Стук в ворота

Активный пресвитерианин, член нового движения пятидесятников, бизнесмен Георг Отис в своей книге «Сильное переживание» пишет о проповеди, прослушанной им в один из вечеров в церкви «Единства» в Лос-Анджелесе: «У меня было смутное представление о церкви «Единства»,- говорит он,- как о церкви, чем-то похожей на старый религиозный клуб. Мое личное мнение об образе мышления некоторых ее служителей было таким: любовь и положительное мышление — важные вещи! Библия — прекрасный литературный памятник, но не все в ней должно в действительности являться Словом Божиим. Иисус был Великим Учителем и удивительным Пророком, но вовсе не обязательно, чтобы Он был Истинным Сыном Божиим, рожденным от Девы. Очень хорошие люди, энергичные в общественных делах, но с незначительными духовными притязаниями» (1 — примечания в конце главы).

Отис не испытывал страха, в беседе с ними он рассказывал о своем духовном опыте — внезапном крещении Духом, открывшим ему дверь в совершенно новую жизнь. Позже он встретился с теми, кто желал убедиться в том, что действительно знал Иисуса как личного Спасителя, и стремился узнать больше о крещении Святым Духом.

«В ту холодную ночь в Лос-Анджелесе,- пишет Отис,- в богато убранной церкви около 90 человек молились о прощении грехов и примерно 30 из них пожелали встретиться со Христом как с Крестящим Святым Духом».

Бог постучал в ворота этой старой церкви, как Он сейчас стучится во многие церкви. Некоторые ворота могут охраняться «благонамеренными защитниками учений и традиций», но голос Иисуса за воротами слышат некоторые восприимчивые сердца. «И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22:17) (2).

Отис — промышленник, миллионер, один из многих протестантов, католиков и верующих других конфессий, которые сегодня свидетельствуют о работе Святого Духа через движение харизматического характера. Слово «харизматический» происходит от греческого слова «харизма» и означает дары сверхъестественной силы, даруемые последователям Христа для пользы церкви. Собравшиеся свидетельствовали о дарах исцеления, знамениях, чудесах и об экстатических языках (произносимых в состоянии экстаза или исступления). В свое время Отис познакомил с даром языков кинозвезду и известного деятеля телевидения Пэта Буна. После этого знакомства «защитники учений и традиций» исключили Пэта из его церкви. Церковные ворота действительно начали трещать под натиском нового учения.

Орэл Роберте, сообщивший, что ему в 1968 году явился Христос в «мантии Вождя» (3), повелев внести харизматический опыт в служения крупных христианских церквей, описывает столкновения между этим движением и традиционными церквями как их «противоборство».

«Церковь Иисуса Христа, независимо от того, называется ли она баптистской, пресвитерианской, пятидесятнической, методистской, меннонитской, католической и т.д., вступит в противоборство с людьми, исполненными Духа Святого и веры» (4).

Пятидесятники нового и старого движений смотрят на это движение, как на проявление Третьей Силы, уполномоченной Христом облечь харизматической мантией протестантов, католиков и, в итоге, весь религиозный мир. Давид Л. Дю-Плесси, в течение 10 лет возглавлявший Всемирную конференцию пятидесятников, описывает это движение как «духовное экуменическое движение», в отличие от «организационно-церковного экуменического движения», представленного Всемирным Советом церквей (5). Он говорит: «Дух повелел мне войти с этой вестью в крупные церкви» (6).

Пятидесятники, в отличии от пятидесятников нового движения, получили «крещение Духом» 1 января 1901 года в маленькой библейской школе в Топике, штат Канзас. Молодой методистский проповедник Чарльз Пэрхем возложил руки на голову своей ученицы мисс Агнес Осман, которая получила дар экстатических языков. В 1906 году возникшее движение привлекло внимание народа сообщениями об исцелениях и других чудесах, происходивших в миссии на улице Эйзюс в Лос-Анджелесе (7). Большая часть пятидесятни-ческих движений прослеживают свои духовные корни в этих местах, но более глубоко они тянутся из XVII и XVIII веков после пробуждения пиетистов (сторонников движения, возникшего в XVII веке и противопоставлявшего формально-обрядовой стороне религии мистическое чувство).

