7. Энергия тепла

Библейская термодинамика

Универсальность термодинамики

Может показаться, что термодинамика — довольно расплывчатая и в то же время достаточно узкая наука, не имеющая особой важности в разговорах на библейские темы. Такой вывод как нельзя более далек от истины. В действительности, слово «термодинамика» можно считать синонимом слова «наука», поскольку ее концепции и законы охватывают все научные процессы во всех научных дисциплинах.

Этот термин вошел в обиход с промышленной революцией. Начало современной эре науки и техники положил тот самый момент, когда люди обнаружили, что тепло можно преобразовывать в механическую энергию, и изобрели таким образом первый паровой двигатель. После этого великого открытия быстро исчез старый уклад, в котором основными источниками энергии были лошадь и руки человека. Разработанные впоследствии способы определения количества работы, полученной в процессе преобразования тепла, получили название принципов термодинамики (слово это образовано из двух греческих слов, которые нередко используются в Новом Завете по отдельности, и означает «сила тепла»). Научные исследования продолжались, и вскоре стало ясно, что в природе существуют другие источники энергии, на основе которых может производиться работа. Люди узнали, как использовать электричество, а также магнетизм, звук, свет, химическую энергию, тяготение, упругость и другие виды сил в качестве источников энергии в различных механических устройствах. Физики и конструкторы XIX века вскоре обнаружили, что принципам термодинамики подчиняются все явления и устройства, в основе которых лежит преобразование энергии. Благодаря такой широте применения эти принципы признали универсальными.

Как уже подчеркивалось, в Библии нет тех многочисленных научных заблуждений и анахронизмов, которые приписывают ей недруги. Наоборот, в ней огромное количество стихов, предвосхитивших современные научные воззрения, в том числе два принципа, которые считаются наиболее универсальными из всех известных научных обобщений — первый и второй законы термодинамики.

В других главах нашей книги рассматриваются некоторые научные аспекты этих двух законов, особенно их значение для разрешения дилеммы сотворение — эволюция. В этой главе будет показана их важность прежде всего в библейском и богословском аспектах, хотя, по мере необходимости, мы будем использовать и научные данные.

Подобно всем остальным научным «законам», эти два — всего лишь эмпирические обобщения, основанные на сопоставлении большого количества научных данных. В принципе не исключена возможность, что их придется видоизменить или вообще отказаться от них, если факты, открытые позднее, будут им противоречить- Тем не менее в основу этих законов легло такое огромное количество подтверждающего материала при таком разнообразии изученных физических систем, что практически все рассудительные ученые считают их самыми стабильными законами в науке. Если в науке вообще есть законы, лучшим их примером являются эти два. Тем не менее, большинство ученых не замечают или не понимают важности и глубокого смысла законов термодинамики.

Первый закон термодинамики

Первый закон нередко называют законом сохранения энергии.[82] Под энергией подразумевается «сущность, которая производит или может производить работу». Работа пропорциональна величине силы и расстоянию, на котором действовала эта сила. Самый плодовитый американский популяризатор науки, биохимик и гуманист Айзек Азимов характеризует первый закон термодинамики так:

…Короче, можно сказать: «Энергию можно переместить из одного места в другое или преобразовать из одной формы в другую, но нельзя ни создать, ни уничтожить». Иначе говоря: «Общее количество энергии во Вселенной постоянно».

Этот закон считается самым глубоким и самым фундаментальным обобщением по отношению ко Вселенной, которое когда-либо удавалось сделать ученым.

Никто не знает, почему энергия сохраняется, и никто не может быть абсолютно уверенным в том, что она действительно сохраняется во Вселенной везде и при любых обстоятельствах. Можно лишь сказать, что век с четвертью ученые проводили тщательные измерения и им не встретилось ни одно нарушение закона сохранения энергии ни вокруг нас, ни в небесах над вами, ни в атомах внутри вас.[83]

Если считать, что масса по своей сущности отличается от энергии, то первый закон можно изменить так, чтобы он учитывал и массу: «общее количество энергии и массы во Вселенной» — допуская возможность преобразований масса — энергия, как, например, в термоядерных реакциях. За исключением последней возможности, общая масса во Вселенной также не изменяется.

Помимо этого, в физике существуют и другие законы сохранения (например, момента, электрического заряда), уже не говоря о повсеместно соблюдаемом в биологии принципе: «подобное производит подобных» (то есть основные виды растений и животных производят только себе подобных и никогда — новый вид). По-видимому, не должно быть никаких сомнений, что в мире, который изучает наука, сущности всегда сохраняются и никогда не создаются и не уничтожаются. (Может показаться, что исключением из этого правила является вымирание видов в биологии, но следует помнить, что в генетике сохранению подлежит код, а не индивидуум и даже не «род», выстроенный на этом коде.)

Второй закон термодинамики

Второй закон термодинамики можно выразить различными способами, каждый из которых по сути своей эквивалентен другим. За независимым определением снова обратимся к Азимову (который является не креационистом или теистом, а атеистом и эволюционным гуманистом). Он говорит так:

Мы можем сказать: «Ни одно устройство не может совершать работу, если в связанной с ним системе энергия распределена равномерно, независимо от объема используемой энергия».

Это одна из возможных формулировок так называемого второго закона термодинамики. Формулировок много, все они эквивалентны, хотя, чтобы показать эквивалентность некоторых из них, требуется очень глубокое знание математики в физики.[84] Далее Азимов приводит еще одно очень яркое определение:

А вот другая формулировка второго закона: «Беспорядок во Вселенной постоянно увеличивается».

С такой точки зрения, второй закон есть все, что окружает нас. Нам приходится потрудиться, чтобы убрать комнату, но если оставить ее на произвол судьбы, она очень быстро и без каких-либо усилий снова придет в беспорядок. Даже если мы не будем в нее заходить, она станет пыльной и грязной. Как трудно поддерживать дома, машины и наши собственные тела в полноценном работающем состоянии и как легко позволить им обветшать! Фактически нам ничего не нужно делать — и все обветшает,

разрушится, сломается и износится само по себе. Об этом и говорит второй закон.[85]

Второй закон, несомненно, не менее универсален, чем первый. Ветшает все, причем само по себе! Более того, как и в случае с первым законом, никто не знает, почему так происходит — просто события развиваются именно так. Азимов особо упоминал «Вселенную» и говорил об увеличивающимся в ней беспорядке, и он

же говорил, что именно во Вселенной общее количество энергии сохраняется постоянным.

В любую так называемую «открытую» систему меньшего, чем Вселенная, размера, безусловно, можно внести энергию, массу или порядок за счет уменьшения энергии и т.п. за ее пределами, но это лишь кажущееся исключение из закона. Условия, при которых может создаться видимость такого нарушения, мы обсудим позднее. Сейчас же мы можем сказать, что эти законы распространяются:

1. На всю Вселенную без исключения, насколько это позволяют установить научные наблюдения.[86]

2. На частную и (теоретически) изолированную от Вселенной систему без исключения, как показывают все научные измерения.

3. На отдельную «открытую» систему в большинстве случаев и всегда при нормальном протекании процессов в этой системе;

исключения возможны лишь при определенных особых условиях (которые всегда оговариваются), да и то ценой компенсирующих изменений во внешней среде, что не отменяет действия этих двух законов во Вселенной как едином целом.

Говоря о втором законе, необходимо сказать, что такое энтропия. Обычно энтропия системы выражается математически, поэтому ей трудно дать определение, не обращаясь к математическому описанию конкретной системы. Однако в общих чертах энтропию можно определить как математическую функцию, количественно выражающую «беспорядок» или «недоступность энергии» (в зависимости от задачи могут быть использованы другие термины) в системе. В любом случае, второй закон утверждает, что энтропия любой системы либо увеличивается (в изолированной или универсальной системе), либо склонна к увеличению (в отдельной открытой системе).

