Раздел 4. Доктрина о Троице и ее значение для христианской веры и опыта

Словарь к четвёртому разделу

Авва (арам.) — букв. «отец».

Афанасий — египетский церковный лидер и мыслитель, сыгравший значительную роль в утверждении тринитарного учения во время и после Никейского собора (325 г. н. э.) Он был главным оппонентом Ария, противника идеи о том, что Христос существовал предвечно с Отцом.

Великая борьба — концепция, которая отражает библейскую идею о грандиозной борьбе, происходящей во Вселенной между силами Христа и сатаны с тех пор, как сатана (тогда Люцифер) поднял восстание на небе и пытался вместо Христа управлять творением.

Законнический — относящийся к позиции, согласно которой человек может быть примирен с Богом только посредством абсолютного послушания Закону Божьему. Законник считает подобное законопослушание заслугой, которая обязывает Бога вознаградить человека спасением. Эта идея противостоит классическому протестантскому убеждению о спасении благодатью исключительно по вере, а не по делам закона.

Заместительный — термин, используемый в богословских спорах о значении смерти Христа. Термин передает идею, что Христос претерпел необходимое наказание вместо грешников. Его смерть удовлетворяет требованиям Божественной справедливости, так что грешников можно провозгласить прощенными.

Искупление -богословский термин, главным образом используемый для трактовки смерти Христа как спасительного события в плане избавления.

Константинопольский собор — важный церковный собор, который состоялся в 381 г. н. э. Участники этого собора подтвердили истинность доктрины о Троице и прояснили доктрину о Святом Духе.

Маранафа (арам.) — «приди, Господь» (1 Кор. 16:22).

Никейский — термин, используемый в связи с Никейским собором, состоявшимся в 325 г. н. э., на котором ключевая идея доктрины о Троице одержала победу над концепциями Ария и его последователей. Этот термин также применяется по отношению к образу мышления главных сторонников Троицы до и после собора.

Объективистские теории — характеристика теорий, или моделей, искупления, которые делают акцент на выполнении Богом задачи, связанной с прощением грешников.

Оправдательный суд — идея о том, что Бог проводит следственный этап последнего суда не для того, чтобы оценить действия подсудимых, но для того, чтобы показать, что Он действовал совершенно справедливо, решая участь каждого человека, который предстает перед Его судом.

Оправдывающая благодать — работа Божьей благодати, прощающей грешника и представляющей его полностью совершенными во имя Христа.

Субстанция — специфический термин, используемый христианскими мыслителями IV в. н. э. в связи с неотъемлемой природой вещи или существа. Он был использован для выражения идеи о том, что Христос обладает той же сущностью или Божественной природой, что и Отец.

Субъективистские теории — характеристика теорий, или моделей искупления, которые подчеркивают соответствующий отклик грешника на смерть Христа или желательный эффект Его смерти.

Сценарий — основной план или сюжет пьесы или оперы.

Теория нравственного (морального) влияния — название модели искупления, которая заявляет, что нам следует, в первую очередь, понимать смерть Христа как демонстрацию Божьей любви, а не заместительную жертву, необходимую для удовлетворения Божественной справедливости.

Теория правления — название, данное теории, или модели, искупления, которая делает акцент на том, что Христос умер, чтобы продемонстрировать небесную справедливость. Согласно этой теории, Христос умер, чтобы Бог смог сохранить нравственный порядок во Вселенной и в то же самое время открыто простить грешников.

Теория удовлетворения — название модели искупления, которая заявляет, что смерть Христа была необходимой для удовлетворения Божественного чувства справедливости. Посредством удовлетворения справедливости Он или Его смерть обеспечили возможность для прощения грешников.

Глава 15. Почему важна доктрина о Троице-1

Любовь Божья и Божественность Христа

Вступление

Изучив библейские свидетельства относительно Троицы (в чем заключается доктрина) и историческое развитие доктрины (как развивалось учение), мы обратим свое внимание к вопросу, почему христианам так важно принять эту доктрину. Иными словами, если доктрина верна, что из этого следует?

