Глава 23. Возражения по отношению к трем Личностям Божества

I. ПРИЧИНЫ ДЛЯ ВОЗРАЖЕНИЙ

Многие искренние Свидетели Иеговы имеют реальные проблемы при принятии истины о трех Личностях Божества, из-за:

1. Их понятия о Троице. Для них уже принято мыслить о трех Личностях Божества как трехглавом фантастическом существе, как описано в Сторожевой башне 1 февраля 1984 года. Для них такое представление является чисто языческим, нелогичным и небиблейским. Поэтому, при упоминании слова «Троица» — у них сразу же в мыслях, как на видеоэкране, появляется такое представление и они неистово противостоят идее о трех лицах Божества.

2. Библия в переводе «Нового Мира». Общество Сторожевой башни настолько нечестно перевело Библию, что многие места Писания, относящиеся к Божеству Христа — искажены.

3. Они требуют объяснить безграничное. Свидетели Иеговы чувствуют себя превосходно, имея дело лишь с одной Личностью — Богом Отцом. Иисус Христос — это меньший Бог, а Дух Святой — всего лишь активная сила. Многие Свидетели Иеговы не готовы сесть и изучать эту тему, хотя бы в таком объеме, как она изложена в этой книге. Единственный путь, при котором истина о трех Личностях Божества может быть найдена,- принять все, что говорит об этой теме Библия и придерживаться такого понятия. Общество занимает весьма опасную позицию, когда отрицает Божество Христа и Личность Святого Духа.

4. Аргументы против трех Личностей Божества. Общество Сторожевой башни приготовило много аргументов и текстов, чтобы отрицать Божество Христа и Личность Святого Духа:

II. ВОЗРАЖЕНИЯ ПРОТИВ БОЖЕСТВЕННОСТИ ХРИСТА

Откр. 3:14. «Так говорит Аминь, Свидетель верный и истинный, начало создания Божия». У Свидетелей Иеговы Иисус Христос представлен как «начало творения Божьего». Хотя греческое слово «арче» можно перевести в двух значениях: «начало» и «начинатель» («Источник»), когда оно употребляется в активном, а не в пассивном смысле. Иоан. 1:3,- скорее говорит о том, что Иисус Христос был Творцом и что все сотворено Им.

Кол. 1:16. 17. Кол. 1:15. «Этот текст говорит, что Иисус «Первенец всего творения». Однако, в Библии слово «первенец» не всегда означает рожденного первенца. Никакая из приведенных ниже ссылок, ссылающихся на «первенцев» не говорит, что они в действительности были перворожденными: Псал. 88,21. 28. «Я обрел Давида… и Я сделаю его первенцем, превыше царей земли» (Давид был восьмым сыном Иессея). Исх. 4:22. «Так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой». (Исав был перворожденным). Иер. 31:9. «Ефрем, первенец Мой» (Манассия был первенцем). Никто из вышеприведенных не был перворожденным, но каждыйзанял выдающееся, первенствующее положение.

В Кол. 1,15-18 говорится о Христе как превосходящем других, ибо Он создал все. Он не был созданной Личностью. Греческое слово для первенца — протококос; но если бы Павел желал выразить идею, что Иисус был первым созданным, Он должен был бы употребить греческое слово «протоктистос», от прото — первый и ктистос — создавать.

Прит. 8:23. 24. «В переводе «Нового Мира» звучит: «Сам Иегова воспроизвел Меня, как начало Своего пути прежде всех Своих достижений. Я родилась, когда еще не существовали бездны». Свидетели Иеговы употребляют это место, чтобы доказать, что Христос был сотворен или создан Отцом. В этом понятии кроется две ошибки:

1. Вся глава ссылается на олицетворенную мудрость, а не на Христа. Посмотрите книгу Притчей 7:25 до 8:36. Везде говорится о мудрости.

2. Иегова создал или обладал мудростью?

В лучших переводах применено слово «обладал». Не было времени, чтобы Иегова не «обладал мудростью». [43]

