Приложение к главе 14

Елена Уайт о Троице

Основные документы

Тайна природы Божества и Воплощения

«Эта истина [что „Христос был един с Отцом еще до основания мира»], бесконечно таинственная сама по себе, объясняет и другие таинственные истины, необъяснимые иным образом. При этом она окружена сиянием, непостижимым и недоступным» (200).

«Размышляя о принятии Христом человеческой плоти, мы испытываем смущение перед необъяснимой тайной, которую человеческий разум не в силах постигнуть. Чем больше мы размышляем о ней, тем более удивительной она представляется. Какой сильный контраст между Божественностью Христа и беспомощным младенцем в Вифлеемских яслях! Как можем мы измерить расстояние, отделяющее Всемогущего Бога и беспомощное дитя?.. Глядя на Христа в облике человека, мы взираем на Бога и видим в Нем сияние Его славы и образ ипостаси Его» (201).

«Заняла ли Божественная природа Сына Божьего место человеческой природы Сына Марии? Нет. Две природы загадочным образом сочетались в одной Личности — человеке Иисусе Христе. В Нем обитала вся полнота Божества телесно…

Это есть великая тайна, тайна, постичь которую во всей ее полноте и величии можно будет только тогда, когда искупленные будут преображены… Но враг решительно старается, чтобы этот дар был окутан такой таинственностью, что стал бы ничтожным» (202).

«Тайна заключается в том, что Тот, кто равен с вечным Отцом, настолько уничижил Себя, что принял жестокую смерть на кресте для искупления человека. И тайна в том, что Бог так возлюбил мир, что позволил Сыну Своему принести эту великую жертву» (203).

«Деяния дорогого Сына Божьего, воссоединившего творение с Творцом, конечное с Бесконечным в Своей собственной Божественной Личности, — вот предмет, над которым мы будем размышлять всю вечность» (204).

Полнота Божества Христа

«Когда люди отвергают свидетельство Слова Божьего о Божественности Христа, разубеждать их бесполезно, ни одно самое веское доказательство не подействует… Ни один человек, разделяющий это заблуждение, не может иметь правильного представления о характере и миссии Христа или же великом Божьем плане искупления человека» (205).

«Во Христе объединились Божественная и человеческая природы. Божественность не деградировала до человеческого уровня. Она осталась на прежнем месте, но человеческая природа, объединившись с Божественной, выдержала самое суровое испытание искушением в пустыне» (206).

«Как человек Он был смертен, но как Бог Он был источником жизни миру. Будучи Божественной Личностью, Он мог противостоять смерти… Вечное Слово согласилось стать плотью! Бог стал человеком» (207).

Христос «ходил по этой земле, будучи Вечным Словом» (208).

«На земле Он был Богом, но отказался от образа Бога и вместо него принял облик человека… Он был Богом, но оставил на время славу Божьего образа… Он понес на себе грехи мира и подвергся наказанию, которое стало тяжкой ношей для Его Божественной души» (209).

«„Я и Отец — одно» [Ин. 10:30]. Слова Христа были полны глубокого смысла, когда Он заявил, что Он и Отец имеют одну сущность, обладая одними и теми же качествами» (210).

«Властелином небес был признан Сын Божий, обладающий властью и авторитетом, как и Отец» (211).

«Христос был Богом в высшем смысле этого слова» (212).«Христос обладает жизнью — самобытной, незаимствованной, изначальной. „Имеющий Сына [Божия] имеет жизнь» (1 Ин. 5:12). Божественность Христа — это гарантия вечной жизни верующего в Него» (213).

«Торжественно, с достоинством Иисус ответил: „Истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь». Молчание воцарилось во всем собрании. Имя Божье, данное Моисею, в котором выражалась идея Вечносущего Бога, этот галилейский Учитель относил к Себе. Он провозгласил Себя Сущим, Тем Обещанным Израилю, „Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2)» (214).

«Искупитель мира был равен с Богом. Его власть была властью Бога. Он заявил, что не было такого времени, когда Он существовал бы отдельно от Отца. Власть, с которой Он говорил и которой творил чудеса, определенно была Его собственной. В то же время Он заверяет нас, что Он и Отец — одно» (215).

