VI. Культура в контексте религиозной и социальной жизни

Культура и религия, христианство и культура, Евангелие и современная культура, Церковь и язык веры, понятный современнику и одновременно не противоречащий языку Церкви — эти вопросы всегда актуальны и неизменно вызывают живой интерес как у Церкви АСД, так и в светском обществе.

6.1. Библейское понимание культуры

Понятие «культура» исключительно сложно и емко. Согласно христианскому видению, культура самым прямым образом связана с тем, что составляет содержание религиозной жизни. Такое ее понимание вполне закономерно, поскольку латинское слово cultura сопряжено со словом cultus, смысл которого предполагает также и религиозно-культовое почитание. При внимательном чтении первых книг Библии мы видим, что уже на самых ранних стадиях развития общества культура была неразрывно связана с практикой богопоклонения. Примечателен и важен в этом отношении религиозный опыт Авраама, Исаака и Иакова (Быт. 12:7, 8; 21:33; 26:25, 26; 28:10-22), свидетельствующий о том, что семитская (библейская) культура имела явные религиозные корни.

В замысле Божьем о спасении мира и человека культура, несомненно, играет важную созидательную роль. Изначально, с момента создания всего сущего, Бог поместил человека в особое пространство Едема, которое тот должен был «возделывать» и «хранить» (см. Быт. 2:15). Адам был призван Богом свободно, творчески самоопределяться в этом мире, быть творцом культуры. Согласно первым главам Книги Бытие, потомки Адама стали родоначальниками ремесел и искусств, определивших развитие последующих цивилизаций. Иувал, по словам автора Пятикнижия, был «отцом всех играющих на гуслях и свирели», Тувалкаин «был ковачом всех орудий из меди и железа» (Быт. 4:22). При возведении скинии Завета Господь Сам призывал к участию в строительстве лучших мастеров, умудряя их и раскрывая им Свои замыслы. Обрабатывая землю, воздвигая города, древние земледельцы, градостроители, ремесленники, подражая своему Создателю, закладывали основы как материальной, так и духовной культуры. Будучи образом и подобием Божиим, человек находил отраду и смысл жизни не только в общении со своим Создателем, но и в культурной деятельности, в реализации богоданного творческого потенциала.

Культура и проблема греха

После трагедии грехопадения человека культура обрела не только созидательное, но и деструктивное измерение. Человек в своей гордыне и своеволии отвернулся отБога и стал полагаться главным образом на свой разум (см. Притч. 3:5), объявил себя мерой вещей. Культура постепенно утрачивала свой изначальный статус явления сакрального, в центре которого — Бог, становится по преимуществу секулярной, антропоцентричной и, как следствие, — безусловно, уязвимой.

Опыт двух тысячелетий существования христианства свидетельствует о том, что культура не всегда гармонично сочетается с религией и ее ценностями, хотя при этом и не является заведомо богоборческой. Всевышний продолжает участвовать в великом культуротворческом процессе, осеняя и благословляя всякое созидательное начало в человеке: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1:17).

Богооткровение и культура

С христианской точки зрения, Богооткровение есть акт передачи людям истины, опосредованное культурой того народа, к которому Всевышний обращается со Своей вестью. По существу, это один из важнейших путей взаимодействия Создателя с человечеством. Это, однако, не означает, что культура и ее ценности должны доминировать над собственно религиозной жизнью Церкви и верующего человека. Безусловно, христианин в своей духовной жизни и Церковь в своем самоопределении отдают предпочтение Откровению и религиозному опыту, культура же — это язык, посредством которого Церковь ведет диалог с обществом. Например, высшие образцы классической литературы, музыки, изобразительного искусства выступают союзниками христианства в борьбе за возрождение человеческой души. Так, в бывшем СССР, где религия на протяжении долгих десятилетий официально была исключена из духовной жизни общества, классическая литература, пронизанная христианскими идеалами, помогала многим людям избежать нравственной деградации. Религиозные идеи Достоевского, Толстого, Гоголя, ряда современных писателей открывали перед читателями мир евангельских ценностей и идеалов. В смутные годы господства атеизма эта литература, храня духовный свет, соединяла два мира: религиозный и светский — Церковь и культуру.

С момента своего возникновения истинное христианство не только не подавляет, но, напротив, раскрепощает творческие возможности личности — ее дух, разум, волю. Вера становится не только стержнем духовной жизни человека, но и предпосылкой подлинного творчества. Таким образом, несмотря на противоречивый характер культуры, христианство играет исключительно важную роль в ее становлении и развитии. Культура также j влияет на Церковь как неотъемлемую часть социума. Диалог между Церковью и интеллигенцией, деятелями культуры не только необходим, но и неизбежен.