Глава 2. Полная и вечная божественность Христа-1

Послания Нового Завета, Ветхий Завет и Евангелия

Как и большинство из вас, я побаивался грамматики на уроках родного и иностранного языков в старших классах школы. Все казалось голой теорией и навевало скуку. Однако большинство из нас, взрослея, начинают понимать важность грамматики как инструмента, необходимого для общения. Письменная речь имеет более сложную грамматику по сравнению с устной, но без нее не обойтись, если мы хотим раскрыть смысл библейских текстов, касающихся правильного понимания природы Божества.

Второе послание Петра и Послание к Титу

В Тит. 2:13 мы встречаем очень интересное и хорошо известное описание Бога. Для более полного понимания процитируем стихи 11-14: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас» (22).

Ключевая фраза, касающаяся Божественности Христа, — «явление славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». Главный вопрос заключается в следующем: относится ли выражение «великий Бог» к Христу или к Богу

Отцу?

Мы можем ответить на этот вопрос, изучив грамматику, которую использовал апостол Павел. В греческом языке выражению «великий Бог» предшествует определенный артикль, которого нет перед фразой «Спаситель Иисус Христос». Читатель может спросить, чем же так важен этот определенный артикль. Ответ на этот вопрос многое проясняет.

В грамматике греческого языка существует одно хорошо известное правило, сформулированное Гранвиллем Шарпом (еще в 1798 г.). Вкратце это правило гласит, что в случае, когда союз «и» ikai в греч. яз.) соединяет два существительных, стоящих в одном и том же грамматическом падеже (оба стоят в родительном падеже, генитиве принадлежности), а определенный «артикль предшествует первому существительному и не повторяется перед вторым, последнее [или второе существительное] всегда относится к тому же самому лицу, которое выражено или описано первым существительным» (23).

Таким образом, выражение «Спаситель Иисус Христос» синонимично фразе «великий Бог», и в Новой версии перевода короля Иакова (NKJV) этот отрывок переведен правильно: «нашего великого Бога и Спасителя Иисуса Христа». Другими словами, «Спаситель Иисус Христос» есть «великий Бог».

Более того, мы должны обратить внимание, что Тит. 2:13 является не единственным случаем, когда библейский автор использует данную грамматическую конструкцию и терминологию. В 2 Петр. 1:1 мы находим очень похожее выражение: «принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа».

Брюс Мецгер утверждает: «Все, что было написано [в отношении к Тит. 2:3], включая процитированное мнение знатоков грамматики, применимо к 2 Петр. 1:1. Таким образом, в этом стихе также присутствует недвусмысленное провозглашение Божественности Иисуса Христа, „Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа «» (24).

Послание к Римлянам 9:5

Кроме того, отрывок из Послания к Титу является не единственным местом, где Павел ясно использует слово «Бог» по отношению к Иисусу Христу. То же самое он делает и в Послании к Римлянам. Говоря о своем великом бремени — деле спасения иудеев, своих «братьев» и «родных по плоти» (Рим. 9:3), Павел продолжает провозглашать, что «Христос», иудей «по плоти», пришел как «сущий над всем Бог, благословенный вовеки».

Можно ли сказать яснее? В этом отрывке Павел открыто провозглашает, что Христос пришел на землю не просто как еврейский мужчина, но как «Бог»! Великий апостол, однако, на этом не останавливается, он чувствует необходимость характеризовать Христа как «Бога, благословенного вовеки». Этот стих содержит простое и в то же время серьезное свидетельство не только Божественности Христа, но и Его естества вечного вездесущего «Бога» (ср. Ис. 9:6).

