Глава 5. Толкуя Откровение

И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

2 Петра 1:19-21

Толкование пророчеств Даниила и Откровения стало неотъемлемой частью многих претендентов на новый свет. Сергей Серый также решил подвизаться на этом поприще. Благо, по некоторой причине русскоязычные адвентисты страдают от недостатка литературы на эту тему. Вероятно Господь взыщет с кого-то за такое нерадение, когда народ Божий страдает от недостатка здоровой духовной пищи, потому и обращается к сомнительным продуктам, вроде видео-семинара по Откровению, представленного Сергеем Серым. Но чтобы это обвинение было обоснованным, следует привести достаточно свидетельств и фактов того, как Сергей Серый пытается самостоятельно разрешить пророчества, не обращая внимания на явные предостережения и обличения от Духа Святого. Ведь кто-кто, а знающий язык оригинала, Сергей Серый имел все возможности изучить те публикации по пророчествам, которые сделали Церковь Адвентистов Седьмого Дня такой, какой она есть сегодня.

Просматривая видеозапись семинара по Откровению, которая распространяется Сергеем Серым, мы можем заметить следующие немаловажные проблемы, помимо уже упомянутых ранее: (1) Сергей Серый утверждает, что традиционное адвентистское толкование семи печатей не является Библейским, а по поводу семи труб Церковь АСД до сих пор не имеет однозначного представления и толкования; (2) Сергей Серый отрицает и поносит исторический метод истолкования пророчеств книги Откровение; (3) Сергей Серый представляет новое учение на очищение святилища, утверждая, что оно не может быть очищено до тех пор, пока мы продолжаем осквернять его своими грехами; (4) все свое толкование Откровения Сергей Серый направляет к тому, чтобы так или иначе оправдать движение «вести 1888 года», приверженцем которого он является. Эти утверждения на фоне постоянных намеков на ущербность церковной организации и заблуждения ее служителей, с замаскированными призывами к неповиновению церковному руководству и дисциплине, а также высокопарные утверждения о том, что все его доводы полностью основываются на Библии и Духе Пророчества, требуют достойного анализа.

В ответ на представленные в видео-семинаре доводы, мы заявляем следующее: (1) Церковь Адвентистов Седьмого Дня имеет стройную систему истолкования пророчеств Даниила и Откровения, включая истолкование семи печатей и семи труб, которые описаны Урией Смитом в книге Мысли по Даниилу и Откровению, также известной как Даниил и Откровение. Эта книга, на русском языке имевшая хождение только в машинописном варианте, получила высокую оценку в Духе Пророчества, как содержащая истинное истолкование пророчеств. (2) Церковь Адвентистов Седьмого Дня всегда придерживалась и продолжает придерживаться исторического метода истолкования пророчеств. Этот метод также нашел подтверждение в Духе Пророчества. Футуристический метод толкования пророчеств, который предлагает Сергей Серый, никогда не поддерживался Еленой Уайт, но наоборот, представляется как ошибочный. (3) Дух Пророчества предупреждает против всякого «нового света», который отвергает или перечеркивает уже полученный в прошлом свет от Господа, равно как и не позволяет выискивать ошибки у тех пионеров, которые стояли у истоков адвентистской вести. (4) Акцентирование на вести 1888 года делается не столько потому, что весть о праведности по вере не проповедуется в церкви сегодня, сколько потому, что это представляет собой удобное основание для клеветы на церковь и приведение в замешательство неутвержденных в истине членов церкви.

1. О книге Урии Смита Даниил и Откровение:

Четыре особенных книги. — «Даниил и Откровение», «Великая борьба», «Патриархи и пророки» и «Желание веков» должны теперь идти к миру. Великое наставление, данное в книге «Даниил и Откровение», было серьезно воспринято многими в Австралии. Эта книга стала средством для привлечения многих драгоценных душ к познанию истины. Для распространения этой книги надо сделать все возможное. Я не знаю другой книги, которая сравнилась бы с ней. Это Божья десница, помогающая нам (Рукопись 76, 1901 г.).

