Общие возражения

Возражение 99

Адвентисты седьмого дня осуществляют активную миссионерскую программу, наверное, шире всех других религиозных конфессий. Однако зачем навязывать христианскую религию народам других стран? Зачем мешать им жить так, как они хотят?

Строго говоря, данное возражение адресовано не только адвентистам, и поэтому, отвечая, будем защищать христианскую миссионерскую деятельность в целом. Суть обвинения сводится к тому, что миссионер навязывает свою религию народам других стран. Слово «навязывать» предполагает какое-то принудительное действие. Существует множество примеров того, каким образом цивилизованные нации навязывают язычникам торговые и деловые соглашения. По сути дела, взаимоотношения развитых государств с языческими странами в основном обусловлены применением силы, поэтому слово «навязывать» является неуместным.

И тем не менее в области миссионерской деятельности мы обнаруживаем радостное исключение из мрачной политики навязывания своих учений. История миссионерского движения — это история того, как люди в одиночку, без какой-либо государственной помощи и обычно даже без моральной поддержки со стороны всей Церкви (потому что слишком часто христианская Церковь без энтузиазма относится к своей миссионерской программе) отправляются в дальний путь. Их влечет только книга и то, что в ней содержится. Не имея никаких возможностей принуждать язычников к принятию новой веры, миссионеры довольно часто вынуждены опасаться за свою жизнь и нередко жертвовать ею.

Христианский миссионер отправляется в путь не для того, чтобы заставить язычников принять новые взгляды, но для того, чтобы, по словам Павла, «вразумить всякого человека». Влекомый любовью Христа, он приходит к людям как Его посланник и умоляет всех примириться с Богом. Он стремится разделить с людьми свою веру и надежду, а также новую жизнь, обретенную им самим. Он похож на человека, который, найдя большое богатство, чувствует, что не может оставить его только себе, но должен поделиться с другими. Миссионер — это тот, кто, освободившись от вины за грех и получив Божественное обетование вечной жизни, чувствует непреодолимое желание рассказать историю прощения другим людям, чтобы и они могли возродиться заново.

Миссионер — это тот, кто, услышав прекрасную историю о том, что Христос умер, воскрес и теперь сидит одесную Бога, чтобы ходатайствовать за нас, всем своим сердцем стремится поделиться с другими этой вестью, исполненной великой славы. Он отправляется в путь не для того, чтобы навязывать какие-то чуждые представления язычникам, но для того, чтобы нести Благую весть о спасении, которая нигде не может оказаться чуждой. Евангелие имеет дело с грехом, а грех — мировая болезнь.

Остается только ожидать, что провозглашение такой вести будет потрясать сами основы многих социальных и государственных институтов и обычаев языческих стран. Есть сила, которая идет рядом с Евангелием, и даже сопутствует силе Божьей.

Если бы проповедь Евангелия не сопровождалась никакой благотворной переменой жизни, у скептика был бы самый сильный аргумент в пользу того, что Евангелие — безжизненная теория. Но эти перемены наилучшим образом доказывают жизненную силу и значимость вести, которую проповедуют миссионеры.

Однако сегодня, как никогда ранее, становится актуальна миссионерская деятельность. После двух мировых войн почти все человечество исполнено подозрения, ненависти и зависти. Мир разрушается под воздействием этих злых сил.

Сегодня крайне важно проявлять взаимное доверие и понимание, чувство братской дружбы и родства. Это единственное цементирующее средство, которое может удержать шаткое здание цивилизации от полного разрушения.

Но откуда его взять? Такое средство пыталась отыскать Лига Наций, но все закончилось провалом, а что касается Организации Объединенных Наций, то, похоже, что у нее дела обстоят не лучше. Этим таинственным цементирующим средством не владеют ни крупные вооруженные силы, ни огромная регулярная армия. Но дайте христианскому миссионеру возможность проповедовать в любом уголке мира и посмотрите, что произойдет. Мужчины и женщины начинают называть друг друга «братом» и «сестрой» в Иисусе Христе. Других христиан, живущих на далекой родине этого миссионера, они воспринимают как братьев и сестер в Господе, однако вы не можете думать о ком-то как о своем брате и в то же время относиться к нему с подозрением.

Да, так называемые христианские государства воюют с другими такими же государствами, однако этот печальный факт не оспаривает истинности всего вышеизложенного. Мы не говорим о так называемом христианстве, но говорим о подлинном исповедании. Христос сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Настоящее христианство проявляется в настоящей любви к другим людям, и где-нибудь в далекой стране миссионер, даруя людям любовь и наставление, смягчает человеческие сердца.

Таким образом, в мире, над которым уже нависла реальная угроза третьей мировой войны, христианский миссионер возвышается как великий апостол мира. Никогда еще потребность в христианских миссионерах не была так велика. Мы рады, что наш критик видит, как адвентисты седьмого дня возглавляют ряды миссионеров. Рассылая миссионеров, мы верим, что исполняем волю Бога, потому что наш Господь повелел Своим ученикам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15).

Возражение 100

Если ряды адвентистов седьмого дня покидает такое большое количество людей, значит, в самом учении что-то неверно.

Впервые подобное обвинение было предъявлено нам около 1890-го года, человеком, который покинул Церковь адвентистов седьмого дня: по крайней мере, наши критики дословно приводят его довод. Они, вероятно, не знают, что в ту раннюю эпоху вместе с другими этот человек уверенно предсказывал, что довольно скоро адвентистская Церковь распадется! Ниже мы приводим список ее членов во всем мире на 1890-й год и последующие десятилетия010 :

1890 — 29 711

1900 — 75 767

1910 — 104 526

1920 — 185 450

1930 — 314 253

1940 — 504 752

1950 — 756812

Да, есть люди, которые покидают адвентистскую Церковь. Откуда об этом знает наш критик? Он знает об этом, потому что мы публикуем наши статистические отчеты. Во всех церквах есть информационные издания, в которых указывается количество людей, совершивших отступничество. Однако мы никогда не слышали, чтобы какой-нибудь христианин сомневался в правильности самого учения из-за того, что так много людей покидает различные христианские Церкви. Очень многие скажут, что когда-то они были членами той или иной Церкви (включая и ту, к которой принадлежит наш критик), но потом оставили ее.