Послание к Колоссянам

Не только знание грамматики оказывается важным для толкования определенных библейских текстов, но и уточнение значения важных слов также может быть полезным. Как мы с вами увидели в первой главе, понимание значения таких слов, как еврейские yachid, ‘echad (один) и YHWH (Яхве, Господь, Иегова), было решающим для правильного перевода. То же самое относится и к греческим словам. В Послании к Колоссянам значение греческого слова, переведенного как «Божество», является крайне существенным, если мы хотим получить полное понимание Божественности Христа.В Кол. 1:19 Павел называет Христа тем, в ком «обитала всякая полнота». Сразу же возникает вопрос: «всякая полнота» чего? В Кол. 2:9 мы находим подробный ответ: «Ибо в Нем [явно имеется в виду Христос] обитает вся полнота Божества телесно». Слово, переведенное в Синодальном переводе как «Божество», это греческое theotes. Оно означает Лик Божий, выражение Его образа, печать Его сущности.

Интересно и поучительно то, что в распоряжении Павла было другое очень похожее греческое слово для выражения «полноты» Божества Иисуса. Он мог бы использовать theiotes. Оно тоже относится к Божественным характеристикам (см. Рим. 1:20, где Павел использует ту же самую терминологию). Но хотя эти слова похожи по написанию и значению, они все-таки разные.

Противник тринитарной идеи, греческий лексикограф Тайер дает следующую оценку слову theotes: « Theotes (Божество) отличается от theiotes (божественность) как сущность отличается от качества или свойства» (25). Другими словами, в Рим. 1:20 Павел ясно говорит, что определенные «невидимые» качества, свойства или признаки божественности (theiotes) «становятся видны благодаря сотворенным предметам». Однако в Кол. 2:9 апостол заявляет, что в Личности Иисуса Христа мы имеем саму «сущность» природы Божества, явленную «телесно».

Исторический контекст Послания к Колоссянам интересен тем, что так называемые колосские еретики подвергали сомнению Божественную сущность Христа. Эти мнимые христиане пытались свести статус Иисуса до уровня ангела или обезличенной эманации, которая будто бы обладала силой открыть человечеству какое-то тайное знание.

Отклик Павла на подобные еретические учения заключался в провозглашении Иисуса не просто неким ангельским существом и не эманацией из мира духов, но Тем, в Котором «обитает вся полнота» (Кол. 2:9) сущности Бога, Его образа. Иисус явил во плоти, содержание Божественной Сущности.

Рискнем предположить, что такое словоупотребление в контексте проблем, с которыми столкнулась церковь в Колоссах, неоспоримо свидетельствует о полноте вечной Божественности Бога Сына.

Послание к Филиппинцам 2:2-8

Одна из наиболее интересных черт Писания — тесное сплетение богословия и практической жизни. Послание к Филиппийцам 2 являет собой один из таких примеров.

Павел начинает с призыва к верующим в Филиппах: «Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Флп. 2:2) и «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп. 2:3, 4).

Павел увещевает своих читателей: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5). Именно в этот момент изложения конкретных практических правил великий пастор формулирует одно из самых серьезных высказываний о неограниченной Божественности Христа, какие только можно найти в Священном Писании. Христос, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам… Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:6-8).

Ключевые для определения Божественности Христа фразы — «будучи образом Божиим» и «не почитал хищением быть равным Богу».

Что имеет в виду Павел, когда говорит, что Христос пришел, «будучи образом Божиим»? Греческое слово morphe (образ) означает «все присущие Богу характеристики и свойства… Какой бы образ ни был присущ Богу, Христос передавал его в силу того, что сосуществовал с Богом. Это делает Христа равным Отцу» (26).

Миллард Эриксон так объясняет идею слова morphe: «Термин этот как в классическом, так и в библейском греческом языке означает „ряд характеристик, которые делают вещь тем, чем она является». Он подразумевает ее подлинную природу. Слово morphe не следует путать со словом shema, тоже переводимым как образ, но в смысле общего вида и внешнего обличья, а не сути» (27).

