Глава 17. Практические уроки и выводы

Завершая это библейское, историческое и богословское исследование, целесообразно изложить некоторые практические и духовные уроки. Безусловно, если доктрина настолько значима с богословской точки зрения, насколько мы утверждаем, с ней должны быть связаны какие-то выводы, важные для нашей повседневной христианской жизни.

Мы уже затронули в разговоре несколько практических моментов спасения, обусловленных сущностью Божественной тринитарной природы и Его самооткровения. Но как же быть с такими составляющими духовного опыта, как молитва, восхваление и поклонение?

Кому должна молиться Церковь?

Единство в природе и характере трех Личностей Божества поднимает очень полезный вопрос о молитве, восхвалении и поклонении. К кому нам следует направлять свои прошения и выражать свое благоговение при личном общении с Богом и во время совместного поклонения?

Наиболее привычный способ молитвы отражает пример нашего Господа, Который с благоговением обращался в молитве к Отцу (Мф. 6:9-13 и Лк. 11:2-4). У нас есть преимущество обращаться к Отцу с нашими просьбами и хвалой во имя Сына, помня, что Святой Дух передает наши приземленные слова «воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26).Однако нам известны примеры из Писания, когда слуги Божьи обращали свои молитвенные призывы прямо к Сыну Божьему. Стефан, будучи на грани смерти, молился, обращаясь непосредственно к Иисусу: «Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян. 7:59). Павел также адресовал свои слова к «Господу Иисусу Христу», провозглашая: «Гряди, Господи» (в ориг. — арамейское слово „маранафа», 1 Кор. 16:22). Иоанн, автор Откровения, закончил свою книгу похожей молитвой «Гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20).

Но что можно сказать о молитве, обращенной непосредственно к Святому Духу? Хотя в Писании нет явных примеров или прямого указания молиться Духу, подобная практика, в принципе, имеет библейское основание. Если Дух действительно является Божественным личностным Существом и взаимодействует с нами напрямую, всеми возможными способами (убеждая, исцеляя, даруя преобразующую благодать, наделяя дарами и так далее), будет только логично предположить, что Божий народ может молиться, обращаясь непосредственно к Святому Духу, и поклоняться Ему.

Можно предложить следующую форму молитвы: обращение к Отцу во имя Сына с осознанием участия Святого Духа. Однако, что касается примера личной и общественной молитвы, по-видимому, лучше всего молиться той Личности Божества, которая тесно связана с предметом молитвы. Например, о духовных дарах и силе свидетельства для Церкви уместнее всего будет молиться непосредственно Святому Духу. Молитвы Иисусу включают признание, раскаяние, прощение и мольбы о Его скором возвращении.

Поскольку Личности Божества действительно едины в природе, характере и намерениях, соответствующие прошения и восхваления могут быть адресованы любой Личности Небесной Троицы в любое время и в любой ситуации.

Выводы морального характера

Так как объем книги не позволяет развернуть широкую дискуссию о моральных уроках тринитарного учения, мы предлагаем вам некоторые принципы, наиболее важные для христианского отношения к жизни, поступков и взаимоотношений между людьми.

Ранее мы утверждали, что раз сутью Божьей триединой природы является вечная, безграничная любовь, ориентированная на отношения, и раз мы сотворены по Его образу, тогда суть бытия заключается в воплощении в жизни взаимоотношений любви! Иными словами, если сущность природы Бога есть любовь, ориентированная на отношения, тогда смысл человеческого существования должен сводиться к подобным взаимоотношениям радости и любви.

Но что мы имеем в виду под «взаимоотношениями любви»? Если реальность действительно определяется природой Троицы, мы можем прийти только к одному заключению: настоящая жизнь имеет социальную направленность, а не стремится к удовлетворению потребностей своего внутреннего «я». Вот как об этом пишет Павел: «Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп. 2:1-4).

Несомненно, этот принцип, так ярко представленный в самой природе и действиях Троицы, устраняет все пагубные стремления занять высокое социальное положение, потакать своим наклонностям или удовлетворять свою жажду славы и власти.

