Часть II Эволюционная модель

1. История теории эволюции

Исходной точкой эволюционного представления является мнение о том, что происхождение всех упорядоченных сложных систем, включая живые существа, можно объяснить действием естественных законов, без вмешательства со стороны Бога. Согласно этому ходу мыслей, все живые существа, включая человека, являются результатом случайных изменений, которые происходили в течение миллиардов лет и которые в совокупности превратили хаос в стройный порядок.

Полтора века назад такая теория была бы названа абсурдной. Однако в наши дни тех, кто отвергает идею случайных эволюционных процессов, приведших к возникновению жизни и формированию геологических особенностей Земли, причисляют к религиозным фанатикам, далеким от науки.

К сожалению, в современном мире с момента, когда дети становятся способными реагировать на окружающую их среду, им непрерывно вдалбливают доктрину эволюции. Светская система образования высмеивает и отвергает детскую веру в сотворение мира руками Бога. Гуманистический образ мышления повсеместно представляет эволюцию как доказанный факт. Общепринятым является представление, согласно которому все живые существа — это продукт эволюции, происходившей в прошлом, что эволюция происходит и сегодня, и что она будет продолжаться, формируя жизнь в будущем.

Джеймс Хаттон

Чтобы лучше понять, как случилось, что теория эволюции основательно укоренилась в сознании теперешнего поколения, необходимо исследовать вопрос о том, как эта теория была, впервые сформулирована некоторыми из ее отцов-основателей. Джеймс Хаттон (1726-1797) высказал предположение о том, что геологические слои Земли не были результатом глобального наводнения, как считали до этого времени и как говорит Библия. В учебнике биологии, автором которого является Хэлен Куртис, говорится:

«Именно геологи — в большей степени, нежели биологи — вымостили дорогу эволюционной теории. Наиболее авторитетным среди них был Джеймс Хаттон. Он предполагал, что Земля была образована не внезапно в результате бурных событий, а в результате медленных и постепенных процессов — тех же процессов, которые можно наблюдать и в сегодняшнем мире.

Эта теория Хаттона, известная под наименованием униформизма, была важной по трем причинам. Во-первых, она предполагает, что Земля имеет живую историю, и при этом весьма продолжительную. Эта мысль была новой. Христианские теологи, отсчитывавшие последовательность поколений, начиная с Адама (согласно Библии), вычислили максимальный возраст Земли — примерно 6000 лет. Никто, насколько нам известно, и не мыслил о более продолжительном периоде. Шести тысяч лет недостаточно для таких крупных эволюционных изменений, как образование новых видов».

Эта интересная предпосылка теории эволюции иллюстрирует весьма важный момент. До того, как была предложена эволюционная теория, креационистское объяснение происхождения и истории Земли было приемлемой моделью, адекватно объясняющей наблюдаемые факты. Затем библейское объяснение было отвергнуто в пользу эволюционной теории.

Чарльз Лайель

Английского ученого Чарльза Лайеля (1797-1875) часто называли основателем современной геологии. В 1830-1833 годах он опубликовал «Основы геологии» в трех томах, где была представлена обширная информация об этой науке. Лайель в своей книге показал, что Земля изменялась медленно и постепенно в течение миллионов лет в результате процессов, которые происходят и сегодня.

За теорией Лайеля стояло не просто желание представить с чисто научной точки зрения новую теорию происхождения и истории Земли. Целью эволюционной теории, как утверждали некоторые из ее основателей, было показать возможность альтернативного объяснения происхождения жизни без обращения к Богу. В своей книге «Всемирный атлас чудес» Фрэнсис Хитчинг говорит следующее о Лайеле и о причинах, стоящих за возникновением эволюционной теории:

«Для создания теории униформизма в качестве вызова библейской теории сотворения мира, политических причин было столько же, сколько и научных. Если было бы признано, что Библия говорит правду, не было бы возможности бросить вызов монархии в Британии мирным путем, так как предполагалось, что суверенная власть дана королю от Бога; но если можно было бы доказать неточность утверждений Библии, в особенности в отношении ключевого события — Потопа, тогда была бы разрушена сама философская основа монархической власти». Несомненно, именно так рассуждали члены группы юристов и парламентариев, сторонников восстания против английского владычества. Один из них, Чарльз Лайель, и опубликовал свои «Основы геологии». В своем 100-страничном вступлении он блестяще доказывал мифологичность повествования о Всемирном Потопе, а также тот факт, что действием естественных сил эрозии и влиянием вулканических процессов, происходивших в течение миллионов лет, можно легко объяснить геологические характеристики Земли.