Во всем этом нет ничего странного или нового. Именно об отступничестве идет речь в притче о сеятеле, рассказанной Христом (см. Мф.13:18-23). Эта притча заранее предупреждает: из принявших Слово сохранится только часть.

Говоря о том, что единоверцы оставили его в момент испытания, Павел писал Тимофею: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!» (2 Тим. 4:16). В этом же послании он сообщает: «Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген» (2 Тим. 1:15). Остается только услышать, как какой-нибудь христианин начнет рассуждать о том, что в самом «учении», которое проповедовал Павел, «что-то неверно».

Да, от адвентистского движения отходили и будут отходить, однако тех, кто смотрит на него беспристрастно, впечатляет не то, что кто-то его покидает, а то, что очень многие остаются, хотя принадлежность к этому движению требует, чтобы его члены жили согласно высоким и твердым нравственным нормам, а также предполагает, что им всегда придется сталкиваться с экономическими трудностями, связанными с запретом работать в субботу. Сторонние наблюдатели часто говорят нам, что мы могли бы завоевать и удержать гораздо больше человек, если бы не призывали воздерживаться от спиртных напитков, табака, посещения театров и всего другого, что, как мы считаем, противоречит библейским нормам. Однако если мы снизим наши требования, то само наше существование не будет иметь смысла. Мы глубоко и смиренно верим, что нам предназначено призывать людей к соблюдению высочайших норм, предписанных Небом, и показывать людям, что благодаря

Божьей силе они могут привести свою жизнь в соответствие с этими нормами, подготовившись к тому дню, когда всем придется встретиться лицом к лицу с Богом.

Стараясь придать своему аргументу еще большую силу, наш критик публикует несколько писем от бывших адвентистов, которые покинули эту Церковь потому, что больше не принимают взглядов Елены Уайт или ее истолкований различных аспектов вероучения. Однако разве это доказывает, что сама наша деноминация или взгляды Елены Уайт оказались ложными? Тот факт, что Дух пророчества обычно имеет отношение к Церкви, явствует из Писания (см. возражение 108). При изучении Писания также становится очевидно, что некоторые, отказываясь принимать пророческое наставление, в то же время с доверием воспринимают книги древних пророков. Но и во времена Христа иудеи отвергали Его, хотя горячо клялись, что верят в написанное Моисеем!

010 После 1950 года чисяенность Церкви АСД увеличивалась следующим образом:

1960 — 1245125

1970 — 2051864

1980 — 3480518

1990 — 6694880

2000 — 11687229

Возражение 101

Когда адвентистские служители идут в народ со своими проповедями, они первое время скрывают свою конфессиональную принадлежность. Таким образом они надеются привлечь тех, кто никогда не пришел бы к ним, зная о подлинных организаторах встречи. По сути дела, это форма обмана. Если, начиная свою деятельность в обществе, религиозная конфессия боится открыть свое лицо, значит, с ней что-то неладно.

Такое обвинение звучало бы убедительнее, если бы этот вопрос не возникал на страницах Библии. Среди поразительных фактов, содержащихся в Евангелии, есть и такой: Христос по разным причинам предпочитал скрывать Свое истинное лицо. В качестве примеров приведем несколько отрывков.

«И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им» (Мф. 8:4).

«И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал» (Мф. 9:30).

«Тогда [Иисус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос» (Мф. 16:20).

Быть может, какой-нибудь благочестивый христианин выразит опасение и сомнение относительно служения Христа или заявит, что в течение какого-то времени Христос скрывал Свое подлинное лицо лишь потому, что испытывал чувство стыда или страха. Однако с самого начала приведенные тексты по меньшей мере доказывают одно:

сокрытие своей истинной сущности вовсе не означает, что это вызвано стыдом или страхом. Для такого поведения могут быть вполне достойные и разумные причины.

По поводу третьего из приведенных отрывков хорошо заметил Адам Кларк (Clarke): «Для Него [Христа] еще не настало время проявить Себя полностью, и Он хотел избежать злобы иудеев и зависти римлян, которые могли бы возникнуть, если бы Он позволил Своим ученикам говорить о Нем как о Спасителе гибнущего мира. Он предпочитает подождать до тех пор, пока Его воскресение и вознесение в самом ярком свете представят эту истину как совершенно неопровержимую».

Мы думаем, что с таким объяснением согласятся почти все богословы. По-видимому, Христос не сумел бы выполнить Свою задачу, если бы сразу позволил говорить о Себе как о Мессии, потому что «злоба» и «зависть» ослепляют людей и не дают им увидеть истину.

Последователи Христа могут с полным правом обращаться к Нему как к Наставнику во всех вопросах, в том числе и в вопросе наилучшего возвещения истины о Его Втором пришествии на эту землю. Никто не станет спорить, что на протяжении почти всей истории адвентистской Церкви само слово «адвентист» почти у всех вызывало в уме следующую картину: сбитые с толку фанатики, облачившись для вознесения, сидят на крышах, ожидая, когда разверзнутся небеса. История с одеждами для вознесения стала частью американского фольклора и прочно вошла в разные энциклопедии. Между тем, эта история — всего лишь часть той фантастической картины, которая предстает перед многими, стоит им услышать слово «адвентист».

Данная история — миф, и таким же мифом являются 99% всех сходных историй (что теперь доказано), однако это не мешает людям верить в них. Конечный результат заключается в том, что многие смотрят на адвентистов седьмого дня сквозь обманчивый туман, наполняющий эти клеветнические по своей сути выдумки. В истории религии нет ничего нового: достаточно взглянуть на ранний период существования квакеров и баптистов.

Таким образом, любому разумному человеку нетрудно понять, почему в прошлом адвентистские служители стремились к тому, чтобы на первых порах их воспринимали просто как христианских проповедников, а о своей принадлежности к Церкви адвентистов сообщали позднее. В конце концов мы прежде всего хотим быть христианскими проповедниками о правде, а преуспев в этом, надеемся утвердить в сознании людей актуальную весть из библейского пророчества, которую, пользуясь словами апостола Петра, можно назвать «настоящей истиной» для последних дней земной истории.