Ключевые моменты тринитарного учения

Прежде, чем мы с вами продолжим, давайте вспомним основные составляющие доктрины.

Тринитарная доктрина учит, что Божество состоит из трех Божественных Личностей — Отца, Сына и Святого Духа. Они являются не тремя Богами, а тремя Божественными Личностями, едиными по природе (та же самая сущность или субстанция), характеру и намерениям. Каждый из них существовал предвечно, то есть не было такого времени в вечном прошлом, когда бы Они не сосуществовали, и никогда не будет такого времени, когда Они перестанут существовать.

Являясь единым целым, три Божественные Личности в то же время взяли на Себя различные роли или функции в Божьем деле творения, искупления и управления Вселенной. Отец принял абсолютное руководство, Сын подчинил Себя водительству Отца, а Святой Дух добровольно подчинился Отцу и Сыну.

Сын является второй Личностью Божества, обладающей всей полнотой Божества телесно. Сохранив неограниченную Божественность Своей Личности, оставил атрибуты и привилегии, присущие Его Божественной власти, и при Воплощении стал полностью человеком. Дух действует как личностный, Божественный представитель Троицы на земле. Святой Дух имеет такую же Божественную сущность, что Отец и Сын, и является полноценной Личностью.

Таковы основные убеждения, которые христиане исповедуют как библейскую истину о Святой Троице.

Почему так важна доктрина о Троице

В этой главе и двух последующих представлены, во-первых, наиболее важные богословские аргументы, убеждающие верующего в необходимости доктрины о Троице; во-вторых, некоторые практические выводы, вытекающие из этих богословских аргументов. Иными словами, вопрос, почему учение о Троице является важным и что из этого следует, наводит на важные, даже необходимые, богословские выводы при условии серьезного размышления о любви Отца, о полноте Божественности Сына и Духа, личностной природе Духа и присущей всем трем Личностям единой природе.

Рассуждения о доктрине

Какой бы правильной с точки зрения разума доктрина ни была, она будет приносить мало пользы до тех пор, пока ее нельзя будет определенным образом применить на практике.

Действительно ли так важна доктринальная правота в вопросах, поднятых в связи с концепцией о Троице? Приведет ли к погибели отвержение доктрины? Можно ли без нее ясно понять истинную природу Бога, значение смерти Христа на кресте и победу Бога и Его народа над грехом, искушением и смертью?

Прежде чем ответить на эти вопросы, мы предлагаем рассмотреть следующее мнение.

Хотя доктрина имеет важное значение для христианского опыта, нет прямой зависимости между доктринальной правильностью и спасением. Надо признать, что все мы сбились с пути в доктринальном смысле. Каждый из нас в прошлом придерживался неких довольно незрелых теологических убеждений. Правда состоит в том, что нам необходимо возрастать и добиваться ясности в своем понимании Бога. Таким образом, если бы спасение было основано на абсолютно безупречном понимании доктрины, мы все были бы обречены.

В то же время, признав все вышесказанное, мы также должны согласиться, что ложная доктрина и ошибочное богословие могут сильнейшим образом навредить духовному опыту в силу искаженных представлений о Боге.

Я уверен, что многим из нас приходилось получать негативную информацию о возможном работодателе, партнере по бизнесу или о чем-либо другом. Такая информация вызывает в нас сомнения, ведет к недоверию, а недоверие — это основное препятствие для дружеских или деловых отношений. Однако когда подобные утверждения оказываются голословными, и мы узнаем настоящую правду о человеке, относительно которого сомневались, это дает стимул для развития доверительных взаимоотношений.

Правильная доктрина позволяет проверить сведения, связанные с Личностью Бога. Вы сомневаетесь, нужно ли нам проверять информацию о Боге? Ответ — да!

Противники Бога распространили столько ошибочной информации о Нем, что человек будет лучше подготовлен, если проверит каждое утверждение, касающееся Бога.