Теперь рассмотрим, каково значение фразы «не почитал хищением быть равным Богу». Здесь Новый международный перевод (NIV) лучше объясняет смысл греческого оригинала: «не считал равенство Богу чем-то, за что следует держаться». Павел говорит здесь, что тот, кто был равен Богу, с готовностью оставил «положение и привилегии, которыми пользовался на небесах» (28). Он не отказался от Своей Божественной природы, но, проявляя самопожертвование, желание спасти человечество, Он не посчитал Свои привилегии, вытекающие из «равенства Богу, чем-то, за что следует держаться» или «стремиться сохранить ради собственной выгоды» (29). Это привело Его к тому, что, «приняв образ раба, сделавшись подобным человекам», Он претерпел страдания смерти — «и смерти крестной» (стихи 7, 8, NIV). Другими словами, Христос не отверг «образа», или сущности Божества, а скорее пожелал отказаться от преимуществ Своего привилегированного положения. И снова проницательный комментарий Эриксона: «Высказывается точка зрения, что Иисус не равен Богу и что этот стих следует понимать в том смысле, что Он и не стремился к равенству с Богом. Исходя из этого толкования, harpagmon („то, за что нужно держаться») означает не то, чем обладаешь, а то, чем хочешь завладеть. Но это явно не так, ибо в Флп. 2:7 говорится, что Он уничижил Себя… Павел не уточняет, как Иисус уничижил Себя, тем не менее ясно, что это было активное, сознательное самоотречение, а не просто отсутствие инициативы. Следовательно, Он был и раньше равен Богу. А равен Богу может быть только Бог» (30).

Из вышесказанного следует, что Иисус Христос был действительно «равен Богу» и, таким образом, Ему не было необходимости держаться своего равенства с Богом или стремиться обладать тем, что уже имел. Подобное «равенство» наделяло Его Божественным статусом или привилегиями, которые Он на время оставил для осуществления спасения. Ошеломляет в этом замечательном отрывке следующее заявление: Христу не было нужды держаться Своего «равенства с Богом» по одной простой, но серьезной причине — Он внутренне обладал Божественной сущностью, или «образом».

Не замечали ли вы когда-нибудь, что именно мелкие правительственные чиновники постоянно чувствуют нужду в том, чтобы выставлять напоказ свой мнимый авторитет и мнимые привилегии? Люди, в руках которых сосредоточена реальная власть, не кричат повсюду о своем положении и исключительных правах. Они не чувствуют необходимости в том, чтобы демонстрировать мандаты, наделяющие их полномочиями. Так было и с нашим Господом Иисусом Христом. Он мог спокойно оставить Свой Божественный статус, потому что был полностью уверен в Своих Божественных полномочиях как равный с Отцом.

Послание к Евреям 1:1-3

До истолкования этих стихов будет полезно уточнить роль монотеистических идей в мировоззрении христиан I века нашей эры. Причина заключается в следующем. Если апостолы учили чему-то вразрез с привычным монотеизмом, в Новом Завете непременно должна быть отражена негативная реакция людей. Протестовали ли первые христиане против отказа от монотеизма? Прежде чем ответить, давайте рассмотрим теологический состав раннехристианских общин. Члены всех трех основных групп, составлявших большинство первых христиан (евреи, прозелиты и приближенные), были либо воспитаны в иудаизме, либо заинтересовались этой религией из-за ее высоконравственных норм, ее Писаний и поклонения единому Богу, говорившему устами ветхозаветных пророков. Другими словами, одним из основных привлекательных факторов иудаизма был монотеизм, который открыто выступал против необузданного языческого политеизма тех времен.

Давайте более внимательно рассмотрим две последние группы. Прозелиты (обращенные в иудаизм язычники) прошли весь обряд посвящения и стали членами местной еврейской синагоги через обрезание. Приближенных иудейская религия сильно привлекала, однако им недоставало храбрости пройти обряд обрезания в зрелом мужском возрасте.

Итак, независимо оттого, кем были первые христиане — набожными евреями, язычниками-прозелитами или приближенными — сочувствующими, все эти искренние верующие во Христа стойко придерживались иудейского монотеизма. Наверняка, если бы апостолы пытались заставить этих людей принять новую форму политеизма, они стали бы решительно возражать.

