искусителем, и поэтому мы, благодаря обетованым прощению и силе, тоже можем победить. Адам мог победить, но проиграл, Христос мог проиграть, но победил, и в этом их разительное отличие.

Оно усиливается и благодаря тому, что Христос родился среди людей примерно через четыре тысячи лет после того, как грех вошел в этот мир, приняв все то, что таинственным образом ослабляет тело и душу в борьбе с ним. Человек, страдающий расстройством пищеварения, может стать святым, однако его путь на небо окажется довольно мучительным. Человек, у которого слабая нервная система, тоже способен достичь святости, однако как нелегко ему это будет сделать! Им обоим нельзя грешить, и оба не смогут получить оправдания за свой грех, однако если они победят искушения, их победа будет гораздо убедительнее свидетельствовать о торжестве Божьей благодати, явленной в данной Богом свободной воле, чем победа того человека, который не имеет таких недугов. Именно в этом смысле мы вполне обоснованно можем сказать, что по сравнению с поражением Адама победа Христа выглядит еще блистательнее. Христос победил, несмотря на то, что принял на Себя «подобие плоти греховной» вместе со всеми губительными и ослабляющими последствиями греха, которые влияют на тело и нервную систему человека, а также со всеми последствиями, оказывающими воздействие на его окружение («Из Назарета может ли быть что доброе?» — Ин. 1:46).

Иначе говоря, адвентисты верят, что Христос, «последний Адам», обладал природой, подобной природе «первого человека Адама», то есть такой, которая не была осквернена грехом, но могла ответить на грех и к тому же была ослаблена последствиями воздействия греха на человеческое тело, его нервную систему и окружающую среду — воздействия, не прекращавшегося четыре тысячи лет.

Наш критик чувствует, что единственная возможность отнестись ко Христу с должным почтением и оградить Его от скверны греха заключается в том, чтобы занять позицию, согласно которой Христос и не мог согрешить. Однако способна ли нас утешить и придать нам уверенности личная победа безгрешного Христа над грехом, если во время Своего земного служения Он обрел свободу от греха не благодаря настоящей победе над искушением, а просто из-за невозможности грешить? Тогда нам остается благоговейно склониться перед этим Святым Существом, однако мы уже не можем увидеть в Нем Того, Кто «во всем уподобился братиям», Кто, «подобно нам, искушен во всем» и Кто «может и искушаемым помочь». Если Христос был просто не в состоянии согрешить, то тогда все эти слова теряют смысл.

Мы чувствуем, что воздадим Христу еще больше чести и не бросим на Него и тени подозрения в грехе, если поверим, что Он, хотя и мог совершить грех, если бы захотел, но не сделал этого, и ощущая силу искушения в той же мере, что и мы, Он сознательно сделал Свой выбор: стал на сторону Отца, а не дьявола. Искушение пыталось одолеть Христа, но не нашло никакого отклика в Его сердце. Он сказал: «Идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30). Он «возлюбил правду и возненавидел беззаконие» (Евр.1:9) и в этом смысле оказался «отделенным от грешников» (Евр.7:26). Без каких-либо оговорок мы принимаем слова Священного Писания о том, что Христос «не знал греха» (2 Кор. 5:21).

Отстаивая такой взгляд на Христа, адвентисты седьмого дня по существу соглашаются с точкой зрения, которую на протяжении многих лет выражали различные богословы. Здесь мы можем упомянуть только некоторых из них.

В своем хорошо известном комментарии на отрывок из Послания к Евреям (Евр. 2:18) Альберт Барнс (Barnes) говорит, что слово «искушен» может означать, что человек испытал «бедствия или страдания» или он подвергся «искушению, когда сознание переживает сильное побуждение ко злу». Затем он добавляет: «Спасителя искушали и тем, и другим образом, причем в самой суровой форме, какую только можно себе представить».

Комментируя Послание к Евреям, Генри Джонс Рипли (Ripley), баптистский богослов и преподаватель семинарии, сто лет назад писал: «О Христе сказано, что Он во всем уподобился человеку и, следовательно, так же, как и люди, во всем подвергся искушению. Находясь на земле и будучи человеком в том подлинном смысле, в каком им является каждый из нас, Он, как и люди, подвергался искушению со стороны сатаны, а также со стороны Своих врагов и мнимых друзей. Искушения были обусловлены Его телесной природой, Его умственными способностями, Его эмоциональной восприимчивостью, а также отношениями с земными родственниками. …Принимая во внимание любые трудные вопросы, которые могут возникнуть из того факта, что Он был Сыном Божьим, хотя и уничижившимся до человека, мы не должны забывать не менее библейскую истину, согласно которой Он был подобен нам и на самом деле был подвержен тем же немощам и искушениям, которые испытывают люди. …Если мы испытываем искушение, это еще не доказывает, что мы грешники, — грех начинается тогда, когда мы поддаемся искушению» (Послание к Евреям, 1868, с. 62).