Мы видим, что ни одно из этих пагубных качеств не находит проявления в Троице. Наоборот, перед нами пример постоянного послушания другому и любви, проявляемой по отношению друг к другу. При воплощении Сын подчиняет Себя власти Отца, а Дух подчиняется Отцу и Сыну, самоотверженно выполняя Их поручения.

Однако читатель может спросить: но как же Отец? Являет ли Он пример самоотверженной любви и смирения? В чем заключается жертвенность верховной Личности?

Никто не ответит лучше на этот вопрос, чем руководители и родители из числа христиан. Вот что они говорят: «Одна из самых удивительных привилегий и в то же время одна из тяжелейших нош — это управление обществом или семьей. Да, подобное руководство в определенной степени приносит известность, но вместе с известностью оно наделяет великим бременем заботы и ответственности». Именно эту ношу принял Отец, когда взял на Себя руководство великим планом творения и искупления.

Несомненно, тот, кто выполняет распоряжения руководителей, несет свой груз ответственности. Но те, кто отдает их, также испытывают сильнейшее напряжение, так как чувствуют свою ответственность за тех, кого они отправили выполнять поручение. Душевные страдания и скорби, выпавшие на долю нашего Господа, облекшегося в человеческую плоть, находили отзвук в сердце Отца. Великий Бог Отец принес Себя в жертву в том поразительном смысле, что Он «во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19).

Семья и церковь

Последние наблюдения наводят на определенные мысли о двух основных общественных институтах, созданных Богом, — семье и Церкви. Оба они подверглись нападкам, особенно в недавнее время. Может ли доктрина о Троице добавить что-нибудь к нашему пониманию роли и механизма этих двух основных общественных ячеек?

Если Божий принцип взаимного послушания и любви рассмотреть на примере семейных взаимоотношений Небесной Троицы, мы узнаем секрет счастливого брака. Если бы мы, подобно Троице, самоотверженно заботились в первую очередь о своем спутнике жизни, насколько счастливее был бы этот мир. Мы бы также смогли убедиться, что забота о счастье другого в конечном счете оборачивается нашим собственным счастьем.

Но что же церковь? Снова повторим, что если взять за основу социальную направленность Божьей природы, мы сможем видеть больше преимуществ в принадлежности к Церкви. Церковь наряду с семьей представляет собой поле для проявления взаимной любви. Именно в семье и церкви мы можем узнавать и испытывать благословения, ободряя друг друга, служа друг другу, заботясь, разделяя радости и печали, участвуя в поклонении и получая важный урок терпения.

Кроме того, благословения и проблемы, связанные с общением в браке и в церкви, настолько важны для познания и воплощения Божьей любви в действии, что я часто задаюсь вопросом, сможет ли кто-нибудь войти в Царство небесное, не испытав преимуществ этого общения. Несомненно, огромное число одиноких людей войдет в Царство Божье, а некоторые, в силу чрезвычайных обстоятельств, попадут на небеса, не испытав преимущества принадлежности к Церкви. Но они будут составлять исключение, а не правило.

Где, как ни в семье и церкви, мы будем более открыто призваны воплотить в жизнь свои христианские принципы? Несомненно, нас ждут испытания и на работе, и в других ситуациях, требующих контакта с обществом. Но мой опыт говорит, что именно церковь и семья являются сферами, где мы должны проявить себя максимально. Если вы сможете быть по-настоящему самоотверженным, любящим христианином дома и в церкви, вы легко сможете оставаться таким в любой другой среде. Ваши семья и церковь обычно хорошо знают вашу истинную натуру. И ключом к настоящему христианскому успеху на обоих поприщах является господствующая сила самоотверженной любви, которая «считает других лучше» себя.