Нет никакого сомнения в том, что, если бы в прошлом адвентисты сразу заявляли, кто они такие, им не удалось бы завоевать большую аудиторию, по крайней мере, в некоторых городах. Однако мы считаем, что это доказывает не столько слабость адвентистского движения, сколько силу ложных представлений, порожденных причудливыми мифами. Другая особенность заключается в том, что многие, посетив адвентистские собрания, открыто признают, что изменили свое представление о нас, и рады, что лишь впоследствии узнали, кто проводит эти собрания.

В последние годы информация о нашей деятельности стала гораздо более объективной, в результате во многих местах прежняя искаженная картина меняется в лучшую сторону. И тогда мы с самого начала сообщаем о том, что то или иное общественное собрание проводится адвентистами. Нам нравится поступать так, и мы надеемся, что вскоре сможем делать это повсюду. Мы не стыдимся адвентизма, мы совершенно далеки от этого чувства. Одна потенциальная покупательница спросила нашего книгоношу, к какой Церкви он принадлежит. «Не хочу хвастаться, — ответил он, — но я адвентист седьмого дня». Да, мы не хотим хвастаться, мы просто сообщаем миру весть, которая, как мы убеждены, должна быть возвещена в это время. Порой, для того чтобы собрать аудиторию на начальном этапе, мы вынуждены первое время не акцентировать внимание на своей конфессиональной принадлежности, но это временная мера, а затем мы в полный голос заявляем: мы — адвентисты. Тогда те, кто побывал у нас, могли бы уже не приходить, однако обычно люди остаются с нами!

Познакомившись с сочинениями многих критиков адвентизма, понимаешь, что именно они нередко способствуют распространению искаженных представлений об адвентистах, которых неизменно упрекают (как бы окончательно доказывая свою правоту) в том, что иногда, начиная серию евангельских проповедей, мы сразу не говорим, кто мы такие. Если они действительно помогут нам полностью развеять те клеветнические мифы, которые в сознании людей часто соединены с именем «адвентист», мы будем просто счастливы каждую нашу встречу открывать сообщением о том, что ее проводят адвентисты! Пока же в определенных случаях и при определенных обстоятельствах мы вынуждены следовать тому примеру, который дал нам наш Господь, наставляя Своих учеников.

Возражение 102

Адвентисты седьмого дня фанатично насаждают санитарную реформу и вегетарианство и тем самым ограничивают свободу христиан. По сути дела, своими взглядами на вопросы питания они навлекают на себя осуждение Библии (см. Рим. 14:2; 1 Тим. 4:3).

Когда это обвинение было предъявлено впервые, казалось, что оно отчасти обоснованно, и мы были вынуждены отвечать на него. Однако сегодня, после многих лет медицинских исследований, это обвинение вместо нас опровергают ученые, и обычно, касаясь наших взглядов на спиртные напитки, табак, чай, кофе и т. д., слово «фанатичный» заменяют словами «здоровый» и «научный». То, что обычно называется «пищей», в большей или меньшей степени вредно для тела считают адвентисты и настаивают, что такой «пищи» в нашем рационе не должно быть. Павел спрашивает: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19) и добавляет: «Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий» (6:20).

Употребляя пищу и напитки, которые неизбежно наносят вред здоровью, христианин не вправе утверждать, что исполняет величественную заповедь «прославления Бога и в телах ваших». Библия заявляет, что если кто разорит «храм Божий», того покарает Бог (1 Кор. 3:17).

Своими привычками и обычаями мы должны содействовать усилиям Бога сформировать в нас совершенный христианский характер. Известно, что, употребляя здоровую пищу и напитки, мы во многом способствуем формированию доброго нрава и крепкого телосложения. Но справедливо и обратное.

Апостол Петр ясно показывает, что между пищей и святостью существует прямая связь. Призывая к святости во всех своих поступках, он имеет в виду ветхозаветный текст, в котором говорится о Божьем осуждении тех, кто употребляет нечистую пищу (см. 1 Петр. 1:15, 16; Лев. 11:44-47).

Однако могут спросить: разве Библия не разрешает употреблять некоторые виды мяса, признанные «чистыми»? Да, разрешает, но позвольте, в свою очередь, задать такой вопрос: что бы вы подумали о человеке, который, угождая своему вкусу, стал бы употреблять в пищу какое-нибудь вредоносное растение и, оправдывая свой опасный рацион, стал бы ссылаться на Библию, где сказано, что можно есть всякую траву? (См. Быт. 1:29.) Вы, наверное, ответите, что Книгу Бытие следует читать, помня о том, что в результате проклятия, нависшего над миром, все творение постоянно подвергалось процессу вырождения. Так же обстоят дела и с употреблением в пищу того, что когда-то в Писании было определено как «чистое» мясо. Более того, известно, что мясная пища не входила в изначальный рацион человека (см. Быт. 1:29).

Однако, признавая, что во всех вопросах, на которые не содержится ясного ответа в Писании, каждый человек должен руководствоваться собственной совестью, адвентисты седьмого дня не превращают употребление «чистого» мяса в своего рода критерий принадлежности к Церкви, но призывают ее членов самым тщательным образом изучить вопрос питания в свете Писания и научных открытий, чтобы ни в чем не «осквернить храма Божия». Помня о том, что «Царствие Божие не пища и питие» (Рим. 14:17), мы тем не менее постоянно не должны забывать и богодухновенную заповедь, которая гласит: «Итак, едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор.10:31).

Желая последовать этому и другим подобным призывам, адвентисты, вопреки прихотям плотского аппетита, стали сдержаннее относиться к еде и питью. Мы считаем, что тем самым легче сумеем «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Петр. 2:11), беря пример с Павла, который сказал: «Усмиряю и порабощаю тело мое» (1 Кор. 9:27).

В приведенном нами возражении упоминается отрывок из Послания к Римлянам, который в контексте выглядит так: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он и падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком те равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума» (Рим.14:1-5).

