VII. Современная экономика и христианские ценности

7.1. Проблемы современного экономического развития и достоинство личности

Священное Писание раскрывает основные условия экономического благосостояния личности и общества, следование которым в большой степени определило состояние экономики развитых христианских стран.

Человек является средоточием и целью всякой экономической деятельности, поэтому все в ней должно быть подчинено не «интересам производства», а потребностям человека. Действительная цель экономики — не постоянно растущее производство материальных благ, а удовлетворение разумных потребностей людей.

Церкви не свойственно давать какую-либо оценку экономической ситуации в современной России и мире, тем более выдвигать собственную стратегию экономических реформ. Однако она обеспокоена теми негативными тенденциями в экономике нашей страны, которые тяжело отражаются на положении отдельной личности и общества в целом:

Отчужденность и обезличивание человека

Развитие экономических отношений на современном этапе привело к отчуждению человека от средств производства и низвело его с положения соработника Божия до безликого «фактора производства», «расходной статьи» в статистическом отчете. Неравноправный доступ к материальным благам сковывает хозяйственную инициативу людей, часто вызывает зависть и, как следствие, многих толкает на преступления.

Церковь призывает всех, кто сегодня причастен к организации общественного производства, не допускать обезличивания человека, создавать условия, позволяющие ему сохранять собственное достоинство и чувствовать свою востребованность. Это необходимо и в интересах самого производства, ибо только зрелая личность может творчески, ответственно и продуктивно трудиться.

Эксплуатация живого труда

Высокий уровень эксплуатации живого труда, зарплата, не всегда обеспечивающая прожиточный минимум, несвоевременность ее выплаты снижают заинтересованность человека в ответственном и продуктивном труде. В современной России это является одним из сдерживающих факторов экономического развития. Церковь указывает, что принципы Слова Божия должны стать руководящими в регулировании отношений между работодателями и работниками: «Горе тому, кто … заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его» (Иер 22:13; Втор. 24:14, 15; Иез. 18:8) как залог успешного развития экономики страны.

Экономическая зависимость человека

Вынужденная погруженность в заботы о земных благах приводит современного человека к утрате духовной свободы. Церковь предостерегает от разочарования, которое может постигнуть тех, кто забывает о своей душе, о простом человеческом счастье и радости общения с людьми.

Ситуация на рынке труда

Каждый человек вправе свободно выбирать сферу деятельности для реализации своего профессионального потенциала. Однако сегодня многие люди вынуждены соглашаться на работу, несоответствующую их специальности и квалификации. Наиболее часто это происходит с людьми старшего поколения, занимавшимися в прошлом интеллектуальным трудом. В силу различных причин, оказавшись сегодня не у дел, они ради «хлеба насущного» вынуждены обучаться тому, что раньше не входило в сферу их интересов (например, умению торговать). Совершенствование служб трудоустройства и социальной адаптации могло бы смягчить остроту этой проблемы.

Проблема миграции

Множество людей сегодня находятся в поиске лучших условий жизни и труда. При этом возникает двусторонняя проблема: с одной стороны, трудность принятия мигрантами иной культуры, с другой— психологический барьер в отношении к ним коренных жителей. Ограниченность рынка труда обостряет эту проблему, часто порождая враждебность, ксенофобию и нередко дискриминацию. Учитывая многонациональный характер России, особенно важно делать все возможное для избежания подобных конфликтов. Необходимо поощрять у коренных жителей терпимость, а у мигрантов — стремление более мягко и органично включаться в общественную жизнь их нового места обитания.

Проблемы рыночной экономики

Неотъемлемой стороной рыночной экономики является конкурентная борьба, в которой побеждает сильнейший, а слабый терпит поражение, чреватое человеческой трагедией. Поэтому Церковь убеждена в необходимости разумного сочетания свободы рынка с государственным регулированием экономических отношений посредством соответствующего законодательства. Необходимо также более эффективно использовать научно-технический потенциал и экономические ресурсы России для решения социально-экономических проблем и повышения уровня жизни людей.

Экономический рост и неравенство

Развитие экономики, к сожалению, не приводит автоматически к победе над бедностью, недоеданием и другими социальными бедами. Принцип всеобщего предназначения земных благ, которые Господь вверил человеческому попечению, давно нарушен. Поэтому Церковь обращается к тем, в чьих руках сосредоточены земные богатства: Господь откроет перед вами широкие горизонты, если вы признаете справедливость принципа «Испытайте меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка» (Мал. 3:10)и действительно будете проявлять верность Божьим установлениям и заботиться о людях. Прежде всего, эта забота должна выражаться в создании новых рабочих мест, в возвращении человека к активной социальной и экономической деятельности. Необходимо помнить, что развитие экономики должно служить не только увеличению производства и прибыли, но достижению главной цели — благу человека и общества.

