3.2. Личная и общественная мораль

Личная и общественная мораль в современном обществе

Церковь с тревогой следит за состоянием современной личной и общественной морали, за теми изменениями, которые происходят в обществе, за пугающим стремлением к вседозволенности. Человек утрачивает нравственный стержень, духовно-нравственную целостность, его поступки становятся все менее логичными и последовательными, а нравственные нормы попираются ради личной выгоды, из собственных соображений целесообразности.

Памятуя о том, что семья, ячейка общества, — древнейшая и самая естественная форма единения людей, где человек обретает первый нравственный опыт, формируется как личность и на примере родителей обретает познание о Боге и Его отношении к людям, Церковь делает все для укрепления семейных устоев в современном обществе.

Библейские основания

Основанием личной и общественной морали для Церкви АСД является Закон Божий — Его Десять заповедей, раскрывающие принципы Божьего правления (см. Иск. 20:1—17). Эти заповеди на протяжении всей истории человечества оказывали решающее влияние на становление и развитие законодательства и социальной сферы многих государств. В них определены две самые главные сферы отношений человека: отношение к Богу — Создателю и отношение к ближним, т.е. другим людям. Хотя Господь дал Свой начертанный на скрижалях Закон Израилю после его освобождения из египетского рабства, принципы данного Закона существовали изначально и были известны человеку от сотворения мира (см. Быт. 4:6—8). Они утверждают не только нормы поведения, но свидетельствуют о сущности Самого Бога, о Его любви к человеку, о Его воле и намерениях, касающихся построения как личных, так и общественных отношений.

Первые четыре заповеди Десятисловного Закона призывают человека признать исключительное право Всемогущего Бога быть для него единственным Божеством и открывают Божью волю относительно того, каким образом он должен почитать Бога и поклоняться Ему. Господь является единственным, Кто способен освободить человека из греховного рабства: «ЯГосподь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из домарабства» (Исх. 20:2). По этой причине у человека не должно быть никаких других богов или образов: «Не делай себе кумира и никакого изображения… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:3—5). Человек должен свято относиться к имени Господа, не произносить его без особой на то нужды и не носить его (как написано в древнееврейском оригинале) легкомысленно: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7). В знак признания того, что Господь является Создателем неба, земли и всего рода людского, человек призывается святить седьмой день, субботу, и не делать никакого дела в этот день, отделив его для поклонения Богу: «Помни день субботний, чтобы святить его… ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8—11).

Другие шесть заповедей Десятисловия (см. Исх. 20:12—17) определяют отношения человека к человеку. Они утверждают необходимость почитания родителей: «почитай отца твоего и мать твою»; защищают собственность человека: «не кради» и его жизнь: «не убивай», святость супружеских уз: «не прелюбодействуй»; ограждают от наветов и клеветы: «не произноси ложного свидетельства» и призывают человека господствовать над своими желаниями, так как зависть может явиться корнем многих проблем и преступлений: «не желай… ничего, что у ближнего твоего».

Иисус Христос выразил суть Десяти заповедей в словах, известных верующим еще со времен ветхозаветных пророков: «„Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (ср. Втор. 6:5; Лев. 19:18) — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: „возлюби ближнего твоего, как самого себя»» (Мф. 22:37—39). Главный смысл и дух заповедей, определяющих должный характер отношений между людьми, отражен также и в другом изречении Иисуса Христа, известном современному человеку под названием «золотого правила»: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).

Десять заповедей лежат в основе завета Бога с Его народом и являются мерилом праведности на суде Божьем. Выполняя роль нравственного эталона, заповеди в то же время остаются недосягаемым идеалом совершенства для грешного человека. Посредством Духа Святого, осознавая свою греховность и видя сияющий свет путеводительных заповедей, человек приходит к осознанию своей нужды в Спасителе, Который дарует ему прощение грехов и наделяет силой противостоять искушениям. Церковь верит, что преображенный Духом Святым, запечатлевающим в сердце заповеди Божьи, верующий человек способен пребывать в послушании этим великим принципам, совершенствуя характер, ощущая мир с Богом и ближними и своей жизнью свидетельствуя о том, что спасение — это Божий дар, плодом которого явится праведность.

Нравственное влияние Церкви

Церковь призывает верующих жить согласно этим нравственным принципам и содействовать совершенствованию мира и возрождению в нем христианской морали. Несомненно, чем больше людей будет руководствоваться этими правилами, тем счастливее станут они сами и все общество в целом. Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня, уважая свободный выбор человека, стремится помочь каждому человеку открыть для себя Вечного Бога и Его Слово, поскольку отношения со Всевышним определяют и отношения с ближними.

Стремясь помочь каждому человеку вести нравственный образ жизни и строить отношения счастливого общежития в семье и обществе, Церковь АСД проводит различные программы и семинары. Возвышая нравственные принципы, Церковь стремится уберечь общество, и особенно подрастающее поколение, от растлевающего влияния анархии и вседозволенности, порнографии, проституции и сексуальной распущенности, от пагубного пристрастия к алкоголю и наркотикам. J Являясь сознательными гражданами своей страны, христиане-адвентисты занимают активную социальную позицию, стремятся привести свою жизнь и жизнь других людей в согласие с вечными принципами нравственного Закона.