Глава 1. Тревожная тенденция

В 1975 году я преподавал биологию и прочие естественные науки в государственных учебных заведениях Австралии. В то время некоторые из старших учителей жаловались, что учеников теперь совсем не так легко держать в руках, как в прежние годы. Эти молодые люди, в отличие от их сверстников в предыдущих поколениях, не выказывали к учителям должного уважения и требуемой учтивости. Никто, по всей видимости, не мог исправить ситуацию, но все соглашались, что поведение школьников лишь отражает всеобщие перемены, происходящие в культуре.

Некоторые пасторы тогда еще вели уроки в государственных школах. Я был молодым, неопытным учителем, но как христианин я стремился коснуться сердец учеников истиной Божьего Слова. Однажды ко мне пришли пасторы, которым попросту хотелось излить мне душу. Они рассказали, что испытывают огромные трудности с программой религиозного образования в школе. Дети плохо себя ведут, большинству совершенно неинтересно то, что им преподают, а у учителей просто опускаются руки.

Поразмыслив, я попросил их вкратце описать, что входит в курс, который они читают школьникам. Пасторы рассказали, что их лекции в основном о миссионерских путешествиях Павла, Благой Вести Иисуса Христа, Его смерти и Воскресении, новых небесах и земле, и других положениях Нового Завета.

Так или иначе, многие ученики выказывали открытое пренебрежение и отсутствие всякого интереса к библейскому учению. Что же было делать пасторам? Ведь они так хотели, чтобы эти молодые люди уверовали, понимали Библию и вверили себя Господу! Как же коснуться их сердец? Старший, более опытный пастор, заметил, что ученики сейчас вовсе не таковы, какими были их сверстники в прежние годы. Он уже давно обратил внимание на эту тенденцию, и с каждым годом ситуация все ухудшалась. Почему же становилось все труднее и труднее общаться с нынешним поколением школьников?

Пасторы спросили, могу ли я пролить хоть немного света на эту дилемму. Чем больше я думал об этом, тем сильнее ощущал, что мозг мой неотвязно сверлит одна очень важная мысль. Я давно заметил, что учебники по биологии и другим естественным дисциплинам насквозь пропитаны эволюционной философией. Теория эволюции (в смысле «из микроба — в человека») представлена в них как факт. Но это касалось не только естествознания — идеи эволюции лежат в основе большинства учебных курсов.

Я сказал этим пасторам: «Знаете, чему учат этих детей на большинстве уроков? Им говорят, что они — просто животные, которые за миллионы лет произошли из некоего первобытного бульона. Им внушают веру в научность эволюции. Они растут в мире, полном удивительных технологий, являющихся продуктом истинной науки, и потому питают огромное уважение ко всему, что носит название «науки». К сожалению, они не понимают, что эволюция наукой не является. Но, как следствие того, чему их учат, Библия для них — лишь устаревшая религиозная книга. Ведь внушают же им на уроке астрономии, что солнечная система сформировалась сама по себе из облака пыли в течение миллионов лет. А на уроке геологии они узнают, что Земле, оказывается, миллиарды лет, а летопись окаменелостей отражает историю эволюции жизни. На биологии им показывают изображения «обезьяночеловека», которого представляют, как их далекого предка. На истории им сообщают, как первобытный человек, начиная с каменного века, шел прямым эволюционным путем к прогрессу…»

Иными словами, я объяснил пасторам, что день за днем, урок за уроком учеников настраивают против веры во все то, что Библия говорит о происхождении человечества. Даже если учителя вовсе не упоминают Библию, они все равно строят уроки так, чтобы «привить» ученикам «вакцину» против Библии.

Например, я прекрасно помню, как один из моих учеников выпалил: «Сэр, как вы можете верить Библии, ведь в ней говорится, что мы произошли от Адама и Евы, в то время как наука опровергает это?»

