Глава 11. Хронология

Хронология составляет основу Общества Сторожевой башни; причину ее существования. Достаточно раскрыть, что хронология Сторожевой башни — ложная, ошибочная, и вся организация рухнет. Общество Сторожевой башни возникло в результате применения хронологии, сосредоточенной вокруг 1874 года по Р. Х., но 50 лет спустя эта дата новым учением Общества была перенесена на 1914 год. Однако, эта дата является настолько ошибочной и ложной, что Сторожевая башня должна была бы ее устранить наряду с такими ложными датами, как 1918, 1920, 1925 и 1975 годы.

1. ОБЩЕСТВО СТОРОЖЕВОЙ БАШНИ ВОЗНИКЛО В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ХРОНОЛОГИИ ДАТЫ 1874 ГОДА

«Рассел пытался получить знания из любого источника, которым Бог желал научить его. Он заинтересовался хронологией, изложенной в одном из журналов и сразу же навел контакт с Адвентистом Барбоуром, согласовав с ним встречу» («Свидетели Иеговы в божественном намерении», стр. 18). «Посему я уплатил расходы мистера Барбоура, чтобы он приехал на встречу со мной летом 1876 года и на основании Священного Писания (если он сможет) открыл мне, что пророчества, отмечающие дату 1874 года — являются датой начала присутствия Господа и началом жатвы. Он прибыл и все его доказательства вполне удовлетворили меня» («Сторожевая башня» 1916 г. 171 стр.). Когда Рассел, приняв хронологию Барбоура, убедился, что Христос невидимо пришел в 1874 году, он сразу же начал проповедовать «истину» и в итоге возникла организация Сторожевой башни.

«В книге «Божественное намерение» на 18 стр. говорится об «одном из первых шагов, которые он предпринял со своей важной вестью».

«В 1877 году пастор Рассел созвал собрание всех служителей Аллеггени и Питтсбурга, раскрывая перед ними места Священного Писания, в которых отмечено присутствие нашего Господа и побуждал их исследовать и провозглашать эту весть. Присутствовали все служители вышеназванных двух городов и все они отказались верить».

«Факт, что Рассел учил лжи с самого начала,- очевидно даже из того, что сама Сторожевая башня 50 лет спустя согласилась, что Христос не присутствовал вообще в их среде от 1874 года и изменила дату на 1914 год. Несмотря на это, Рассел неистово предался заблуждению и, путешествуя, широко распространил свою весть в течение следующих двух лет. «Полагаясь на водительство Господа я много путешествовал и в июле 1879 года вышел первый номер журнала «Сторожевая башня и вестник присутствия Христа» («Божественное намерение» стр. 21).

Таким образом, журнал «Сторожевая башня» начал с вести, провозглашающей присутствие Христа, Который не присутствовал. На протяжении 50 лет организация учила этому заблуждению!

2. ДАТЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К 1874 ГОДУ

Дальнейшие ошибочные даты были сгруппированы вокруг 1874 года:

а) Воскресение в 1878 году. Эта дата была вычислена исходя из первоначальной даты 1878 года следующим образом: «Воскресение нашего Господа произошло три с половиною года спустя после Его пришествия как Мессии в 29 г. по Р. Х. и воскресение Его тела, церкви, как мы понимаем, должно произойти в 1878 году, три споловиною года спустя после Его Второго пришествия в октябре 1874 года» («Тысячелетняя заря» т. 3. «Да приидет Царствие Твое» стр. 305).

Полагали, что это воскресение будет телесным, но по прошествии 1878 года телесное воскресение не произошло, поэтому «обнаружили», что имело место невидимое воскресение в духе, от которого в дальнейшем развилось ошибочное учение о 144000.

б) 6000 лет окончились в 1872 году. (См. главу «Дата 1975»).

в) В 1914 году должен наступить конец света.

Начиная с 1874 года должен продолжаться сорокалетний период жатвы и затем вся церковь — тело Христа должна быть восхищена на небо,- в конце мира во время Армагеддона в октябре 1914 года:

«Пастор Рассел и все, соединенные с ним, верили, что невидимое присутствие Христа в духовном виде уже началось в 1874 году. Они верили, что цель Христа при возвращении — собрать их совместно, восстановить истинное поклонение и затем в 1914 году в конце времени язычников взять их в Божье Царство, подобно тому, как Жених претендует на свою Невесту». («Божественное намерение», 23 стр.).

«Брань в великий день Бога Вседержителя (Откр. 16:14) произойдет в конце 1914 года с полным ниспровержением нынешних правительств земли» («Тысячелетняя заря», т. 2., «Время близко»; см. также стр. 77 этого тома). Основание для вычисления даты 1914 года описано в «Тысячелетней заре» т. 2. «Время близко»,- в главе «Времена язычников». Там приведена простая схема: к 606 году до Р. Х. (впоследствии измененной на 607 г.) прибавляем период 2520 лет,- и получим 1914 год по Р. Х. В 606 г. (или 607) до Р. Х., согласно ложному пониманию Сторожевой башни, царский венец был отнят от Седекии и Иерусалим после длительной осады Навуходоносором был превращен в руины. (В действительности точная дата уничтожения Иерусалима и устранения Седекии — 586 г. до Р. Х. — переводчик).

3. ВСЕ ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ДАТЫ ОКАЗАЛИСЬ ЛОЖНЫМИ

1. 1874. Второе пришествие Христа.

Как уже отмечалось, время присутствия Христа с 1874 года было изменено на 1914 год. Теперь Сторожевая башня не учит, что Христос присутствует с 1874 года.

2. 1878. Воскресение святых.

Эта дата в 1927 году была перенесена на 1918 год.

