Глава 4. Личностная природа и божественность Духа. Единство Божества в трех ипостасях. Личностная природа Духа

Впервой главе мы представили ряд доказательств того, что Святой Дух — Личность. Ниже будут предложены очередные свидетельства Библии в поддержку идеи о личностных характеристиках Святого Духа и Его Божественности.

Многие искренне считают, что Святой Дух является своего рода электрическим током или силой, подключенной к престолу Бога, или неодушевленной телефонной линией, обеспечивающей небесный Интернет, чтобы Бог мог общаться с нами. Да, Святой Дух, несомненно, представляет Собой великий канал связи! Огромное количество библейских свидетельств предполагают, однако, что Он является Личностью, сознательным членом единого истинного Божества.

Тем из нас, кто не обладает инженерными способностями, чертежи принесут меньше пользы, чем личное руководство и поддержка другого человека, который действительно разбирается в устройстве механизмов. Я помню, как страстно мы с моим братом Иваном увлекались сборкой моделей самолетов и кораблей. Мы использовали любую возможность, чтобы обежать все известные нам магазины в поисках последней модели огромного военного самолета или военных морских судов. Я любил собирать их. Однако была одна проблема — у меня сильно дрожали руки, а сноровка оставляла желать лучшего. В то же время мой брат имел твердую руку и обладал хорошим пространственным мышлением.

Когда я самостоятельно пытался руководствоваться одними печатными инструкциями, я недалеко продвигался. Если быть до конца честным, от меня было больше вреда, чем пользы. Однако когда я работал под руководством Ивана, который подбадривал меня и умело справлялся со сложнейшими операциями, мне удавалось собрать отличные модели.

Библия доказывает, что Святой Дух представляет Собой глубоко восприимчивую, могущественную Личность, Которая помогает, наставляет и направляет. Только Его задача заключается в том, чтобы вылепить из нас замечательные примеры действия преобразующей благодати.

Мы уже упоминали тот факт, что Духу можно солгать (см. Деян. 5:3,4) и Его можно оскорбить (см. Еф. 4:30). На этом, однако, не заканчиваются доказательства того, что Он является вездесущей Личностью.

Евангелие от Матфея 12:31, 32

Эти известные стихи ясно говорят о хуле на Святого Духа. Нет сомнения, что объектом богохульства может быть только Бог. Любой христианин, доверяющий Библии, признает, что любое богохульство в адрес Отца или Сына направлено на Божественную Личность. Почему в таком случае это не должно относиться и к Святому Духу? Очевидно, что богохульство — это высшая степень оскорбления Личности Бога. Эти стихи не только свидетельствуют о личностном характере Духа, но и неопровержимо указывают на Его Божественность. Как было отмечено выше, богохульство может быть произнесено только по отношению к Богу. Мы, таким образом, легко приходим к заключению, что Дух есть Бог, являющийся индивидуальной Личностью, а не некой безликой силой.

Первое послание к Коринфянам 12

Одной из удивительных деталей описания в Новом Завете работы Святого Духа является изображение Духа Божьего делающим выбор и отдающим предпочтение. Это хорошо видно в споре Павла о духовных дарах в Первом послании к Коринфянам 12:11. Апостол заявляет, что «все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (46).

Никто не будет отрицать, что машины (такие как компьютеры и прочая техника) не имеют воли. Они просто безликие, пассивные инструменты в руках разумных и индивидуальных существ. Духовные дары — это таланты для служения, которыми Святой Дух наделяет каждого человека в Церкви. Однако Он распределяет их, руководствуясь Своей волей, — как Ему угодно! Способность осуществлять свои желания — одна из определяющих характеристик личности.

Послание к Римлянам 8

Павел дает еще одно, тесно связанное с предыдущим, описание Святого Духа в Послании к Римлянам 8:14-16 и 26. Прежде всего в стихах 14-16 он описывает Духа водящим (стих 14) сынов Божьих и свидетельствующим «духу нашему, что мы — дети Божий» (стих 16). Руководство и свидетельство — действия, присущие исключительно личности. А вот стих 26 содержит, по-видимому, самое веское доказательство личностного характера Духа в Послании к Римлянам: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными».