Помня все эти замечания, давайте вернемся к дальнейшим размышлениям о Божественности Христа в Послании к Евреям. Нам необходимо помнить, что эта книга — самая что ни на есть еврейская и превосходящая по количеству ветхозаветных цитат другие послания Нового Завета. Можно определенно сказать, что если бы апостолы учили чему-то противоположному монотеизму Ветхого Завета, в Послании к Евреям это было бы отражено. Однако автор этой книги в самом начале приводит доказательства в пользу полноты Божественности Христа и того, что Он активно участвовал в процессе Творения.

Поразмышляйте над отрывком из Евр. 1:2, 3: «[Бог] в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную [престола] величия на высоте».

Пожалуйста, обратите внимание на решительное заявление, в котором провозглашается, что Христос носит «образ ипостаси Его [Бога]». Хотя некоторое возразят, что «образ ипостаси» относится только к характеру Бога, а не к Его неотъемлемой Божественной природе, контекст решительно предполагает иное.

Во-первых, я хотел бы напомнить читателю, что последующие стихи Евр. 1, которые мы обсудили в предыдущей главе, ясно обращены в стихе 8 к Иисусу как к Богу. Далее, в стихах с 8 по 12 автор использует по отношению к Иисусу ветхозаветный псалом, в котором псалмопевец прямо обращается к Господу (Иегове или Богу Яхве), явно предполагая, что Иисус есть Иегова Ветхого Завета.

Во-вторых, пристального внимания заслуживает фраза во 2-м стихе, в которой провозглашается, что Иисус был Тем, «чрез Которого [Бог Отец] и веки сотворил». Здесь автор Послания к Евреям говорит, что Иисус, Божественный Сын, является активным участником в сотворении Вселенной. Это заявление очень похоже на те, что были высказаны множеством других авторов Нового Завета (см. Ин. 1:3; Еф. 3:9; Кол. 1:16).

Подобные утверждения обеспечивают убедительное свидетельство в пользу неограниченной Божественности Христа. Действительно, можем ли мы сказать, что Тот, Кто был активным участником в сотворении Вселенной, представляет Собой некоего рода производное от Божества? Подобный вопрос становится особенно острым, когда мы вспоминаем о замечательных высказываниях ветхозаветных авторов о том, что в действительности истинного Бога отличает Его способность творить.

В 40-й главе Книги Пророка Исаии великий «Господь Бог» (стих 10) назван «Святым» (стих 25) Божьего народа(Иуды). В стихах 25, 26 и 28 Святой Господь взывает: «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святой. Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает… Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим».

Сопоставив свидетельство «Святого», «Господа Бога» пророка Исаии с Евр. 1:2 и многими другими отрывками из Нового Завета, в которых Иисус провозглашается активным участником в сотворении Вселенной, нам будет довольно сложно сказать, что Он является каким-то полубогом. Еще одно свидетельство Нового Завета о том, что Христос есть Творец, и свидетельство Ветхого Завета, что этот Творец есть Иегова, проясняют тот факт, что Иисус-Творец есть не кто иной, как Господь Бог, Иегова-Творец Ветхого Завета.

Послание к Евреям 7:3

Начиная с Евр. 4:14 и до 8:2 автор продолжает развивать свою мысль о превосходстве Христа. Показав, что служение Христа «лучше» служения ангелов и Моисея, он теперь пытается продемонстрировать, что первосвященство Христа выше первосвященства Аарона и ветхозаветных левитов. Автор достигает этой цели благодаря предположению, что священство Христа восходит к Мелхиседеку, а не к сынам Левия. Но почему он считает священство Мелхиседека превосходящим левитское? Ответ на этот вопрос мы найдем в главе 7.

