4.4. Законопослушание граждан. Правонарушения: профилактика и исправление

Христиане Адвентисты Седьмого Дня призваны быть законопослушными гражданами своего государства: «повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело» (Тит. 3:1). В противном случае нарушители законов «сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее» (Рим. 13:2,3).

Повиновение властям

Библия учит христиан повиноваться власти вне зависимости от вероисповедания тех, кто управляет страной: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1). Автор этих слов сам несправедливо страдал и в конце концов погиб от рук римских властей. Однако он всегда учил, что обязанность христианина — повиноваться властям, пока их требования не будут противоречить Божией воле, изложенной в Священном Писании: «Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13:7).Российские адвентисты, будучи законопослушными гражданами, проявляют лояльность по отношению к властям и добросовестно служат своей стране.

Если же государство, вопреки своему предназначению, перестает служить благу общества, препятствует христианам следовать велениям своей совести и своим убеждениям, Церковь оставляет за собой и своими членами право поступать согласно своей совести и принципам, заложенным в Евангелии.

Недопустимость насильственного свержения власти

Христиане не должны участвовать ни в каких действиях с целью насильственного свержения власти, даже если она безнравственна и осуществляет тотальный контроль над своими гражданами. Несомненно, Церковь не может оставаться равнодушной к такому унижению человеческого достоинства и считает для себя возможным не повиноваться противоречащим христианской вере повелениям и обличать власть в недостойном правлении. Тем не менее выступать за насильственное свержение власти для Церкви недопустимо. Бог управляет человеческой историей, Он допускает подъем и падение государств, и потому справедливы слова апостола Павла: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Бо-жию. Ибо написано: „Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»» (Рим. 12:19).

В свое время вавилонский царь Навуходоносор осознал, что «и все живущие на земле ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: „что Ты сделал?»» (Дан. 4:32). Наше упование должно быть возложено на Бога, а не на человека с оружием в руках.

Правонарушения и преступления

Всякое правонарушение, подлежащее суду и наказанию, в конечном счете есть лишь проявление искаженной грехом природы человека: «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9). «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф. 15:19,20). По причине греха, живущего в человеке, он нарушает как Божественные принципы, так и светские законы.

Питательной средой преступлений и беззакония в современном мире, вне сомнения, служат социальные, экономические и политические проблемы, а также слабость государственной власти или же ее коррумпированность. Порой сама власть становится правонарушителем и даже преступником. Особенно опасна ситуация, когда государственная власть совершает преступления, прикрываясь религиозными мотивами.

В то же время Церковь всецело признает право и даже обязанность государственной власти осуществлять антикриминальную деятельность, используя все законные средства для восстановления справедливости и наказания преступника.

Наказание

В современном светском праве сохранились меры наказания, существовавшие в обществе издревле: штраф, исправительные работы, лишение на определенный срок свободы, пожизненное лишение свободы, смертная казнь. Среди них одни виды наказаний носят предупредительный характер, другие — ограждают общество от лиц, совершивших преступление. Наконец, все они (кроме смертной казни), в какой-то мере служат исправлению самого правонарушителя.

К сожалению, в деятельности правоохранительных и судебных органов иногда допускаются ошибки, в результате которых страдают невинные люди, что является не только нарушением принципа справедливости наказания, но и прямым грехом. Что касается смертной казни, то она, по учению Церкви, неприемлема вообще. Жизнь — это дар Божий, поэтому лишение человека жизни, какими бы серьезными соображениями оно ни диктовалось, является тяжким грехом. Нравственное влияние христианства состоит, в частности, в том, что оно воспитало у людей отрицательное отношение к смертной казни.

Иные виды наказания — при условии их справедливости — предоставляют осужденному возможность для переоценки совершенного проступка, а для Церкви — подвигнуть его к спасительному пути покаяния.

Профилактика преступлений и восстановление личности

Церковь считает профилактику преступлений наиболее действенным способом борьбы с преступностью. Однако эффективность профилактики многократно возрастает, когда она не применяется лишь к отдельным, склонным к правонарушениям личностям, но охватывает общество в целом. Коренная причина любого преступления кроется в грехе — нарушении Закона Божьего, противлении голосу совести. После грехопадения прародителей человечество находится в ложном поиске самоутверждения — пытаясь собственными силами достигнуть мира и благоденствия на земле.

Кризис любого общества имеет под собой более глубокую основу — кризис личности. Поэтому Церковь главное внимание направляет на человека. Свою задачу она видит в духовном преображении человеческой личности, в нравственном возрождении каждого конкретного человека и всего человечества.

Объект особой заботы Церкви — лица, принадлежащие к так называемым «группам риска»: люди без определенного места жительства, наркоманы, беспризорные дети и подростки. В каждой из поместных церквей создаются отделы по работе с такими категориями граждан. Главная цель подобных церковных учреждений — помощь в их реабилитации, повышение их социального статуса, обретение материальной самостоятельности и психологической устойчивости. Как пример можно упомянуть благотворительную общественную организацию «Служение семье», осуществляющую большую просветительскую работу в сфере воспитания, образования, взаимоотношений в семье, привития школьникам и молодежи высоких духовно-нравственных качеств. Члены Церкви проводят (в том числе совместно с администрацией образовательных и культурно-досуговых учреждений) беседы, диспуты и встречи.

Церковь осуждает греховные поступки человека, но призывает любить самого грешника. Поэтому, с церковной точки зрения, по отношению к любому правонарушителю, находящемуся под следствием или отбывающему наказание, недопустимы ущемление его основных прав, оскорбление, а также любые формы насилия, тем более пытки.

Сознавая ответственность за жизнь каждого человека и за духовно-нравственное состояние общества, Церковь взаимодействует с правоохранительными ведомствами, например, через Ассоциацию служения осужденным. На основе договоренностей с руководством соответствующих учреждений она осуществляет совместную с их штатными воспитателями просветительскую деятельность, направленную на профилактику рецидивов правонарушений и восстановление полноценной личности. При этом используются самые разнообразные формы: «круглые столы», семинары и курсы по изучению Библии, духовно-нравственные беседы как с сотрудниками правоохранительных органов и администрацией исправительных учреждений, так и с осужденными.

Необходимо также повышать правовую и духовно-нравственную культуру всего нашего общества. Важная роль в этом принадлежит пропаганде библейских принципов взаимоотношений между людьми, юридических знаний. Учитывая возможности СМИ как средства просвещения, Церковь учредила периодические церковные издания духовно-просветительского и социально-правового характера. Еще больший вклад вносят церковные теле- и радиопрограммы, формирующие положительный нравственный настрой во взаимоотношениях с окружающими людьми.