3. 1872. Окончание 6000 лет. Хотя на протяжении 50 лет было приведено много доказательств, что тысячелетие началось в это время, все же не столь давно дата окончания 6000 лет перенесена на 1975 год.

4. 1914. Армагеддон. Эта дата является ошибочной прежде всего из-за неверного вычисления. Венец был отнят от Седекии и Иерусалим был разрушен Навуходоносором не в 606 или 607 г. до Р. Х., а в 586 г. до Р. Х. Кроме того, с наступлением 1914 года не было битвы Армагеддон, церковь не была восхищена на небо, а было всего лишь ужасное разочарование. (См. «Свет» т. 2., стр. 194, и «Оправдание», стр. 146).

В связи с 1914 годом была установлена дата 1915 года — начало Царствия с участием Авраама, Исаака и т. д. (См. «Тысячелетняя заря» т. 4. «День мщения» стр. 625). Эта дата также была передвинута на 1925 год, которая в свою очередь оказалась ложным пророчеством наряду с временными пророчествами 1918 и 1920 годов.

4. ПОЧЕМУ СТОРОЖЕВАЯ БАШНЯОСТАВИЛА ДАТУ — 1914 ГОД?

После смерти Рассела провал даты 1914 года грозил крушением всей организации. Поэтому Рутерфорд, реорганизуя Общество, решил извлечь выгоду из факта, что Первая мировая война началась в 1914 году и они предсказали эту дату! Выражение «времена язычников» прежде означало время, в которое языческие народы могли спастись прежде их заключительного уничтожения. Теперь все было истолковано по-новому. По мере проходящих лет, пришел новый «свет», Сторожевая башня раскрыла многие новые аспекты, что это выражение включает в себя: присутствие Христа с 1914 года и сатана в это время [20] был сброшен с неба. Сегодня дата — 1914 год занимает в учении Сторожевой башни первостепенную важность. [21] После 1914 года Сторожевая башня укоряла себя в том, что она сделала ошибку, провозгласив о взятии святых на небо непосредственно перед наступлением 1914 года.

Поэтому, новое учение выдвинуло идею, что они должны быть взяты на небо «вскоре после» 1914 года и в новом издании 2 тома «Да приидет Царствие Твое» на стр. 228 предложение: «Избавление святых должно произойти некоторое время прежде наступления 1914 года» изменено следующим олбразом: «Избавление святых должно произойти вскоре после 1914 года». А как же относительно факта, что конец мира не наступил в 1914 году?

Об этом лишь в 1930 году Сторожевая башня в книге «Свет» т. 1, стр. 108: «1914 год отмечен законным окончанием системы старого мира и Христос надлежащим образом принял на себя власть как законный царь».

5. ПОДЧЕРКИВАНИЕ 1914 ГОДА -НОВОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ ПРОРОЧЕСТВ

Во всех трудах Сторожевой башни были проведены большие изменения, чтобы они соответствовали новому учению о 1914 г. Знамение присутствия Христа с 1874 по 1914 год были преданы забвению и начали свое действие с 1914 года. Конечно, прошло некоторое время, пока вся «истина» стала ясной для общества. Так в 1917 г. (три года спустя как Христос «пришел» в 1914 г.) «Завершенная тайна» представила на стр. 68-71 в общих чертах 88 знамений, доказывающих, «что Второе пришествие Христа произошло в 1874 году». На стр. 60 сказано, что «Время конца» началось в 1799 г. по Р. Х. Сегодня знамения времени в учении Сторожевой башни подогнаны так, чтобы «знамения конца» начинались в 1914 году; и знамения применимы только с этого времени, пренебрегая доказательством, что, согласно прежнего учения, они происходили до 1914 года, как это в действительности и было! К примеру «Сторожевая башня» 1 мая 1970 г. на стр. 270 заявила: «Весьма ужасные и губительные землетрясения увеличились со «времени конца», начавшегося для этой старой системы в 1914 году. В действительности около 900000 человек погибло от землетрясений в этом столетии». Однако факты, согласно статье «Бедствия» в энциклопедии Коллиера, свидетельствуют, что в двух землетрясениях прежде 1914 года погибло 520000 или более половины из 900000. (При землетрясении 4 апреля 1905 года в Центральной Индии погибло 370000 человек и 28 декабря 1908 г. в Сицилии и Южной Италии — погибло 150000 человек).

Для этой даты — 1914 года нет основания и поддержки в Священном Писании; нет никаких хронологических данных; весь ее вес держится на факте, что Первая мировая война началась в 1914 году. Если лишь война является достаточным доказательством,- в таком случае почему не принять Вторую мировую войну как равно важное событие, так как она ввергла мир в атомный век с бесрецедентным страхом и гораздо большей трагедией, чем война 1914 года?

Поскольку дата 1914 года поддерживается преимущественно на хронологических данных, следует ясно показать, что эти данные — ошибочны!

6. КАКИМ ОБРАЗОМ СТОРОЖЕВАЯ БАШНЯ ВЫЧИСЛИЛА 1914 ГОД ХРОНОЛОГИЧЕСКИ?

Период 2520 лет, именуемый «временами язычников», начинается с окончания монархического правления Иудеи, когда Седекия был устранен с престола и Иерусалим был разрушен Навуходоносором в 607 г. до Р. Х.

607 до ________ 2520 лет

________ 1914 по Р. Х.

а) 2520 лет.

Эта цифра получается, применяя «семь времен» Навуходоносора, когда он находился в сумасшедшем, душевно-больном состоянии. «Время» или год в символическом значении представляет 360 дней. Семь времен (7×360 = 2520) представляют 2520 символических «дней» или буквальных лет. Однако, в Дан. 4:28-33 это пророчество представлено как исполнившееся над Навуходоносором и к «временам язычников» никакого отношения не имеет. Библейское истолкование не позволяет создавать новое пророчество вопреки исполнившемуся пророчеству, посему данное вычисление неверно от самого начала.

