Вступление

Случалось ли вам в воскресный день быть прерванным нежданным стуком в дверь? Вы оставляете все свои занятия и идете открывать дверь. Внезапно вы обнаруживаете, что это не один из ваших старых друзей, решивший вдруг навестить вас. Перед вами — двое ревностных представителей местной организации свидетелей Иеговы.

Вы тяжело вздыхаете, догадываясь, что, если пригласите их войти, ваши доктринальные и библейские познания будут суровым образом проверены. Более того, достаточно одной такой встречи, чтобы узнать, что в первую очередь под сомнение вашими гостями будет поставлено учение о Троице.

Но больше меня удивляет не то, что приходится обсуждать вопрос о Троице с ревностными свидетелями Иеговы, а необходимость противостоять, по существу, тем же аргументам против триединой сущности Бога, исходящим от собратьев адвентистов седьмого дня. И они поднимают этот вопрос с настойчивостью, достойной сравнения с ревностью представителей Сторожевой Башни.

Зачем нужна новая книга о Троице?

Некоторые могут поставить под сомнение необходимость появления в наше время новой книги на тему Божества, или Троицы. Так как Церковь, судя по всему, решила эту проблему, обозначив в 27 положениях свою веру в существование Троицы, зачем снова поднимать этот вопрос? (1) Ответ, по существу, состоит из трех частей.

Возрождение антитринитарной идеи

Во-первых, как уже было сказано выше, догмат Троицы подвергся новым нападкам как внутри адвентизма, так и вне его. Различные сообщения и наблюдения других людей подтверждают мои собственные наработки в данном вопросе.

Обсуждая тему Божества и Троицы с членами адвентистских общин, с посетителями субботней школы и студентами колледжей, я всегда говорил следующее. Несмотря на то, что арианские и антитринитарные взгляды были широко распространены среди многих пионеров адвентистского движения, (2) вера в триединого Бога стала общепринятой, по крайней мере, к 1940-м годам, если не раньше. По сути, эта точка зрения в настоящее время представлена официально принятой доктриной, входящей в состав фундаментальных положений вероучения Церкви адвентистов седьмого дня.

Мне известно о влиятельных учителях и лидерах деноминации, живших в 1950-1960-е годы, которые решительно придерживались антитринитарных взглядов. Однако со времени моей работы в колледже и семинарии я любил говорить своим слушателям-адвентистам: «За всю свою жизнь я ни разу не встретил ни одного адвентиста, поддерживающего арианство или антитринитаризм». Мое заявление было не эффектным риторическим приемом, а чистой правдой.

Да, я действительно говорил правду — до начала 1990-х годов. Я ясно вспоминаю приятную послеобеденную прогулку по территории Университета Андрюса, во время которой со мной поздоровались двое молодых людей, раздававших брошюры на ступенях Библиотеки Джеймса Уайта. Будучи любопытным человеком, я взял у них брошюру и, просматривая ее, спросил: «О чем вы здесь рассказываете?»

К моему великому изумлению, они сообщили мне, что открыли драгоценную истину. Они заново открыли то, что по их заявлению, было учением пионеров адвентизма о природе Божества. И теперь они распространяли идеи, в которых отрицались полная и предвечная Божественность Христа и личностная Божественность Святого Духа. Позже я узнал от своих знакомых, живущих в разных частях страны, что появление этих молодых людей не было отдельным явлением. Приходит все больше сообщений не только о появлении очагов возрождения антитринитарных взглядов в различных районах Северной Америки, но и о том, что эти взгляды распространяются по всему миру через Интернет. По мере того, как корни арианства или антитринитарного движения проникают все глубже, местные церкви все больше раздирают споры по этой проблеме.

Относительное богословское пренебрежение вопросом природы Божества

Второй фактор, пробудивший наш интерес к проблеме природы Божества, — это в значительной степени всеобщее и нарочитое невнимание адвентистских богословов и руководства поместных адвентистских конференций и церквей. Члены Церкви повсеместно приняли доктрину о Троице, однако в последние десятилетия мало размышляли над этим учением. Поэтому пришло время вновь обратиться к этому вопросу.

