V. Христианская этика и светское право. Свобода совести и толерантность

Сегодня, когда Россия переживает трудное время духовного возрождения, утверждения основ гражданского общества и правового государства, люди надеются и ожидают, что Церковь вновь поможет им обратиться к вечным ценностям, обрести неискаженное видение ориентиров, направляющих к морально чистой, честной жизни.

Достоинство человеческой личности не мыслится вне этических норм. Человек соотносит с ними свои поступки, действия или бездействие. Каждый человек, тем более, верующий, создает иерархию ценностей, основанную на собственных убеждениях, вере и жизненном опыте. Однако нарушение требований нравственности может привести человека к личностному кризису и даже к преступлениям. И тогда в силу вступают нормы права.

5.1. Богословские основания христианской этики

Триединый Бог для христианина — «есть истинный Бог и жизнь вечная» (I Ин. 5:20). Вследствие грехопадения человек утратил связь с Господом, источником всякой жизни, «единым имеющим бессмертие» (1 Тим 6:16). С того момента «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19), которое проявляет себя в болезнях, страданиях, смерти. Таким образом, однажды преступив Божью заповедь, человек оказался дезориентирован в своей духовной и социальной жизни. Чтобы он окончательно не сбился с пути, Господь даровал ему нравственный ориентир — Священный Закон (Десятисловие), являющийся отображением Его всеблагой воли. Благодаря библейской системе нравственных ценностей и помощи Господа человек может обрести единственно верную жизненную перспективу.

Господь Бог, являя Собой полноту совершенства, призывает к этому и человека: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:46). Совершенство, согласно учению Церкви, достигается через веру в Иисуса Христа, стяжание Духа Святого и неизменное следование богоданным заповедям и иным библейским установлениям. Это дарует человеку бесценные благословения — наполняет его жизнь новым содержанием и надеждой: «Если будешь слушать заповеди Господа, Бога твоего, которые Я заповедую тебе сегодня — любить Господа, Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его, и постановления Его, и законы Его… будешь ты жить… и благословит тебя Господь, Бог твой, на земле» (Втор.30:1б). Нарушение же Божественного закона является грехом: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4) и неминуемо влечет за собой духовную и физическую смерть человека: «Ибо возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23).Библейское понимание греха значительно отличается от юридического толкования правонарушения. В Нагорной проповеди Иисус Христос открывает глубину Святого Закона: «Вы слышала, что сказано древним: „не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… Вы слышали, что сказано древним: „не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:21, 22, 27, 28). Господь направляет внимание людей от внешнего — поступка на внутреннее — помысел как проявление греховной природы человека: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф. 15:19, 20).

По причине своей греховности человек не способен собственными силами претворить в жизнь Христовы заповеди. Однако, слыша голос собственной совести, он интуитивно тянется к нравственным ориентирам Декалога: «Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием» (Рим. 7:16—22).

Нередко, совершая греховное деяние, человек заглушает голос совести и оправдывает свой по-ступок внутренними переживаниями или внешними обстоятельствами. Однако христианская позиция в этом плане однозначна — оправдание греха является само по себе грехом, равно как греховно и принятие законов, напрямую отвергающих Божественные нормы этики и справедливости.