б) Дата — 607 г. до Р. Х. Сказано, что во время этой датыдолжно произойти разрушение Иерусалима. Сторожевая башня вычисляет эту дату, принимая во внимание 70 летний период пленения и за исходную точку берет 537 год до Р. Х., когда Кир позволил иудеям, находящимся в Вавилоне, возвратиться в свою землю. Однако, Иерусалим был разрушен в 586 г. до Р. Х., а не в 607 г. до Р. Х., ибо Иеремия говорит о 70 годах, как периоде пленения, который начался прежде разрушения города Иерусалима (Иер. 29:10, 16). Следует обратить внимание на весьма важный факт, что пленение уже продолжалось почти 20 лет, когда Навуходоносор наконец осадил и разрушил город Иерусалим. Иосиф Флавий говорит, что храм лежал в развалинах на протяжении 50 лет, пока его основание не было заложено во второй год Кира, во время их возвращения на родину соответственно в 536 г. до Р. Х. (См. фотокопию «Иосиф Флавий против Апиона» стр. 614). В хронологическом и библейском отношении Сторожевая башня серьезно ошибается относительно 607 г. до Р. Х., который является весьма важной начальной датой для вычисления 1914 года,- здесь ошибка исчисляется в 19 лет!

7. ХРОНОЛОГИЯ СТОРОЖЕВОЙ БАШНИ ОШИБАЕТСЯ НА 19 ЛЕТ!

Это становится ясным из исследования книг «Вавилон великий пал» и «Все Писание богодуховно и полезно». Прямое противоречие и ошибка видна — 19 лет! В книге «Вавилон великий пал» на стр. 183-184 сказано: Амель Мардук или Эвиль Меродах стал преемником Навуходоносора на Вавилонском престоле в 581 г. до Р. Х. Он правил в течение двух лет; за ним царствовал Нериглиссар — 4 года; затем Лабаши-Мардук — 9 месяцев; и Набонид правил 17 лет — до абсолютной даты — 539 года до Р. Х., когда Вавилон пал. Прибавим эти сроки правления согласно Сторожевой башни:

Амель Мардук 2 года

Нериглиссар 4 года

Лабаши-Мардук 9 месяцев

Набонид 17 лет

Итого 23 года и 9 месяцев

От октября 539 г. до Р. Х. + 23 года и 9 месяцев = 562 г. до Р. Х., а не 581 до Р. Х.

Исходя из абсолютной даты – октябрь 539 г. до Р. Х. — и прибавляя время царствования всех вышеперечисленных царей, мы приходим к 562 г. до Р. Х., а не 581, как учит Сторожевая башня,- ошибка в 19 лет!

а) Царствование Навуходоносора. Сторожевая башня соглашается, что Навуходоносор правил страной 43 года. В книге «Помощь при изучении Библии» на стр. 1212 сказано: «Навуходоносор правил как царь 43 года (624-581)».

б) Когда Навуходоносор разрушил Иерусалим? Библия говорит, что это было «в 19 год Навуходоносора» (4Цар. 25:8-10). Поскольку Навуходоносор царствовал 43 года – до 562 года до Р. Х.,- его 19 год выпадает на 587-586 г до Р. Х. Этот год был установлен на основании надежных археологических и в такой же мере астрономических доказательств, и находится в полном согласии с остальной библейской хронологией. [22]

8. СОГЛАСИЕ ДВУХ ИСТОРИЧЕСКИХ АВТОРИТЕТОВ — ДРЕВНЕГО И СОВРЕМЕННОГО

Ниже мы приводим два авторитетных источника — древнего — Иосифа Флавия в его книге «Иосиф Флавий против Апиона» стр. 614 и современного источника по Вавилонской хронологии, написанного Паркером и Дибберстейном. Вот данные Иосифа Флавия: Навуходоносор правил 43 года от 605 по 562 г. до Р. Х.; Эвиль Меродах или Амель-Мардук — 2 года от 562 по 560 г. до Р. Х.; Нериглиссар — 4 года от 560 до 556 года; Лабаши-Мардук — 9 месяцев; Набонид — 17 лет от 556 до 539 года, когда Кир взял Вавилон.

Данные Иосифа Флавия о запустении храма: храм был в запустении 50 лет — с 586 года до Р. Х., когда Иерусалим и храм был разрушен, до 536 г. до Р. Х., когда народ возвратился и положил основание. (Из книги «Иосиф Флавий против Апиона» стр. 614).

«ВАВИЛОНСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ»(626 до Р. Х. по 75 г. по Р. Х.) авторы Паркер и Дибберстейн

Авторитетный источник, который часто цитируется Обществом Сторожевой башни.

В нем даны следующие даты, исходя из археологических таблиц:

1. Навуходоносор — Занял престол в Вавилоне 7 сентября 605 г. до Р. Х. Умер в первых днях октября 562 года до Р. Х.

2. Амель-Мардук (Эвиль Меродах) — начал царствовать 8 октября 562 г. до Р. Х., и его смерть зафиксирована между 7 и 13 числом августа 560 г. до Р. Х.

3. Нериглиссар — начал царствовать 13 августа 560 г. до Р. Х., и его смерть наступила в конце апреля или в начале мая 556 г. до Р. Х.

4. Лаваши-Мардук — начал царствовать 3 мая 556 г. до Р. Х., и последний отчет о нем дан 17 июня 556 г. до Р. Х. Иосиф Флавий заявляет, что он правил 9 месяцев.

