Глава 4. Крест — соблазн!

Во время нашего совместного изучения двух проповедей из Книги Деяний святых Апостолов (2 и 17 главы) держите, пожалуйста, в памяти следующий стих:

«А мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1 Кор. 1:23).

В этом разделе нашей книги мы попытаемся выяснить значение первой части фразы — «для иудеев соблазн».

Во второй главе книги Деяний описан потрясающий пример успешного благовествования в первом веке, происшедшего в день Пятидесятницы.

«Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил чрез Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.

Ибо Давид говорит о Нем: «видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался; от того возрадовалось сердце мое, и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления; Ты дал мне познать путь жизни; Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим».

Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня, будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.

Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Ибо Давид не восшел на небеса, но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

Слыша это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что делать нам, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим. и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:22-41).

Семинаристы и студенты библейских колледжей неоднократно рассказывали мне о том, что их преподаватели велят им нести Благую Весть по образцу проповеди Петра, описанной во второй главе Книги Деяний. Фактически, современный евангелизм большей частью строится именно по этому образцу. Мы читаем, как Петр дерзновенно проповедовал о Кресте и Воскресении и призывал людей к покаянию. Тысячи получили спасение. Поистине феноменальный подъем в истории христианства!

Этот случай, описанный в Книге Деяний, наверняка напомнит нам о других грандиозных евангелизационных кампаниях прошлого. Без сомнения, были времена, когда великое множество людей слушало какого-нибудь известного евангелиста или христианского учителя, несущего весть о Кресте,- и тысячи были обращены. Вспомним хотя бы Уайтфилда, Уэсли, Мооди и других проповедников.

Но давайте подробнее рассмотрим эту проповедь из второй главы Книги Деянии.

Вначале нам нужно четко определить, кому проповедовал Петр. Помня то, что мы говорили в предыдущей главе о проблемах общения, мы должны понять, что за люди слушали речь апостола. Зададим себе вопрос: «Почему проповедь Петра о спасении оказалась столь действенной?»

На этой проповеди присутствовало три группы людей:

1. Евреи, жившие в Иерусалиме и его окрестностях.

2. Евреи рассеяния, съехавшиеся из разных уголков мира в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. Вот почему в Книге Деяний, 1:8 говорится, апостольская проповедь, начавшись в Иерусалиме, распространится и до края земли.

3. Иудейские прозелиты, не бывшие евреями по национальности; это были язычники, обращенные в иудаизм.

Однако у трех этих совершенно разных групп людей была одна общая черта. Их общая история начиналась с Ветхого Завета. Давайте рассмотрим некоторые доктрины, которые все они знали из Священного Писания и которых придерживались:

1. Они верили в одного истинного Бога — Творца.

2. Они понимали, что закон был дан Господом и существуют абсолютные ценности. Таким образом, они знали, что хорошо и что плохо.

3. Они осознавали грехопадение Адама и знали, что все люди (будучи его потомками) — грешники, осужденные Создателем.

4. Им было очевидно, что возмездие за грех — смерть. Они знали, что на протяжении всей истории в жертву за грех были принесены тысячи животных. Собственно говоря, они и в Иерусалим-то пришли для того, чтобы принести животных в жертву.

Мы можем смело сказать, что люди, к которым обращался Петр, принадлежали к культуре, в которой сотворение принималось как факт, и практически все верили Книге Бытия. Вспомним еще раз три главных составляющих Евангелия, о которых мы говорили во второй главе.

Нет никакого сомнения в том, что люди, которым проповедовал Петр, уже знали основы Евангелия. Они верили в Бога-Творца, понимали, что такое грех, и знали, что наказание за него — смерть. Однако, в общем и целом, эти люди не верили, что Иисус есть Христос, Мессия.

Петру не нужно было убеждать их ни в том, что сотворение мира — истина, ни в том, что существует грех, ни в том, что Священное Писание есть непреложное Слово Божие. Проблема была в ином: они не верили, что Иисус был Богом во плоти, Мессией. В этом и был для них соблазн, камень преткновения.

Таким образом, Петру пришлось убеждать евреев именно в том, что Иисус — Мессия, и что Его смерть и воскресение были необходимы для их спасения. Лишь приняв то, что сделал для них на кресте Иисус, они могли получить прощение своих грехов.

Позвольте мне на минуту отвлечься. В этой и следующей главах мы увидим, как Петру приходилось убеждать иудеев в некоторых вопросах, равно как и Павлу — убеждать греческих философов в правоте Библии. И все же, как бы ни старались апостолы донести до своих слушателей истину, мы должны понимать, что только Бог способен открыть их сердца, чтобы они не только слушали, но и понимали.

Например, читая о проповеди Павла, мы встречаем такие слова, «как рассуждал, беседовал, убеждал, удостоверял (Деяния, 17:2, 18:4,19; 19:8,9; 24 25); доказывая и открывая (Деяния, 9:22; 17:3); говорил (Деяния, 9:29), и сильно опровергал (Деяния, 18:28).

Павел использовал все возможные аргументы, чтобы убедить своих слушателей в истинности Слова Божьего, хотя и понимал, что, в конечном итоге, убеждает, безусловно, не он. Тем не менее, в Священном Писании, в Книге Пророка Исайи, 1:18, сказано, «придите, и рассудим, говорит Господь».

Вот почему в Первом послании Петра, 3.15, апостол наставляет христиан: «Господа Бога святите в сердцах ваших, будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением».

Для нас это означает, что мы должны с великим усердием убеждать людей в истинности Слова Божия, используя разумные аргументы и объяснения, понятные нашим слушателям.