Я привел пасторам этот пример и подытожил: «Вот в чем корень проблемы. На уроках ученикам все активнее внушают, что эволюция — это факт, а Библия — ложь, и что все это доказано наукой. Дети не верят, что все в мире сотворено Богом. В учебниках они читают, что Вселенная и жизнь возникли случайно, вследствие спонтанных процессов. Они знают, что эволюция с ее «обезьяночеловеком» противоречит библейскому учению об Адаме и Еве. Более того, некоторые учителя вовсе открыто поднимают свой голос против Библии. И вот те же самые дети приходят на ваши лекции по религиоведению, где вы учите их библейским истинам. И многие из них попросту не понимают, как можно верить Библии. Они не испытывают к ней никакого уважения. Они полагают, что в наш высоконаучный век Библия — устаревшая, никому не нужная книга. Почему же тогда им должно быть интересно то, что вы говорите?»

Никогда ранее пасторы не подходили к проблеме с этой стороны. В моих словах они увидели рациональное зерно. Но что же делать, с чего начать? Вот что я предложил им: прежде чем рассказывать ученикам о миссионерских путешествиях Павла или о жизни

Иисуса и силе Евангелия, им нужно сделать нечто такое, что привлекло бы внимание молодых людей к Библии и убедило их, что эта Книга — действительно непреложное Слово Божие, и потому достойна доверия.

Я предложил им разработать курс лекций, способных противодействовать антихристианскому мировоззрению, которое ученикам ежедневно прививают на уроках. Мы могли бы, к примеру, рассмотреть ошибки школьных учебников и подвергнуть их критике, одновременно показывая, что Библия говорит истину.

Лично мне казалось жизненно необходимым, чтобы пасторы убедили учеников в достоверности Книги Бытия. В конце концов, если самая первая Книга Библии, по мнению детей, не заслуживает их доверия, с какой стати они станут верить остальным? Лет двадцать назад одна женщина говорила мне: «Когда в церкви мне сказали, что я должна принять теорию эволюции, что нельзя всю Книгу Бытия воспринимать буквально, я спросила: «С какого же места Бог начинает говорить правду?»

Я достаточно общался со школьниками, чтобы убедиться: они рассуждают так же, как собеседники той женщины. На лекциях по религиоведению их учат Новому Завету, но они-то знают:

Бытие, первая книга Библии, неверна, это доказано наукой. Почему же тогда, спрашивается, можно верить какой-либо другой из библейских книг?

Вместе с пасторами мы разработали серию лекций с целью показать ученикам, что эволюция — не более чем вымысел. Не было никакого обезьяночеловека, эволюционисты совершенно не доказали, что Земле миллиарды лет, в их теориях о происхождении Солнечной системы полно серьезных упущений и ошибок, и т. д., и т. п.

Начав читать эти лекции, пасторы пришли в изумление. Ученики сидели тихо-тихо — и внимательно слушали! Видно было, что им чрезвычайно интересно. Они просто засыпали пасторов вопросами: «А как же углеродное датирование? А когда же, получается, жили динозавры? А почему другие учителя не рассказывали нам ничего подобного?»

Как только пасторы показали на конкретных примерах, что настоящая наука не опровергает истинность Библии, и, напротив, Библия помогает лучше понять окружающий нас мир, отношение учеников к этим урокам изменилось до неузнаваемости! Многие всерьез заинтересовались духовными истинами. Позже, когда пасторы коснулись Нового Завета и Иисуса, молодые люди слушали с огромным вниманием, тщательно конспектируя материал.

В то время я еще не мог знать, что принял участие в развитии метода, который позже получил название «креационного евангелизма». Этот метод не только твердо зиждется на библейских принципах, но и является одним из самых действенных методов, позволяющим доносить до современного мира Благую Весть Иисуса Христа.

Эта история с пасторами и школьниками всплыла в моей памяти, когда я путешествовал с лекциями по Японии. На первой же по расписанию встрече я имел удовольствие познакомиться с моим переводчиком, Нафаном, человеком, который родился и вырос в Японии, будучи сыном американского миссионера.

На одном из последующих собраний я встретил его отца, который рассказал мне, как однажды они с женой, американские миссионеры, поняли, что не смогут полноценно исполнить свою миссию в контексте японской культуры. Тогда они решили принести в дар Японии своего сына, который появился на свет в этой стране. «Мы отдали своего сына Японии», — сказали они мне.

Выросший в японской культуре, Нафан не только безупречно владеет японским языком, но и понимает самый образ мышления японцев. Не удивительно, что по профессии он — переводчик.