Книги, проливающие свет на сатанинское отступление. — Мне дано наставление, что именно сейчас следует широко распространять важные книги, содержащие данный Богом свет относительно отступничества сатаны на небесах, ибо через них истина может достичь многих. «Патриархи и пророки», «Даниил и Откровение» и «Великая борьба» нужны сейчас, как никогда ранее. Их следует широко распространять, поскольку те истины, на которых они делают ударение, откроют многие ослепшие глаза… Многие из нашего народа не видят важности тех самых книг, которые более всего нужны сейчас. Если бы в продаже этих книг был проявлен такт и умение, движение за закон о воскресном дне не занимало бы тех позиций, которые оно занимает сейчас (Литературное служение, с. 123).

Издательское служение, стр. 356

Мы будем стоять вместе, Брат Смит. Из всех книг, вышедших из под пресса, те, которые были упомянуты, привели к величайшим результатам как в прошлом, так и в настоящее время. Я знаю, что «Мысли по Даниилу и Откровению» совершила великую работу в этой стране. Я знаю также, что свет, данный мне Богом в книгах, которые я опубликовала, совершил доброе дело, и я прославляю Бога за это.

Особые наставления относительно гонораров, PH079, стр 10. (1899)

2. Историческое толкование пророчеств и новый свет

Смесь истины и заблуждения

Я не могла заснуть с половины второго ночи. Господь дал мне весть к брату Т., которую я записывала. Его особые взгляды — смесь истины и заблуждения. Если бы брат пережил то, что народ Божий пережил, ведомый Господом на протяжении последних сорока лет, он бы правильнее применял Священное Писание. Нужно тщательно охранять путевые столбы истины, показывающие наше место в пророческой истории, иначе они будут разрушены и заменены теориями, создающими скорее путаницу, нежели несущими подлинный свет. Мне было указано на крайне ошибочные учения, которые всплывают снова и снова. Авторы этих теорий приводили места из Священного Писания, однако использовали их неправильно и ложно истолковывали. Теории, претендовавшие на истину, были неверны, однако многие считали их достойными того, [102] чтобы представлять народу Божьему. Нам необходимо усердно изучать пророчества Даниила и Иоанна.

Есть среди ныне живущих те, кто, изучая пророчества Даниила и Иоанна, получили великий свет от Бога, когда увидели, как они последовательно исполнялись. Они несли народу весть для своего времени. Истина светила ярко, словно полуденное солнце. Людям были показаны исторические факты, свидетельствующие о непосредственном исполнении пророчества, содержащего иносказательное описание событий, ведущих к концу земной истории. Все, что связано с действиями человека греха, — это последние события земной истории, ясно открытые в пророчествах. Сегодня наш народ несет особую весть к миру — весть третьего ангела. Те, кто много пережил и прошел большой путь, участвуя в проповеди первой, второй и третьей ангельских вестей, не так подвержены опасности уклониться на ложные стези, чем братья, не имеющие этих опытов и знания…

То там, то здесь появляются люди, которые, изучая Библию, считают, что обнаружили новый великий свет и новые учения, но их выводы неверны. Все Писание истинно, но, неправильно применяя его, люди приходят к неверным заключениям. Мы участвуем в великой борьбе, и, по мере того как близится ее завершение, она будет все более решительной и напряженной. У нас есть недремлющий враг, и он постоянно засоряет ложью умы тех людей, которые не усвоили глубоко и не прониклись учением, которого народ Божий придерживается на протяжении последних пятидесяти лет. Некоторые берут истину, применимую в настоящее время, и относят ее к будущему. События пророческой цепи, которые уже исполнились в прошлом, также переносятся в будущее, и поэтому вера некоторых братьев и сестер ослабевает.