Для адвентистов седьмого дня подобная проверка будет согласовываться с нашим пониманием темы Великой борьбы. Этот захватывающий сценарий изображает Вселенную, раздираемую противостоянием, в основе которого вопрос природы Бога и Его любви. Бог Вселенной приглашает нас тщательно рассмотреть истину о Его природе и управлении Вселенной. Ключевыми способами передачи истины о Его природе и характере являются Библия и Его откровение в Личности Иисуса.

Итак, вопрос в следующем: содержит ли доктрина о Троице то, что мы обязаны знать о Боге? Более того, может ли подобное знание особо помочь нам пережить последние этапы великого конфликта?

Осмелимся предположить, что концепция о Троице является фундаментальной и совершенно необходимой доктриной, которая показывает несуразность многих представлений о Боге, Его природе и характере. Понимание Троицы облегчит наше примирение с Богом и поможет нам быть более полезными служителями в нашем благовестии о Нем и для Него.

В центре — любовь

Завершая в 7-й главе обзор библейских свидетельств за и против доктрины о Троице, мы уделили особое внимание теме «Бог как воплощение любви». Согласно доктрине о Троице, Божество состоит из трех взаимовечных Божественных Личностей, Которых связывают отношения любви, взаимной поддержки и обоюдного послушания. Это заявление, если оно верно, многое говорит нам о сущности Божества.

Более того, в это откровение триединой любви вовлечена не только фундаментальная природа Бога, на карту поставлен замысел Божий относительно тех, кого Он создал по Своему образу.

Если Бог есть любовь (1 Ин. 4:8) в Своей сущности и Он сотворил нас по Своему образу и подобию (Быт. 1:26, 27), тогда суть человеческого существования заключается в том, чтобы жить в социальных и духовных взаимоотношениях любви, доверия и послушания Богу и людям. Если сущность природы Бога определяет вечная, безграничная любовь, выражающаяся во взаимоотношениях, и Он создал нас по Своему образу, тогда смысл жизни определяется участием во взаимоотношениях любви! Другими словами, жить в подлинном смысле можно лишь с ориентацией на внешний мир, а не в угоду своему «я».

Первый практический вывод заключается в том, что если любовь является сущностью сотворенной Богом Вселенной, изливаясь на окружающих, тогда любые действия, наносящие вред подлинным, богоподобным взаимоотношениям любви, становятся несостоятельными. А те качества и поступки, которые закладывают приносящие радость продуктивные взаимоотношения, являются настоящими и желаемыми.

Однако это приводит к очень серьезному вопросу: могут ли грешные люди по-настоящему знать, что представляют собой истинные взаимоотношения бескорыстной любви? Великий отступник, сатана, заявил, что обрести любовь и настоящее счастье можно, лишь возвеличив себя и сделав самоудовлетворение главной целью жизни.

Кто прав? Мы утверждаем, что Бог, явивший Себя в трех ипостасях, заявил тем самым, что мы созданы отражать любовь, которая сверхъестественным образом живет в Его единой и тройственной природе. Более того, любовь, пребывающая в триедином Боге, не может быть эгоистичной. Отсюда вывод: величайшую радость и удовлетворение мы обретаем, живя для других и служа им.

Итак, всем христианам надо признать, что Божий путь любви — лучший путь. Более того, это единственный путь, которым можно идти. Следующее наблюдение, однако, заключается в том, что мы, люди, естественно, не хотим так жить. Сама наша природа, находящаяся в состоянии конфликта с любовью как сутью Божественной природы, постоянно побуждает нас жить, подражая дьяволу — все для себя! Что говорит Троица об этом ужасающем положении, в котором мы оказались?

Кто может спасти?

Библейская история говорит нам, что при сотворении мира Бог наделил человека природной способностью любить и жить подобно Троице. Но люди восстали, и теперь их жизнь больше похожа на жизнь сатаны, а не на жизнь любви. Как же Бог отреагировал на столь трагический поворот событий?

