16. Бог и народы

Библейская этнология

Этнология как наука (от греч. ethnos, народ) очень широка, она охватывает вопросы происхождения и развития различных народов, народностей и языков мира. В ней объединяются столь несхожие дисциплины, как археология, историческая антропология, лингвистика, демография. Для реконструкции древней истории племен и культур первобытного мира должны быть использованы все инструменты и методы естествознания, социологии и истории. Объект ее исследования настолько широк и значителен, что в одной главе просто невозможно адекватно изложить даже одни только его связи и соотношение с Библией.

В настоящей книге сопоставлялись, в первую очередь. Писание и естественные науки, то есть физика и биология, а поскольку этнология занимает как бы пограничную область между естественными, социальными науками и культурологией, то для нашей Цели достаточно будет лишь дать краткий обзор темы, предоставив тем, кто заинтересуется, углубиться в изучение вопроса самостоятельно.

К несчастью, литература по всем близким к этнологии областям, поскольку они касаются человеческого общества, насквозь пропитана эволюционистским гуманизмом. Тем самым затрудняется отделение фактов от их эволюционистского осмысления.

Из-за эволюционистского уклона в социальных науках библейское откровение не было в должной мере учтено при изучении Древних процессов. Таким образом, цель настоящей главы — обобщить, прежде всего, библейские свидетельства о развитии разных народов, культур и наций и сопроводить их по мере необходимости комментариями широкого этнологического плана.

Хотя в мире множество различных народов, все они являются представителями единой человеческой расы. В биологическом смысле можно сказать, что все они представляют один род! «От одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17:26). После Вавилона народы могли, если представлялась возможность, свободно вступать в межнациональные браки, особенно когда барьеры между новыми языками стали постепенно преодолеваться благодаря расширению торговых связей и становлению системы образования. История дает великое множество примеров такого смешения и изменения национальной самобытности. Этнологи, лингвисты, археологи и специалисты по исторической антропологии способны до некоторой степени проследить эти процессы, изучая различные человеческие сообщества в прошлом и настоящем.

Происхождение народов

Родословие из Бытия 10 дает нам наиболее важные сведения о происхождении народов. Специалисты по названным выше дисциплинам могли бы с успехом руководствоваться этими данными в своих исследованиях, вместо того чтобы доверяться обманчивой эволюционистской философии. Бывало, что над перечислением потомков Ноя просто глумились, однако специалисты высокого класса, изучив перечень, были поражены тем, как точно он вписывается в контекст древней истории. Например, доктор Уильям Ф.Олбрайт, признанный почти повсеместно виднейшим из современных археологов, дал такую оценку родословия:

«Оно занимает совершенно особое место в древней литературе, и даже у греков нет ничего хоть сколько-нибудь похожего… Родословие народов продолжает оставаться удивительно точным документом… В нем представлено такое поразительно «современное» понимание этнической и лингвистической ситуации нынешнего мира (при всей ее сложности), что ученые никогда не устанут удивляться, сколь сведущ был его автор в этом вопросе».[296]

Наиболее очевидный вывод из Бытия 10 тот, что цивилизация берет свое начало на Востоке, в районе горы Арарат (современная Турция) и Вавилона (современный Ирак). Рассеяние народов, происшедшее после вавилонского столпотворения, может быть до некоторой степени прослежено по именам потомков Ноя. Предположительное расселение этих первых народов показано на рисунке 32. Яфетические племена распространялись главным образом по северу и западу Европы. Племена хамитов двигались в основном на юг и запад, в Африку и районы Восточного Средиземноморья. Правда, одно из них, хетты, создало великое царство на территории Турции и западной части Азии, а другие вполне могли уйти на Дальний Восток. Семиты по большей части сконцентрировались в областях Среднего Востока.

Рисунок 32. Первые народы мира после потопа.

Трое сыновей Ноя после вавилонского рассеяния стали прародителями трех ветвей человеческой расы. И хотя остаются еще неясности, но во всяком случае сведения, приведенные в родословии народов, достаточно верны, что явствует из помещенной здесь карты.

Приводим список яфетических народов, перечисленных в родословии (Быт. 10:2-5), которые можно относительно достоверно идентифицировать: Иаван (Греция); Магог, Мешех и Фувал (Россия); Гомер (Киммерия, Германия); Фирас (Фракия, Этрурия); Мадай (Мидия); Аскеназ (Германия); Фогарма (Армения) и До-даним (дарданийцы). Вероятно, большинство этих народов переселилось в Европу, и от них произошли так называемые кавказская и арийская «расы». Затем, разумеется, они распространились по обеим Америкам, Южной Африке и многим морским островам,

Потомки Сима (Быт. 10:21-31) — это в первую очередь Евер (евреи), Елам (Персия), Арам (Сирия), Ассур (Ассирия); а позднее — через Измаила, Исава и других потомков Авраама (а также Моава и Аммона, сыновей Лота) — и все арабские народности.

Некоторые из хамитов (Быт. 10:6-20) определяются очень четко, особенно Мицраим (Египет), Хуш (Эфиопия), Ханаан (хананеяне, финикийцы, хетты) и Фут (Ливия). Хотя линию родства негритянских племен и нелегко проследить, но, возможно, они также относятся к хамитам, поскольку, в Африку, видимо, двинулись только хамиты. Первые вавилоняне и шумеры во времена Нимрода также были хамитами.

Более сложно установить прародителей монголоидной расы. Однако некоторые признаки, похоже, свидетельствуют в пользу того, что ее предками были также хамиты. Во-первых, методом исключения мы можем предположить, что если потомки Сима и Иафета определены достаточно четко, то все остальные — заведомо хамиты. Во-вторых, синиты (Быт. 10:17) упоминаются как потомки Ханаана, и это название этнологически, вероятно, связано с Китаем. В-третьих, древнее название Китая — Катай, и есть свидетельства, что оно произошло от названия племени хетэ, которое, в свою очередь, возможно, произошло от хеттов (дети Хета, сына Ханаана). В-четвертых, язык и внешность монголоидов обнаруживают больше сходства с языком и внешностью других известных хамитов, чем с языком и внешностью известных нам потомков Сима и Иафета.

Фактический материал здесь очень скуден, и, очевидно, этнологам открыт простор для плодотворной работы по исследованию происхождения этих и других древних народов. Если бы они руководствовались главами 10 и 11 Бытия вместо эволюционистских измышлений новейших антропологов и археологов, то» несомненно, могли бы проясниться многие вопросы. Один из антропологов, серьезно и по существу занимавшийся этой темой, — доктор Артур Кастенс.[297]

Что касается индивидуальных качеств народов, то в этой связи весьма интересны знаменитые слова Ноя из Бытия 9:25-27. Зная, что после потопа все народы нового мира произойдут от троих его сыновей. Ной по вдохновению произнес пророчество о той роли, которую они сыграют в жизни человечества.

Возможно, Ной пророчествовал, отчасти опираясь на собственные наблюдения за ростом сыновей и зная, что в их потомстве (по генетической предрасположенности и воспитанию) проявятся в некоторой степени характерные черты родителей. Природа человека троична: он обладает плотью, сознанием и духом, и, похоже, в каждом человеке главенствует что-то одно из этих трех. В случае с сыновьями Ноя уже было очевидно, что Хама интересовало в первую очередь физическое, Иафета — интеллектуальное, а Сима — религиозное. Таким образом, логично было заключить на основании наследственных и социальных факторов, какие характерные черты возобладают у соответствующих народов.