Господу угодно было дать мне свет, свидетельствующий о том, что тебе, брат, угрожает опасность проповедовать другим то, что уже нашло свое воплощение и выполнило свою роль в истории народа Божьего. Ты признаешь эти факты в библейской истории, но относишь их к будущему. Они по-прежнему занимают важное место в цепи событий, [103] которые сделали нас тем народом, каким мы сегодня являемся, и так их и следует представлять находящимся во тьме и заблуждении. Истинные помощники Иисуса Христа обязаны сотрудничать со своими братьями, накопившими богатый опыт с самого начала возвещения третьей ангельской вести. Эти мужи, взяв крест, лежавший на их пути, шли вперед шаг за шагом, получая свет и истину, выдерживая одно испытание за другим; они всегда стремились познать Господа, пришествие Которого подобно восходу утренней зари. Тебе и другим нашим братьям надо принять истину такой, какой Бог открыл ее исследователям пророчества в процессе их живого, настоящего опыта, когда они шаг за шагом шли вперед, испытываемые и проверяемые до тех пор, пока истина не становилась для них реальностью. Через их устные и письменные свидетельства истина распространилась по всему миру подобно ярким теплым лучам, и то, что для них было испытующей истиной, возвещаемой Божьими посланниками и вестниками, является испытующей истиной для всех, кому эта весть возвещается в настоящее время.

Весть предостережения, которую нужно возвещать всему народу Божьему, это весть третьего ангела. Тех, кто стремится понять ее, Господь оградит от такого применения Слова, которое расшатывает основание и устраняет столпы веры, сделавшие адвентистов седьмого дня тем народом, каким они ныне являются. Истины, раскрывавшиеся в определенной последовательности, по мере того как мы продвигались в изучении открытых в Слове Божьем пророчеств, остаются и сегодня истинами священными и вечными. Те, кто шаг за шагом прошел вместе с нами весь путь и увидел взаимосвязь целой цепи откровений в пророчествах Библии, готовы принять каждый луч света и повиноваться ему. Мы молились, постились, искали и находили истину, как сокрытое сокровище, и мы знаем, что Святой Дух учил и вел нас. Выдвигались многочисленные теории, лишь отдаленно напоминающие истину, но содержащие неправильно истолкованные и примененные места Священного Писания. Это приводило к опасным заблуждениям. [104] Мы очень хорошо знаем, как утверждался в сознании народа Остатка каждый пункт истины и как Святой Дух Божий ставил печать Своего одобрения. Все время раздавались утверждения: «Вот истина» или даже: «У меня истина, следуйте за мной». Но всякий раз Бог предостерегал: «Не ходите за ними. Я не посылал их, а они сами побежали» (см. Иер. 23:21).

Водительство Божье было явным, и дивны были Его откровения истины. Пункт за пунктом были утверждены Богом Небесным. То, что тогда было истиной, остается истиной и сегодня. Однако не смолкают голоса: «Вот истина. Мне дан новый свет». Но этот новый свет в понимании пророчества проявляется в неверном применении Слова и может лишить народ Божий безопасного якоря, удерживающего его. Если бы исследователь Слова принял истины, которые Бог открыл Своему народу, усвоил их, осмыслил и претворил в жизнь, они бы тогда стали живыми каналами света. Но у тех, кто взялся за разработку новых учений, истина была смешана с заблуждением и, попытавшись популяризовать свои идеи, они тем самым доказали, что их свеча зажжена не от Божественного алтаря и вскоре погаснет во тьме (Рукопись 31, 1896 г.).

Избранные вести, том 2, стр. 101-104

[109] Определенность пророчества

Все, чему Бог предопределил исполниться в пророческой истории в прошлом, исполнилось, и все, что еще должно произойти, совершится. В Откровении Лев из колена Иудина открыл исследователям пророчества Книгу Даниила. Таким образом, Даниил занимает свое место. Он несет свое свидетельство о великих и торжественных событиях, которые Бог дал ему в видении и которые мы должны знать, поскольку находимся на пороге их исполнения.

В истории и пророчестве Слово Божье описывает длительную, непрерывную борьбу между истиной и заблуждением. Эта борьба еще не закончилась. Прошлое повторится, старые противоречия возродятся, и будут постоянно возникать новые учения. Но дети Божьи, которые, проповедуя первую, вторую и третью ангельские вести, сыграли свою роль в исполнении пророчеств и знают свое место в истории. Они обрели опыт более ценный, чем самое чистое золото. Они должны стоять твердо, как скала, до самого конца, стойко сохраняя начало своего упования.