Великая весть, исходящая от нашего Творца, заключается в том, что Он не только создал нас в силу своей всеобъемлющей любви (выходящей за пределы Троицы), но и полон решимости спасти нас в силу Своей жертвенной любви. Именно в самой сущности этой жертвенной любви истина о Троице проходит свое самое серьезное испытание и обретает самое поразительное, волнующее откровение.

Богу пришлось противостоять ангельскому и человеческому восстанию — греху, который является абсолютной противоположностью Его вечной любви. Что же Ему делать?

Красной нитью в Библии проходит мысль, что триединый Бог возлюбил нас такой любовью, при которой возможен лишь один путь к примирению и спасению. Священное Писание представляет нам план искупления, который может восстановить взаимоотношения с Богом, ориентированные на удовлетворение нужд других людей, и в процессе этого ориентировать людей на такие взаимоотношения, которые помогут им жить иначе, любя друг друга.

Хотя грех противен Богу, сама Его природа любви побудила Его инстинктивно протянуть руку в акте спасительного милосердия, а не наброситься на нас в порыве восстановить справедливость. Он желал одного — восстановить наш статус Божьих сынов и дочерей. Его цель состоит в том, чтобы спасительным образом изменить нас в подобие Его образа, избавив от греховного прошлого и греховной природы, сделавших наше (и Его) существование таким мучительным.

Мы снова спрашиваем, как же Ему добиться осуществления этого замысла? Должен ли Он праведной силой очистить Вселенную от последствий восстания? Да, Бог мог бы сделать это, но Он не выбрал такое быстрое решение проблемы. Библейское повествование говорит о том, что Его путь — это путь терпеливых призывов, отмеченных многими страданиями и проявлением Его вечной любви. Сердцевина Его плана состояла в том, чтобы пожертвовать Своим собственным Божественным Сыном, Который должен был прийти и жить с нами в облике человека, чтобы открыть нам подлинную любовь. Кульминация миссии Сына Божьего заключалась в том, чтобы жить и умереть таким образом, чтобы мы могли обрести прощение, примирение и абсолютное исцеление от болезни греха.

Только Христос один может спасти

Но почему Его собственный Сын должен был стать жертвенным даром? Разве не мог стать посредником в деле примирения ангел или внеземное существо из непавших миров?

Подобные вопросы привели к древним спорам IV в. н. э. относительно Божественной природы Христа. Афанасий, главный поборник идеи о полноте Божественности Христа на Никейском соборе, оказал решительное сопротивление точке зрения Ария, заявляя, что единственным, кто мог действительно искупить и исцелить мир, был не кто иной, как Сам Бог. Ни одно сотворенное существо (ангел или кто-либо другой) не могло считаться способным справиться с этой великой миссией.

Но почему только единственный Сын Божий был способен выполнить подобную задачу? Почему Иисус является единственным Существом, способным полностью явить Личность Бога? Ответы на эти вопросы касаются самой сути триединой природы Божества!

Только Бог может представить Бога

Только Тот, Кто является Богом в полном смысле этого слова, может действительно показать нам, каков Бог (Ин.14:8-11; 1 Кор. 1:21-24). И так как Иисус был полностью един с Отцом в природе и характере, Он смог явить истину о Боге. Нужно быть Личностью, Которая действительно знает о Божественной природе, чтобы предоставить по-настоящему достоверное откровение о том, каков Бог. Никакой сотворенный бог, полубог или бог, имеющий заимствованную Божественную природу, не будет достаточно подготовлен для выполнения этой задачи. Только Тот, Кто имеет Божественную природу, сможет по-настоящему явить человечеству истину о Боге.

Только Бог может принести жертву

Однако большую трудность представляет вопрос, почему только одна из Личностей Божества (Иисус) могла принести самую действенную спасительную жертву за грех? Здесь потребуется предельная осторожность и ясность. Нужно напоминать себе, что мы находимся у предела, за которым великая истина окутана глубокой тайной.