Я знаю, что все, о чем мы говорили выше, бросает вызов крайне индивидуалистическим отношениям, господствующим в западной культуре. Но социальный характер Божественной природы показывает, что жизнь обретает глубочайший смысл только тогда, когда мы живем сообща. Только в союзе с другими мы можем испытать самые лучшие моменты в жизни. Радикальному индивидуализму нет места во Вселенной, созданной для взаимоотношений любви.

Разделение по половому признаку и руководство в церкви

Многие интересуются, может ли доктрина о Троице внести вклад в недавние споры о роли женщин в служении. Некоторые утверждали, что подчинение Христа Отцу представляет собой пример второстепенной роли женщин как в браке, так и в церковном служении. Другие говорили, что подчинение Христа Отцу было извечным и этот факт, таким образом, предполагает, что женщины во всех общественных мероприятиях всегда должны находиться под руководством мужчин.

Очевидно, что факт подчинения Христа Отцу многое говорит о руководящей роли в церкви и семье. Но Библия сравнивает руководящую роль мужа с руководством Христа в Церкви, а не с господством Отца над Сыном в период пребывания последнего на земле (Еф. 5:22-29). И даже имея пример Христа, Жениха, руководящего Церковью, невестой, каждый муж должен помнить, что его главенствующая роль в семье означает глубоко самоотверженное служение. Любой муж, деспотично утверждающий свое господство над своей женой, должен тщательно поразмыслить над словами апостола Павла: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25).Но что можно сказать о женщинах применительно к церковному руководству? Если кто-либо хочет заявить что-либо на основании предположения, что подчинение Христа Отцу в Троице было вечным, в Библии нет убедительных тому доказательств. Его подчинение было лишь временным. Более того, Писание свидетельствует, что подчинение Христа Отцу и Святого Духа — Отцу и Сыну было необходимо только при сотворении и искуплении, что во всем остальном Они равны, обладая одной Божественной природой. И, наконец, в Откр. 22:1 говорится о престоле Бога как о престоле «Бога и Агнца». Нет сомнения в том, что Они разделят один престол Вселенной как полностью равные стороны.

Поэтому мы полагаем, что доктрина о Троице не содержит никаких веских доводов в том, что касается распределения руководящих ролей в церкви по половому признаку. Мы должны решить этот вопрос с помощью других библейских принципов.

Многие другие вопросы морали требуют тринитарного подхода. Не стоит ждать, пока будет написана очередная книга по христианской этике. У нас есть все основания, чтобы с молитвой размышлять над этими вопросами.

Заключение

Поделившись с вами самыми волнующими и убедительными библейскими свидетельствами в поддержку тринитарного взгляда на Бога, мы заявляем о том, что, хотя термин «Троица» не имеет библейского происхождения, глубокое значение тринитарной терминологии и концепций отражает фундаментальное библейское понимание сущности Бога. Бог, явленный в Писании, состоит из трех Божественных Личностей, Которые извечно существовали в абсолютном единстве и нераздельности природы, намерений и характера. Вера в то, что Христос обладает такой же полнотой Божества, что и Отец, и что Святой Дух имеет одну природу с Ними и является Личностью, имеет огромное практическое значение. Более того, мы обнаружили, что сердцем Их Божественного союза является динамичная, созидающая, изливающаяся на других жертвенная любовь. Эта любовь удивительным образом проявилась в воплощении Иисуса Христа, вечного Сына Божьего. Благая весть о Божьем милосердии и справедливости явила себя в победе над искушением, в смерти, которая обеспечила прощение и удовлетворила требования Божественной справедливости, в воскресении, которое ведет к вечной жизни, и в небесном заступничестве, благодаря которому все, чего достигла воплощенная любовь, навсегда стало достоянием мира.

Однако Божья любовь к миру не ограничилась воплощением Христа. При Его вознесении Отец и Сын послали третью Личность Божества, Святого Духа, чтобы Он стал Их уникальным, Божественным и в то же время земным посредником, убеждающим, обращающим, утешающим и наделяющим силой тех, кто откликается на Божий призыв к спасению в Личности Христа.

