Глава 8. Несколько дополнительных фактов

А. Устаревшие доказательства эволюции

Следующие аргументы эволюционистов уже давно утратили свою актуальность в споре между двумя моделями — эволюционистской и креационистской. Но в старых учебниках и популярных книжках эти данные все еще приводятся как доказательство эволюции. Поэтому мы их вкратце рассмотрим.

Развитие зародыша. В прошлом считалось, что развитие человеческого зародыша является сжатым повторением (рекапитуляцией) эволюционного процесса. Человеческий эмбрион выглядит последовательно более или менее похожим на рыбу, земноводное, пресмыкающееся и, наконец, млекопитающее. Пример, который всегда приводится, — наличие у эмбриона на ранней стадии его развития жабр, подобных рыбьим. Однако это чисто внешнее и весьма поверхностное сходство. Так называемые «жабры» у еще не родившегося ребенка вовсе не являются дыхательными органами, как у рыб: человеческий эмбрион получает кислород через плаценту. На самом деле эти «жабры» — не что иное, как слой ткани, из которого развиваются различные органы; по-видимому, это наилучший способ для развития определенных частей тела. Если бы человеческий эмбрион на ранних стадиях своего развития был сконструирован иначе, он не был бы в состоянии хорошо развиваться. Даже сами эволюционисты больше не верят в теорию повторения зародышем эволюционного процесса. В университетах ее часто цитируют в качестве шутки, чтобы показать, сколь наивны были люди в прошлом и как они лихорадочно искали аргументы в пользу эволюции.

Рудиментарные органы. Это органы, которые не развились полностью или не выполняют никакой функции в организме — по крайней мере, как нам это кажется. До недавнего времени ученые думали, что люди имеют более сотни таких органов. Например, к ним относили миндалины, аппендикс, лимфатические железы, щитовидную железу и пр. Но по мере того как возрастают наши знания, количество рудиментарных органов убывает. Оказывается, эти органы все же выполняют какие-то функции в организме.

Классическим примером рудиментарных органов являются «задние конечности» у кита. Примерно посредине туловища у кита имеются костные выступы длиной 15 — 25 сантиметров. До недавнего времени считалось, что эти кости совершенно бесполезны и являются остатками ног, которыми животное когда-то передвигалось по суше. В конце концов, кит является млекопитающим, и, согласно эволюционной теории, он вернулся с суши снова в море. Но эти «бесполезные» выступы вовсе не бесполезны и тем более не остатки задних лап. Они служат для того, чтобы поддерживать мышцы, и для защиты органов воспроизведения.

Между прочим, можете ли вы себе представить, как по чистой случайности у четырехногого сухопутного животного развился хвостовой плавник, тело приняло обтекаемую форму, в черепе произошел перенос ноздрей на верх головы, развились специализированные грудные сосцы, чтобы новорожденный китенок не утонул во время сосания? Как могли настолько измениться стереотипы поведения, что киты не тонут — особенно молодые киты, рождающиеся под водой? Неужели все эти изменения произошли посредством случайных мутаций в течение миллиона лет? Это означало бы, что детеныши китов, рождавшиеся в то время, должны были задыхаться…

Утконос.

Утверждать, что утконос является переходной формой и, таким образом, служит доводом в пользу эволюции, по меньшей мере нелепо. Утконос представляет собой совершенно независимый и отдельный вид — камень преткновения для теории эволюции. У него клюв утки и перепончатые лапы, он вьет гнездо из травы и высиживает яйца, как птица. Значит ли это, что он развивался как птица? В то же время у него четыре лапы, волосяной покров кожи, хвост, как у бобра; детей выкармливает молоком, как млекопитающее. Но тогда, может быть, он развивался как млекопитающее? Ни один эволюционист не станет утверждать, что между птицами и млекопитающими могут существовать промежуточные формы. Ведь считается, что птицы развились из рептилий, а не из млекопитающих!

В. Почему теория эволюции пользуется популярностью?