Комментируя выражение «кроме греха» (Евр. 4:15), Макалей (Macaulay), в свое время работавший пастором церкви (Wheaton Bible Church), пишет так: «Это выражение не есть констатация факта, что Он не грешил, не отвечая на искушения. Оно означает, что искушения не коснулись Его безгрешной природы, никак не затронули ее и не взволновали. …У Него были наши естественные слабости, на которые рассчитывал враг, они и стали мишенью для искушения, но они никогда не приводили к греху» (Devotional Studies in the Epistle to the Hebrews, 1948, p. 70).

Комментируя этот же отрывок из Послания к Евреям, Мозес Стюарт (Stuart), богослов начала XIX века и преподаватель семинарии, пишет: «Он [Христос] обладал настоящей человеческой природой, и поэтому был восприимчив к воздействию различных искушений, хотя никогда не поддавался им» (Комментарий на Послание к Евреям, 1876, с. 336).

Комментируя этот же текст, Брук Фосс Уэсткот (Westcott), англиканский епископ и один из самых известных знатоков греческого языка прошлого поколения, отмечает: «Лучше всего объяснить эту истину можно следующим образом: Христос воспринял человеческую природу, чтобы жить единой жизнью с падшим человеком, хотя и без греховных побуждений» (Послание к Евреям, 1903, с. 108).

Уильям Порчер Дюбос (Dubose), богослов Епископальной церкви и профессор Южного университета (штат Теннесси), в начале XX века писал по поводу этого вопроса: «Мне кажется, лучше всего выразить суть данной проблемы можно словами, которые, по моему мнению, и составляют ясное и недвусмысленное учение Послания к Евреям и вообще всего Нового Завета, а именно, ради нас Господь стал человеком и Своим отношением ко греху полностью принял на Себя наше состояние, тем самым открыв нам возможность так же, как и Он, побеждать грех. Когда мы оставлены наедине со своей природой и собой, грех побеждает и убивает всех нас, но благодаря Божьей силе, которая в Нем пребывала, Он вышел победителем в схватке с грехом, уничтожив его. Он сделал это не как человек, обладающий самодостаточной волей и силой, но как человек, полностью зависящий от Бога. Всемогущую Божью благодать, от которой Он зависел, а также Свою абсолютную зависимость от нее Он претворил в Свою совершенную веру, доступную нам в спасении. Он вновь совершает в нас победу над грехом и смертью, которая первоначально совершилась в Нем Самом» (Цит. A. Nairne в книге The Epistte to the Hebrews, Introduction, p. Ixxviii. The Cambridge Bible for Schools and Colleges).

Касаясь искушения Христа в пустыне, декан Ф. Фаррар (Farrar), чья книга «Жизнь Христа» и другие произведения на протяжении многих лет служили наставлением для благочестивых людей, писал: «Некоторые в своем неудержном и невежественном рвении заявляют, что Он [Христос] не только был по-настоящему безгрешен, но обладал природой, по отношению к которой грех божественным и чудесным образом был просто невозможен. И что же тогда? Если Его великая борьба была всего лишь обманчивой фантасмагорией, то какая нам польза от этого повествования? Если нам приходится сражаться облаченными в доспехи свободной человеческой воли, которые еще на груди наших отцов были изрублены и иссечены множеством жестоких ударов, то разве мы утешимся, увидев, что наш великий Полководец не только победоносно сражается, но и не подвергается никакой опасности, не только остается невредимым, но просто не может быть ранен? Те, кто именно таким образом хочет воздать Ему честь, отнимают у нас живого Христа, Который был не только истинным Богом, но и истинным человеком… Итак, предстает ли это под видом псевдоортодоксии, ложной и фарисейской, направленной только на то, чтобы обнаружить и осудить ересь других, или происходит в результате чрезмерного постыдного благоговения, вырождающегося в чувство рабского страха, — будем осторожны и не станем противоречить ясному учению Писания, а в отношении этого рассказа [искушение в пустыне] — ясному учению Самого Христа, ошибочно предполагая, что Он просто не был подвержен настоящему искушению» (Жизнь Христа, с. 95, 96).

Мы могли бы сослаться на гораздо большее количество сочинений, принадлежащих перу посвященных и сведущих богословов различных конфессий, однако для того, чтобы доказать, что адвентистский взгляд на Христа и искушение не представляет собой какого-то странного еретического учения, достаточно и этого.