Преобразующая сила сопровождала проповедь первой и второй ангельских вестей, так же она сопровождает третью ангельскую весть. Людские умы подверглись продолжительному воздействию. Была явлена сила Святого Духа. Священное Писание прилежно изучалось слово за словом. Чуть ли не целые ночи посвящались серьезному исследованию Слова. Мы искали истину, как сокрытое сокровище. Господь открылся нам, пророчества озарились светом, и мы узнали, что получили Божественное наставление… …

Господь не будет руководить умами людей таким образом, чтобы они отринули истину, которую в прошлом Святой Дух побуждал возвещать рабов Божьих.

Многие станут честно изучать Слово в поисках света, как ранее исследовали его пионеры нашей Церкви; и они увидят свет в Слове. Но они не пережили то, что пережили те, кто начинал проповедовать эту весть последнего предостережения. Не имея такого опыта, некоторые братья не ценят по достоинству истины, бывшие для нас путевыми указателями и сделавшие нас особенным народом, каковым мы являемся сегодня. Они неправильно применяют какие-то тексты Писания и разрабатывают неверные теории. Да, они цитируют много мест из Библии и многому учат правильно; но истина у них настолько смешана с заблуждением, что приводит к неверным выводам. Однако, [111] поскольку им удается соединять со своими теориями места из Священного Писания, они считают, что выстроили логичную цепь истины. Многие из тех, кто не участвовал в распространении вестей, принимают на веру эти ошибочные теории и сбиваются на ложные пути, ведущие назад, а не вперед. Таков план врага.

Опасность неправильного применения библейских текстов

Сатана работает так, чтобы история иудейского народа повторилась в жизни тех, кто утверждает, что верит настоящей истине. У иудеев были писания Ветхого Завета, и они считали, что живут в согласии с ними. Но они совершили досадную ошибку, посчитав, что пророчества, описывающие славное Второе пришествие Христа на облаках небесных, относятся к Его Первому пришествию. Поскольку Он не пришел таким образом, как они этого ожидали, иудеи отвернулись от Него. Сатана знал, как поймать их в свои сети, обмануть и погубить…

Тот же самый противник действует и сегодня, чтобы подорвать веру народа Божьего. Есть люди, готовые подхватить любую новую идею. Пророчества Даниила и Откровения неверно истолковываются, ибо они не признают, что истина была проповедана в назначенное время теми людьми, которых Бог избрал для совершения этой определенной работы. Эти избранники Божьи шаг за шагом исполняли пророческие определения, и те, кто лично не участвовал в данной работе, должны принять Слово Божье и поверить слову тех, кого Господь вел при возвещении первой, второй и третьей ангельских вестей. Эти вести, принятые верой и претворенные в жизнь, готовят народ к тому, чтобы устоять в великий день Божий. Если мы исследуем Писание ради утверждения в истине, которую Бог дал Своим рабам для возвещения по всему миру, то обязательно присоединимся к проповеди первой, второй и третьей ангельских вестей.

Верно, что не все пророчества исполнились. Но крайне ошибочную и вредную работу выполняют люди, которые снова и снова пытаются и будут пытаться найти новый свет в пророчествах и начинающие при этом с того, что отворачиваются от света, уже данного Богом. [112] Весь мир будет испытан вестями 14-й главы Откровения; они суть вечное Евангелие и должны возвещаться повсюду. Но на тех, кто не опытен в Его деле Божьем, Господь не возлагает бремя по-новому истолковывать те пророчества, смысл которых Он открыл Своим избранным рабам через Святого Духа.

Согласно свету, данному мне Богом, это как раз то дело, которым ты, брат Ф., пытаешься заниматься. Твои взгляды получили одобрение некоторых братьев, но только лишь потому, что у них нет духовного видения, чтобы понять подлинный смысл приводимых тобой аргументов. У них был лишь небольшой опыт в том деле, которое Бог совершает для настоящего времени, и они не понимают, куда заведут твои взгляды; впрочем, ты и сам не понимаешь, куда идешь. Они готовы согласиться с твоими высказываниями, поскольку не видят в них ничего предосудительного. Но они введены в заблуждение, потому что ты собрал много мест из Библии, конструируя свою теорию. Твои доводы кажутся им убедительными.

