Глава 2. Вырванная цитата

Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем: но, отвергнувши скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. …Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса.

2 Коринф. 4: 1,2,5

Сергей Серый обычно начинает с того, что представляет себя как честного исследователя Слова Божьего и Духа Пророчества, опирающегося на неповрежденный текст. Для этого он даже отказался от синодального перевода русской Библии в своем семинаре по Откровению. Пространные цитаты из Духа Пророчества имеют свой эффект. Однако в первой главе мы уже увидели, как искусно Сергей Серый манипулирует текстом, полагаясь на то, что среди его слушателей не найдутся способные «верийцы», которые перепроверят, точно ли это так. Он знает, что те, кому он все это говорит, поверят ему на слово, а если и пожелают удостовериться в точности сказанного, то не найдут первоисточников.

То, что делает Сергей Серый, не ново. Такие лжеучителя были и во дни апостола Павла, и во дни Елены Уайт. Свидетельство Павла мы процитировали в эпиграфе, а ниже мы приводим свидетельство Духа Пророчества. Вот оно:

Есть люди, которые выбирают из Слова Божьего, а также из Свидетельств, отдельные параграфы или предложения, интерпретируя их таким образом, чтобы они подкрепляли их идеи; они сосредоточиваются на этом, утверждаясь в своем мнении, но вовсе не Бог ведет их. То же грозит и вам.

Вы берете отрывки из Свидетельств, в которых говорится о завершении времени благодати, о просеивании народа Божьего, и делаете вывод, что из этого народа восстанет более чистый, более святой народ. Все это лишь на руку врагу. Нам не следует без необходимости предпринимать действия, которые приведут к разногласиям и расколу. Нельзя создавать впечатления, что если наши идеи не принимаются, то это потому, что служителям недостает проницательности и веры и они ходят во тьме.

Ваш разум долгое время подвергается неестественному напряжению. Вы обладаете истиной, драгоценной истиной, но вы смешали ее с домыслами. Ваши крайние идеи и слишком образный язык сводят на нет все ваши самые благие усилия. Если бы многие члены Церкви восприняли проповедуемые вами взгляды, стали бы провозглашать их и поступать согласно им, мы столкнулись бы с величайшим фанатическим возбуждением, которое когда-либо наблюдалось среди адвентистов седьмого дня. Именно это и нужно сатане.

[180] Оставьте тайны в покое

В уроках Христа есть множество тем, о которых можно говорить народу. Тайны же, которые не можете объяснить ни вы, ни ваши слушатели, следует оставить в покое. Предоставьте возможность учить Самому Господу Иисусу Христу; пусть Он Своим Святым Духом открывает разуму человека чудесный план спасения.

Грядет бедственное время для народа Божьего, но не следует постоянно говорить об этом людям, заставляя их переживать эти времена заранее. Народу Божьему предстоит просеивание, однако не в этом истина для настоящего времени, которую нужно нести церквам…

Проповедники не должны считать, что они являются носителями каких-то замечательных, передовых идей и что если не все воспримут их, то они будут отсеяны и не достигнут победы. Некоторые из противящихся самим основам Божьей вести, которые даны для нашего времени, ссылаются как раз на вас. Они указывают на ваши крайние взгляды и учения как на оправдание своему непринятию вестей Господних.

Цели сатаны осуществляются одинаково успешно, и когда люди, опережая Христа, выполняют ту работу, которую Он никогда им не поручал, и когда они остаются в лаодикийском состоянии, ни холодны, ни горячи. И те, и другие в равной степени служат камнями преткновения.

Те, кто напрягают все силы в стремлении к оригинальности, делают серьезную ошибку, пытаясь представить людям нечто поразительное, необыкновенное и чарующее, нечто такое, что, по их мнению, остальные еще не осознали; но они сами не знают, о чем говорят. Они домысливают Слово Божье, выдвигая идеи, не несущие ни малейшей пользы ни им самим, ни церквам. На какое-то время они могут поразить воображение, но в дальнейшем эти же идеи становятся препятствием. Вера смешивается с фантазиями, и подобные взгляды увлекают разум в ложном направлении.

[181] Пусть ясные, простые утверждения Слова Божьего станут пищей для разума; предположения же и догадки относительно идей, которые недостаточно ясно в нем представлены, являются опасным занятием.

Вам свойствен дух соперничества. Вас не очень заботит, согласуется ли ваше мнение с позицией ваших братьев или нет. Вам хочется вступать в споры, бороться за свои причудливые идеи; но лучше вам оставить это занятие, ибо оно не способствует развитию ваших христианских добродетелей. Прилагайте все свои силы к тому, чтобы ответить на молитву Христа о единстве Его учеников, подобном Его единству с Отцом.

Никто из нас не может быть в безопасности, пока мы не будем ежедневно учиться у Иисуса, учиться Его кротости, Его смирению сердца. Когда вы начинаете работу в каком-либо месте, не становитесь диктатором, не будьте суровы к людям, не возбуждайте противоречия. Проповедуйте любовь Христа, и это смирит и смягчит сердца. Стремитесь к единомыслию, обретая согласие со своими собратьями и проповедуя одну весть.

Не говорите о расколах

Разговоры о расколе из-за того, что не все поддерживают идеи, кажущиеся вам истинными, исходят не от Бога, но от врага. Говорите о единстве, оставьте узость мышления и самомнение, стремитесь к широте взглядов.