А теперь добавим несколько слов относительно отрывка из Книги пророка Исайи, где сказано, что Христос «не ослабеет и не изнеможет» (Ис. 42:4). Это пророчество приводится как доказательство того, что Христос, придя на эту землю, не мог подвергать Себя риску вечной гибели. Зададим несколько вопросов, которые помогут прояснить проблему. Можем ли мы утверждать, что Бог с самого начала знает об исходе того или иного события? Конечно, можем! Следовательно, Он заранее знает, что некоторые грешники будут упорствовать в своем грехе и в конце концов погибнут. Однако вправе ли мы сказать, что Бог отнимает у них свободную волю и делает их гибель неизбежной? Все ответят, что это не так. И еще: Бог заранее знает, что есть праведники, которые останутся неколебимыми в своей праведности и в великий день Господень будут спасены. Однако приводит ли это знание к тому, что они утрачивают свою свободную волю, перестают ощущать настоящее греховное искушение и непременно будут спасены? Мы опять ответим, что это не так. Да, Бог предвидел, что Его Сын «не ослабеет и не изнеможет», однако это предвидение не избавило нашего Господа и Спасителя от искушения.

В заключение повторим еще раз: адвентисты верят, что Христос — истинный Бог и истинный Человек, что Его человеческая природа была подвержена тем же греховным искушениям, каким подвергается и наша, что силой, данной Ему Отцом, Он восторжествовал над искушением и что Его в буквальном смысле можно назвать «святым, непричастным злу, непорочным» (Евр.7:26).

Примечание

Быть может, в качестве совета будет уместно сказать несколько слов некоторым нашим писателям и проповедникам. Воплощение — великая тайна. Мы никогда до конца не поймем, как можно одновременно быть «Сыном Божиим» и «Сыном человеческим», то есть обладать человеческой и Божественной природой. Равным образом, великой тайной остается и существование греха во Вселенной. Мы, наверное, никогда до конца не поймем природу греха и, следовательно, никогда, по-видимому, полностью не постигнем выражение «греховная плоть», которое часто употребляем, не пытаясь его определить. Говоря о пятне греха или его зародышах, мы должны помнить, что используем метафорический язык. Некоторые критики и особенно те, кто смотрит на Писание через призму кальвинизма, в выражении «плоть греховная» усматривают нечто такое, чего адвентистская теология не предполагает. Таким образом, используя это выражение по отношению к человеческой природе Христа (как это делают некоторые наши писатели), мы рискуем быть неправильно понятыми. Да, это выражение мы трактуем всего лишь как сообщение о том, что Христос «восприемлет семя Авраамово» «в подобии плоти греховной», однако критики не хотят этому верить.

Никогда не следует забывать, что библейские тайны, вернее всего выражены библейским языком. Следовательно, когда нам приходится продвигаться сквозь туман божественной тайны, лучше всего оставаться в надежных границах библейских цитат. Для того чтобы извлечь из этой тайны ее спасительную освящающую силу, нам не следует двигаться дальше. Оставаясь в этих границах, мы наилучшим образом защищаем эту тайну от насмешек скептиков, имя адвентиста — от критических нападок, а самих себя — от возможности заблудиться в тумане.

Возражение 95

Христос — центр и основание нашего спасения. Обращаясь к Коринфской церкви, Павел сказал: «Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2). Однако, заостряя внимание на соблюдении закона и субботы, а также на других характерных особенностях своего вероучения, адвентисты седьмого дня, в отличие от истинных христиан, явным образом не отводят Христу центрального, доминирующего положения.

Мы считаем, что так называемые «характерные особенности вероучения» ярким образом подчеркивают первостепенное значение Христа. Обратим внимание на следующие факты.

1. Наше учение о законе. Мы учим, что «грех есть беззаконие» и что все человечество виновно перед Богом и осуждено, потому что возмездие за грех — смерть. Если бы Закон Божий можно было упразднить, человек уже не подлежал бы наказанию смертью, и оказалось бы, что смерть Христа вовсе не является необходимой для нашего спасения, поскольку, как известно, Он умер, чтобы спасти нас от осуждения и смерти. Таким образом, Его смерть на Голгофе просто стала бы прекрасным примером того, как добрый человек умирает за свои благородные идеалы, давая нам образец надлежащего поведения. Некоторые христиане считают, что так оно и было. Такое предположение лишает смерть Христа ее спасительности, внушающей благоговейный трепет.