Чарльз Дарвин

Чарльз Дарвин (1809-1882) был английским натуралистом, ставшим известным благодаря своей теории эволюции. Подобно нескольким другим ученым, предшествовавшим ему, Дарвин считал, что в течение миллионов лет все виды растений и животных эволюционировали от нескольких общих предков. Дарвин признавал вклад Лайеля, показавшего необходимый масштаб времени, в течение которого мог бы действовать процесс естественного отбора. Когда восторжествовала теория Дарвина, принятие теории униформизма было обеспечено.

Дарвин был внуком известного физика и натуралиста Эразма Дарвина (1731-1802), предложившего теорию эволюции еще в 1790-е годы. Мальчиком Чарльз часто слушал обсуждения теории своего деда. Чарльз Дарвин изучал медицину в Эдинбургском университете, теологию — в Кембриджском университете и в 1831 году получил там ученую степень. Однако его религиозные убеждения находились в русле обычного викторианства, от фундаментального христианства до агностицизма, и к концу 1830-х годов он отказался от своих первоначальных христианских убеждений. Эта трансформация не была полностью вызвана накоплением научных фактов. У Дарвина вызывала сомнение история, рассказанная в Библии, ему казались неприемлемыми действия ветхозаветного Бога, а также невероятными — доктрины христианства.

Во время опубликования в 1859 году его книги «Происхождение видов путем естественного отбора» Дарвин считал себя теистом, основывающим свое мировоззрение на внутреннем убеждении, что гармония, наблюдаемая им во Вселенной, не может быть результатом чистого случая. Со временем взгляды на эволюцию подорвали его теизм, и на место теизма встал агностицизм. Дарвин изменил свое первоначальное мнение и согласился с тем, что явное присутствие замысла в живых существах фактически является результатом непреднамеренного, случайного стечения обстоятельств. Он пришел к заключению, что эволюционные процессы не могли быть результатом творения любящего, разумного Бога, так как естественный отбор — процесс довольно жестокий. Человек, по его мнению, является продуктом естественного отбора, а не замысла Бога, в Которого он когда-то верил.

Теория эволюции и Церковь

Дарвиновская теория эволюции, основанная на идее естественного отбора, вызвала острейшие споры среди ученых, религиозных деятелей, а также среди широкой публики. Такие известные английские ученые, как Томас Хаксли и Альфред Уоллес, поддерживали работу Дарвина, и, в конечном счете, многие приняли теорию эволюции.

Идеи Дарвина оказали громадное влияние на религиозную мысль. Несколько английских теологов вскоре высказали предположение о том, что геологическая и биологическая информация, представленная новыми идеями в науке, ясно демонстрирует научную неточность Книги Бытия. Геологи, как им казалось, доказали, что Книга Бытия не является абсолютным для всех времен и всех мест истинным Словом Божиим.

После того как дарвиновская идея о происхождении и развитии жизни стала широко известна, другие ученые использовали концепцию эволюции для разработки теорий об обществе. На основе дарвиновской теории возник ряд новых философий. Эти идеи вырвались на мировую сцену, внося представления, которые придавали респектабельность агностицизму и атеизму. Например, немецкий философ и социолог Карл Маркс сравнивал борьбу за выживание между организмами с борьбой за власть между классами общества. Маркс был настолько захвачен тем, как Дарвину удалось объяснить непричастность Бога к происхождению жизни, что посвятил Дарвину свою книгу «Капитал».

Карл Маркс, а также другие философы-гуманисты его времени считали, что высшим существом является человек, а не Бог. Эта точка зрения предполагает, что люди сами сделали себя такими, какими они являются, в результате своих собственных усилий, разума и творческих способностей. Гуманистический взгляд отвергает библейскую посылку о том, что человек представляет собою падшее, грешное создание, которое следует спасти, и считает, что человек следует эволюционным путем к более высокой ступени сознания. Таким образом, можно видеть, что эволюция представляет собой основную посылку гуманистического взгляда, согласно которому человек с течением времени становится все более и более богоподобным существом.