5. Набонид — начал править 25 мая 556 г. до Р. Х. (в это время происходил спор за престол) и царствовал до падения Вавилона — 12 октября 539 г. до Р. Х. [23]

9. 19 ГОД НАВУХОДОНОСОРА — 587-586 Г. ДО Р. Х.

695 г. до Р. Х. ___ 587-586 до Р. Х. (19 год) ___ 562 до Р. Х.

а) Хронология Сторожевой башни. Вопреки всем доказательствам о неточности хронологии Сторожевой башни, она все еще придерживается своей несостоятельной позиции и защищает ошибку, допущенную в 1889 году (когда ее хронология учила, что Адам был создан в 4129 году до Р. Х. и Христос возвратился в 1874 г. по Р. Х.). Это было ошибкой — настаивать на 70 летнем запустении скорее, чем 70 летнем пленении!

б) 70 лет пленения против 70 лет запустения. Библия подчеркивает 70 лет пленения (Иер. 25:11; 29:10). Именно Иеремия говорит о 70 летнем пленении. Однако, Сторожевая башня применяет 2Пар. 36:21 и настаивает на 70 летнем запустении, пока «земля не отпраздновала суббот своих»,- в отчаянной попытке защитить дату — 607 г. до Р. Х. Они заключили, что в 537 г., когда иудеям было позволено возвратиться в Иерусалим, окончился 70 летний период запустения. Считая от этого времени 70 лет назад, они пришли к дате — 607 году до Р. Х. и начали рассматривать ее как дату разрушения Иерусалима. Сторожевая башня не смогла понять, что в библейской хронологии запустение или пустынное место — не обязательно означает землю без жителей. Пророк Иеремия хорошо поясняет это: «Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью,- сделали его пустынею, и в запустении он плачет предо Мною; вся земля опустошена, потому что ни один человек не прилагает этого к сердцу» Иер. 12:10-11 ст. Здесь дано описание земли прежде разрушения Иерусалима, когда люди еще жили на ней. Иезекииль также говорит об этом: «Те, которые на местах разоренных» (Иез. 33, 27). «Живущие на опустелых местах» (Иез. 33; 24).

Таким образом 70 лет земля была в запустении, включая время, когда запустение началось, хотя первоначально люди еще жили на земле, как они жили и прежде разрушения Иерусалима, включая время, когда Иерусалим был наконец разрушен и земля оставалась без жителей.

10. ОПУСТОШЕНИЕ (РАЗОРЕНИЕ) ИЕРУСАЛИМА

Даниил говорит об опустошении или разорении Иерусалима. Имеется в виду не одно событие, а целый ряд опустошительных нашествий, начатых в третий год царя Иоакима, царя Иудейского, который был начальным годом царствования Навуходоносора (см. Иер. 25:1). Именно в это время Даниил был отведен в плен: «В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его: и предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского и часть сосудов дома Божия и он отправил их в землю Сеннаар» (Дан. 1:1-2 ст). Эта дата зафиксирована в точности как 605 г. до Р. Х.

Дальнейшие опустошения и разорения совершались Навуходоносором в течение следующих 20 лет; вместе с опустошением отводились в плен следующие партии иудеев (4Цар. 24:1-20; 25:1-10; 2Парал. 36:5-21). Наконец в 19 год правления Навуходоносора был разрушен Иерусалим. Однако Библия говорит: «В 23 год Навуходоносора Навузардан, начальник телохранителей, выселил иудеев 745 душ» (Иер. 52:30).

11. СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ ПЛЕНЕНИЯ

Библейская хронология подчеркивает, что 70 лет были временем пленения и служения царю Вавилонскому: «И народы сии будут служить царю Вавилонскому 70 лет» (Иер. 25:11). «Ибо так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне 70 лет, тогда Я посещу вас» (Иер. 29:10).

Когда пророк Даниил пробыл в Вавилонском плену около 70 лет, в свое книге от написал (Дан. 9:2) об исполнении пророчества Иеремии о 70 годах. Хронология Сторожевой башни рассчитала пребывание Даниила в плену — 90 лет! Время служения царю Вавилонскому должно начаться после первого пленения, когда пленников отвели в Вавилон. После разрушения Иерусалима многие ушли в Египет и среди них Иеремия.

ВРЕМЯ НАЧАЛА 70 ЛЕТНЕГО ПЛЕНЕНИЯ

Библия учит, что 70 лет были временем пленения и служения, которое началось в первый год Навуходоносора царя Вавилонского, а не как учит Сторожевая башня,- в 19 год царствования Навуходоносора — при падении Иерусалима (Иер. 25:11 Иер. 29:10).

а) Начало — прежде падения Иерусалима.

Прежде разрушения города Иеремия писал пленным и побуждал их продолжать служить царю Вавилонскому, ибо по прошествии 70 лет в Вавилоне, Гоподь обещал посетить их и возвратить на родину (Иер. 29:10). В Иер. 29:16 он продолжает говорить к людям — «живущим в городе сем, о братьях ваших, которые не отведены с вами в плен».

б) 70 лет не зависели от падения Иерусалима. Иерусалим не был бы разрушен, если бы они не восстали. Ложные пророки побуждали иудеев восставать против Вавилонского правления, но Иеремия увещевал их: «Не слушайте их, служите царю Вавилонскому и живите; зачем доводить город сей до опустошения?» (Иер. 27:17).

Если бы они не восстали, тогда 70 лет пленения, подчинения и опустошения со стороны вавилонян были бы достаточными,- без разрушения Иерусалима.

1. При первом пленении в 605 г. до Р. Х. Навуходоносор уже пленил представителей «голубой крови»,- «из рода царского и княжеского», когда Даниил вместе с другими был отведен в плен и храм разграблен.