Более того, как заметил Азимов, второй закон, а в частности, его количественную характеристику, энтропию, можно описать различными способами, эквивалентными друг другу и взаимозаменяемыми. Применительно к физическим системам энтропия — это обычно:

1. Мера увеличения в системе недоступности энергии для совершения полезной работы (классическая термодинамика).

2. Мера увеличения беспорядка, уменьшения вероятности распределения или степени организации компонентов системы (статистическая термодинамика).

3. Мера внесения ошибок в информацию при передаче кодового сообщения через систему (информационная термодинамика).

Таким образом, энтропия — это количественная оценка бесполезной энергии в системе, совершающей работу, беспорядок в структурированной системе или «помехи» в информационной. Все три способа используют однотипные математические формулировки и, таким образом, по сути эквивалентны.

Понятие энтропии можно расширить. В биологических системах такие явления, как болезни, смерть и вымирание представляют собой последствия проклятия. Другой пример — тенденция жизнеспособных некогда сообществ к упадку и разложению в социальных и экономических системах. Еще один пример — превращение сильной и ревностной веры в вялость и отступничество в религиозных системах.

Итак, ясно, что первый и второй законы термодинамики — чрезвычайно важные всеобщие принципы. Совершенно не ограничиваясь тепловыми машинами, как можно было бы заключить из названия, они распространяются на множество явлений, связанных со всеми сферами человеческого знания — а ведь всеобщее следствие требует всеобщей причины!

Богословский аспект

Пришло время рассмотреть два универсальных для всей Вселенной закона термодинамики в богословском аспекте. При поверхностном рассмотрении первый закон приводит к выводу, что масса/энергия Вселенной вечны, поскольку в рамках естественных процессов, установленных законом, они не возникают и не исчезают. Второй закон при поверхностном рассмотрении приводит к выводу о грядущей смерти Вселенной (не об исчезновении ее, а о прекращении всех процессов и крайнем хаосе), поскольку сейчас Вселенная неумолимо движется в этом направлении.

Но настоящий смысл двух законов — глубоко богословский. Если бы материя действительно существовала вечно, то, согласно принципам, установленным этими законами. Вселенная уже была бы мертва. Она неудержимо скатывается к хаосу, в ее движение получило название «стрелы времени», и эта стрела направлена вниз! Надвигающийся конец Вселенной, ее неотвратимую участь нередко называют «тепловой смертью», поскольку все ее звезды, в том числе Солнце, выгорят, а вся космическая энергия высокого уровня распределится по космосу, в котором повсеместно установится одинаково низкая температура. Энергия не исчезнет, просто ее уровень везде сравняется, а в результате невозможно будет никакое совершение работы.

Итак, если Вселенная еще не «мертва» и если она в конце концов «умрет», значит, время имело начало! Если бы время простиралось в прошлое до бесконечности. Вселенная была бы уже мертва. Таким образом, второй закон убедительно свидетельствует, что Вселенная времени, пространства и материи (Вселенная — это «континуум», ее пространство и материя существуют только во времени), по крайней мере в нынешней форме, должна была появиться в какое-то «нулевое» время.

Первый закон, со своей стороны, недвусмысленно утверждает, что Вселенная не могла зародиться сама по себе! Второй закон говорит, что должно было совершиться творение, а первый закон — что Вселенная не могла сотворить себя сама.

Единственный выход из этого тупика — признать, что «в начале сотворил Бог небо и землю». Бытие 1:1 — самое глубокое научное утверждение из всех когда-либо написанных. Все системы и процессы космоса подтверждают его истинность. Два закона термодинамики, эти подтверждаемые самыми лучшими из возможных доказательств самые универсальные обобщения науки, распространяются на все природные процессы и являются непреходящим свидетельством того, что Вселенная в ее настоящем виде должна иметь начало и что причина появления Вселенной должна быть трансцендентна ей и способна создать всю бесконечную по протяженности, непрекращающуюся по продолжительности и неограниченную в разнообразии и сложности Вселенную.

Эта великая Первопричина должна обладать способностью создать весь комплекс следствий, составляющих космос пространства, массы и времени. К ним относится бесчисленное количество доступных пониманию сложных систем, несметное множество звезд и солнц практически неисчерпаемой энергии, огромное разнообразие живых организмов и человеческих существ, которые думают, чувствуют, пытаются чего-то достичь и любят. Таким образом, эти два закона можно свести в один великий закон причины и следствия, четко указывающий, что не имеющая причины Первопричина Вселенной — это бесконечная, вечная, всемогущая, всеведущая, живая, целенаправленная, любящая Личность.[87]

Уход от науки

Итак, универсальный богословский смысл двух законов ясно подтверждает глубину слов Бытия 1:1. Поскольку и наука, и Писание показывают, что изначальным Творцом всего сущего был всевышний Бог, не прийти к этому выводу можно, только прибегнув к эволюционной метафизике.

Однако одно дело — отвергать Писание, опираясь на философию, и совсем другое — в то же самое время отрицать науку. В обществе, ориентированном на науку, это можно осуществить, только замаскировав метафизику так, что она начнет казаться наукой. Именно это и пытались сделать эволюционные «космогонисты» с помощью своих космогонии неизменного состояния и большого взрыва.

Но обойти второй закон не так-то просто. Все наблюдаемые процессы и системы, действующие в пространстве и времени, подчиняются второму закону, который указывает на сотворенное происхождение всех естественных процессов и систем (или, более общо, энергии и массы), а также самого пространства и времени через сверхъестественное событие или процесс.

Конечно, столь нежелательного для некоторых вывода можно избежать при непременном условии, что какой-нибудь процесс или система, действуя либо в ненаблюдаемом пространстве, либо * в ненаблюдаемое время, может «естественным» путем обойти второй закон. Первое предположение (что второй закон недействителен для естественного процесса, протекающего в ненаблюдаемом пространстве) приводит к одной из форм так называемой теории неизменного состояния. Второе предположение (что второй закон недействителен для естественного процесса, идущего в ненаблюдаемое время) приводит к одной из форм так называемой теории большого взрыва.

По своей сути эти теории, если их можно так называть, не могут быть научными, поскольку процессы, на основе которых они выведены, абсолютно ненаблюдаемы. Во всем наблюдаемом пространстве и времени все естественные процессы подчиняются второму закону. Следовательно, не подчиняться второму закону могут только противоестественные процессы. Эволюционные метафизики могут тешить себя семантическими играми, пытаясь уйти от выводов о сверхъестественности фундаментальных процессов сотворения, но единственное, что им остается, — оперировать воображаемыми неестественными процессами!

Радует, что по крайней мере некоторые из эволюционных космогонистов отдают себе в этом отчет, хотя большинство продолжает прятать свои антинаучные предположения за ширмой впечатляющего математического аппарата, пытаясь придать своим усилиям наукообразный вид.

Космогония неизменного состояния сейчас в немилости почти у всех космогонистов, поэтому нам нет необходимости надолго останавливаться на ней. Достаточно сказать, что ход ее предполагаемых неестественных процессов (например, непрерывное «сотворение» атомов водорода — или другой формы материи или энергии — из ничего где-то в безднах межзвездного пространства) нарушает оба закона термодинамики.