Используя типичные для раввинов методы истолкования, писатель по нескольким причинам усматривает в личности Мелхиседека прообраз Христа. Однако та из причин, что является важной для нашего рассуждения, связана с тем, что Писание не только называет древнего правителя«царем правды», а затем и царем Салима, т. е. «царем мира» (Евр. 7:2), но также говорит, что Мелхиседек был «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (стих 3). Иными словами, так как история этого царя в Книге Бытие не содержит упоминания ни о его отце или матери, родословной, а также информации о начале или конце его жизни, Мелхиседек становится замечательным прообразом Христа, священника «вовек по чину Мелхиседека» (стих 17). Но в каком смысле? Стих 3 содержит очевидный ответ: Мелхиседек был служителем «уподобляясь Сыну Божию», который «пребывает священником навсегда». Но почему Христос может быть служителем всегда? Потому что наш Господь и Первосвященник Иисус (подобно Своему прообразу Мелхиседеку) не имеет «ни начала дней, ни конца жизни» (Евр. 7:3).

Евр. 7:3 показывает, что Иисус существовал извечно, не имея «ни начала дней», о которых можно было бы вспомнить, «ни конца жизни», который ожидал бы Его. Характеристики предвечного существования прошлого и бесконечной жизни в будущем могут быть присущи лишь личности, обладающей полнотой Божества.

Ни в Послании к Евреям, ни в какой-либо другой книге Нового Завета мы не находим ни единого намека на то, что первых христиан, придерживавшихся монотеистических взглядов, смущали эти значительные свидетельства неограниченной Божественности Христа. Напротив, свидетельства Иоанна, Павла и Петра настолько открыто и ясно изложены, что, по-видимому, не существовало никакого противостояния по этому вопросу, за исключением разногласий с противниками Иисуса из числа необратившихся евреев. Если бы за заявлением апостолов о полноте Божественности Христа последовал отрицательный отклик со стороны монотеистов, мы, безусловно, обнаружили бы этому доказательства в каких-либо новозаветных документах. Вспомните хотя бы великие споры, которые разгорелись по поводу вопроса об обрезании, что было ярко отражено в Книге Деяния святых Апостолов и посланиях Павла. Ничего похожего относительно возможной проблемы с заявлениями апостолов о Божественности Иисуса мы не находим.

Качества, равно присущие Отцу и Сыну

Бесчисленное множество исследователей отметило, что Библия приписывает Христу большое количество качеств, характеристик отношения и рода деятельности, также относящихся или применимых в Писании к Богу Отцу.

Во-первых, Павел говорит о тех качествах Христа, которые Ветхий Завет относит только к Богу: освящающий (Исх. 31:13 и 1 Кор. 1:30), мир (Суд. 6:24 и Еф. 2:14) и праведность (Иер. 23:6 и 1 Кор. 1:30).

Во-вторых, в посланиях Павла «присутствует множество взаимозаменяемых высказываний, в одном месте приписываемых Богу, в другом — Христу» (31). Обратите внимание на следующее:

1. Евангелие Бога в Рим. 1:1 и Евангелие Христа в Рим. 1:16.

2. Сила Божья в Рим. 1:16 и сила Христа во 2 Кор. 12:9.

3. Мир Божий в Флп. 4:7 и мир Христа в Кол. 3:15 (Новый международный перевод).

4. Церковь Божья в Гал. 1:13 и Церковь Христова в Рим. 16:16.

5. «Дух Божий» в 1 Кор. 2:11 и Рим. 8:9 и «Дух Христов» в Рим. 8:9.

6. «Царство Божье» в Рим. 14:17 и «Царство возлюбленного Сына Своего» в Кол. 1:13.

В-третьих, Павел описывает Бога и Христа совершающими множество различных дел в мире и в Церкви:

1. Благодать Божья в Гал. 1:15 и благодать Христа в 1 Фес. 5:28.

2. Спасающий Бог в Тит. 3:4 и Спасающий Христос в 1 Фес. 5:9.

3. Прощение Божье в Кол. 2:13 и Христово в Кол. 3:13 или прощение, исходящее от Бога во Христе, в Еф. 4:32.

4. Откровение, исходящее от Бога Отца, в Гал. 1:16 и от Иисуса Христа в Гал. 1:12.

