3.4. Церковь и общественно-политическая жизнь

Бог отвел Церкви определенную роль в обществе. Она обладает вечным, неизменным духовным законом и духовными ценностями. Бог наделил Тело Христа, Церковь, особой властью, направленной на распространение на земле принципов Царства Небесного и Евангелия Господа нашего Иисуса Христа. Ввиду этого Церковь не считает для себя приемлемым участие в политической жизни, ибо не может позволить себе проникаться разъединяющим общество духом партийности. Это, однако, не означает, что верующие люди отделены от жизни общества и не могут заниматься общественно-политической деятельностью и таким образом приносить пользу российскому обществу и государству.

В противовес политической борьбе, Церковь проповедует мир и конструктивное взаимодействие людей, придерживающихся различных политических взглядов. Она также допускает возможность различных политических убеждений среди ее священнослужителей и рядовых верующих, за исключением явно противоречащих вероучению Церкви, нормам христианской морали и российскому законодательству.

За каждым членом Церкви сохраняется право на разумный выбор в политических вопросах, в том числе и на поддержку какой-либо политической партии. Однако членам Церкви, вовлеченным в политическую деятельность или избирательные кампании, Церковь советует: в связи с существующими разногласиями между политическими партиями, христианам, желающим баллотироваться на выборах, следует строго придерживаться норм закона и христианской морали и лучше выступать независимыми кандидатами. В этом случае, представляя своих избирателей, они не будут связаны с позицией или курсом какой-либо политической партии и смогут свободно действовать согласно личным убеждениям.

Адвентисты, приглашенные для работы в правительстве (местного, областного, федерального уровней) или баллотирующиеся в качестве кандидатов на выборах, не подвергаются за это критике или осуждению со стороны Церкви. Разве что их деятельность или поведение явно противоречат ее учению и нравственным нормам и приносят ей бесчестие. Оставаясь верными принципам и учению Церкви Адвентистов Седьмого Дня, эти политически активные верующие вправе сохранять за собой статус полноправных членов Церкви.

Служение обществу и стране

Библия свидетельствует о том, что на протяжении всей истории народа Божьего Господь призывал людей, достойных представлять Его весть сильным мира сего. Авраам, Иосиф и Моисей — все они имели дело с царями и правителями своего времени. Мужество Есфири, жены царя Артаксеркса, спасло народ Божий от уничтожения. Даниил был представителем Божьим сначала в Вавилонской империи, а затем при дворе персидского царя Кира и индийского правителя Дария. Апостол Павел нес Евангелие правителям Римской империи. В последующие времена многие великие реформаторы представали перед правителями своего времени для того, чтобы открывать им Божью волю и истину.

Служить добросовестно своей стране — значит следовать примеру библейских героев. Христиане адвентисты следуют новозаветному принципу — всегда верно служить своему обществу, независимо от своего социального положения. Иисус указал на различие между характером земной власти и духом бескорыстного христианского служения, которое отличает Его истинных последователей, говоря: «…цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий» (Лк. 22:25,26).

Христианам, приглашенным для общественного служения, предоставляется возможность использовать свои дары и таланты для блага общества и народа. Лица, достигшие высокого положения в обществе, должны работать для блага всех и «все делать во славу Божию» (1 Кор. 10:31), а не ради собственных интересов. Призыв ветхозаветного проповедника гласит: «Все, что может рука твоя делать, по силам делай» (Еккл. 9:10). Апостол Павел, развивая эту мысль, пишет: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» (Кол. 3:23, 24).

Христианам, занимающимся политической или общественной деятельностью, следует не допускать того, что дискредитировало бы имя Божие или компрометировало Церковь.

Для чего христианин должен или не должен использовать свое высокое положение в обществе? В первую очередь, ему следует использовать свое влияние для защиты высоких нравственных принципов и конституционных норм, защищающих мир, справедливость, законность и порядок. Он не должен использовать свою власть или влияние с целью получения преимуществ для себя лично или своей Церкви. Христианин, будь он политик или общественный деятель, должен оставаться беспристрастным и трудиться на благо всего общества.

Участие в выборах и референдумах

В демократическом обществе выборы — легитимный способ, с помощью которого к участию в управлении страной могут прийти представители народа. Церковь Адвентистов Седьмого Дня не агитирует своих членов голосовать за кого-либо конкретно, советуя каждому поступать по велению христианской совести. Решение, за кого голосовать или кого поддерживать, должно приниматься с молитвой и основываться на том, что, по убеждению верующего, будет самым лучшим для страны, ее граждан, для сохранения свободы и для поддержания высокого духовного уровня общества.

Участие в голосовании является правом христиан как граждан выражать свой выбор, оставаясь при этом верными Божьим заповедям. Христиане призываются участвовать в проводимых выборах, когда это можно делать без ущемления совести, разделяя, таким образом, ответственность за созидание справедливого гражданского общества.

Христиане также могут использовать свое право на участие в референдуме, особенно, когда это дает возможность поддержать мир и порядок в обществе, религиозную свободу, толерантность, а также способствует решению социальных и нравственных проблем.

Предвыборная агитация

Церковь, ее служители, учителя и другие работники не должны вовлекаться в предвыборную политическую борьбу, им следует сохранять нейтральную позицию. Церковная кафедра, церковные издания или церковные собрания никогда не должны использоваться в качестве трибуны для предвыборной агитации. В условиях многопартийности Церковь не вырабатывает рекомендаций в поддержании какой-либо политической партии, она сохраняет нейтралитет, поскольку призвана служить всему обществу. Вместе с тем Церковь Адвентистов Седьмого Дня, не считая возможным свое участие в политической борьбе, оставляет за собой право выступать против национализма, террора, экстремизма и других негативных явлений, осуждать их с религиозно-нравственных позиций.

Воздерживаться от любой политической деятельности — непременное требование ко всем штатным сотрудникам Церкви: согласно Священному Писанию, невозможно по-настоящему служить двум господам (см. Мф. 6:24). Апостол Павел дал молодому служителю Тимофею аналогичный совет относительно опасности совмещения духовных и мирских дел: «Никакой воин не связы-вает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2 Тим. 2:4).

От всех служителей и учителей церковных учреждений требуется, чтобы все свое время они уделяли делам Церкви, воздерживались от любой политической деятельности, в том числе и от агитации за какую-либо политическую партию. Если же священнослужитель пожелает включиться в политическую жизнь, он должен сделать выбор — чему отдать предпочтение, поскольку эти два вида деятельности несовместимы.

Таким образом, человек призван осознать не только свою индивидуальную значимость, но и свое духовное единство со всем обществом. Это единство, с точки зрения Церкви, выражают три степени его ответственности:

1. Человек прежде всего ответственен за свою семью, за ее духовное, материальное и социальное благополучие. Долг государства — создавать такие условия, чтобы человек мог с полной ответственностью заботиться о тех, кто рядом с ним, растить и воспитывать детей, заботиться о пожилых родителях.

2. Семьи не могут жить замкнуто, их благополучие во многом зависит от отношений с окружающими людьми, с другими семьями. Поэтому семья ответственна за возрождение, особенно в городах, духа общинное™ и добрососедства, чувства ответственности за свой двор, улицу, район.

3. Церковь приветствует те общественные инициативы, которые объединяют людей в добровольном труде на благо общества. Это совсем иной, более высокий уровень ответственности. Чувство христианской ответственности за происходящее вокруг может побуждать людей объединяться в общественные организации, ориентированные на благотворительные, социальные, просветительские, правозащитные цели. Церковь ценит добровольный труд своих подвижников, которые ради блага ближних и общества в целом отдают свое время, средства, душевные и духовные силы.