Прежде всего нам необходимо признать, что истинный Бог по природе Своей бессмертен и не может испытать смерть. Эта простая библейская истина (1 Тим. 6:14-16) объясняет одну из причин необходимости Воплощения (Евр. 2:9, 14-18). Только зависимая, смертная человеческая природа могла подвергнуться смерти. Облекшись в человеческую плоть, Иисус принял человеческую природу и умер.

И снова мы спрашиваем, почему только Личность, обладающая полнотой Божества, была способна принести жертву искупительной смерти? Как это возможно, если Христос, будучи Богом, не мог испытать смерть?

Иисус — единственный Совершитель спасения

Ответ включает в себя несколько аспектов:

1. Сам союз Божественного и человеческого в воплощенной природе Христа предполагает, что хотя Божественная сущность не умерла в прямом смысле слова, она все же претерпела смерть в некотором смысле. Божественная природа Христа вместе с Его человеческой природой с каждым шагом на пути ко кресту самоотверженно соглашалась принять смерть. Поэтому сама смерть Христа как человека была окутана безграничной ценностью вечной любви.

Пример смерти Авраама Линкольна может помочь нам понять это. С человеческой точки зрения, его смерть была не более трагичной, чем смерть любой другой жертвы убийства. Но с точки зрения ценности его личности для нации смерть Линкольна оказалась гораздо более трагичной. Жизнь и личность Линкольна в силу его президентской должности и его действий, связанных с преодолением последствий Гражданской войны, придали его смерти гораздо больше значимости по сравнению со смертью любого другого обычного гражданина. И Христос, Который вследствие Своей Божественной природы стал Создателем и Искупителем, является единственным достойным Существом, чтобы принести по-настоящему спасительную жертву за грех.

Елена Уайт, придерживаясь той же мысли, что Афанасий Великий и авторы-тринитарии раннего периода Церкви, так сказала об этом: «Сын Божий был единственной жертвой, достаточной для того, чтобы полностью удовлетворить требования совершенного Закона Божьего. Ангелы были безгрешными, но они подчинялись Закону Бога… Его [Христа] жизни было достаточно, чтобы освободить человека из оков его падшего состояния» (264).

«Христос равен Богу, бесконечному и всемогущему. Он мог уплатить выкуп за свободу человека… Он мог сказать то, чего не смог бы сказать ни один ангел: у Меня есть власть над Своей жизнью, „власть отдать ее и власть… опять принять ее» (265).

2. Только любовь, пребывающая в одной из Личностей Божества, была способна по-настоящему осудить грех. Мы можем представить вопрос осуждения греха следующим образом: полнота Божественной любви Христа обладала не только присущей ей ценностью, но также и силой победить грех. Но почему? Ответ кроется в самой сути такого явления, как грех.

Изучив всю информацию по данному вопросу и сконцентрировав ее в одном предложении, мы можем с уверенностью сказать, что понятие грех означает противоположные любви сущность и поступки сотворенного существа. Что значит „противоположные любви»?»

Подлинная сущность богоподобной праведности заключается в проявлении любви. Закон Божий есть точное выражение Его характера любви (Мф. 22:36-40; Рим. 13:8-10; 1 Ин. 5:2,3). С помощью ясных повелений он определяет то, как исполненные Божественной любви существа будут мыслить и действовать. А те, чьи поступки идут вразрез с изложенным Законом Божьим, действуют вопреки Божьей любви. Таким образом, грешить, значит, не только плохо думать и поступать, но и не любить.

Другими словами, грех не появился бы, если бы любовь не была сущностью Божества. Тот факт, что Божья любовь требует наличия свободного выбора, создает возможность для существования греха. Именно данная Богом свобода, необходимая для проявления любви в жизни, оставляет путь для греховного непослушания. В то же время, когда грех пользуется дарованной Богом свободой, рожденной любовью, и противостоит самой сущности Бога, он может проявляться только в противоположных любви качествах или поступках. Таким образом, грех становится человеческим порождением, которое питается Божьей любовью и становится крайне испорченным, искаженным представлением Божественной любви. Грех просто не может существовать без Божьей сущности любви, но является искаженным паразитическим ее проявлением.

