6.3. Наука и религия: их познавательная и нравственная ценность

Религия и наука: к истории взаимоотношений, В ходе исторического развития общества между религией и наукой порой возникали напряженные отношения и даже конфликты. С древнейших времен наука стремилась к автономии: поначалу она пыталась выйти из-под опеки магии, затем искала независимость от религии. Иногда историческая Церковь поспешно и поверхностно судила о научных достижениях, преследовала отдельных ученых, защищавших новые естественнонаучные теории и идеи, — например, Джордано Бруно. Случалось, что и представители науки, увлеченные своими открытиями, впадали в гордыню разума и переносили критику в адрес исторической Церкви на религию и веру в Бога. Оглядываясь на такие неровные в прошлом отношения науки и религии, нужно всегда помнить, что принципиального, неразрешимого конфликта между ними, безусловно, нет.

Во все времена были выдающиеся мыслители и ученые, которые постигали все сущее в этом мире через призму Священного Писания, исходя из постулата существования Бога как Творца Вселенной. Они не испытывали затруднений в сопряжении своего религиозного опыта с объективными методами научного исследования. Их личная вера не обесценивала принципы науки, а результаты научных открытий не ставили под сомнение основы их веры.

Наука и богооткровение

Историки науки не без основания утверждают, что именно теистическая концепция «двух Книг» (Священного Писания и природы) обусловила начавшийся в XVI веке небывалый взлет науки. Суть этой концепции предельно четко выразил великий русский ученый—энциклопедист М.В. Ломоносов, обозначивший сферы религии и науки, интересы богословов и ученых: «Создатель дал роду человеческому две книги, — писал он. — В одной показал Свое величество, в другой. — Свою волю. Первая — видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество по мере себе дарованного понятия. Вторая книга — Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских боговдохновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учители. А в оной книге сложения видимого мира сего суть физики, математики, астрономы и прочие изъяснители… Нездраворассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по Псалтирю научиться можно астрономии или химии» (Ломоносов М. В.О воспитании и образовании. / Сост. Т.С. Бутори-на.М., 1991. С. 148).

Известные всему миру ученые Ньютон, Кеплер, Галилей, Паскаль, Лейбниц, Шеллинг и многие другие, будучи глубоко верующими людьми, не пытались постичь волю Божью с помощью науки и не по Псалтыри постигали премудрости астрономии или физики. Священное Писание являлось для них безусловным источником Богооткровения. Их оригинальные научные гипотезы и великие открытия вступали в противоречие не с Библией, а с догматическим характером иных церковных ее прочтений.

В то же время важно подчеркнуть, что хотя Священное Писание — не пособие по естествознанию и не собрание точных наук, по которому необходимо сверять достижения науки, однако и оно объясняет явления действительности, но на ином — духовном уровне. Поэтому было бы несправедливо категорически утверждать, что наука расходится в своих выводах с богодухновенными положениями Священного Писания. Только Откровение позволяет объективно осмыслить реальность, в которой мы существуем. Библия говорит нам о Боге как о Творце вселенной: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1:1). На этой фундаментальной аксиоме, исполненной как глубокого богословского, так и не менее значительного философского смысла, строится теистическая концепция христианства в целом и Адвентистской Церкви в частности. В своих поисках ответов на вопросы о возникновении, сущности и развитии жизни Церковь опирается как на Божественное Откровение, так и на открытия конкретных наук. Уже в первых главах Книги Бытие содержатся те идеи, из которых впоследствии будет исходить наука: «Познание добра и зла» (Быт. 2:9) — этическая идея метафизического масштаба; «И сотворил Бог… по роду их» (Быт. 1:21) — идея богатства природы, многообразия ее видов; «И благословил их Бог [мужчину и женщину], и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:27, 28) — идеи демографии и природопользования; «И сказал Бог:… вам сие будет в пищу» (Быт. 1:29) — идея диетологии; «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15) — идея землепользования и др.

Между тем, хотя наука наряду с библейским учением играла и играет чрезвычайно важную роль, из этого не следует, что в их основе лежит единая система ценностей. Напротив, у них порой не только разные исходные предпосылки, цели и задачи, но и в некотором смысле диаметрально противоположные основы: наука, по преимуществу, опирается на знание, полученное эмпирическим или экспериментальным путем, а религия — на знание, обретаемое в опыте веры.