Вероятно, из-за того, что Сим был глубоко духовным и внутренне сосредоточенным. Ной сказал о нем: «Благословен Господь Бог Симов», — несомненно, предсказывая тем самым, что именно через Сима утвердится и распространится знание об истинном Боге. В самом деле, великие монотеистические религии — иудаизм, ислам, зороастризм и христианство — распространялись семитами (все остальные мировые религии были пантеистическими и политеистическими). И чрезвычайно важно, что именно через потомство Сима по человеческой линии явился Христос.

По пророчеству Ноя, Бог «распространит Иафета», который «вселится в шатрах Симовых». Вероятно, это относилось главным образом к сфере интеллекта, так что потомству Иафета суждено было распространять свою культуру, философию и науку по всему миру. Интеллектуальное воздействие, разумеется, должно было опираться, в свою очередь, на политическую экспансию и силу.

Тем не менее, прошел длительный период мировой истории, прежде чем это пророчество стало осуществляться. Относящиеся к хамитам народы Шумера и Египта веками определяли лицо мира, затем их сменили семитские народы Ассирии, Вавилона и Персии. И затем, наконец, при Александре Македонском Греция завоевала Персию, и с тех пор яфетические народы стали главенствовать в мировой политике.

Древние греки признавали своим прародителем Япета (Иафета), и именно они создали архетип яфетической культуры. Общепризнанный факт, что в интеллектуальном отношении Запад базируется на научном и философском наследии греков. Именно наука, теоретическая или прикладная — а не людская сила или материальные ресурсы, — привела греков к расцвету. И то же справедливо для наследовавших им Рима, Франции, Германии, Англии и Америки.

Более того, Иафету предстояло «вселиться в шатрах Симовых». Это выражение может значить, что в каком-то смысле Иафет войдет в семью Сима, оставаясь, однако, жить в собственном доме. И такой союз не будет настоящим, органическим соединением. Очевидно, смысл фразы в том, что Иафету надлежало разделить с Симом духовную жизнь, несмотря на то, что его собственный вклад в историю человечества будет прежде всего интеллектуальным. Именно так и произошло, когда яфетические народы приняли Бога Авраама и Мессию Израиля.

Основные черты и заслуги Сима и Иафета были преимущественно духовными или, соответственно, интеллектуальными. Характер и служение Хама были в первую очередь физическими. Однако физическими не значит ординарными или рабскими, и вклад Хама поистине впечатляющ. Среди его потомков, как мы полагаем, были шумеры, египтяне, финикийцы, хетты, дравиды, китайцы, японцы, эфиопы, инки, ацтеки и майя, а также современные негры, американские индейцы, эскимосы и тихоокеанские племена.

Эти народы не прославились ни духовными, ни научными деяниями, но достигли многого в области технологии и «жизненных благ» цивилизации. Например, они были подлинными первопроходцами в исследовании и заселении весьма отдаленных от Арарата и Вавилона районов. Колумб и Лейф Эриксон не открывали Америку — это сделали индейцы! Очень вероятно, что многие из индейских племен пришли туда по суше, которая была на месте нынешнего Берингова пролива во время ледникового периода после потопа, и являются потомками монгольских племен. Все больше доказательств, что прочие народы прибыли в Америку по морю, возможно, из Финикии или Египта. В любом случае, все они, видимо, являются потомками Хама.

Потомки Хама — первые мореплаватели, первые градостроители, создатели первой письменности; вероятно, у них ранее всего появилось земледелие, животноводство и обработка металла; им принадлежит еще много других достижений в области практической деятельности. Изобретение письма, будь то шумерская клинопись, египетские иероглифы или финикийское алфавитное письмо, — видимо, также вклад хамитов (это если брать в расчет только «новые» языки, появившиеся после вавилонского сметения; поскольку известно, что Сим не принимал участия в Нимродовом столпотворении в Вавилоне, то один язык, на котором он говорил и мог писать, вероятно, сохранился с допотопных времен). Искусством набивать узор на тканях, а также возможностью определять курс корабля по магнитному компасу мы обязаны китайцам. Итак, обеспечение всех основных материальных потребностей, присущих человеческому обществу: освоение земель, пища, укрытие, одежда, передвижение, связь, изготовление орудий из металла и т.д. — вот сфера деятельности народов, хамитских по происхождению.

Начало цивилизации

По традиции, эволюционная система всегда распространялась на человеческое общество, а также физиологию человека во всех их аспектах. Предполагалось, что биологическая эволюция человека от его обезьяноподобных предков сопровождалась социальной и культурной — от охоты и собирательства через многочисленные этапы к сложной городской цивилизации.

В принципе, и в Библии, и в подлинной науке самые очевидные факты выступают против теории эволюции. Где бы ни обнаруживались достоверные сведения о человеческом обществе — везде есть свидетельства и высокого уровня умственного развития человека, и материальной культуры уже на самых ранних этапах его истории.

Подобно геологам, выработавшим геохронологическую таблицу эволюционной истории Земли, археологи и антропологи также попытались разбить древнейшую историю человека на несколько периодов, которые выделяются на основании орудий труда и других предположительно характерных предметов. Периоды имеют несколько относительно параллельных признаков деления:

1. палеолит

(Древний каменный век) = Дикость = Стадия собирательства

2. МЕЗОЛИТ

(Средний каменный век) = Варварство = Примитивное земледелие

3. НЕОЛИТ

(Новый каменный век) = Цивилизация = Сельское хозяйство

По прошествии каменного века человек, как полагают, научился пользоваться металлом, и наступил бронзовый, а затем Железный век. Подобная терминология наглядно демонстрирует эволюционистские установки, которыми определяется направление мысли ученых. Неестественность их обозначений, выстроенных как хронологическая последовательность, легко доказывают факты существования в различных частях современного мира «дикарей», ведущих «палеолитический» образ жизни, характеризующийся охотой и собирательством. А раз такое есть в наши Дни, так было, вероятно, и в предшествующие периоды человеческой истории. Далее, очевидные факты указывают, что эти «Первобытные племена» — результат вырождения более высокоразвитой в прошлом культуры, отражающейся ныне лишь в преданиях. Получается, что эволюционистские обозначения теряют смысл, если выстраивать их в хронологической последовательности, ведь всего за несколько лет можно, при соответствующих усилиях и условиях, превратить человека «каменного века» в выпускника современного колледжа. И этапы эволюции здесь совершенно ни при чем.

В любом случае, мы коротко рассмотрим эволюционистские критерии, по которым антропологи относят общество к стадии «цивилизации». Ученые назвали переход к этой стадии «неолитической революцией». Грубые каменные орудия уступили место топорам из шлифованного камня и старательно заостренным наконечникам стрел; началось изготовление глиняной посуды; стало развиваться земледелие; были приручены животные. Кроме того, быстро совершенствовалась обработка металла, а именно с нее по сути и начинается цивилизация. Все эти достижения затем объединил процесс урбанизации.

Таким образом, говоря о зарождении цивилизации, в первую очередь следует выяснить происхождение следующих пяти свойственных ей явлений: (1) гончарное дело; (2) земледелие; (3) животноводство; (4) обработка металла; (5) города. Ниже мы вкратце рассмотрим каждое из них, но упоминаемые при этом даты следует воспринимать cum grano salis,[298] поскольку они опираются в основном на данные радиоуглеродного анализа и дендрохронологии и нуждаются в поправках. Будет рассмотрен кратко и вопрос о датировке. Вместе с тем, важно отметить, что все эти атрибуты цивилизации появляются примерно в одно и то же время на Ближнем Востоке, как и утверждает Библия.

Например, изучающий древнюю керамику и глиняную посуду» а также использование обожженной глины в архитектуре, скульптуре и т.д. доктор Сирил С.Смит из Массачусетского технологического института пишет:

К 9000 году до Р.Х. на Ближнем Востоке фигурки, конечно, уже обжигались… С момента, как люди доняли, что маска может быть не только полезной, но и приятной для глаз, а гончары выяснили, что и красота, и практичность их изделий возрастают от обжига при высокой температуре, а яркость цвета и качество поверхности улучшаются от различных минеральных добавок, — вот с этого момента гончарное дело стало развиваться в благороднейшую технику применения огня… Даже сейчас мы лишь «в принципе» представляем себе все физические и химические факторы и их взаимное соотнесение, на основе которого столь успешно производилась керамика.[299]

Очевидно, эти «первобытные» люди каким-то образом знали многое о сложнейшей науке изготовления керамики и других предметов еще в самом раннем периоде. Керамика стала важным материалом для археологии, вся система датировки в которой построена по большей части на различных «черепках», найденных при «раскопках».

Переход к развитому земледелию и животноводству был необходим для организованного человеческого общества. Если человеку предстояло что-то большее, чем просто выжить, он так или иначе должен был научиться заготавливать пищу в количествах, превышавших те, что он мог просто собрать или принести с охоты для своей семьи. Одомашнивание животных и выращивание съедобных растений, особенно пшеницы, имели, таким образом, огромное значение, и археологи посвятили изучению этого вопроса немало исследований. «Итак, проведенный дистрибутивный анализ позволяет нам заключить, что колыбелью древнего растениеводства в Старом Свете является территория, которая прилегает к дуге, проходящей от западных склонов гор Загрос (Ирак-Иран) через гору Тавр (Южная Турция) к Галилейской возвышенности (Северная Палестина)».[300] Что касается времени возникновения земледелия и животноводства, то один из крупнейших современных археологов Роберт Брэдвуд (Институт востоковедения при Чикагском университете), а также Хейлит Кэмбел (Стамбульский университет) отмечают следующее: «Доступные нам в настоящий момент факты весьма приблизительно указывают на то, что как примитивное земледелие и одомашнивание скота, так и интенсивное собирательство появились на Ближнем Востоке около 9000 года до Р.Х.».[301]

Следует особо отметить не только совпадение времени и места начала культивирования растений, одомашнивания животных и изготовления керамики, но также и то, что одновременно с этим Упоминается так называемое интенсивное собирательство, которое рассматривалось прежде как более ранний этап эволюции. «Мы уже отказались от нашего утверждения, что существование деревни необходимо предполагает наличие сельского хозяйства».[302]

Роберт Дайсон из Университета Пенсильвании подтверждает теорию одновременного и взаимосвязанного появления культурных растений и домашних животных. «Текущие исследования, однако, ясно показывают, что эта проблема гораздо сложнее, чем она кажется при такой постановке вопросов. Возможно, растения стали частью домашнего хозяйства человека не раньше животных; возможно, это произошло в разное время и в разных местах. И теперь уже не ставится вопрос о том, что раньше — растения или животные: одомашнивание или культивирование каждого вида рассматривается теперь как отдельный вопрос».[303]

Иначе говоря, многочисленные и разнообразные народы Ближнего и Среднего Востока достигли ступени «цивилизации» приблизительно в одно и то же время.

Для стабильного цивилизованного общества одомашнивание животных почти так же важно, как и культивирование растений. Для охоты требовались собаки; крупный рогатый скот и овцы нужны были для обеспечения человека пищей и одеждой; лошади и верблюды — для перевозок. Следует отметить важное совпадение результатов исследований с Библией: первым одомашненным животным была овца. «На основании находок из пещеры Шанидар и соседнего городища Зави-Черми выясняется, что овца была одомашнена около 9000 до Р.Х., задолго до времени, к которому относятся свидетельства одомашнивания собак или коз».[304]

Вспомним, что Авель, сын Адама, пас овец, и потому вряд ли стоит сомневаться, что овца, взятая Ноем на ковчег, была уже

домашней овцой и что по крайней мере некоторые из непосредственных потомков Ноя тоже держали овец для жертвоприношений, равно как для обеспечения себя пищей и одеждой.

Однако не только овцы, но и крупный рогатый скот, собаки и другие животные впервые были одомашнены в том же уголке мира — на Ближнем или Среднем Востоке. Эрих Айзек пишет: «Археологические данные подтверждают предположение, что крупный рогатый скот был впервые одомашнен в Западной Азии».[305] А Дайсон сообщает: «Ослы были одомашнены в Египте и распространились на восток, так что в III тысячелетии до Р.Х. они были уже и в Месопотамии».[306]

Подобное можно сказать о собаках, козах, верблюдах, лошадях, свиньях и большей части других домашних животных.

Освоение металлов началось в человеческой истории также очень рано. В точности как указывает Библия. Смит замечает:

«Древнейшие из известных нам обработанных человеком металлических изделий — медные бусы из Северного Ирака, датируемые началом IX тысячелетия до Р.Х.»[307]

Также и древние металлические предметы, найденные в Турции, демонстрируют достаточное мастерство в обработке металла. «Остается фактом, что совсем незадолго до 7000 года до Р.Х. жители Чайеню Тпеши не только хорошо знали металл, но также изготавливали разные изделия из природной меди путем шлифования и ковки».[308]

Хотя, очевидно, медь была первым металлом, которым воспользовался человек, почти так же рано ему стали известны и другие металлы. «Находки показывают, что к V тысячелетию до Р.Х. медь, свинец, серебро и золото были известны во многих поселениях Среднего Востока».[309]

Так называемый железный век наступил тоже очень рано. Даже сталь применять начали еще в древности.

В какой-то момент — не точно, но вполне вероятно, вскоре после 5000 года до Р.Х. — в горах, представляющих собой северную границу «плодородного полумесяца», было обнаружено, что при нагревании некоторых зеленоватых или синеватых минералов на достаточно сильном огне получается металл, — иными словами, было сделано некое открытие.[310]

Обнаружены кусочки железа, выплавленного человеком в III тысячелетии до Р.Х., железо было известно и в империи хеттов около 1500 года до Р.Х.. ..Установлено, что кузнецы Луристана (в горах Западного Ирана) производили качественную сталь в 1000 году до Р.Х. (с точностью до 200 лет в ту или другую сторону).[311]

Таким образом, хотя найденные предметы из железа были столь же древними, как из латуни, бронзы и других металлов, они относятся к эпохе, предшествующей Моисею (ок. 1400 года до Р.Х.). Более того, кажется странным факт, что медь, видимо, знали и использовали за семь тысячелетий до железа. Вероятнее, что либо железом пользовались и раньше, но следы этого еще не были найдены при раскопках, либо археологический возраст Древнейших поселений завышен из-за чрезмерного доверия к Данным радиоуглеродного анализа. В дальнейшем мы подробнее обсудим технику датировки.

