3.3. Принципы общественного устройства

Церковь не может предложить этому миру безупречную модель общественного устройства. Это не входит в ее компетенцию. Однако Церковь может судить о том, насколько современное общество отвечает принципам Евангелия. Благая Весть всегда обращена к реальной жизни человека и тре-бует воплощения веры в конкретных делах человеческого общежития.

Общество

Общество, в широком понимании, означает любую форму длительной связи людей, имеющих общие ценности и стремящихся совместно осуществить общие задачи. Такая связь, как правило, многоуровневая: и эмоциональная, и рационально-осмысленная, и духовная.

Общество возникает и определяется социальной природой человека, стремлением индивида к установлению общественных связей и отношений.

Господь изначально определил, что «нехорошо быть человеку одному» (Быт 2:18). А когда была создана Ева, Господь сказал ей и Адаму: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28). Итак, в человеке в самый момент его создания была заложена потребность общения не только со своим Творцом, но и с другими людьми. Социальная среда есть необходимое условие нормальной, полноценной жизни.

Однако общность людей носит не только социальный, но прежде всего духовный характер, и потому Церковь ревностно заботится о том, чтобы духовное начало общества не размывалось и люди могли ощущать духовное единство между собой.

Бог желает, чтобы все люди составляли одну семью и по-братски относились друг к другу, ибо «от одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян. 17:26), а потому все они — дети Божий, созданные по Его образу и подобию. Вот почему любовь к Богу и к ближнему — первая и величайшая заповедь, и Священное Писание учит нас, что любовь к Богу не может быть отделена от любви к ближнему: «Ибо…все другие <заповеди> заключаются в сем слове: „люби ближнего твоего, как самого себя»… итак, любовь есть исполнение Закона» (Рим. 13:9—10; см. также 1 Ин. 4:20). Более того, когда Господь Иисус молился Отцу: «да будут все едино… как Мы едино» (Ин. 17:21—22), Он открыл человеческому разуму великие перспективы, которых люди достигнут, объединившись в истине и любви, подобно единению Божественных ипостасей. Поэтому человек может достичь своего полного раскрытия только в жертвенной самоотдаче.

Относительно природы и происхождения общества Церковь имеет следующее мнение:

1. Общество возникает и определяется социальной природой человека, стремлением индивида к установлению общественных связей и отношений.

2. Возникает определенная общность, имеющая в основе своей человека: семья — общество — государство. Общество не мыслится без человека, государство же преуспевает, если люди объединены общими интересами и ощущают себя единым сообществом.

3. Общество призвано способствовать социальному и культурному развитию человека, защищать его от воздействия природных стихий и агрессивных намерений других людей. Однако, как свидетельствует история, общество нередко угнетало человека, ограничивало и порабощало его. Если изначально личность отражала в себе любвеобильный образ и подобие Божье, то общество пытается наложить на нее свой «образ и подобие».

4. Социальные условия и связи, в которые люди вовлечены уже с детства, нередко отвращают их от совершения добра и побуждают ко злу. Очевидно, что деяния, влекущие за собой нарушения социального порядка, отчасти происходят вследствие экономической, политической и социальной несправедливости. Однако при более пристальном рассмотрении становится ясно, что их глубинные причины — в пораженной грехом природе человека, в его гордыне и эгоизме, извращающих и социальную среду. Поэтому можно говорить о социальном, или, как его иногда называют, структурном грехе. Механизм его распространения раскрыт в первых главах Священного Писания (см. Быт. 3). Индивидуальный грех одного человека (Евы) вызвал катастрофические социальные последствия: разрушились связи человека с Богом, между первыми людьми, а также между ними и прочими живыми существами. Наши прародители подпали под власть отрицательных чувств: стали бояться, испытывать недоверие друг к другу и любящему Богу; наконец, ответственность за свой поступок они переложили друг на друга и внешние обстоятельства. От человека грех распространился на весь тварный мир.

5. Создатель являет Свою милость в человеческой добродетели, в ней Он раскрывает Себя как Бог любви и милосердия. Церковь призывает всех людей проявлять любовь к ближнему, особенно к нуждающемуся в помощи и поддержке, сея тем самым в обществе семена добра и любви.