Феномен «ходатайства» предполагает добровольное желание, активное вмешательство в дела двух живых существ. Более того, «воздыхания неизреченные» подчеркивают эмоциональную сторону ходатайства Духа, которая также является типичной для личности и чуждой для любой техники.

Первое послание к Коринфянам 2:10, 11

Этот отрывок представляет собой одно из самых важных свидетельств Божественности Духа. Обратите внимание на язык, которым он написан. После хорошо известного утверждения что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9), Павел уверяет своих читателей, что они могут узнать о том, что «что приготовил Бог любящим Его» (стих 9). Но каким образом это можно узнать? «А нам Бог открыл это Духом Своим». А как может Дух быть причастным подобному знанию? Ответ: «Дух все проницает, и глубины Божий. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (стихи 10, 11).

О чем говорит Павел? Прежде всего, мы должны отметить, что в данном случае он описывает способность Духа проницать глубины Божий и знать Божье. Хотя это и факт, что наши персональные компьютеры способны выполнять поисковую функцию, это не тот поиск слов, который имел в виду Павел. Скорее всего, он говорит о преимущественно личном исследовании «глубин Божьих». Это предполагает близкое, личное общение между Духом и Богом Отцом. Каков же его результат? Результатом, несомненно, является глубокое знание «Божьего».

Более того, этот отрывок, по-видимому, намекает на то, что если вы хотите знать, «что в человеке», то не сможете обрести подобное знание, если не имеете в себе «духа человеческого». Проще говоря, для того, чтобы по-настоящему знать человека, вы сами должны быть человеком.

Однако данное утверждение верно не только на человеческом уровне, но также и на уровне Божественном. «Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (стих 11). И снова только Божественная Личность может действительно знать, что в сердце и мыслях другого Божественного Существа. Говоря совсем ясно, чтобы понять Бога, надо быть Богом. Павел, соответственно, заключает, что мы получили в лице Духа не «духа мира сего» (человека, человеческое существо), «а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (стих 12). Если вы действительно хотите познать Божье, вам необходимо установить связь с Божественной Личностью Духа, Который один может проницать «глубины Божии».

Признаю, что мне тяжело понять мысли многих моих студентов, чей культурный и языковой опыт отличается от моего. Однако часто бывает полезно прислушаться к тем, кто перешагнул через эти культурные различия и может помочь мне в общении с теми, кого я так жажду лучше понять. Так же обстоит дело с работой Духа. Он знает мысли Божьи, потому что Сам является Божественной Личностью, способной передавать нам Божьи мысли.

Елена Уайт оставила нам очень простой и краткий комментарий Первого послания к Коринфянам 2:11 и Послания к Римлянам 8:16: «Дух Святой есть Личность, иначе Он не смог бы свидетельствовать духу нашему и вместе с нашим духом, что мы — дети Божий [коммент. на Рим. 8:16]. Святой Дух должен также быть и Божественной Личностью, иначе Он не мог бы знать тайны, скрытые в разуме Бога [далее идет цитата из 1 Кор. 2:11]» (47).

Если мы поставим эти отрывки в один ряд со стихами Деян. 5 и Еф. 4:30, то получим веское свидетельство в защиту как Личности Духа, так и Его Божественности.

Евангелие от Иоанна 14-16

Эти главы, представляющие в повествовании Иоанна заключительные сцены земного служения нашего Господа, содержат замечательные слова утешения и наставления. Наставляя Своих учеников, Иисус затрагивает тему Святого Духа.

Иисус говорит им, что близится время Его испытания и кончины, но они не должны допустить, чтобы сердца их были смущены (см. Ин. 14:1). Одним из величайших утешений в преддверии надвигающихся испытаний станет обетование о сошествии Святого Духа: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (стихи 16-18).