III. ЕЩЕ БОЛЕЕ УТОНЧЕННЫЕ ВОЗРАЖЕНИЯПРОТИВ БОЖЕСТВЕННОСТИ ХРИСТА

1. Иисус был только «меньшим богом». Иоан. 1:1. «Слово было у Бога и слово было Бог». Заметьте перевод «Нового Мира»: «Слово было у Бога и Слово было богом». Этим переводом стиха Общество Сторожевой башни учит, что Иисус был только «меньшим богом»,- сильной богоподобной личностью. Но в то же время перевод «Нового Мира» Ис. 9:6 остается верным, где Христос представлен как «Бог Крепкий, Отец вечности». Как можно согласовать между собой эти два текста? Как может Общество по своему желанию делать одного Бога Всемогущим, а другого просто Крепким, подчиненным первому? Библейская истина говорит, что Иисус — более чем бог в общепринятом человеческом значении, когда людей и даже сатану называют богами (2 Кор. 4:4). В Иисусе — полнота Божества телесно; Он — Бог (Кол. 2:9). Отметим также важное значение текста Иоан. 1:1. «В начале было Слово» — не было создано, а уже было. Христос уже существовал с Богом Отцом. А поскольку Он уже был был с Богом, поэтому Иоанн вводит Его как Бога — божественную Личность. Заключительным доказательством Иоанна о Божестве Христа был факт (в ст. 3), что все сотворено через Него. Это говорит о том, что Он был Богом, не ангелом или сотворенным человеком. Это также говорит о том, что Он не был созданным существом, но все было создано через Него. Истина о Его Божестве не может быть яснее!

2. Иисус был подчинен Отцу: «Ибо Отец Мой — более Меня». (Иоан. 14:28). Как могут два быть равными? В этом случае, подчеркиваем еще раз, что «Свидетели Иеговы путают божественность Христа и Его человеческую природу, считая, что Иисус и Отец не равны. Но этот стих относится к положению Иисуса во время Его земной жизни, когда Он добровольно подчинил Себя Отцу». (Джош Макдауэлл).

Иоан. 12:44-49. Иисус был послан Отцом и исполнял Его волю. Как мог Он в таком случае быть равным с Богом? Царская личность посылается в правительственную поездку в другую страну своим народом, чтобы представлять их. Посланные весьма осторожны за границей, что им говорить и какие принимать решения. Но это не означает, что царская личность ниже тех, кто ее послал. Факт, что Иисус Христос в полном совершенстве исполнил волю Своего Отца, лишь лишний раз подчеркивает о совершенном единстве среди Личностей Божества.

1. Кор. 11:3. «Всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог». Поскольку Глава Христу — Бог (Отец), означает ли это, что Иисус подчинен Отцу? На это отвечает апостол Павел: «Жене — глава муж». В каком отношении жена подчинена мужу? По рангу или по сущности? По рангу муж выше, но по сущности они равны — оба человеки! Если муж является человеком, но рангом выше чем жена, разве это означает, что она в каком-то смысле является меньшей как человек — по природе? Нет, конечно! Подобные отношения существуют между Отцом и Сыном. Ранг Отца выше Сына (во время воплощения), но в сущности они равны — равны как члены Божества. Как муж и жена — оба человеки, так Отец и Сын — оба Боги. Бог Отец и Бог Сын! Рассматривая эту тему, нельзя не подчеркнуть факт о наличии совершенного единства среди личностей Божества. Среди них нет состязания и напряженности. Если одна личность имеет определенную задачу или авторитет, это не означает, не говорит о превосходстве одной Личности по отношению к другой. В этом отношении хорошо иметь в мыслях следующие тексты:

Матф. 28:18. «Дана Мне всякая власть на небе и на земле».

Иоан. 5:22. «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну». Если Сын стоит ниже по положению к Отцу, как мог Отец передать всякий авторитет, власть и суд Сыну? Нет, они равны — в принятии равной чести, ибо следующий стих говорит: «Дабы все чтили Сына, как чтят Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан. 5:23). Как могут два человека принимать одну и ту же честь, если они не равны?

3. Только Отец знает время пришествия Иисуса Христа: «О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». (Марк. 13:32). Если Иисус не знает времени Своего пришествия (парусии), тогда Он не равный с Отцом. Как тогда Иисус может быть Богом? Ответ на этот вопрос заключается в определении — почему Христос сделал такое заявление — потому что не мог знать или решил не знать времени Своего пришествия? Непосредственно перед вознесением на небо ученики спросили Христа: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты Царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:6. 7) Из этого текста становится очевидным, что Иисус не потому не сказал им времени Своего пришествия, что Он не мог знать, но скорее потому, что решил не знать,- и опять таки ради их блага. Он знал, что для Его народа лучше жить в состоянии готовности и ожидания Его возвращения. На протяжении всей жизни Христа на земле Он имел познание и власть, доступные для Него, которые Он решил не применять.

4. Бог не может умереть, но Иисус умер. Аввак. 1:12. «Не Ты ли издревле Господь, Бог мой? Мы не умрем». В переводе «Нового Мира» последняя часть переведена: «Ты не умрешь». Христос имел двойную природу,- Он был Сыном Человеческим и Сыном Божьим. Умерла только Его человеческая природа. Его Божественная природа не умерла. Иисус заявил, что Он имеет «власть отдать Свою жизнь и власть опять принять ее». (Иоан. 10:18). Он также сказал, что если храм тела Его будет разрушен, Он в «три дня воздвигнет его». Иоан. 2:19-21. Его божественная природа имела власть дать жизнь Его человеческой природе. [44]