В-четвертых, отношение Павла и ко Христу, и к Богу одно и то же:

1. Похвала Богом в Рим. 2:17 и похвала во Христе в Флп. 1:26.

2. «Вера в Бога» в 1 Фес. 1:8, 9 и «вера в Иисуса Христа» в Гал. 3:22.

Что мы можем заключить из использования такого количества качеств, определений и дел, присущих и Богу, и Христу? Разве это не является серьезным доказательством того, что «хотя Павел знал, что Христос и Бог отличаются друг от друга, в то же время в его сознании они были равны и едины»? (32)

Теперь мы перенесем свое внимание с Посланий Нового Завета к пророчествам Ветхого и рассмотрим, как евангельские авторы понимали их исполнение.

Книга Пророка Исаии 43:10, 11

Перед нами текст, являющийся главным лозунгом большинства известных антитринитариев нашего времени — свидетелей Иеговы. Этот отрывок для них значит то же, что Откр. 14:6-12 для адвентистов седьмого дня. По иронии судьбы этот отрывок доказывает несостоятельность их попыток представить Христа Священного Писания неким сотворенным или рожденным полубогом. Это самое несокрушимое ветхозаветное доказательство, которое мы можем привести в защиту доктрины о полноте Божественности Христа: «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» (Ис. 43:10, 11).

В этом отрывке Исаия явно цитирует слова Господа (YHWH, Иеговы), Который прямо говорит народу Божьему, что его члены являются Его «свидетелями». А кто Есть Господь? Он есть вечный Бог-Творец, Который провозглашает, что прежде Него (по времени) не было Бога и после Него не будет (стих 10). Другими словами, Иегова, Бог Ветхого Завета, ясно говорит нам, что ни до Него, ни после Него не было «создано» никакого иного Бога.

Давайте подумаем немного. Если ариане считают Иисуса неким сотворенным или рожденным Богом, то как этот отрывок может быть правдой? Здесь унитарии и ариане, полагающие, что Иисус — это некий полубог, вызванный к жизни Отцом некогда в прошлом, прямо противоречат очевиднейшему свидетельству Бога Иеговы.

Единственное разумное объяснение, которое мы можем дать этому тексту, если мы серьезно воспринимаем ясное свидетельство новозаветных авторов о том, что Иисус есть Бог, заключается в том, что Кем бы ни был Господь, YHWH или Иегова, произносящий эти слова в Ис. 43:10, 11, Он не определяем без Личности Иисуса Нового Завета, Который притязает на то, чтобы быть в некотором смысле Иеговой Ветхого Завета.

Более того, доказательства становятся еще более несокрушимыми, когда Господь далее говорит, что «нет Спасителя кроме Меня» (стих 11). Когда писатели Нового Заветы провозглашают Иисуса Мессией, Тем, Кто «спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21), это должно означать, что Мессия Иисус из Нового Завета есть Господь Иегова Ветхого Завета пророка Исаии.

Некоторые ариане на это могут возразить, что Господь, представленный в данном тексте, — действительно Иисус до Своего воплощения. Далее они истолковывают отрывок как учение о том, что Иисус был «образован», или сотворен, Отцом и что никогда не было и не будет другого «бога», кроме Него. Однако проблема в том, что в этом тексте Господь не столько описывает Свое происхождение, сколько противопоставляет Свою Личность множеству ложных богов — идолов, которым во времена Исаии поклонялось так много израильтян. Задача этой главы, безусловно, заключается в том, чтобы отделить бесконечного, самосущего Господа Израиля от ложных богов других народов.

Книга Пророка Исаии 7:14 и Евангелие от Матфея 1:23

Матфей ясно использует это пророчество по отношению ко Христу: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Мф. 1:23). Автор Евангелия открыто заявляет, что рождение Христа в семье Марии и Иосифа произошло не случайно: «Да сбудется реченное Господом через пророка» Исаию (стих 22). Матфей не только цитирует Ис. 7:14, но и позволяет себе истолковать отрывок, переведя титул «Еммануил» как «с нами Бог» (стих 23). Новозаветный автор довольно свободно говорит, что имя, которое Исаия дал Иисусу, — одно из имен Бога, Бога, Который пришел, чтобы стать воплощенным Сыном Божьим.