Теория эволюции и образование

Несмотря на сопротивление многих ученых и религиозных лидеров, эволюционная доктрина быстро распространилась в академических кругах. Большинство ученых, проявивших терпимость в отношении гуманистической философии, гордилось тем, что они могут объяснить окружающий их физический мир, не полагаясь на Бога. Эволюция жизни в течение миллионов лет, в сочетании с концепцией униформизма, вскоре прочно укоренилась во многих науках. Сегодня теория эволюции считается важнейшей фундаментальной концепцией естественных наук.

В ряде развитых государств ведутся споры о том, следует ли эту теорию преподавать в школах. Многие не желают принимать теорию эволюции по той причине, что она вступает в конфликт с их верой в то, что Бог является творцом и хранителем жизни. Библия также говорит, что человеческие существа созданы по образу Бога и, таким образом, возвышены над всеми другими живыми существами. Благодаря тому, что большинство населения США разделяет этот взгляд, преподавание эволюционной теории в средних школах этой страны было введено лишь после долгих лет сопротивления.

Первая крупная конфронтация в связи с проблемой преподавания теории эволюции в средних школах произошла на нашумевшем судебном процессе Скоупса в Теннеси в 1925 году. Влияние этого процесса на образование ощущалось в течение многих лет, когда большинство школ избегало преподавания теории эволюции, а учебники слабо затрагивали эту тему. В течение ряда лет, последовавших за процессом Скоупса, противоречие между креационной и эволюционной теориями не было высоко приоритетной проблемой. Так было вплоть до 1950-х годов, когда среди педагогов возросла забота о том, чтобы преподавание естественных наук в средних школах было улучшено за счет преподавания эволюционной теории.

В 1960-е годы группа ученых-биологов получила задание Национального научного фонда переработать курс биологии для старших классов средней школы. Эти биологи, которых назвали Группой по изучению курса биологических наук (ИКБН), подготовили ряд учебников по биологии, основной объединяющей темой которых явилась эволюция. Учебники группы ИКБН были широко приняты, и к 1970-м годам больше половины старшеклассников США и Канады изучали биологию по этим материалам.

Появление теории эволюции в школьных учебниках снова вызвало протесты со стороны тех, кто верил в библейские принципы креационизма. Школьные советы, а также законодатели встретились с сильным сопротивлением, направленным на запрет преподавания теории эволюции в учебных аудиториях. Противники этой теории говорили о незаконности преподавания ее в школах Соединенных Штатов. Однако когда в 1968 году этот вопрос был вынесен на рассмотрение Верховного Суда США, суд признал неконституционным запрет на преподавание теории эволюции, поскольку он отдавал предпочтение одной — религиозной точке зрения в ущерб другим. После вынесения этого решения креационисты пытались показать, что библейская модель происхождения материального мира представляет собой альтернативу теории эволюции и что в учебных аудиториях должны быть представлены на равных правах оба эти взгляда, чтобы учащийся мог самостоятельно сделать выводы относительно этих моделей.

Сопротивление этому подходу было велико. По мере того, как креационисты продолжали формировать свой взгляд и делать его достоянием публики, противоречие между двумя теориями получило широкое распространение. Большинство эволюционистов утверждало, что креационизм не является наукой. Они считали, что за этим движением стоит узкая, фундаменталистская интерпретация христианства, и что приверженцы креационизма пытаются привнести в науку свои религиозные представления. Педагоги, твердо верящие в эволюционную доктрину, считали допуск научного креационизма в программу средней школы неприемлемым, поскольку он подрывает самые основы теории эволюции.

Таков краткий рассказ о борьбе двух идей. Картина, которую открывает изучение истории противоречия во взглядах между эволюцией и сотворением мира, совпадает с тем, о чем апостол Павел писал в Послании к Римлянам (1:19-22, 25):

«Все, что известно о Боге, стало доступно людям, ибо Бог сделал это доступным им. От сотворения мира незримая извечная сила и божественность Бога ясно проявляется, ибо все это видно в каждом творении Его. И потому нет оправдания людям, ибо хотя и знали они Бога, но не почитали Его, как должно. Вместо этого предавались они суетным размышлениям, и глупые сердца их почернели от греха. Называя себя мудрыми, обезумели… Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки».