Часть 3. Принципы применения

Применение наставлений в моей жизни: вопрос верности

«Независимо оттого, долго я проживу или нет, — писала Елена Уайт в 1907 году, — мои произведения будут постоянно нести свидетельство, и их влияние не прекратится до самого конца» (Избранные вести, т. 1, с. 55). И они продолжают делать это. Однако их главное назначение — не освещение общих тем, но обращение лично к моей жизни, моей ситуации, моему сердцу. Моя первостепенная обязанность — не стремиться применять совет Елены Уайт к жизни других людей, но исследовать свою жизнь, чтобы видеть, как могут обогатить ее писания пророчицы Божьей.

«Мне, — читаем мы, — было ведено осветить общие принципы — как устно, так и письменно, и одновременно указать на ошибки и грехи некоторых людей и на опасности, им угрожающие, чтобы все получили обличение, предостережение и совет. Я видела, что всем следует внимательно исследовать свое сердце и жизнь, чтобы убедиться, не допустили ли они тех ошибок, которые Господь пытался исправить в конкретных людях, и не относятся ли и к ним лично те предупреждения, которые были даны другим братьям и сестрам. И если да, то они могут считать, что эти советы и обличения даны в том числе и для них, и им следует на практике применить их к себе, как если бы Свидетельства были адресованы лично им» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 687).

Вновь мы читаем: «Поскольку предостережения и наставления, данные в свидетельстве для отдельных случаев, в равной степени применимы ко многим другим людям, имена которых не были названы, мне казалось, что мой долг — опубликовать личные свидетельства на пользу Церкви» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 658,659). «Если кого-то одного обличили за какой-то особый грех, братья и сестры обязаны тщательно исследовать себя, чтобы понять, каковы их собственные недостатки и не виновны ли они в том же самом грехе… Обличая грехи одних, Он надеется исправить многих» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 112).

То, что Елена Уайт сказала в предыдущих цитатах об обличениях и предостережениях, также относится и к обетованиям и благословениям. Как в Библии, так и в произведениях Елены Уайт Бог имеет весть для Своего народа. Она предназначена всемерно помочь нам не только жить более счастливой, здоровой и разумной жизнью на этой земле, но и ввести нас в обновленный мир.

Надо помнить главное — Божьи вести предназначены для меня. Моя первая обязанность — применить их в моей личной жизни.

Но я должен признаться в следующем: иногда мне нравится все, что Бог хочет сказать мне, а иногда мне по вкусу лишь часть вести, а не все ее составляющие. Если так, то я принадлежу к целому ряду хорошо известных адвентистов. Елена Уайт говорила об этой ситуации в свое время. «Когда Свидетельства устраивают вас, — писала она одному брату в 1891 году, — вы обращаетесь с ними, как будто верите в них, цитируете их для подтверждения любого наставления, которое вы желаете выделить. Но как обстоит дело с вами, когда дается свет, предназначенный исправить ваши заблуждения? Принимаете ли вы свет?

Когда Свидетельства противоречат вашим идеям, вы обходитесь с ними очень пренебрежительно» (Избранные вести, т. 1, с. 43).

В другом случае Елена Уайт упоминает тех, «кто осмеливается выхватывать строку из материала и говорить, что именно эта часть мне нравится, и она от Бога. Другая же часть, обличающаяся и осуждающая мое поведение, — только от сестры Уайт и не несет святой печати. Поступая подобным образом, вы фактически отвергли все вести, которые Бог в Своей заботе, милости и любви послал вам, чтобы спасти вас от нравственной гибели» (Избранные вести, т. 3, с. 69).

Нам нужно быть честными с самими собой. Либо Бог говорил через Елену Уайт, либо не говорил. Если Он говорил, это обязывает нас быть честными с самими собой, применять советы, содержащиеся в ее произведениях, насколько это возможно. Но нам необходимо оставаться последовательными. Мы не должны быть похожи на людей, которые, как Е. Уайт писала в 1863 году, «на словах верят Свидетельствам», но при этом «причиняют вред», «делая Свидетельства железным правилом» для других и «не испытывая их силу на личном опыте» (Свидетельства для Церкви, т. 1 с. 369).

«Не питайтесь недостатками ближних», — говорила Елена Уайт группе адвентистских лидеров в 1901 году. «О, я вижу достаточно хищников и стервятников, караулящих мертвые тела… но это не для нас. Нам не следует выискивать погрешности у других. Посмотрите-ка внимательнее на себя, и вы увидите все, что необходимо делать. Если вы обратите внимание на себя и очистите свои души послушанием истине, вам будет что дать людям. У вас появится сила, чтобы поделиться ею с окружающими. Да поможет вам Бог! Я умоляю Его помочь вам, каждому из вас, и помочь мне» (Рукопись 43а, 1901).

Это отличный совет. Слишком долго некоторые читатели Елены Уайт исполняли роль хищников и стервятников, питаясь недостатками и погрешностями ближних, а также всей Церкви. Наша главная задача — исследовать не других, но себя.

В этой связи я должен спросить себя, почему я читаю произведения Елены Уайт. Мне необходимо быть честным с собой в том, что касается моих приоритетов и побуждений. Очень часто я ловлю себя на мысли: «Вот отличный совет для моей жены, моего пастора или моего соседа», тогда как Бог хочет, чтобы я сказал себе: «Это именно тот совет, в котором нуждаюсь я, поскольку я испытываю затруднения в данном вопросе».

Иными словами, мне следует читать так, чтобы Бог мог обращаться к моему сердцу. Мне необходимо подальше отложить желание исправлять члена семьи, собрата по вере или соседа и дать возможность Богу воздействовать на мою жизнь. Мне надо молиться о ясном видении, чтобы я мог не только честно читать, но и осмысленно, с пользой применять совет в моей повседневной жизни. Для этого нужны не только честность и посвященность, но также сила Святого Духа Божьего.