Однако этого не скажешь о тех, кто на личном опыте познал истину, имеющую особое значение в последний период земной истории. Хотя эти люди видят, что ты придерживаешься некоторых драгоценных истин, они также понимают, что ты неправильно применяешь Писание, помещая его в такие рамки заблуждений, где ему не место, пытаясь с его помощью поддерживать то, что не является истиной, необходимой для нашего времени, Поэтому многие принимают написанное тобою без особого восторга. Твоим братьям, доверяющим тебе как христианину и любящим тебя таким, какой ты есть, нелегко сказать, что нить логических построений, которые ты считаешь столь важными, не является той истиной, которую Бог поручил Своему народу возвещать в настоящее время.

Бог открыл мне, что ты сам до конца не понимаешь тексты Священного Писания, которые соединил воедино. Если бы ты понимал их, то уразумел бы, что твои теории разрушают само основание нашей веры.

Брат мой! Мне было дано много свидетельств, чтобы вернуть на путь истинный тех, кто начинал таким же образом, как и ты. [113] Эти люди были уверены, что ими руководит Бог, и они подходили со своими разными идеями к служителям, проповедовавшим истину. Я сказала этим служителям: «Господа здесь нет; не обманывайтесь и не берите на себя грех обманывать других». На лагерных собраниях мне приходилось открыто говорить о тех, кто уводил собратьев с прямых путей. Письменно и устно я несла свидетельство: «Не ходите за ними».

Избранные вести, том 2, стр. 109-113

Вести, данные для нашего времени

Пророчества постепенно исполняются. Чем тверже мы будем стоять под знаменем вести третьего ангела, тем лучше поймем пророчества Даниила, ибо Откровение дополняет его книгу. Чем больший мы примем свет, открытый Святым Духом через посвященных служителей Божьих, тем глубже и вернее, как вечный престол, откроются нам истины древнего пророчества; мы будем удостоверены в том, что мужи Божьи говорили, будучи движимы Духом Святым. Люди должны находиться под влиянием Святого Духа, чтобы понять духовные изречения пророков. Эти вести были даны не для тех, кто изрекал пророчества, но для нас, живущих во время их исполнения.

Я бы не считала, что могу излагать все это, если бы Господь не поручил мне данное служение. Есть и другие, помимо тебя, и не один или двое, а гораздо больше, кто, подобно тебе, думает, что они получили новый свет и готовы нести его людям. [115] Но Богу будет угодно, если они примут уже данный Им свет, станут ходить в нем и основывать свою веру на Писании, которое вот уже многие годы подкрепляет позиции народа Божьего. Вечное Евангелие должно проповедоваться смертными людьми. Мы обязаны возвещать вести ангелов, которых Иоанн видел летящими посреди неба и имеющих последнее предостережение падшему миру. Если мы не призваны пророчествовать, то наше дело — верить пророчествам и сотрудничать с Богом в возвещении света другим людям. Это мы и пытаемся делать.

Ты можешь помочь нам, мой брат, во многом. Но мне поручено Господом сказать тебе, что не следует обращать на себя столько внимания. Наблюдай за собой, как ты слушаешь, как понимаешь и применяешь Слово Божье. Господь благословит тебя на то, чтобы не возвышать себя над братьями. Те, кого Он послал возвещать весть третьего ангела, трудятся в согласии с небесными духами. Господь не возлагает на тебя бремени проповедовать весть, вносящую разногласие в ряды верующих. Я повторяю, что Он никого не побуждает Своим Святым Духом создавать теории, способные поколебать веру в торжественную весть, которую Он поручил Своему народу проповедовать по всему миру.