Ранее (см. Возражение 36) мы обсуждали этот отрывок в связи с вопросом о святых днях. Мы пришли к выводу, что Павел рассматривает иудейские праздники и ограничения в еде и питье, хотя сам вопрос о еде и питье не обсуждается. Иудейский церемониал включал в себя и определенный режим питания. Существовали, например, дни, когда следовало поститься. Легко предположить, что, приняв христианство, некоторые иудеи по-прежнему чувствовали потребность чтить такие дни и, следовательно, воздерживаться от пищи или исполнять прочие, связанные с ними, церемониальные требования. В Послании к Колоссянам Павел пишет: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол. 2:16). В данном случае Павел не затрагивает конкретных вопросов о том, что надо есть и пить: он стремится лишь освободить христиан от ограничений, обусловленных церемониальными требованиями, или ложной уверенности в том, что можно обрести спасение благодаря определенному питанию.

Различные исследователи считают, что евреи, рассеянные за пределы своей земли, оказавшиеся в Риме, не могли быть уверены в том, что продукты, которые им приходится покупать, отвечают иудейским нормам и являются чистыми; даже «чистое» мясо не могло быть чистым в церемониальном отношении. Учитывая это, некоторые иудеи просто отказывались от употребления мяса вообще.

Кроме того, в языческих городах Римской империи нередко случалось так, что сначала какое-то мясо посвящали идолам в качестве жертвоприношения, а затем продавали на рынке. Именно об этом и говорит Павел, обращаясь к Коринфской церкви. Одни христиане не могли есть такое мясо, не испытывая угрызений совести, другие же не были столь щепетильны. Это заставило Павла дать такой же совет, какой он дает и в 14-й главе Послания к Римлянам, призывая снисходительно относиться друг к другу (см. 1 Кор. 8). Некоторые комментаторы считают, что упомянутая 8-я глава, по сути дела, представляет собой истолкование отрывка из Послания к Римлянам (Рим. 14:1-5).

Как упомянутый отрывок соотносится с учением адвентистов о здоровье в свете всего сказанного? Различие между ними таково, каково различие между церемониальными и диетическими соображениями относительно употребления некоторых видов пищи.

А теперь обратимся к отрывку из Первого послания к Тимофею (1 Тим. 4:1). Прочитаем его в контексте: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4:1-5).

Исследователи Библии уверены, что прежде всего этот отрывок относится к гностическим и сходным с ними ересям, которые в ту пору уже начали формироваться. Многие протестантские ученые считают, что в более глубоком смысле он находит свое исполнение в Римско-католической церкви. Доказательство в пользу такой точки зрения выглядит вполне обосновано и убедительно.

Согласно гностикам, учения которых довольно рано пустили глубокие корни в христианской Церкви, материя — явное зло, и пища, которую мы едим, была сотворена не Богом, а низшим божеством. Брак они тоже считали злом. Манихеи, представлявшие собой другую еретическую секту, утверждали, что вино истекает из крови и желчи дьявола (см. комментарий Ланжа (Lange) на 1 Тим. 4:1).

Позднее Римско-католическая церковь, которую, как замечает Гарнак, гностицизм наполовину победил, утвердила догмат о безбрачии духовенства и запретила есть мясо в определенные периоды.

Павел вполне мог предостерегать против такой ереси. Воздерживаться от определенных видов мяса и питья на основании доводов, предложенных гностиками и другими сектами, значило бы самим своим образом жизни одобрять их лжеучения. Ни мы, ни наш критик не могли бы, например, пропагандировать воздержание от вина на основании аргументов, изложенных этими отступниками. Однако, разоблачая доводы гностиков и манихеев, наш критик не стал бы больше верить в пользу воздержания и, быть может, реформы питания.

Также обстоит дело и с нами: мы согласны с Павлом, когда он разоблачает ереси, описанные в приведенном отрывке из Послания к Тимофею (1 Тим. 4:1-4), но в то же время считаем, что было бы неплохо из соображений правильного питания отказаться от некоторых видов пищи и питья.

В заключение хотелось бы заметить, что словом «мясо» в данном отрывке переведено греческое слово «broma» — «пища». В старинной английской фразе «подсядем к мясу» слово «мясо» просто означает пищу. Следовательно, в данном случае Павел говорит не о том, надо или не надо питаться мясом: он стремится предостеречь против еретических доктрин, призывающих христиан «воздерживаться» от различных видов «пищи», причем не в силу каких-либо здравых диетических соображений, а на основании ложных философских языческих доводов. Мы считаем, что если бы Павел воскрес сегодня, он бы очень удивился, увидев, что его предостережение против сформировавшейся в ту далекую эпоху гностической ереси истолковывается применительно ко взглядам на питание, отстаиваемым адвентистами седьмого дня, живущими в XX веке.

Возражение 103

Адвентисты седьмого дня занимаются прозелитизмом.

Здесь мы признаем себя «виновными», потому что в словаре сказано, что заниматься прозелитизмом — значит «склонять к другому мнению, верованию, секте или партии», а именно этим мы и занимаемся. Христос Сам повелел нам делать это, сказав: «Итак, идите, научите все народы, крестя их» (Мф. 28:19).

Прозелитизмом занимались Петр, Иаков, Иоанн, великий благовестник Павел, и мы следуем за ними, продолжая начатую ими работу. Тем, кто формально верил в Бога, апостолы проповедовали, что Мессия, о Котором говорится в Ветхом Завете, уже пришел. Язычников они призывали «обратиться к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному» (1Фес.1:9). Совершая данную Богом задачу прозелитизма, они отправлялись в самые отдаленные уголки земли.

Так поступаем и мы. Формально верующему мы проповедуем о том, что Христос, о Котором говорится в Ветхом и Новом Заветах, Тот Христос, Который однажды пришел, чтобы умереть за наши грехи, скоро снова придет на эту землю. Язычников мы призываем оставить своих идолов, обратиться к истинному Богу и готовиться к скорому пришествию Его Сына с небес.