«Иегова, Вечный, Сущий от начала, не сотворенный, но Сам являющийся Источником жизни и Создателем всего, один достоин самого высокого почитания и поклонения». (216)

«Иегова — это имя, данное Христу» (217).

«Предназначение Христа объясняется Его сверхчеловеческой природой. Бог весь суд отдал Сыну, потому что Он, бесспорно, есть Бог, явленный во плоти» (218).

Предвечное существование Христа

«Христос был Богом в высшем смысле этого слова. Он был с Богом от вечности, Богом надо всем, благословенным вовек» (219).

По вознесении Своем «Христос был воистину прославлен той славой, которую Он имел у Отца от вечности» (220).

«Имя Божье [Я есмь], данное Моисею, в котором выражалась идея Вечносущего Бога, этот галилейский Учитель относил к Себе. Он провозгласил Себя Сущим» (221).«Слово существовало как Божественное Существо и вечный Сын Божий, в единении и согласии с Отцом. Извечно Он был Ходатаем завета, Тем, в Ком все народы земли, как иудеи, так и язычники, должны были обрести благословение при условии, что примут Его. „Слово было у Бога, и Слово было Бог» [Ин. 1:1]. Еще до сотворения людей или ангелов Слово было у Бога и было Богом… Слова, сказанные по этому поводу, столь определенны, что ни у кого не должно оставаться ни малейшего сомнения. Христос был Богом в высшем смысле этого слова. Он был с Богом [Отцом] от вечности, Богом надо всем, благословенным вовек».

«Господь Иисус, Сын Божий, существовал изначально как отдельная Личность, однако же единая с Отцом… И это не было хищением принадлежащего Богу…»

«Слава и свет заключены в истине о том, что Христос был един с Отцом еще до основания мира. Это свет, сияющий во мраке, озарял его светом изначальной Божественной славы» (222).

«Христос есть предвечный, самосущий Сын Божий… Говоря о Своем предвечном существовании, Христос обращается сквозь бессчетные века назад. Он утверждает, что не было таких времен, когда Он не был бы в тесном единении с вечным Богом» (223).

«Здесь Христос показывает им, что, хотя они и утверждают, что Ему нет пятидесяти, протяженность Его Божественной жизни не поддается человеческому измерению. Существование Христа до Его воплощения не поддается воображению» (224).

«От вечности Иисус Христос и Отец суть одно. Иисус — «образ Божий», образ ипостаси Его величия и могущества, «сияние славы Его» (225).

«В нем [Слове Божьем] мы узнаем, чего стоило наше искупление Тому, Кто от начала был равен с Отцом» (226).

Только равный Богу мог искупить грехи человечества

«Ни один из ангелов не мог бы стать поручителем за человечество: их жизнь принадлежит Богу; они не могут отдать ее. Все ангелы несут иго послушания. Они назначены вестниками Того, Кто есть глава всего неба. Но Христос равен Богу, бесконечному и всемогущему. Он мог уплатить выкуп за свободу человека. Он есть вечный, самосущий Сын, не обремененный никаким игом; и когда Бог спросил: „Кого Мне послать?», Он смог ответить: „Вот Я, пошли Меня». Он смог отдать Самого Себя, чтобы стать нашим поручителем, ведь Он мог сказать то, чего не смог бы сказать ни один ангел: У Меня есть власть над Своей жизнью, „власть отдать ее и власть… опять принять ее»» (227).

«Человек не может искупить грех другого человека. Из-за своего грешного, падшего состояния он будет несовершенным жертвоприношением, искупительной жертвой, ценность которой будет меньше, чем ценность Адама до грехопадения. Бог сотворил человека совершенным и праведным, и после его грехопадения Бог мог принять за него только такую жертву, ценность которой превосходила бы человеческую и была сопоставима с ценностью человека, когда тот был совершенным и невинным.