Однако адвентисты седьмого дня навсегда застрахованы от такого взгляда, унижающего Христа. Мы считаем, что Закон Божий имеет вечную силу, и, следовательно, единственная надежда виновного грешника избежать смерти заключается в том, что требования нарушенного человеком закона находят свое удовлетворение во Христе, Который умер вместо этого грешника. Сама наша вера в то, что Закон Божий неизменен в вечности, заставляет нас видеть во Христе нашу единственную надежду в этой жизни. Разве можно в большей степени выразить все основополагающее значение Христа для нашего спасения? 2. Наше учение о субботе. Мы уже говорили о том, что (см. Возражения 45 и 46), соблюдая седьмой день, то есть субботу, человек сосредоточивает свое внимание на великой истине творения, изложенной в Книге Бытие. Именно эту истину сегодня столь охотно отрицают христиане, придерживающиеся теории эволюции. Итак, сосредоточиваясь на этом творческом проявлении Божественной силы, мы не можем не оказать еще большие почести Христу, потому что Бог «создал все Иисусом Христом» (Еф. 3:9). «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол. 1:16).

Истинное соблюдение субботы представляет собой еженедельное поклонение Христу как Творцу. Таким образом, воздавая Ему почести, мы обретаем готовность во всей полноте поверить в Его обетование, согласно которому Он в буквальном смысле сотворит в нас новое сердце и душу и, следовательно, сделает нас новым творением во Христе Иисусе.

Поскольку мы каждую неделю вспоминаем о том, как совершенен был наш мир изначально, мы можем во всей полноте осознать всю глубину грехопадения наших прародителей и буквально принять слова нашего Господа, сказавшего: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). Разве это не свидетельствует о том, что Христос в полной мере является средоточием нашей веры?

3. Наше учение о святилище. Земное служение в святилище, которое Бог установил для израильтян через Моисея, было прообразом небесного служения, которому надлежало совершиться ради спасения человека. Следовательно, мы воссоздаем реальность жертвенного служения и пролития крови во оставление грехов, то есть ту истину, которую современное христианство почти всюду забыло или отрицает. В заклании земных агнцев мы видим прообраз «Агнца Божия», в земной Пасхе — прообраз «Пасхи нашей», Христа, Который был «заклан за нас», в земных священниках — прообраз нашего первосвященника Христа, Который совершает за нас служение на небе (см. 1 Кор. 5:7; Евр. 8:1). Разве можно еще сильнее подчеркнуть значимость Христа в нашем учении и оказать Ему большие почести?

4. Наше учение о смертности человека. Мы буквально понимаем текст, гласящий: «Возмездие за грех — смерть», то есть в буквальном смысле верим, что окончательная участь грешника — гибель, уничтожение. Такой вывод логически вытекает из нашей веры в то, что человек не обладает бессмертной душой. Следовательно, мы безоговорочно и безусловно прославляем Христа как нашу единственную надежду на жизнь. Мы буквально понимаем следующие Его слова: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10:10). Мы верим, что «жизнь и нетление» были явлены «через благовестие» нашего Господа и никак иначе (2 Тим. 1:10). Разве можно воздать Христу большие почести?

5. Наш акцент на пророчестве. Наиболее характерная особенность нашей деноминации заключается в представлении о том, что Бог хочет, чтобы мы правильно понимали библейские пророческие отрывки и чтобы они послужили нам руководством на пути на небеса. В Книге пророка Даниила и Книге Откровение, которые столь часто становятся основой проповедей во время наших евангельских встреч, мы находим самые замечательные строки, описывающие силу Христа и грядущее Царство. Особое внимание мы обращаем на начальные слова Книги Откровение: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну» (Откр.1:1). Мы призываем слушателя посмотреть на небо и увидеть Христа, Который ходит посреди семи светильников (см. Откр.1:13). Христа, Который есть «Агнец как бы закланный» (Откр. 5:6). Христа как Царя царей и Господа господствующих (см. Откр. 19:16), грядущего установить Свое вечное Царство. Проповедуя на основании пророческой Книги Даниила, мы заостряем особое внимание на видении 2300 дней (см. Дан. 8:14), куда входит пророчество о семидесяти седминах (см. Дан. 9:24-27). Именно в этом пророчестве, которое является средоточием адвентистской теологии, содержится одно из неопровержимых доказательств того, что Христос, родившийся в Вифлееме, на самом деле «Христос Владыка», пришествие Которого предсказывали «Моисей и все пророки». Разве можно воздать Христу еще большие почести?