IV. ЕЩЕ ВОЗРАЖЕНИЯ ПРОТИВБОЖЕСТВЕННОСТИ ХРИСТА

1. Есть только один истинный Бог и Христос: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17:3). Спасение включает познание как Бога, так и Иисуса Христа: «Ибо нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4,12) «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную». 1 Иоан. 5:13. Проблема для многих людей заключается в понимании Иоан. 17:3,- каким образом Иисус Христос может существовать отдельно от единого истинного Бога и быть членом Божества. Эту мысль можно хорошо проиллюстрировать телеграммой, направленной Британской королевской семье: «Народ Австралии знает и ценит заботу королевской семьи и мы рады королевскому посещению вашего Сына Карла». Сын — член королевской семьи, хотя и является отдельной личностью. Подобным образом Иисус являлся одной из трех Личностей Божества, хотя был отдельно от них на земле… Он был Богом в полном смысле слова, как и Бог Отец.

1Кор. 8:6. «Но у нас Один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им». Согласно понятия Общества Сторожевой башни этот текст означает, что есть только один Бог — Бог Отец. Поэтому, любое учение, признающее Божество Христа или трех Личностей Божества — не может быть истинным!

Однако означает ли этот текст, что только один Бог Отец является Богом? Почему Библия столь часто употребляет термин «Бог Отец», если только личность Отца является Богом? Почему апостол Павел писал Галатам: «Павел апостол, избранный не человеками и не через человеков, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых» (Гал. 1:1)? Апостол Павел мог легко написать: «Через Иисуса Христа и Бога, воскресившего Его из мертвых». Почему прибавлено слово «Отец»? Для того, чтобы и Сын также был открыт как божественная Личность — как Бог! Интересно провести изучение, касающееся Бога Отца: «Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» (Мал. 2:10). Наши друзья Свидетели Иеговы быстро согласятся, что Бог Отец — единый истинный Бог. Однако, обратим внимание на часто цитируемый нами текст: Ис. 9:6 «Бог крепкий, Отец вечности!» О ком говорится в этом стихе? — Об Иисусе. Отец и Сын — как первый, так и второй являются истинным Богом! И тот и другой являются Господом!

2. «Посредник между Богоми человеком — Человек Христос Иисус» (1Тим. 2:5). Аргумент заключается в том, что если Христос является Посредником — Он не может быть Богом. Скорее, чем если доказывать, что Иисус не может быть Богом,- этот стих изображает ценность Иисуса Христа, обладающего как Божественной, так и человеческой природой,- будучи Богом и человеком. Будучи Богом, Иисус вполне понимал претензии Бога, а будучи человеком — вполне понимал нужды людей. Таким образом Христос представляет Собой совершенную связь между Богом и человеком — совершенного Посредника! (Общество Сторожевой башни допускает, что Иисус был выше по положению, чем человек; в многочисленных изданиях Общества Свидетели Иеговы отводят Ему весьма высокий статус — положение Архангела. Посему любой аргумент, что Он — был только человеком,- исходя из вышеприведенного текста, не соответствует взглядам Свидетелей Иеговы. Но с другой стороны, истина заключается в том, что этот Архангел был вполне божественной Личностью — Он был Богом!).

V. ВОЗРАЖЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ И БОЖЕСТВЕННОСТИ СВЯТОГО ДУХА

1. Как может Святой Дух быть Личностью и наряду с этим «исполнять людей»? В день Пятидесятницы верующие исполнились Духом Святым. Поэтому,- доказывают Свидетели Иеговы,- Дух Святой может быть активной силой, но не Личностью. Кроме того, Общество Сторожевой башни верит, что крещение людей Духом Святым также невозможно, если Дух Святой является Личностью. Ответ на этот вопрос не вызывает никаких проблем, если мы осознаем, что хотя Дух Святой обладает всеми свойствами личности и действительно является Личностью,- но при всем этом является Духом. Если злые духи могут влиять на людей и обладать ими, тогда нет проблемы, касающейся влияния и действия Святого Духа на людей.

2. Как может Дух Святой быть Личностью и «изливаться» на людей? Факт, что Дух Святой «изливается» — также не является проблемой, ибо Библия говорит о Христе: «Я пролился как вода» (Пс. 21:15). В 1989 году Общество Сторожевой башни выпустило трактат «Должны ли вы верить в три личности Божества»? В этом трактате Общество приводит многие цитаты, вырывая их из контекста, чтобы показать, что авторы говорят противоположное своей вере. Другие цитаты взяты из трудов свободных богословов, которые не верят в тождественность Библии… Лишь немногие цитирования снабжены страницами, чтобы затруднить проверку нечестных богословов Общества. И с другой стороны Роберт М. Боумен издал книгу: «Почему вы должны верить в три Личности Божества»? — Эту книгу вы можете заказать в книжном доме Бейкера. [45]