Глава 2. Что же такое Евангелие?

Конечно, ответ на этот вопрос очевиден любому христианину, разумеется, слово «Евангелие» означает «Благая Весть». Говоря о Евангелии, христиане всегда несут Благую Весть о Воскресении Христа. Вот что утверждает апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам, 15 1-4

«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию»

Но на этом Павел не останавливается Прочтите очень внимательно, как дальше, в этой же главе, он объясняет суть Евангелия

«Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают

Ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают так во Христе все оживут. Так и написано «первый человек Адам стал душею живущею», а последний Адам есть дух животворящий» (1 Кор 15 12-45).

Заметьте, что апостол Павел, объясняя причину смерти Иисуса, обращается к Книге Бытия — к истории Адама и грехопадения. Иными словами, нельзя по-настоящему понять новозаветную Благую Весть о том, что Иисус умер и воскрес из мертвых, искупив наш грех, пока не осознаешь плохую весть Книги Бытия о грехопадении человека, о происхождении греха, о том, что смерть — это наказание за грех.

Я никогда не забуду телефонный разговор с женой одного пастора. Беседа у нас получилась довольно забавной.

— Наша церковь не может прийти на ваш семинар, — начала она.

— Почему же? — удивился я.

— Ну, вы утверждаете, что Книга Бытия, все, о чем в ней говорится, — это реальная история. А по-моему, Книга Бытия — это не так уж важно. Какая разница, что мы думаем о ней? Почему мы не можем просто прийти к общему мнению об основах христианства?

— А что вы называете основами? — спросил я.

— То, что все мы грешники, и что Иисус Христос умер за наши грехи В этом и заключается суть христианства И совершенно неважно, воспринимаешь ли ты Книгу Бытия буквально или нет Если человек получает второе, духовное рождение, как сказано в Библии, но при этом не верит в Книгу Бытия так буквально, как вы, — спасется ли он? Попадет ли на небеса?

— Что ж, — ответил я, — если человек действительно родится свыше, то даже если он не верит в каждое слово Книги Бытия, он, конечно же, спасется и будет на небесах.

— Вот видите! — возликовала она. — Значит, Книга Бытия — не самое главное; главное для христианства — то, что сделал на кресте Иисус Христос.

И тут я сказал:

— Вы не будете возражать, если я задам вам один вопрос?

— Пожалуйста.

— А почему Иисус умер на кресте?

— За наши грехи, — мгновенно ответила она.

— А что вы подразумеваете под грехом? — продолжал допытываться я.

— Бунт против Бога,- прозвучало в ответ. Тогда я попросил:

— Не могли бы вы рассказать мне, как вы пришли к определению греха как бунта? Это ваша личная идея или чья-то еще? Я, кстати, где-то слышал другое определение греха: «отсутствие чувства собственного достоинства». На каком основании вы решили, что грех — это бунт? Откуда вы взяли это определение?

И знаете, что ответила мне эта женщина? Она недовольно заявила: «Я понимаю, к чему вы клоните!» Действительно, она поняла, что я поймал ее в ловушку, но по-прежнему не хотела признавать, что без Книги Бытия ей не ответить на мой вопрос. Ведь все сущее (в том числе и грех) имеет начало, и потому нельзя определить, что такое грех, не обратившись к истокам — грехопадению, описанному в Книге Бытия. Адам в самом деле, в самом буквальном смысле, восстал против Бога; только осознав это, мы сможем понять, что значит грех.

Какова была моя цель в разговоре с этой женщиной? Я просто хотел показать, что мы можем определять грех как бунт лишь в том случае, если бунт — в буквальном смысле этого слова! — действительно имел место. Апостол Павел говорит ясно и недвусмысленно: все мы грешны, потому что все мы — потомки первого человека, Адама. И все это правда: Адам действительно существовал, он жил в реальном саду, где росло реальное дерево познания добра и зла, и, искушаемый реальным змием, вкусил реальные плоды; так реально произошло грехопадение, бывшее бунтом бунт — тоже совершенно реальным.