Еще один признак цивилизации — города. Развитие организованного общества, несомненно, стимулировалось явлениями, описанными выше, но не вполне ясно, что здесь причина, а что результат, поскольку зарождение городов происходило, вероятно, практически одновременно. Другими словами, первые города появились очень давно.

И наоборот, некоторые культуры, достигшие высокого технологического уровня, существовали, по всей видимости, без городов как таковых. Из них наиболее примечательна культура майя в Гватемале и на Юкатане, которая создала поразительные храмы и памятники искусства и даже иероглифическую письменность, но городов, как видно, не имела.

В большинстве случаев, однако, урбанизация имела решающее значение. И опять же, города появились прежде всего в библейских землях и в тот же период, что и прочие рассмотренные нами признаки цивилизации. Доктор Роберт Адаме из Института востоковедения при Чикагском университете в популяризаторском очерке на эту тему пишет: «У большинства культур процесс урбанизации начался рано. Почти не возникает сомнения, что так было в случае с древнейшей цивилизацией и самыми первыми городами — в Месопотамии».[312]

Эта древнейшая цивилизация с древнейшими городами — конечно же, шумеры, первые обитатели Вавилона. Крупнейший современный специалист по данному вопросу — Сэмьюэл Н.Крамер. Его книг представляет собой детальное описание цивилизации шумеров.[313] Доктор Уильям Ф.Олбрайт, анализируя труды Крамера, пишет: «Шумеры… создали древнейшее городское общество с высокоразвитой культурой в IV тысячелетии до Р.Х.»[314]

Если рассматривать менее крупные и развитые сообщества, то выясняется, что зарождение земледельческих и охотничьих поселений в принципе совпадает по времени с началом культивирования растений и одомашнивания животных. А это, как мы уже говорили, происходило на Ближнем Востоке около 9000 года до Р.Х. «Теперь мы знаем, что незадолго до 7500 года до Р.Х. в некоторых районах Ближнего Востока люди достигли высокого уровня развития, отмеченного производством (в противоположность чистому собирательству) растительной и животной пищи и оседлым образом жизни в земледельческих поселениях».[315]

В таких поселениях были мощеные улицы, внушительные каменные строения, плуги и повозки на колесах, разнообразные глиняные и каменные украшения и утварь. Вероятно, уровень технологии их обитателей был не намного более примитивным,

чем во многочисленных земледельческих поселениях в разных уголках мира в наши дни.

Вскоре после появления городов возникли формы письменности (если судить по находкам, которые не вызывают сомнений). Обнаруженные тексты, написанные шумерской клинописью, относятся уже к 4000 году до Р.Х. «Вслед за этим, в конце периода ранней письменности, который продлился до конца IV тысячелетия, появились первые записанные тексты».[316]

Мы приходим в выводу, что цивилизация с такими присущими ей атрибутами, как земледелие, животноводство, гончарное дело, обработка металла, города, стабильность структуры и письменность, зародилась в библейских землях незадолго до Авраама, причем почти одновременно во всех своих аспектах.

Проблема хронология человека

Итак, цивилизация возникла на Ближнем Востоке, в точности как сказано в Библии. Однако обычная датировка этого события (в пределах 9000 — 4000 годов до Р.Х.) находится в явном противоречии с Библией. По хронологии Ашера, великий потоп был приблизительно в 2350 году до Р.Х., и все соответствующие археологические данные следует, конечно, относить к культурам, возникшим после потопа.

Можно выделить и так называемый период палеолита, который считается еще более древним, охватывающим весь тот огромный промежуток времени, когда человек занимался лишь охотой и собирательством и пользовался орудиями и утварью из грубо обтесанного камня, ведь человек современного физического строения, как утверждают эволюционисты, существует от по крайней мере одного до трех миллионов лет.

Большая часть найденных человеческих костей и орудий была отнесена, пользуясь геологическими терминами, либо к периоду плейстоцена, либо к современной эпохе — все это, как мы полагаем, было уже после потопа. Осадочные отложения и окаменелости периода собственно потопа соответствуют крупным геологическим формациям палеозоя, мезозоя, а также, видимо, большей части третичного периода.

Есть ли какая-нибудь возможность согласовать период истории длиной в миллион или хотя бы в 11 тысяч лет, прошедших после потопа, с датой потопа, который произошел, по Ашеру, в 2350 году до Р.Х.? Мы убеждены, что библейская хронология, хотя еще и недостаточно детально разработанная, гораздо ближе к истине, чем хронология эволюционистов.

Отнесение к палеолиту и более раннему времени производится в основном по калий-аргоновому методу, а к неолиту — обычно по радиоуглеродному методу. Строгий анализ погрешности этих методов показывает, что при отнесении к периоду ранее 2000 года До Р.Х. они могут значительно ошибаться. Для периода после 2000 года до Р.Х. радиоуглеродный метод, вероятно, вполне подходит, но все более ранние датировки являются недостоверными, так как они опираются на ложные предпосылки, что не Учитывается в этом и других методах радиометрического датирования. Подробнее вопрос о радиометрическом датировании рассмотрен в главе 9.[317]

В последние годы успешно разрабатывался и дендрохронологический метод (датировка по годичным кольцам деревьев). Древнейшие из произрастающих ныне деревьев — альпийские сосны Pinus aristata на Юго-Западе Америки, особенно в Белых горах Калифорнии. Возраст одного из таких деревьев с горной цепи Снейк в Неваде, как было установлено по его кольцам, — 4900 лет. Возраст некоторых других деревьев также превышает 4.000 лет. Путем сопоставления рисунка колец на живых и мертвых соснах этого вида в Университете Аризоны была составлена хронологическая шкала, охватывающая почти 8200 лет. Если эта хронология достоверна, то хронология Ашера, насчитывающая около 4300 лет после потопа, явно неправильна.

Однако не стоит столь поспешно отвергать выводы Ашера; Хотя подсчеты годичных колец представляются достаточно легким, почти безошибочным методом обратного отсчета времени, все же и в нем есть определенные неясности. В первую очередь, дерево может образовать за год не одно, а два и более колец; особенно это характерно для деревьев, растущих на средних возвышенностях или в южных широтах. Чарльз Фергюсон, ведущий специалист в этой области, пишет: «У некоторых видов хвойных деревьев, особенно на средних возвышенностях и в южных широтах, годовой прирост может состоять из двух и более слоев роста, каждый из которых очень похож на годичное кольцо».[318]

Фергюсон полагает, что к соснам Pinus aristata это не относится, так как они произрастают в сухих возвышенных областях. Но даже если верны его наблюдения относительно роста этих деревьев в наше время, то, конечно, вполне возможно, что они не распространяются на первые века или тысячелетия после потопа. Хорошо известно, что те районы Невады и Большого бассейна, где теперь сухой климат, до относительно недавних времен отличались гораздо большим количеством осадков и более высоким уровнем воды в озерах (например, в озерах Лехонтен, Боневиль и др.), чем в наши дни. Вполне вероятно, что климат тогда был более влажным и мог вызывать у деревьев образование двух и более годичных колец в течение многих или даже большинства лет за истекшие века. Итак, реальный возраст «4900-летнего» дерева не обязательно превышает, допустим, 4.000 лет.