Долгое время такие особенности пятидесятников, как восклицания, тряска, хлопанье в ладоши, разговаривание на языках и другие «дары», игнорировались другими крупными церквями. Но наконец, через Дениса Беннета, священника Епископальной церкви, это учение постучало в ворота одного из основных направлений протестантизма. В одно из воскресений апреля 1960 года этот тогда весьма почитаемый пастор церкви Св. Марка в Ван-Нуйсе, штат Калифорния, ошеломил членов церкви, сообщив о своем «крещении Святым Духом» в октябре 1959 года.

Беннет сказал: «Дух Святой взял мои уста и язык, и создал новый язык, отличающийся силой и хвалой, который я и сам не могу понять» (8). Последовала немедленная реакция. Один из помощников священника снял с себя церковное облачение, публично отказался от своего сана и оставил церковь (9). Беннет также отказался от сана в церкви, где среди 2500 прихожан начались разногласия по этому вопросу, и в этом же году перешел в новую епископальную церковь Св. Луки в Сиэттле, фактически духовно мертвую, членство в которой с тех пор возросло до нескольких сотен. «Тайме» сообщил об этом, и страна узнала о появлении нового движения пятидесятников.

К настоящему времени пятидесятничество нового движения проникло более чем в 100 вероисповеданий и в около 480 групп в Америке и других странах (10). Число членов всемирного движения колеблется от 8 до 14 млн. человек (11). В Латинской Америке харизматы составляют сейчас 63,3 % от общего числа протестантов (12). В Чили начиная с 1930 года число пятидесятников удваивалось каждые 10 лет (14). В Бразилии в 1930 году число пятидесятников составляло 9,5% от протестантского населения, а в 1964 году — уже 73,6% (15). В США около 2000 служителей разных церквей, входящих в Национальный Совет церквей, получили дар языков и подчеркивают важность харизматического опыта (16). Исцеления уже давно не считаются чем-то необыкновенным. Церковные советы, а также и местные общины, пытаются противоборствовать идее о языках. Служители уволены или перемещены, а в самих церквах возникают разногласия и недоумение по этому поводу.

В 1967 году пятидесятничество нового движения проникло через ворота Римско-католической церкви. Прежде чем епископы успели воскликнуть: «Заприте двери на засов!», признаки харизмы уже распространились повсюду. В настоящее время число католиков-харизматов достигло 300000, хотя возможно, что это преувеличенная цифра (17). В июне 1973 года журнал «Национал католик репортер» определил эту цифру как «около ста тысяч», это тоже довольно большой рост. Упоминание о росте членства мы можем найти также в издании «инструкции католических молитвенных групп», по подсчетам которого в 1971 году в США и других странах было около 350 молитвенных групп; в 1972 году, по неполному списку — уже 625, в том числе 539 групп находились в США. В июне 1973 года, по отчету руководителей харизматических движений, в США было свыше 1200 молитвенных групп и количество их растет с каждым днем. В 1970 году в Международной Конференции по харизматическому обновлению, проводимой в Нотр-Даме, участвовало 1250 человек, а в 1971 году — уже 5000, в 1972 — 11000, в 1973 -20000.

Ральф Мартин — директор отдела международных связей для католико-харизматического обновления — сообщает, что «тысячи вовлечены» в Мексике и в Австралии. Половина из 73 церквей Пуэрто-Рико имеют молитвенные группы. Во Франции имеется 30 таких групп и более 20 на Тайване, где литература для католико-харизматического обновления переведена на китайский язык (18).

«Движение Иисусово» во многом харизматично. Редактор религиозных новостей вашингтонской газеты «Стар» Вильям Биллогби определяет, что 70-85% последователей этого движения говорят на языках. Бывший миссионер, имевший контакты со 100 служителями «Движения Иисусова» из 48 штатов, сообщает, что большинство таких центров — харизматические (19).

