5.2. Природа и функции светского права

Источником норм светского права стали нравственные нормы, освященные Божественным авторитетом. Светское право по сути — законодательно закрепленный минимум этических норм, необходимых для общежития. В целом, право представляет собой строго выверенную, упорядоченную совокупность установленных государством норм поведения, обеспеченных мерами принуждения. И в этом его основное отличие от этической сферы. Право всегда выражено в законах государства, оно представляет собой равноформальные требования к поведению людей и не всегда учитывает душевное состояние человека в момент совершения им того или иного поступка.

В светском правосознании основные права личности классифицируются по сферам их проявления: это свободы, социальные права и процессуальные нормы. Носителем основных прав может быть как частное лицо, так и объединение нескольких лиц. Задача государства — защищать то, что, собственно, и определяет в человеке его достоинство, — свободу самостоятельно принимать решения и строить свою жизнь сообразно этим решениям, не нарушая прав других людей. Но возможны и ситуации, когда права человека должны быть защищены от незаконных посягательств государственной власти.

Однако безграничной свободы как отдельно взятой личности, так и любого общественного образования или института не может и не должно быть. Она (неограниченная свобода) неизбежно оборачивается произволом и неконтролируемой деспотией сильнейшего. С точки зрения Церкви, подлинная свобода человека обусловлена послушанием воле Божьей, выраженной в Декалоге и иных библейских установлениях. Десятисловный Закон помогает тому, кто стремится соблюдать христианские заповеди, достичь желаемой свободы от греха. Одним из важнейших признаков правового государства является разделение ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной. Независимость суда в правовом государстве гарантирует реальность прав человека и взаимную ответственность государства и личности. Правовое государство обеспечивает политический и мировоззренческий плюрализм в обществе, что является необходимым условием свободного и разностороннего развития личности.

Христианин и светское право

Христианин нуждается в правах прежде всего для осуществления своего главного предназначения как верующего человека — быть живым представителем Христа в этом мире. Пользуясь правом, он сможет добросовестно исполнить свой долг перед Богом, семьей, обществом, Церковью и государством в соответствии с евангельским принципом «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12:17).

Власти не должны препятствовать отправлению религиозных обрядов, реализации внутренних церковных установлений, а равно и осуществлению церковной миссии, завещанной Христом Спасителем в его словах: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19, 20). Если власть какими-либо способами принуждает членов Церкви отступить от своей веры, подталкивает их к нарушению заповедей Христовых, долг Церкви отвергнуть такие действия. Это ясно следует из слов первых апостолов: «судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян. 4:19,20). Если государственная власть принимает законы, которые существенным образом ограничивают права и свободы личности, а равно противоречат Божественным установлениям, христианин адвентист может законным образом (опираясь на действующее законодательство) выступать против нарушения библейских принципов. Христианам следует с помощью законных мирных средств защищать свои религиозные права и бороться против их ограничения. В случае невозможности законным способом отстоять свои права член Церкви, в согласии с собственной совестью и убеждениями, может следовать своей вере, страдая ради Господа.