Всюду мы встречаем людей, которые исповедуют небиблейскую веру о грядущих великих событиях и не поклоняются Творцу неба и земли в субботу так, как Он заповедовал это делать (см. Исх. 20:8-11; Откр.14:6, 7). Если мы верны Богу, нам надо использовать любую возможность для того, чтобы отвратить людей от ложных верований, то есть обратить их в истинную веру. Поступая иначе, мы не исполняем своего долга перед Небом. В каком состоянии находился бы мир сегодня, если бы в свое время Лютер, Кальвин и другие реформаторы в своих проповедях не призывали людей оставить прежние взгляды на религию, то есть не занимались бы прозелитизмом? Наша задача заключается в том, чтобы завершить дело, начатое этими реформаторами, и мы с радостью следуем их примеру и используем их методы.

Возражение 104

Противостоя принятию законов о соблюдении воскресного дня, адвентисты показывают, что их совершенно не заботит потребность трудящегося человека в отдыхе, а также тот факт, что миллионы людей поступают неблагочестиво и не посвящают Богу ни одного дня в неделю. Складывается впечатление, что их больше волнует не стремление поддержать рабочего человека, не нравственный подъем страны, а желание оградить себя от преследований.

Один из очевидных фактов, касающихся нашей деноминации, заключается в том, что она состоит не из богатых людей, а из рабочих! Тем не менее все мы против законов о соблюдении воскресенья!

Второй вполне очевидный факт заключается в том, что мы вовсе не безразличны к нравственному состоянию мира. В нашей литературе с горечью отмечается плачевное состояние нравственности и неблагочестивость людей. Различие между нами и сторонниками закона о воскресенье не в нашей близорукости, а в тех методах, которые, как мы считаем, надо использовать, чтобы исцелить человека от болезни безбожия. Кто-то надеется привести людей в Божье Царство через ворота политики, надеется, что наши законодатели спасут нас от гибели. Мы же молим об обетованном Втором пришествии Христа, Который спасет благочестивых от этого злого мира, и ожидая Его скорого пришествия, со всей серьезностью стремимся своей проповедью Евангелия привести человека к Богу.

Третий факт, который вам вскоре станет очевидным, заключается в том, что наше противостояние закону о соблюдении воскресенья вызвано отнюдь не эгоистическим желанием спасти себя от возможного преследования. Конечно же, нельзя усматривать эгоистичный умысел в действиях того, кто, желая спастись от преследования, ссылается на свои конституционные права. Даже великий апостол Павел неоднократно ссылался на свое римское гражданство, чтобы спастись от жестокости бывших братьев. Наша позиция объясняется несколькими причинами.

1. Изучая пророчество, мы видим, что приближается день, когда снова поднимет голову религиозная нетерпимость, характерная для темного средневековья, и в последние часы мировой истории сформируется мощный религиозно-политический союз, стремящийся к власти над совестью человека. Мы верим, что наш долг заключается в том, чтобы предостеречь людей и призвать их к нравственному сопротивлению. По существу, у нас нет иного выхода, учитывая тот факт, что Христос устами Иоанна повелел нам протестовать против этого движения, раскрывая людям пагубный замысел.

2. С этой предостерегающей вестью, которую нам заповедано провозглашать, тесно связано повеление возвещать всему миру великую весть о субботе: вряд ли найдется более благоприятный случай особым образом возгласить об истинной субботе, чем сейчас, когда весь мир пытаются заставить поддерживать ложную? В этом смысле наше противостояние закону о соблюдении воскресного дня из негативного перерастает в позитивное. Мы просто используем возросший интерес к законам о соблюдении воскресенья, для того чтобы еще ярче провозгласить весть об истинной субботе. Когда начинается время скорби, Божий народ должен выступить вперед, чтобы полнее и убедительнее, чем раньше, проповедовать учение о субботе. Волнения, начавшиеся в связи с воскресным законодательством, наглядно показывают, каким образом человеческий гнев можно использовать во славу Божью, или, говоря нейтральнее, как напор заблуждающихся ревнителей можно использовать для достижения благой цели.

В результате широкой кампании, которую в последние годы реформисты вели в печати и других средствах массовой информации, людей, познакомившихся с подлинными фактами, касающихся субботы, вероятно, стало больше, чем когда-либо прежде. Шумиха, поднятая сторонниками воскресного дня, привела к тому, что редакторы газет и журналов охотно печатали материалы, отражающие другую точку зрения. Мы самым прискорбным образом пренебрегли бы своими обязанностями, если бы не воспользовались представившимися возможностями.

3. Мы верим, что среди сторонников законов о воскресном дне много искренних и серьезных людей. В сущности, мы готовы даже допустить, что все они, в соответствии со своим пониманием Евангелия, стремятся приблизить Божье Царство. Однако их искренность не оправдывает их ошибок. Если намеченная ими программа будет выполнена и тяжелая рука закона окажет им поддержку, они станут гонителями.

Нельзя представить более трагическую судьбу, чем судьба человека, который, ослепленный ложным рвением во имя Божье, в конце концов превращается в гонителя тех, кто стремится проповедовать Евангелие. Христос предсказал наступление такого времени, когда «всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу». Это Божье предсказание исполнилось в средние века и, быть может, снова сбудется в последние дни. По сути дела, перед самым концом все разделятся на две группы: гонителей и гонимых, то есть тех, кто оказывает поддержку великому религиозно-политическому союзу, и тех, кто, занимая противоположную позицию, даже не имеет права продавать и покупать. Выступая против законов о соблюдении воскресенья, мы прежде всего стремимся не себя избавить от гонений, а помешать другим стать гонителями. Вся наша литература направлена на то, чтобы показать реформистам всю порочность пути, который они выбрали, и делать это надо всегда в духе милосердия и христианской любви, критикуя не людей, а их принципы.