Интересным и, возможно, пророческим аспектом харизматического движения является его международный характер. Барьеры, возникшие во времена Реформации, рассыпаются под натиском чудес. Христиане различных вероучений вместе поклоняются Богу, вместе молятся и получают дары, которые они считают печатью одобрения Святого Духа.

Бывший президент Принстонской духовной семинарии Джон А. Маккей подчеркивает размах этого движения: «В период революционных изменений, когда рушатся светские и религиозные устои и порядки, когда исторические протестантские церкви становятся все более формальными, когда все большее число членов объединяется в недуховные организации падшего мира, когда Римско-католическая церковь развивает евангельский образ мыслей и углубленное понимание того, что такое христианин, когда харизматическое движение переходит все границы,- не произойдет ли то, что наши протестантские общины обнаружат в мыслях и жизни те идеи, которые они отрицают и презирают, и не станет ли христианское будущее реформированным католицизмом или развивающимся движением пятидесятников?» (20).

Доктор Альберт Оутлер, один из ведущих методистских теологов и официальный наблюдатель на Втором Ватиканском соборе, высказал подобную оценку: «Это (поиск харизмы) — не мое дело… Но я полагаю, что разбираюсь в дарах и плодах Духа. Когда я их вижу, я убеждаюсь, что многое из увиденного реально и даже может являться неким предзнаменованием чего-то большего… Именно эти странные католики в евангельской заботе об обращении людей, своим харизматическим крещением и языками, а также смелыми попытками осуществить реформацию, как в церкви, так и в обществе, могут оказаться сподвижниками при третьем великом пробуждении, которое увидит эта страна…» (21).

Как и следовало ожидать, «видения» пятидесятников -это тонкая паутина, опутывающая эфирными блаженствами. Один автор говорит, что его «дух воспринимает будущее и достигает сердец человеческих и намерений Божьих». Он описывает «новые проявления Святого Духа, сходящие с неба. Бог молнией проявит человеческие сердца, и тогда произойдет великая борьба между детьми Божьими и детьми тьмы и Иисус уничтожит Антихриста» (22).

Считая, что новое движение — недостающая сторона духовного треугольника, он рисует следующую картину: «Церковь разделилась на три течения. Католики представляют одно течение, отстаивая официальную церковь и таинства Протестанты представляют второе течение, которое опирается прежде всего на Библию, но протестантизм в свою очередь подразделяется на множество вероучений, каждое из которых имеет свое объяснение истины. Третье течение, возникшее в последние времена,- это пятидесятничество, которое заостряет внимание на опытах и дарах Духа» (23). Он верит, что разрешение проблем христианства состоит в объединении этих трех течений.

Если мой взгляд как адвентиста на нужды христиан верен, то церковь, несомненно, нуждается во всех дарах, в каждом оружии, в каждом слове наставления и слове примирения, которые Бог дает в распоряжение церкви. Если это так, то пробуждение действительно произойдет.

«Перед тем, как суды Божий посетят нашу землю, среди народа Божия произойдет пробуждение к такому благочестию и святости, которого не наблюдалось со дней апостолов. На детей Божьих будет излит Его Дух и сила. Тогда многие выйдут из церквей, в которых любовь к миру вытеснила любовь к Богу и Его Слову. Многие из среды проповедников и народа с радостью воспримут эти великие истины, которые Бог поручает возвещать в это время, чтобы приготовить народ ко Второму Пришествию Христа» (24).

Это пробуждение не ограничится только церковью Адвентистов седьмого дня. Оно распространится на «других овец», независимо от того, из какого стада те, чьи сердца стремятся к Доброму Пастырю. Порядок, учение и опыт — все сольется в жизни истинных учеников. Распятый и Воскресший Христос будет представлен как Великий Врач, под крыльями Которого можно найти исцеление, ибо Он пришел взыскать и спасти погибшее. Закон Божий будет возвеличен и прославлен в жизни Его последователей (Ис. 42:21). Истина будет цениться дороже самой жизни. Люди отвратятся от гордости, чванства и любви к миру. Они отвергнут себя, возьмут на себя крест. Через них проявится любовь и милосердие Агнца в противоположность тем, кто «будет вести брань с Агнцем» (Откр. 17:14). В конце концов цель искупления будет достигнута — характер Божий будет полностью восстановлен в Его народе.