Иисус продолжает наставлять учеников, и тема дара Святого Духа пронизывает не только 14-ю главу, но и главы 15 и 16. В Ин. 14:26 Иисус заявляет: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, [Он (греч. ekeinos, буквально «тот», местоимение муж. рода)] научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Подобные слова встречаются в Ин. 15:26: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он [снова греч. ekeinos, местоимение муж. рода] будет свидетельствовать о Мне».

Однако именно в Ин. 16 этот замечательный разговор, содержащий такое количество обетовании о сошествии Духа и Его деятельности, достигает кульминации. В стихах 7-17 мы находим самые обнадеживающие и значимые слова, когда-либо произнесенные Иисусом.

«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он [греч. ekeinos, мест. муж. рода], Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 7-15).Примечательно, что в этом отрывке содержится много прямых доказательств того, что Святой Дух — Личность.

Прежде всего нам следует обратить внимание, что, хотя слово «Дух» (греч. рпеита) в греческом языке имеет средний род, личное местоимение ekeinos («Он», явно относится к Духу) употребляется в мужском роде. Именно эта грамматическая деталь побудила большинство переводчиков перевести остальные личные местоимения в Ин. 14-16 с помощью слова «Он», а не «оно» (как в антитри-нитарном переводе Нового мира свидетелей Иеговы).

Вот лишь несколько примеров перевода местоимения мужского рода ekeinos:

«Он с вами пребывает» (Ин. 14:17); «Он [ekeinos] будет свидетельствовать» (Ин. 15:26); «Он, придя, обличит» (Ин. 16:8); «когда же придет Он [ekeinos], Дух истины, то наставит вас…» (стих 13); «Он [ekeinos] прославит Меня, потому что от Моего возьмет» (стих 14).

Слово «Дух» (рпеита), среднего рода, конечно, можно перевести безличным местоимением, но тот факт, что личные местоимения стоят в мужском роде (особенно, ekeinos) и встречаются неоднократно, убедительно показывает личностный характер Духа.

То обстоятельство, что греческое местоимение ekeinos имеет мужской род, отнюдь не единственное свидетельство. Налицо и другие признаки того, что Святой Дух — Личность.

«Утешитель (переводимый также советником или помощником) — это термин, который обычно обозначает человека, утешающего другого человека или людей, но который в Евангелии от Иоанна обозначает Святого Духа (14:16,26; 15:26; 16:7)» (48).

Писание приписывает Духу и другие виды деятельности, глубоко личностные или межличностные. Например, Святой Дух учит (см. Ин. 14:26), свидетельствует (см. Ин. 15:26; ср. Рим. 8:16), обличает мир о грехе, праведности и суде (см. Ин. 16:8), наставляет на истину, говорит, слышит и возвещает (см. стих 13), прославляет Бога, возвещает (см. стих 14). Все эти стихи предполагают, что субъектом действия выступает Божественная Личность, а не аморфное небесное «существо».

Деяния святых Апостолов

Более того, персональная деятельность Духа изображается не только в Евангелии от Иоанна, примеры ее встречаются также в Деяниях святых Апостолов. Дух запрещает или не позволяет совершать определенные действия (см. Деян. 16:6, 7), говорит (см. Деян. 8:29; 13:2), оценивает и одобряет поведение (см. Деян. 15:28).

Употребление слов «сила» и «Дух»

Уэйн Грудем затрагивает интересный момент относительно манеры, в которой в некоторых стихах Библии используется безличный термин «сила» по отношению к Святому Духу, Обратите внимание на следующий аргумент:

«Если Святой Дух считать просто проявлением силы Божьей, а не отдельной Личностью, в таком случае несколько отрывков просто потеряют смысл, потому что в них упоминаются и Святой Дух, и Его сила, или сила Божья. Например, фраза из Лк. 4:14, „И возвратился Иисус в силе духа в Галилею», должна была бы означать „И возвратился Иисус в силе силы Божьей в Галилею». Предложение из Деян. 10:38 „Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета» означало бы «Бог силой Божьей и силою» (см. также Рим. 15:13; 1 Кор. 2:4)». (49)

Второе послание к Коринфянам 13:14

Еще одно, заключительное, доказательство индивидуальности Духа мы находим во 2 Кор. 13:14: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь».