4. Писание недвусмысленно возвещает, что мы должны быть добропорядочными гражданами, искренне и горячо поддерживающими свое государство (см. Рим. 13:1-7; Мф. 22:16-21). Именно в этом заключается основная причина нашего протеста против тех, кто стремится способствовать союзу Церкви и государства. Зная из истории и пророчества, что такой союз лишь вредит гражданам и уничтожает свободы, признанные в стране, мы наверняка не исполнили бы во всей полноте Божественное повеление оказывать поддержку правительству, если бы не возвысили голос против этой грозной опасности. По-настоящему верный гражданин — это тот, у кого хватает нравственного мужества поднять тревогу и сопротивляться мнению большинства, когда его многочисленные противники осуществляют программу, которая на первый взгляд кажется благотворной. Человек, поднявший тревогу, никоим образом не нарушает принцип отделения Церкви от государства, — напротив, он обращает внимание остальных на то, что это жизненно важный принцип и впредь его не следует нарушать. 5. И наконец, мы выступаем против законодательства о воскресном дне, потому что нам хотелось бы защитить христианство от неправильного представления о нем, которое, несомненно, распространится, если предполагаемый религиозный закон без какого-либо противодействия вступит в силу. Одно из самых больших препятствий в работе проповедника заключается в следующем: человек с улицы испытывает ощущение, будто Церковь — это некая организация, стремящаяся навязать свои взгляды. Для этого, конечно, есть исторические причины, и когда обычный человек, не посещающий церковь, видит, как современные воинствующие церковные лидеры стремятся использовать силу государства, антипатия по отношению к Церкви только обостряется. Мы стремимся защитить христианскую религию от такого грубого и неверного ее понимания. Мы предали бы нашего Господа, если бы не использовали любую возможность, чтобы показать человеку, что Евангелие Иисуса Христа — не евангелие силы и что Он поручил Своим ученикам звать или направлять людей к вере в Него, но не тащить силой. С такой же убежденностью стали бы препятствовать любой попытке с помощью закона установить празднование еженедельной субботы.

Возражение 105

Противоборствуя законам о соблюдении воскресного дня, адвентисты седьмого дня показывают, что они связаны с неблагонадежными элементами общества.

Если два человека или две организации чему-то противятся, из этого вовсе не следует, что мотивы их сопротивления одинаковы. Нередко случается, что между ними нет ничего общего. Один человек может противиться неконтролируемой иммиграции, искренне считая, что только ограничения на въезд будут сдерживать проникновение в страну нежелательных элементов, другой полностью с ним согласен, однако руководствуется эгоистическими соображениями, потому что не хочет, чтобы в сфере занятости создавалась какая-либо конкуренция, и боится, что не сможет требовать желательной для него оплаты за свою работу. Сколь различны мотивы, двигающие этими людьми! И тем не менее оба находятся в одном и том же лагере — лагере противоборства неограниченному въезду.

Другой пример: одни приветствуют неограниченный въезд, желая, чтобы люди, не нашедшие себе места в Европе, получили шанс в США, другие (например, не слишком щепетильные работодатели) тоже поддерживают иммиграцию, зная, что в результате на их предприятиях появится дешевая рабочая сила. В одном лагере оказываются гуманисты и жаждущие наживы. Странно? Нет, поскольку это весьма распространенное явление. Станем ли мы обвинять их в том, что они связаны между собой? Не станем, если, конечно, готовы отвечать за свои формулировки и логику рассуждения.

Так же обстоят дела и с попытками принятия закона о соблюдении воскресного дня. Мы противостоим этому, считая подобные проявления нарушением принципов религиозной свободы. Что касается людей с сомнительной репутацией, выступающих против введения подобных законов, то такая их реакция обусловлена тем, что принятие таких законов лишает их самого прибыльного для бизнеса дня. Между нами нет ничего общего. Проводя границу между адвентистами и этими людьми, мы тем не менее не считаем, что, кроме нас, все остальные противники данных законов имеют сомнительную репутацию. Многие граждане могут противостоять им по самым разным, вполне обоснованным причинам.

Позиция адвентистов седьмого дня состоит в том, что если какой-либо бизнес или учреждение по своему роду занятий достаточно сомнительны, что их деятельность прекращать на один день вполне оправдано, то такая деятельность не должна иметь место и во все остальные дни недели. Таким образом, мы в семь раз активнее противостоим этим проявлениям зла, чем самый ревностный сторонник закона о воскресенье со своим призывом прекращать недостойную деятельность один день в неделю.

Возьмите, например, нашу энергичную борьбу за запрещение продажи спиртных напитков, которую мы вели на протяжении многих лет. Складывалось впечатление, что многие христиане готовы пойти на компромисс и выступить за закрытие питейных заведений только в воскресенье, мы же стояли зато, чтобы они были закрыты все семь дней в неделю, то есть триста шестьдесят пять дней в году.

Возражение 106

Адвентисты седьмого дня учат, что спасутся только они.

Мы так не считаем. У Елены Уайт, о которой наши противники довольно часто говорят как об основном представителе нашего учения, есть такие слова: «Некоторые из язычников, не ведая того, поклоняются Богу. Хотя свет жизни не коснулся их, хотя они и не знали писаного Закона Божьего, тем не менее слышали Его голос, взывающий к ним через природу, и делали то, чего требует Закон Божий. Добрые дела доказывают, что Святой Дух коснулся их сердец, и они признаны детьми Божьими» (Желание веков, с. 638).

Можно ли выразиться более лояльно? Мы сомневаемся, что наш критик подписался бы под этими словами. Он, вероятно, решил бы, что они слишком лояльны. Однако ясно, что мы не можем одновременно исповедовать слишком узкие и слишком широкие взгляды по этому жизненно важному вопросу. Не стоит ожидать, что мы признаем себя виновными в том и другом. Мы заявляем, что ни в том, ни в этом нас обвинить нельзя и ниже приводим учение адвентистов седьмого дня о спасении.

Мы безоговорочно соглашаемся со следующими богодухновенными словами: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься» (Деян. 16:31). Однако никто из христиан не станет утверждать, что под словом «спасешься» подразумевается всего лишь освобождение от наказания за грех. Это, конечно, крайне важно. Однако каждому, кто хочет спастись от возмездия за грех, прежде всего надо спастись от самого греха, ибо обещано: «Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21), а в Послании к Римлянам (Рим.

8:1-4) возвещается, что Христос отдал Свою жизнь за человека, «чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу».

Обращение — это нечто большее, чем философская перемена умонастроения: в Евангелии от Иоанна сказано, что это рождение свыше (см. Ин. 3:5-8). На смену первому движению сердца, признанию того, что ты нуждаешься в Божьей помощи, которое подготавливает к обращению, должно прийти искреннее предание себя воле Божьей, которое совершается преображающей силой Святого Духа; это и есть рождение свыше, о котором Христос сказал, что оно абсолютно необходимо для спасения.