Несомненно, Бог ни в коем смысле не является создателем греха. Это явление есть таинственный плод испорченных мыслей сатаны, и никто никогда не сможет до конца объяснить его. Но если бы Бог лишил возможности выбора того, что противоречит Его сущности любви, греха никогда бы не было. Бог мог бы не рисковать и создать нас такими существами, которые бы не грешили. Но тогда мы были бы бездумными машинами, исполняющими волю Божью по инстинкту. Да, Бог выбрал крайне рискованный путь, когда создал существ по образу Своей собственной сущности любви. Но разве мог Он поступить иначе, если действительно хотел сотворить существа, которые смогли бы свободно общаться с Ним, откликаясь на Его любовь?

Поэтому, противопоставляя грех Божьей любви (трактуя его как отношения и поступки, лишенные любви), мы утверждаем, что только Тот, Кто от природы обладает вечной, Божественной любовью, сможет разоблачить и уничтожить грех и его создателя. Только Божественная любовь во Христе, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9), способна представить в истинном свете и осудить паразитическое Alter ego. Все эти факты подводят к тому, что смерть Христа на кресте была разоблачением греха и его поражением.

Это разоблачение и уничтожение греха Божественной силой Христа имеет два важных последствия:

а) жизнь Христа и Его смерть явили Божью любовь таким способом, какого никогда еще не видели в истории Вселенной. И именно такая справедливость, исполненная любви и милосердия, оказывает на грешника духовное и нравственное влияние, заставляющее оставить грех. Такое покаяние вдохновляется не только Христом, показывающим чудовищность греха. Оно происходит также благодаря более глубокой оценке дара прощения, которой мы в действительности не заслуживаем. Таким образом, откровение любви, явленное Иисусом в Его совершенной жизни и искупительной смерти, изменяет наше отношение к греху и к Богу, так что мы обретаем способность откликнуться на Его дар прощения и новой жизни. Но суд Сына над грехом, произведенный благодаря демонстрации любви в Его жизни и смерти, дает Богу возможность совершить еще одно важное действие;

б) абсолютное послушание Христа Закону и то, что Он ради нас понес на Себе наказание за его нарушение, позволяет Богу прощать раскаивающихся грешников. Он дарует прощение раскаявшемуся грешнику ради Христа. Благодаря результатам, которых Божья любовь достигла в жизни и смерти Христа, Бог гарантирует наше прощение, делая заслуги Христа нашими заслугами.

Нам даруется новая жизнь (жизнь Христа), новое законное положение и сильные побуждения, даруемые Божьей любовью, чтобы, начиная с этого момента, мы жили подобно Ему и для Него. И все это стало возможным благодаря Божьей любви, а не на основании человеческих стараний. Оправдывающие заслуги Христа являются примером праведности Божьей, а не человеческой!

Такое понимание Божьего пути прощения и оправдывающей благодати неразрывно связано с Его любовью. Только любовь, которая пребывает во Христе, обладающем полнотой Божества, могла гарантировать подобную праведность. Показательно то, что антитринитарные и унитарианские религиозные традиции во все века были всегда склонны придерживаться законнического подхода к спасению. Иными словами, только при условии послушания закону грешник может считаться прощенным. Но когда учение о Троице заявило о себе, тринитарные движения вновь стали акцентировать прощение и оправдание по благодати через веру.

Представители иудаизма, ислама, раннего адвентизма, придерживающегося идеи антитринитаризма, свидетели Иеговы — все они склонны отвергать ясную доктрину об оправдании благодатью, основанном исключительно на заслугах Божьей праведности. Только когда адвентисты седьмого дня склонились к тринитарному пониманию Божественности Христа, оправдание по благодати исключительно через веру стало обретать для них ясность. Вообще, история показывает, что идея о спасении по благодати через веру не слишком хорошо приживается в Церкви, пока верующие не обретают более глубокое понимание полноты Божественности Христа.