Широкая популяризация взглядов пионеров адвентизма

Третий, и последний, фактор, обусловивший интерес к теме Божественной природы, — это решение Совета попечителей литературного наследия Елены Уайт о популяризации трудов первых адвентистов посредством их выпуска на компакт-дисках. Широкое распространение электронных технологий дало возможность членам церквей (при незначительном вложении денег и времени) получить прямой доступ ко всем высказываниям пионеров адвентизма с помощью простого ввода нужных слов или фраз. Проще говоря, теперь мы вновь ознакомились с разнообразными антитринитарными взглядами пионеров адвентистского движения.

Читатели, к которым обращена наша книга

Авторы этой книги обращаются к членам местных церквей, а также и к занятым пасторам (или руководителям) и студентам колледжей, столкнувшимся с вопросами о Троице. Хотя в подборе материала мы брали за основу лучшие исследования богословов, в изложении его мы преследовали цель привлечь внимание верующих: членов Церкви, посетителей субботней школы, студентов колледжей и внимающих с церковных кафедр по всему миру.

Как мы ответим на вопросы, касающиеся Троицы?

Сможем ли мы ответить на вопросы, касающиеся природы Троицы, с позиций Священного Писания (нашего основного авторитетного источника), трудов Елены Уайт, освященного разума и христианского опыта? Подобает ли адвентистам седьмого дня выступать против большинства мыслителей среди пионеров движения, которые явно были антитринитариями? На каком основании мы можем продолжать официально принимать и исповедовать учение, которое поддерживалось и разрабатывалось на протяжении долгого времени не только Восточной Православной и Римско-католической церквами, но и протестантизмом? Не будет ли это подразумевать принятие традиций, образовавших великое отступничество, названное «Вавилоном»? Не лучше ли было бы последовать примеру наших мужественных и ведомых истиной пионеров адвентизма?

Библия — наш основной авторитетный источник

В духе пионеров Церкви адвентистов седьмого дня авторы этой книги твердо придерживаются следующего убеждения: если мы не можем обосновать какого-либо учения с библейских позиций, нам оно не нужно. Мы руководствуемся принципом Джона Невинса Андрюса (1829-1883), одного из наиболее способных богословов среди пионеров адвентизма, который воскликнул: «Я променял бы тысячу заблуждений на одну истину».

Как же мы можем узнать, что является истиной в вопросе о природе Божества и в утверждениях о Троице большинства христиан? Главным образом, истина выйдет на свет в результате тщательного, молитвенного изучения Слова Божьего.

Более того, мы обращаемся к обетованию, данному Иисусом: «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно или Я Сам от Себя говорю» (Ин. 7:17). Он обещает, что те, кто желает послушно следовать за Богом, смогут познать «учение» Божье. А куда нам идти, чтобы решить это вопрос? Иисус вновь ясно говорит: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Ин. 17:17).

Читатель также должен знать, что авторы этой книги убеждены в том, что выражение «слово Твое», к чему бы оно ни относилось, по крайней мере включает в себя 66 канонических книг Библии. Мы верим, что это Божье Слово содержит свидетельства, которых достаточно для того, чтобы прояснить любой спорный вопрос, включая и вопрос Троицы.

Мы будем абсолютно честны со своими читателями: если идея не подкреплена библейски, нам она не нужна, даже если большинство авторитетных источников религиозного мира поддерживает ее (включая пионеров адвентистской Церкви и богословов «Вавилона»). Вот почему эта книга начнется с представления библейских свидетельств.

Принципы построения книги

Первая глава открывает дискуссию, представляя самые веские аргументы, которые мы смогли отыскать, касательно следующих вопросов:1. Полнота Божественности и вечная природа Христа.

2. Личность и Божественность Духа Святого.

3. Абсолютное единство и нераздельность «живых Личностей Небесной Троицы» (3).

Предложив читателю в самом начале всю соль библейской аргументации (автор — Вудро Уидден), в последующих главах мы дадим более подробный обзор свидетельств Ветхого и Нового Заветов (и снова материал будет изложен Вудро Уидденом).

Представив библейские доказательства, далее мы проследим историю развития догмата Троицы и оппозиционные ему учения, возникавшие за всю историю Церкви. Историческое исследование будет разделено на две основные части:

1. Этапы развития учения в период II-XVI вв. (автор — Джон Рив).