Затем мы совершили экскурс в историю богословской мысли о Боге и увидели, как несколько раз народ Божий приходил к тринитарным убеждениям. Эти убеждения стали результатом глубокого изучения Библии, молитвенных размышлений и богопоклонения.

Наконец, мы изложили практические уроки и выводы, вытекающие из тринитарного понимания Бога. Мы убедились в том, что доктрина о Троице содержит принципы, абсолютно необходимые для большинства основных доктрин и духовных принципов Евангелия.

Мы убеждены, что доктрина о Троице — это не пустая умозрительная теория. Истина, содержащаяся в этой глубокой идее, формирует само основание того, что мы называем христианством. Из наших размышлений о Троице рождается величайший библейский принцип — Бог есть любовь.

Подобная любовь определяется не просто чувствами или человеческим опытом, но Самим Творцом и Искупителем, Богом Вселенной. Человеческие проявления любви истинны в той степени, в какой отражают саму суть Божественной вечной триединой природы.

Однако эта любовь не существовала пассивно в глубине Божественной сущности. Она явила себя, когда Бог создал мир и искупил его от греха. В постоянном стремлении Бога восстановить Свое правление во Вселенной мы также видим эту любовь.

Если бы не созидающие и искупительные действия, которые берут свое начало в любви Божьей, Вселенная в конце концов дошла бы до состояния нравственной, социальной и физической анархии. Поэтому только любовь, которой исполнена триединая сущность Бога, может установить духовные принципы, упорядочивающие жизнь и наполняющие ее смыслом. Мы обязаны Богу не только своей жизнью и спасением. Мы полностью зависим от Него в том, что касается любого подобия нравственного порядка.

Но Его любовь — это не просто ласковое, милосердное отношение и нравственный порядок. Любовь триединого Бога имеет и свою суровую сторону — справедливость. Грех заставил такой аспект любви, как справедливость, противостать ужасающему проникновению зла во Вселенную, сотворенную всеобъемлющей Божественной любовью.

Любовь Божья является не только нежной, личностной и ориентированной на общение. Она также справедлива и обладает наивысшей силой. Поэтому мы убеждены, что Бог никогда не позволит греху и его ужасным плодам — злу и страданию — вечно причинять боль жителям Вселенной.

Правосудие Божье в конце концов восторжествует. Бог держит контроль над чрезвычайной ситуацией. В лице Своего возлюбленного Сына Бог сошел с небес и сразился с грехом в смертельной схватке. Бог не перепоручил решение проблемы греха какому-то сотворенному существу.

Эта концепция о Троице является настолько фундаментальной, настолько важной, настолько библейской и, наконец, настолько ценной для нашего понимания Бога, что нельзя отвести ей второстепенную роль. Мы призываем подтвердить свою приверженность истине доктрины о Троице и сквозь призму Небесной Троицы посмотреть на смысл человеческой жизни.

Одним словом, тринитарное понимание Бога указывает нам на возвышенный опыт христианской жизни, когда Бог занимает центральное место в нашем поклонении, духовном формировании, служении и свидетельствовании миру. Мы молимся о том, чтобы однажды, стоя перед вечным престолом, мы могли провозгласить: «Воздайте Ему славу, ибо позади час суда Его и порядок воцарился во Вселенной. Маранафа!»

Библиография к разделу 4

Елена Г. Уайт. Желание веков. Заокский: Источник жизни, 1998. Grudem, Wayne. Systematic Theology. Grand Rapids: Zondervan Pub. House, 1994.

Stott, John R. W. The Cross of Christ. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1986.

White, Ellen G. Reuieiv and Herald Articles (facsimile reprint). Washington, D.C.: Review and Herald Pub. Assn., 1898.

White, Ellen G. The Spirit of Prophecy (facsimile reproduction). Wachington, D.C.: Review and Herald Pub. Assn., 1969. 4 vol.

White, Ellen G. Youth’s Instructor Articles (facsimile reproduction). Wachington, D.C.: Review and Herald Pub. Assn., 1986.