Первое, что следует отметить в этом стихе, — упоминание Святого Духа в одной связке с Богом Отцом и Богом Сыном. Огромное множество христиан, для которых Библия является непреложным авторитетом, соглашаются с тем, что Отец и Сын — Божественные Существа с характеристиками личности. Несомненно, «благодать», исходящая от Иисуса Христа, может иметь только личностное происхождение. «Любовь Божья», определенно, предполагает личностное существование Отца, так как любовь — черта межличностных отношений, отражающая заботу и участие. Отрывок из Второго послания к Коринфянам 13:14, в котором прямо упоминается Святой Дух, дает веское основание предположить, что Он является Божественной Личностью — третьим представителем Божественной Троицы, согласовывающим Свои действия с двумя другими Личностями Божества.

Грудем говорит об этом следующим образом: «Когда „Святой Дух» используется в том же высказывании и на том же самом уровне, что и две другие Личности, трудно избежать заключения, что Святой Дух также считается Личностью, которая при этом равна Отцу и Сыну».

По мнению Грудема, Павел изображает здесь отношения Святого Духа с Отцом и Сыном, отличающиеся «согласованностью». Далее он объясняет, что «так как Отец и Сын оба являются Личностями, „согласованность» подразумевает, что Святой Дух также является Личностью». (50)

2 Кор. 13:13 не единственный стих, «где подчеркивается согласованность действий Отца, Сына и Святого Духа» (51). Мф. 28:19; 1 Кор. 12:4-6; Еф. 4:4-6 и 1 Петр. 1:2-все отрывки отражают один и тот же тип «согласованных взаимоотношений с Отцом и Сыном». Эти стихи представляют убедительное доказательство того, что Дух является «не просто „силой» или „влиянием» Божьим, действующим в мире» (52) , а отдельной Личностью Божества.

Второй момент, касающийся «согласованных взаимоотношений» Духа с Отцом и Сыном (во 2 Кор. 13:13), на который следует обратить внимание, заключается в том, что в данном примере Святой Дух ассоциируется с«общением». Это слово, прямо описывающее деятельность Духа, предполагает межличностные взаимоотношения между родственными существами, то есть личностными существами, независимо от их природы — человеческой, ангельской или Божественной.

Отрывок не только поддерживает идею индивидуальности Духа, но также предполагает совершенное единство и нераздельность Божества — неотъемлемые составляющие доктрины о Троице. Существуют три Божественные Личности, связанные друг с другом единой целью — наделять благодатью и любовью народ Божий через Их глубокое общение друг с другом и с искупленными.

Более того, Павел вновь подчеркивает личностный характер Духа, завершая свое Второе послание к Коринфянам прощальными словами, которые изображают действия Отца, Сына и Духа как старания единой Личности, осуществляющей искупление падшего человечества. Этот стих является переходным отрывком, ведущим к другим библейским доказательствам неограниченной Божественности Духа и абсолютного единства среди Личностей Божества.

Неограниченная Божественность Духа

В первой главе мы упомянули, что в Деян. 5 содержится убедительное доказательство Божественности Духа. Петр говорит Анании, что последний солгал Святому Духу (Деян. 5:3), и далее поясняет: «Ты солгал не человекам, а Богу» (стих 4), намекая, что Анания открыто обманул Бога Духа Святого, не Бога Отца или Бога Сына.