За прошедшие десять лет практически все эволюционные астрономы склонились к той или иной форме космогонии большого высокотемпературного взрыва. Причина такой перемены разбиралась в главе 5. Здесь же нам достаточно обратить внимание на то, что эта гипотеза все равно предполагает существование таких процессов, которые не только ненаблюдаемы, но и неестественны и протекают противоречащим второму закону образом. Известный популяризатор математической астрофизики и космогонии Пол Дейвис из лондонского Королевского колледжа недавно указал на это в своей замечательной статье, опубликованной в Новом научном журнале. Профессор Дейвис сперва указывает на ту проблему, которую мы обсуждали:

Изначальное возникновение всей упорядоченности во Вселенной представляет собой величайшую загадку. Каким образом была заведена пружина космических часов, если второй закон термодинамики предсказывает ее асимметричное раскручивание в сторону увеличения беспорядка? Нет недостатка в свидетельствах, что первозданная Вселенная не была упорядочена, пребывала в совершенном хаосе. Остаток первобытного хаоса сохранился до наших дней — в виде непонятного космического излучения, которое считают последним, исчезающим реликтом докосмического тепла, а характеристики его спектра показывают, что в первые мгновения Вселенной ее космологический материал был совершенно бесструктурным.[88]

Таким образом, не только первозданный взрыв ненаблюдаем с научной точки зрения, но и объективные данные (например, расширение Вселенной, реликтовое излучение, энергия, доступная для ядерного синтеза, и т.д.), на основе которых псевдонаучно постулируют теорию большого взрыва, подчинены второму закону и, следовательно, вряд ли грозят будущими эволюционными переменами в космосе.

Остается надежда на первые минуты взрыва — когда энергия и плотность были (вероятно) достаточно высокими, чтобы второй закон не выполнялся. Дейвис продолжает свои рассуждения такими словами: «Чтобы обнаружить механизм завода космических часов, необходимо исследовать процессы, протекавшие в промежутке от одной секунды до десяти минут с начала взрыва. К сожалению, расширение в настоящее время идет слишком вяло, оно уже не имеет обновляющего действия, поэтому Вселенная, по-видимому, обречена на постепенное раскручивание до тех пор, пока в ней не прекратятся сколько-нибудь организованные процессы. Интересный и разнообразный мир нашего опыта будет постепенно уничтожен».[89] Но как обнаружить естественный процесс подзавода, если все наблюдаемые процессы в природе раскручивают пружину? Сделать это, как признается Дейвис, мы не в состоянии!

До сих пор предполагалось, что процесс перераспределения случаен. Но откуда нам известно, что Вселенная, образовавшаяся в результате большого взрыва, была хаотичной, так что последующие столкновения и взаимодействия субатомных частиц обязательно повлекли за собой окончательное уничтожение порядка, который мог появиться? Если чудо большого взрыва включало в себя и чудесное субатомное упорядочение, то случайное перераспределение придется заменить упорядоченной перестановкой.[90]

Так вот каков ответ! Должно произойти «чудо большого взрыва» и «чудесное субатомное упорядочивание» с «упорядоченной перестановкой» субатомных частиц!

Поистине, признание доступного пониманию чуда сверхъестественного творения и формирования могло бы сделать концепцию большого взрыва реальной, но ведь естественным способом такое произойти не может. И если уж мы готовы признать, что в начале все было сотворено чудом, к какой же извращенной логике (или даже метафизическим уверткам) мы должны прибегнуть, чтобы исключить существование чудесного Творца?

А если мы признаем существование сверхъестественного Творца, то почему бы не позволить Ему одновременно сотворить и упорядочить космос и перейти сразу же к воплощению той цели, ради которой Он, собственно, и начал все это? Зачем принуждать Его растягивать сотворение на мучительные тысячелетия только для того, чтобы не противоречить эволюционным умозаключениям, которые ни в малейшей степени не подкрепляются ни научными, ни библейскими свидетельствами? Если Творец, потратив десять минут на чудесное созидание, действительно ждал бессчетные миллиарды лет всемирного разложения, прежде чем сотворить человека «по образу Своему», то Он, несомненно, избрал самый расточительный, неэффективный и жестокий путь к достижению Своей цели.

В действительности же абсолютно все достоверные данные как истинной науки, так и истинной логики полностью согласуются с библейской посылкой: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Это ясное основополагающее заявление подтверждают и многие другие недвусмысленные утверждения Писания:

…В шесть дней сотворил Господь небо в землю, а в день седьмый почил и покоился (Исх. 31:17).

Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их. Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс. 32:6,9).

…Ибо Он повелел, и сотворилось (Пс. 148:5). …Словом Божиим небеса и земля составлены (2 Пет. 3:5).

Верою познаём, что веки устроены словом Божий.., так что из невидимого произошло видимое (Евр. 11:3).

Писание о происхождении двух законов

Как признал Айзек Азимов (см. выше), «никто не знает, почему энергия сохраняется». Никто не знает и почему возрастает энтропия. Мы знаем только, что, согласно всем научным измерениям и наблюдениям, энергия сохраняется, а энтропия возрастает, и, насколько известно, исключений из этого правила нет. Перед нами два наиболее подтвержденных и наиболее широко действующих научных обобщения, но никто не знает, почему они справедливы!

То есть не знает с научной точки зрения. С богословской и библейской точек зрения все «почему» абсолютно ясны и определенны. Писание не только предвосхитило открытие этих двух законов, но и объяснило причины, по которым они являются законами.

Рассмотрим первый закон. В настоящее время энергия не появляется, потому что «совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал… в оный [день] почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2-3).

Так и в ныне существующем космосе ничто не исчезает, потому что Творец (не кто иной, как вечный Сын Божий, Господь Иисус Христос) держит «все словом силы Своей» (Евр. 1:3).

В течение шести дней творения Бог сотворил и создал все. Таким образом, очевидно, первый закон еще не действовал. Однако когда Бог «совершил дела Свои», Он увидел, что Вселенная «хороша весьма» (Быт. 1:31). Уже ничего не нужно было добавлять, ничто не нуждалось в исправлении. Поэтому в Свой первый великий день отдыха (евр. sabbath — отдых) Бог установил Свой закон сохранения, и космические процессы подчиняются ему с тех пор и до наших дней!

Собственно говоря, не только сотворенные энергия и материя были предназначены для сохранения после недели творения, но и энтропия. Все было «хорошо», поэтому сущности, измеряемые энтропией (беспорядок, энергопотери, помехи, дезинтеграция, возмущение, смерть и т.д.), тогда не могли возрастать так, как они возрастают сейчас. Разложение и смерть — это не «хорошо».

В течение периода сотворения Бог не только «творил» (евр. bага), но и «создавал» (yatsar) и «созидал» (asah). Таким образом, совершаемые Им деяния были прямой противоположностью процессам, подчиняющимся теперь двум законам. То, что Он делал тогда, было процессами сотворения и формирования, теперь же все процессы являются процессами сохранения и распада. В течение недели творения Бог образовал не только энергию и материю, но еще и порядок и структуру и предопределил всем им сохраняться впоследствии.

Однако это ни в коем случае не означает, что порядок не уменьшался ни при каких обстоятельствах. Например, Бог специально приготовил травы, зелень и плоды растительного царства в пищу как людям, так и животным (Быт. 1:29,30; 2:9,16). В ходе усвоения такой пищи протекали различные процессы переработки и пищеварения, за которыми следовал распад структуры съеденного растения (которое, кстати, в результате не «умирало», поскольку не обладало nephesh, «душой» или «жизнью», как обычно это слово переводят с древнееврейского; только люди и животные получили nephesh, см. Бытие 1:21; 2:7).

Однако даже если в первозданном творении и существовали так называемые процессы распада (например, пищеварение, трение, эрозия почвы и горных пород, затухание волн и т.д.), их непременно уравновешивали компенсирующие процессы в каком-нибудь другом месте либо внутри отдельной системы, либо (что, вероятно, происходило чаще) в соседней системе, и потому энтропия всего мира оставалась постоянной. В настоящее время энтропия Вселенной возрастает, но в идеальном случае она должна была сохраняться наравне с энергией. При таком положении дел эффективность каждого процесса и каждой машины была бы 100% и поступающая к ним энергия, полностью преобразовывалась бы в полезную работу. Даже тепловая энергия, используемая в механизмах, где сейчас действуют силы трения, была бы абсолютно производительной, так что никакая ее часть не терялась бы. Детали машин не изнашивались бы, живые организмы «взрослели* бы только до времени наибольшей подвижности и производительности, каждый мог бы без труда придумывать и строить вечные двигатели!