6. Наше учение о Втором пришествии Христа. Во всей адвентистской теологии ни одна другая доктрина не занимает столь центрального места, какое отведено концепции о Втором пришествии. Человек, посещающий адвентистские евангельские богослужения, довольно скоро знакомится с этим учением. По сути дела, на таких служениях это учение обсуждается самым широким образом. Его суть лучше всего выражена в словах ангелов, обращенных к ученикам во время вознесения Христа: «И сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:11). Человеку, принявшему адвентистскую веру, постоянно напоминают об этой великой истине в многочисленных статьях и книгах, посвященных Второму пришествию. Мы не поддаемся обману довольно распространенного в христианстве лжеучения, согласно которому мир постепенно улучшается, и в конце концов все войдут в тысячелетнее царство. Мы, адвентисты, видим надежду на будущее не в способности человека улучшить этот мир, а в Божьей силе, способной заново воссоздать эту землю. Наша надежда основывается на обетовании, согласно которому «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:16,17). Разве можно еще сильнее возвеличить Христа? Итак, мы вкратце рассмотрели, какое место Христос занимает в наших шести самых характерных доктринах. Хочется думать, что на самом деле у нашего критика просто не было времени, чтобы как следует их изучить.

Возражение 96

Адвентисты утверждают, что неверно считать спасенным человека, принимающего Христа как своего Искупителя. Елена Уайт заявляет. «Тем, кто принял Спасителя, каким бы искренним ни было их обращение, никогда не следует говорить или чувствовать, что они уже спасены. Это вводит в заблуждение» (Наглядные уроки Христа, с. 155). Евангелие учит, что верующие «спасены» «словом о кресте» (1 Кор.1:18). Оно учит, что Бог «спас нас и призвал званием святым» (2 Тим. 1:9). Если мы говорим, что родившийся свыше не обладает спасением уже теперь, мы возвещаем ложное Евангелие. Адвентисты превращают спасение в процесс «распятия своего эгоистического «я»», «доказывания того, что человек «достоин» спасения», а также в «борьбу». Это еще раз говорит о том, что они проповедуют ложное законническое Евангелие.

Для начала приведем упомянутое высказывание Елены Уайт в контексте, чтобы лучше понять действительный смысл ее слов. Цитата взята из главы «Двое молящихся», в которой речь идет о фарисее и мытаре, пришедших в храм для молитвы. Елена Уайт говорит о том, сколь опасна духовная гордыня и чувство самодовольства, которое пробуждает в человеке ощущение собственной праведности. Затем она упоминает Петра и замечает, что «в первые годы своего ученичества Петр был о себе высокого мнения. Петр, как и фарисей, считал, что он «не таков, как прочие люди». Он заверял своего Господа, что если другие и соблазнятся о Нем, то он не соблазнится, однако довольно скоро неосознаваемая им слабость дала о себе знать, и Петр отрекся от Господа с проклятием». Приведем отрывок из книги Елены Уайт: «Отступничество Петра не было результатом лишь минутной слабости, но явилось следствием давнего и постепенного падения. Самоуверенность привела его к убеждению, что он уже спасен, и шаг за шагом влекла его все ниже, пока он не отрекся от своего Учителя. Мы никогда не можем быть вполне уверенными в себе и полагать, будучи еще здесь, на земле, а не на небесах, что мы защищены от искушения. Тем, кто принял Спасителя, каким бы искренним ни было их обращение, никогда не следует говорить или чувствовать, что они уже спасены. Это вводит в заблуждение. Дорожить своей верой и лелеять надежду на спасение должен каждый, но даже когда мы предаем себя Христу и знаем, что Он принимает нас, мы не избавлены от искушения. Слово Божье учит: «Многие очистятся, убедятся и переплавлены будут в искушении» (Дан. 12:10). Только тот, кто перенесет испытание, «получит венец жизни» (Иак. 1:12).

Тому, кто принимает Христа и в своей новообретенной уверенности считает себя спасенным, грозит опасность уповать лишь на самого себя. Таковые забывают о собственной слабости и постоянной нужде в Божественной силе. Они не подготовлены к противостоянию уловкам сатаны, и потому, когда приходит искушение, подобно Петру, падают в глубины греха. Нам дается предостережение: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12). Единственная гарантия нашей безопасности — это постоянное недоверие себе и своим силам и зависимость от Христа» (Наглядные уроки Христа, с. 155).

Очевидно, что в данном случае слово «спасен» Елена Уайт употребляет для того, чтобы охарактеризовать ошибочную идею спасения, которую отстаивают отдельные люди. Она не придает ему тот смысл, который вкладывает в него Павел во Втором послании к Тимофею (2 Тим. 1:9) — этот отрывок и приводит наш критик.

В определенном смысле христианин может сказать, что он спасен. Когда мы исповедуем свою вину и обращаемся ко Христу, Он прощает нас, спасает от осуждения греха и указывает путь к небу. Адвентисты искренне в это верят.