Божественный Сын был единственно достаточной жертвой, чтобы полностью удовлетворить требования Закона Божьего. Ангелы были безгрешными, но менее значимыми, чем Закон Божий. Они подчинялись закону. Они были вестниками, выполняющими волю Христа, и преклонялись перед Ним. Они были сотворенными существами, послушными. Перед Христом не стояло никаких требований. Он имел власть отдать Свою жизнь и опять принять ее. Никто не обязывал Его взять на Себя дело искупления. С Его стороны это было добровольной жертвой. Его жизни было достаточно, чтобы освободить человека из оков его падшего состояния» (228).«Только Христос мог открыть путь, принеся жертву, требуемую Божественным Законом» (229).

«Умирая на кресте, Он перенес вину с нарушителя закона на Божественного Заместителя, по вере в Него как в личного Искупителя. Грехи виновного мира, которые символически представлены „красными, как пурпур», были вменены Божественному Поручителю» (230).

Справедливость сошла со своего превознесенного престола и со всеми небесными воинствами приблизилась ко кресту. На нем она увидела Равного Богу, понесшего на Себе наказание за все зло и грехи. Будучи совершенно удовлетворенной, Справедливость в благоговении склонилась перед крестом, говоря: „Довольно» (231).

«Справедливость требовала страданий человека. Христос, равный Богу, страдал как Бог. Он не нуждался в искуплении» (232).

«Христос понес на Себе наши грехи, будучи распят на кресте… Что же такое грех, если никакое ограниченное существо не могло искупить его? Что же такое проклятие греха, если только Божество могло заплатить за него? Крест Христов свидетельствует каждому человеку, что наказание за грех есть смерть.

Никакая печаль не может сравниться с печалью Того, на Кого с ужасающей силой пал гнев Божий. Человеческая природа может вынести только ограниченное испытание. Слабые люди могут вынести лишь небольшую меру испытаний и лишений, их природа не выдерживает, но природа Христа имела величайшие возможности перенесения страданий. Ибо человеческая природа была соединена с Божественной, и это дало возможность перенесения страданий за грехи потерянного мира» (233).

Только Бог может быть действенным Ходатаем или Защитником пред Богом

«Примирение человека с Богом могло совершиться только с помощью Ходатая, равного Богу, обладающего достоинствами, позволяющими Ему ходатайствовать пред всемогущим Богом за человека и, кроме того, открыть Бога падшему миру. Поручитель и заместительная жертва за человечество должен обладать природой человека и быть связанным с человеческой семьей, которую он представляет; кроме того, будучи посланцем Бога, он должен обладать Божественной природой, иметь связь с Безграничным, дабы явить Бога миру и быть посредником между Богом и людьми» (234).

«Христос как Первосвященник за завесою так увековечил Голгофу, что, хотя Он и живет в Боге, Он постоянно умирает для греха; и потому, если кто-либо согрешает, он имеет Ходатая пред Отцом. Он восстал из могилы, окруженный сонмом ангелов, в поразительной силе и славе, соединивший воедино Божественную и человеческую природу» (235).

«Иисус стал человеком, чтобы иметь возможность быть Посредником между человеком и Богом. Он облек Свою Божественную природу в человеческую плоть, Он связал Себя узами с человеческой семьей, чтобы Своей человеческой рукой обнимать человечество, а Своей Божественной рукой касаться престола Божьего» (236).

«Полнота Его человеческой природы и совершенство Божественной — вот то прочное основание, с помощью которого мы можем примириться с Богом. Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Благодаря Его крови мы имеем искупление и даже прощение грехов. Его руки, пронзенные гвоздями, простерты к небесам и к земле. Одной рукой Он касается грешников на земле, а другой — престола Бесконечности и таким образом примиряет нас с Богом. Сегодня Христос предстоит перед Богом как наш Защитник. Он является Посредником между Богом и человеком. Со следами распятия на руках Он защищает наши души» (237).

«Только Иисус мог быть Поручителем перед Богом, потому что Он был равен Богу. Только Христос мог быть Посредником между Богом и человеком, потому что сочеталв Себе Божественную и человеческую сущности. Таким образом, Иисус мог заверить обе стороны в исполнении принятых условий. Как Сын Божий Он ручается за нас пред Богом, а как вечное Слово, как равный Отцу Он заверяет нас в любви Отца. В качестве залога Своего неизменного стремления к миру Бог отдает Своего единородного Сына, чтобы Он стал одним из людей, навсегда сохранив Свою человеческую природу в доказательство того, что Бог исполнит Свое слово» (238).