Сказанное выше неточно, неполно и, безусловно, относится к области воображения, но все же недалеко от истины. Всеведущий и всемогущий Бог замыслил все «хорошим весьма». Его первый закон говорил, как и сейчас, о сохранении массы/энергии во всех системах, а второй закон — о сохранении энтропии во всех системах.

Но во второй закон было внесено радикальное изменение! В первоначальном творении Бога смерть жизни чувствующей — животной или человеческой — не была предусмотрена. Плоть животных и человека, как и все физическое творение Божие, была создана Богом из «праха земного» (основных элементарных частиц во Вселенной пространства и времени), который мановением Его руки превратился в чрезвычайно разнообразные и сложные системы, самыми сложными из которых являются человеческое тело и мозг.

Но сейчас все возвращается обратно в прах, согласно второму закону термодинамики. «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22).

И опять на вопрос «почему» можно ответить только с богословской точки зрения. Библейский ответ: грех человека и проклятие Божие. Бог предупредил Адама и Еву, что непослушание Его слову повлечет за собой смерть (Быт. 2:16-17), но они предпочли поверить не слову Бога, а слову сатаны и тем допустили смерть в этот мир. Об официальном оглашении той формулировки второго закона, которая действует после грехопадения, можно прочесть в Бытии 3:17-20: «Проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься».

Проклятие распространилось и на окружение человека. Человек внес духовный беспорядок в свое собственное владение; и Бог соответственным образом допустил в это владение физический беспорядок, соответствующий его духовному состоянию.

Божественное проклятие было не только наказанием, но и уроком. Оно было наложено «во благо человеку». Мир, в котором нет наказания за грех, борьбы за выживание и сцен страдания и смерти, возможен только для существ, находящихся во всестороннем общении с Творцом. Но что касается творений, которые намеренно нарушили это общение, то их совершенный мир только побудил бы вечно упорствовать в своем бунте и даже усугубил бы его.

Таким образом, если мы правильно понимаем Писание и науку, то должны считать, что второй закон термодинамики, по крайней мере в его современной форме, начал действовать в тот трагический день, когда Адам согрешил и пришла «смерть чрез человека» (1 Кор. 15:21). «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12).

Проклятие не только поучительно, но еще и эсхатологично. Оно обращает нас к будущему — к тепловой смерти, ожидающей Вселенную, а также к прошлому, указывая на замысел Творца, Который никогда не позволит Вселенной умереть! «Потому что тварь покорилась суете [или, лучше, предалась бессмысленным делам] не добровольно, но по воле покорившего (ее), — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:20-21).

Грядет великий день, когда «ничего уже не будет проклятого» (Отк. 22:3). В нынешнем же веке, со времен Едема, «вся тварь совокупно стенает и мучится» (Рим. 8:22).

Библейские указания на первый закон

В дополнение к уже приведенным фундаментальным положениям Писания, говорящим о полноте и неизменности творения, в Библии имеются другие многочисленные стихи, касающиеся принципа сохранения энергии. Они не используют научный жаргон, который меняется от поколения к поколению, однако все равно выражают неподвластную времени мысль о том, что Бог бережет Свое законченное творение, предназначив ему выполнить все задуманные Им цели. Ниже приводится много стихов, в которых говорится о том или ином аспекте великого принципа сохранения Божьего завершенного творения.

Стихи о Божьем отдыхе после завершения творения

Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, в почил в день седьмых от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмых день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил в созидал (Быт. 2:1-3).

Ибо в шесть дней создал Господь небо в землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх. 20:11).

…Потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмый почил и покоился (Исх. 31:17).

…Дела Его были совершены еще в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом дне так: «и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих» (Евр. 4:3-4).

Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дед своих, как и Бог от Своих (Евр. 4:10).

К этим стихам можно было бы добавить огромное количество высказываний о Божиих делах творения, и все они в прошедшем времени (например. Кол. 1:16). Важно, что Библия никогда не говорит о сотворении физической Вселенной или живых существ в ней как о процессе, продолжающемся по сей день. Оно всегда

представляется делом, совершенным в прошлом, и этому в точности соответствуют законы термодинамики.

Стихи, указывающие. что Бог хранит завершенное творение

…Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие (Неем. 9:6).

Поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет (Пс. 148:6).

Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? …По множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает (Ис. 40:26).

Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1:17).

А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются… (2 Пет. 3:7).

И Он есть прежде всего, и все Им стоит [букв. сохраняется] (Кол. 1:17).

Сей, будучи сияние [букв. излучение] славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей… (Евр. 1:3).

Стихи о неизменности сотворенных родов живых организмов

И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так (Быт. 1:11).

И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее (Быт. 1:21).

И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их (Быт. 1:25).

Не может, братия мои, смоковница приносить маслины, или виноградная лоза смоквы: также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду (Иак. 3:12).

И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц (1 Кор. 16:87-39).

Можно ли показать, что из принципа сохранения массы/энергии выводится принцип сохранения генетического кода каждого сотворенного «рода», — это вопрос будущих креационных исследований, но принцип божественного сохранения завершенного творения прекрасно охватывает оба принципа, а с ним согласуются и все известные факты физики и биологии.

Стихи, говорящие как о завершенности, так и о неизменности

Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас (Ек. 1:9-10).

Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек; к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить; и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его. Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было; и Бог воззовет прошедшее (Ек. 3:14-15).

Кто исчерпал воды горстию своею, и пядию измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы? (Ис. 40:12).

Библейские указания на второй закон

Принцип распада упоминается в Библии почти так же часто, как и принцип сохранения. Мы уже говорили, что ключевое место здесь — Бытие 3:14-19, где говорится о божественном проклятии, которое пало на все творение из-за неповиновения владевших им людей, Адама и Евы.

Мы также говорили, что принцип энтропии выражается очень разносторонне — как потеря полезной энергии, упорядоченности или информации. Он применим ко всем процессам, органическим и неорганическим; многие учитывают его сегодня даже по отношению к социальным и экономическим системам. Так и Библия показывает, что процесс распада универсален.

Стихи о смерти всего космоса

В начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду. Ты переменишь их, и изменятся. Но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся (Пс. 101:26-28; см. также Евр. 1:10-12).)

Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут; а Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет (Ис. 51:6).

Небо и земля прейдут [букв. проходят], но слова Мои не прейдут (Мф. 24:35; ср. Мк. 13:31; Лк. 21:33).

И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2:17).

Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее), — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8:20-22).

Слова «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое (Евр. 12:27).

Стихи о смерти всех живых организмов

Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями. Как цветок, он выходит, и опадает; убегает, как тень, и не останавливается (Иов 14:1-2).

Дни человека как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его (Пс. 102:15-16).

Потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества пред скотом; потому что все — суета! Все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в прах (Ек. 3:19-20).

Всякая плоть — трава, и вся красота ее как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ — Трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно (Ис. 40:6-8; см. также 1 Пет. 1:24-25).

Стихи о смерти личности

Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук. Дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет;

и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим (Пс. 89:9-10).

Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся (Ис. 40:30-31).

Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1:15).

Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7:23-24).

Стоит отметить, что во многих приведенных выше стихах распаду рассматриваемой системы (будь то космос, животное или человек) нередко противопоставляется стабильность и неизменность ее Творца и предоставляемых Им духовных даров. Тот, Кто установил закон распада, в силу самого этого факта имеет над ним власть.

Старение и смерть

Физические и химические процессы, протекающие в организме, управляют даже живыми системами, хотя их обычно не связывают с термодинамикой, которую большинство людей считает исключительно физической наукой. Таким образом, принципы термодинамики непременно соблюдаются и в живых организмах, и в неорганических системах. Многое указывает, что они каким-то образом управляют даже социальными системами, а некоторые современные социологи и экономисты усиленно пытаются воспользоваться принципом энтропии в изучении человеческого общества.

