2.2. Церковь и человек. Богословские основы христианской антропологии

Основой учения о природе человека является библейское повествование о его сотворении. Человек создан по образу и подобию Божьему из праха земного (см. Быт. 2:7). Именно это положение является определяющим для христианской антропологии. Начало человека — в Боге. Будучи творением Божиим, он стремится к своему источнику — Богу, Который есть Дух. И вместе с тем он ощущает свою неразрывную связь с земной, физической реальностью. Единство тела и духа — основа человеческой жизни.

Человеческую природу раскрыл воплотившийся на земле Христос. Во Христе Иисусе соединено зем-ное и небесное, материальное и духовное. В Нем человек обрел подлинную целостность своей духовной и телесной природы, обрел индивидуальность и смог раскрыть себя не только в единении с другими, но и в новом, необыкновенном единстве с Богом. По словам апостола Петра, человек становится «причастником Божеского естества» (2 Петр. 1:4).

Личность, ее социальная и духовная природа

Уникальность личности

Своеобразие человеческой личности, ее уникальность происходит от самой богоданной природы человека. Неповторимость человека проявляется в том, как он мыслит и творит, как решает повседневные задачи, совершает поступки. Мы не можем творить из ничего — как Бог, но, будучи творцами вторичной (созданной Им) природы, мы способны создавать вещи неповторимые и уникальные.

Уникальность личности проявляется в ее инициативе, свободе и ответственности — в той нерушимой триаде, наличие которой в человеке свидетельствует о его высоком духовном потенциале. Инициатива немыслима как без свободы, так и без ответственности за то, что человек делает или не желает делать.

В связи с этим особо важное значение имеет совесть, которая в каждом человеке обнаруживает себя как некий внутренний нравственный судья. Совесть — это проявление естественного закона, вложенного Богом в сердце человека, свидетельство влияния Святого Духа, не подавляющего личности. В силу же человеческой склонности ко греху злые намерения и страсти нередко заглуша-ют зов совести. Голос совести очень часто отождествляется самим человеком с его внутренним «я», средоточием его личности.

Однако все эти уникальные личностные качества не могут реализоваться без общения человека с другими людьми. Невозможно ощущать себя свободной, инициативной и творческой личностью, замкнувшись в самом себе. Вопреки мнению, будто свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, Церковь утверждает: свобода человека только тогда по-настоящему и начинается, когда он соприкасается со свободой другого человека. Именно тогда он может проявить свою ответственность, творческую инициативу, а не пребывать под властью слепых инстинктов. Впрочем, не только свобода, но и другие уникальные свойства человеческой личности по-настоящему раскрываются и обретают силу и смысл только в общении с другим человеком.

Социальность. Творец заложил в человека все необходимое для того, чтобы он стремился к взаимодействию с себе подобными, т.е. к общественной жизни. Это видно из слов, сказанных Богом в самом начале творения: «Нехорошо быть человеку одному…», а затем добавил: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю…» (Быт. 1,2). Разделение полов уже предполагает существование такой общности, как семья. Позже мудрый царь Соломон писал: «Двоим лучше нежели одному… ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего» (Еккл. 4:9, 10). Это социальное свойство неодолимо, оно притягивает людей друг к другу. Оказавшись лишенным общения, человек остро ощущает собственную слабость. Общество хранит опыт, традиции, знания предыдущих поколений. Поэтому, входя в жизнь, человек обогащает себя тем, что человечество наработало, отобрало и сохранило за всю историю своего существования. Благодаря этому он многократно увеличивает свой личностный потенциал. С другой стороны, человек собственным трудом, интеллектом, добрыми делами вносит свою лепту в общее достояние, служит общему благу. Развитая, нравственно зрелая личность составляет основное богатство общества, является источником и движущей силой его развития. Если общество и государство унижают и попирают достоинство личности, препятствуют ее развитию, то они в конечном счете наносят ущерб самим себе.

Духовность

Чем более развита личность, тем сильнее она ощущает потребность в своем духовном совершенствовании. Духовное начало в человеческой личности религиозно по своей сути, и без Бога — Который есть Дух — оно не мыслимо. Поэтому стремление человека к духовному восхождению и совершенствованию приводит его к Богу. Однако человеку необходимо, невзирая ни на какие препятствия, постоянно вести духовный поиск, поклоняться Богу, совершенствовать свой разум и дух.

Забота о достоинстве человеческой личности

Памятуя о многотрудном пути человечества, Церковь призывает к установлению и поддержанию такого порядка вещей, при котором уважалось бы человеческое достоинство, а сам человек мог бы реализовывать свое высокое предназначение — быть сотворцом и соработником Божьим.

Церковь обращается, прежде всего, к самому человеку с призывом хранить свое достоинство и развивать свою личность. Она также призывает семью, в которой личность формируется, помнить о своей ответственности. Церковь призывает всевозможные общественные организации и институты уважать человека, а защиту его достоинства и создание условий для его развития считать приоритетной задачей. Наконец, Церковь обращается к государству, призывая его заботиться о всеобщем благе, создавать такие политические, экономические и социальные условия, при которых человек мог бы развиваться как свободная, зрелая и ответственная личность.

Ценность жизни каждого человека слишком велика, ибо в ней сокрыта жизнь Сына Божьего. Церкви поручено заботиться о человеке Самим Господом, и она считает своим долгом выступать в его защиту, оказывать ему всяческую, в первую очередь, духовную поддержку, чтобы человек во Христе вновь «соделался наследником вечной жизни» (Тит. 3:7).

На протяжении всей своей истории Церковь АСД всегда старалась быть с человеком, шла вместе с ним и в радости, и в страдании. Достославное окончание этого пути — восстановление в человеке образа Божьего. Достижению своей важнейшей цели — возрождению человека — Церковь стремится отдавать все свои силы.