Личностная природа и Божественность Святого Духа

«Утешитель, Которого Христос обещал послать после Своего вознесения на небо, есть Дух со всей полнотой Божества, показывающий силу Божественной благодати каждому, кто принял Христа и поверил в Него как в своего личного Спасителя. Вот — три живые Личности Небесной Троицы. Именем этих трех великих сил — Отца, Сына и Святого Духа — каждый, принимающий Христа живой верой, крестится, и эти силы будут помогать покорным подданным небесной обители в их усилиях жить новой жизнью во Христе» (239).

«Князя сил может укротить только сила Божья в третьей Личности Божества, то есть в Святом Духе» (240).

«Нам необходимо осознать, что Святой Дух, являющийся Личностью в той же мере, что и Бог, проходит по этим землям» (241).

«Святой Дух является Личностью, ибо Он несет свидетельство вместе с нашими духами, что мы являемся детьми Божьими. Когда это свидетельство явлено, Он несет вместе с ним Свое собственное свидетельство. В такие моменты мы веруем и знаем, что являемся детьми Божьими…

Святой Дух есть Личность, иначе Он не мог бы свидетельствовать духу нашему и вместе с нашим, что мы — дети Божьи. Святой Дух должен быть именно Божественной Личностью, иначе Он не мог бы знать тайны, скрытые в разуме Бога. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего» (242).

«Вечные Небесные Личности Троицы — Бог, Христос и Святой Дух, вооружив их [апостолов] неземной энергией… помогали и в работе, и в обличении мира в грехе» (243).

«Мы должны сотрудничать с тремя высочайшими силами небесными — с Отцом, Сыном и Святым Духом; и эти Силы будут действовать через нас, делая нас соработниками с Богом» (244).

(Мы замечаем впечатляющее сходство в выражениях, где Елена Уайт применяет слова из Кол. 2:9 ко всем трем Личностям Божества: «Отец является всей полнотой Божества», «Сын есть вся полнота Божества» и Святой Дух «является Духом со всей полнотой Божества» (245). — Прим. сост.)

Единственность или единство Божества

«Единство, существующее между Христом и Его учениками, не подавляет личности каждого из них. Они едины в целях, помыслах и характере, но остаются индивидуальностями. Именно так едины Бог и Христос» (246).

«Бог был исполнен милосердия к человеческому роду, и Отец, Сын и Святой Дух приступили к созданию плана спасения» (247).

«Христос, Слово, единородный Божий, был един с Вечным Отцом — един в природе, характере и намерениях. Только Он один мог постичь все советы и замыслы Божьи» (248).

«Евреи никогда прежде не слышали подобных речей из уст человека, и на них подействовала убедительность этих слов, потому что, казалось, Божественность явила себя на миг в человеческой плоти, когда Иисус сказал: „Я и Отец — одно». Слова Христа были полны глубокого значения, когда Он заявил, что Он и Отец имеют одну сущность, обладая одними и теми же качествами» (249).«Чтобы спасти нарушителей Закона Божьего, Христос, равный Отцу, пришел, чтобы стать Небом для людей, дабы они смогли научиться и знать, что значит иметь Небо в сердце» (250).

«Падшее человечество могло быть восстановлено одним путем — даром Сына, равного Ему Самому, обладающего качествами Бога» (251).

«Сын Божий вместе с Отцом взошел на трон, и вокруг Них засияла слава Вечного и Сущего» (252).

«Искупитель мира был равен с Богом… Власть, с которой Он говорил и которой творил чудеса, определенно была Его собственной. В то же время Он заверяет нас, что Он и Отец — одно» (253).

«Слово существовало как Божественное Существо и вечный Сын Божий, в единении и согласии с Отцом. Извечно Он был Ходатаем завета, Тем, в Ком все народы земли, как иудеи, так и язычники, должны были обрести благословение при условии, что примут Его. „Слово было у Бога, и Слово было Бог» [Ин. 1:1]. Еще до сотворения людей или ангелов Слово было у Бога и было Богом» (254).

