Тайна древнего пруда

Весть о громких победах израильского войска облетела всю Палестину. Некогда враждовавшие между собой ханаанские царьки теперь пытались объединиться, дабы хоть как-то противостать победоносному войску Навина. Но это было подобно успехам утопающего, хватающегося за соломинку. Панический страх, охвативший ханаанские земли и народы, сковал их разум, и они уже плохо понимали, что и зачем делали. И только жители одного города Гаваона сохранили ясность ума, осознав до конца несостоятельность какого бы то ни было противостояния израильтянам. В книге Иисуса Навина в 9 главе описывается хитрость, благодаря которой гаваонитяне сумели избежать горькой участи своих земляков. «Жители Гаваона… употребили хитрость: пошли, запаслись хлебом на дорогу и положили ветхие мешки на ослов своих и ветхие, изорванные и заплатанные мехи вина; и обувь на ногах их была ветхая с заплатами, и одежда на них ветхая; и весь дорожный хлеб их был сухой и заплесневелый. Они пришли к Иисусу в стан [Израильский] в Галгал и сказали ему и всем Израильтянам: из весьма дальней земли пришли мы; итак заключите с нами союз. И заключил Иисус с ними мир и постановил с ними условие в том, что он сохранит им жизнь; и поклялись им начальники общества» (Нав. 9:4-6, 15). Однако, «чрез три дня, как заключили они с ними союз, услышали, что они соседи их и живут близ них» (Нав. 9:16). «Сыны Израилевы не побили их, потому что начальники общества клялись им Господом Богом Израилевым» (Нав. 9:18). «Иисус призвал их и сказал: для чего вы обманули нас, сказав: «мы весьма далеко от вас», тогда как вы живете близ нас? за это прокляты вы! без конца вы будете рабами, будете рубить дрова и черпать воду для дома Бога моего! Они в ответ Иисусу сказали: дошло до сведения рабов твоих, что Господь Бог твой повелел Моисею, рабу Своему, дать вам всю землю и погубить всех жителей сей земли пред лицем вашим; посему мы весьма боялись, чтобы вы не лишили нас жизни, и сделали это дело» (Нав. 9:22-24). В наше время ношение воды и рубка дров не представляют особо унизительной работы, но в древности, на востоке, эти обязанности выполняли только женщины. И поэтому для мужчин гаваонитян было величайшим унижением заниматься этими делами. Но все же это было лучше, чем смерть. Так, благодаря хитрости, жители сохранили и свой город, и свою жизнь. Следовательно, исходя из этого утверждения книги Иисуса Навина вытекает, что в отличие от Иерихона, Асора, Вефиля и других городов, уничтоженных израильтянами, Гаваон не должен иметь следов пожаров и разрушений, относящихся к этому периоду, т. е. к рубежу XV-XIV веков. Подтверждает ли история библейскую версию судьбы Гаваона? Вот, что о падении города пишет римский историк I века Иосиф Флавий: «Когда жившие в непосредственной близости к Иерусалиму гаваониты узнали о несчастьи, постигшем жителей Иерихона и Аннана, то поняли, что и им грозит такая же печальная участь. Однако они решили не просить у Иисуса пощады (полагая, что они все равно не добьются ничего у человека, который задался целью — войною истребить весь народ хананейский), но… отправили к Иисусу для заключения дружественного с ним договора таких людей, которые по общему мнению были вполне способны оказать народу поддержку в беде. Полагая, что будет небезопасно сразу объявить себя хананеянами, и думая, что можно будет совершенно избегнуть ее, выдав себя за людей, которые ничего общего с хананеянами не имеют и живут от последних в дальнем расстоянии, послы решили сказать Иисусу, что они прибыли издалека и не испугались продолжительного путешествия, так как и до них дошла молва о доблести евреев… С этой целью они нарочно оделись в старые одежды, чтобы Иисус легче поверил их заявлениям… Достигнув обманным образом желанной цели, посланцы вернулись к себе домой. Когда же впоследствии Иисус повел свое войско в нагорные части страны и при этом узнал, что гаваонитяне живут невдалеке от Иерусалима и принадлежат к племени хананеев… Так как было решено, что клятвы никак нельзя нарушить, но что гаваонитян можно употребить на общественные