Однако в многовековой истории христианства были люди, отстаивавшие небиблейскую точку зрения, согласно которой, спасая нас от наших прошлых грехов, Христос тотчас навсегда возносит нас в некое небо на земле, откуда невозможно низвергнуться. Таким образом получается, что уже здесь и теперь мы навсегда оказываемся спасены, спасены и еще раз спасены! В лучшем случае такое понимание спасения приводит к духовной гордыне («Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди»), в худшем — к духовной слепоте, самодостаточности и ложной уверенности, в результате которой человек впадает в самый отвратительный грех.

Именно это ложное понимание слова «спасен» на протяжении многих лет опровергают адвентисты седьмого дня и христианские руководители в целом.

Мы принимаем все, что говорит Библия о нашем спасении здесь и теперь, а также о том, что отныне мы оправданы кровью Христа. Однако в то же время мы принимаем все, что она говорит о тех опасностях, которые подстерегают нас на пути к небу, а также о необходимости постоянно бодрствовать в молитве, если мы хотим достичь нашей небесной цели.

Слова Павла приводятся в доказательство того, что спасение — это совершившийся факт для тех, кто не забывает об истинном Евангелии: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1:18). Однако в этом же Послании Павел говорит: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали» (1 Кор. 15:1, 2).

Адам Кларк (Clarke) так комментирует этот текст: «Теперь вы находитесь в том состоянии, в котором возможно спастись, и вы на самом деле спасены от своего язычества и прошлых грехов. …Ваше будущее спасение или возможность в конечном счете войти во славу теперь зависит от того, насколько вы будете верны благодати, которую приняли».

Таково продуманное методистское учение о спасении. Его придерживаются и адвентисты. В своем хорошо известном библейском комментарии Джемисон (Jamieson), Фоссе (Fausset) и Браун (Brown) замечают, что фразу «которым и спасены» (1 Кор. 15:2) следует читать как «которым и спасаетесь». Такого мнения придерживается и Ланж. Это согласуется с библейским образом христианина, идущего по дороге, которая временами оказывается прямой, а временами довольно извилистой: стремясь не сбиться с пути, он всегда может просить защиты у ангелов, однако до самого конца путешествия никогда нельзя быть уверенным, что искушения и опасности миновали. Воспринимая христианина именно таким образом, мы с полным правом можем сказать, что он находится в процессе спасения. Никакое чувство вины не обременяет его. Христос освободил его от этого, однако он не освобожден от возможности совершить грех, и тогда он снова окажется виновным. У него по-прежнему сохраняется возможность сбиться с прямого пути, уклонившись в ту или иную сторону.

Именно поэтому мы считаем весьма значимыми слова апостола Павла, с которыми он обращается к Тимофею: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16). Мы видим, что здесь слово «спасать» Павел использует в будущем времени. Спасение станет возможным только в том случае, если Тимофей будет «постоянно» держаться избранного пути.

Кроме того, Павел говорит Тимофею: «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями» (1 Тим. 6:12).

Обращаясь к Коринфской церкви, Павел писал: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:24-27).

О духовной борьбе и сражении, наполняющих жизнь христианина, адвентистам не удавалось сказать сильнее, чем в данном случае это делает Павел. Наши аргументы в немалой степени почерпнуты из этих текстов.

Кроме того, Писание полно увещеваний, призывающих христиан оставаться твердыми, чтобы не пасть и не лишиться своей награды. «Будем держаться исповедания упования неуклонно», — говорит Павел (Евр. 10:23), а чуть дальше в этой же главе призывает: «Не оставляйте упования вашего» (ст. 35).

В Книге Откровение содержится пророчество об истории христианской Церкви, которое, касаясь семи периодов или церквей, охватывает время от эпохи Христа до Второго пришествия. В конце вести каждой церкви дается обетование о небесной награде, однако особая награда обещана «побеждающему» (см. Откр. 2:7, 11, 17, 26; 3:5, 12, 21). Первую церковь (Ефес) предостерегают: «Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр. 2:5). Таким же образом предостерегается и третья церковь (Пергам), которую призывают к покаянию: «Покайся» (ст. 16). Это же предостережение обращено и к седьмой церкви (Лаодикия) (см. Откр. 3:19). Пятую церковь (Сардис) призывают: «Только то, что имеете, держите, пока приду» (Откр. 2:25). Такой же призыв обращен и к шестой церкви (Филадельфия): «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр. 3:11).

Разве мог библейский автор еще яснее выразить отрезвляющую истину о том, что человек, избавившийся от своих прошлых грехов и принявший имя христианина, все равно может оступиться? Обратите внимание на призыв к тем, кто еще не пал, «держать, что имеешь», чтобы не пасть и впредь.