«Чтобы нарушитель закона мог иметь еще один шанс, чтобы люди могли обрести благоволение Бога Отца, вечный Сын Божий предложил Себя, чтобы понести наказание за грех. Тот, Кто облекся в человеческую плоть и в то же время был одно с Богом, стал выкупом за нас» (255).

«„Исследуйте Писания» (Ин. 5:39). Это предписание исходит от вечного Сына Божьего» (256).

«Когда Он жил среди тех, кого пришел спасти, из-за Его нищеты едва ли кто-то называл Его благословенным, едва ли кто-то протягивал Ему руку дружбы и едва ли кто-то предлагал Ему свой кров. Но кого мы видим скрытым за этим обликом? — Божество, вечного Сына Божьего, такого же могущественного, такого же безгранично одаренного всеми возможностями, сопряженными с властью и силой. Он же пришел в человеческом обличий» (257).«Христос, Создатель плана спасения человечества [был] вечным Сыном Божьим» (258).

«Господь Иисус, Сын Божий, существовал изначально как отдельная Личность, однако же единая с Отцом… И это не было хищением принадлежащего Богу…» (259).

«Вот — три живые Личности Небесной Троицы. Именем этих трех великих сил — Отца, Сына и Святого Духа — каждый, принимающий Христа живой верой, крестится, и эти силы будут помогать покорным подданным Небесной обители в их усилиях жить новой жизнью во Христе» (260).

«Мы должны сотрудничать с тремя высочайшими силами Небесными — с Отцом, Сыном и Святым Духом; и эти Силы будут действовать через нас, делая нас соработниками с Богом» (261).

«Вечные Небесные Личности Троицы — Бог, Христос и Святой Дух, вооружив их [апостолов] неземной энергией… помогали и в работе, и в обличении мира в грехе» (262).

«Если бы Отец пришел в наш мир и жил среди нас, смирив Себя, сокрыв Свою славу, чтобы человеческие существа могли взирать на Него, история жизни Христа, которую мы имеем, не изменилась бы… В каждом поступке Иисуса, в каждом Его уроке и наставлении мы должны видеть, слышать и узнавать Бога. Его образ, речи и поступки — это голос и действия Отца» (263).

Библиография к разделу 3

Е. Уайт. Желание веков. Заокский: Источник жизни, 1998.

Е. Уайт. Избранные вести, т. 1: В 3-х тт. Заокский: Источник жизни, 2003.

Е. Уайт. Патриархи и пророки. Заокский: Источник жизни, 1998.

Е. Уайт. Путь ко Христу. Заокский: Источник жизни, 2004.

Е. Уайт. Ранние произведения. Заокский: Источник жизни, 1998.

Е. Уайт. Свидетельства для Церкви. В 9-ти тт. Заокский: Источник жизни, 1997.

Е. Уайт. Служение исцеления. Заокский: Источник жизни, 2002.

Е. Уайт. Советы авторам и редакторам. Заокский: Источник жизни, 2003.

Жан Кальвин. Наставление в христианской вере. Т. 1. Кн. 1 и 2. Изд-во РГУ, 1997.Anderson, Godfrey Т. Spicer: Leader With the Common Touch. Washington, D.C.: Review and Herald Pub. Assn., 1983.

Andreasen, M. L. «Christ, the Express Image of God». Review and Herald, Oct. 17, 1946, p. 8.

Andreasen, M. L. «The Spirit of Prophecy». Chapel address at Loma Linda, California, Nov. 30,1948. Цит. по: Russel Holt, «The Doctine of the Trinity in the Seventh-day Adventist Denomination: Its Rejection and Acceptance», p. 20. Term paper, Seventh-day Adevntist Theological Seminary, 1969.

Bainton, Ronald H. Hunted Heretic: The Life and Death of Michael Servetus, 1511-1533. Boston: Beacon Press, 1953.

Bates, Joseph. The Autobiography of Elder Joseph Bates. Battle Creek, Mich.: Seventh-day Adventist Publishing Association, 1868; reprint, Nashville: Southern Pub. Assn., 1970.