Затем должно последовать возрастание в благодати и «познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петр. 3:18). Только что уверовав, мы похожи на младенцев, однако питаясь Божьим словом, мы растем. По мере того как мы все яснее понимаем правильные требования Библии и принимаем их, мы как христиане становимся все сильнее. Эти возрастание должно продолжаться. «Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Флп.1:6). До тех пор пока христианин продолжает духовно возрастать, то есть пока его образ жизни не противоречит все ярче разгорающемуся свету, который Библия пытается полнее донести до его сердца и ума, он находится на пути, который ведет в Царство Божье.

Возражение 107

Адвентисты седьмого дня пугают грядущей катастрофой.

Это обвинение верно лишь наполовину, поскольку, познакомившись с нашими книгами и журналами, вы увидите, что почти все тексты, в которых говорится о катастрофе, взяты в кавычки. Эти кавычки имеют весьма важное значение — они обозначают цитаты какого-нибудь хорошо известного деятеля в области политики, общественной и религиозной жизни, а также образования и экономики.

Вы можете взять обычную нашу газету, в которой прочтете статью об ужасающем росте преступности среди молодежи, но тут же обнаружите, что самые печальные страницы в ней представляют всего лишь выдержки из не вызывающих сомнения официальных источников или из опубликованных высказываний какого-нибудь судьи или воспитателя, компетентного в этой области. В наших журналах вы можете найти статьи о том, что мир ожидает мрачное будущее, однако, посмотрев внимательнее, вы обнаружите, что эта картина нарисована не нашим журналистом, а признанными государственными деятелями, которых он цитирует. Бегло просмотрев какую-либо из наших передовых статей, вы узнаете, что рост материального благосостояния вовсе не является критерием нравственного прогресса и что изумительные научные открытия нашего века — всего лишь орудия нашего уничтожения, однако прочитав ее внимательнее, вы увидите ссылки на авторитетные источники.

Наша задача заключается в том, чтобы не «пугать» грядущими бедами, а истолковывать их с точки зрения

Библии. Когда государственные деятели, президенты и премьер-министры заявляют о том, что в мире творится что-то неладное и что будущее невыразимо мрачно и ужасно, любому здравомыслящему человеку не мешает поразмыслить над причинами этого прогноза. Наша задача заключается в том, чтобы помочь людям во всех уголках Земли осознать всю драматичность времени, в которое они живут, и затем помочь им решить ставящий в тупик вопрос. Цитируя тех, кто обладает авторитетом в своей области, мы стремимся пробудить внимание наших читателей, а затем, будучи людьми, которым есть что сказать применительно к этому времени, стараемся подготовить их к скорому кульминационному событию, представив проблему в свете Библии.

По сути дела, голос адвентистов резко отличается от тех авторитетных, но горестных голосов, обладатели которых видят впереди только мрак и уничтожение. Глядя на окружающее глазами библейских пророков, мы за этим миром видим другой — светлый и радостный мир, видим даже «новое небо и новую землю, на которых обитает правда».

По существу, когда тени сгущаются над миром, а людские сердца все сильнее трепещут от страха, только те, кто верит во Второе пришествие Христа, могут оставаться истинно радостными. Величайшие умы человечества признают, что мир не в силах справиться с теми страшными проблемами, которые ставят под угрозу жизнь на этой земле. Только Князь мира способен найти выход. Вот почему мы проповедуем о пришествии Христа, вот почему мы воистину счастливы! Если бы наш критик слушал нас более внимательно, он понял бы, что мы говорим не столько о надвигающихся бедах, сколько о радостном освобождении праведников от этих бед.

Возражение 108

Адвентизм — это новый «изм», который отстаивает новые небиблейские взгляды.

Это обвинение наполовину истинно, наполовину ложно: истинно в том, что касается возраста данной деноминации, и ложно в том, что касается природы исповедуемых ею учений.

Касаясь недолгого нашего существования, следует заметить следующее: если критерием религиозной значимости является возраст, тогда Католическая церковь стоит гораздо выше всех протестантских, а буддизм — выше католицизма. Однако, сколь ошибочным является такое рассуждение! Касаясь того, что мы якобы проповедуем какие-то новые и небиблейские учения, в ответ можем сказать: одной из отличительных особенностей наших учений является их древность; все они исходят из одного источника — «так говорит Господь», о чем свидетельствуют многочисленные ссылки на Писание во всех наших книгах и статьях.

Возьмите, к примеру, наше учение о субботе. Оно берет свое начало во времена творения (см. Быт. 2:2, 3) и входит в самый ранний библейский свод законов — Декалог, сформулированный за пятнадцать веков до Первого пришествия Христа (см. Исх. 20:2-17). Можно добавить, что наши критики почти единодушно обвиняют нас в проповеди новых учений и соблюдении «древней иудейской субботы». Каким образом учение может быть одновременно новым и древним, они не объясняют.

Излагая учение о Втором пришествии Христа и говоря о том, что «идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми», — мы повторяем слова

Еноха, «седьмого от Адама» (Иуда 14, 15). Следовательно, древность этого учения сомнений не вызывает.

Нашу убежденность в том, что вегетарианская пища является идеальной, вряд ли можно расценить как некое новшество. Сам Господь предписал Адаму и Еве питаться подобным образом (см. Быт.1:29).

С древних времен Божий народ имеет благословение пророков и верит в пророческое водительство (см. Быт. 20:7; Исх. 15:20). Мы верим, что дар пророчества по-прежнему принадлежит Церкви. Ясно, что и в этом учении нет ничего нового.

Мы считаем, что христиане должны платить десятину, однако полагаем, что в этом вопросе нашими предшественниками были такие люди, как Авраам и другие очень древние библейские персонажи (см. Быт. 14:20).