6. Общество — категория не временная. Социальная природа человека сохранит свою актуальность и в вечности. Общественная организация жизни будет существовать и за пределами этого грешного мира. В Священном Писании мы читаем о спасенных как о народе Божьем, который обрел духовное единство с Богом. Мы признаем, что существующий в человеке и обществе грех не позволит прийти к совершенному устройству этого мира, но отсюда вовсе не следует, что необходимо отказаться от стремления реализовать в жизни общества евангельские принципы справедливости и любви.

Социальная справедливость

Церковь считает справедливость одним из главных принципов общественного устройства. Названный принцип основывается на всеобщем предназначении земных благ, достоинстве личности и равенстве людей перед законом. Справедливое общественное устройство требует признания и соблюдения равных прав и свобод граждан, оно должно способствовать раскрытию и реализации потенциала каждой человеческой личности. Подобное равенство не означает одинаковости или даже похожести. Все люди равны по своей природе, но различны по своим физическим, интеллектуальным и прочим способностям.

Церковь выступает последовательным защитником всякого рода справедливости, тем более социальной. Восстановление нарушенной справедливости предполагает не только внутреннее сокрушение и раскаяние, но и адекватные внешние деяния, в том числе и наказание ее нарушителя. В то же время Церковь призывает не только к формальному восстановлению справедливости, но и к восстановлению достоинства личности человека.

Заповеданная Богом справедливость в отношениях между людьми отражена в книге пророка Михея: «О, человек! Сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мил. 6:8), а также в «золотом правиле»» Евангелия: «И так во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ним; ибо в этом Закон и пророки» (Мф. 7:12).

Личность и общественное благо

Справедливый социальный порядок предполагает, с одной стороны, признание достоинства человеческой личности и предоставление ей всего необходимого для полноценной жизни, а с другой — понимание самой личностью того факта, что, поскольку ее благополучие зависит от общего блага, она должна принимать активное, заинтересованное участие в его созидании.

Солидарность

В обществе, как правило, присутствует разлад между личными и общественными интересами. В таких случаях Церковь призывает руководствоваться принципом солидарности, основывающимся на гармоничном сочетании личного и социального. Солидарность преодолевает как индивидуализм, ставящий во главу угла только личную выгоду, так и крайнее проявление коллективизма, нивелирующего личность. Подлинная солидарность есть качество зрелой свободной личности, проявляющееся в ее способности жить в сообществе себе подобных, сотрудничать с ними, делить с ними радости и невзгоды. Писание призывает христиан: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12:15), «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп.2:4). Поскольку солидарность берет начало в самой природе человека, для него должно быть естественным делиться с окружающими всяким своим достоянием — материальным, интеллектуальным и духовным богатством, оказывать им всяческую поддержку.

Тем самым человек участвует в управлении миром, ибо Господь возложил на него обязанность быть ответственным управителем, заботящимся о благе всего живого на земле.

Церковь же проявляет особую солидарность:

■ с Богом, сотрудничая с Ним в деле спасения;

■ с людьми, и особенно с бедными и нуждающимися, всячески помогая им;

■ с народами, строя мирные взаимоотношения. И эта солидарность становится одним из важнейших условий глобального сосуществования и развития наций.

Вспомоществование и взаимная ответственность

Перераспределение средств — одна из сторон экономических отношений в обществе. Дисбаланс в распределении благ обычно приводит к обнищанию большей части населения, а с другой стороны — порождает иждивенческое, безответственное отношение к жизни. В обществе, где развита людская солидарность, существует вспомоществование (субсидирование), когда более сильные и обеспеченные помогают своим слабым и менее обеспеченным согражданам. Эта помощь может оказываться на индивидуальном уровне и на уровне государственном, при помощи налоговой системы. Вспомоществование может осуществляться не только денежными средствами, но и в виде других ресурсов.

Необходимо постоянно развивать самостоятельность индивидуумов и местных сообществ, в то же время призывая их к солидарности ради общего блага. В современном российском обществе вопрос субсидиарное (вспомоществования) является особенно острым в силу традиционного государственного патернализма, который часто сковывал общественную инициативу. Церковь призывает имущих делиться с неимущими, а последних развивать свою самостоятельность и инициативу.