Наука и нравственные ценности

Церковь вынуждена констатировать, что научный прогресс принес человечеству отнюдь не одни только блага, но и целый ряд кризисов и глобальных угроз. Наука оказалась не способной найти пути решения острейших и безотлагательных проблем в сфере экологии, энергетики, экономики, социальной сферы и т. д. Наука стала не только очень ценным, но и опасным инструментом в руках людей, способным уничтожить мир. Для того чтобы наука была ориентирована на созидание и благо общества, ученые должны проникнуться сознанием глубокой ответственности перед обществом за результаты своей деятельности и руководствоваться непреложными нравственными законами, заповеданными Всевышним.

В центре диалога между религией и наукой по-прежнему стоят вопросы о месте человека в мироздании, о смысле и целях его существования. Церковь и научный мир сегодня, как и прежде, должны искать пути к взаимопониманию, к гармонизации своих отношений и, насколько это возможно, совместными усилиями определить круг мировоззренческих и нравственных ценностей, которые будут ориентиром для нашего общества в XXI веке. Только взаимодействие науки и религии может уберечь современную цивилизацию от тех опасностей, которые сегодня угрожают человечеству.

Псевдонаучное и псевдорелигиозное знание

В настоящее время среди многих тревожных явлений в духовной жизни общества отмечается широкое увлечение эзотерическими и псевдорелигиозными учениями, гороскопами, ворожбой, магией и т. п. Мистика и оккультизм все больше овладевают сознанием современного человека. Причем порой они находят поддержку даже среди некоторых ученых.

Священное Писание, которое является мерой всех вещей для христианина, отрицательно относится к оккультизму, к эзотерическому знанию и носителям отрицательной мистики — «прорицателям, гадателям, ворожеям, чародеям, обаятелям, вызывающим духов, волшебникам и вопрошающим мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего»(Втор. 18:10—12). «Не должен находиться у тебя, — пишет автор Пятикнижия, — проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь» (Втор. 18:10). «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19:31).

Осуждая ложное учение и практику древневавилонских астрологов (см. Ис. 47) — «наблюдателей небес», — «звездочетов и предвещателей по новолуниям», Бог предостерегает израильский народ от опасного соблазна предпочесть манипуляции человека вместо того, чтобы довериться во всем Всевышнему: «…Дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну, и звезды, и все воинство небесное, не прельстился, и не поклонился им, и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» (Втор. 4:19).

Пророк Исайя, обращаясь к народу от имени Бога, осуждает все формы оккультной практики и указывает на источник подлинной духовности: «И когда скажут вам: „обратитесь к вызывате-лям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям», — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?» (Ис. 8:19).

Церковь АСД крайне отрицательно относится к подобным «феноменальным явлениям», которые в нашей стране стали возможными вследствие многовековой государственной монополии на идеологию, запрета на свободный и осознанный выбор человека и слабого просвещения общества Церковью. Духовный голод невозможно утолить оккультными науками: ясновидением, магией или астрологией. Пропаганда оккультно-мистических практик как панацеи от проблем нашего нестабильного общества чревата тяжкими и необратимыми последствиями как для отдельного человека, так и для страны в целом.

Согласно христианскому, библейскому мировоззрению, Бог создал человека свободной личностью. Но добровольное подчинение своего разума и воли силам зла в конечном счете порабощает человека. «Чем гадка религиозная идея спиритизма, — писал Ф. М. Достоевский в эпоху повального увлечения людей оккультными науками, — кражей вашей свободы, и они (адепты «тайного» знания. — прим. ред.) говорят, что это сошествие Духа Святого! Никогда Бог не позволит сделать такой ужасной вещи… с человеком!» (Неизданный Достоевский. Записные тетради 1875—1876 гг. //Лит. наследство. М.: Наука, 1971. С. 392).

Церковь предлагает человеку самый надежный способ обретения духовного и физического здоровья. Он — в полном доверии к Создателю, Который может восполнить все его нужды. Каждый служитель и член Церкви должен проявить особую заботу о людях, оказавшихся в беде. Необходимо своевременно наставлять и предупреждать не только паству, но и людей, далеких от Церкви, об опасных последствиях приобщения к «эзотерическому знанию».