Наше учение о дьяволе как личности, ответственной за грех, о творении, осуществленном Всемогущим Богом, о буквальном Втором пришествии, о наказании огнем всех грешников согласуется с учением библейских авторов, живших тысячи лет назад, и — обратите внимание и на это! — с учением основателей большинства протестантских церквей, о чем свидетельствуют их символы веры и исповедания. Эволюционная теория развития, отвергающая творение и не оставляющая места для пришествия, представление о том, что грех — плод нашего воображения, и уверенность в том, что в конечном счете все каким-то образом спасутся, — вот суть новых учений. Тем не менее сегодня их возвещают со многих протестантских кафедр. Не адвентисты, а популярные проповедники распространяют новые небиблейские учения.

Смысл нашего существования как деноминации мы усматриваем в том, чтобы не возвещать какие-то новые учения, а заново утверждать старые, проверенные и «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуда 3). Поступая таким образом, мы понимаем, что часто нам приходится опровергать расхожие представления, однако если

меру отступничества от принятого учения можно считать мерой ереси, тогда апостолы были величайшими из когда-либо существовавших еретиков. Мнимый народ Божий называл их «всесветными возмутителями» (Деян.17:5,6).

Возвещая людям вечное Евангелие и провозглашая предостережение, актуальное для нашего времени, каждый адвентист седьмого дня готов принять обвинение в ереси вместе с могущественным евангелистом Павлом: «По учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках» (Деян. 24:14).

Возражение 109

Как у многих современных «измов», у адвентизма есть свой пророк, сочинения которого адвентисты воспринимают как вторую Библию.

Обвинение построено таким образом, чтобы подтолкнуть читателя к следующему выводу: поскольку самой отличительной особенностью многих современных религиозных сект является наличие пророков, устами которых говорит явно не Бог, любая деноминация, имеющая пророка, должна попадать в одну категорию с этими «измами». Наши критики хотят, чтобы слово «пророк» всегда сочеталось со словом «ложный». Но разве это неизбежно? Разве существование лжепророков означает, что все пророки именно таковы? Если существуют фальшивые деньги, то разве отсюда следует, что все деньги — фальшивые? Конечно, нет. Где есть фальшивое, есть и подлинное, где есть ложное, есть и истинное.

В эпоху, когда такое искаженное представление об отношении пророчества к Божьему плану спасения овладевает умами почти всех людей, необходимо кратко рассмотреть историю учения, чтобы обрести правильное понимание данной проблемы. Не разобравшись в ней, мы наверняка окажемся в одной из двух горестных ситуаций: или сблизимся с чем-нибудь, что обладает зловещей силой, или отвергнем все, что притязает на сверхъестественное происхождение. В первом случае мы безнадежно погибнем, во втором пойдем против Божественного повеления, которое гласит: «Пророчества не уничижайте» (1 Фес. 5:20). Вместо этого нам надо выбрать средний путь и «испытывать духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4:1).

На протяжении всего общения Бога со Своим народом в нем принимали участие пророки и пророчицы. Со времен Моисея и Мариам, во времена Деворы, Олдамы и Анны, пророчицы, «достигшей глубокой старости» во дни Христа, и вплоть до последних лет апостольского периода, когда «пророчествовали» четыре дочери Филиппа-благо-вестника, Бог давал Свои наставления Церкви устами мужчин и женщин, на которых Он низвел Дух пророчества (см. Исх. 15:20; Суд. 4:4; 4 Цар. 22:14; Лк. 2:36; Деян. 21:8, 9). Наконец, Библия ясно говорит, что Церковь будет обладать этим даром и в последние дни своей земной истории (см. Откр.12:17; ср. Откр.19:10).

Наличие дара пророчества Соломон считал совершенно необходимым: «Без откровения свыше народ необуздан» (в английском переводе «народ гибнет». — Прим. пер.}. Нет никакого основания полагать, что в эти последние дни, когда всюду умножаются обман и ереси, когда даже избранные рискуют поддаться обольщению (см. Мф. 24:24), сказанное Соломоном менее актуально, чем в его время.

Кроме того, ясно, что, давая Свои наставления Церкви через пророков, Бог ничего не добавлял к неизменному канону Священного Писания. Разве мы не встречаем в них множества примеров, когда пророки письменно и устно провозглашают вести, которые наверняка были богодухновенными, но не вошли в Библию? Конечно, встречаем (см. 2 Пар. 9:29; Деян. 21:8, 9).

Исходя из этого, мы готовы на основе изучения Библии сделать вывод, согласно которому наличие пророка в какой-либо Церкви не обязательно свидетельствует о фальшивости этой деноминации. Напротив — существование пророка может служить наилучшим доказательством того, что Бог особым образом руководит этим движением. Кроме того, несомненно и другое обстоятельство: истинный Божий пророк, обращающийся к людям с богодухновенными словами, может не привносить в свои высказывания ничего, что следовало бы в определенном смысле рассматривать как добавление к великому мерилу истины — к Библии.

В рамках этого короткого ответа мы не собираемся доказывать, что сочинения Елены Уайт, которая, как мы считаем, обладает даром пророчества, — от Бога. Они сами наилучшим образом свидетельствуют о своем Божественном происхождении. Тем не менее мы не утверждаем, что эти сочинения, несмотря на их богодухновенность, надо считать второй Библией или дополнением к ней. В этом мы согласны с нашими предыдущими выводами. «Письменные свидетельства, — поясняет Елена Уайт, — предназначены не для того, чтобы дать новый свет, но наиболее ярко запечатлеть в сознании уже открытые вдохновенные истины. Долг человека по отношению к Богу и ближнему ясно определен в Слове Божьем, однако лишь некоторые из вас повинуются данному свету. Новая истина не открывается, но Бог через Свидетельства упрощает ранее данные великие истины» (Свидетельства для Церкви, с. 2, с. 605).

В заключение мы хотели бы задать нашему критику два вопроса. Заявляя, что в наше время нет истинных пророков, готовы ли вы сделать логический вывод из вашего утверждения и допустить, что Бог действует пристрастно и проявляет больше милосердия к тем, кто жил прежде, а не к нам, живущим в самое опасное для Церкви время? Однако принимая во внимание тот факт, что библейские тексты, приведенные в этой главе, ясно показывают, что Дух пророчества был и будет в истинной Церкви наших дней, как вы объясняете его отсутствие в Церкви, членом которой вы являетесь?