Следует отметить, что естественные процессы удобно разделить натри категории: физические, биологические и социологические. Это деление соответствует тройственному делению наук на физические: физику, химию, геологию, машиностроение, астрономию и т.д.; биологические: зоологию, физиологию, медицину и т.д.;

и гуманитарные: психологию, социологию, антропологию, экономику и т.д. Два закона термодинамики, ввиду своей универсальности, применимы ко всем трем категориям.

Оба закона предполагались уже в трех великих актах сотворения ex nihilo, описанных в Бытии 1 и обозначенных древнееврейским глаголом bara, — в сотворении физической Вселенной (Быт. 1:1), живой Вселенной (Быт. 1:21) и Вселенной «духа» или, лучше, образа Божьего в человеке (Быт- 1:28). Царство неживой природы — «тело», царство живой природы — «тело и душа» (евр. nephesh), царство человека — «тело, душа и дух».

Что касается человека, то закон энтропии затрагивает его непосредственно и весьма болезненно: он открывается человеку в виде старения и смерти. Конечно, биологическое старение и смерть ожидают также животных. С богословской точки зрения, смерть — это следствие греха человека (Рим. 5:12) и последующего проклятия Богом всего творения (Быт. 3:17-20; Рим. 8:20-22), но до сих пор не ясно, какие именно физические механизмы вызывают старение и смерть. Этому важному вопросу было посвящено немало теорий и научных исследований, но, тем не менее, известно о нем очень немногое. Каковы бы ни были особенности этого процесса, в принципе он должен быть связан с роковым вторым законом термодинамики. То же можно сказать и обо всех организмах: даже если они на наших глазах растут и развиваются, все равно процесс старения, заложенный во втором законе, приведет их в конце концов к старению и смерти.

Процесс старения, хотя он и является объектом пристального внимания и изучения, до сих пор остается загадкой. Более того, по-видимому, невозможно никаким образом остановить его. «Мы часто слышим, что продолжительность жизни среднего американца резко возросла в последние годы благодаря достижениям медицины, и это действительно так. Однако максимальная продолжительность человеческой жизни не изменялась, по-видимому, с библейских времен, и единственное, что удалось сделать всей современной медицине, так это повысить долю людей, продолжительность жизни которых близка к максимальной».[91]

Одна довольно разумная теория предполагает, что старение связано прежде всего с мутациями в различных клетках тела, или «соматическими» мутациями. Это непредсказуемые, случайные изменения в структуре клеток тканей и органов тела (не в зародышевых клетках), вызванные радиацией или другими воздействиями окружающей среды. Поскольку мутации вносят случайные изменения в высоко упорядоченную структуру клетки, они, естественно, приводят к тому, что клетка исполняет свою задачу менее эффективно. По мере того как мутации накапливаются, какой-нибудь орган или все тело может оказаться нежизнеспособным, и следует смерть. Кертис говорит: «Подавляющее число мутаций, безусловно, должно оказывать пагубное воздействие, поэтому если органы стареющих животных содержат значительное количество клеток, которые затронула мутация, то эти органы практически наверняка действуют менее эффективно, чем могли бы».[92]

Было экспериментально показано, что радиоактивный фон окружающей среды вызывает мутации и ускоряет процесс старения, и представляется вероятным, что эти два следствия непосредственно взаимосвязаны. Таким образом, до тех пор, пока нельзя будет существенно уменьшить внешнюю радиацию, проникающую в земную атмосферу из космоса — в основном от Солнца, скорее всего, нельзя будет существенно увеличить и максимальную продолжительность жизни человека.

Получается, что солнечные лучи, питающие своей энергией все жизненные процессы на земле, в то же время, по-видимому, вызывают и смерть каждого организма!

Если организм умирает из-за того, что в клетках тела накапливаются мутации, то, казалось бы, позволительно сделать вывод, что смерть может распространиться и на весь вид, поскольку мутации накапливаются и в зародышевых клетках. Но эти клетки защищены гораздо лучше других клеток тела, а следовательно, радиация извне затрагивает их гораздо меньше, и виды продолжают существовать, хотя отдельные организмы умирают. Кертис заканчивает выводом: «Полагают, что соматические клетки подвержены мутациям в гораздо большей степени, чем половые, именно по этой причине отдельный организм умирает, а вид выживает».[93]

Итак, вид в целом живет дольше, чем отдельный организм. Тем не менее, время от времени мутации затрагивают и зародышевую клетку, что также приводит к печальному результату. Поскольку эти изменения передаются по наследству, в конечном итоге они должны повлечь за собой вырождение самого вида и, возможно, даже его вымирание через какое-то время. Этим в какой-то мере объясняется исчезновение многих видов животных, которые когда-то населяли землю, и то, что ископаемые предки большинства современных видов выглядят более крупными и жизнеспособными.

Генетические мутации почти всегда наносят вред животным, у которых они появились, о чем свидетельствует следующий вывод:

Мутационный процесс в конечном итоге поставляет материал для адаптации к изменяющейся среде. Генетические вариации, увеличивающие репродуктивную приспособленность популяции к окружающей среде, сохраняются и приумножаются в процессе естественного отбора. Вредные мутации устраняются быстрее или медленнее в зависимости от вреда, который они несут. Высокоэнергетические излучения, такие, как рентгеновские лучи, увеличивают процент мутаций. Мутации, вызванные радиацией, случайны в том смысле, что .никак не обусловлены приспособленностью несущих их организмов. Случайно вызванные мутации почти всегда вредоносны. В такой сбалансированной и сложной системе, как геном организма, случайное изменение чаще всего уменьшает, а не увеличивает упорядоченность или полезность информации в системе.[94]

Несмотря на это, эволюционисты надеялись, что в популяциях организмов редко, но могут происходить благотворные96 мутации, которые сохраняются с помощью естественного отбора, в результате чего жизнь постепенно принимает высшие, лучше организованные и более сложные формы. Подобные замечательные умозаключения, очевидно, вполне соответствуют полету мысли эволюционистов, хотя недопустимы в приземленном статистическом и научном анализе.

Должно быть очевидным, что мутации — отличная иллюстрация принципа энтропии в действии. Накопление мутаций в организме либо в популяции неизменно приводит к снижению организованности индивидуума или вида, а при достаточно долгой продолжительности и к его смерти. Принципы термодинамики очевидно распространяются на биологические системы и процессы всех уровней.

Соматические мутации, вызванные радиацией, интересны и с другой точки зрения. Если внешняя радиация действительно ускоряет процесс старения и смерти, то вполне вероятно, что окружающая среда, свободная от такой радиации, вполне могла своим воздействием замедлять старение и продлевать жизнь.[95]

Бытие 5 говорит, что до великого потопа жизнь людей исчислялась сотнями лет, а средний возраст патриархов (не считая Еноха, который был взят на небо до смерти) — 912 лет. Библия говорит также о существовании после сотворения «воды над твердью» (Быт. 1:7). По всей вероятности, в допотопную эпоху это водное покрывало являлось обширным пространством, которое было заполнено невидимым водяным паром и располагалось над земной атмосферой (возможно, над стратосферой). Смотрите главу 10, где подобная возможность обсуждается более детально.

Такой водяной шатер, помимо всего прочего, выступал в качестве высокоэффективного радиационного фильтра, который не давал большинству космических, ультрафиолетовых лучей и других форм радиации даже коснуться Земли и в значительной мере препятствовал возникновению мутаций. Некоторые лабораторные исследования действительно подтверждают, что радиация уменьшает продолжительность жизни, и это может послужить по крайней мере частичным объяснением долгой жизни патриархов до потопа.

Рисунок 11. Эволюционная модель.

Эволюция либо по Дарвину, либо с иной точки зрения требует чрезвычайного повышения

упорядоченности с течением времени: от частиц первозданного хаоса до людей современности.