Ограниченность ресурсов и человеческие потребности

Известно, что при общей ограниченности земных ресурсов нужда в них постоянно возрастает. В таких условиях всякая расточительность и небрежность в их использовании непозволительны. Ограниченность ресурсов побуждает и ради будущих поколений к бережливому использованию всего того, что Богом вверено в человеческие руки. Сегодня все чаще приходится говорить о необходимости экологичности производства, ибо это жизненно важно не только для нас, живущих сейчас, но от этого зависят жизнь и благополучие тех, кто нам так дорог, — наших детей.

Экономика и этика

Характер взаимозависимости экономической деятельности и нравственности не всегда был ясен. Утверждалось даже, что «сумма частных пороков рождает общественную выгоду». Другими словами, этичное поведение якобы препятствует свободному развитию экономики. К счастью, сегодня все более очевидной становится обратная зависимость: чем нравственно достойнее ведет свою экономическую деятельность организация, даже поступаясь сиюминутными выгодами, тем больше у нее шансов в стратегическом выигрыше. Церковь всегда призывала к честному, ответственному ведению дел, к заботе не только о частном, но и общественном благе.

Положение крестьян

Уровень благосостояния сельского населения России, к сожалению, был и остается ниже городского. В настоящее время решение социальных проблем села также не считается приоритетным. Вместе с тем так необходимый крестьянский труд очень тяжел, он требует огромных ресурсов и терпения. Церковь, заботясь обо всех людях, призывает к преодолению диспропорции в развитии города и села, дабы каждый имел возможность реализовать себя и вести достойную жизнь.

Библейское понимание хозяйственной деятельности

В Священном Писании и истории Господь предстает не только и не столько как непостижимая трансцендентная Личность, но как Бог, раскрывший Себя в земных трудах Своего Сына. Экономические отношения, как и все, что окружает человека, находятся в ведении Творца. «Мое серебро и Мое золото, говорит. Господь Саваоф» (Агг. 2:8).

Господь желает, чтобы человек никогда не забывал, Кто является подателем земных благ: «чтобы ты не сказал в сердце твоем: „моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие «, но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим» (Втор. 8:17),

Взаимная выгода и взаимное согласие в товарно-денежных отношениях являются выражением принципа равного достоинства людей, способом возвращения утерянного восприятия человека как ближнего. «Если будешь продавать что ближнему своему или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга» (Лев. 25:14).

Библейским основанием таких отношений является любовь к ближнему, выражаемая:

■ в недопущении обмана друг друга;

■ в отсутствии давления друг на друга;

■ в неприемлемости использования ближнего как средства своего обогащения;

■ в реализации нравственного требования справедливости — равного учета интересов сторон;

■ в сохранении права частной собственности и свободы сторон (продавца и покупателя).

В результате грехопадения и разрыва гармоничных отношений между человеком и Богом разрушилась и гармония отношений между людьми, между человеком и окружающей природой. Так возникло противоречие между Божественным планом мироустройства и человеческим трудом. Призванный быть сотворцом и Божьим управляющим, человек своей деятельностью часто наносил вред природе, от чего страдал и сам.

Иисус Христос Своей жертвой преодолел неспособность людей исполнить волю Божию, в том числе и в экономической деятельности. Восстановленная связь между человеком и Богом вновь открывает возможность гармоничных отношений человека с природой и успеха в труде.

Экономические отношения, основанные на библейских принципах, позволяют достичь гармоничного развития человеческого сообщества: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, ко чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка» (2 Кор. 8:13—15).

Христианские ценности в экономической деятельности

Положительное влияние протестантской этики на развитие экономической деятельности является очевидным. Раскрытие ценности земного труда было одним из достижений Реформации XVI века. Бережливость, трудолюбие, рациональное ведение хозяйства, стремление к умножению дарованных Богом человеку средств как Своему управителю, а также личная скромность и рачительность — вот лишь некоторые деловые и нравственные качества, которые характеризуют облик протестанта-труженика. Церковь АСД, признавая свое духовное родство с реформационным движением и высоко ценя указанные выше качества, наряду с ними подчеркивает необходимость солидарности между людьми и заботы о бедных. Главнейшая цель экономики — благо человека, а не само по себе умножение богатства. Церковь АСД не разделяет также представления некоторых теологов-реформаторов о предопределении человека и не видит в богатстве особого знака Божьей милости и избранничества. Церковь считает, что Христовы любовь и милость принадлежат всем в равной мере, и поэтому экономическое благополучие не может служить мерилом или видимым знаком спасения.

Церковь считает своим долгом помогать современному человеку в обретении духовных сил для хозяйственной деятельности (своей, семейной, общественной), основываясь на принципах Слова Божия.