Berkhof, Louis. History of Christian Doctrine. Londod: Banner of Truth, 1969.

Bourdeau, D. T. «We May Partake of the Fullness of the Father and the Son». Review anf Herld, Nov. 18, 1890.

Burl, Merlin. «Demise of Semi-Arianism and Anti-Trinitarianism in Adventist Theology, 1888-1957». Research paper, Andrews Gniversity, 1996. Ellen G. White Research Center, Andrews Gniversity.

Butler, G. I., to J. H. Kellog, Apr. 5, 1904. Kellogg-Butler Correspondence Collection, Adventist Heritage Center, Andrews Gniversity, Berrien Springs, Michigan.

Canale, Fernando L. A. Criticism of Theological Reason: Tune and Timelessness as Primordial Presuppositions. Andrews Gniversity Seminary Doctoral Dissertations Series. Berrien Springs, Mich.: Andrews Gniversity Press, 1983. Vol. 10.

Canale, Fernando L. A. «Doctrine of God», напечатано в «Handbook of Seventh-day Adventist Theology». Ed. Raoul Dederen. Seventh-day Adventist Bible Commentary Reference Series. Hagerstown, Md.: Review and Herald Pub. Assn., 2000. Vol. 12, pp. 105-159.

Conkin, Paul K. American Originals: Homemade Varieties of Christianity. Chapel Hill: Gniversity of Noth Carolina Press, 1997.

Cottrell, R. F. «The Doctrine of the Trinity». Review and Herald, June 1, 1869.

Cullman, Oscar. Immortality of the Soul; or, Resurrection of the Dead? The Witness of the New Testament. New York: Macmillan, 1958.

Dederen, Raoul. «Reflections on the Doctrine of the Trinity». Andrews Gniversity Seminary Studies 8 (January 1970): 1-22.

Dick, Everett N.William Miller and the Advent Crisis, 1831-1844. Ed. Gary Land. Berrien Springs, Mich.: Andrews Gniversity Press, 1994.

Doctrines and Discipline of the Methodist Episcopal Church. New York: Carlton and Porter, 1856.

«Fifteenth Meeting». Review and Herald, June 14, 1946.

Froom, LeRoy Edwin. The Coming of the Comforter. Wachington, D.C.: Review and Herald Pub. Assn., 1928, rev. ed. 1949.

Froom, LeRoy Edwin. Movement of Destiny [MOD]. Washington, D.C.: Review and Herald Pub. Assn., 1971.Fudge, Edward W. The Fire that Consumes: A Biblical and Historical Study of Fianl Punishment. Houston: Providential Press, 1982.

Fudge, Edward W. and Robert A. Peterson. Two Views of Hell: A Biblical and Theological Dialogue. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 2000.

Gane, Erwin R. «The Arian or Anti-Trinitarian Views Presented in Seventh-day Adventist Literature and the Ellen G. White Answer». M.A. thesis, Andrews University, 1963.

Gonzalez, Justo L. Christian Thought Revisited: Three Types of Theology. Nashville: Abingdon, 1989.

Gonzalez, Justo L. History of Christian Thought. From the Protestant Reformation to the Twentieth Century. Nashville: Abingdon, 1975. Vol. 3.

Hatch, Nathan O. The Democratization of Ameriacn Christianity. New Haven: Yale University Press, 1989.

Himesm Joshua V. «Christian Connection» [1833]. In Encyclopedia of Religious Knowledge. Ed. J. Newton Brown. Brattleboro, Vt.: Brattleboro Typographic, 1838, Pp. 362, 363.

Hogan, Richard M., and John M. LeVoir. Faith for Today: Pope John Paul IPs Catechetical Teachings. New York: Doubleday, 1988.

Holt Russel. «The Doctrine of the Trinity in the Seventh-day Adventist Denomination: Its Rejection and Acceptance». Term Paper, Seventh-day Adventist Theological Seminary, 1969.

Kellogg, J. H. The Living Temple. Battle Creek, Mich.: Good Health Pub. Co., 1903.

Kellogg, J. H. to G. 1. Butler, Oct. 28, 1903a. Adventist Heritage Center, Andrews University, Berrien Springs, Michigan.