Нафан сразу же объяснил мне, что каждый раз, когда я во время выступления произношу слово «Бог», он не может перевести его просто как «Бог». Из-за того, что в этой стране широко распространен синтоизм и, как следствие, вера во множество богов, люди попросту причислят Бога, о котором говорю я, к другим своим богам.

Поэтому всякий раз, когда я говорил «Бог», Нафан уточнял, что это — Тот Самый Бог, Который сотворил мир и правит им. Он — Бог, стоящий над Своим творением.

Затем Нафан разъяснил мне еще одну мысль, которая прежде никогда не приходила мне в голову. Вплоть до последней мировой войны христиан в Японии преследовали и даже убивали. Японская культура лишена каких бы то ни было христианских основ. Население этой страны составляет более ста пятидесяти миллионов человек, и из них менее 0,1 процента людей, возрожденных Христом. Если я скажу, обращаясь к японской аудитории: «Вы грешны, и, чтобы спастись, вы должны уверовать в то, что Христос сделал для вас на кресте», то люди попросту не поймут, о чем я говорю.

Да и как могут они понять Евангелие, не зная истории грехопадения, описанной в Книге Бытия, не зная даже того, что все мы происходим от одного человека, Адама, которого сотворил Бог? Ты можешь сто раз сказать человеку, что он грешник, но твои слова не дойдут до него, если он не понимает, что такое грех.

Таким образом, Нафан объяснил мне, что если я хочу донести до японских слушателей Благую Весть, то вначале я должен буду подготовить их к этому, заложить фундамент — основы Книги Бытия.

Затем он сказал, что в системе образования Японии атеистическая теория эволюции преподается как факт. Наверное, каждый японец слышал об эволюции, — но мало кто слышал о том, что Библия — это Книга, достойная доверия. Эволюция предлагается людям в качестве научного объяснения происхождения мира, и потому считается фактом. Следовательно, мы должны понимать: чтобы у людей вообще возникло желание слушать библейскую историю сотворения мира, с которого, собственно, и начинается история спасения, нужно вначале нейтрализовать действие теории эволюции.

Кроме того, есть еще одна проблема. Из-за особенностей системы образования и под влиянием соглашательски настроенных миссионеров (в частности, из Америки) многие христиане в маленьких консервативных японских церквях принимают на веру теорию эволюции или некоторые аспекты эволюционной философии. Они просто не понимают, насколько важно верить в реального Адама и реальное грехопадение. Может быть, поэтому (точнее, и поэтому тоже) церковь в Японии оказалась не в силах повлиять на мировоззрение людей? По этой и другим причинам (например, из-за высоких цен) миссионеры покидали эту страну. Некоторые сегодня называют Японию «кладбищем миссионеров».

Печально признавать, что церковь по всему миру не использует метод, который, по моему глубокому убеждению, способен наиболее действенно донести до людей Евангелие Иисуса Христа — даже в культурах, которые все более удаляются от Бога и Его Слова, или в культурах, не имеющих христианских основ совершенно. Этот метод можно назвать «креационным евангелизмом». Как показала практика, этот метод проповеди Благой Вести способен изменить целые народы, — если только церковь примет его и начнет применять в современном мире, мире безверия.

Всякий раз, цитируя на этих страницах Священное Писание, мы будем выделять курсивом моменты, наиболее необходимые для понимания того или иного аспекта креационного евангелизма.

Нет никаких сомнений в том, что народы Запада, когда-то принявшие христианство, теперь все дальше отходят от веры; но и это еще не все — в них постоянно возрастают антихристианские настроения. Другие же народы, на чьи культуры христианство не оказало значительного воздействия, казалось бы, вообще не способны принять Евангелие. Как же донести до всех этих людей Благую Весть о спасении в Иисусе Христе?

Оказывается, это возможно!

Несколько лет назад Ваше служение очень сильно повлияло на мое решение уверовать в Бога и Спасителя. Если я хочу верить в Бога, то вначале мне нужно признать, что Он существует. Если я хочу верить в Бога, о Котором говорит Библия, я должен убедиться, что Священное Писание говорит правду. Ваши лекции о сотворении мира и о теории эволюции окончательно убедили меня в истинности Слова Божьего.

В.Б., Нью-Йорк