Еще более спорна методика продолжения хронологии в прошлое путем соотнесения колец у живых и мертвых деревьев, особенно по мере приближения годичных колец ко времени потопа. Более того, это соотнесение обязательно будет весьма субъективным даже при компьютерном статистическом анализе. На каждом срезе мертвого дерева лишь от пятидесяти до нескольких сотен пригодных колец, которые можно включить в шкалу, причем всегда остается вопрос, правильно ли соотносятся эти данные с более поздней последовательностью. У альпийской сосны кольца особенно тонкие, каждое не более нескольких сотых миллиметра шириной, а потому сложно выделить сходный рисунок колец у разных деревьев. Уже сам факт привлечения статистических методов и компьютерного анализа, а также малые конечные коэффициенты совпадения рисунка — достаточное свидетельство того, что результаты подобных сравнений далеко не достоверны. По некоторым причинам для построения начальных ступеней этой хронологии были использованы не старейшие из живых деревьев, а только те, возраст которых не превышал 1200 лет. К последовательности годовых колец этих деревьев были соответственно прибавлены срезы от двадцати мертвых деревьев, и полученная в результате хронологическая шкала простерлась на 8200 лет назад.

Можно, конечно, сделать и так, однако остается вопрос: раз пригодных колец на каждом срезе довольно мало, то почему они должны соответствовать одному, а не нескольким этапам «основной хронологии», принимая во внимание, что для результатов исследований характерен малый уровень корреляции? Возникают и другие вопросы. «Шкалу, полученную при анализе альпийской сосны и секвойи, можно поставить под сомнение по ряду причин. Наиболее серьезная из них та, что датировки, уходящие на 3.000 лет назад, целиком основаны на анализе одного вида деревьев, который произрастает или произрастал в нетипичных условиях, а именно на высоте 10-11 тысяч футов».[319]

Дендрохронологический метод датировки не столь надежен, как считают многие. Это подтверждается следующей цитатой: «Тому, кто не является специалистом ни по радиоуглеродным, ни по дендрохронологическим методам, важно знать, что не все деревья в равной мере пригодны для датировки по годичным кольцам. Вероятно, не будет ошибкой сказать, что огромное большинство деревьев представляет здесь минимальную ценность, либо вообще никакой…»[320] Многие, подобно Фергюсону, полагают, что для дендрохронологии лучше всего подходит альпийская сосна, но и она дает почву для немалых сомнений.

Среди разновидностей сосны Pintts aristata (альпийская сосна) является еще более ненадежной, чем можжевельник… В ботаническом саду Санта-Барбары есть много образцов альпийских сосен с Белых гор штата Калифорния, к востоку от Сьерра-Невады, росших на высоте 10 тысяч футов, где осадки скудны и нерегулярны. Есть также образцы альпийских сосен, росших на большой высоте на юго-западе штата Юга и на вершинах Сан-Франциско во Флагстаффе, Аризона. Однако в расположении годичных колец этих деревьев не обнаружилось никакого сходства.[321]

Итак, результаты как радиоуглеродного, так и дендрохронологического анализа зависят от случая и крайне ненадежны. Однако эти методы — лучшее из всего, что было разработано до сих пор с намерением установить доисторическую хронологию человека. Для тех времен, когда еще не появились надежные письменные свидетельства, точная хронология просто невозможна. Таким образом, нет достаточного основания отвергать или даже ставить под сомнение традиционную библейскую хронологию Ашера. Создается впечатление, что эволюционисты просто стремятся отодвигать все даты насколько возможно дальше в прошлое, словно пытаясь намеренно опровергнуть свидетельства Библии. «Есть также немало случаев, когда датировка по углероду-14 была заведомо отвергнута как слишком недавняя для того, чтобы оказаться правильной. Сведения об этих «необоснованно заниженных» датировках обычно не публикуются, но любой археолог может привести несколько подобных примеров. Опубликованная же информация редко привлекает достаточно большое внимание. Важность датировок, указывающих на необычайно маленький археологический возраст, состоит в том, что они обычно проводятся очень тщательно и при хронологизации исключают всевозможные погрешности».[322]

Пресловутая объективность ученого — очень удобная маска, под которой многие хотят скрыться, но которую часто срывают факты. «Заручиться археологической поддержкой — дело непростое. Здесь очень важно определить, когда была впервые заселена каждая из областей, но часто результаты подобных исследований искажаются жаждой сенсации, присущей многим специалистам, которые хотят выдвинуть более ранние даты, чем их коллеги». [323]

Автор приведенной выше цитаты пишет о датировке древнейших поселений на территории Северной Америки, но желание вырваться за пределы всякой установленной хронологии присуще, видимо, практически всем специалистам по геохронологии, которые придерживаются теории эволюции. Им кажется, что чем более ранние датировки смогут они ввести, тем менее достоверными будут свидетельства Библии и тем легче будет лишить Бога всякой разумной связи с миром, который Им создан.

В любом случае, мы вполне оправданно отвергаем все подобные доказательства, которые критикуют библейскую хронологию до начала письменной истории. При дендрохронологическом анализе вполне вероятно, что из двух и более вариантов соотнесения колец выбран тот, который свидетельствует о более ранней датировке. Поскольку разнообразные способы сравнения дают в лучшем случае слабые корреляции рисунка колец, то выбор здесь достаточно произволен.

В действительности, специалисты по дендрохронологии обычно сначала применяют методику радиоуглеродной датировки дерева, чтобы знать, куда приложить данный срез мертвого дерева, а затем в этих пределах ведут поиск возможного соотнесения. Фергюсон пишет: «Иногда срез образца, еще не соотнесенного по годичным кольцам, подвергается радиоуглеродному анализу. Так определяется приблизительный его возраст; он указывает, в какой части абсолютной хронологической шкалы нужно искать, и облегчает дендрохронологическое датирование».[324]

Но зависимость от радиоуглеродного анализа может привести к ошибке. После внесения поправки на неравновесные условия, что полагается для радиоуглеродного уравнения, результат оказывается много меньше — на тысячи лет — по сравнению с тем, что получается при используемой практически во всех радиоуглеродных датировках равновесной формуле расчетов.

А потому весьма сомнительно, что дендрохронологическая датировка действительно обосновывает отказ признать 2350 год

до Р.Х. датой потопа. Что же можно сказать о самом радиоуглеродном методе?