Книга Пророка Исаии 9:6

Это хорошо известное и любимое пророчество о грядущем Мессии Израиля приводило в волнение как иудеев, так и христиан в течение 2700 лет. Слова этого текста легли в основу великой оратории Генделя «Мессия». Настолько глубока ассоциация этих вдохновенных слов из Книги Исаии с «Мессией», что каждый раз, когда христианин читает этот отрывок, слова непроизвольно складываются в мелодию: «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Возможно, читатель уже начал тихонько напевать эти незабываемые слова, которые приносят радость во время празднования Рождества на протяжении уже более 250 лет.

Этот волнующий отрывок поражает тем, что Христос в нем именуется «Богом крепким, Отцом вечности». В этом убедительном пророческом заявлении говорится, что Иисус существует вечно и будет существовать всегда. Интересно также, что Иисуса в пророческом контексте можно назвать «Отцом». Исаия, несомненно, пытается сказать совсем не то, что Иисус Христос и Отец — одна и та же Личность. Вероятнее всего, пророк пытается передать тот факт, что, будучи частью «крепкого» и «вечного» Бога, Христос является нашим Отцом и в Творении, и в Спасении. Та же весть встречается и в мессианских пророчествах Михея.

Книга Пророка Михея 5:2

Мф. 2:6 считает, что это великое пророчество нашло свое исполнение в рождении Христа. В нем ясно указано географическое место, где должно было произойти рождение нашего Господа, и предоставлено подробное доказательство Его предвечного существования. Обратите внимание на масштабность этого вдохновенного предсказания грядущего пришествия «Владыки» Израиля: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2).

Это последнее величайшее описание, которое так эффектно повествует о предвечном существовании Дитя из Вифлеема, «Которого происхождение из начала, от дней вечных». Могли пророк более ясно сказать, что происхождение Христа — с незапамятных времен?

Заключение

И снова Библия представляет Христа в Его Божественности как «великого Бога и Спасителя» (Тит. 2:13), несотворенного Создателя (Евр. 1:1-3), Которого Павел провозглашает Тем, в Ком «обитает вся полнота Божества [или Божественная сущность] телесно» (Кол. 2:9).

Более того, Иегова, или Господь Бог Ветхого Завета, заявляет, что до и после Него не может быть иного Бога. Таким образом, Иисус Нового Завета, названный именем «с нами Бог» (Мф. 1:23), должен быть Иеговой (Господом, Яхве) Ветхого Завета. Если бы Он был образован или «сотворен» малым божеством, как мог бы Господь искренне говорить в Ис. 43:10, что не было ни одного Бога до и не будет после Него?

Наконец, о каком еще человеческом существе, за исключением принявшего человеческую плоть Иисуса, могло быть правдиво сказано, что Он — Тот, Который, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» (Флп. 2:6)?

Как вы думаете? Достаточно ли аргументации из Библии, чтобы в смирении духа признать, что Иисус обладает такой же полнотой Божества, как и Бог Отец? Действительно ли мы можем обвинить тринитариев в том, что их заявления о полной, вечной Божественности Иисуса не имеют библейского основания? Действительно ли совокупность всех доказательств позволяет заключить, что Иисус был превосходящим человека существом или своего рода сотворенным или рожденным полубогом?

Если вам все еще необходимо больше доказательств, мы снова призываем вас продолжать читать нашу книгу. Впереди вас ждет еще больше свидетельств, содержащихся в Слове Божьем. В следующей главе мы с вами обратим свое внимание к свидетельству автора, который, возможно, более, чем кто-либо другой, утверждает, что Божественная природа Христа «равна» природе Бога Отца. Мы, конечно же, говорим об Иоанне, возлюбленном ученике Христа, и его великом Евангелии.