Значение истины, что Христос обладает полнотой Божества, однако, не ограничивается провозглашением оправдания по благодати. Его Божественность также обеспечивает яркий опыт новой жизни верующего, возможной благодаря преобразующей благодати.

3. Необходимость жертвы Божественного происхождения также проистекает из факта, что только бессмертное от природы существо может даровать вечную жизнь тем, кто принимает спасающую силу Его искупительной смерти.

Новая жизнь, которую дарует Христос, включает в себя жизнь любви на земле и жизнь вечную, обретаемую при Втором пришествии. Таким образом, Его смерть не только изглаживает грех и уничтожает власть смерти. Божественная любовь Христа дает нам возможность обновления нашей личности.

4. Мы называем великий труд обновления личности освящением благодатью. Полнота Божественности Христа абсолютно необходима не только для того, чтобы Он мог предложить дар прощающей или оправдывающей благодати. Полнота Его Божества также обеспечивает силу преобразующей благодати. Грех настолько сильно нарушил порядок в Божьем Творении, что исправить все может только тот, кто обладает подлинной творческой силой, — Сын Божий!

Иисус, великий Творец, становится великим Врачом человеческой души, обезображенной пагубным влиянием греха. Сила Его праведной жизни и искупительной смерти настолько целительна, что ни одна отчаявшаяся душа не должна терять надежды. Кроме примера с исцелением есть еще одна метафора, которая могла бы объяснить действие преобразующей любви. Это метафора утешительного присутствия сильного отца рядом со слабым, испуганным ребенком. Когда я был маленьким, я отчаянно боялся темноты. Когда мне нужно было вечером выйти на улицу, я представлял себе всевозможных злых великанов, таившихся в темноте. Но когда я был с отцом, все казалось безопасным и спокойным. Когда могущественный Бог, всесильный Иисус, находится на нашей стороне в борьбе с силами тьмы, нам нечего бояться.

5. Полнота Божественности Христа была необходима не только для того, чтобы прощать грех и преобразовывать нашу личность. Его Божественная природа дает нам уверенность в том, что Он всегда выступает нашим Искупителем. Божественный Христос является неизменно доступным и действенным Защитником, Посредником, или Ходатаем, между человечеством и Богом. В то же время, будучи Божеством, Он остается и «Человеком» (1 Тим. 2:5,6).

Эта концепция прекрасно выражается с помощью метафоры «поручителя». Это обнадеживающее сравнение создает образ человека, который непрестанно поддерживает другого, особенно в том, что касается долгов. Поручитель гарантирует, что долг будет оплачен даже в том случае, если должник не сможет выплатить его сам. На основании Библии авторы используют замечательные эпитеты по отношению ко Христу — Заместитель и Поручитель, чтобы изобразить Его нашим Защитником и Посредником перед Отцом. Да, есть Тот, Кто стоит за нас, Чья вся полнота бесконечной любви изливается ради нас! Какого достойного Спасителя мы имеем во Христе!

И снова Елена Уайт выразила эту мысль словами, очень похожими на признания тринитариев IV в.:

«Примирение человека с Богом могло совершиться только с помощью Посредника, равного Богу, обладающего достоинствами, позволяющими Ему ходатайствовать пред всемогущим Богом за человека и, кроме того, открыть Бога падшему миру. Поручитель за человечество и его заместитель должен обладать природой человека и быть связанным с человеческой семьей, которую он представляет; кроме того, будучи посланцем Бога, он должен обладать Божественной природой, иметь связь с Безграничным, дабы явить Бога миру и быть посредником между Богом и людьми» (266).

Но Христос физически не присутствует среди нас, чтобы выполнять Свой труд. Как же тогда Он может производить такие перемены и приносить такое утешение, будучи так далеко от нас? Мы находим ответ в деятельности и личности могучей силы — третьей Личности Божества, Святом Духе. Именно к этой теме мы обратим наше внимание в следующей главе.