Снова и снова пророки, апостолы и Сам Иисус Христос призывали людей склониться перед Богом в покаянии. Слово «покаяться» буквально означает «изменить свой образ мысли». Священное Писание говорит об этом ясно и просто: «Как написано: «нет праведного ни одного, нет разумевающего; никто не ищет Бога» (Рим. 3:10,11).

И в Послании к Ефесянам, 2:1, мы читаем: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим»

Слово «мертвые», используемое в данном стихе — это то же самое слово, которое мы встречаем, читая о том, что Лазарь мертв (Евангелие от Иоанна, 11). Мертвецы ничего не могут делать сами. Следовательно, мы сами по себе не можем прийти ко Христу

Однако в Послании к Римлянам, 10:9, говорится: «Ибо, если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься».

Есть, конечно же, и много других отрывков, которые мы могли бы рассмотреть в связи с этой темой; но лично я уверен, что никто из нас до конца не сможет понять описанный выше парадокс. Мы всего лишь бренные, греховные существа, пытающиеся постичь разум бесконечного Создателя.

Мы знаем, что нам надлежит проповедовать (Послание к Римлянам, 10), и что «благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (Первое послание Коринфянам, 1:21)

Подведем итог Библия поясняет, что одних только человеческих аргументов явно недостаточно для того, чтобы привести неверующих к познанию истины. Не нужно думать, что люди только и ждут, когда же к ним придет первый попавшийся христианин и объяснит им Евангелие, откроет правду и приведет к вере; без вмешательства Божьего Святого Духа ничего не произойдет в их сердцах.

Я слышал однажды, как один человек сказал. «Убеждение не порождает веру; но уж определенно ее не порождает его отсутствие».

Наши размышления подводят нас к другому важному пункту. Мы не можем просто взять ворох текстов Писания, которые мы изучили, и бросить их в толпу, надеясь, что люди откликнутся. Мы должны, следуя примеру пророков, апостолов и Иисуса, научиться подробно разъяснять и «доказывать» Слово Божие и значение Евангелия И делать это нужно так, чтобы люди, слушая нас, понимали, о чем мы говорим Сам Иисус очень часто использовал близкие людям примеры, связанные с природой и земледелием, чтобы помочь им понять жизненно важные истины.

Верно, что Слово Божье не вернется к Нему «тщетным» (Ис. 55:11); но в то же время нам надлежит проповедовать Слово Божие в полном соответствии со Священным Писанием. Божье всемогущество и человеческая ответственность идут рука об руку.

Возвращаясь к проповеди Петра в день Пятидесятницы, мы можем с уверенностью сказать, что ему не пришлось подробно излагать основы Евангелия. Он резонно полагал, что его слушатели понимают и принимают основные истины о сотворении мира, грехе и смерти. Кроме того, он мог быть уверен, что всякий раз, когда он произносил слово «грех», люди понимали это слово так же, как и он сам. У них был один и тот же Закон, и они верили в одного и того же Законодателя Они знали десять заповедей. Таким образом, все они прекрасно понимали, что прелюбодеяние, убийство, воровство и идолопоклонничество — грех

Вот почему поколение Петра могло так быстро «умилиться сердцем» (Деян. 2:37). Они уже знали, что все они — грешники, нарушившие Божий закон Теперь им предстояло понять, что Иисус — их Создатель и Законодатель. Он — Мессия. Своей смертью на кресте Он заплатил за их грех.

Отметим также, что Петр для большей убедительности использовал известные тексты из Книг Священного Писания. Согласно книге Деяний святых Апостолов, 2:25-28, он цитирует мессианское пророчество Давида(Пс.15.8-11) Ранее, в той же главе, он упоминает пророка Иоиля, 2:16-20, предсказавшего события в день Пятидесятницы. Петр начал свою речь с уровня, доступного пониманию слушателей. Он знал, как они мыслят, что приемлют и во что верят, знал и то, как они почитают Писание Проповедуя, он смог сразу затронуть главный вопрос — вопрос об их спасении.

Следующий пример поможет нам сделать верные выводы из метода, которым пользовался апостол Петр в своей проповеди

Я заметил, что в районе, где мы живем (а он разрастается буквально на глазах), человек, строящий новый дом, затрачивает немало времени на подготовку фундамента и подвала будущего дома. Как только фундамент заложен, постройка остальной части дома происходит довольно быстро

Проповедь Петра иудеям была похожа на строительство дома на уже готовом фундаменте. Петру незачем было тратить время на закладку фундамента. Он мог сразу строить на готовом. Я думаю, что точно такая же ситуация сложилась много поколений назад в Америке и Англии. Евангелисты предполагали наличие фундамента, на котором можно было строить Евангелие. Однако я считаю, что с тех пор произошли значительные перемены, и церковь, к сожалению, упустила время.

Похожи ли наши народы на тех людей, о которых идет речь во второй главе Книги Деяний — или же мы находимся в совершенно иной ситуации, описанной в семнадцатой главе этой же Книги?

Один человек, посетивший семинар в Кейстере несколько лет назад, в этом году привел на собрание жену, которая после посвятила свою жизнь Господу. Они покупали своему пятилетнему сыну христианские книги, такие, как «А — это Адам», и ребенок тоже вверил себя Богу.

А в Пуле ко мне подошли молодожены и сказали, что оба стали христианами, услышав лекцию на одном из семинаров. Они так благодарили меня за это, рассказывая о том, как Господь обратил их в веру через наше служение, что на глазах у меня выступили слезы. Как же все-таки благ наш Господь!

Кен Хэм — о людях, посетивших семинары «Ответы Бытия» в Великобритании.