Knight, George R. Search for Identity: The Developoment of Seventh-day Adventist Belief. Hagerstown, Md.: Review and Herald Pub. Assn., 2000.

Liechty, Daniel. Sabbatarianism in the Sixteenth Century: A Page in the History of the Radical Reformation. Berrien Springs, Mich.: Andrews University Press, 1993.

Loughborough, J. H. «Questions for Bro. Loughborough». Advent Review and Sabbath Herald, Nov. 5, 1861.

Maxvell, С Mervyn. Review of Movement of Destiny, by LeRoy Edwin Froom. Andrews University Seminary Studies 10 (January 1972): 119-122.

Miller, William. William Miller’s Apology and Defence. Boston: J. V. Himes, 1845. Reproduced in 1844 and the Rise of Sabbatarian Adventism: Reproductions of Original Historical Documents. Ed. George R. Knight. Hagerstown, Md.: Review and Herald Pub. Assn., 1994.

Moon, Jerry. «M. L. Andreasen, L. E. Froom, and the Controversy Over Questions on Doctrine». Term paper, Andrews University, 1988.

Moore, A. Leroy. Adventism in Coflict: Resolving Issue That Divide Us. Hagerstown, Md.: Review and Herald Pub. Assn., 1995.

Mustard, Andrews G. James White and SDA Organization: Historical Development, 1844-1881. Andrews University Seminary Doctoral Dissertation Series. Berrien Springs, Mich.: Andrews University Press, 1988. Vol. 12.

Olmstead, Clifton E. History of Religion in the United States. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1960.Olson, Roger E. The Story of Christian Theology: Twenty Centuries of Tradition and Reform. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1999.

«Monarchianism», «Modalism», «Sabellianism», and «Trinity». Oxford Dictionary of the Christian Church. 2nd ed. Oxford: Oxford University Press, 1983.

Pelican, Jaroslav. The Christian Tradition: A History of the Development of Doctrine. Chicago: University of Chicago Press, 1971-1989. 5 vols.

Pinnock, Clark. «Conditional View’. Напечатано в произведении «Four Views on Hell». Ed. William Crockett. Grand Rapids: Zondervan, 1992.

Pipkin, J. Wayne, and John H. Yoder. Balthasar Hubmaier, Theologian of Anabaptism. Scottdale, Pa.: Herald Press, 1989.

Seventh-day Adventist Answer Questions on Doctrine [QOD] [By LeRoy Edwin Froom, W. E. Read, and Roy Allan Anderson].Washington, D.C.: MinisterialDepartment of the General Conference of the Seventh-day Adventists. Washington , D.C.: Review and Herald Pub. Assn., 1957.

Robinsonm Dores Eugene. Story of Our Health Message. 3d ed., rev. and enl. Nashville: Southern Pub. Assn., 1943, 1965.

[Servetus] Servet, Michael. On the Errors of the Trinity. Напечатано в произведении «The Two Treaties of Servetus on the Trinity». Ed. Earl Morse Wilbur. Cambridge: Harvard University Press, 1932.

Seventh-day Adventists Believe….: A Biblical Exposition of 27 Fundamental Doctrines [главный автор Р. Gerard Damsteegt]. Silver Spring, Md.: Ministerial Department of the General Conference of Seventh-day Adventists, 1988.

Seventh-day Adventist Encyclopedia, 1996 ed. Smith, Uriah. «In the Question Chair». Review and Herald, Mar. 23, 1897.

Smith, Uriah. Looking Unto Jesus. Battle Creek , Mich.: Review and Herald Pub. Assn., 1898.

Smith, Uriah. The State of the Dead and the Destiny of the Wicked. Battle Creek, Mich.: Review and Herald, 1982.

Smith, Uriah. Thoughts on the Book of Daniel and the Revelation. Battle Creek, Mivh.; Review and Herald, 1882.

Snyder, C. Arnold. Anabaptist History and Theology: Revised Student Edition. Kitchener, Ontario, Canada: Pandora Press, 1997.

Spear, Samuel T. The Bible Doctrine of the Trinity. Bible Students’ Library, No. 90 (March 1892): 3-14. Reprinted from the New York Independent, Nov. 14, 1889.