Все это согласуется с предостережением Павла, обращенным к Коринфской церкви: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12). Совершенно очевидно, что в окончательном смысле слова спасение не представляет собой чего-то такого, чем христианин уже обладает, и не является таковым до тех пор, пока он не завершит своего пути и не сохранит веру до конца. «Претерпевший же до конца спасется», — сказал Христос (Мф. 24:13).

Говоря о спасении, Елена Уайт предостерегает от двух крайностей:

1. От самоуверенности, которая может заставить однажды спасенного человека считать, что теперь ему ничего не страшно и что, по меньшей мере, он сам может преодолеть всякое искушение; эта опасность и обсуждается в отрывке из книги «Наглядные уроки Христа»;

2. От излишнего страха по поводу своего спасения, который рождается из осознания собственной слабости. Относительно последней крайности она пишет: «Не следует сосредоточиваться на себе и предаваться страху и тревожным мыслям относительно нашего спасения. Все это уводит нас от Источника силы. Доверьте свою жизнь Богу и уповайте на Него. Говорите и думайте об Иисусе. Ваше «я» должно раствориться в Нем. Отбросьте все сомнения и страхи. Скажите вместе с апостолом Павлом: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20). Ищите покой в Боге. Он силен сохранить то, что вы вверили Ему. Если вы находитесь в Его руках, то все преодолеете силой Возлюбившего вас» (Е. Уайт. Путь ко Христу, с. 72). ‘ Наш критик занимает выгодную позицию, сводя вопрос о спасении лишь к одному его аспекту, и в этом ограниченном контексте его аргумент, на первый взгляд, выглядит библейским. Сила адвентистской позиции заключается в том, что мы целиком и без каких-либо оговорок принимаем все аспекты Божественного плана спасения человека.

Возражение 97

Адвентисты седьмого дня отвергают искупление Христа. Они обесценивают смерть Спасителя, считая, что на Голгофе Он не совершил окончательного искупления за грех.

Почти всегда те, кто критикует учение адвентистов седьмого дня, стремятся отыскать какие-либо утверждения Елены Уайт, якобы подтверждающие их обвинения. Они говорят, что делают это, поскольку все адвентисты принимают высказывания Елены Уайт относительно доктрин. Исходя из этого, мы приведем несколько отрывков из ее сочинений, чтобы показать, как мы на самом деле понимаем отношение Христа к грешнику. В своей книге «Путь ко Христу» она пишет: «Христос взял на Себя вину грешных людей и пострадал за них» (с. 31).

И в другом месте: «Христос должен быть открыт грешнику как Спаситель, умерший за грехи мира» (там же, с. 26).

Перед нами лишь два характерных высказывания; можно было бы привести много других, столь же красноречивых.

Приведенные отрывки полностью подтверждают слова Иоанна Крестителя, сказанные о Христе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Кроме того, они прекрасно согласуются и с высказыванием Петра: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо» (1 Петр. 2:24).

Мы верим, что Своею смертью Христос принес жертву, достаточную для того, чтобы искупить грехи всего мира. Кроме того, мы верим, что, исповедуя свои грехи, мы получаем Божье прощение, и если в дальнейшем избегаем греховных поступков, Божественное прощение остается полным и окончательным. Однако в согласии с прообразом Дня искупления (см. Лев. 16) мы считаем, что однажды настанет великий и последний день, когда Бог изгладит грехи всех тех, кто «сподобится достигнуть того [небесного] века [мира]» (Лк. 20:35). Это произойдет в самом конце времени испытания, когда мы завершим весь свой путь, и небесные книги будут заполнены (что и решит нашу участь окончательно). Следовательно, великий час Божьего суда — это время для подведения окончательных итогов. Рассуждая таким образом, мы всего лишь вторим словам Христа, Который сказал: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13).

Отрицать искупительную жертву Христа — это одно, а верить, что окончательное избавление от грехов еще впереди, — совсем другое. Мы не отрицаем искупления, и все наше отличие от некоторых других христиан заключается в восприятии хронологического аспекта. Мы безоговорочно верим, что наши грехи прощены и целиком и полностью будут изглажены одной лишь искупительной Кровью Иисуса Христа, пролитой на Голгофе. Обсуждение временного аспекта, предполагаемого в этом Божественном действии, никоим образом не затрагивает вопроса о том, что Христос, и только Христос совершает искупление. Мы не допускаем и мысли, что по прошествии какого-то времени драгоценная искупительная Кровь нашего Спасителя хотя бы отчасти утрачивает свою силу. Однако осуществление плана спасения от греха требует и других действий Христа — уже после Голгофы, на это указывают следующие тексты: Рим. 4:25; 1 Кор.15:17; Евр. 7:25.