Абсолютный порядок

Рисунок 12. Энтропия и модель творения.

Можно считать, что научный принцип энтропии вытекает из библейского учения о частном сотворении и последующем проклятии творения.

Рисунок 13. Возрастание энтропии в закрытой системе.

Все реальные процессы, протекающие в закрытой системе, всегда приводят к возрастанию энтропии (меры деструктурированности, или беспорядка). Даже если систему открывают, тенденция к дезорганизации сохраняется и может даже усилиться.

Энтропия и эволюция на разных чашах весов

Очевидно, что между эволюционизмом и вторым законом термодинамики существует по меньшей мере одно явное противоречие. Оба они считаются универсальными принципами, применимыми ко всем системам и процессам во Вселенной, и все же эти принципы прямо противоположны! Один из них постулирует универсальное движение ко все большей упорядоченности (рис. 11). Другой — к ее уменьшению (рис. 12). Каким образом Вселенная может одновременно идти вверх и вниз?

Креационисты, безусловно, считают, что научный закон (энтропия) предпочтительнее научного поверья (эволюции). Существование эволюции нельзя даже проверить опытным путем, поскольку она ненаблюдаема и неповторяема. Принцип же энтропии был проверен и доказан настолько тщательно и полно, насколько вообще может быть доказан научный закон.

Эволюционисты же, безусловно, совершенно не желают смириться с тем очевидным фактом, что они должны отказаться от эволюционного поверья, и потому они попытались найти способы избежать противоречия со вторым законом. Один из них — заявление, будто этот закон по сути статистический, а значит, Может иметь исключения, когда все развивается вместо того, чтобы распадаться. То, что эта возможность — голословные умозаключения, показывает следующая цитата:

Второй закон, который является обобщением опыта, можно опровергнуть только реальной моделью. Другими словами, вопрос, можно ли обойти второй закон термодинамики, является не вполне корректным, и ответ на него можно получить только в случае, если модель включает в себя все детали реального мира. Но на вопрос, можно ли обойти второй закон термодинамики, ответ дать очень легко; пока нет.[96]

Однако, чтобы обойти антиэволюционные выводы второго закона, эволюционисты гораздо чаще прибегают к утверждению, что этот закон применим только к изолированным системам (рис. 13), тогда как Земля — открытая система. Они почему-то думают, что даже если принцип энтропии одерживает победу и Вселенная умирает, эволюционные процессы все равно могут продолжаться на Земле в течение всего геологического времени. Избытка энергии, направленной к Земле от Солнца, говорят они, более чем достаточно, чтобы обеспечить работу эволюционного двигателя на протяжении миллиардов лет, даже если эта энергия иссякает.

Но это рассуждение, которым эволюционисты неловко пытаются отмахнуться от антиэволюционных выводов второго закона, довольно поверхностно и в действительности совсем не отвечает на вопрос. Во-первых, большинство эволюционистов настаивают, что эволюция — всеобщий закон, а не просто временная пертурбация, происходившая на протяжении приблизительно миллиарда лет на небольшой планете. То мечтательное волнение, с которым научные круги разыскивают малейшие свидетельства внеземной жизни (это была одна из главных причин многомиллиардных вливаний в космическую программу), симптоматично для подобной позиции. Но что может быть более очевидным, чем невозможность одновременного всеобщего действия двух законов — эволюции и энтропии? Они абсолютно противоположны друг другу!

Даже если ограничить эволюцию органическими процессами на Земле, все равно второй закон будет свидетельствовать против нее. Хотя законы термодинамики и сформулированы для идеальных изолированных систем, таких систем в реальном мире фактически не существует. Но это не мешает нам применять их и к открытым системам. Помимо необходимости иметь доступ к энергии и открытую систему (это только необходимые, а не достаточные условия), есть еще два непременных условия, без которых в системе не может возрастать упорядоченность. Требуется программа управления «развитием» и механизм сохранения/преобразования для того, чтобы это «развитие» осуществлялось.

Рисунок 14. Возрастание энтропии в открытых системах.

Уравнение термодинамики, описывающее проникновение тепловой энергии в открытую систему (например, солнечной радиации на Землю, Марс или Венеру), показывает, что энтропия системы в этом случае будет возрастать быстрее, чем если бы она оставалась закрытой, пока для такой системы не выполнены некоторые конкретные условия. Следовательно, одного притока энергии в открытую систему недостаточно, чтобы в этой системе возросла упорядоченность.

Свидетельства широкой применимости и универсальности двух законов, в действительности, были получены только при исследованиях открытых систем, поскольку полностью изолировать какую-либо систему (например, от воздействия внешних излучений, исходящих от Солнца и других источников) невозможно. Таким образом, экспериментальная поддержка двух законов основывается на измерениях, полученных с помощью систем того же порядка сложности, что и сама Земля. Выводы второго закона термодинамики безусловно применимы к открытым системам, и для эволюционистов утверждать обратное означает предаваться обскурантизму! Фактически, как показано на рисунке 14, в открытой системе беспорядок обычно возрастает быстрее, чем в закрытой.

Это, конечно, не исключает возможности временного возрастания порядка в некоторых открытых системах. Из семени действительно вырастает дерево, из зародыша вырастает взрослый организм, деревня становится городом и так далее.

Даже на протяжении таких периодов развития в системе продолжают действовать основные процессы распада, которые в конечном итоге возобладают над процессом временного развития. Дерево умирает, взрослый организм умирает, исчезает, в конце концов, даже город. То есть процесс развития является по сути своей неестественным и, следовательно, нуждается в том, чтобы его поддерживали, постоянно внося в систему организованную информацию и энергию из соседних систем.

Человек ведь не только естественным образом растет, но еще и естественно и неизбежно умирает. Чтобы человек мог начать расти и развиваться, прежде всего необходимо участие двух человек, мужчины и женщины, в чрезвычайно сложном процессе оплодотворения. Необходимо, чтобы включился чудесный механизм зачатия, когда происходит удивительно точное соединение двух молекулярных нитей из родительских зародышевых клеток;

кроме того, требуется, чтобы родительские клетки обладали невероятно сложной генетической структурой, которая несла бы в закодированном виде всю информацию, позволяющую включить и регулировать механизм будущего развития организма. И только после этого начинается процесс роста!

Почти невозможно писать о дальнейшем развитии эмбриона в утробе матери, о процессе рождения и всех необходимых процессах метаболизма — пищеварении, циркуляции крови, дыхании и т.д. — без постоянного использования таких слов, как «сложный», «замечательный», «невероятный» и даже «чудесный». Однако эти процессы не могут поддерживаться автоматически. Человек должен постоянно получать от окружающих систем пищу, воду, воздух, солнечный свет, родительские наставления и многое другое. Если организму просто позволить «независимо» существовать, он тут же прекратит развиваться и умрет. Более того, в конце концов он все равно состарится и умрет независимо от того, сколько сил и заботы вложено в него. Дезинтеграция и смерть — естественные процессы, неестественный же процесс роста и развития может начаться и поддерживаться лишь ценой больших усилий, причем только временно.

Этот принцип находит подтверждение всякий раз, когда дело касается какого-либо роста или развития. Помимо необходимых условий — наличия открытой системы и доступной энергии (соблюдающихся для систем на Земле), обязательно должна существовать некоторая основополагающая упорядоченная структура (например, генетический код в семени, молекулярная структура для растущего кристалла, чертежи будущего здания и т.д.), а кроме того, необходимо удивительное единство естественных или искусственных механизмов, обладающих способностью создавать что-либо на основе этой структуры (например, фотосинтез, пищеварение, строительное оборудование и т.д.), в противном случае рост просто невозможен независимо от того, открыта эта система или нет!