Более того, отрывки, в которых говорится о согласованных взаимоотношениях между Отцом, Сыном и Духом, не только предполагают индивидуальность Духа, но также и Его Божественность (см. Мф. 28:19; 2 Кор. 13:14; 1 Кор. 12:4-6). Иными словами, они «заявляют о важности доктрины о Святом Духе, потому что показывают, что Святой Дух стоит на одном уровне с Отцом и Сыном»как Божественная Личность. Предположить, что Святой Дух есть сотворенное существо или безликая сила, было бы совершенно неуместно, когда Писание неоднократно ставит Святого Духа на одну ступень с Отцом и Сыном. Однако существуют и другие библейские свидетельства в защиту неограниченной Божественности Духа.

Псалмопевец в Пс. 138:7, 8 спрашивает: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты». Снова перед нами отрывок, в котором человек обращается к Господу (YHWH), и псалмопевец приписывает Духу Божьему исключительно Божественное качество вездесущности.

И снова нам помогает Грудем: «Кажется, будто для Давида Дух Божий равен Божьему присутствию. Уйти от Духа Божьего — значит уйти от Бога, но осознание того, что от Бога нельзя скрыться, заставляет Давида сказать: „Ты [Господь] везде»» (53).

Продолжая эту тему, автор 1 Кор. 2:10, 11 приписывает Святому Духу другую уникальную характеристику Божества — всеведение: «Ибо Дух все проницает, и глубины Божий. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». Разве способность исследовать «глубины Божий» и знать «Божье» не подразумевает всеведение?

Еще одно поразительное доказательство Божественности Духа заключается в том, что Писание изображает Его Творцом нового рождения. В то же время акт созидания новой духовой жизни является исключительно деятельностью Бога. 1 Ин. 3:9 говорит о рождении «от Бога». Таким образом, новое рождение, совершаемое Духом, Писание везде также изображает как исполняемое Богом, подразумевая, что возрождение есть труд, выполняемый Божественным Существом.

Нераздельность или личностное триединство Божества

В первой главе мы говорили о существовании нескольких важных доказательств совершенной нераздельности трех Личностей Божества. Употребление во Второзаконии 6:4 слова ‘echad во множественном числе, термина «имя» в единственном числе по отношению к Отцу, Сыну и Святому Духу в Мф. 28:19, и местоимения «наш» во множественном числе в Быт. 1:26 («сотворим человека по образу Нашему») — все это дает веские основания заявить о нераздельности и единстве Личностей Божественной Троицы. Можно совершенно точно сказать, что именно эти грамматические формы использовал Бог, говоря о Самом Себе во множественном числе. Интересно то, в каком виде этот тип доказательств встречается в других местах Ветхого Завета.

Кроме выражения «сотворим человека по образу Нашему» из Быт 1:26, подобную грамматическую форму множественного числа, употребляемую Богом, мы встречаем в следующих отрывках:

1. Относительно греха Адама и Евы: «вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт. 3:22).

2. В повествовании о великом грехе людей, строивших Вавилонскую башню, Бог сказал: «сойдем же и смешаем там язык их» (Быт. 11:7).

3. В Книге Пророка Исаии записано замечательное видение, в котором пророк видел «Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» (6:1). Во время этого видения Исаия услышал «голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» (Стих 8).

Хотя ни один из этих отрывков не является самодостаточным доказательством, их совокупность обеспечивает интересное свидетельство Ветхого Завета в защиту множественного числа Личностей Божества.

Заключение

Мы не закончили обзор библейских свидетельств. Однако позвольте мне спросить вас: достаточно ли представленных в этих первых четырех главах свидетельств, чтобы заставить даже самых благомысленных верийцев склониться к определенного рода тринитарному пониманию Божества?

Возможно, все это вас еще недостаточно убедило. Если так, я прошу вас не расставаться с книгой на протяжении еще по крайней мере двух глав. В следующей главе мы обратимся к доказательствам в пользу тринитарных взглядов из Книги Откровение. Далее в последних двух главах этого раздела будут исследоваться отрывки, которые используются антитринитариями в качестве возражения. Давайте же обратимся к великим видениям апостола Иоанна.