Но день славы не наступит без предшествующего дня бесславия. Однажды ученики Христа спросили: «Какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Иисус сказал им в ответ: «Берегитесь чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «Я Христос», и прельстят многих». «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить если возможно и избранных» (Мф. 24:3-5, 24)

Так в чем же наша безопасность? Христос сказал- «Вот Я наперед сказал вам» (Мф. 24:25)

«Но прежде, чем наступит время пробуждения, враг человеческих душ всеми силами постарается помешать этой работе, ложно подражая пробуждению и возрождению В тех церквах, которые ему удастся подчинить своей обманчивой силой, он будет внушать людям, что над ними уже излились особенные благословения Божий, и в церкви будет проявляться сила, заставляющая верить в великое религиозное пробуждение. Множество народа возликует о том, что Бог чудесным образом действует во благо ему, но это работа другого духа Под религиозной маской сатана попытается распространить свое влияние на весь христианский мир» (25)

Как же должны реагировать христиане на вызов харизматического движения, на «стук в ворота»?

По соседству со мной, в пригороде Вашингтона, округ Колумбия, осторожный хозяин не открывает дверь каждому стучащемуся Ночью он включает наружное освещение и присматривается При стуке он всегда спрашивает: «Кто там»?» Он делает это даже тогда, когда ждет друга или почтальона с подарочной посылкой.

Не должны ли осторожные, хотя и ожидающие христиане точно установить, кто стучится к ним в ворота?

Примечания и ссылки:

1 Georg Otis «High Adventure», 1971 г , стр 118

2 Там же, стр 12G

3 «Abundant Life», июль 1968 г , стр 18

4 Там же, стр 13, 15

5 Журнал «Religious News Service», 15 августа 1972 г , стр 16

6 James W L Hills «The New Pentccostalism», июль 1963 г , стр 18

7 James S Tmncy «Black Origins of the Pentecostal Movement», журнал «Christianity Today», 8 октября 1971 г , стр 4-5

8 Журнал «The Nation», 28 сентября 1963 г , стр 173

9 James W L Hills «The New Pentecostahsm», июль 1963 г , стр 17

10 Hollenweger «Enthusiastisches Christentum», стр 79, Dambonena «Tongues As of Fire», стр 140-162

11 John Т Nichol «Pentecostahsm», Нью-Йорк, 1966 r , стр 1 Дается оценка — 8 млн чел , Dambonena «Tongues As of Fire», стр 142 Количество пятидесятников оценивается от 12 до 14 млн чел , 20% иэ которых проживают в США

12 William R Read «Avancc Evangelico en la America Latina», 1970 г

13 Alan Walker «Breaktrough — Rediscovery of the Holy Spirit», 1964 г стр 60

14 Там же

15 Waldo A Cesar «Protestantismo e Imperiahsmo na America Latma», 1968 г , стр 105

16 Dr David DuPlcssis — основатель и бывший секретарь Всемирного Совета пятидесятников, в речи, произнесенной в Миннеаполисе Напечатано в журнале «Religious News Service», 17 сентября 1969 г , стр 19

17 Tom Dorris Washington «Evening Star and Daily News», 9 июня 1973 г , стр А-12

18 «National Catholic Reporter», 22 июня 1973 r , стр 10

19 James W L Hills «The New Charismatics», «Eternity», март 1973 г , стр 33

20 «Christian Reality and Appearance», цитировано в «Monday Morning» — журнале для служителей пресвитерианской церкви 17 ноября 1969 г , стр 1

21 Первоначально напечатано в журнале «New Covenant», Энн Арбор, Мичиган, сентябрь 1971 г , стр 17

22 «World Map Digest», стр 21

23 Там же

24 Е Уайт «Великая борьба», стр 464

25 Там же