Советую тебе не считать свои произведения драгоценной истиной. Не советую тебе публиковать и пытаться увековечить труд, который стоил тебе стольких тревог. Нет Божьей воли на то, чтобы выносить этот материал на суд Его народа, ибо он помешает ему в эти последние опасные дни принять верой и претворить в жизнь насущную весть истины…

Постоянно будут создаваться теории, призванные отвлечь внимание народа от главного и поколебать нашу веру. Те, кто пережил настоящий опыт в раскрытии пророчеств, стали с их помощью теми, кем они сегодня являются, — адвентистами седьмого дня. Они должны встать, препоясавши чресла истиной и облекшись во всеоружие. Те, кто не обрел такого опыта, могут держаться истинной вести с такой же уверенностью. Свет, который Богу было угодно дать Своему народу, не уменьшит их веру в тот путь, которым [116] Он вел их в прошлом, но укрепит их, чтобы твердо держаться истинной веры. Мы обязаны крепко, до конца следовать началам нашего упования.

Избранные вести, том 2, стр. 114-116

3. Как рождается новый свет и как относиться к нему

Бог не проходит мимо Своего народа, избирая одного человека здесь, другого — там, как единственно достойных чтобы вверить им Свою истину. Он не посылает одному человеку новый свет, противоречащий уже принятому Церковью. Во время каждой реформы появлялись люди, заявлявшие об этом…

Человек принимает какую-то новую и оригинальную идею, которая внешне не противоречит истине. Он… занимается ею, пока она кажется ему важной и привлекательной, ибо сатана представляет ее в ложном свете. Наконец, она поглощает его целиком, становится центром, вокруг которого все вращается; и истина искореняется из сердца…

Я предупреждаю вас: остерегайтесь того, что может отвратить человека от истины. Заблуждение никогда не бывает безвредным. Оно никогда не освящает, но всегда приносит смущение и разногласие…

Существуют тысячи замаскированных искушений для тех, кто имеет свет истины. И единственный способ обезопасить себя — не принимать никакого нового учения, никакого нового толкования Писаний, не представив его сначала братьям по вере. Рассмотрите его смиренно, непредубежденно и с ревностной молитвой; и если не увидите в нем света, представьте его на их суд…

Сатана действует неустанно, но мало кто имеет представление о его активности и коварстве. Народ Божий должен быть готов противостоять хитрому врагу. Такого сопротивления сатана страшится. Он лучше нас знает ограниченность своей силы — и как легко он может быть побежден, если мы открыто сопротивляемся ему. Благодаря Божественной силе самый слабый святой страшнее для него и его ангелов, чем запальный фитиль для врага, и в час испытания такой святой способен победить. Поэтому шаги сатаны бесшумны и вкрадчивы, а его орудия борьбы замаскированы. Он не отваживается проявлять себя открыто, ведь это может пробудить дремлющие силы христианина и направить его к Богу в молитве.

Маранафа, стр. 60

Сатана надеется погубить Божий народ Остатка смутой, которая ожидает землю. По мере приближения пришествия Христа он решительно и яростно попытается уничтожить Его последователей. Появятся люди, утверждающие, что они получили новый свет и какие-то новые откровения, — все это станет попыткой расшатать доверие к испытанным путевым знакам. Эти учения не выдержат проверки Словом Божьим, и все же многие окажутся обмануты. Ложные доводы увлекут некоторых людей, и они окажутся в сетях… Невозможно разобраться во всех видах заблуждений, потому что сатана постоянно стремится отвлечь людей от истины…

Маранафа, стр. 64

В этом разделе мы поместили довольно пространные цитаты из свидетельств Духа Пророчества. Но это сделано потому, что вопрос истолкования пророчеств и появления «нового света» весьма серьезен для нашего спасения. Мы не можем безрассудно доверять свое спасение тем, кто огульно отрицает исторический опыт нашей Церкви. Дух Святой ясно говорит, что те, кто пытаются перечеркнуть исторический подход к истолкованию пророчеств Даниила и Откровения, помещая описанные события в будущее, не имеют истины и ведут только лишь к заблуждению и погибели. Данные в Духе Пророчества предостережения достаточно серьезны, чтобы ими можно было пренебрегать. А многие из «вестников», представляющих новые толкования пророчеств и свои новые откровения, достаточно молоды и неопытны в вопросах различения истины, которая лежала в истоках адвентистской вести.

Пусть Господь умудрит каждого с полной серьезностью отнестись к предостережениям в отношении истины и заблуждения, и не поддаваться чувствам и обаянию «лучика света», который несет в себе не свет, а тьму.