2. При втором пленении, Навуходоносор в 8 год своего царствования «выселил весь Иерусалим и всех князей, и все храброе войско…и всех плотников и кузнецов; никого не осталось, кроме бедного народа земли» (4Цар. 24:12-14).

3. При разрушении Иерусалима. Иеремия советовал как находящимся в Вавилоне, так и оставшимся в Иерусалиме,- не восставать, но служить царю Вавилонскому, пока не исполнится 70 лет. (Иер. 27:17, 29:10). Однако, они не вняли его призыву, а Седекия впоследствии восстал, посему Навуходоносор в 19 год своего царствования пришел и разрушил город (586 до Р. Х.). и в конце концов были веселены даже «самые бедные из народа». С этого времени и впредь, пока иудеи не возвратились 50 лет спустя, храм лежал в развалинах. [25]

Страница из библейского словаря Харпера доказывающая, что Иоаким царствовал с 609 по 598 г. до Р. Х., а не с 618 г. до Р. Х.

в) Опустошение было уже прежде разрушения Иерусалима. «Иерусалим и города иудейские, и царей его и князей его, чтобы опустошить их и сделать ужасом, посмеянием и проклятием, как и видно ныне» (Иер. 25:18).

12. КОГДА БЫЛИ 70 ЛЕТ ПЛЕНЕНИЯ?

От 605 до 536 г. до Р. Х. (Библейская хронология придерживается включительного счета. Примером включительного счета служит текст 4Цар. 18:9-10, где указаны три года, длившиеся от 4 по 6 год царствования царя Езекии. Подобным образом три дня и три ночи пребывания Христа в могиле включают в себя пятницу после обеда до утра первого дня недели, т. е. каждая часть года или дня уже засчитывается как целое).

Декрет Кира об освобождении Иудеев был издан в конце 537 г. до Р. Х. Поскольку путешествие в Иерусалим заняло около четырех месяцев, поэтому исследователи Библии считают, что они прибыли туда весной 536 г. до Р. Х.

13. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ ХРОНОЛОГИЮ СТОРОЖЕВОЙ БАШНИ

Во время правления Вавилонских царей на глиняных табличках отмечались даты царствования царей. Тысячи таких табличек были найдены. Особенно важны первые и последние даты царствования. В книге «Вавилонская хронология с 626 г. до Р. Х. по 75 г. по Р. Х.» (авторы Паркер и Дубберстейн) приведены даты правления царей, согласно этих табличек,- с промежутками не более нескольких дней между их правлениями. Однако, делая отсчет от абсолютной даты — 539 года до Р. Х.,- вскоре становится явным, что хронология Сторожевой башни ошибается на 19 лет.

14. АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ ХРОНОЛОГИИ СТОРОЖЕВОЙ БАШНИ

Глиняная табличка У.А.Т. 4956 в Берлинском музее отражает положение небесных тел на протяжении 12 месяцев, включая затмение. В ней говорится, что это происходило в 37 году царствования Навуходоносора. Положение небесных тел для этого периода времени можно точно отождествить как апрель 568/апрель 567 г. до Р. Х. Такие подробности положения небесных светил встречаются только через каждые 40000 лет. Сторожевая башня пытается дискредитировать эту табличку, но ведущие авторитеты заявляют, что она излагает просто информацию, что делает ее вполне надежной и достоверной. В 1983 году я видел и держал в руках эту табличку в Пергамонском музее в Восточном Берлине, в то время как куратор переводил ту часть ее, где упомянуто имя Навуходоносора.

15. КАНОН ПТОЛЕМЕЯ

Е. Р. Тили, профессор с мировым авторитетом, часто цитируемый Обществом Сторожевой башни, заявил в своей книге «Таинственные числа еврейских царей» (1965 г., стр. 44-45), что «Канон Птолемея можно употреблять как исторический путеводитель — с самым полным доверием, так как канон Птолемея дает точные и абсолютно надежные даты относительно хронологии, начиная с 747 года до Р. Х. Однако, этот весьма надежный исторический путеводитель отличается в вопросах хронологии от Сторожевой башни, поэтому Сторожевая башня пытается дискредитировать его,- но поступая так, она выхватывает из контекста книги профессора Тили его высказывания, пренебрегая всем, что он раньше сказал положительного о каноне Птолемея. Как явствует из письма, профессор Тили был очень недоволен, когда они впервые поступили так, цитируя его высказывания в «Сторожевой башне» 1 февраля 1969 года. Тем не менее, Сторожевая башня снова цитировала его труды в журнале «Пробудитесь!» 8 мая 1972 года; его высказывания также появились в большом труде Сторожевой башни в 1971 году при издании книги «Помощь в изучении Библии» — на стр. 327.

16. ЧЕСТНА ЛИ СТОРОЖЕВАЯ БАШНЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ФАКТОВ ОТНОСИТЕЛЬНО ХРОНОЛОГИИ?

На этот вопрос читатель ответит сам после исследования очевидных фактов. Посмотрим на 134 стр. книги «Вавилон великий пал». В ней приведено заявление, «что Навуходоносор выступил против Иерусалима второй раз, чтобы наказать восставшего царя. Это было в 618 г. до Р. Х.,- смотри Библейский словарь Харпера 1952 г. издания, стр. 306. Статья под названием «Иоаким». Но при проверке этой книги в последующих изданиях оказалось, что этой даты в статье вообще нет… Интересно отметить, что иностранные издания этой книги, например, на немецком языке, цитируют эти данные, как они первоначально были напечатаны на английском языке. Когда служителей Сторожевой башни спросили относительно этого, они ответили, что ссылались на случай, а не дату! Такое объяснение приемлемо только для верных Свидетелей Иеговы. Многие очень огорчены таким действием. В своей книге «Кризис совести» (1983 г.) на стр. 25-26 Реймонд Френц, бывший член Руководящей корпорации и автор книги «Помощь в изучении Библии» описывает, как разрешались проблемы хронологии: «Когда тема, касающаяся «хронологии», была определена для меня, передо мной предстали трудные проблемы… Многие месяцы были проведены [26] в исследованиях, касающихся хронологии и их результаты отражены в самой большой статье в книге «Помощь в изучении Библии». Много времени было проведено в попытке найти хотя бы некоторые доказательства, некоторые следы в истории для даты 607 г. до Р. Х.,- столь критической для вычисления 1914 года. Чарлз Плоджер, член правления служил у меня секретарем; он исследовал этот вопрос во всех библиотеках Нью-Йорка, чтобы найти историческую поддержку этой дате.