До того как в археологических исследованиях начал применяться метод радиоуглеродного датирования, считалось, что первые общинные поселения неолита появились сравнительно недавно. Радиоуглеродный анализ значительно отодвинул этот момент назад. «Оказалось, что первые поселения на Ближнем Востоке возникли около 8000 года до Р.Х., а предполагаемая дата 4000 — 4500 годы до Р.Х. не подтвердилась «.[325]

Однако радиоуглеродное датирование опиралось на предположение, что отношение углерода-14 к обычному углероду постоянно во времени и пространстве. Это подтвердилось при хронологизации истории Египта, имеющей письменные подтверждения, но не ранее эпохи Первой династии. «Нельзя забывать, что для периода до 3000 года до Р.Х., то есть до начала египетской хронологии, все датировки только предположительны» [326]

Для более ранних хронологий, однако, очень важно знать, насколько справедливо предположение о постоянстве углеродного соотношения. Доктор Мелвин Кук[327] показал, что нынешнее реальное радиоуглеродное соотношение больше подходит для условий отсутствия равновесия, чем для стандартной равновесной модели, и что выводимое при таких условиях уравнение относит начало процесса распада на 7000 — 12000 лет до Р.Х., что уже сопоставимо со временем потопа. А до начала потопа громадный невидимый слой водяного пара, находившийся, как полагают, над стратосферой, препятствовал образованию углерода-14 в значительных количествах. Итак. в действительности радиоуглеродный процесс начался, лишь когда пар сконденсировался и выпал на Землю во время великого потопа.

Таким образом, все радиоуглеродные датировки ранее 1000 года до Р.Х. (когда равновесная и неравновесная модели дают практически одинаковые результаты) подлежат пересчету по более точной модели отсутствия равновесия. Например, полученная для условий равновесия дата 8000 лет до Р.Х. может оказаться 3000 годом до Р.Х. и так далее.

Даже с этой поправкой радиоуглеродный метод иногда дает результаты, намного превышающие 4300 лет до Р.Х. Но проблема анализа в условиях отсутствия равновесия — лишь одна из проблем радиоуглеродного датирования. Другая проблема — переменное магнитное поле. Если магнитное поле было значительно сильнее непосредственно после потопа, оно должно было задерживать образование углерода-14 даже после того, как слой пара исчез. Радиоуглеродное уравнение изменилось бы еще больше, если бы мы учли не только постепенное ускорение во времени общих темпов радиоуглеродного распада в мире, но также и постепенное накопление со временем углерода-14 в атмосфере.

Как уже говорилось, доктор Томас Дж. Барнс[328] показал, что сила магнитного поля Земли явственно уменьшается, причем по экспоненте, наполовину за каждые 1400 лет. Таким образом, в то время, когда, по датировке Ашера, разразился потоп (ок. 2350 года до Р.Х.), поле было в восемь раз сильнее, чем сейчас. Хотя точный результат еще не подсчитан, но, насколько нам известно, уже не приходится сомневаться, что гораздо большая доза космической радиации отводилась от Земли и потому в те дни образовывалось значительно меньше углерода-14, чем сейчас. Конечный результат заставит еще больше сократить радиоутлеродную хронологическую шкалу.

Насколько мы понимаем, когда все расчеты будут выполнены, выяснится, что углерод-14 начал образовываться после потопа не ранее 4000 года до Р.Х., а вполне возможно, именно в 2350 году до Р.Х.

Неточности в письменной истории

Вопрос остается прежним: противоречит ли хронологии Ашера зафиксированная в письменных источниках история? Ввиду множества необоснованных предпосылок во всех естественнонаучных методах хронологизации, можно сомневаться в любых датах, которые не подтверждены письменно. Но из-за присущего человеку стремления к преувеличению и эти даты не всегда достоверны.

Основным источником для нашей общепринятой хронологии были две древнейшие цивилизации — Египет и Шумер.

Доисторические находки по своему определению не могут быть подтверждены письменными свидетельствами. Единственный возможный метод — путь от известного к неизвестному: от цивилизаций Египта и Месопотамии, которые располагают письменной историей, к дописьменным эпохам. Например, хронология истории Египта, основанная на древних письменных свидетельствах, охватывает с достаточной достоверностью период до 1900 года до Р.Х., так как в записях упоминаются астрономические данные. Можно воспользоваться «списками царей» Египта, хотя и гораздо меньше достоверными, и прибавить к хронологии еще 11 веков до 3000 года до Р.Х.[329]

Эта дата, 3000 год до Р.Х., не столь далека от предлагаемой Ашером даты потопа. Менесой (Миной), первым царем Египта, вполне мог быть Мицраим, внук Ноя и предполагаемый основатель Египта (имя «Мицраим» в Библии равнозначно названию «Египет» и неоднократно употреблялось в этом значении).

Однако египтяне, как и другие народы, появились лишь после вавилонского столпотворения и рассеяния народов, то есть, согласно Библии, через сотню, а то и более лет после потопа.

И Мицраим, и его отец. Хам, жили еще долго после рассеяния и, возможно, провели многие годы в странствиях вдоль Нила, заложив тем самым основу будущего царства. Египет в Библии назван также «земля Хамова» (Пс. 106:21-22).

Издавна Египет разделился на два царства — Верхний и Нижний Египет. Верхний Египет назывался также Патрос, что происходило, вероятно, от Патрусима, Нижний же Египет сохранял связь с самим Мицраимом. «Списки царей», упомянутые выше, особенно записи Мането (ок. 290 года до Р.Х.), являются основой для египетской хронологии, на основе которой, в свою очередь, выстраивались хронологии остальных народов всего древнего мира. Однако есть некоторые указания на то, что в его записях приводятся династии обоих царств той эпохи, но периоды правления по ошибке выстроены в одну последовательность вместо двух. Более того, вполне возможно, что цифры, на которые опирается в своих записях Мането, основаны на преувеличенных сведениях от предыдущих царей и их писцов. В результате существует вероятность, что правление первой династии началось лишь в 3000 году до Р.Х.

Такие же проблемы возникают в связи со списком царей Шумера. Вероятно, правление первых династий в Вавилоне, Уре, Кише, Эбле и других городах этой страны началось приблизительно в то же время, что и правление первой династии в Египте. И, сходным образом, те же самые причины, возможно, вызвали их завышение на несколько сотен лет, как считает ряд специалистов.

В любом случае, первые из имеющихся письменных свидетельств относятся к периоду после 3000 года до Р.Х., но, возможно, даже и эта дата преувеличена. Донован Курвилл[330], а также Эммануил Великовский[331] и многие другие ученые вели острые и упорные дискуссии об изменении хронологии древней истории на восемь, а то и более сотен лет в ту или иную сторону.

Итак, вполне возможно принять предложенную Ашером дату потопа — около 2300 года до Р.Х. С другой стороны, многие из серьезных археологов, опирающихся на Библию, выдвигают вместо этой даты, например, 3500 — 4000 годы до Р.Х. как время потопа, и не только на основании списков царей, радиоуглеродного и дендрохронологического анализа, но и потому, что сложный и хорошо обжитый мир времен Авраама обычно датируется примерно 2000 годом до Р.Х.

Многие специалисты по Ветхому Завету консервативной школы признавали, что, возможно, в родословии Бытия 11 есть пропуски, а может быть, не один. Например, в соответствующем Бытию 11 родословии из Луки 3:35-36 между именами Афаксада и Салы помещено имя Каинан. К периоду Фалека, возможно, относится значительный пропуск: «потому что во дни его земля разделена» (Быт. 10:25). В Бытии 11 указываются сроки жизни трех предков Фалека — 438, 433 и 464 года соответственно; Фалек же и двое его потомков прожили 239, 241 и 230 лет. А потому возможно, что между Евером и Фалеком был большой интервал, в течение которого средняя продолжительность жизни сократилась почти вдвое.