Stott, John R. W., and David Lawrence Edwards. Essentials. London: Hodder and Stoughton, 1988.

Unruh, Т. Е. «The Seventh-day Adventist Evangelical Conferences of 1955-1956». Adventist Heritage (Winter 1977).

Verduin, Leonard. «Luther’s Dilemma: Restitution or Reformation?». Напечатано в произведении «Essays on Luther». Ed. Kenneth A. Strand. Ann Arbor, Mich.: Ann Arbor Publishers, 1969. Pp. 73-96.

Waggoner, Ellet. J. Christ and His Righteousness. Oakland, Calif.: Pasific Press Pub. Assn., 1890; Riverside, Calif.: Upward Way, 1988.

Waggoner, Joseph H. The Atonement. Oakland, Calif.: Pasific Press Pub. Assn., 1884White, Arthur L. Ellen G. White. Washington, D.C.: Review and Herald Pub.

Assn., 1985. Vol. 1.

White, Ellen G. «An Appeal to the Ministers». Review and Herald, Aug. 8,

1878.

White, Ellen G. «Counsels on Health». Mountain View, Calif.: Pasific Press

Pub. Assn., 1923.

White, Ellen G. «Counsels to Parents and Teachers». Mountain View, Calif.: Pasicif Press Pub. Assn., 1913.

White, Ellen G. Ellen G. White Comments. The Seventh-day Adventist Bible Comentary. Vol. 5, p. 1113.

White, Ellen G. 1888 Materials. Washington, D.C.: Ellen G. White Estate, 1987.4 vol.

White, Ellen G. Fundamentals of Christian Education. Nashville: Southern Pub. Assn., 1923.

White, Ellen G. The Great Controversy Between Christ and Satan During the Christian Dispensation. Oakland, Calif.; Pasific Press Pub. Assn., 1888.

White, Ellen G. The Great Controversy Between Christ and Satan: The Conflict of the Ages in the Christian Dispensation. Mountain View, Calif.: Pasific Press Pub. Assn., 1911, 1950.

White, Ellen G. Manuscript 131, 1897.

White, Ellen G. Manuscript Releases. Silver Spring, Md.: Ellen G. White Estate, 1993. Vol. 15.

White, Ellen G. «‘Search the Scripture’. John 5:39». Youth’s Instructor, Aug. 31, 1887, par. 1.

White, Ellen G. Specail Testimonies, Series B, No. 7. N.p., 1906.

White, Ellen G. Spirital Gifts. Battle Creek , Mich.: Seventh-day Adventist Pub. Assn., 1858-1864. 4 vols.

White, Ellen G. «The First Advent of Christ». Review and Herald, Dec. 17,1872.

White, Ellen G. «The Truth Revealed in Jesus». Review and Herald, Feb. 8,1898.

White, Ellen G. «The Word Made Flesh». Review and Herald, Apr. 5, 1906.

White, Ellen G. To the Teachers in Emmanuel Missionary College, Sept. 22, 1903 (letter 211, 1903).

White, Ellen G. To Brother and Sister Hastings, Mar. 24-30, 1849 (letter 5, 1849). Напечатано в «Manuscript Releases». Vol. 5, p. 200.

White, Ellen G. In Youth’s Instructor, Aug. 4, 1898.

White, James. «Christ Equal With God». Review and Herald, Nov. 29,1877.

White, James. In Day-Star, Jan. 24, 1846.

White, James. Sketches of the Christian Life and Public Labors of William Miller. Battle Creek, Mich.: Seventh-day Adventist Pub. Assn., 1875.

Whitney, Seymour B. «Both Sides». Review and Herald, Feb. 25, Mar. 4,1862.

Wilbur, Earl Morse. A History of Cnitarianism. Socinianism and Its Antecedents. Cambridge: Harvard University Press, 1945. Vol. 1.

Wilbur, Earl Morse. A History of Clnitarianism. In Transylvania, England, and America. Cambridge: Harvard University Press, 1952. Vol. 2.

Wilcox, F. M. «The Message for Today». Review and Herald, Oct. 9, 1913.f .