4.3. Взаимодействие Церкви и государства

Адвентисты Седьмого Дня поддерживают принцип отделения Церкви от государства (см. Мф. 22:21). Причем это отделение должно реально гарантировать свободу Церкви, а не быть фиктивным, как это имело место в прошлом. С другой стороны, важно понимать, что отделение Церкви от государства не означает ее отделения от общества. Церковь призвана явить миру Христа. В своих отношениях с гражданской властью Церковь полностью полагается на Его пример: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:2) и «Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан…» (Ин. 18:36). Являясь Сыном Бога во плоти, Иисус обладал ни с чем не сравнимой властью на земле. Однако Он никогда не прибегал к принуждению для проповеди Евангелия. Последователи Христа обязаны постоянно об этом помнить.

Отношение Церкви к закону о свободе совести и вероисповеданий

Церковь АСД позитивно оценивает положения Конституции РФ о том, что «Российская Федерация—светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14, пп. 1,2). Адвентисты также считают, что государство может издавать законы, регулирующие различные сферы деятельности религиозных объединений. В то же время они убеждены, что земные власти не имеют права принимать законы, касающиеся вопросов вероисповедания, внутреннего (канонического) устройства религиозных организаций или дающие преимущество какой-либо конфессии. Соответственно, ни одна конфессия не должна добиваться принятия законодательства, обеспечивающего ей односторонние преимущества. Всякий раз, когда духовные руководители искали усиления своих позиций или добивались своего влияния в обществе с помощью гражданских властей, результат был трагичным. Никакая форма религиозного давления через гражданские власти не является богоугодной. Адвентисты также озабочены тем, что отдельные министерства и ведомства подписывают соглашения о сотрудничестве с какой-либо конфессией, исключающие аналогичное взаимодействие с другими конфессиями, тем самым нарушая конституционный принцип равенства религиозных объединений перед законом.

Отношение Церкви к получению финансовой помощи государства

На протяжении долгих лет адвентисты обсуждали вопрос о приемлемости для Церкви финансовой поддержки государства. С одной стороны, Библия предостерегает Церковь от союза с государством. С другой — она учит, что Господь руководит сердцами тех, в чьих руках сосредоточена государственная власть и что Церковь не должна отвергать их помощь для особого рода деятельности.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. предусматривает такого рода помощь: «Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий» (ст. 18, п. 3). Считаем, что религиозные организации могли бы сделать гораздо больше для блага общества при государственной финансовой поддержке их благотворительных и общеобразовательных программ, поскольку тем самым они участвуют в выполнении государственных задач. Однако такая помощь может быть принята, если она не сопровождается ограничением свободы вероисповедания и распространения вероучения, принятых в Церкви норм и принципов ее внутренней жизни, в том числе, самостоятельного избрания руководителей церковных организаций и учреждений и т. д. В то же время Церковь убеждена, что государственное финансирование не должно приниматься с целью использования полученных средств для осуществления религиозной деятельности — проведения богослужений и евангельских программ, издания религиозной литературы или выплаты заработной платы служителям Церкви, поскольку эти сферы деятельности являются чисто религиозными. Исключение представляют случаи, когда духовное служение совершается для тех, чья жизнь находится под полным контролем государства и совершение такого служения невозможно без государственного участия (ИУ, воинские части и т.п.). Для всех других видов деятельности (общеобразовательной, медицинской, социальной) такая помощь для Церкви вполне может быть приемлемой.

Области сотрудничества

Попечение о жизни и благополучии человека и общества — главнейшая задача государства, и Церковь, в меру своей компетенции и возможностей, поддерживает усилия государственных властей в этом направлении. Сотрудничество (не союз) Церкви и государства может строиться только на условиях свободы и добровольности, позволяющих и Церкви, и государству исполнять свою миссию и в конечном счете служить нуждам человека.

В нынешний исторический период наиболее плодотворным сотрудничество Церкви и государства видится в таких областях, как:

1. Поддержка института семьи.

2. Сохранение в обществе основополагающих нравственных норм.

3. Сотрудничество в области культурного, нравственного и духовного воспитания и образования.

4. Забота о здоровье человека. В частности, популяризация здорового образа жизни, профилактика курения, наркомании и алкоголизма.

5. Участие в совместных с государством и общественными организациями социальных программах.

6. Миротворчество и помощь в зонах конфликтов.

7. Диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе и в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений.

8. Работа церковных и светских СМИ по возрождению нравственности, защите прав и свобод человека, свободы совести и религиозной свободы, по укреплению гражданского общества.

9. Содействие толерантности, взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.

10.Дела милосердия и благотворительности. 11 .Деятельность по охране окружающей среды.12. Экономическая деятельность, отвечающая интересам Церкви, государства и общества.

13. Противодействие экстремистским структурам, представляющим опасность для личности и общества.