III. Церковь и общество

Духовное единение личностей созидает как «тело» Церкви, так и «тело» общества. Без человека, его активной позиции не возможно существование каких бы то ни было общественных институтов. Он — их основа, но он же и их главная проблема, он их краеугольный камень, но часто в исторической реальности — отверженный. Поэтому Церковь, говоря о своих взаимоотношениях с обществом, на первый план ставит проблему человека, достоинство его личности, а также условия, способствующие его развитию и самореализации,

3.1. Человек в современном обществе

В современном мире происходят стремительные, глубокие и, что особенно характерно для нашего времени, глобальные изменения. Сегодняшний информационный, интеллектуальный, технический и экономический потенциал общества настолько велик, что любые, самые смелые замыслы становятся реальностью в весьма короткое время. Однако, поскольку человек, в силу своей греховности исполнен внутренних противоречий, изменения, которые он производит в окружающем мире, также имеют противоречивые последствия. Они влияют и на самого человека, изменяя его мировоззрение, мышление, запросы. Эти противоречия ясно выражены в духовной и материальной сферах человеческого бытия, в межличностных и в более широких — социальных отношениях.

Свобода и новые виды рабства

На протяжении всей своей истории человек стремился к свободе и боролся за нее. Но сегодня он, легко впадая в разного рода зависимость — от наркотиков, денег, оккультной практики и т.п. — очень редко борется за собственную свободу и свободу других людей.

Фрагментарность мировоззрения и отрыв от религиозных корней

Церковь озабочена тем, что мышление современного человека утратило целостность. Наука наших дней очень сильно дифференцирована и специализирована, в результате чего человек приобретает фрагментарные знания о тех или иных сторонах жизни. Сам смысл жизни часто остается ему непонятным. Считая безверие признаком здравого мышления, он ограждает себя и от подлинно глубоких религиозных переживаний. Церковь не без тревоги замечает, что такой псевдонаучный подход к жизни во многих людях порождает все большую неуверенность, тревогу и смятение.

Социальные связи в современном мире

Социальные связи человека в современном мире необыкновенно расширились и усложнились. Общественные институты и организации, выступающие от имени тех или иных групп людей как защитники их прав и интересов перед лицом общества и государства, превратились в мощные структуры. Человек перестал ощущать себя напрямую связанным с тем, что происходит вокруг него, и перестает верить, что от него в обществе что-то зависит. Он обезличивается и становится интересен не более как электорат, цифра в статистической графе, но не как личность, которая любит, страдает, радуется, переживает. Множество ежедневных мимолетных, поверхностных встреч и контактов убеждают человека в том, что он не единственный, не уникальный, а потому и не очень нужный для окружающего мира. Церковь же видит в человеке прежде всего личность, образ Божий и старается открыть ему глубины Божественной любви и надежды.

Практицизм и нравственность

Человек, движимый возвышенными духовными принципами, в век высоких технологий ощущает себя изгоем общества, которое, руководствуясь эгоистическими интересами, ставит во главу угла сиюминутную выгоду.

Новые и старые ценности

В основе переживаемого современным обществом кризиса лежит утрата истинных ценностей. Сегодня жизнь, ориентируя человека на индивидуальный успех, требует от него личной инициативы и ответственности. Солидарность людей и поколений, забота об общем благе ныне непопулярны. Церковь, сознавая не подвластную времени ценность нравственных ориентиров и взаимной поддержки людей, сотрудничества во имя достойной жизни для всех, стремится помочь им вновь их обрести.

Противостояние личного и общественного

В современном обществе наблюдается противостояние личного и общественного. Нередко стремление к личному обогащению наносит ущерб обществу. Осознавая, что данный конфликт касается не только отдельных стран и народов, но и каждого человека, его семьи, Церковь стремится помочь человеку примириться с собой, Богом и другими людьми, преодолеть конфликт личного и общественного и обрести мир в душе.

Абсолютизация материальной стороны жизни

Характерная для современного постиндустриального общества перенасыщенность рынка товаров и услуг вынуждает производителей искать новые способы сбыта. Для этого они используют всю мощь современных информационных технологий, навязывая человеку даже то, в чем он в данный момент не нуждается. В обществе потребления, засилья рекламы и непрерывного потока избыточной информации у человека просто не остается места для духовных размышлений.

Богатство и бедность

Экономика современных развитых государств достигла небывалого расцвета, что не привело, однако, к победе над бедностью и нищетой в мире. Более того, на фоне перенасыщенного рынка народы многих стран и даже целых континентов испытывают голод и крайне нуждаются в элементарных средствах к существованию. Солидарность наций — исключительно важное условие для преодоления бедности. Церковь призывает всех, кто трудится в этом направлении, принимать практические меры для создания достойных условий жизни и труда людей.

Единство и разобщенность людей

Сегодня как никогда ранее люди ощущают свою зависимость друг от друга. Социальные процессы стали поистине глобальными, так что можно говорить о всемирном единстве людей. Вместе с тем увеличилось и количество межличностных, социально-групповых и межнациональных конфликтов. Вызывает тревогу не только длящееся десятилетиями противостояние Востока и Запада, но и кризис человеческих взаимоотношений. Человек по природе своей стремится к общению, но, к сожалению, часто не находит понимания, покоя и любви ни дома, в семье, ни в обществе.

Церковь всегда осознавала, что источником всякого дисбаланса и деформации человеческой личности является грех, и потому последовательно, из века в век, из поколения в поколение указывала человеку на его истинное предназначение и возможность преодоления греха через веру в Спасителя и Господа Иисуса Христа.