Глава 6. Евангелизм первопроходцев: небывалый успех!

На протяжении многих лет, как в Австралии, так и в Америке, студенты библейских колледжей и семинарий рассказывали мне о том, что говорили некоторые из их преподавателей о проповеди апостола Павла в семнадцатой главе книги Деяний святых Апостолов. Эти преподаватели считали, что Павел со своим методом проповеди Благой Вести потерпел в Афинах неудачу, поскольку обращенных было слишком мало. Его проповедь более походила на лекцию. Павлу следовало, полагали они, смело проповедовать Евангелие, подобно тому, как это делал апостол Петр (Деян. 2). Преподаватели призывали студентов следовать следовать в деле благовествования не методу Павла, который тот применял в Афинах, а методу Петра, описанному во второй главе Книги Деяний.

На самом же деле проповедь Павла, о которой идет речь в Деяниях, 17 оказалась очень успешной. Многие упускают тот факт, что Павел проповедовал людям, которым трудно было понять Евангелие, потому что их мировоззрение строилось на неверном основании. Чтобы достучаться до их сердец, Павлу вначале нужно было полностью перестроить их мировоззрение. Как мы уже говорили в предыдущей главе, недостаточно было просто рассказать людям этой культуры о Кресте и Воскресении; сначала им было необходимо начать воспринимать мир совершенно иначе.

Поездив по всему миру и почитав лекции в разных странах, я осознал это еще лучше. Я увидел, насколько непохоже мыслят люди разных культур, и многое понял. Человек, который вырос в такой стране, как, скажем, Америка или Австралия, и ни разу не выезжал за пределы своей страны, скорее всего, не поймет, насколько отличен менталитет у разных народов.

В 3 главе я приводил конкретные примеры, помогающие понять эту проблему. Вы можете себе представить, как чувствует себя индиец или русский, эмигрировавший в Америку? Мой опыт австралийца, живущего в Америке, говорит мне, что между американцами и иммигрантами всегда будут возникать разного рода недопонимания, потому что мыслят они совершенно по-разному. Помню, я смотрел комедию, «Боги, должно быть, сошли с ума», главные действия которой разворачивались вокруг изолированного племени бушменов в Африке. Кто-то сбросил из пролетавшего мимо аэроплана бутылку из-под «колы», и она упала прямо возле поселения этого племени. Увидев подобный предмет впервые, бушмены не имели ни малейшего представления о том, что же с ним делать. В конце концов, видя, какие споры этот предмет вызывает, они решили, что это нехорошая вещь, и от нее нужно избавиться. Это был очень смешной фильм, но он лишний раз подчеркнул тот факт, что если то или иное явление не вписывается в наши культурные традиции и нормы, то иметь с ним дело очень и очень непросто.

Миссионер, о котором я говорил в 3 главе, рассказывал мне, однажды, после чтения Книги Откровения, 3:20 («се, стою у двери и стучу»), местные жители спросили его. «А что, разве Иисус был вором?». Так он узнал, что в если в тех краях кто-то стучит в дверь — значит, это вор, который намерен войти и что-то стащить. Если же друг пришел в гости, он стоит снаружи и кличет хозяина.

Перед Павлом стояла невероятно сложная задача — донести Евангелие до греков-язычников. Возможно, мы лучше поймем, с чем пришлось столкнуться Павлу, если сравним его деятельность с трудами первопоселенцев.

Когда первопроходцы продвигались на запад Америки, они не могли просто разбить лагерь, посеять семена, а затем пожать урожай. Вначале им нужно было очистить землю, затем подготовить почву, потом уж сеять — только после этого они могли надеяться на урожай.

Давайте прочтем притчу о сеятеле в Евангелии от Матфея, 13:3-8:

«И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние, и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мат. 13:3-8).

Из этой притчи мы, конечно же, можем извлечь немало уроков. Заметьте, что семя могло принести плод, лишь упав на добрую землю. Когда Павел отправился к эллинам сеять семена евангелия, это было подобно сеянию при дороге или на места каменистые. Для того, чтобы греки смогли понять евангелие, Павлу

было необходимо подготовить почву — то есть построить верное основание, на котором семена евангелия могли бы пустить корни. Прежде чем посеять семя, он должен был взрыхлить землю!

То, что делал апостол Павел, называется пред-евангелизмом (я это называю «креационным евангелизмом»). Мы в основном представляем себе евангелизм в виде сеяния и сбора урожая. Возможно, пастор церкви сеет семена неделю за неделей, а затем приходит евангелист, и собирает урожай душ. Но так происходит лишь тогда, когда почва уже подготовлена к принятию семени, как это было у иудеев. Однако, христианам нужно понять, что все чаще приходится сначала пахать землю, затем сеять семена, и уж только потом собирать урожай.

Следует также отметить, что этот метод действует очень медленно и требует немалых усилий. Тут нужно терпение и тяжкий труд. Но если не пожалеть сил на подготовку почвы, плоды не заставят себя ждать.

В Книге пророка Иеремии, 4 3, сказано: «Ибо так говорит Господь к мужам Иуды и Иерусалима, распашите себе новые нивы и не сейте между тернами»

Из этого стиха мы можем заключить, что нетронутая земля не принесет урожай, если не вспахать ее и не подготовить к принятию семени. Да, Господь Сам «вспахивает» сердца людей, готовя их к принятию Евангелия,- но и мы обязаны со своим духовным оружием вступить в эту духовную битва:

«Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:4-5).

Апостол Павел, вне всякого сомнения, преуспел в предварительном евангелизме. И хотя поначалу результаты казались скромными, все же были основаны церкви, и христианская весть коснулась язычников. Ведь сказано, что в конце проповеди Павла на Марсовом Холме «некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян. 17:34)

Итак, все же было несколько обращенных — людей, которые полностью переменили свое мировоззрение. Нельзя критиковать апостола Павла за то, что таких людей было немного. Напротив, мы должны склонить головы перед этим человеком, понявшим, что придется немало потрудиться, закладывая верное основание, чтобы Евангелие распространилось среди язычников. Так и произошло. Были созданы церкви, и Слово Божие начало распространяться по всему миру.

Многие христиане никогда даже не задумывались о понятии первопроходческого евангелизма (предевангелизма). А если и задумывались, то обычно считали его запасным методом для миссионеров, работающих в племенах аборигенов в далеких джунглях.

Однако, как мы с вами вскоре убедимся, этот метод евангелизма должен быть взят на вооружение современной церковью -иначе будет очень мало вспаханной земли, готовой принять семена евангелия. Такое положение дел — прямое следствие всеобъемлющих культурных перемен, происшедших в западных странах. Проглядела ли церковь эти перемены? В общем и целом, да; более того, церковь, на самом деле, помогла претворить их в жизнь. Более подробно мы поговорим об этом немного погодя…

«Одна женщина из нашей церкви, купившая кассеты с записью семинаров, рассказала мне сегодня утром потрясающую историю! Прослушав кассеты, она отослала их, вместе с каталогом «Ответов Бытия», своей дочери, которая, в свою очередь, поделилась ими с соседями. В результате, две семьи, которые ранее считали, что Иисус был просто хорошим человеком и не более того, изменили свое мировоззрение благодаря кассетам и другим материалам «Ответов Бытия».

А.К., Колорадо