В высшей степени наивно полагать, что противоречие между эволюцией и вторым законом можно разрешить, просто сказав, что Земля — это открытая система, а эволюция поддерживается солнечной энергией. Остается без ответа вопрос (на который вообще нет ответа), каким образом солнечная энергия движет эволюцией. Где находится основополагающий информационный код, которым процесс эволюции направляется? Что за чудесный механизм превращает солнечную энергию в продолжающееся тысячелетиями движение от «простейших» воспроизводящихся молекул первозданного океана к существующему ныне сложному миру органической жизни, включая человека? Эволюционисты должны ответить на эти вопросы, прежде чем они будут в праве ожидать, что люди примут их философию. В отсутствие же подобной направляющей структуры и механизма созидания эволюционный процесс абсолютно противоречит научному закону и может поддерживаться только верой в чистую магию!

Представьте себе, например, строительную площадку, по которой раскиданы штабеля стальных балок, мешки с цементом, кирпичи и другие строительные материалы. Чертежи многоквартирного здания еще не готовы, бригада строителей где-то в дороге, строительное оборудование не подвезли, электричество не подведено.

Конечно, во всем этом нет необходимости, ведь строительная площадка и материалы — открытая система! Каждый день они буквально купаются в потоках солнечной энергии, не говоря уже об энергии дождей и ветров, которые гуляют по площадке. Очевидно, что на площадке более чем достаточно энергии для строительных работ.

Зачем же тогда волноваться, идти на расходы, нанимать инженеров, рабочих, покупать механизмы и подводить энергию для строительства здания? Пусть этим займется какой-нибудь эволюционный процесс, ведь мы никуда не торопимся! Солнечная энергия постепенно соберет строительные материалы в нужной последовательности, соединит их, а потом еще и подвезет мебель для офисов. Конечно, на строительство потребуются миллионы лет, но когда-нибудь оно окончится.

Его завершение во много раз вероятнее, чем то, что солнечная энергия, не управляемая ничем, без всякого упорядочивающего механизма создаст весь органический мир.

Человек, дерево или даже простая клетка бесконечно сложнее многоэтажного здания. Обратите внимание на примеры из таблицы 5.

Таблица 5. Возможности систем по естественному увеличению упорядоченности.

В живых организмах и некоторых искусственных системах при увеличении упорядоченности выполняются четыре условия, но они, насколько известно, не соблюдаются ни в каких эволюционных системах

Критерии

Реальные системы

Эволюционные системы

 

Растущее
растение

Постройка
здания

Первая живая
клетка

Популяция сложных
организмов

 

 

Открытая система

Семя

Материалы

Сложная неживая
молекула

Популяция простых
организмов

 

Доступная энергия

Солнце

Солнце

Солнце

Солнце

 

Направляющая программа

Генетический код

Чертежи

Отсутствует

Отсутствует (естественный отбор?)

 

Механизм преобразования

Фотосинтез

Рабочие

Отсутствует

Отсутствует (мутации?)

 

Когда эволюционист предлагает считать случайные мутации и естественный отбор (а это лучшее, что он смог предложить к настоящему времени) механизмом, с помощью которого происходит чудесное строительство, он лишь признается в отчаянном нежелании встретиться со своим Творцом. Ибо случайность — прямая противоположность упорядоченности, мутации —образец механизма, вносящего беспорядок, а естественный отбор — прекрасный пример действующего в природе стабилизирующего принципа! Этими явлениями два закона только подкрепляются и подтверждаются, но никак не опровергаются и не отменяются.

Термодинамика и человеческое поведение

Нам остается рассмотреть лишь сферу, связанную с жизнью человека, его культурой и установлениями, которая формально есть предмет социальных или психологических наук. На первый взгляд непонятно, как термодинамика может воздействовать на эту область духа. Однако Писание говорит: «…ничто не укрыто от теплоты его» (Пс. 18:7, курсив автора).

Конечно, Солнце — только физическое творение, а тепло, которое оно передает Земле, — физическая энергия. Тем не менее, высший источник и хранитель этой энергии — Сам Христос (Ин. 1:3,4), Который также является источником и хранителем нашей духовной жизни и энергии (Ин. 1:9; 1 Ин. 1:7).

Человек пока еще очень плохо разбирается в физиологических механизмах принятия духовных решений, хотя какая-то связь здесь, безусловно, существует. Чрезвычайно сложные электрические цепи в мозге и нервной системе человека действительно имеют отношение к памяти, способности человека усваивать знания и делать выбор. Каждый человек сознает, что его физическое состояние воздействует на его эмоции, и наоборот. Более того, повреждение мозга или нервной системы может привести к полному преображению личности, обычно в худшую сторону. В последние годы были обнаружены свидетельства того, что склонность к правонарушениям и преступлениям коррелирует с определенными биохимическими факторами. Генетические исследования показали, что наследственные факторы влияют не только на физические характеристики, но и на способность к обучению, мышлению и, возможно, даже на способность к восприятию духовных истин.

Хотя многое об этих таинственных явлениях еще только предстоит узнать, не подлежит, по-видимому, никакому сомнению, что физические механизмы некоторым образом воздействуют на духовные и нравственные качества и решения, равно как и на происходящие в нас биологические процессы. А в таком случае, поскольку все подобные механизмы изначально питаются солнечной энергией, Солнце может быть косвенным источником энергии для нашей духовной жизни. И разумеется, идет она в конечном итоге от Господа Иисуса Христа! «…Мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Когда Иисус сказал: «Я свет миру» (Ин. 8:12), — это были не просто слова, содержавшие духовную истину (хотя они, безусловно, ее содержали). В самом полном и окончательном смысле Он через Солнце, отражающее Его славу, является источником всей физической, биологической и духовно», энергии.

Показательно, что человек обычно работает днем, а отдыхает ночью. Показательно также, что «бесплодные дела тьмы» (Еф. 5:11) обычно совершаются ночью. «…Спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью» (1 Фес. 5:7). Присутствие тепла и света Солнца каким-то образом стимулирует производительную и благотворную деятельность, тогда как их отсутствие, по-видимому, приводит к вялости и сну, а нередко — к пиршествам и пьянству, сладострастию и распутству, ссорам и зависти (Рим. 13:13). Четкая причинно-следственная связь между солнечной энергией и всеми особенностями поведения человека еще до конца не изучена, но какая-то связь есть.

С другой стороны, солнечная энергия может вызвать дезинтеграцию и смерть! Слишком долгое воздействие ультрафиолетового излучения, тепла или света Солнца может вызвать рак, солнечный удар или слепоту. Как уже отмечалось, солнечная радиация может стать даже основной причиной соматических мутаций, старения и смерти. Абсолютно необходимая для жизни, она в конечном итоге приводит к смерти! Также и Господь Иисус Христос — «Солнце правды и исцеление в лучах его» (Мал. 4:2) для боящихся имени Его. Но Он же — «огонь поддающий» (Евр. 12:29) для нечестивых и гордых, которых «попалит грядущий день» (Мал. 4:1). Настанет день, когда солнце будет «жечь людей огнем» (Отк. 16:8), когда будут «сожжены обитатели земли, и немного останется людей» (Ис. 24:6).

Во всяком случае, какое бы воздействие в конечном итоге ни оказывало физическое Солнце на духовность и нравственность, жизнь человека, несомненно, подчиняется тем же универсальным принципам сохранения и распада. То есть дух человека (а не только физическая энергия, наполняющая его тело) одновременно и бесконечен, и подвержен тлению. Хотя его временное тело может претерпевать физическую смерть, его дух может продолжать существование и разлагаться вечно: «Неправедный пусть еще делает неправду» (Отк. 22:11). Другие стихи свидетельствуют: «И дым мучения их будет восходить во веки веков» (Отк. 14:11); «…червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мк. 9:48). Каждый человек по опыту знает, что, позволив себе бездумно брести по жизни, он опустится. Он не станет лучше, не будет себя лучше вести, если просто замкнется в себе или, буквально, «энтропирует». Даже такой человек, как апостол Павел, был вынужден сказать: «Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:23).