Но мы не нашли абсолютно ничего в поддержку даты 607 года до Р. Х. Все исторические данные указывали на дату 20 лет спустя… Хотя это сильно беспокоило меня, я все-таки склонился к тому, что наша хронология была верной, вопреки всем противоположным доказательствам. Таким образом, приготовляя материал для книги «Помощь в изучении Библии», много времени и путешествий было потрачено в попытке — ослабить вероятность археологических и исторических доказательств, которые могли представить дату 607 г. до Р. Х. ошибочной и дать совершенно другую начальную точку для наших расчетов и, следовательно, другую конечную дату, отличную от 1914 года». Френц далее описывает бесполезные усилия, чтобы найти ошибки, упущения или слабые места в астрономической дате и многих текстах, которые доказывали, что дата 607 г. до Р. Х., установленная Обществом, является неверной. Затем он продолжает: «Подобно адвокату, стоящему лицом к лицу с доказательствами, которые он не может отвергнуть, мои усилия были направлены на то, чтобы дискредитировать или ослабить доверие к свидетельствам древних времен, которые представили такие доказательства,- доказательства исторических текстов Ново-Вавилонской империи. Представленные мною аргументы были честными, но я знал, что их намерение — поддержать дату, для которой не было исторической поддержки». (Читателям желательно пробрести копию этой книги «Кризис совести», ибо в ней действительно описана борьба человека, который желает быть честным по отношению к Богу и с другой стороны — верным учениям Общества Сторожевой башни).

Может ли такая верность Обществу воспроизвести честность в последнем конфликте? Не заключается ли в этом главная проблема в попытке — помочь Свидетелям Иеговы увидеть заблуждения Общества Сторожевой башни?

17. ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЕХОНИИ

В Иер. 52:31 сказано, что 37 год пленения Иоакима (Иехонии), Эвиль Меродах, царь Вавилонский, в первый год своего царствования освободил Иоакима из темницы. Ссылаясь на «Вавилонскую хронологию» или книгу «Вавилон великий пал» стр. 184, вы заметите, что Эвиль Меродах (или Амель Мардук) царствовал два года; Нериглиссар — 4 года; затем Лаваши-Мардук только несколько месяцев; ему наследовал Набонид (соправителем был его сын Валтасар) и правил вплоть до падения Вавилона в 539 году до Р. Х. Набонид правил 17 лет. Однако, исходя из этой абсолютной даты — 539 г. до Р. Х., мы найдем, что Эрвиль Меродах начал царствовать в 562 году до Р. Х. Так как это был первый год его царствования, а Иехония (Иоаким) 37 лет назад был увезен в плен,- когда же был первый год пленения Иоакима? — 37 лет назад т. е. в 598-597 до Р. Х. Сторожевая башня не принимает этой даты, а настаивает на дате 618-617 г. до Р. Х., ибо такая дата приведена в книге Вавилон великий пал» на стр. 685 134-135. (На стр. 134 этой книги указана ссылка на библейски словарь Харпера, чтобы поддержать эту дату Сторожевой башни, но в этом словаре в указанной статье нет даты 618 года до Р. Х., а наоборот указано, что он был пленен в 598 г. до Р. Х.).

18. СЕМИДЕСЯТИЛЕТНЕЕ ОПУСТОШЕНИЕ ХРАМА

Это совершенно различный период от 70 лет пленения.

Он начался 20 лет спустя и, соответственно, продолжался 20 лет после возвращения народа из пленения на родину, и после этого началось полное завершение строительства храма.

Пленение и запустение храма

Семьдесят лет пленения

605 г. до Р. Х.

586 до Р. Х.

 536 до Р. Х.

 

Семьдесят лет запустения храма

 

586 до Р. Х.

 536 до Р. Х.

 517 до Р. Х.

605 г. до Р. Х. — Начало пленения.

586 г. до Р. Х. — Иерусалим и храм разрушен.

536 г. до Р. Х. — Иудеи возвратились и заложили основание храма.

517 г. до Р. Х. — Храм все еще в запустении.

а) Побуждение завершить построение храма.

Когда Иудеи в 536 году возвратились из Вавилонского плена и положили основание храма, их интерес больше склонялся к постройке своих собственных домов, чем к восстановлению дома Божьего. После 20 лет храм все еще не был восстановлен для поклонения Богу. Хотя в первый год царствования Дария Бог через пророков Аггея и Захарию побуждал Свой народ завершить восстановление храма, который находился в запустении, что и вызывало недовольство Бога вот уже 70 лет… «А вам самим время — жить в домах ваших украшенных, тогда как Дом сей в запустении?.. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений». (Аггея 1:4. 9. 10). «И отвечал ангел Господень и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже 70 лет?… Посему так говорит Господь: Я обращаюсь к Иерусалиму с милосердием; в нем соорудится дом Мой, говорит Господь Саваоф и землемерная вервь протянется по Иерусалиму» (Зах. 1:12. 16). «Скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже 70 лет» (Зах. 7,5).