Могло ли от Евера до Фалека пройти, скажем, 1500 лет? Если да, то Бытие 11:16, видимо, можно читать так: «Евер жил тридцать четыре года и родил предка Фалека». В те дни этот пропуск охватывал по продолжительности четыре-пять поколений. Причиной столь длительного «белого пятна» истории мог стать перерыв в ведении записей, вызванный вавилонским смешением языков. И когда безымянный отец Фалека взялся, спустя тысячелетие, за ведение записей (прерванных на смерти Сима, приблизительно через 400 лет после рождения сына Евера, предка Фалека), он назвал своего сына Фалек (что значит «разделение») в память о трагическом вавилонском бунте и его последствиях.

Насколько обоснованно такое предположение, пусть читатель судит сам. Также открытым остается вопрос, стоит ли, подобно Великовскому и Курвиллу, подвергать пересмотру археологические и исторические данные, чтобы они соответствовали хронологии Ашера. В любом случае, при соответствующем толковании можно привести библейскую и археологическую хронологию цивилизации к полному соответствию. Дальнейшие исследования покажут, какое из возможных толкований является правильным.

До цивилизации

Итак, свидетельства Библии о ранней истории человечества подтверждаются реальными фактами археологии неолита и позднейших периодов. А что можно сказать о времени палеолита и мезолита? Кто был этим «человеком каменного века» — неандерталец, кроманьонец, Homo erectus? И как быть с американскими индейцами, обитателями островов Южного моря, эскимосами, африканскими пигмеями и другими предположительно первобытными племенами? Как они попали на острова и в джунгли, в арктические широты и внутренние горные области?

Антропологи-эволюционисты обычно заявляют, что у них есть доказательства существования культуры «каменного века» в глубоко залегающих слоях, причем даже на участках, где в более высоком слое оставило свои следы цивилизованное общество, и это, на их взгляд, говорит об эволюции человека.

Однако есть и другое объяснение полученных данных, полностью согласующееся со всем находками, но также полностью согласное с Библией. Великий потоп был всемирным, и это была такая катастрофа и такое разрушение, что, как говорит Петр, «мир погиб, быв потоплен водою» (2 Пет. 3:6). Все допотопные народы и их культуры были полностью смыты, разрушены, уничтожены. Во всем мире не осталось ни одного целого города или поселения.

Таким образом, если какие-либо человеческие кости или изделия и сохранились, то они почти всегда захоронены в осадочных отложениях так глубоко и бессистемно, что их последующее извлечение очень затруднено. Часто спрашивают, почему мы не обнаруживаем много окаменелых человеческих останков, если потоп разрушил весь допотопный мир. Однако, поскольку география океанов и материков была до потопа совершенно иной, множество допотопных человеческих останков сейчас находится, наверное, глубоко в осадочных отложениях морского дна; иные, возможно, залегли в земной коре, глубоко под горными образованиями. И из-за возможности человека передвигаться большинство допотопных людей, вероятно, вообще не были захоронены:

они утонули, и их тела, поглощенные водой, разложились, когда снова оказались на поверхности земли после потопа.

Ради точности изложения мы можем, однако, допустить, что, вероятно, в осадочных отложениях потопа остались, были захоронены и окаменели останки не менее одного миллиарда людей. Площадь суши приблизительно равна 4,5х1014 м2, а средняя толщина осадочных отложений — как минимум 1600 метров. Таким образом, на останки одного человека придется:

4,5х1014 х 1600 : 109 = более 700.000.000 м3 осадочных отложений!

А потому придется раскопать в среднем более 700 миллионов кубических метров окаменелых отложений (то есть скалу площадью 2,5 км2 в горизонтальном сечении и высотой 280 метров), чтобы обнаружить останки одного допотопного человека.

Итак, те сотни мест по всему миру, где ведутся археологические раскопки, никак не могут отражать допотопной культуры в ее полноте. Все они без исключения представляют собой свидетельство миграций и расселения в эпоху, наступившую после потопа. Этот вывод согласуется также с общей их датировкой периодом плейстоцена или позднего плиоцена, что, выражаясь языком библейской геологии, означает период после потопа.

Хотя уровень развития допотопной цивилизации был довольно высок (в Бытии 1 — 11 упоминаются города, литье металла, земледелие, музыкальные инструменты, украшения, животноводство и другие атрибуты цивилизованного общества), но вся она погибла во время потопа. Для создания же новой цивилизации после потопа можно было воспользоваться лишь теми вещами,

что поместились в ковчеге, и лишь теми техническими навыками, которыми обладали Ной и три его сына.

После потопа мир был необжит и пуст, суров и опасен, он резко отличался от чудесных тепличных условий, в которых люди жили прежде. Года, а может, и века люди тратили все. силы лишь на то, чтобы выжить.

Сначала Ной и его семья не могли пользоваться металлами просто потому, что нужно было найти места залегания руды и способы ее обогащения, а времени на разведку у них было мало. Они делали орудия из дерева и камня, а посуду — из глины, и это были единственно доступные материалы. Вначале они, должно быть, добывали пищу в основном охотой и собирательством, по крайней мере когда отправились на поиски и освоение новых мест обитания, и только потом в каждом поселении появилась возможность сеять сельскохозяйственные культуры и собирать урожай, разводить стада из крупного рогатого скота и овец.

Таким образом, когда кажется, что в каком-либо месте археологи нашли последовательный ряд слоев: обитых каменных орудий, затем шлифованных каменных орудий и земледельческой общины, затем металлических орудий и т.д., — то в действительности эти находки вовсе не являются признаком естественной эволюции. Они говорят скорее о трудностях, с которыми столкнулось после потопа небольшое количество людей, пытавшихся создать жизнеспособную общность в неблагоприятной среде, пользуясь практически лишь своими собственными умениями. В такое же положение попала семья «швейцарских Робинзонов», которая в результате случайности была вынуждена бороться за выживание в уединенных и диких местах, используя лишь собственные силы и разум. Древние люди не заслуживают того, чтобы их называли «примитивными» или «дикарями»; скорее, они заслуживают уважения и восхищения не только за их поразительные достижения в выживании и умножении рода, но и за то, что они смогли столь быстро заложить необходимые основы цивилизации, которая относительно скоро дала начало великим народам и прогрессу древнего мира.

Люди упорно не желали разделяться и осваивать новые места, как велел им Бог, предпочитая оставаться вместе в наиболее плодородной и благоприятной местности, которую им удалось найти неподалеку от горы Арарат, в земле Сеннаар (т.е. Шумер), в южной части Месопотамии, так называемом Междуречье. Реки они назвали Тигр и Евфрат, в память о двух из тех чудесных рек, что текли из Едемского сада.

Результатом их упорства стал Божий суд над Вавилоном — смешение языков, которое заставило их рассеяться. Последовавшие далее события и есть та история, которую постепенно реконструируют археологи (хотя большинство из них этого не понимает), производя раскопки пещер, где жили люди, построенных ими поселений и прочих следов их миграций и стоянок по всему миру.