Легко понять, почему многие люди с трудом воспринимают простой библейский рассказ о сотворении мира. Кажется почти невероятным, что Земле и даже всей Вселен-

ной всего лишь от шести до десяти тысяч лет от роду и что все это было сотворено сверхъестественной Силой. В нашей каждодневной жизни — а также и в естественных науках — мы делаем выводы на основе нашего опыта и наблюдений. За последние четыре — пять тысяч лет в космических или земных процессах не наблюдалось сколько-нибудь значительных перемен. Поэтому логично предположить, что они всегда были неизменными. Джеймс Гуттон это выразил так: «Настоящее является ключом к прошлому». Процесс развития в природе протекает столь неуловимо медленно, что Земля просто обязана быть очень старой! Ее начало теряется в смутном и далеком прошлом… Как и проблема возраста Земли, проблема ее происхождения растворяется в далеком сером «ничто». Это все случилось так давно! Никто не может с уверенностью утверждать что-либо о том, что произошло пять миллиардов лет назад. Но чтобы шесть — десять тысяч лет назад ничего не существовало — нет, это невозможно, это слишком определенно сказано; ведь что-то должно было существовать до того?! Людей, которым трудно поверить в буквальный смысл библейского повествования о сотворении, можно разделить на три группы.

Первая группа: люди, верующие в Бога и в сотворение мира Богом.

Многие из этих людей не могут поверить в следующее:

а) что примерно шесть — десять тысяч лет назад Земля не существовала; это выходит за рамки нашего (часто бессознательного) представления: «всегда должно хоть что-нибудь быть»;

б) что человечество существовало одновременно с устрашающего вида динозаврами (N. В. Они жили в одно и то же время, но это не означает, что они жили в одном и том же месте);

в) что был всемирный Потоп, разрушивший все и вся и оставивший после себя миллиарды окаменелостей.

Для того чтобы объяснить происхождение ископаемых остатков и приписать Земле древний возраст, многие христиане верят, что до мира, в котором мы живем, был сотворен какой-то иной мир. Другие полагают, что шесть дней творения — это шесть длительных периодов (эр). Но как бы могли существовать растения, если они были созданы на третий день, а Солнце — на четвертый, т. е. спустя миллионы лет? Нет, все эти теории искажают бесхитростный рассказ о сотворении именно нашего мира, приведенный в Книге Бытия (глава 1). В них совершенно нет никакой необходимости для объяснения известных фактов. Библия четко утверждает, что творение было завершено за шесть земных дней, в каждый из которых был вечер и было утро.

Богу все равно, «разрешим» ли мы Ему творить наш мир за неделю или за миллиарды лет. Но Библия — простая книга, предназначенная для простых людей, и Бог ясно говорит нам, как Он все сделал. «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них» (Исх. 20, 11). Следовательно, начало небу и Земле было положено в эти шесть дней. Между прочим, если бы до нашего мира существовал какой-то иной, то получалось бы, что еще до грехопадения человека уже существовали смерть и разрушение. Однако в Послании к Римлянам (5, 12) говорится, что смерть вошла в мир с человеческим грехом.

Вторая группа: люди, верующие в Бога, но не верующие в сотворение мира.

Конечно, в наше время с его многообразными теориями и экспериментами, очень «ненаучно» принимать во внимание возможность вмешательства Бога в физические и биологические процессы. Следовательно, так же «ненаучной» считается и вера в то, что Бог вмешался шесть тысяч лет назад посредством акта творения. Это бы означало нарушение «вечных и неизменных процессов и законов природы». Поэтому многие христиане-биологи верят в «теистическую эволюцию»: эволюцию, протекающую в соответствии с обычными законами природы, но целенаправленно руководимую Богом. Эта теистическая эволюция являет собой бесплодный компромисс с эволюционным учением, так как она все же включает в себя Бога. Между прочим, из научных фактов с очевидностью следует, что теистической эволюции быть не могло. Это совершенно «не в характере» Бога. Когда Он сказал в Книге Бытия (1, 31): «И вот, хорошо весьма», Он явно не имел в виду борьбу за существование, как ее описывает эволюционное учение. Но из-за того что на Земле воцарились грех и насилие, Бог разрушил Землю посредством Потопа (Быт. 6, 13).

Основополагающий тезис учения о теистической эволюции состоит в том, что чудес никогда не было и не будет, так как Бог не вмешивается в жизнь природы.

Третья группа: люди, не верующие (или не желающие верить) в Бога.

Причина успеха эволюционной теории кроется не в ее якобы научности, а в том, что люди не могут допустить иную возможность: сотворение мира всемогущим Богом. Не случайно, теория эволюции была так популярна в коммунистических (атеистических) странах, где она была возведена в ранг государственной религии. Эта теория дает «научное обоснование» утверждению, что Бога нет и что человек «не подотчетен» никакому Высшему Существу.