работы» [1]. Как видим, сообщения Библии и Флавия практически идентичны. Но подтверждает ли их археология? Археологические раскопки Гаваона Были предприняты в 1956-1960 годах под руководством доктора Колумбийского университета Джеймса Причарда. Но каким образом Джеймс Причард узнал, что раскопал именно Гаваон? Он нашел на ручке одного сосуда название города, написанное по по-еврейски. На керамическом осколке, обнаруженном Причардом, стояло имя Анания — «Анания, сын азура, пророк из Гаваона» (Иер. 28:1). Во время раскопок были открыты и другие надписи, свидетельствующие, что Причард обнаружил именно Гаваон» [2]. В ходе этих раскопок были получены доказательства, однозначно подтверждающие библейскую версию о судьбе города, с чем не могли не согласиться даже идейные противники Писания. Мы вновь приводим высказывания одного из них: «Зато не обнаружено следов пожара и опустошений в городе Гаваоне, что как раз подтверждает библейское сказание. Гаваон ведь добровольно капитулировал и таким путем избежал уничтожения. Стоит привести любопытную подробность — раскопки подтвердили Библию еще в одном отношении. В Книге Иисуса Навина (гл. 10, ст. 2) мы читаем дословно: «…Гаваон [был] город большой, как один из царских городов…». Руины обнаружены в иорданской деревне Эль-Джиб, примерно в восьми километрах к северо-западу от Иерусалима. Гаваон состоял из множества улиц, площадей, храмов и общественных зданий. О его богатстве нам говорит множество предметов из бронзы, найденных в гробницах и развалинах домов. Установлено также, что его жители вели в больших размерах международную торговлю, так как среди кувшинов, кубков, блюд, статуэток, ножей, скарабеев и перстней найдено поразительное количество сосудов, происходящих с Кипра и из Сирии. Чем торговали жители Гаваона? Судя по цистернам для выжимания винограда и по пещерам для хранения виноградного сока, они производили и экспортировали вино. Найдены даже кувшины с выгравированным названием «Гаваон». В них посылали вино заграничным клиентам. Благодаря этим археологическим открытиям стало ясно, почему жители Гаваона капитулировали на условиях, не приносящих им чести. Это были купцы, которым торговля была ближе, чем военное ремесло. И кажется, они достигли своей цели, хотя и ценой политической независимости. Хорошо сохранившиеся крепостные стены, как и другие архитектурные памятники, говорят нам, что Гаваон избежал судьбы многих ханаанских городов и продолжал процветать под гегемонией израильтян» [3]. В ходе исследований были установлены еще несколько фактов, упоминаемых в Библии: «В 1956 году раскопки, проведенные Джеймсом Причардом, установили, что в Гаваоне была лучшая в Палестине система водоснабжения. В массивных скалах на протяжении 120 м были вырублены более 172 ступеней для носильщиков воды, которые, благодаря таким частым лестничным сходам, имели удобные подходы к водохранилищам и колодцам. Гаваон был особенно знаменит своею водной системой (Иер. 41:12). Возле пруда в Гаваоне происходила схватка юношей Авенира и Иоава (2-Цар. 2:12-17). «У больших вод в Гаваоне» Иоанан встретился с Исмаилом (Иер. 41:11-12). Одним словом, Гаваон в Библии всегда связывается с водою…» [4]. На фоне удручающих развалин Иерихона, Лахиса, Асора, носящих страшные следы пожарищ, нетронутые остатки Гаваона высятся подобно памятнику, свидетельствующему о верности древней истории, разыгравшейся здесь много веков назад, о хитрости жителей, благодаря которой был сохранен город от уничтожения. Остатки древних прудов Гаваона хранят многие тайны ушедших веков. Исследуя их, мы можем услышать рассказ о городском совете, где решалась судьба города, о переговорах их послов с Навином, о незыблемом слове вождя израильтян…

Примечания к 4 главе

[1] Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т. — Минск, Беларусь, 1994, т. 1, книга 5, гл. 1, 16, стр. 215-216

[2] Бойд Р. Курганы, гробницы, сокровища. — Чехословакия, Свет на Востоке, 1991, стр. 167-168

[3] Косидовский З. Библейские сказания. — М.: Политиздат, 1978, стр. 217-218

[4] Бойд Р. Указ. соч., стр. 167