2. Развитие идеи в период с XVI в. (Реформация) и далее, включая историю тринитарной и антитринитарной мысли в истории Церкви адвентистов седьмого дня (автор — Джерри Мун).

Закончив с историческим исследованием, мы попытаемся богословски осмыслить наши библейские и исторические открытия (автор Вудро Уидден). Иными словами, первый раздел будет посвящен вопросу, что представляет собой библейская доктрина. В двух следующих основных разделах будет рассказано о том, какое выражение нашла эта доктрина в поклонении и жизни христиан. Однако в конце мы должны ответить на вопрос, почему она важна для христианской мысли и христианского опыта. Другими словами, какова практическая сторона доктринальных положений относительно природы Отца, Сына и Святого Духа и Их взаимоотношений?

Ключевые вопросы

На какие ключевые вопросы нам необходимо ответить? Что вызвало разделение между теми, кто принимает доктрину о Троице, и теми, кто ее отрицает?

Прежде всего, по-видимому, нет такого человека среди участвующих в этом споре, который отрицал бы полноту и предвечность Божественности Бога Отца, первой личности Божества. Таким образом, остается три спорных вопроса, которые требуют библейски обоснованных ответов: Божественность Христа, Личность и Божественность Духа, единство Божественной Троицы.

Божественность Христа

Вопрос заключается в том, обладал ли Христос той же Божественной природой, что и Бог Отец. Другими словами, являлся ли Иисус, Сын Божий, таким же Богом, как и Бог Отец? Или Он был своего рода полубогом, обладающим ограниченной или частичной Божественностью? Действительно ли Он существовал как Божественная Личность от вечности? Был ли Он не только «предвечной» Личностью, но также и «самосущим» Сыном Божьим, о Котором Библия «утверждает, что не было таких времен, когда Он не был бы в тесном единении с вечным Богом» (4). Подразумевает ли это «самосуществование», что Он действительно имел Божественную природу, что Его жизнь бы «самобытной, незаимствованной, изначальной»? (5)

Личность и Божественность Духа

Вторая главная проблема связана с характером и степенью Божественности Духа Святого, называемого «Божественной Личностью» (6). Является ли Дух Святой «в такой же степени Личностью, что и Бог»? (7) Действительно ли этот Святой Дух «присутствует» среди человечества как «Личность», Которая «свидетельствует духу нашему и вместе с нашим духом, что мы — дети Божий»? (8) Действительно ли «свидетельство» Духа Святого открывает«силу Божью», которая может «укротить» «князя сил зла», и совершает этот великий труд как «третья Личность Божества»? (9)

Единство Божественной Троицы

И, наконец, существуют ли «три живые Личности Небесной Троицы» (о которых Е. Уайт также писала как о «трех великих силах — Отце, Сыне и Святом Духе» (10) ), во «имя» Которых крестятся те, кто принимает Христа живой верой? Более того, являются ли эти «три великие силы» действительно Божественными Личностями, которые «помогают покорным подданным Небесной обители в их усилиях жить новой жизнью во Христе»? (11) Можем ли мы честно признать, что Христос «был равен с Богом, бесконечным и всесильным»? (12) Осмелимся ли мы заявить, что Сын, Иисус, «является вечным, самосущим Сыном»? (13) Действительно ли эти «силы» («три высочайшие небесные силы» (14) ), которые также величают «вечными Небесными Личностями — Богом, Христом и Святым Духом» (15) , едины по Своей Божественной природе, обладая «всей полнотой Божества» (Кол. 2:9)? Что говорит Писание?

В помощь читателю

В начале каждого раздела мы поместили словарь ключевых терминов, к помощи которых прибегнем. Мы понимаем, что некоторые используемые нами слова довольно специфичны. Поэтому мы хотим помочь читателю быстро уяснить, что мы имеем в виду, используя терминологию, которая часто встречается в любых спорах о Божественной природе. Мы постарались свести к минимуму, насколько это возможно, употребление специфичной богословской лексики. Более того, контекст разъяснит смысл многих из этих ключевых терминов. Если же этого окажется недостаточно, мы будем давать дополнительные примечания в конце каждой главы.