Избранные вести, том 1, стр. 179-181 (1890)

Этот отрывок из первого тома Избранных вестей приведен полностью, без купюр. Он довольно точно описывает создавшуюся ситуацию вокруг нового учения Сергея Серого. Действительно, Сергея Серого называют «лучиком света» не только за его обаяние и внешнее благочестие. В его проповеди действительно есть нечто поразительное, необыкновенное и чарующее, нечто такое, что, по его мнению, остальные еще не осознали. И он этим пользуется.

Сергей привлекает внимание слушателя, живо рисуя картины отступничества церкви и грядущих бедствий. При этом его речи сквозят подчас совершенно неприкрытыми намеками на церковный раскол, создавая впечатление, что если его идеи не принимаются, то это потому, что служителям недостает проницательности и веры и они ходят во тьме. Таким образом он представляет свои действия как благо для верующего, увлекая его за собой, якобы ко спасению, но на самом деле, сея лишь разделение, он сам идет к погибели, и идущие за ним оказываются на опасном пути.

О таковых, как Сергей Серый, Библия ясно говорит, чему вторит и Дух Пророчества: «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. Если бы они стояли в Моем совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их» (Иер. 23:21,22). Сергей Серый не торопится в точности объявлять Слова Божьи народу. Он искажает их, вырывая отдельные фразы в поддержку своего мнения. Он не отводит народ от злого пути клеветы на церковь и ее служителей, но сам привносит разделение в Тело Христово неприкрытой клеветой.

Но Сергей Серый специализируется не только в вырывании фраз из контекста. Иной раз он помещает полную цитату, но, используя психологические приемы, заставляет читателя увидеть в ней то, чего там нет. Например, в цитатнике к семинару по Откровению Сергей Серый приводит большую выдержку из Свидетельства для проповедников. Часть этой выдержки составляют два абзаца под общим подзаголовком «Великая опасность для нашего народа». Я не знаю, из какого издания Сергей Серый взял эту выдержку, потому что в оригинальном издании этот подзаголовок звучит несколько иначе: «Осторожность в представлении новых взглядов». Эти абзацы на самом деле говорят о том, что ко всякому новому учению или новому взгляду должно подходить с осторожностью. Но ввиду того, что новые взгляды действительно представляют собой значительную опасность, я мог бы согласиться с этим изменением подзаголовка, если бы не одно серьезное обстоятельство. А именно: Сергей выделил жирным шрифтом и штрихованием два сегмента из двух разных предложений. Эти выделенные тексты сразу же бросаются в глаза читателю, формируя его предрасположение ко всему тексту как выражающие основную мысль отрывка. И вот, что у него получилось:

… «Великая опасность для нашего народа» … «доверять людям из руководства и принимать их решения; и таким образом многие отвергнут именно те вести, которые Бог посылает Своему народу, только лишь потому, что братья из руководства не принимают их.»

Вы заметили? Речь идет об осторожности по отношению к новым взглядам, а выделенный текст говорит о прямо противоположном – об опасности не принять этот новый свет, причем появляется еще один акцент – недоверие руководителям церкви! Как вам кажется, могла ли Елена Уайт учить членов церкви не доверять руководителям? Давайте посмотрим на весь этот отрывок, только я приведу его в официальной редакции, которая точнее передает суть оригинала.

Осторожность в представлении новых взглядов

Всем следует быть осторожными, представляя новые взгляды относительно Священного Писания, пока слушатели не изучили основательно эти вопросы и не приготовились вполне подтвердить их примерами из Библии. Не привносите ничего, что вызовет разделение, не убедившись окончательно, что это Бог дает особую весть для настоящего времени.

Вместе с тем остерегайтесь отвергать то, что является истиной. Наш народ находится в великой опасности оказаться в зависимости от людей и сделать плоть своей опорой. Люди, не привыкшие исследовать Библию самостоятельно или взвешивать доказательства, доверяют лидерам и принимают их решения. Поэтому многие ваши слушатели отвергнут [107] именно те вести, которые Бог посылает Своему народу, если эти руководящие братья не примут их. Никто не должен притязать на полное обладание всем светом, посланным Божьему народу. Господь не потерпит этого. Он сказал: «Вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее» (Откр. 3:8). Даже если все вожди откажутся от света и истины, дверь еще останется открытой. Господь восставит людей, которые понесут миру весть для настоящего времени.

Свидетельства для проповедников, стр. 106-107

Обратите внимание на фразу: Люди, не привыкшие исследовать Библию самостоятельно или взвешивать доказательства, доверяют лидерам и принимают их решения. Эта фраза в цитатнике Сергея Серого осталась в тени, тогда как она является ключевой в понимании того, что именно Дух Святой желает сказать о «людях из руководства». Оказывается, эти «люди из руководства» вовсе не обязательно являются руководителями церкви. Это как раз те лидеры, которые представляют те самые новые взгляды, к осторожности в отношении которых призывает Елена Уайт.

Сергей Серый сам является таким «человеком из руководства», а точнее, лидером, ищущим таких последователей, которые не привыкли самостоятельно все исследовать и перепроверять. Используя некоторые психологические навыки, Сергей Серый умело вводит в заблуждение беспечных слушателей и читателей, которым кажется, что он действительно все основывает на Духе Пророчества и Библии. Действительно, великая опасность для нашего народа – доверять таким лидерам, как Сергей Серый, не имея при этом привычки самостоятельно изучать Библию и взвешивать его доводы.