Известный поборник эволюционного учения Хаксли выразил это так: «Эта новая (эволюционная) теория чудесным образом освобождает нас от слишком тесного мундира, навязанного нам Книгой Бытия (главы 1 и 2)». Ибо если вы верите в сотворение, вы должны поверить в грехопадение человека и, таким образом, поверить во всемогущего Бога, Который призывает нас к ответу и Которому мы должны повиноваться. Это также означает, что мы нуждаемся в Иисусе Христе как нашем Спасителе и Искупителе наших грехов. Люди, не желающие служить Богу, делают все возможное, для того чтобы исключить Его из нашей жизни.

В. Заключительное слово

С тех пор как Дарвин опубликовал в 1859 году свою книгу «О происхождении видов», миллионы ученых трудились и продолжают трудиться над тем, чтобы доказать справедливость теории эволюции. Но по мере того как растут наши знания о природе, теория эволюции теряет под собой всякую почву. Последняя основывается на многих других недостоверных теориях, которые, однако, провозглашаются незыблемыми научными истинами. Вот как пишет ученый (эволюционист) Майкл Дентон в своей книге: «Насколько же ошибочно предположение, что прогресс в биологическом знании неизменно подтверждает традиционную эволюционную модель». И еще: «Начиная с 1859 года дарвиновская эволюционная теория не была подтверждена ни одним эмпирическим фактом, ни одним научным открытием». Напротив, были обнаружены сотни фактов, прямо противоречащие теории эволюции. И все же приверженцев этого учения нелегко переубедить научными аргументами, ибо выбор между эволюцией или сотворением — это более чем выбор между двумя теориями. Это выбор, касающийся самой сердцевины человеческой жизни: верить или не верить во всемогущего Бога.

Каждому человеку необходимо во что-то верить — так же, как ему необходимо дышать, есть, выполнять другие функции. Вера не является чем-то неосязаемым. Вера — это выбор. Вы выбираете между «за» и «против». Лично я предпочитаю выбрать веру, которая делает человека ответственным за своего ближнего, веру, которая проявляется в праведности, истине, любви, приоритете духовного начала, а не в борьбе за существование.

К счастью, это выбор не между теорией эволюции и теорией сотворения, и дело даже не в том, верую ли я в Библию и в то, что она говорит о сотворении. Выбор состоит в том, чтобы определиться, в КОГО я верую. А сделав этот выбор, уже нетрудно поверить, что Бог может создать буквально все.

Если мы будем честно и объективно изучать природу и сравнивать ее с тем, что говорит Библия, то увидим, что Слово Божие и Творение Божие находятся в совершенном согласии и дополняют друг друга. Это два способа, при помощи которых Бог открывает Себя человечеству; два способа, благодаря которым мы можем узнать кое-что о Его силе и божественности, как о том говорится в Послании к Римлянам (1, 20). Однако познать Бога лично — и установить с Ним личные отношения — можно только через Иисуса Христа.

В начале творения Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» (Быт. 1, 26). Это означает, что мы почти равны Ему, что мы находимся на одном с Ним уровне. Мы являемся Его созданием, с которым Он может обращаться как со Своим другом. Единственным Его созданием, обладающим вечной духовной жизнью и свободой воли. Наша трагедия состоит в том, что мы, будучи свободными, постоянно совершаем неправильный выбор, в результате чего сбиваемся с пути и теряем связь с Богом. Только через Иисуса Христа мы можем снова вернуться на правильный путь и осуществить цель нашего земного существования — подружиться со своим Создателем.

[1] Следовало бы добавить еще и пункт 4) изотопы свинца и урана содержатся в окаменелостях в мельчайших, следовых количествах, что резко увеличивает погрешность любых измерений и расчетов. — Прим. ред.

[1] Т. е. в энергию химических связей веществ, входящих в состав живых клеток. — Прим. ред.

[1] В пределах до 60 , т. е. в пределах поддержания нативности белков и прежде всего ферментов — если уже сформирована первая живая система. — Прим. ред.

[1] Коротковолновый ультрафиолет (1-210-600 нм) фильтровался не водной оболочкой как таковой, а озоном, возникавшим в результате автолиза воды в стратосфере. — Прим. ред.

[1] В настоящий момент работает в Новосибирском государственном университете. — Прим. ред.

[1] Креационистское развитие идей Сеттерфилда и Троицкого успешно осуществлено сегодня Расселом Хэмфрейсом из университета Нью Мексике, США (г. Альбукерки). — Прим. ред.