IV. Церковь и государство

Государство и Церковь — разнородные организации. Они не должны ни сливаться воедино, ни подменять одна другую. Государство является земным установлением, институтом, одобренным Богом. Впрочем, установление это носит скорее вынужденный вследствие греха и потому временный характер. Государство — институт права, порядка и подавления зла.

Господь есть Бог порядка, Бог, преобразующий хаос, и потому анархия — это восстание и против Бога, и против человека. Поэтому Церковь предостерегает от тех учений, которые во имя мнимой свободы человека порождают хаос. Возможна и другая крайность, когда вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека или какой-либо группы людей. Такое полицейское государство, попирающее свободу человека и достоинство личности, в равной степени, как и анархия, противоречит Божественному замыслу о человеке и государстве. Церковь выступает в защиту человека, его достоинства и права реализовывать свою гражданскую и религиозную свободу, без чего полноценность человеческой личности немыслима.

Церковь также предостерегает и против политики государственного протекционизма в отношении той или иной религии или конфессии, против придания ей статуса государственной. В таком многонациональном и многоконфессиональном государстве, как Россия, подобная политика нанесет ущерб межнациональному и межконфессиональному миру и согласию. Более того, столь тесный союз противоречит библейскому принципу разделения сфер кесаря и Бога (Церкви), а также конституционному принципу отделения религиозных объединений от государства.

4.1. Природа государства

Относительно природы и происхождения государства Церковь имеет следующие суждения:

1. Несмотря на то, что государственная власть обусловлена человеческим грехом, своим происхождением она обязана не злу и сатане, а Богу, ибо «нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1,2).

2. Человек в этом мире не может гармонично развиваться как личность, опираясь исключительно на свои собственные силы. Социальная природа человека понуждает его устанавливать определенные отношения с другими людьми: создавать семью, участвовать в коллективном производстве, учреждать необходимые сообщества и институты, содействуя таким образом всеобщему благу. Подобные отношения должны регулироваться высшей управляющей инстанцией на основе закона и власти, доверенной ей обществом. Именно такой инстанцией и выступает государство.

3. Задачей государства является создание условий для успешного развития индивидов, социальных групп и общества в целом. Все в государственном управлении должно служить общему благу людей, а в конечном счете — каждому человеку, ибо самое ценное, что есть в государстве, — это его граждане.

4. Государственная власть облечена двойным авторитетом: с одной стороны, он исходит от Творца всякой власти — Бога, с другой — власть опирается на политически объединенный в государство народ — на своих граждан.

5. Государственная власть носит принудительный характер, поскольку она призвана противодействовать эгоистическим поползновениям людей обустраивать свою жизнь за счет других. Принудительный характер государственной власти обусловлен присущим человеческой природе злом: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:3,4).

6. Государственная власть ограничена во времени между грехопадением и Вторым пришествием Христа. Другими словами, она, как и многие земные установления, утратит в Царстве Божьем свое предназначение.

Церковь, безусловно, признает исключительную роль государства в поддержании порядка и справедливости, в обеспечении общего блага и блага каждого человека. Она готова, в меру своей компетенции, всячески поддерживать государство в его стремлении служить человеку. Способность государства пресекать зло и содействовать добру является для Церкви основным критерием его нравственной оценки.