Глава 6. Ваггонер, Джоунс и весть 1888 года

Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им… Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели… И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства.

Римл. 1:18-22,28

О вести 1888 года можно говорить много. Уже много лет не смолкают споры, приняла ли Церковь АСД эту весть, или нет. И невдомек «вестникам», что они отстаивают более имена людей, нежели саму весть. Потому что праведность по вере проповедуется в Церкви на протяжении всего времени с тех пор, как эта истина была представлена на Миннеаполисской конференции 120 лет назад. И точно так же, как в свое время писала Елена Уайт, тот, кто долго изучал эту весть, занимается ею, пока она кажется ему важной и привлекательной, ибо сатана представляет ее в ложном свете. Наконец, она поглощает его целиком, становится центром, вокруг которого все вращается; и истина искореняется из сердца. Затем рождаются новые идеи и учения, которые основываются уже не на истине, а на заблуждении. Так, Роберт Виланд, Дональд Шорт и другие допустили, чтобы заблуждение в виде отрицания заместительности жертвы Христа и утверждения корпоративной ответственности искоренили истину из их сердец. В результате этого, деятельность пресловутого «Комитета по изучению вести 1888 года» и их последователей сеет только разделения и расколы в церкви. И все это произошло потому, что за вестниками они не увидели самой вести.

Елена Уайт предупреждала, что даже если вестники, то есть Ваггонер и Джоунс, падут, то та весть, которую они представили в 1888 году, не перестанет быть истинной. Не вестники сделали весть истинной, но сама весть была истинной, вне зависимости от того, кто ее представлял.

Но изначально Ваггонер и Джоунс не обладали всей полнотой истины ни об оправдании верой, ни другими истинами. Об этом у нас есть верное свидетельство Духа Пророчества:

Он [проводник Елены Уайт в ее видении] протянул свои руки к Доктору [Э. Ж.] Ваггонеру и к тебе, Пастор Батлер, и сказал в сущности следующее: «Ни один из них не имеет полного света о законе; положение ни одного из них не является совершенным».

Опубликованные рукописи, том 9, стр. 326 – Письмо 21 1888 г. (Г. И. Батлеру 14 октября 1888 года)

Доктор Ваггонер говорил к нам прямо и открыто. В том, что он сказал, есть драгоценный свет. Некоторые вопросы, представленные в связи с законом в Галлатам, если я полностью понимаю его позицию, не соответствуют с тем пониманием, которое я имела по этой теме; но истина ничего не потеряет от исследования, поэтому я умоляю ради Христа чтобы вы пришли к живому Слову, и с молитвой и смирением искали Бога. …

Некоторые истолкования Писания, данные доктором Ваггонером Я не считаю правильными. Но я верю, что он совершенно честен в своих взглядах, и я уважаю его чувства и рассматриваю его как джентльмена христианина.

Материалы Е. Уайт по 1888 году, стр. 163,164 – Рукопись 15, Ноябрь 1888 г.

Мы видим, что даже по вопросам, связанным с законом и благодатью эти вестники не имели полноты света. То, что они совершили, положило лишь начало возвещению вести о праведности по вере. Сегодня «вестники» пытаются исследовать эту истину только на основании книг Ваггонера и Джоунса. Однако вскоре после событий в 1888 году Елена Уайт издает две важные книги, содержащие неповрежденную весть о праведности по вере, являющиеся вдохновенным трудом Духа Пророчества. Это книги Желание веков и Путь ко Христу. Если нам и стоит изучать весть о праведности по вере, то это должно происходить по книгам Духа Пророчества, но никак не по книгам тех, кто был подвержен ошибкам и заблуждению.

Те, кто настаивают на важности продолжения публикаций Ваггонера и Джоунса допускают несколько ошибок. Во-первых, они тем самым показывают, что являются приверженцами не самой истины, а этих двух людей, склонных ошибаться настолько, что впоследствии они покинули Церковь Адвентистов Седьмого Дня. Во-вторых, они открывают доступ к умножению тех ошибок и заблуждений, которые не были исправлены этими молодыми людьми. Тем более что имеются достоверные факты заблуждения Ваггонера в вопросах, не связанных напрямую с праведностью по вере, но приведших его впоследствии к оставлению истины вообще. И эти заблуждения могли так или иначе проникнуть в его труды. В частности, в 1889 году Ваггонер доказывал, что Христос не мог согрешить – это учение прямо противоположно свидетельствам Духа Пророчества (Знамения времени, 21 января 1889 г. стр. 39). Также в своей книге Христос и Его праведность (на стр. 21-22 издания 1890 г.) Ваггонер открыто утверждает не вечное существование Иисуса Христа, а некое происхождение от Бога. В исследовании Послания к евреям в 1897 году Ваггонер уже допускает начала учения пантеизма, в которое он спустя несколько лет уклонился полностью, последовав за доктором Келлогом. К 1894 году Ваггонер и Джоунс впали в крайность отвержения всякой человеческой организации, а с 1897 года Джоунс стал отвергать свидетельства Духа Пророчества (Опубликованные рукописи, том 9, стр. 279 – Письмо 230, 1908). А ко времени написания этого предостережения Джоунс пытался присвоить себе права на адвентистский храм в Баттл Крике (Опубликованные рукописи, том 11, стр. 209).

Можно много говорить о важности вести 1888 года, о работе Комитета по исследованию вести 1888 года, о роли Ваггонера и Джоунса, и при этом не увидеть самой вести о праведности по вере.

Именно по причинам отступления от истины мы сегодня не можем говорить о трудах Ваггонера и Джоунса. Эти труды больше не принадлежат нам, больше не представляют нашу церковь, больше не свидетельствуют о тех столпах истины, которые некогда поддерживали наше вероучение. Сегодня имена Джоунса и Ваггонера связаны с их уходом в пантеизм вместе с доктором Келлогом и отрицанием всего того, во что они верили первоначально, за что сражались, что отстаивали.

Сегодня у нас имеются другие важные труды, открывающие истину о праведности по вере, которые пошли гораздо дальше, чем Ваггонер и Джоунс. Когда-то Мартин Лютер был первым реформатором, высоко поднявшим знамя праведности по вере. Однако редко какой адвентист сегодня зачитывается трудами Лютера по этому вопросу, несмотря на то, что Елена Уайт высказывалась о Лютере не менее возвышенно, чем о Джоунсе и Ваггонере. При этом, Лютер никогда не изменил своим убеждениям, не оставил своего Господа, чего не скажешь об этих двух авторах. Так почему же мы должны откладывать в сторону такую замечательную книгу, как Путь ко Христу, упорно держась учения человеческого?

1888-й год канул в лету. Сегодня мы стоим на пороге вечности. И если мы сегодня упустим весть нашего Господа, звучащую к нам со страниц Священного Писания и Духа Пророчества, то нас не спасет принятие событий стодвадцатилетней давности.