И если это условие справедливо для отдельных людей, то оно должно быть справедливым и для человеческих установлений. Как ребенок, который становится взрослым, расцветает ненадолго, но в конце концов стареет и умирает, так расцветают и приходят в упадок города, народы, культуры, языки и целые цивилизации. «Жизнь», «язык» и «цивилизация» как категории сохраняются, но отдельные языки, цивилизации и империи приходят в упадок и умирают.

Таким образом, все, чем человек владеет: тело, душа и дух (его физический, биологический и социальный мир) — находится в «рабстве тлению», «совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:21,22). Всеобщее следствие требует всеобщей причины, и этой причиной, несомненно, является Божие проклятие, за грех наложенное на человека и на владение человека (Быт. 3:17-19). Духовный беспорядок, вторгшийся в совершенное творение Божие (Быт. 1:31), привел к установлению всеобщего и векового закона физического и биологического распада, а также смерти. Тем не менее, Божий закон сохранения все еще действует, а мир и жизнь не исчезли.

Сохраняется и надежда, потому что Бог обещал Искупителя! Однажды стенающее творение будет избавлено от рабства тлению и «ничего уже не будет проклятого» (Отк. 22:3). Нынешнее Солнце покажется слабой лучиной в свете нового, которое взойдет в тот день: «…город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец» (Отк. 21:23).

Даже в настоящее время тот, грядущий Искупитель позволяет каждому человеку избавиться от рабства закону тления и смерти. Он Сам понес полное наказание и испытал муки проклятия на кресте, умерев за наши грехи и воскреснув в наше оправдание.

«Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8:2). Этим щедрым даром наделяет человека Святой Дух в ответ на его веру в Господа Иисуса Христа и в Его Слово.

Чтобы отменить принцип распада и смерти для духа (а в конечном счете для тела и души), в человека должна быть занесена новая жизнь, он должен родиться свыше — оттуда, где этот принцип не действует.

Что в современном мире неподвластно этому принципу? Мы все еще пребываем во плоти, значит, это должно быть физически доступным и понятным нашему сознанию; оно, кроме того, должно быть действенным в духовной сфере, но не подчиняться всеобщему закону распада. Единственное, что удовлетворяет этому требованию, — Слово Божие. Оно было открыто и записано, чтобы стать доступным человеку, но в то же время оно вечно, не подвержено тлену и способно, таким образом, принести спасение заблудившимся людям. «Слово Божие живо и действенно» (Евр. 4:12). «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35). «Ибо всякая плоть — как трава… но слово Господне пребывает в век» (1 Пет. 1:24-25). «Все Писание богодухновенно… да будет совершен Божий человек» (2 Тим. 3:16-17). «…Насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» (Иак. 1:21). Снова и снова Библия напоминает нам, что Слово Божие непревзойденно, нетленно и вечно в противоположность всему остальному в мире, подверженном рабству тлена и смерти. «Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего» (Пс. 137:2).

Хотя второй закон показывает, что вся Вселенная постепенно распадается. Тот, Кто сотворил Вселенную и установил ее законы, выше Вселенной и неподвластен ее законам. Трава вянет, но Слово Божие пребывает. Хотя Земля состарится и обветшает, как одежда, спасение Божие пребывает вечно. Слава мира проходит, но те, кто исполняет волю Божию, остаются. Даже молодые слабеют, но те, кто служит Господу, обновляются в силе.

В Библии имеется чудесное место, где очень сжато описывается первозданное закручивание «космической пружины». Со времени грехопадения Адама завод Вселенной постоянно ослабевает, но это значит, что сначала Вселенную необходимо было «завести». Бог должен был зарядить Вселенную колоссальной энергией, прежде чем она начала распадаться. Удивительный порядок Вселенной необходимо было придумать и воплотить, прежде чем он начал скатываться к хаосу. Бесконечную сложность космоса и информацию, необходимую для его функционирования, требовалось распределить и закодировать, прежде чем она стала искажаться и путаться. В Исаии 40:26 говорится об этих трех аспектах Вселенной: «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает». Обратите внимание, что Бог выводит воинство космических явлений «счетом» — то есть в совершенном порядке. Он называет их своими именами, которые соответствуют их предназначению — в них заложена полная информация. Он наделяет их неубывающей силой — возобновляемой энергией.

Системы современного мира могут слабеть, приходить в упадок, разрушаться. Но не их Творец! «Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим»

(Ис. 40:28).

И далее следует один из чудеснейших текстов, когда-либо написанных; глава заканчивается уверением в том, что те же бесконечные энергия, упорядоченность и информация доступны всем людям, которые, как «открытые системы», откроют свои сердца и жизни Господу: «Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся» (Ис. 40:29-31).

Термодинамика и эсхатология

Если бы первому и второму законам термодинамики предлежало сохранять свой всеобщий характер в вечности, эсхатологическое будущее выглядело бы поистине мрачным. Стрела времени указывает вниз, и космос неумолимо движется к окончательной «термодинамической смерти». Солнце и все звезды выгорят, и, очевидно, вся существующая во Вселенной энергия станет бесполезной; единообразие тепловой энергии низкого уровня, при постоянной температуре, воцарится по всей Вселенной. И Вселенная (в соответствии с первым законом) не перестанет существовать, но умрет!

Точнее, умерла бы, если бы не было Творца. Тот, Кто сотворил Вселенную и завел ее часы. Кто фактически распространил на нее сам принцип распада, обрекающий, как сейчас кажется, ее на гибель, достигнет всех Своих изначальных намерений — а в них отнюдь не входит уничтожение Его творения! Вспомним еще раз о грандиозном обетовании из Римлянам 8:20-22.

Тем не менее, драматические перемены еще ожидают Землю. Принцип распада/смерти, который приводит в отчаяние «всю тварь», пока что действует, и причина тому — грех; следовательно, принцип нельзя устранить, пока не произойдет очищения от греха и всех его последствий.

Пророческие Писания предсказывают много глубоких перемен, ожидающих землю и небеса в будущем. Перемены достигнут кульминации в результате хаотизации естественных процессов распада, происходивших с тех самых пор, как Бог наложил проклятие на Свое творение. Апостол Петр описывает будущее так: «…небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят… воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают» (2 Пет. 3:10-12).

Это место трактовали по-разному, хотя оно, очевидно, описывает полное и всеобщее разрушение «нынешних небес и земли» (2 Пет. 3:7). Космос не должен аннигилировать, но возможно, произойдет расщепление атомов, в результате которого масса превратится в теплоту, звук и другие формы энергии. Общая масса/энергия космоса останется неизменной, так что первый закон продолжит действовать. Второй закон также продолжит действовать, с тем лишь исключением, что мощность разрушения будет более всеохватывающей и катастрофической, чем когда-либо с начала мира. Большой взрыв — это не начало Вселенной, как утверждают эволюционисты, а конец ее нынешнего существования, и космос действительно умрет «тепловой смертью», но не по собственной старости, а по божественному наказанию. «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:13).

После Господнего суда великого белого престола (Отк. 20:11-15) Бог сотворит (Ьага, Ис. 65:17) и устроит (asah, Ис. 66:22) новые небеса и новую землю, так что Его творческая сила еще раз найдет себе применение во всей Вселенной.

Все, вплоть до малейших атомов, будет очищено от греховного наследия этого века (например, от окаменелостей в осадочных отложениях земной коры), и «ничего уже не будет проклятого» (Отк. 22:3). Это будут «времена совершения [или, лучше, восстановления] всего» (Деян. 3:21). Идеальные условия непорочного Едема будут восстановлены, причем, без сомнения, в еще большей широте и разнообразии. Второй закон термодинамики будет отменен, и «смерти не будет уже» (Отк. 21:4) нигде во Вселенной ни в какие грядущие века.