б) Хронология Сторожевой башни о завершении строительства храма. «В 537 г. до Р. Х. был построен жертвенник, а в следующем году заложено основание нового храма… Когда строители храма ослабели, Иегова послал Своих пророков Аггея и Захарию, чтобы побудить их — обновить свои усилия… Работа ускорилась и дом Иеговы был построен в третий день Адара, в 6 год Дария (вероятно 5-6 марта 515 г. до Р. Х.) после чего иудеи освятили восстановленный храм и совершили праздник Пасхи. (Ездр. 6:13-22) («Помощь в изучении Библии» 1584 стр.).

в) 70 или 90 лет запустения храма? Если исходить из хронологии Сторожевой башни,- храм был разрушен в 607 г. и восстановлен в 515 г. до Р. Х.,- тогда запустение продолжалось около 90 лет. Однако, принимая во внимание термин в Зах. 1:12 — «семьдесят лет» — библейская хронология считает дату 586 года — как время разрушения храма и весь период запустения только 70 лет!

Подведем итог:

Структура хронологии Сторожевой башни была ошибочной с самого начала. 1914 год не является исключением с его основной датой — 607 г. до Р. Х., которая должна быть замещена 586 годом до Р. Х., что согласуется с библейской хронологией.

Ошибки Сторожевой башни в хронологии побудили многих искать истину и они нашли ее (См. письмо Макса Неттона в этой книге на стр. 28). [27]

19. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК УАТ 4956

Археологическая таблица УАТ 4956 является астрономическим дневником.

В нем отмечены наблюдения за луной и планетами в течение всего 37 года царствования Навуходоносора. В дневнике около 30 наблюдений, которые столь точно описаны, что современные астрономы могут легко зафиксировать даты, когда они были проведены.

Все наблюдения луны и пяти планет могли быть созерцаемы только в 568/567 г. до Р. Х. и поэтому время, когда он разрушил Иерусалим выпадает на 586/587 г. до Р. Х., а не на 607 г. до Р. Х., как учит Общество Сторожевой башни.

На снимке автор Е. Б. Прайс держит табличку УАТ 4956, находясь в Восточном Берлинском музее. Он указывает пальцем на имя Навуходоносора-в верхней части таблички, которую может прочитать тот, кто знает клинописный Вавилонский язык. Вавилонские цари проводили наблюдения за луной и планетами, которые отмечались на глиняных табличках,- в каждый год их царствования. Они называли их астрономическими дневниками; до настоящего времени обнаружено около 1200 фрагментов таких дневников.

Однако наиболее важным, на котором отмечены наблюдения за луной и пятью планетами,- это дневник наблюдений 37 года царствования Навуходоносора.

Эта табличка представляет точную копию оригинальной и нам нет причины сомневаться в ее тождественности, а ее информация в совершенстве отмечает расположение луны и планет в течение 568/567 гг. до Р. Х. Эта таблица является надежным доказательством, могущественным, непреодолимым свидетельством, что хронология Общества Сторожевой башни глубоко ошибается.

20. «ВРЕМЕНА ЯЗЫЧНИКОВ ПЕРЕСМОТРЕНЫ»(Карл О. Джонсон)

Карл Олаф Джонсон был старейшиной конгрегации Свидетелей Иеговы в Швеции. Глубоко и осмысленно изучая хронологию Общества

Сторожевой башни, он обнаружил многие факты, когда издания Общества или игнорируют или замалчивают неточности. По мере появления все новых проблем, связанных с хронологией Общества, он предоставил вопрос о датах Руководящей корпорации в Бруклине, штат Нью-Йорк. Будучи не в состоянии ответить на представленные проблемы, Общество направило его в «Юридический комитет» шведских Свидетелей Иеговы, где его исключили из членства за сомнение к библеской хронологии Общества.

Это было в июле 1982 года. В следующем году он издал книгу «Времена язычников пересмотрены», которая фактически является компиляцией материалов, которые он собрал и не получил на них ответа.

Вышеуказанная книга является наилучшей их всех, касающихся проблем хронологии Общества Сторожевой башни. Каждый серьезный исследователь этой темы должен иметь ее!

Она имеет дело с историей истолкования термина «времена язычников». Для АСД этот раздел также будет интересным, так как он появился в движении миллеритов, но не стал частью учения этой церкви — в последующие годы после организации церкви в 1863 году.

Во второй главе автор рассматривает хронологию Ново-Вавилонского периода. Здесь собран прекрасный материал по древней истории. Затем он имеет дело с хрониками и другими историческими отчетами, такими как Урук — царственный список и царственные надписи. Одна из таких царских надписей известна под названием Адда Гуппи Стелла, цитируемая в книге «Помощь в изучении Библии» на стр. 236-237, чтобы показать, как ненадежно полагаться на такие поврежденные таблицы или стеллы. Однако, были и целые дубликаты стелл, но писатель книги «Помощь в изучении Библии» или не знал об этом или решил игнорировать их. (Смотри признание Френца на стр 26).

