3.5. Церковь и средства массовой информации (СМИ)

Средства массовой информации в современном мире

СМИ не только являются источником информации о разнообразных событиях и фактах действительности, но и способны формировать и изменять представления людей о мире, социальной реальности и о роли человека в нем. Сегодня рухнули некогда непреодолимые культурные и идеологические барьеры. Многообразие мнений и идей, существующих в информационном пространстве, с одной стороны, побуждает людей делать самостоятельный выбор, а с другой — требует терпимого, уважительного отношения к носителям иных взглядов.

Слово

Церковь Адвентистов Седьмого Дня, будучи частью современного общества, не может игнорировать растущее влияние средств массовой информации и не использовать их возможности для исполнения миссии, назначенной Самим Господом: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15).

Могущественным средством исполнения этой миссии является слово. Для религиозного сознания христианина слово означает гораздо большее, чем просто способ передачи информации. Оно является инструментом Божией творческой силы: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст его — все воинство их» (Пс. 32:6). Слово Божье посылается в этот мир как «хлебжизни», благодаря которому человек обретает истинный смысл своего бытия. Словом, посланным в мир, предстал пред людьми Сам Спаситель Господь Иисус Христос: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14). И, наконец, вера человеческая утверждается на слышании слова Божьего: «Вера — от слышания, а слышание — от слова Божия» (Рим. 10:17).

С точки зрения Церкви, слово не должно быть средством пропаганды зла или обмана: «Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства; но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши» (1 Фес. 2:3, 4). В соответствии с этим, основываясь на библейском понимании слова как инструмента просвещения, духовного окормлении и приобщения к познанию Бога, Церковь строит свои отношения как со светскими СМИ, так и с учрежденными самой Церковью.

Нравственная ответственность СМИ

Огромная сила воздействия средств массовой информации на сознание современного человека подразумевает и большую их ответственность. Невозможно отрицать, что благодаря СМИ в обществе произошли позитивные изменения, в том числе, признание прав человека на свободу совести и свободу слова. Однако свобода слова и сила воздействия СМИ становятся орудиями зла, если оказываются забытыми нравственные критерии, если отсутствует культура разумного самоограничения, самоцензуры, если недостает нравственного опыта, направляющего силу слова в русло добра. Церковь отрицательно относится к попыткам некоторых средств массовой информации (в погоне за тиражами и для завоевания аудитории) использовать греховное влечение человека к стяжательству, насилию, сексуальной распущенности и извращению, поскольку под понятием «свобода слова» она видит не просто «свободу от» цензуры, а тем более, не «свободу от» моральных ограничений, но «свободу для» каждодневной жизни в согласии с Божьими заповедями. Такая свобода, основанная на внутреннем духовном опыте христианина, включает в себя и широкую проповедь, в том числе, с использованием СМИ, христианских добродетелей, уважения к правам и свободам человека, основ личной и общественной морали, законопослушания, принципов здорового образа жизни, трудолюбия, любви к своему отечеству, что в конечном счете ведет к исполнению поручения Господа «быть солью земли и светом миру» (Мф. 5:13,14).

Взаимодействие со СМИ

Для плодотворного взаимодействия со СМИ и установления более открытых связей с общественностью Церковь создает на всех уровнях церковной организации специальные отделы информации. Это, однако, никоим образом не ограничивает инициативу, проявляемую со стороны пасторов и членов Церкви, желающих взаимодействовать со СМИ в самых различных формах: публикациях, интервью, участии в теле- и радиопрограммах, беседах и дискуссиях. При ответственном подходе к такому сотрудничеству инициатива, исходящая от отдельных верующих, является исключительно важной и полезной. Предоставляя информацию о жизни и деятельности Церкви как светским, так и учрежденным Церковью СМИ, церковные служители и члены Церкви способствуют тем самым построению открытого российского общества. С другой стороны, в мире, переполненном «плохими новостями» о трагедиях, стихийных бедствиях, военных конфликтах, террористических актах или несчастных случаях, христиане могут быть носителями «добрых новостей», возвещающими о спасительной силе Христа, желающего утешить скорбящих и поддержать утомленных. Весть о Спасителе, основанная на Евангельском учении и личном духовном опыте верующего, наилучшая и наиболее актуальная новость во все времена.

Принципиальной позицией Церкви при сотрудничестве со светскими СМИ и использовании собственных является ее неучастие в политике. Своим призванием Церковь считает проповедь о скором наступлении Царства «не от мира сего» (Ин. 18:36). Церковь считает недопустимым использовать свободу слова и силу его воздействия для борьбы за собственное политическое влияние. Напротив, своим пророческим голосом она призвана направлять внимание соотечественников от земного к горнему. Своими программами и публикациями Церковь утверждает мысль о «многоразличии Божией благодати» (1 Петр. 4:10), о возможности и необходимости мирного сосуществования людей с различными политическими и религиозными взглядами, решительно осуждая любое использование СМИ для распространения клеветы, насаждения духа нетерпимости, вражды, религиозного или политического экстремизма. Возникающие конфликтные ситуации Церковь призывает решать в духе христианской любви и прощения, стремясь сохранить мир и взаимопонимание в обществе. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими» (Мф. 5:9).