По мере роста населения усиливалась борьба за наиболее Удобные земли. Так, самые сильные и наделенные практическим разумом семьи и племена (вначале некоторые из хамитов) заняли и разработали лучшие территории — в стране Шумер и в долине реки Нил. Потомки Ханаана осели на восточном и северо-восточном берегах Средиземного моря. Потомки Иафета двинулись в более суровые северные и западные области, в Европу. Семиты остались вблизи Арарата, во постепенно расселились на юге и востоке: в Аравии, Ассирии, Персии и т.д.

Дальнейший рост населения и борьба за превосходство приводили уже к войнам и последовательным волнам миграций потерпевших поражение народов в более удаленные районы. Если племя было вынуждено переселяться на новое место обитания, то его представители, которым удалось выжить, как правило, еще раз проходили период каменных орудий, период овладения металлом, период строительства городов и т.д.

Никогда побежденному племени не удавалось вернуть и сохранить территорию у заселившей ее оседлой общности. Ему оставалось лишь двигаться дальше, в другие земли, занимаясь охотой и собирательством до тех пор, пока на новом месте оно не создавало собственную материальную базу и культуру. «В принципе, если племена охотников и расширяли свои территории, то обычно только за счет пустующих земель, но не путем изгнания предшествующих оседлых обитателей. Это правило иллюстрируется примером первоначального заселения такого материка, как Северная Америка, которое произошло, вероятно, в результате одной, а не нескольких волн миграции».[332]

Неудивительно, что антропологические исследования так называемого «первобытного человека» (неандертальца, кроманьонца и, возможно. Homo erectus) сконцентрировались в районах Западной Европы, Восточной Азии и Южной Африки. Эти области, отдаленные от Вавилона, — внешние окраины земель, заселенных человеком в первые века после рассеяния;

туда были вынуждены бежать от своих более удачливых соседей некоторые племена и всеми силами бороться за выживание в пещерах, горах и джунглях. В некоторых случаях — из-за близкородственных браков, плохого питания (вспомним неандертальца с его рахитом) и общего вырождения — их физические качества деградировали, и в конечном итоге племя могло просто исчезнуть.

В большинстве случаев, однако, они селились в новых землях, богатых ресурсами, где со временем удавалось создать относительно стабильное и жизнеспособное общество.

Вероятно, все эти события происходили в ледниковый период. Во время, когда неандерталец пытался выжить вблизи ледовой шапки Земли в Европе и в сибирских племенах Азии, великие цивилизации египтян, шумеров и других народов процветали южнее — там, куда не дошел ледник и где климат был более влажным и благоприятным.

Мы полагаем, что все подлинные археологические и антропологические данные соответствуют приблизительно такой последовательности событий, как было изложено выше.

Например, в Сибири кочевые племена оставили многочисленные следы в форме наскальных рисунков в стойбищах по берегам рек. «Эти находки — древние наскальные рисунки, обнаруженные в стойбищах по берегам рек по всей длине и ширине северной части материка от Скандинавии до бассейна реки Амур, на самом востоке Сибири».[333]

Находкам в этих поселениях свойственна определенная последовательность: сначала каменные орудия, затем металлические и т.д. Они также отражают смену условий окружающей среды по мере постепенного отступления ледника.

Тот же процесс отмечают в Африке. Периоду династий в Египте предшествовало быстрое техническое развитие племен, поселившихся в долине Нила. «Теперь известно, что предположения о медленном развитии и бедности обитателей долины Нила были абсолютно неверными… Есть даже убедительные свидетельства того, что эти места были заселены племенами, владевшими столь же сложной и развитой техникой и теми же способами обработки камня, что и другие известные племена в разных частях мира».[334]

Миграции и стоянки племен, живших в более южной части Африки, хорошо прослеживаются, как и в Сибири, по наскальным рисункам. «Только в Африке обнаружены десятки тысяч рисунков и надписей на поверхности скал… такие рисунки обнаружены повсюду, от северной границы Сахары до мыса Доброй Надежды… Их датировка колеблется в пределах от 8000 года до Р.Х. до относительно недавних времен, а единство стиля сохраняется по всему континенту».[335]

Довольно просто представить, как люди из Вавилона расселялись по Европе, Африке и Азии. Но как же они попали в Северную и Южную Америку и на острова Тихого океана?

Они прибывали туда как сухопутным, так и морским путем. Во время ледникового периода уровень воды в океане, вероятно, был ниже и существовали сухопутные мосты через Берингов пролив, а также через Малайзию — в Новую Гвинею и Индонезию. «Многочисленные свидетельства позволяют заключить, что висконсинский ледник достиг 40.000 лет назад максимума и понизил Уровень воды в море более чем на 460 футов… При понижении Же уровня до 450 футов поверхность подводной равнины от одного края континентального шельфа до другого должна была открыться и образовать между соединенными таким образом континентами коридор шириной 1300 миль, по которому мигрировали различные формы жизни».[336]

Можно почти не сомневаться, что многие племена индейцев, а также большинство животных попали в Америку из Сибири по этому сухопутному мосту. С другой стороны, вполне возможно и что некоторые из обитателей Центральной и Южной Америки переправились ранее в эти края на лодках. В конце концов, умение строить суда было, несомненно, в числе навыков, которыми располагали люди, пережившие потоп! Существует достаточно свидетельств в пользу того, что финикийцы, как и другие народы, были достаточно опытными мореплавателями, чтобы странствовать по морю вокруг Африки и по всему миру.

Что касается островов, то их заселили люди, несомненно, попавшие туда на лодках. Важно отметить, что эти земли были заселены в самую последнюю очередь, тогда как Ближний Восток — в самую первую. Компьютерный анализ современной земной поверхности показал, что ее центр располагается вблизи Анкары (Турция), а «антицентр» (точка, наиболее удаленная от всех участков суши) — в южной части Тихого океана, посередине между Новой Зеландией и Южной Америкой.[337] По провидению Бога ковчег остановился вблизи географического центра Земли, чем было обеспечено расселение по ней как человека, так и животных.

Южных островов Тихого океана человек достиг сравнительно поздно.

Датой заселения Маркизовых островов в Восточной Полинезии считается 122 год до Р.Х., тогда как остров Самоа, в Западной Полинезии, был заселен лишь в 8 году по Р.Х. Соседний остров Фиджи был заселен не ранее 46 года до Р.Х., и резонно отнести следы освоения на Самоа приблизительно к тому же времени. На северной оконечности Полинезии — Гавайских островах — люди поселились, вероятно, в 124 году по Р.Х., в начале христианской эры. А дата первого заселения Новой Зеландии, в Южной Полинезии, — около 1000 года по Р.Х., как выяснилось путем радиоуглеродного анализа 38 образцов.[338]

Вышеуказанные датировки опираются на радиоуглеродный анализ, но для такого относительно недавнего времени этот метод, видимо, вполне надежен. Вероятно, островитяне приплыли на эти острова из многих материковых районов как Азии, так и Южной Америки.

Этот довольно краткий очерк можно было бы значительно расширить. Очевидно, что каждая новая археологическая или антропологическая находка подтверждает и наглядно иллюстрирует библейское свидетельство о происхождении и древнейшей истории человека. Человек появился не в результате постепенной эволюции от животного; он с самого начала был человеком, в высшей степени разумным и одаренным, способным исследовать и заселить весь мир, а также быстро создать жизнеспособную и сложную цивилизацию повсюду, где бы он ни оказался.