Джонсон собрал прекрасный материал по деловым и административным вопросам, особенно имеющим отношение к семье Эгиби. Ценность книги — в достойной информации, которую он поместил в этом разделе. Когда он имеет дело с астрономическими дневниками, он исключительно полно дает сведения о таблице УАТ 4956 и ее достоверности. Он также отвечает на вопросы, поднятые Обществом Сторожевой башни, чтобы дискредитировать ее. Все это лишь часть информации об этой 226 страничной книге. Факты, представленные в ней — непреодолимы и исчерпывающи. [28]

21. АКТИВНЫЕ СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫРАСКРЫВАЮТ ОШИБКИ В ХРОНОЛОГИИСТОРОЖЕВОЙ БАШНИ

Макс Неттон был служащим в Денмарке, Западная Австралия, когда он вместе с женой стали Свидетелями Иеговы. Когда к Свидетелям Иеговы последовал призыв — передвинуться в Мельбурн, где ощущалась великая нужда, он решился на этот шаг, продал свой дом, переехал в этот великий город и стал сотрудником школы по подготовке служителей. Когда христиане АСД указали ему на ошибки в хронологии Сторожевой башни и учения, касающегося 1914 года, он провел три года за изучением,- в поисках библейских и исторических доказательств. Описывая свой опыт другому Свидетелю Иеговы, он говорит:

Дорогой брат!

Я решил поддержать общество и доказать неверную позицию других, но какие потрясения я перенес! После трех лет изучения я наконец понял, что учения Общества относительно хронологии и признаков присутствия Христа, являются всецело небиблейскими и противоречат всем положительным, доступным доказательствам Ново-Вавилонской империи. Поверь мне, я не хотел принимать решение и непрерывно сражаться в течение трех лет. Однако, доказательства Священного Писания были столь ясны, что невозможно было вынести никакое другое решение,- все тексты Писания, относящиеся к этому периоду, были приняты во внимание. Исторические доказательства также были положительными.

По некоторым вопросам я написал в Общество, прося помочь разрешить эти проблемы, но мои попытки оказались бесполезными. Окружной служитель, читавший копии моих писем от имени Общества заявил, что Общество не в состоянии помочь мне, в том числе и он. Он сказал: «Если Общество не в состоянии ответить на ваши вопросы, что вы можете ожидать от меня?» А в ответе из Бруклинского центра от 23 августа 1964 года следовал ответ:

«Уделяйте меньше внимания хронологии, хотя в Слове Божьем она занимает свое надлежащее место, а сосредоточьтесь более на фактах настоящего времени, которые исполняются и потверждаются библейскими пророчествами».

«Наряду со многими другими темами, Свидетели Иеговы могут видеть, что знамения 24 главы Матфея исполняются, но перед ними стоит вопрос: «Свидетельствуют ли они, что Христос сейчас присутствует или еще грядет?» Разрешение этого вопроса вращается вокруг слова «парусия», находящегося в Матф. 24,3. Как переводить его: «присутствие» или «пришествие»? Авторитетные богословы по греческому Новому Завету доказывают, что его можно перевести в двух вышеприведенных значениях. Можно ли по контексту Библии раскрыть, в каком значении перевести слово «парусия»? Можно ответить вполне положительно, что в контексте Матф. 24:3 правильным будет перевод «пришествие». Обратим при этом внимание на следующее:

«Последователи Христа при Его первом пришествии надеялись, что Он установит Царство (Лук. 19:11). Иисус ясно заявил, что Он сначала уйдет, а затем возвратится как Царь (Лук. 19:12). После Его воскресения перед вознесением на небо, они спросили Его, «Не в сие ли время Ты восстанавливаешь Царство?» (Деян. 1:16). Сторожевая башня от 15 сентября 1964 года на стр. 576 говорит: «Они не имели представления, что Он должен управлять как славный дух с небес и поэтому не знали, что Его Второе пришествие должно быть невидимым».

«Последний параграф является жизненноважным в этом изучении, ибо ученики спросили Иисуса, какие будут признаки разрушения храма и Иерусалима (что произошло в 70 году по РХ), Его парусии, и кончины века? Из вопроса учеников становится весьма ясным, что они связывали в одно целое разрушение Иерусалима, Второе пришествие Христа и кончину века. Они желали знать, когда произойдут эти события. Этим событиям должны предшествовать знамения. Очевидно знамения не нужны были им, чтобы сказать, что Иерусалим уже разрушен. Они спрашивали о знамениях, которые должны были предшествовать событиям и поскольку они связывали все три события совместно,- очевидно знамения должны были предшествовать парусии и концу мира. Также является очевидным, что Общество Сторожевой башни понимает этот вопрос неверно и Христос никогда не начинал Своего невидимого присутствия в 1914 году.

«Вопрос о точности учений Сторожевой Башни, относящихся к 1914 году — не просто интересный вопрос.

От даты 1914 года зависит само существование Общества. К примеру:

«Теперь существуют убедительные доказательства, что Иисус Христос занял престол на небесах в 1914 году и сопровождал Иегову в Его храм в 1918 году по РХ, когда начался суд с дома Божьего. (IПетр. 4:17). После очищения принадлежащих к этому дому, живущих на земле, Иегова изольет на них Свой Дух и определит им ответственность — быть его исключительным, единственным видимым каналом, из которого исходят духовные наставления. Те, которые признают видимую теократическую организацию Иеговы, должны признавать и принимать это определение «благоразумного и верного раба» и подчиняться ему». (Сторожевая башня 1 октября 1967 стр. 590).

Теперь вы будете хорошо знать, без моего высказывания, как Свидетели Иеговы подчиняются Обществу Сторожевой башни. Вы также будете знать, как много они полагаются относительно знания на публикации Сторожевой башни. Все, что бы ни говорила Сторожевая башня — правильно. А что, если в 1914 году не началось невидимое присутствие Христа? Очевидно Он не определил в 1918 году «видимый канал, из которого исходят духовные наставления». Если 1914 год неверен, как это и есть в действительности, тогда Общество Сторожевой башни не имеет оправдания для своего существования! Это просто ложная религия. И по сей причине мы оставили ее».

Макс Неттон

Автор этого письма впоследствии стал Адвентистом седьмого дня. Сегодня он является рукоположенным пастором церкви АСД, который на протяжении более 20 лет трудился в Австралии и Новой Зеландии. [29]