Мы, христиане, должны раз и навсегда решить для себя вопрос: важно ли верить в то, что грехопадение действительно произошло? Безусловно, важно! Если не было реального грехопадения, тогда что такое грех? Кто может определить это? И о чем тогда говорит Павел в Первом Послании к Коринфянам, 15 или в Послании к Римлянам, 5:12, где он утверждает: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили»?

Итак, объясняя смысл Евангелия, апостол Павел говорит о его основах, данных нам в Книге Бытия, и сообщает нам плохую весть: о происхождении греха и смерти как наказания за него. Затем он делится с нами Благой Вестью о спасении во Христе. В Послании к Колоссянам, объясняя суть Евангелия, Павел также ясно говорит о том, что наш Спаситель, Господь Иисус Христос, есть также и наш Создатель:

«Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,- все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол, 1:13-17).

Также и в Откровении нам говорится об Иисусе Христе:

«Достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Отк. 4:11).

«И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Отк. 5:9).

Наш Создатель стал нашим Искупителем! Это было необходимо, потому что все люди грешны. Грешный человек не может принести себя в жертву за грех. Для этого нужен был совершенный человек. И совершенный, безгрешный Создатель принял единственно возможное решение — Он Сам сделался Человеком, чтобы спасти нас всех. Таким образом, доктрина сотворения жизненно необходима для понимания Евангелия.

Далее апостол Павел описывает конец времен — окончательную победу над всеми последствиями грехопадения:

«Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные; и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.

Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою». «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?». Жало же смерти — грех, а сила греха — закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:46-57).

Конец времен более подробно описывается в третьей главе 2-го Послания Петра и в двадцать первой — двадцать второй главах Откровения. Мы узнаем о том, что будут новые небеса и новая земля. Не будет больше ни слез, ни смерти; снимется проклятие, которое, как сказано в третьей главе Книги Бытия, Бог наложил на человека из-за греха:

«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (Отк. 21:4).

«И ничего уже не будет проклятого» (Отк. 22:3).

«Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет. 3:13).

Исходя из всего этого, я хочу сказать вам, что верное понимание следующих трех элементов Евангелия является предпосылкой к верному пониманию того, как донести Евангелие до разных людей внутри одной культуры или же в различных культурах. Задумайтесь над этим:

1. Если Евангелие проповедуется без упоминания Создателя и сотворения, а также происхождения греха и смерти, то проповедник не доносит основополагающих истин, необходимых для понимания всего Евангелия в целом. Не зная этих истин, как можем мы сказать, Кто такой Иисус Христос? Почему Ему нужно было умереть? Почему только Он, и никто другой, мог умереть за грехи? Чем Христос отличается от обычных людей? Откуда взялся грех? Почему мы говорим, что все согрешили? Почему мы умираем?

2. Если Евангелие проповедуется без упоминания Христа, распятого и воскресшего из мертвых, то оно не имеет силы. Апостол Павел говорит: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна, вы еще во грехах ваших» (1Кор 15:17). Наши личные грехи могут быть прощены и взаимоотношения с нашим Создателем восстановлены лишь благодаря тому, что Христос умер на Кресте. Смерть и Воскресение Иисуса Христа — самое важное в Евангелии.

3. Евангелие, проповедуемое без упоминания новых небес и новой земли, — это весть, не несущая с собой надежды. Какая польза от Евангелия, если в будущем мы не освободимся от влияния греха? Ведь «вся тварь… стенает» (Рим. 8:22) из-за греха, повлекшего за собой проклятие. Мир, в котором мы живем, наполнен болезнями, страданиями и смертью. Однако мы должны понимать, что смерть не изначальна, смерть — это вторжение в наш мир. Вот как говорит об этом апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам, 15.26: «Последний же враг истребится — смерть».

Итак, смерть — это враг, который в будущем будет истреблен. Апостол Петр говорит, что мы должны с надеждой ожидать этого будущего: «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3 (-) 13).

В Книге Откровения нам дается возможность мельком увидеть это будущее:

«И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Отк. 21:1).