Тем, кто приписывает нам какие-то странные идеи только потому, что, согласно нашему убеждению, дело искупления Христом грехов человечества не столько закончилось, сколько началось на Голгофе, мы зададим несколько вопросов. Если на кресте было совершено полное и окончательное искупление всех грехов, значит, тогда все спасены? Ведь апостол Павел говорит, что «Христос за всех умер». Быть может, наши критики причисляют нас к так называемым универсалистам? Нет, ответите вы, спасутся не все. Но, быть может, тогда вы считаете, что на кресте Христос полностью искупил лишь некоторых и, следовательно, Его жертва была принесена не за весь мир, а только за какую-то его часть? Такая точка зрения была бы верой в предопределение в самой худшей форме.

Адвентисты свободны от затруднения, создаваемого такими вопросами. Мы верим, что на кресте Христос заложил основы искупления всех грешников, и, следовательно, все могут быть спасены. Однако, кроме этого, мы верим, что только «претерпевший до конца спасется». Таким образом, с одной стороны, мы избегаем ложного учения универсализма, а с другой — столь же ложной доктрины, согласно которой человек, не «претерпев до конца», обретает полное и окончательное спасение. Следовательно, если спасение человека предполагает определенные его действия «до конца» (что должно быть истинным как по отношению к самому последнему человеку, спасенному в этом мире, так и по отношению к предыдущим поколениям), тогда окончательный этап спасительной работы искупления не может быть совершен, пока этот конец не наступит.

Возражение 98

Адвентисты седьмого дня делают сатану своим спасителем, носителем греха, а также посредником и заместителем.

Вместе со всеми протестантами мы верим, что, кроме имени Иисуса Христа, нет никакого иного имени под небом, каким мы могли бы спастись. Мы верим в это без каких-либо оговорок. О сатане речь пойдет только тогда, когда план спасения завершится, а благодаря искупительной работе Христа праведники будут спасены для вечности. С большей или меньшей степенью точности наше понимание того, каким образом сатана связан с нашими грехами, можно проиллюстрировать на следующем примере.

Представьте, что каких-то людей арестовали, допросили и выяснили, что они совершили определенные нарушения. Согласно приговору суда, им надо заплатить крупный штраф, но их положение совершенно безнадежно, потому что у них нет и гроша. Внезапно отчаяние сменяется радостью: какой-то богатый филантроп решил этот штраф заплатить. Они соглашаются и оказываются на свободе. Кажется, что все улажено, однако на самом деле это не так: продолжая расследование, суд выясняет, что какой-то дьявольски хитрый человек оказал влияние на этих бедных людей и увлек их на путь преступлений. Его ловят, и суд выносит приговор. Ему тоже надо заплатить большой штраф, причем гораздо больший, чем тот, от которого милосердный филантроп освободил упомянутых бедняков, поскольку суд решает, что этот злодей виновен вдвойне.

Мы все согласны, что суд поступил правильно. Никому и в голову не придет считать вопрос закрытым в силу

того, что нарушителей освободили. И поскольку подстрекателю придется понести наказание за преступления тех, чей штраф был погашен, никто не заподозрит этого богатого и щедрого человека в нечистых намерениях. Наказание, которое было определено провинившимся людям, полностью погашено упомянутым даром, и тем не менее злодей должен быть наказан за те же самые преступления, потому что именно он их задумал.

Быть может, аналогия не совсем удачна, но в общих, хотя и смутных чертах становится ясно, как мы воспринимаем отношение сатаны к нашим грехам. Мы виновны перед Богом. У нас нет ничего, положение наше безнадежно, но Христос заплатил сумму, необходимую для нашего освобождения, — заплатил не серебром или золотом, а Своей драгоценной Кровью. В нашем примере Он выступает как филантроп. Штраф за наши грехи полностью оплачен, потому что Его дара вполне хватает для этого. Он целиком и полностью искупает нас.

Однако небесный суд решает, что настоящим зачинщиком всякого греха является главный злодей, сатана, причем все началось еще в тот день, когда он соблазнил Еву. Его привлекают к суду и не только обвиняют в совершенных им грехах, но и требуют нести ответственность за грехи тех, кого уже простили. Представьте себе, что ваш адвокат, добившись прощения, обратился бы к прокурору с просьбой продолжить дело против вашего врага и заставить его держать ответ за тяготы и беды, которые претерпели ныне прощенные и спасенные грешники.

Таким образом, мы ни в каком смысле не считаем сатану спасителем от греха. В своем учении мы самым решительным образом подчеркиваем, что он и есть его инициатор. Мы уверены, что сатане, изначальному зачинщику всякого греха, предстоит пострадать на последнем Божьем суде.