«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (Отк. 21:4)

«И ничего уже не будет проклятого» (Отк. 22:3).

Каким же прекрасным будет то время — без смерти, боли, болезней, страданий! Как говорит мой коллега и друг, доктор Гэри Паркер (Gary Parker): «Мы полностью исцелимся один-единственный раз — в тот миг, когда умрем»

Действительно, все три эти элемента совершенно необходимы для полного понимания Евангелия и, следовательно, самой сути христианства.

А теперь давайте вспомним, о чем шла речь в первой главе этой книги. Школьников совершенно не интересовали ни сила Благой Вести, ни рассказы о новых небесах и земле, потому что их приучили считать, что самые основы Евангелия (мир создан Богом, Адам, первый человек, восстал против Бога, вследствие чего вес мы приходим в этот мир грешниками, приговоренными к смерти) — не более чем вымысел

Эти школьники учились в семидесятых. Сейчас, на пороге нового тысячелетия, школьные учебники имеют еще более откровенную и вызывающую антихристианскую направленность. Эволюция представляется в них как бесспорный факт. Детям вновь и вновь внушают, что они — не более чем животные; что в жизни нет цели и смысла; что наукой якобы доказано, будто Вселенная и жизнь появились случайно, сами по себе, и никакого Бога нет. Дети думают, что боль, смерть и страдания, сопровождающие каждого человека, являются неотъемлемой частью бытия, необходимой для развития жизни на нашей планете (в соответствии с теорией эволюции). Поэтому как вообще может существовать любящий Бог? Молодые люди страдают, но никак не могут понять истинной причины собственных страданий

Сегодня молодежь почти или совсем не понимает, что такое грех и каковы его последствия (помните: смерть и страдания не изначальны, они вторглись в нашу жизнь в результате грехопадения). Дети растут в обществе, в котором им постоянно напоминают, что они — просто животные, результат эволюции, и нет никакого Создателя — Бога, перед Которым они были бы в ответе. Отсюда естественным образом вытекает, что нет никакого основания для абсолютных истин (и эта идея, разумеется, возводится в ранг абсолютной истины!), и каждый имеет право на собственное мнение, всевозможные мировоззрения должны проявлять терпимость друг к другу (христианство же считается нетерпимым, ибо подчеркивает свою исключительность: Иисус Христос — единственный путь.) Понятие «истина» для них относительно Телевидение и кино ясно дают понять, что обществом давно усвоены такие «нормы» как внебрачный секс, насилие, материализм и плотские наслаждения. Человеческая жизнь не стоит ни гроша.

Если в семидесятые годы ученикам просто недоставало необходимых знаний, чтобы слушать и понимать Евангелие Иисуса Христа, то насколько же сейчас усложнилась эта проблема в странах Запада сейчас, когда система образования, средства массовой информации и общество в целом отказались от христианских ценностей?

И как могут понять Евангелие люди в таких странах, как Япония, где нет христианских основ, где никто не знает о Создателе, грехе и необходимости спасения?

Понимание основных аспектов Евангелия в книге Бытия — вот ключ, который способен открыть очень действенный метод проповеди Благой Вести, ведущий мир ко Христу.

Я уже был христианином, хотя и юным, и мысль о Сотворении мира сыграла свою роль в моем обращении, но сейчас я понимаю, что тогда лишь коснулся вершины айсберга. Вы же блестяще соединили сотворение с остальной частью Библии и с проблемами общества, и я осознал, как плохо я на самом деле понимал, что такое грех и смерть.

Я был как та женщина, о которой вы упоминали в своих беседах, сказавшая. «Прежде быть христианкой означало для меня примерно то же, что смотреть фильм с середины Вы же показали мне начало, теперь я понимаю сюжет»

Я хочу поблагодарить вас за то, что вы зажгли новый огонь в моей христианской жизни, и помогли правильно понять всю Библию, показав, как буквальное понимание Книги Бытия и вера в каждое ее; слово могут изменить жизни людей, особенно тех, кто не был воспитан в христианских семьях

Г. Д., Великобритания